Министр образования Дмитрий Ливанов уходит в отставку, согласившись с решением президента Владимира Путина. Его сменит Ольга Васильева, ранее работавшая в администрации главы государства. Сам бывший министр будет курировать экономические связи с Украиной. Ливанов - один из наиболее критикуемых министров в правительстве. Согласно опросам, его деятельность россияне оценивали на 2,6 балла. Кроме того, за его отставку неоднократно выступали депутаты. «Лента.ру» вспоминала, чем запомнился министр Ливанов, и размышляла о том, что ждать от его преемницы.
Лечение РАН
Больше всего Ливанов запомнится реформой Российской академии наук. Соответствующий законопроект внезапно возник в конце июня 2013 года, став неприятным сюрпризом для российских ученых. Главная претензия была в том, что реформа разрабатывалась без участия самих сотрудников РАН, а избранный в конце мая 2013 года президентом академии Владимир Фортов на первых порах не допускался к участию в обсуждении.
Реформа подразумевала формирование «большой РАН», куда вошли бы РАН, РАСХН и РАМН, а также создание агентства научных организаций. Законопроект о реформе РАН был принят в первом чтении в июле 2013 года. После вмешательства академика Евгения Примакова и его встречи с президентом Владимиром Путиным, глава государства пообещал учесть мнение ученых при подготовке следующих версий законопроекта.
Спустя пару дней закон был принят и во втором чтении. Однако через некоторое время его откатили обратно, что, впрочем, не снизило градус недовольства среди ученых. Даже перенос рассмотрения второго и третьего чтений ученое сообщество не успокоил, положив начало митингам и выступлениям, в том числе и несанкционированным.
Больше всего академики были недовольны пунктом закона, согласно которому институты подчинялись федеральному органу исполнительной власти - так называемому Федеральному агентству научных организаций. Несмотря на активное сопротивление, закон все-таки был принят в этой версии (второе и третье чтения прошли в сентябре 2013 года).
Отныне ФАНО управляло Академией наук и распоряжалось ее имуществом. Вскоре был назначен глава агентства - финансист Михаил Котюков. На откуп РАН отдали функцию экспертизы. Тем не менее на сделки с имуществом академии был наложен годовой мораторий, впоследствии неоднократно продлевавшийся.
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»
Реформа РАН не завершена по сей день. Создано немало совещательных органов (например НКС), а российские ученые утонули в пучине документооборота. Тем временем ФАНО продолжает измерять эффективность работы подведомственных институтов, разрешать имущественные противоречия и объединять научные учреждения в укрупненные структуры. А также заниматься восстановлением ИНИОНА, который сгорел в январе 2015 года.
Не конкуренты
Не сопутствовала удача и проекту повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». В 2013 году было отобрано 15 университетов, которым выделили 42 миллиарда рублей (впоследствии добавили еще 2,5 миллиарда) на повышение конкурентоспособности и попадание в топ-100 лучших университетов по версии ряда образовательных рейтингов. В 2015-м в программу добавили еще шесть университетов, и правительство постановило ежегодно выделять на проект 14,5 миллиардов рублей.
В ноябре 2015-го были подведены первые итоги «5-100»: вице-премьер Ольга Голодец заявила о серьезных успехах российских вузов и завоевании высоких позиций в рейтингах. Однако в январе 2016-го программу подвергли критике в Счетной палате: там сообщили, что ни один из вузов, получивших деньги, так и не смог добраться до первой сотни рейтинга мировых университетов.
В частности, выяснилось, что в 2014 году одни вузы получили от Минобрнауки больше обещанного, а другие - меньше. Досталось и вузам - некоторые либо неправильно использовали выделенные средства, либо не использовали их вовсе. В Минобрнауки с претензиями не согласились, и реализация проекта продолжилась.
Диссергейт
С именем Дмитрия Ливанова будет ассоциироваться и полная скандалов кампания по борьбе с плагиатом в диссертациях. В этом ему помогал его заместитель Игорь Федюкин. В начале 2013 года комиссия, возглавляемая Федюкиным, в ходе проверки докторских и кандидатских диссертаций по истории, защищенных в Московском педагогическом государственном университете, выявила многочисленные нарушения. В то же время в этом направлении активно работало вольное сетевое сообщество «Диссернет». По итогам расследования, 11 человек были лишены ученых степеней.
Волна борьбы с плагиатом нарастала. Обвинения в некорректных заимствованиях были выдвинуты многим общественным деятелям и политикам. В результате глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шамхалов покинул свой пост. Волна негодования со стороны обвиненных в плагиате нарастала, и уже в мае 2013 года Федюкин ушел в отставку. Работа его комиссии фактически остановилась, а обвинения в плагиате посыпались на людей из окружения Ливанова по МИСиС.
Спаси и сохрани
Диссертациями с плагиатом и скандалами с вузами и РАН дело не закончилось. В 2015 году в России в качестве научной специальности была утверждена теология. Это произошло после просьбы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выступавшего перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. Эта инициатива вызвала широкое недовольство в научном сообществе. В ВАК пообещали, что экспертная комиссия для присуждения соответствующих ученых степеней будет создана лишь к 2017 году. Однако все случилось гораздо раньше - 11 августа 2016 года.
Слияние и сокращение
Не оставил без внимания Дмитрий Ливанов и школьное образование. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в этой области основные реформы - ЕГЭ, новый образовательный стандарт, оптимизация образовательных учреждений - начинал и развивал его предшественник - Андрей Фурсенко. Ливанов просто продолжил его начинания.
Все шпильки и плевки по поводу введения ЕГЭ достались именно Фурсенко. К приходу Ливанова система Единого экзамена уже работала без существенных сбоев. Министр лишь наставлял Рособрнадзор на дальнейшее ее совершенствование. И в этом, к слову, преуспел. Именно при Ливанове был побежден ЕГЭ-туризм, а количество списывающих сократилось многократно. В том числе за счет применения технических средств - видеокамер и глушилок сотовой связи.
На этом позитивные впечатления, похоже, заканчиваются. Школьная реформа встретила массу отрицательных откликов в педагогическом и родительском сообществе. На митинги против изменений в этой области выходили тысячи человек. Однако заметных результатов противникам реформы добиться не удалось.
Большинство бюджетных образовательных учреждений перешли на так называемую систему госзаказа: то есть школе для того, чтобы получать финансирование, необходимо демонстрировать свою рентабельность. Если раньше на объем финансирования влияли статус учреждения, достижения его учеников и социальная значимость, то теперь первоочередной критерий оценки - количество школьников. От такой оптимизации в первую очередь пострадали сельские школы. Там, где не удавалось заполнить классы, школы просто закрывали.
Параллельно начался процесс укрупнения школ и слияние их в образовательные центры. Реформа уравняла спецшколы, гимназии с уклоном и обычные среднеобразовательные школы, лишив продвинутые учреждения права на дополнительное финансирование углубленного изучения предметов, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание и т.д. Уравнительную модель опробовали в Москве. В результате лучшие московские школы, занимавшие верхние строчки рейтингов, оказались на грани банкротства.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Не учебником единым
Еще одна неоднозначная образовательная инициатива времен Ливанова - единый учебник истории. В 2013 году Владимир Путин предложил подумать о создании учебников, в которых история страны подавалась бы в рамках единой концепции, в рамках взаимосвязи всех этапов российской истории и уважения ко всем страницам нашего прошлого. За реализацию взялось Министерство образования, соответственно под огнем критики оказался и глава ведомства. В частности оппоненты заявляли, что стремление навязать школьникам единый взгляд на историю страны возвращает нас во времена всеобщего единомыслия.
Перед создателями учебников стояла непростая задача. Им предстояло рассказать школьникам о таких неоднозначных эпизодах нашей истории как сталинские репрессии, пакт Молотова-Риббентропа, война в Чечне. Очевидно, в процессе написания коллектив авторов столкнулся с неразрешимыми противоречиями и единый учебник так и не появился. В августе 2014-го Ливанов заявил, что вместо линейки учебников будет разработан «единый историко-культурный стандарт», на который будут опираться авторы всех учебных пособий.
Кадровый патриот
В отличие от Ливанова, пришедшего в министерство из Института стали и сплавов, Ольга Васильева - крепкий гуманитарий. Собеседники «Ленты.ру», рассуждая о новом главе ведомства, указывают на академический опыт Васильевой: она успела поработать в различных учебных заведениях. Кроме того, у нее есть опыт взаимодействия и с сугубо научными структурами. У нового министра несколько дипломов - сначала она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры, а затем исторический факультет в педагогическом институте и факультет международных отношений в Дипакадемии. В самом конце 80-х будущий министр отучилась в аспирантуре Института российской истории РАН.
Сферой научных интересов Васильевой называют историю православной церкви. К примеру, в своей кандидатской диссертации она рассказывала о «патриотической деятельности РПЦ» в годы Великой Отечественной. Все неспокойные девяностые Ольга Васильева проработала в Центре истории религии и церкви исторического института РАН. Уже набрав академический опыт, в 2002 году она возглавила кафедру религиоведения в Академии госслужбы при президенте.
Десятилетие спустя ее назначили замдиректора департамента культуры в российском правительстве, еще через год - на сопоставимую позицию в управлении по общественным проектам Администрации президента (АП).
У этого подразделения нет большого бюджета или широких полномочий, отмечали СМИ. Задача этой структуры в первую очередь состоит в обеспечении координации - с ведомствами, правительством, вузами и представителями профессионального сообщества. Немаловажным представляется такой факт - управление курирует первый замглавы АП Вячеслав Володин, который, как отмечают источники «Ленты.ру», не раз отмечал профессиональные качества Васильевой.
Коллеги Васильевой обращали внимание, что она не прекращала преподавательскую деятельность на протяжении всей карьеры, в том числе работая в АП. В Академии народного хозяйства она до сих пор числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений и читает курсы лекций на религиозную тематику - например, о государственно-церковных отношениях. Перечень публикаций соответствующий - упоминается, в частности, материал о политическом управлении этнокультурным процессом.
Научные интересы профессора Васильевой сказывались и в ее деятельности после перехода из академической среды на административные посты. Она регулярно выступала на мероприятиях, где обсуждались вопросы идеологического толка. Так, она посещала организованные Общероссийским народным фронтом дискуссии по поводу «консерватизма как идеологии развития».
Непосредственно образовательных вопросов Васильева, однако, на публике касалась нечасто и под специфическим углом. Например, замглавы управления АП читала лекции о патриотизме. Тогда она приводила в пример патриотическое образование в США, где утро во многих школах начинается с клятвы верности национальному флагу.
В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».
Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.
Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.
Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.
Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.
Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.
Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...
Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».
Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.
Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.
Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.
В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.
Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.
С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».
Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.
ТАСС-ДОСЬЕ. 19 августа 2016 г. президент России Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Дмитрия Ливанова с поста министра образования и науки РФ и назначением его на пост спецпредставителя главы государства по торгово- экономическим связям с Украиной.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о министрах образования в РФ с 1990 г.
Эдуард Днепров
Первым министром образования в России 14 июля 1990 г. стал Эдуард Днепров (1936-2015). Выпускник Ленинградского Нахимовского военно-морского и Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, в 1958-1971 гг. служил на боевых кораблях Северного и Балтийских флотов. Одновременно окончил филологический факультет Ленинградского университета. После увольнения с военной службы в 1971 г. работал в НИИ Общей педагогики Академии педагогических наук СССР, был главным редактором издательства "Педагогика".
В 1988 г. возглавил временный научно-исследовательский коллектив "Школа" при Госкомитете по народному образованию СССР. В 1990 г. был избран на пост главы Минобразования Верховным советом РСФСР (первый и единственный избранный министр образования). При его участии была разработана концепция новой реформы образования, принят закон "Об образовании" 1992 г., открыты первые негосударственные образовательные учреждения.
На посту главы министерства находился 874 дня. 4 декабря 1992 г. Днепров покинул ведомство, был назначен советником президента РФ Бориса Ельцина по вопросам образования, затем перешел на научную работу. Занимал пост директора Федерального института планирования образования, был профессором Высшей школы экономики. Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. Скончался 6 февраля 2015 г.
Евгений Ткаченко
С 23 декабря 1992 г. по 14 августа 1996 г. министерство возглавлял Евгений Ткаченко. До назначения занимал должность ректора Свердловского инженерно-педагогического института. В годы его руководства ведомством в России был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений; частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.
Занимал пост министра 1330 дней. После ухода из правительства занимается научной деятельностью. Входит в состав президиума Российской академии образования и экспертный совет Высшей аттестационной комиссии. Доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.
Владимир Кинелев
14 августа 1996 г. министром общего и профессионального образования был назначен Владимир Кинелев, бывший председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию (1993-1996) и заместитель председателя правительства РФ (январь-август 1996 г.). Под его руководством были разработаны государственные образовательные стандарты, введены новая классификация высших учебных заведений, создана единая система общего и профессионального образования.
Занимал пост 563 дня, 28 февраля 1998 г. ушел в отставку. Затем возглавлял Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва). С 2008 г. - научный руководитель Российского нового университета по информационным технологиям и дистанционному образованию, заведующий кафедрой ЮНЕСКО. Академик Российской академии образования, заслуженный инженер Российской Федерации.
Александр Тихонов
Наименьший срок - 212 дней - во главе министерства общего и профессионального образования находился Александр Тихонов, бывший первый заместитель главы ведомства. Он был назначен на пост министра 2 марта 1998 г. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. 30 сентября 1998 г., после отставки правительства Сергея Кириенко, покинул пост.
До 2013 г. возглавлял Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, заведовал кафедрой "Материаловедение электронной техники" Московского института электроники и математики (МИЭМ). После того как в 2012 г. МИЭМ вошел в структуру Высшей школы экономики, Тихонов был назначен научным руководителем - директором МИЭМ НИУ ВШЭ. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии образования.
Владимир Филиппов
30 сентября 1998 г. министром общего и профессионального образования РФ был назначен Владимир Филиппов (с 25 мая 1999 г. - министр образования), ректор Российского университета дружбы народов. Под его руководством была принята программа по модернизации российского образования до 2010 г. Среди ее основных положений - введение ЕГЭ, разработка новых стандартов общего среднего образования, введение многобалльной системы оценок учащихся, введение целевого приема в вузы, сертификация учреждений высшего образования, разработка нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования, внедрение государственных именных финансовых обязательств и др.
Возглавлял министерство 1987 дней, 9 марта 2004 г. покинул пост. Вновь возглавил Российский университет дружбы народов. В 2013 г. назначен председателем Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ. Академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор.
Андрей Фурсенко
9 марта 2004 г. Владимира Филиппова сменил Андрей Фурсенко, бывший первый заместитель министра, врио министра промышленности, науки и технологий РФ. На посту главы Министерства образования и науки продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению РФ к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.
Фурсенко установил рекорд по пребыванию на посту главы ведомства - 2995 дней. После ухода из правительства был назначен помощником президента РФ Владимира Путина, курирует вопросы научных фондов и грантов для ученых. С 2013 г. возглавляет попечительский совет Российского научного фонда. Доктор физико-математических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.
Дмитрий Ливанов
Новым руководителем ведомства 21 мая 2012 г. стал бывший заместитель Андрея Фурсенко, ректор Московского института стали и сплавов, доктор физико-математических наук Дмитрий Ливанов.
На посту главы ведомства инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за активное развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, оптимизацию их работы и сокращение доли бюджетных мест, модернизацию дошкольного образования, введение электронных версий учебников, повышение зарплат работникам образования и др.
19 августа 2016 г. во главе министерства его сменила Ольга Васильева, заместитель начальника управления по общественным проекта Администрации президента РФ.
Владимир Путин уволил Дмитрия Ливанова с должности спецпредставителя Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной . Соответствующий указ №570 опубликован на официальном портале правовой информации.
Должность была во многом номинальной. Дмитрий Викторович тихо протирал филейной частью кресло в московском офисе. Но и тут, говорят, успел отметиться с наихудшей стороны.
Физик-теоретик, инноватор и оптимизатор Ливанов в 2012-16 годах занимал пост министра образования и науки Российской Федерации. Педагоги и учёные до сих пор поминают "Чубайса от образования" крепким словцом. Самые безобидные эпитеты, встречающиеся в разговорах - враг, дурак и хам.
"Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно! " - провозгласил Ливановна первом заседании Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах 8 июля 2014 года. Он резко критиковал закон Димы Яковлева (предусматривающий запрет на усыновление российских детей американцами), выступал против единого учебника истории и уроков патриотизма в школах, активнейшим образом продвигал ЕГЭ, лоббировал идею сокращения числа мест в государственных образовательных учреждениях и т. д. Интенсивно шла бездумная реорганизация школ и вузов ("Уменьшение числа школ в российских городах не влияет на качество образования ", - сказал министр 26 августа 2015 года), Ливанова обвиняли в целенаправленном уничтожении педагогических вузов. Отдельная тема - масштабная реформа РАН с выводом имущества в загребущие ручонки ливановских мальчиков из ФАНО (упразднено 15.05.2018).
Ещё весной 2013 года все четыре фракции Госдумы признали работу Ливанова неудовлетворительной, три фракции - КПРФ, ЛДПР, СР - подписали обращение к Путину с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей работы Ливанова в должности министра образования и науки, тогдашний спикер ГД Сергей Нарышкин подчеркнул, что "эту позицию поддержала и фракция «Единая Россия» "; чуть ли не единственным публичным защитником Ливанова выступил глава кабмина Дмитрий Медведев. Депутат Госдумы от ЕР Владимир Бурматов требовал привлечь г-на министра к уголовной ответственности за хищения, происходившие в МИСиС в бытность Ливанова ректором (2007-12).
Но лишь 19 августа 2016 года Ливанова освободили от должности министра. В этот же день его назначили спецпредставителем Президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной. Вместо Михаила Зурабова - бывшего посла России на Украине, экс-министра здравоохранения и социального развития РФ, экс-руководителя Пенсионного фонда РФ, экс-советника Бориса Ельцина по социальным вопросам, крайне одиозного персонажа, успешного бизнесмена и владельца крупнейшей сети аптек в Киеве.
Пока Ливанов занимал пост министра, в пятёрку богатейших министерских жён входила его супруга. Надо полагать, что и за время работы мужа спецпредставителем она не превратилась в нищеброда. Ольга Анатольевна Мордкович принадлежит к московской обеспеченной семье (папа Анатолий Григорьевич Мордкович занимается автоматизацией в сфере энергетики, генеральный директор, соучредитель ООО "АСУ-ВЭИ", работающего с ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "РусГидро" и другими гигантами; в 2013-м награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени). Училась Ольга в знаменитой математической школе №57, часто именуемой "еврейской школой" (место недавнего громкого педофильского скандала) . Среди её одноклассников были, к примеру, будущий олигарх (Группа Русагро), сенатор, член президиума Российского еврейского конгресса и спонсор Еврейского музея и центра толерантности Вадим Мошкович или будущий миллиардер, владелец отеля "Метрополь" и крупнейшей в России сети бизнес-отелей AZIMUT Hotels , член Попечительского совета Еврейского музея и Центра толерантности , крупный землевладелец Александр Клячин , которого пресса именовала "наиболее агрессивным поглотителем", колхозным рейдером". В 1991 году Мошкович пристроил подругу Мордкович "главкомпьютерщиком" в Конгресс бирж Константина Борового, с чего началась её динамичная карьера. Далее г-жа Мордкович пребывала на заметных должностях в различных компаниях ("Релком", "Голден Телеком", "Совам Телепорт", Protek и др.), делала первый в России сайт о выборах, где результаты голосования публиковались онлайн, вышла замуж за будущего министра образования Дмитрия Ливанова. В 2004 году тот возглавил Департамент государственной научно-технической и инновационной политики в Министерстве образования - одновременно Мордкович возглавила департамент биллинга и IT в операторе мобильной связи Tele2. В 2012 году Ливанов стал министром - Мордкович немедленно стала директором холдинга Tele2 по информационным технологиям. "Жена министра образования Дмитрия Ливанова Ольга Мордкович и её компания Tele2 получают миллиарды на госзаказах ", - писал в 2015 году журналист Олег Ролдугин.
Ольга Мордкович:
Семья
Родился в семье авиаконструктора Виктора Ливанова , будущего генерального директора авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина и одного из создателей самолета Ил-96-300 . Супруга отца Дмитрия Ливанова - Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна , родилась 24 января 1953 года в городе Чкалов, доктор экономических наук, президент авиакомпании "Титан - Аэро" , является сестрой вице-премьера . Ливанов женат, у него двое детей и один приемный сын. Жена - Мордкович Ольга Анатольевна, родилась 15 июня 1967 года, в 1989 году окончила Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина по специальности "прикладная математика", затем получила степень MBA в Московской международной высшей школе бизнеса "МИРБИС", в 2004 году возглавила департамент биллинга и IT в операторе мобильной связи Tele2 Россия . Номинант национальной ежегодной премии "IT-лидер 2012" .
Биография
Учился Ливанов в московской школе № 91, в его аттестате были "пятерки" по всем предметам, кроме начальной военной подготовки. В 1990 году Ливанов с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), получив диплом по специальности "Физика металлов", после чего два года учился в очной аспирантуре института. Сам Ливанов при этом утверждал, что после окончания МИСиС работал за границей.
В 1992 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме "Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах" и впоследствии занимался научной деятельностью в области транспортных свойств металлов, флуктуационных явлений в сверхпроводниках, а также физических свойств низкоразмерных и аморфных металлических систем.
После защиты кандидатской диссертации Ливанов начал работу в институтской научно-исследовательской лаборатории синтеза, был научным сотрудником, позднее - старшим научным сотрудником, являлся доцентом кафедры теоретической физики МИСиС. Должности в НИЛ синтеза МИСиС занимал до 2000 года.
В 1997 году Ливанов, защитив диссертацию по теме "Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах взаимодействия", стал доктором физико-математических наук.
С 1997 по 2000 год он занимал должность заместителя проректора МИСиС по научной работе, а в 2000 году стал проректором института по международному сотрудничеству, по совместительству работая профессором на кафедре теоретической физики МИСиС.
Параллельно работе в МИСиС Ливанов продолжил получать образование в гуманитарной сфере и в 2003 году заочно окончил Московскую государственную юридическую академию , получив диплом по специальности "юриспруденция" (специализация "Гражданское право").
Весной 2004 году Ливанов покинул проректорский пост, получив должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки РФ. Кроме этого, он перешел на работу профессором по совместительству на кафедру металловедения цветных металлов МИСиС и сохранял эту ставку до 2012 года.
С ноября 2005 по март 2007 году Ливанов был статс-секретарем - заместителем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко . На этом посту известность ему принесли выступления, в которых чиновник лица министерства критиковал проект нового устава Российской академии наук (РАН).
В частности, Ливанов настаивал на том, чтобы все государственные академии приняли иной, подготовленный Минобрнауки, модельный вариант устава, который подразумевал разделение научных и управленческих функций академии, лишал ее права свободно распоряжаться денежными средствами и требовал введения наблюдательных советов с преобладанием представителей государства. По сведениям СМИ, в РАН такой вариант сочли неприемлемым и ущемляющим права академии, а самого Ливанова обвинили в попытке "развала фундаментальной науки".
В конечном итоге, в конце 2007 года правительством был утвержден устав, написанный самой РАН, однако из-за принятых поправок в закон "О науке" РАН частично лишилась независимости, потеряв, в частности, право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом.
Работая в министерстве, Ливанов также выступал представителем государства в совете директоров ОАО "Российская венчурная компания" - структуры, созданной в соответствии с постановлением правительства РФ "с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования" путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов, а также "развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов".
В апреле 2007 году Ливанов был избран ректором МИСиС; был переизбран на этот пост в феврале 2012 года.
При новом ректоре осенью 2008 года МИСиС указом президента РФ Дмитрия Медведева получил статус Национального исследовательского технологического университета . В прессе отмечалось, что как руководитель вуза Ливанов, называвший себя учеником Андрея Фурсенко, "начал воплощать в жизнь те самые стандарты модернизации науки, которые сам разрабатывал в министерстве ": в частности, МИСиС "одним из первых разработал самостоятельную стратегию развития вуза" и "перешел на систему бакалавриата и магистратуры".
Политика
21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина , избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Медведева Ливанов сменил Фурсенко на посту министра образования и науки в новом составе правительства РФ.
После своего назначения Ливанов сделал ряд программных заявлений. В частности, большой резонанс в прессе получило предложение министра сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе - образовательные кредиты.
Между тем еще до назначения главой ведомства Ливанов выступал против увеличения числа обучающихся в вузах, считая, что переизбыток учащихся высшей школы лишает престижа, в частности, образование в техникумах. Он призывал перейти вузам на стандартные иностранные системы тестирования, к примеру, по английскому языку.
Также Ливанов продолжал критиковать РАН, требуя дальнейшей реформы академии: он отмечал, что по научным публикациям академия отстает от вузов, и эксперты, комментируя назначение Ливанова, предполагали, что новый министр, возможно, снова вступит в жесткий конфликт с РАН. Обращали внимание также на то, что Ливанов должен будет отвечать за принятие нового закона "Об образовании" , разработанного еще при Фурсенко.
В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ. Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру.
В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Ливанову, а также главам Минрегионразвития и Минтруда , Олегу Говоруну и .
Осенью того же года Ливанов и возглавляемое им ведомство подверглись критике после опубликованного Минобрнауки списка обладающих "признаками неэффективности" российских вузов. В него вошли более 130 высших учебных заведений страны, в том числе ряд известных московских высших школ, таких как РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького.
В адрес опубликовавших списки звучали упреки в некомпетентности и несовершенстве выбранной ими методики оценки вузов, которая учитывала количество квадратных метров на одного обучающегося, но не принимала в расчет "востребованность выпускников работодателями, уровень их трудоустройства в реальные сектора экономики, объемы инновационных проектов".
В декабре 2012 года Ливанов выступил с критикой закона, запрещающего гражданам США усыновление российских детей-сирот, внесённого депутатом Государственной думы от Екатериной Лаховой . В ответ Лахова обвинила Ливанова в некомпетентности в курируемых министром вопросах, а также заявила, что он "не понимает, что такое Министерство образования". В то же время согласно положению о Министерстве, вопросы прав детей относятся к его компетенции, а одним из структурных подразделений Минобрнауки является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.
24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" министр образования и науки назвал Российскую академию наук "неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают, организацией ", сказал, что РАН "деградирует с точки зрения научной продуктивности ", сославшись при этом на возраст руководителей академии. В ответ учёные потребовали отставки министра.
По мнению опрошенных ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работает министр образования и науки (рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных). Однако уже в ноябре 2013 года Ливанов значительно укрепил свои позиции, заняв 63 строчку (плюс 18 пунктов) в рейтинге "100 ведущих политиков России" по версии "Независимой газеты" (автор - Д. И. Орлов - генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций).
2 июля 2013 года Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что не является автором законопроекта о реформе РАН, который вызвал негативную реакцию в научном сообществе.
9 июля 2013 года Генпрокуратура внесла представление министру образования РФ Дмитрию Ливанову - надзорное ведомство нашло нарушения при проверке реализации программ модернизации систем образования в российских регионах.
В феврале 2015 года Генеральная прокуратура РФ внесла представление министру образования и науки страны Дмитрию Ливанову из-за нарушения его подчиненными правил о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
По версии ведомства, министерство при обработке данных из региональных банков не информирует региональных операторов о невозможности включить недостоверную или неполную информацию в федеральный банк.
7 апреля 2015 года Ливанов заявил, что Минобрнауки планирует в ближайшие два года сократить количество слабых вузов и продолжать поддержку ведущих университетов страны. Он отметил, что на данный момент в проверке нуждаются около тысячи вузов РФ. Этот вопрос, по словам Ливанова, касается работы с большим количеством негосударственных вузов и различных филиалов государственных, которые, как отметил министр, не способны предоставить качественное образование.
"Вузов в стране оказалось в пять раз больше, чем было в СССР. Произошло это, потому что в 90-е годы появилось огромное количество негосударственных вузов. К сожалению, мониторинг качества образования, который мы провели, показал, что целый ряд вузов дает некачественное образование. Это просто конторы по продажам дипломов без налаживания учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава и т.д. Поэтому речь идет прежде всего о сокращении этих негосударственных вузов, дающих некачественные образование ", - заявил Ливанов.
В сентябре 2015 года Ливанов заявил, что в России, впервые за 15 лет возросло число ученых: "В 90-е годы произошёл очень сильный провал, он был связан и с финансированием, и с потерей интереса молодых людей к работе в научной сфере. Это привело к значительному исходу из науки людей, которые ею занимались, в другие сферы деятельности и в другие страны ", – отметил министр.
С тех пор, по его словам, год от года происходило уменьшение числа людей, которые занимаются в России научными исследованиями.
"В 2014 году впервые за 15 лет произошло увеличение этого числа. Мы считаем это крайне благоприятным фактором, свидетельством того, что государственная политика в сфере науки осуществляется в направлении развития ", – заключил Ливанов.
Доходы
Согласно антикоррупционной декларации, Ливанов за 2014 год заработал 37,5 млн рублей. Также он является владельцем части земельного участка 160 кв. м (0.2 шт.), жилого дома 49,2 кв. м (0.25 шт.), владеет двумя квартирами общей площадью 249,9 кв. м и гаражом в 20,7 кв. м.
Слухи (скандалы)
В сентября 2013 года громкий скандал разгорелся в Министерстве образования и науки после того, как московская прокуратура обнаружила хищение бюджетных средств в размере около $1 млн (30 млнруб.), которое произошло из-за того, что Дмитрий Ливанов незаконно передал подряд на реконструкцию одного из зданий Московского института стали и сплавов (МИСиС) некой фирме ООО "Теплокон" .