Тест №1
1) Зачеркните неверную букву
ш т ш д з в
мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка тра..ка
ж д ж т с ф
2) Зачеркните неверную букву
т ж д д г
кро.. чи.. са.. площа..ь сне..
д ш т т к
(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель.
б..реза, вет..р, в..робей, гор..д, з..вод, м..шина.
Тест №2
1) Зачеркните неверную букву
з з п ф ш ж
с с б в ж ш
2) Зачеркните неверную букву
д з т б г д
лё.. моро.. сле.. сугро.. дру.. тор.
т с д п к т
3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы
(длинные) нож.., (мышь) шурш..т, ч..лок, дач.., щ..пальце, чащ..
4) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы
Зык, з..яц, к..пуста, к..рова, м..дведь, с..бака.
Анкета для учителей начальных классов
1. Что вы понимаете под понятием орфографическая грамотность? Что она включает в себя?
2. Какие причины низкой орфографической грамотности вы можете выделить?
3. Насколько актуальна проблема формирования орфографического самоконтроля в начальной школе, по вашему мнению?
4. Как вы оцениваете уровень орфографического самоконтроля ваших учащихся?
5. Какие методы и приемы работы над формированием орфографического самоконтроля вы используете в своей работе?
6. Какие способы для формирования орфографического самоконтроля Вы знаете?
а) работа над ошибками; б) карточки с орфографическими заданиями; в) орфографические задачи; г) тестирование с элементами самоконтроля.
7. Какие из них, на Ваш взгляд, дают наиболее эффективный результат?
8. Какие из них Вы чаще всего используете в своей работе? (Назовите не более 2-х вариантов).
9. По каким причинам Вы редко используете не названные Вами методы самоконтроля?
Тесты для младших школьников с ФФНР
Тест №1
1) Зачеркните неверную букву
ш т ш д з
мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка
ж д ж т с
2) Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке под словом знак «+»; если Ь знак разделительный, то знак « −»
ель деревья вьюга листья осень
3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы
(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель
л…сок - з…мля - в…да - тр…ва - гр…бы –
художник(Т,т) юбик
(Т, т) юбик краски
деревня (К,к)узнецы
ловкие (К,к)узнецы
(от) морозить нос
(от) мороза;
спрятаться
7) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы
б..реза, в..робей, з..вод, м..шина, одежда
Текст диктанта для младших школьников с ФФНР
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью, захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела - муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей по дорожке подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Алгоритм для определения ошибкоопасного места
1. Определяю ошибкоопасное место
Следующие шаги выбираются из вариантов А, Б или В
Вариант А
Вариант Б
вариант В
2. Если нашел ошибку, то определяю, можно ли проверить написание по основному закону русского письма (по сильной позиции);
2. Если не нашел слово с ошибкой, то проверяю каждое слово по словарю.
2. Если не могу сам обнаружить ошибку, то обращаюсь к соседу по парте, к консультанту, к учителю и через наводящие вопросы нахожу ошибку, потом перехожу к варианту А или Б.
3. Если сильной позицией нельзя определить написание, тогда нахожу морфему, в пределах которой находится орфограмма.
3. В случае обнаружения ошибки обращаюсь к варианту А.
4. Вспоминаю правило, регламентирующее конкретное написание, и определяю вид орфографической ошибки.
5. Устанавливаю возможную причину ошибки.
6. Устанавливаю способ исправления ошибки.
7. Запоминаю правильное написание, зафиксировав его в таблицу учета результата редактирования.
Какографические упражнения
1. На уровне слова.
Дед лучину щипал, внук котёнка щепал.
Мать поласкала бельё. Машутка полоскала кошку.
Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.
Мать примеряла драчунов. Покупаемую обувь нужно примирять.
Дети, спишите в кино! Дети, спешите это предложение.
Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.
На балконе дома развивается флаг. Народные промыслы развеваются.
Коля слизал с дерева. Собака слезала ранку на лапе.
Наколите железо докрасна. Накалите дров для печки.
Птица свела гнездо. Девочка свила малыша вниз по лестнице.
Щенок проживал мясо. Семья прожевала в посёлке.
2. На уровне словосочетания.
Уронила солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
Царь Салтан дивились чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Задания с выборочным ответом
Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы
Слова
Ответы
вареный маслёнка отпилить
Варенье
маслить
пилить
варит
масло
пилка
сварить намаслить
пила
Задание №2. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения
Слова
Ответы
барометр доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь
барометр иллюстрация мизинец тетрадь
доказать
капель
мизинец спешить барометр
барометр доказать иллюстрация мизинец тетрадь
Задания для проверки усвоения написания е – и в словах с чередующимися гласными в корнях
Для проверки усвоения написания е – и в словах с чередующимися гласными в корнях даются следующие словосочетания:
1. Соб…рать хворост
2. Заб…рать домой
3. Бл…стательная победа
4. Расст…тельная пища
5. Подб…рать цитату
6. разд…рает шкуру
7. Уп…реться ногой
8. Оп…реться на плечо
9. Соб…раться в школу
Зап…рать дверь
Пост…лить постель
Зам…реть от восторга
Бл…стящий лед
Прид…раться к мелочам
Бл…снул вдали
Забл…стела река
Ст…реть написанное
Зад…рать нос
Раст…рать краски
Забл…стеть на солнце
Расст…лить ковер
Выт…реть ноги
Расст…лать листы
Приж…гать рану
Заж…галл свет
Бл…стал на экзамене
Уп…рался в подставку
Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае – цифра 5:
Упражнения в правописании слов с безударными гласными
в корне
1) Упражнение-игра «Забей гол».
На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.
2) Упражнение-игра «Волшебные яблочки».
На доску вывешивается плакат со словами. На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).
Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».
Загадки и пословицы используются те, где есть нужная нам
орфограмм
Звонкие и глухие согласные.
Пословицы и поговорки
1. В зимний холод всякий молод.
2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.
3. Каков рыбак, такова и рыбка.
4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
5. Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
6. Береги нос в сильный мороз.
Загадки
1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)
2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)
4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.),
5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)
6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)
Загадки с безударной гласной.
1.Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)
2.Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).
3.Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).
4. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).
5. Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)
Тесты для младших школьников с ФФНР
Тест №1
1) Зачеркните неверную букву
з з п ф ш ж
ни..ко бли..ко ре..ка морко..ка верху..ка варе..ка
с с б в ж ш
2) Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке под словом знак «+»; если Ь знак разделительный, то знак « −» птичьи апельсин камень хлопья соловьи
3) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы
уж… щ...ка ч…йка ш…на рощ… ч…довище
4) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово
Сн…жок - б…рега- з…ма - п…левой - з…мляника
5) Если слово пишется с заглавной буквы, поставь знак «+»
байдарка « (В, в)етер»
(В, в)етер с моря
торт «(С, с)казка»
веселая (С, с)казка
6) Рядом с предлогом поставь знак «+»
(от) морозить нос
(от) мороза;
спрятаться
7) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы.
Ф…милия, с…поги, сп…сибо, п…льто, с…бака
Логопедические тесты для проверки фонем. слуха у учащихся младших классов
Введение.
Устный анализ предложений по словам.
Слоговой анализ и синтез.
Звуковой анализ.
3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков.
3.5.Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания
звуков и букв.
3.6.Звук и буква Й.
Введение.
В последние десятилетия постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Речевые нарушения становятся тормозом в развитии ребенка. В случаях не оказания логопедической помощи детям общее недоразвитие речи способствует формированию специфических нарушений в письменной речи.
Неспособность ребенка младшего школьного возраста в течение длительного времени овладеть письмом и чтением известно под названием дисграфия (растройство письма) и дислексия (расстройство чтения).
Для такой категории учеников характерны не умения сливать буквы и слоги, а слоги в слова, т. е. они не представляют звукового состава слова, что оставляет основу чтения и письма. Чтобы добиться повышения качественной успеваемости учеников необходимо, прежде всего, развивать фонематический слух.
Практическая работа с данной категорией детей показывает, что работа над развитием фонематического слуха должна одновременно проводиться и над произносительной стороной речи. Кроме того для детей с ОНР необходимы систематические специальные занятия по развитию памяти, внимания.
Считаем, что полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Учитель-логопед отбирает для домашней работы наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию у детей фонематического слуха. Важно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда. Для этой цели, как нельзя лучше подходят логопедические тесты. Эффективность в работе достигается активной помощью членов семьи ребенка с нарушениями речи. Современной школе необходимы грамотные родители. Логопеду нужно настроить и привлечь их внимание к проблеме ребенка, научить родителей совместно с учителем - логопедом предъявлять детям одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Педагогическое сопровождение семьи является неотъемлемой частью коррекционного логопедического процесса. Успех логопедической работы во многом определяется тем, насколько четко организованна работа логопеда и родителей. Они должны стать коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Важно правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младших классов с недоразвитием речи является важным фактором повышения успеваемости учащихся. На современном этапе состояния образования педагогическое сопровождение семьи актуально .
Основная цель данного сборника логопедических тестов – предупредить неуспеваемость учащихся с общим недоразвитием речи.
Целенаправленная работа по преодолению учебных затруднений у детей с нарушенным фонематическим слухом, путем повышения педагогической грамотности родителей позволяет решать следующие задачи: развить фонематический слух и предупредить специфические ошибки в письменной речи; развить умение управлять вниманием, темпом деятельности, сформировать навыки самоконтроля;повысить мотивацию к обучению, научить преодолевать учебные затруднения.
Для решения поставленных задач необходимо опираться на основные принципы сопровождения: «всегда на стороне ребенка»; непрерывность и комплексный подход; на обще дидактические принципы; на основные принципы логопедии: системность, комплексность развития; рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; деятельный подход; поиск обходных путей и опора на сохранное.
Данный сборник логопедических тестов представляет собой систематизацию опыта целенаправленной работы по устранению недостатков развития фонематического слуха. Тесты составлены в соответствии с последними нормативными документами по логопедической службе. (Положения о логопедических пунктах, проекта нового Положения Министерства образования РФ, письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000, №2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Данным материалом могут пользоваться учителя – логопеды, учителя младших классов, родители.
Развитие фонематического слуха.
1.Устный анализ предложений по словам.
1.1.Сколько слов в предложении. (Записать цифрами.)
Цветы растут. (2) Мальчик удит рыбу.(3) Ученик читает книгу. (3) Бабочка летит. (2) Маша ловит бабочку. (3) Маша ловит бабочку сачком (4) Маша на полянке ловит бабочку. (5)
1.2. Указать на каком месте стоит в предложении стоит слово «поливает».
Девочка поливает цветы. (2). Моя бабушка поливает цветы. (3).
Бабушка рано утром поливает огород, (4). Сильный дождь
поливает землю. (3).
1.3. Указать первое слово в предложении. (Записать его).
1.4. Указать первое слово в предложении. (Назвать слово устно)
Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут.
1.5. Указать третье (четвертое, пятое) слово в предложении. (Назвать
слово устно).
Учитель рассказывает смешную историю. Маленький Миша
прочитал много историй. На поляне цветут красивые цветы. На
дереве сидели черные птицы.
1.6. Добавь предложение одним словом и запиши его.
Мышка убегает от ….(кошки). Лодка плывет по…..(реке).
Самолет летит над…(городом). Маша идет в ….(школу).
1.7. Придумай предложение из двух, трех, четырех слов.
1.8. Придумай предложение из четырех, пяти, шести слов, так чтобы бы
в предложении было маленькое слово(предлог).
1.9. Придумай предложение по данной схеме.
__ __. __ __ __. __ __ __ __. __ __ __ __ __.
1.10. Придумай предложение, в котором на третьем месте будет слово
«красивые».
2.Слоговой анализ и синтез.
2.1.Сколько слогов в словах.
Ма- ма, ла-па, ру-ка, сом, ры-ба, мак, нос, но-сы, Да-ша.
2.2. Сколько слогов в словах
О-ля, стол, и-гры, лук, о-сы, лес, Ю-ра, сын, у-хо, И-ра, мак.
2.3. Сколько слогов в словах.
Во-ро-на, по-ми-до-ры, до-ро-га, ко-ро-ва, И-ри-на, иг-руш-ка.
2.4. Сколько слогов в словах.
Аб-ри-ко-сы, лод-ка, гу-сак, за-мок, ка- пус-та, пуш-ка,суш-ка.
2.5. Прослушай слово и назови его первый (второй, третий, четвертый)
Мама, зима, небо, дома, люди, руки;
кожа, жаба, рука, цветы, земля, мыло, мысли;
сорока, лопата, зимушка, орехи, бумага, карандаш, мышонок;
тетрадочка, помидоры, поляночка, столовая, витамины, рубашечка.
2.6. Добавь один слог и получи слово.
Ра(ма), но(ра), гу(си), жу(ки), ру(ка), кни(га), сто(лы)
2.7. Добавь два слога и получи слово.
Бу(мага), ко(рова), мо(локо), во(рона),со(рока),ло(шадка);
2.8. Добавь три слога и получи слово.
Ко(ровушка), во(ронушка), сто(ронушка), сто(ловая), ло(паточка).
2.9. Услышь в слове слог «ты» и подними руку.
2.10.Услышь в слове слог «ты» и укажи цифрой на каком он месте..
Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.
3.Звуковой анализ.
3.1.Выделение гласных в словах.
На каком месте стоит гласный звук (А) в словах.
Сад, град, рука, сало, рак, Маша, сажа, мама.
На каком месте стоит гласный звук (О) в словах.
Мох, дом, Оля, село, море, крот, радио, солнышко.
На каком месте стоит гласный звук (У) в словах.
Муха, ухо, шум, труба, сумка, обруч, уроки.
На каком месте стоит гласный звук (Ы) в словах.
Дым, бык, дубы, дырка, штык, крыша, прыжок.
На каком месте стоит гласный звук (И) в словах.
Мила, Ира, сани, капли, битва, крик, брюки.
3.2.Выделение согласных в словах.
На каком месте стоит согласный звук (С) в словах.
Соль, нос. коса. листок, собака, насос, доска рассада.
На каком месте стоит согласный звук (Ш) в словах.
Шаль, каша, мушка, малыши, шашки, шалаш, карандаши.
На каком месте стоит согласный звук (З) в словах.
Зина, коза, Зоя, корзина, узкий, гвозди, мороз, зазнайка.
На каком месте стоит согласный звук (Ж) в словах.
Жук, лыжи, важный, дрожжи, дружит, жужжит.
На каком месте стоит согласный звук (Ч) в словах.
Чай, почка, ученик, силач, бахча, кузнечик, листочек, дочечка.
На каком месте стоит согласный звук (Ц) в словах.
Цирк, овца, водица, огурец, хитрец, красавица, созерцать.
На каком месте стоит согласный звук (Щ) в словах.
Щи, роща, лещ, клещ, утащить, разобщить, защищать.
3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков и букв.
Прослушайте слово и определите, на каком месте находятся звуки
С или Ш. (Запишите цифрами.)
Кувшин (Ш-4), слива (С-1), калоши (Ш-5), волосы (С-5), машина
(Ш-3), пастушок (С-3, Ш-6), пушистый (Ш-3, С-5).
Вставьте пропущенные буквы С, Ш.
Арик, до. ка, мы. ка, ко. ка, ка. ка, . ала., .у. лик, . ме. ной
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки З
или Ж. (Запишите цифрами).
Зубы (З-1), Лиза (З-3), рыжик (Ж-3), жар (Ж-1), ножницы (Ж-3).
Сережа (Ж-5), магазин (З-5), заржаветь (З-1, Ж-4), раздражение (З-3,
Вставьте пропущенные буквы З-Ж.
Фла. ок, ко. очка, кор. ина, мор. и, . автра, пры. ок, ва. ы,
Еле. о, . а. ить.
или Ш. (Запишите цифрами.)
Маска (С-3), змей (З-1), лиса (С-3), роза (З-3), сад (С-1), масло (С-3),
озеро (З-2), замерзать (З-1, З-6), жужжать (Ж-1, Ж-3, Ж-4).
Вставьте пропущенные буквы С, З.
Катерть, ло. а, . ад, ко. а, . автра, . ано. а, . ук, ко. а, ро. а,
ра. . ка. ать, пока з ать.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ш
или Ж. (Запишите цифрами.)
Каша (Ш-3), пожар (Ж-3), дружок (Ж-4),кошка (Ш-3), жаба (Ж-1),
ужин (Ж-2), жужелица (Ж-1, Ж-2), шуршать (Ш-1, Ш-4).
Вставьте пропущенные буквы Ж, Ш.
Кру. ить, кру. ить, . а. дать, лап.а, . ала. , . ара. ение,
Уми. ь, .утка, разло. жить.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ц
или Ч. (Запишите цифрами.)
Курица (Р-3), дочка (Ч-3), лицо (Ц-3), водичка (Ч-5),
конец (Ц-5), ученица (Ч-2, Ц-6), учительница (Ч-2, Ц-9),
цыпленочек (Ц-1, Ч-8).
Вставьте пропущенные буквы Ц,Ч.
Полотен. е, . айка, уда. а, ко. ка, поло. ка, кури. а,
сите. , сила. , . ерта.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки С
или Ц. (Запишите цифрами.)
Кольцо (Ц-4), сосна (С-1, С-3), компас (С-6), колесо (С-6),синица
(С-1, Ц-5), спица (С-1, Ц-4), скворец (С-1, Ц-7).
Вставьте пропущенные буквы С, Ц.
Летопи. е. , го. тини. , . . ена, ди. . иплина, ли. и. а,
три. та, паль.ы, пыль. а.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки К
или Г. (Запишите цифрами.)
Палка (К-4), сапоги (Г-5), круги (Г-4), ложка (К-4),
голубка (Г-1, К-6), голубок (Г-1, К-7), вагон (Г-3).
Вставьте пропущенные буквы К,Г.
Чаш.а, но. а, . ай. а, бел. а, . ни. а, . рибы, доро.а,
Луб.и, . ороч. а, . роч. а.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки П
или Б. (Запишите цифрами.)
Барабанщик (Б-1,5), балаболки (Б-1,5), попрыгать (П-1,3),
поработать (П-1, Б-5), побрататься (П-1,Б-3), почка (п-1), бочка(1).
Вставьте пропущенные буквы П, Б.
Голу. и, . етух, со. ака, . ара.ан, . а. очка, .оезд,
из.ушка, ка. уста, . очта.
Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Т
или Д. (Запишите цифрами.)
Дедушка(Д-1,3), картина(Т-4), погода(Д-5), дратва(Д-1,Т-4),
радуга(Д-3), тамада(Т-1, Д-5).
Выделение и дифференциация согласных звуков Р,Л.
Игла(Л-3), платье(Л-2), балалайка(Л-3,5), кларнет(Л-2, Р-4),
пригорок(Р-2,6), оркестр(Р-2,7).
Вставьте пропущенные буквы Р,Л
А. геб. а, п. ави. о, бе.о. ус, . або. ант, о. де. ,
К.ес. о, ха.акте.
Выделение и дифференциация согласных звуков Ч,Щ.
Почечка(Ч-3,5), зачищал(Ч-3, Щ-5), чудовище(Ч-1, Щ-7),
почта(Ч-3), стекольщик(Щ-7).
Вставьте пропущенные буквы Ч,Щ.
За.ин. щик, за.и. ать, . епо. ка, . е. ка, ве. и. ка,
то.иль.ик, вол.и. е.
3.4.Нахождение звуков со стечением согласных.
Найдите в слове первый (второй) слог и назовите в нем звуки.
Назовите в каждом слове все звуки по порядку.
Сколько звуков в словах.
Розы, лапа, луна, каша, Даша, бусы, мука, рама, куры, кони.
Анна, икра, утро, арфа, ослы, овцы, игра, окно, утки, очки, орлы.
Прослушайте и назовите первый и второй звуки в этих словах.
Два, две, три, сто, дно, стол, слух, свет, смех, крик, двор, квас, блин,
стук, слон, звон, гром, брат, грибы, грозы, скалы, труды, круги, груши.
Прослушайте и назовите третий и четвертый звуки в этих словах.
Куст, пуст, корм, мост, рост, сорт, горн, холм, писк, густ, волк, воск,
март, зонт, торф, торт, танк, холст, борт, толст.
3.5Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания
звуков и букв.
Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его начало.
Овцы ---- , роза--- , лень--- , игры--- ,точка--- , ром--- .
кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.
Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его средину.
Ком--- , сон--- , сук--- , кот--- , блок--- , щеки--- .
Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его конец.
Зал--- , пар--- , бра--- ,вол--- , спор--- , стол--- .
Начала.
Кров--- , бусы--- , щель--- , укол--- , мрак--- , брак--- .
Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его
Седло--- , задание--- , крошка--- , кратер--- , обвал--- , ветер--- .
Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его
Банка--- , сорт--- , зубр--- , рыбак--- , полк--- , верстак--- .
Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его
Кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.
Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его середине.
Лак--- , роса--- , башня--- , миска---, пилка, уточка--- .
Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его конце.
Бал--- , кот--- , ров--- , кот--- , пруд--- , плот--- .
Вставьте гласные буквы, чтобы получились новые слова.
Л. в, л. в, . л. в, л. в. , л. в. ,с. р, с. р, с. р. , с. р. .
3.6.Звук и буква Й.
Укажите сколько слогов в каждом слове. (Запишите цифрами.)
Мои(2), мой(1), бои(2), бой(1), сараи(3), сарай(2), змеи(2), змей(1).
Вставьте пропущенные буквы И,Й.
Клее. , змее. , обо. , мА. , сво. , сво. , бо. цы, п. ть, кн. га.
Выделение в словах гласных Я,Е,Ю,Е и обозначение ими мягкости согласных.
4.1 Выделение в словах гласных Я,Е,Ю.
Укажите на каком месте буквы Я. Е, Ю.
Зоя(Я-3), Лена(Е-2), яма(Я-1), Люба(Ю-2), ящик (Я-1
клюква(Ю-3), ящик(Я-1), Валюша(Ю-4), Вера(Е-2), орех(Е-2).
Вставьте пропущенные буквы Я, Е, Ю,Е.
Б. лка, Ал. нка, козл. нок, Кат. , Кат. ша, пр. тки, п. ть,
Ст. па, пл. щ, бл. до, пол. но, р. па, кр. к, в. ник, н. н.
4.2 Обозначение мягкости согласных гласными Я.Е.Ю,Е.
Найдите в данных словах согласные, стоящие в начале, в конце и в середине слова, которые читаются мягко.
Люда, люди, Надя, Лена, шлюпка, пятна, пряник, ведра, стекла,
свекла, слюна, изюм, Коля, брюки, ветка, колено.
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Сколько звуков и букв в данных словах. . (Запишите цифрами.)
Дал(Б.-3, Зв.-3), даль(Б-4, Зв.-3), был, быль, кон, конь, стал, сталь,
Шест, шесть, ел, ель, жал, жаль, угол, уголь, удар, ударь, мел, мель.
Измени слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Конь – коньки, куль -- , боль -- , ель -- , день -- , уголь -- , пень -- ,
Огонь -- , пыль -- , сталь -- .
Используемая литература.
Городилова В. И.,Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. «Дельта»,
Санкт-Петербург, 1995год.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв и слогов. Академия развития. 2001год.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
Академия развития. 2003год.
Преимущества нашего сервиса
На портале «Солнечный Свет»
клиентов
На нашем портале свыше 2 000 тестов , олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз , суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Тесты по логопедии для педагогов
Если вы воспитатель, педагог младших или даже старших классов, вы должны значить некоторые моменты из логопедической сферы. Каждый учитель -логопед, должен правильно поставить речь учащемуся, чтобы тот умел грамотно и четко излагать свои мысли. На протяжении нескольких лет будущий учитель изучает, как можно обучить ребенка правильному произношению слов, как проявить любовь к знаниям и так далее. Наш международный педагогический портал «Солнечный свет» представляет возможность любому педагогу, студенту педагогического университета, и воспитателю пройти тесты для собственного оценивания своих знаний. Узнав о том, что вам не хватает, вы можете подтянуть свои знания, так вы сможете и саморазвиваться, и грамотно обучать, помогать своим ученикам. Логопед - это важный человек в жизни практически каждого ребенка. В начальных классах, каждый учитель должен знать основы логопедии, таким образом, чтобы правильно поставить речь ребенку дать ему правильный багаж слов, с которыми он будет в дальнейшем работать и еще больше развиваться. Тесты для учителей - логопедов, обязательно смогут и помочь будущим учителям, и учителям со стажем, возможно что-нибудь вспомнить, возможно набраться опыта, или же подтянуть свои знания. Мы предлагаем каждого пройти бесплатную олимпиаду по логопедии.
Онлайн олимпиады по логопедии за 2018 год
Учителя с логопедическим образованием могут пройти бесплатный тест, по завершению которого вы сможете получить свой диплом. Для участия в конкурсе, Вам необходимо выбрать тест, ответить на 20 вопросов, узнать результат, после чего, вы можете зайти в личный кабинет, создать диплом и скачать его. Онлайн тесты предусмотрены таким образом, что их можно пройти несколько раз, за которые вы сможете получить несколько дипломов. Полученные дипломы вы можете вложить в свое портфолио и использовать их в дальнейшем, как материалы для аттестации педагога или же просто использовать их, как личные награды. Участие в тестах бесплатное, а вот получение диплома является платным. Вы оплачиваете оргвзнос, который по своей стоимости может доходить до 100 рублей за диплом в электронном варианте. Оплата производится посредством онлайн системы, по завершению теста. То есть после результатов теста вы сможете создать свой диплом, если результат вас конечно же устраивает. Говоря о способах оплаты можно отметить, что оплатить оргвзнос можно посредством: электронных денег, банковской картой, через терминал, и так далее.
Создать диплом на педагогическом портале «Солнечный свет»
В настоящее время создавать дипломы намного проще вам не придется ждать день-два, неделю или месяц, чтобы получить свой сертификат, или свидетельство о пройденной олимпиаде по логопедии. Получить диплом можно после оплаты оргвзноса. После оплаты, вы можете зайти в свой личный кабинет, создать свой персональный диплом, после чего его можно будет скачать на свой компьютер и распечатать его. То есть все очень просто и быстро, а главное недорого и вы сами создаете для себя, свой личный диплом, по вашему вкусу.
Приглашаем всех воспитателей, педагогов и студентов педагогических ВУЗов принять участие в онлайн олимпиадах по логопедии. Олимпиады по логопедии, позволяют всем преподавателям и воспитателям, которые работают с детками и обучают их, проверить свои теоретические знания и умения. Практические задания, которые даются в тестах позволяют выявить уровень знаний учителя, и грамотность работы учителя в работе по формированию качественного словарного запаса у ребенка, который страдает общим недоразвитием речи. Пройти олимпиаду по логопедии может каждый, так как тесты на нашем портале совершенно бесплатны. Чтобы получить оценку своих знаний, пройдите тест прямо сейчас.
тесты по логопедии
1. Как называется период речи, когда ребёнок ещё не способен правильно усвоить звуковой облик слова:
2. Как называется период развития речи ребёнка, когда звуковой облик слова усвоен, но не усвоены структурные закономерности органи-зации высказывания:
а) семантический; б) фонематический; в) грамматический
3. Как называется период развития речи ребёнка, когда усвоены звуковой облик слова, структурные закономерности организации высказы-вания, предметная отнесённость слов, но не усвоена понятийная отнесён-ность:
а) семантический; б) фонематический; в) грамматический
4. Сколько критических периодов выделяют в развитии речи ребён-ка:
а) 2; б) 3; в) 4
5. Первый критический период в развитии речи ребёнка относится к:
а) 1-2 годам жизни ребёнка;
б) 3 году жизни ребёнка;
в) 4 году жизни ребёнка;
г) 5 году жизни ребёнка.
6. Второй критический период в развитии речи ребёнка относится к:
а) 3 году жизни ребёнка;
б) 4 году жизни ребёнка;
в) 5 году жизни ребёнка;
г) 6 году жизни ребёнка .
7. Третий критический период в развитии речи ребёнка относится к:
а) 5 году жизни;
б) 6-7 годам жизни;
в) 9 году жизни ребёнка .
8. У ребёнка первого года жизни ведущей формой деятельности яв-ляется:
а) игра с игрушками;
б) эмоционально-положительное взаимоотношение со взрослыми;
9. У ребёнка второго года жизни ведущей формой деятельности яв-ляется:
а) игра с игрушками;
в) предметно-действенное общение со взрослыми.
10. У ребёнка третьего года жизни ведущей формой деятельности яв-ляется:
а) предметно-действенное общение со взрослыми;
б) эмоционально-положительное общение со взрослыми;
в) игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
11. Фонетический слух осуществляет:
оболочку слова.
12. Фонематический слух осуществляет:
а) приём и оценку чужой речи и контроль за собственной речью;
б) слежение за непрерывным потоком слов;
в) операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова.
13. Речевой слух осуществляет:
а) приём и оценку чужой речи и контроль за собственной речью;
б) слежение за непрерывным потоком слов;
в) операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова.
14. Сколько речевых нарушений выделяется в клинико-педагогичес-кой классификации?
а) 8; б) 10; в) 11.
15. Центр Брокá участвует:
а) в образовании собственной устной речи;
б) в процессе восприятия чужой речи;
в) в усвоении письменной речи.
16. В каком отделе больших полушарий расположен центр Брокá:
а) в височной доле; б) в лобной доле; в) в теменной доле
17. Центр Брокá – это:
а) гностический центр речи;
б) центр восприятия и переработки зрительной информации;
в) моторный центр речи.
18. Осуществляет приём и оценку чужой речи и контроль за собст-венной речью:
а) фонетический слух; б) фонематический слух;
в) речевой слух
19. Центр Вéрнике участвует:
а) в процессе восприятия чужой речи;
б) в образовании собственной устной речи;
в) в усвоении письменной речи
20. Центр Вéрнике – это:
а) моторный центр речи;
б) речеслуховой центр;
в) зрительно-речевой центр
21. В каком отделе больших полушарий расположен центр Вéрнике:
а) в теменных долях;
б) в височных долях;
в) в лобной доле
22. Осуществляет слежение за непрерывным потоком слов:
а) фонетический слух; б) фонематический слух; в) речевой слух
23. Речевой аппарат состоит из отделов:
б) центрального и периферического;
в) центрального и артикуляционного
24. Периферический отдел речевого аппарата состоит из:
а) дыхательного и артикуляционного отделов;
25. В дыхательный отдел речевого аппарата принято включать:
а) лёгкие, бронхи, трахею;
б) бронхи, трахею, гортань;
в) бронхи, трахею, носоглотку
26. В психолого-педагогической классификации какие нарушения речи относятся к группе «нарушение средств общения»:
а) фонетический дефект;
б) фонетико-фонематическое недоразвитие;
в) заикание;
г) ОНР
27. В психолого-педагогической классификации какие нарушения речи относятся к группе «нарушения в применении средств общения»:
а) ФФН; б) ОНР; в) заикание; г) проявление речевого негативизма
28. В психолого-педагогической классификации нарушений речи к группе «нарушения языковых средств общения» не относится:
а) ФФН; б) ОНР; в) заикание
29. В нейро-психологическом исследовании изучаются особенности речи:
а) фонематической; б) слоговой; в) импрессивной;
г) экспрессивной; д) ритмической
а) продольном направлении;
б) поперечном направлении;
в) обоих направлениях
в) силы выдоха
33. Укажите какой уровень речевого развития ребёнка описан: речевые средства общения крайне ограничены; активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов
а) первый уровень; б) второй уровень; в) третий уровень
34.Укажите какой уровень речевого развития ребёнка описан:общение осуществляется посредством использования постоян- ного, но искажённого и ограниченного запаса общеупотребительных слов; дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков
а) первый уровень; б) второй уровень; в) третий уровень
35. Укажите, какой уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматичес-кого и фонетико-фонематического недоразвития:
а) первый уровень; б) второй уровень; в) третий уровень
36. Укажите, какие этапы логопедического обследования ребёнка с речевым недоразвитием принято различать и в какой последовательности:
а) ознакомительный; б) подготовительный;
в) ориентировочный; г) обследование компонентов речи;
д) деятельностный; е) динамическое наблюдение в процессе обучения
ж) заключительный
а) Т.Б.Филичева; б) М.А.Чевелева;
в) С.А.Миронова г) Е.Ф.Рау
38. Кто является автором системы коррекционной работы с заикаю-щимися дошкольниками в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам «Ознакомле-ние с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, кон-струирование».
а) Т.Б.Филичева; б) М.А.Чевелева;
в) С.А.Миронова г) Е.Ф.Рау
а) Г.Гутцман; б) А.Куссмауль; в) В.Олтушевский
а) Р.Е.Левина; б) Ф.А.Рау; в) О.В.Правдина
а) ротовая полость; б) гортань;
в) носоглотка и ротовая полость
а) мутация; б) дисфония; в) афония
43. Какие два основных резонатора голосообразования выделяют:
а) грудной; б) носоглоточный; в) лицевой; * г) головной
44. Импеданс - это:
б) сопротивление в надскладочных полостях порциям подскладоч-
ного воздуха;
в) резкое возрастание амплитуды колебаний связок, возникающее
при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой
собственных колебаний системы
в) твёрдая атака
а) мягкая атака; б) придыхательная атака;
в) твёрдая атака
а) мягкая атака; б) придыхательная атака;
в) твёрдая атака
48. Работы какого учёного заложили основание нового раздела логопедии – детской логопедии?
а) М.Е.Хватцева; б) Ф.А.Рау; в) Р.Е.Левиной;
г) Т.Б.Филичевой
49. В клинико-педагогической классификации речевых нарушений ведущее место отводится:
а) клиническим критериям;
б) психо-лингвистическим критериям;
в) психолого-педагогическим критериям;
50. Кем впервые был применён ларингоскоп?
а) испанским фониатром J . Perello ;
б) вокальным педагогом М.Гарсиа;
в) фониатром Л.Французовым
51. Какая методика используется для восстановления голоса после удаления гортани?
в) при помощи дыхания
52.Первый, безусловно-рефлекторный этап доречевого периода ребёнка с нормальным развитием длится до:
а) 2-х месяцев; б) 3-х месяцев; в) 4-х месяцев
53. Второй этап доречевого периода ребёнка с нормальным разви-тием начинается:
а) с 2-х месяцев; б) с 3-х месяцев; в) с 4-х месяцев; в) с 5-ти месяцев
54. Третий этап доречевого периода ребёнка с нормальным разви-тием называется:
а) лепет; б) интонированное гуление;
в) безусловно-рефлекторный г) гуление.
55. Четвёртый этап доречевого периода ребёнка с нормальным разви-тием называется:
а) гуление; б) безусловно-рефлекторный;
в)лепет; г) интонированное гуление
56. Четвёртый этап доречевого периода ребёнка с нормальным разви-тием начинается:
а) 6-ти месяцев; б) 8-ми месяцев; в) 1-года; в) 1,2 года
57. Как называется прикус, при котором верхняя челюсть сильно выдвигается вперёд, в результате чего нижние передние зубы не смыкают-ся вовсе с верхними:
58. Как называется прикус, при котором передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти :
а) прогения; б) прогнатия; в) открытый передний прикус
59. Нормальным считается такой прикус, когда:
а) нижние зубы на 1,5-2 мм выступают впереди верхних зубов;
б) между боковыми верхними и нижними зубами при смыкании
остаётся промежуток;
в) нижние зубы на 0,5-1,5 мм прикрываются верхними;
г) между передними верхними и нижними зубами при их смыкании
остаётся промежуток.
60. Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении:
а) всех звуков русского языка; б) только гласных звуков;
в) только согласных звуков
61. Носовой резонатор принимает участие в произнесении звуков русского языка:
а) гласных; б) всех звуков; в) только «м» и «н»
62. Какие виды дислалии выделяют по этиологическому принципу:
а) механическую; б) моторную;
в) сенсорную; г) функциональную
63. Артикуляторная программа не реализуется:
а) в периферической части речедвигательного анализатора;
б) в центральной части речедвигательного анализатора;
в) в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах
64. Артикуляторная программа реализуется в:
а) периферической части речедвигательного анализатора;
б) центральной части речедвигательного анализатора;
в) в проводящих нервных путях речедвигательного анализатора
65. И.П.Павлов назвал кинестетические раздражения «базальным компонентом» формирования:
а) слухового внимания; б) слуховой памяти;
в) фонематического восприятия.
66. Какие виды согласных различают по способу артикуляции:
а) проторные; б) губно-губные; в) вибранты;
г) смычные; д) губно-зубные; е) аффрикаты
67. Артикуляция какого звука описана:
губы принимают положение следующего гласного звука между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстоя ние; кончик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов; передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом; боковые края языка прижаты к задним верхним зубам; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; выдыхаемая струя воздуха взрывает смычку меж- ду языком и нёбом, в результате чего образуется характерный шум?
а ) г; б) к; в) х
68. Артикуляция какого звука описана:
положение губ зависит от последующих гласных; между верхни-ми и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние; ко чик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха взрывает смычку между языком и нёбом, в результате чего образует ся характерный шум; голосовые связки вибрируют?
а) г; б) к; в) х
69. Артикуляция какого звука описана:
положение губ зависит от последующих гласных; между верх-
ними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние;
кончик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов,
а спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по
средней линии щель, проходя через которую струя выдыхае-
мого воздуха вызывает шум; мягкое нёбо поднято и закрывает
а) г; б) к; в) х
70 . Как иначе называются фрикативные звуки:
а) смычные; б) смычно-проходные; в) щелевые
71. От какого звука можно поставить звук «р»?
а) от «ц»; б) от «л»; в) от «д»
72. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков назы-вают:
а) сигматизм; б) каппацизм; в) шепелявость; г) мутизм
73. Какой характер носит логопедическая работа по устранению раз-личных форм нарушения речи?
а) личностный; б) системный;
в) дифференциальный; г) смешанный
74. Какое расстройство наблюдается при нарушении рецептивной письменной деятельности?
а) чтение; б) письмо; в) письмо и чтение
75. В какую группу расстройств включали тахилалию с конца 19 века?
а) дисграфии; б) дислалии; в) дизфразии; г) дисфонии
76. В возникновении детского церебрального паралича и дизартрии наибольшую роль играют:
а) наследственные факторы;
б) сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой;
в) менингоэнцефалит
77. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – это:
а) дислалия; б) дизартрия; в) алалия; г) афазия
78. Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка – это:
а) дислалия; б) дизартрия; в) алалия; г) афазия
79. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга – это:
а) дислалия; б) дизартрия; в) алалия; г) афазия
80. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохран-ной иннервации речевого аппарата – это:
а) дислалия; б) дизартрия; в) алалия; г) афазия
81. Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен-ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата – это:
а) тахилалия; б) полтерн; в) заикание; г) баттаризм
а) ринофония; б) дисфония; в) афония; г) ринолалия
83. Основным дифференцирующим показателем для определения детей с открытой ринолалией в логопедические учреждения является:
а) состояние послеоперационных швов;
б) возраст;
в) развитие речевых процессов
84. Основным направлением в коррекционной работе с заикающи-мися детьми является:
а) поэтапное формирование всех сторон речи;
б) развитие подвижности артикуляционного аппарата;
в) формирование плавной речи
85. Тахилалия – это:
а)
б) нарушение темпо-ритмической организации речи;
в)
86. Укажите вид дисграфии, при котором ребёнок на письме пропускает гласные, согласные, добавляет, переставляет слоги, пишет слитно слова в предложении:
а) артикуляторно-акустическая;
б) дисграфия, обусловленная несформированностью языкового
анализа и синтеза;
в) аграмматическая
87. Укажите вид дисграфии, при котором в письменной речи ребёнка появляется зеркальное написание букв:
а) артикуляторно-акустическая;
б) аграмматическая;
в) оптическая
88. Определите этап логопедического воздействия при дислалии, если решаются задачи установления контакта, развития психологической базы речи, умения опознавать и различать фонемы, формирования артику-ляторных умений и навыков:
а) подготовительный этап;
б) этап формирования первичных произносительных умений и
навыков;
в) этап формирования коммуникативных умений и навыков
89. Определите вид нарушения речи по наличию следующих клини-ческих признаков: нарушен мышечный тонус в речевой мускулатуре; ограничена возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и порезов мышц артикуляционного аппарата; нарушены голо-сообразование и дыхание:
а) дизартрия; б) алалия; в) афазия
90. Принцип системного подхода логопедической работы предпола-гает:
а)
б)
тей ребёнка;
в)
личных форм и функций речи
91. Онтогенетический принцип логопедической работы предпола-гает:
а) учёт структуры дефекта, соотношения первичного и вторичного;
б)
в) учёт закономерностей и последовательности формирования раз-
личных форм и функций речи
92. Принцип дифференцированного подхода логопедического воз-действия предполагает:
а) учёт возрастных и личностных особенностей ребёнка;
б) учёт этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структу-
ры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особеннос-
тей ребёнка;
в) учёт этиологии и механизмов речевого нарушения
93. Принцип этиопатогенетического подхода логопедического воз-действия предполагает:
а) учёт этиологии и механизмов речевого нарушения;
б) учёт этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, струк-
туры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особен-
ностей ребёнка;
в) учёт закономерностей и последовательности формирования
различных форм и функций речи
а) Г.Гутцман; б) А.Куссмауль; в) П.Брокá
95. Особенности произношения детей с ринолалией:
а) являются препятствием к овладению правильным письмом;
б) не влияют на формирование полноценного письма;
96. Причиной закрытой формы ринолалии является :
а) неправильный уклад языка при звукопроизношении;
б) органические изменения в носовом пространстве;
в) сильный подъём мягкого нёба при фонации
97. К функциональным нарушениям голоса центрального происхож-дения относится:
а) психогенная афония; б) ринофония;
в) фонастения; г) гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии
98. К периферическим органическим нарушениям голоса относится :
а) психогенная афония;
б) дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах
и параличах гортани;
в) гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии;
г) фонастения
99. Экспираторная форма нарушения дыхания при заикании – это:
а) судорожный вдох и выдох;
б) судорожный выдох;
в) судорожный вдох
100. Инспираторная форма нарушения дыхания при заикании – это:
а) судорожный вдох и выдох;
б) судорожный выдох;
в) судорожный вдох
101. Респираторная форма дыхания при заикании – это:
а) судорожный вдох и выдох;
б) судорожный выдох;
в) судорожный вдох
102. Какие из перечисленных форм судорог при заикании относятся к дыхательным:
а) вокальная; б) смыкательная; в) экспираторная
103. Какие из перечисленных форм судорог при заикании относятся к артикуляторным:
а) вокальная; б) смыкательная; в) мягкого неба
104. Какие из перечисленных форм судорог при заикании относятся к голосовым:
а) инспираторная; б) вокальная; в) размыкательная
105. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) ринолалия; б) заикание; в) алалия
106. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) дислалия; б) дизартрия; в) алалия
107. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) ринолалия; б) дизартрия; в) афазия
108. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) дислалия; б) дизартрия; в) афазия
109. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) заикание; б) афазия; в) тахилалия
110. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) заикание; б) алалия; в) брадилалия
111. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) дизартрия; б) дислексия; в) афазия
112. К системным речевым расстройствам коркового генеза относит-ся:
а) алалия; б) тахилалия; в) дизартрия
113. При нарушении рецептивной деятельности отмечается:
а) аграфия; б) дислексия; в) дисграфия
114. При нарушении рецептивной деятельности отмечается:
а) аграфия; б) дисфония; в) дислексия
115. Баттаризм – это:
а) патологически замедленный темп речи;
б)
в)
116. Брадилалия – это:
а) патологически замедленный темп речи;
б) патологически ускоренный темп речи;
в) нарушение темпо-ритмической организации речи
мягкая атака твердая атака придыхательная атака
мягкая атака твердая атака придыхательная атака
120. Тахилалия – это:
патологически замедленный темп речи
нарушение темпо-ритмической организации речи
патологически ускоренный темп речи
121. Какими признаками характеризуется «анартрия»?
а) нарушения произношения заметны каждому, но речь
понятна для окружающих;
б) речь понятна только близким ребёнка и частично для окру-
жающих;
в) речь отсутствует или речь непонятна даже близким ребёнка
122. К какому типу дизартрии относится следующая характеристика: нарушены произвольная и непроизвольная речевая моторика в результате поражения VII , IX , X , XII ядер, корешков или периферических отделов соответствующих черепно-мозговых нервов?
а) корковая; б) псевдобульбарная; в) бульбарная
123. К какому типу дизартрии относится следующая характеристика: преимущественные нарушения произвольной речевой моторики, вызван-ные двусторонним поражением двигательных корково-ядерных путей?
а) корковая; б) псевдобульбарная; в) бульбарная
124. К какому типу дизартрии относится следующая характеристика: группа расстройств речевой моторики разного патогенеза, связанные с очаговым поражением коры головного мозга?
а) корковая; б) псевдобульбарная; в) бульбарная
125. Какому виду нарушения речи соответствует следующее опреде-ление: нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата?
а) ринофония; б) ринолалия; в) дисфония
126. Критическим периодом для повреждения верхней губы и нёба плода является:
а) 4-5 -я неделя эмбриогенеза;
б) 5-6 -я неделя эмбриогенеза;
в) 7-8 -я неделя эмбриогенеза
127. Недостаточный подъём мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией классифицируется как:
а) органическая открытая ринолалия;
б) функциональная открытая ринолалия;
в) закрытая ринолалия
128. Что представляет собой субмукозная щель?
а) скрытая щель;
б) открытая щель;
в) неполная расщелина губы
а) происходит пассивное колебание голосовых связок под
давлением воздуха;
б) происходит активное колебание голосовых связок в резуль-
тате нервного импульса;
в) происходит смыкания стенок пищевода
130. Нейрохронаксическая теория объясняет голосообразование:
а) пассивным колебанием голосовых связок под давлением
воздуха;
б) активным колебанием голосовых связок в результате нервного
импульса;
в) смыкания стенок пищевода в результате нервного импульса
131. Произношение каких звуков может нарушаться при укорочении подъязычной связки?
а) свистящих; б) р и л в) к, г, х
132. Какие типы течения заикания выделяют?
а) постоянный; б) волнообразный; в) рецидивирующий;
г) тонический; д) клонический
133. По месту преобладания судороги при заикании различают:
а) клонические; б) тонические; в) смешанные;
134. Какие формы речевых судорог при заикании различают:
а) клоническую; б) смешанную; в) тоническую;
г) дыхательную; д) артикуляционную; е) голосовую
135. На какие периоды делится логопедическая работа по исправле-нию заикания:
а) подготовительный; б) тренировочный;
в) сопровождающий; г) закрепительный;
д) самостоятельный; е) сопряжённо-отражённый
136. Экспираторная форма нарушения дыхания при заикании – это:
судорожный вдох и выдох
судорожный выдох
Судорожный вдох
137.Какие из перечисленных форм судорог при заикании относятся к дыхательным:
вокальная смыкательная экспираторная
138.Какие из перечисленных форм судорог при заикании относятся к артикуляторным:
вокальная смыкательная мягкого неба
139. Какие из перечисленных причин заикания относятся к группе «производящие»?
анатомо-физиологические
психические
социальные
все ответы верны
140.Бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, наблюдаемый при сенсорных нарушениях – это:
логоррея контоминация тахилалия
141. Привлечение внимания к речи у больного тахилалией:
улучшает речь ухудшает речь не влияет на темп речи
142. Привлечение внимания к речи заикающегося:
улучшает речь ухудшает речь не влияет на судорожность речи
143.Какие из перечисленных причин заикания относятся к группе «предрасполагающие»;
1. анатомо-физиологические;
2. психические;
3. социльные 4. нет правильного ответа
144. Какие речевые судороги при заикании устраняются успешнее?
145.Какие формы речевых судорог устраняются успешнее?
тонические клонические
146. Какой критерий является основополагающим для комплектования логопедических групп заикающихся на логопункте, в речевой школе/ДОУ?
возраст тяжесть речевого дефекта
учет этиологии заикания учет симптоматики заикания
147. Укажите последовательность усложнения этапов воспитания навыков правильной речи у заикающихся:
2. отраженная речь
1.сопряженная речь
4. пересказ
3. ответно-вопросная форма речи
6. спонтанная речь
5. рассказ
148. Укажите последовательность речевых упражнений воспитания навыков правильной речи у заикающихся:
3) мысленно продуманный; 1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух; 4) незнакомый текст, экспромт.
149. Укажите последовательность речевых упражнений воспитания навыков свободной и громкой речи у заикающихся:
1. беззвучно, 2. потом шепотом, 3. тихо, 4. громко, 5. обычным голосом
150.В какой последовательности рекомендуется воспитывать плавность и ритмичность речи у заикающихся?
1) пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки; 6) разнометричная речь .
151. На проявление или исчезновение речевых судорог у заикающих-ся влияют:
а) ограниченность словарного запаса;
б) степень самостоятельности речи;
в) степень речевой практики, умения сознательно использовать
знания по фонетике и грамматике;
г) степень подготовленности речи;
д) степень сложности речевой структуры;
е) степень овладения способами моделирования различными
речевыми операциями
152. Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими в определённой режиме. Выберите из предложенных верные режимы и расположите их в правильной последовательности:
а) беззвучно; б) шёпотом; в) медленно;
г) сопряжённо-отражённо; д) тихо
153. Речевые упражнения с заикающимися с текстом по усложнению степени подготовленности речи строятся в определённой последователь-ности. Выберите из предложенных упражнений, соответствующие мето-дике и расположите в правильной последовательности:
а) заученный текст; б) чтение текста;
в) пересказ прочитанного; г) мысленно-продуманный текст;
д) отрепетированный вслух текст; е) экспромт
154. Какие из перечисленных причин заикания относятся к группе «предрасполагающие»;
а) анатомо-физиологические;
б) психические;
в) невропатические особенности заикающегося;
г)
д)
е) поражение головного мозга;
ж) социальные
155. Какие из перечисленных причин заикания относятся к группе «производящие»?
а) анатомо-физиологические;
б) психические;
в) невропатические особенности заикающихся;
г) наследственная отягчённость;
д) конституциональная предрасположенность;
е) поражение головного мозга;
ж) социальные
156. В какой последовательности осуществляется воспитание свобод-ной самостоятельной речи у заикающихся на речевых занятиях? Выберите верные ответы и расположите в правильном порядке:
а) спонтанная речь;
б) пересказ, рассказ;
в) ответно-вопросная форма речи;
г) сопряжено-отражённая речь;
д) монологическая речь;
157. Каким термином определяется патологически замедленный темп речи?
а) брадилалия; б) баттаризм; в) тахилалия; г) полтерн
158. Какой из приведённых ниже терминов означает патологически ускоренный темп речи:
а) брадилалия; б) баттаризм; в) тахилалия; г) заикание
159. Система коррекционной работы с заикающимися дошкольника-ми Н.А.Чевелёвой включает 5 периодов:
а) сопровождающая речь; б) предваряющая речь;
в) пропедевтический период; г) завершающая речь;
д) закрепление навыков
Укажите правильную последовательность.
160. В нейропсихологическом исследовании изучаются особенности какой речи:
а) импрессивной;
б) фонематической;
в) слоговой;
г) экспрессивной;
д) ритмической.
161. Бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, наблюдаемый при сенсорных нарушениях – это:
а) логоррея; б) контоминация; в) тахилалия
162. Какая форма дислексии по Р.И.Лалаевой описана: дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцирован-ных заменах?
а) фонематическая; б) семантическая;
в) аграмматическая; г) мнестическая;
д) оптическая; е) тактильная
вующих в акте чтения;
4) Р.И.Лалаева г) нарушение тех или иных психических процессов
164.Укажите вид дисграфии, который проявляется на письме в пропусках и заменах букв, соответствующих пропускам и заменам звуков в устной речи:
оптическая
артикуляторно-акустическая
аграмматическая дисграфия
165.Укажите вид дисграфии, который в письменной речи ребёнка проявляется в зеркальном написании букв:
оптическая
артикуляторно-акустическая
аграмматическая дисграфия
166.В клинико-педагогической класиификации дислексию выделяют как :
1. нарушение устной речи;
2. нарушение письменной речи;
3. нарушения структурно-семантического оформления высказывания.
167. Какая форма дислексии по Р.И.Лалаевой описана: дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцирован-ных заменах?
а) фонематическая; б) семантическая;
в) аграмматическая; г) мнестическая;
д) оптическая; е) тактильная
168. Соотнесите авторов классификаций дислексии и критериев, положенных в их основу :
1) Р. Беккер; а) учёт операций процесса чтения;
2) О.А.Токарева; б) степень выраженности нарушений чтения;
3) М.Е.Хватцева; в) нарушения деятельности анализаторов, участ-
вующих в акте чтения;
169. Особенности произношения детей с ринолалией:
1) являются препятствием к овладению правильным письмом;
2) не влияют на формирование полноценного письма;
170. Недостаточный подъём мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией классифицируется как:
1) органическая открытая ринолалия;
2) функциональная открытая ринолалия;
3) закрытая ринолалия
171 . Наиболее простой метод дифференциальной диагностики открытой и закрытой ринолалии называется:
1) проба Кусмауля; 2) проба Гутцмана; 3) проба Ермаковой.
172.Самое слабое небно-глоточное смыкание наблюдается при произнесении согласных:
1) м; 2) в; 3) с.
173 На какой примерно день после уранопластики можно приступать к логопедическому воздействию?
1) 7 – 14; 2) 15 – 20; 3) 21 – 30.
174. При произнесении какого гласного корень языка наименее поднят?
1 ) а; 2) э; 3) у; 4) о.
175. При обследовании ребенка с ОНР в первую очередь, что необходимо выяснить:
1. из заключений специалистов
а. состояние физического слуха
б. состояние интеллекта
2. из беседы с родителями
а. данные речевого развития
3. при обследовании лексического запаса
а.выявить количественный запас слов существ., глаголов, прилаг.)
и
б. самостоятельное употребление их в речи
4. при обследовании грамматич. правильности речи выяснить
а. умения согласовывать прилаг., числит. с сушеств.,образовывать притяжат прилагат от существит-х, существ-е с уменьшит.-ласкат значением.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Тест по дисциплине «Основы логопедии с практикумом»
Темы: «Закономерности речевого развития»
«Строение речевого аппарата»
Подготовил: преподаватель
коррекционной и специальной педагогики
Дубровских Елена Николаевна
Курган, 2015
1 вариант
Выберите правильный ответ
Лепетные сочетания
А) несут смысловую нагрузку
Б) не несут смысловой нагрузки
2. Слоговая структура слова закладывается
А) в фазу лепета
Б) в фазу гуления
В) на этапе формирования фонематического слуха на чужую речь
3. В 1,5 месяца ребенок способен передавать интонацию голоса взрослого
А) нет
Б) да
К одному году ребенок должен произносить около
А) 4-5 слов
Б) 10-12 слов
В) 20-25 слов
5. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, но в собственной речи не использует, составляют
А) активный словарный запас
Б) пассивный словарный запас
6. Ребенок может регулировать свое поведение по речевой инструкции взрослого
А) в 1 год
Б) в 1,5 года
В) в 3 года
7. В три года фраза у ребенка состоит
А) из 2 слов
Б) из 3 слов
В) из 5 слов
8. Чтобы построить рассказ ребенку 5 лет
А) необходима наглядная опора
Б) нет потребности в наглядной опоре
9. Формирование фонетической стороны речи заканчивается
А) к 4 годам
Б) к 5 годам
В) к 6 годам
10. Периферический речевой аппарат иначе называют
А) регулирующий
Б) исполнительный
11. Центр Вернике является
А) речеслуховой областью
Б) двигательной областью
12. Центр Брока расположен
А) в сомкнутом состоянии
Б) в разомкнутом состоянии
В) в полусомкнутом состоянии
15. Речь образуется
А) в фазе вдоха
Б) в фазе выдоха
2 вариант
Выберите правильный ответ
Первой фазой доречевого периода является
А) лепет
Б) гуление
2. В возрасте 6 месяцев у ребенка должно присутствовать
А) гуление
Б) лепет
В) фразовая речь
3. Фаза лепета у детей с тяжелыми нарушениями речи
А) появляется вовремя
Б) отсутствует
В) задерживается
А) гуление
Б) лепет
5. Механизм слоговой структуры слова закладывается в фазу
А) гуления
Б) лепета
В) фразовой речи
6. Фразовая речь появляется у ребенка
А) к 2 годам
Б) к 4 годам
В) к 6 годам
7. В возрасте 1-1,5 лет для ребенка важнее
А) интонация
Б) лексическое значение слов
8. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, использует в собственной речи, составляют
А) активный словарный запас
Б) пассивный словарный запас
9. У ребенка в 3 года сформирован фонематический слух
А) только на собственную речь
Б) только на чужую речь
В) оба ответа верные
10. Центральный речевой аппарат иначе называют
А) регулирующий
Б) исполнительный
11. Центр Брока является
А) речеслуховой областью
Б) двигательной областью
12. Центр Вернике расположен
А) в лобной доле коры головного мозга
Б) в теменной доле коры головного мозга
В) в височной доле коры головного мозга
13. Центр Брока относится
А) к центральному речевому аппарату
Б) к периферическому речевому аппарату
14. Во время речи длиннее
А) вдох
Б) выдох
В) вдох и выдох одинаковы, как и вне речи)
15. С помощью чего НЕ осуществляется контроль за речью
А) зрения
Б) слуха
В) кинестетических ощущений
Ключ к тесту:
1 вариант
2 вариант
Список использованных источников:
1. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-680с.
2. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. — М: Просвещение, 1969. — 310с, ил.
3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. — М: Просвещение, 1989. -223с, ил.