» » Позиционные изменения звуков. Фонетические изменения звуков Позиционные изменения гласных звуков

Позиционные изменения звуков. Фонетические изменения звуков Позиционные изменения гласных звуков

Позиционные чередования - это такие чередования, которые происходят в какой-либо позиции и не знают исключений в данной языковой системе.

Историческое чередование (нефонетическое) - это чередование фонем. Оно отражается на письме: бума г а - бума ж ный (г\\ж); ру к а - ру ч ка (к\\ч); то п ить - то пл ёный (п’\\пл’); гру б ить - гру бл ю (б^бл’); да в ить - да вл ение (в’\\вл’); экономить - экономлю (м’\\мл’); графа - графлю (ф’Цфл’); све т - све ч у - осве щ ение (т\\ч\\щ); ро д - ро ж ать - ро жд ать (д\\ж\\жд), д е нь - дня (е\\нуль звука); с о н - сна (о\\нуль звука); горо д - градостроитель (оро\\ра); берег - прибрежный (ере\\ре; г\\ж); м оло ко - м ле чный (оло\\ле; к\\ч); стра х - стра ш ный (х\\ш); во з ить - во ж у (з//ж); тре ск - тре щ ать (ск//щ);сбр о сить - сбр а сывать (о//а), к а саться - к о снуться (а//о), з а ря - з о рька (а//о) и т.п.

Фонетическое чередование (живое) - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Оно не отражается на письме: во да [вада] - во ды о ды], зу б [зу п ]- зу б ы [зу б ы].

Выполнение фонемами своих функций зависит от позиции.

В сильной позиции фонемы наилучшим образом выполняют функции различения и отождествления значимых единиц: ро ]овой и ро[ г ]а; в[ о и в[ а ]л.

В слабой позиции может происходить их нейтрализация, неразличение. Например: рок [рок] и рог [ рок]; волы [валы] и валы [валы].

Для гласных сильной является позиция под ударением, слабой - в безударном слоге.

Для согласных существует две позиции: по звонкости - глухости и по твёрдости - мягкости.

По звонкости - глухости:

сильная - перед гласными; перед сонорными и «в»; перед шумными согласными непротивоположного качества;

слабая - на конце слова; перед шумными согласными про противоположного качества.

По твёрдости - мягкости:

сильная - в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества;

слабая - перед гласными переднего ряда; перед согласными противоположного качества.

В слабой позиции происходят изменения фонем, определяемые позицией в слове и влиянием соседних звуков.

Позиционные изменения гласных

Качественная редукция - ослабление и изменение звучения гласных в безударном слоге: г[ о ]ры - г[ а ]ра - с[ о ]рняки; н[э]бо - н[и э ]бёсный - н[ь]беса; п[а]тъ - п[и 3 ]так - п/ь/тачок. Качественной редукции подвергаются фонемы <о>, <а>, <э>.

Количественная редукция - уменьшение долготы и

силы звучания гласного в безударном слоге: р[ы ]ба - р[ы ]бак - Р[ы ]баки; м[и]р - м[и ]ры - м[и ]ровой; м[у ]зыка - м[у] зпед - м[у] зыкант. Количественной редукции подвергаются фонемы <и>,<<ы>,<у>.

Аккомодация гласных - приспособление гласных к согласным: с[ ы ]грать, кот [ ы ] повар (гласная переднего ряда <и> после твердого согласного получает более заднее образование); [мат], [м’ атъ], [м , а*т’], [ма*т’] (гласная непереднего ряда получает более переднее образование под воздействием мягких согласных).

Позиционные изменения согласных

Редукция - оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова: дуб -> ду[п ], заказ -> зака[с ], мираж ->мира[ш] , сапог ->сапо[к ], остров -> остро[ф ].

Аккомодация - приспособление согласных звуков к гласным, проявляющееся в смягчении твёрдых согласных перед гласными переднего ряда на стыке морфем (во[ д ]а, но: во[ д ’]тка, в во[ д ’]е); в огублении (лабиализации) согласных перед ударной гласной <о> и ударной/безударной гласной <у> (сад [ c am ], но: суд [с° ут ], любовь / л уб°оф’] , сон [с°он]).

Ассимиляция - уподобление одного согласного другому.

Полная ассимиляция(взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми): сшить -> [ш]ить, безжизненный -> бе[ж]изненный, отдать -> о[д]ать.

Частичная ассимиляция (взаимодействующие звуки остаются разными, но приобретают общий признак):

    по звонкости: ко[з’]ба, [г] дому;

    по глухости: но[ш]ка, по[т]писъ;

    по твёрдости: сте[п]ной (ср.: сте[п’]);

    по мягкости: ба[н’]тик, ра[з’]ница, [з’]веръ.

Диссимиляция - расподобление согласных звуков:

лёгкий -> лё[х] кий(по способу образования: взрывной [г] + взрывной [к"] -> щелевой [х] + взрывной [к]); трамвай тра[н]вай(по месту образования: губной [м] + губной [в] -> зубной [н] + губной [в]).

Диереза - выпадение звуков: а) упрощение групп согласных: грустный ->грус[...]ный, устно ->ус[...]но.

б) слияние двух звуков в один (замена их аффрикатами): смеяться -> смея[цъ], городской -> горо[ц]кой ([т] +[с] ->[ц]).

Эпентеза - вставка согласного между двумя гласными (шпи [j]он, кака[в]о), согласного между согласными (с[т]рам, н[д]рав), гласного между согласными (огнь ог[о]нь). Это явление характерно для детской речи и просторечия.

Протеза - приставка звука в начале слова: [в]острый, [в]умный, [в]осемъ. Встречается, в основном, в просторечии.

Метатеза - перестановка звуков (или слогов): молоток - мотолок, компот - помкот , гольфы - гофли , сап оги - басоги , долонъ - ладонь . Это явление также в основном характерно для детской речи и просторечия.

Позиционные изменения фонем и обозначение в большинстве случаев на письме основного варианта фонемы (звук в сильной позиции) создают многочисленные расхождения между написанием и произношением, которые регулируются орфографическими правилами.

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • · глухость-звонкость,
  • · твердость-мягкость,
  • · способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .

Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] - губно-губные, [в], [в"], [ф], [ф"] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т"], [д], [д"], [н], [н"],[с], [с"], [з], [з"], [ш], [ж], [ш":], [ч"], [ц], [л], [л"], [р], [р"], среднеязычный [й"] и заднеязычные [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.

Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

  • · под ударением: [дом] - [дам] - [о] ? [а].
  • · без ударения: [да маґ] -домаґ- [да лаґ] -далаґ - [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

  • · под ударением: [м"эч"] - [м"ач"] - [э] ?[a].
  • · без ударения: [м"ич"оґм]- мечоґм - [м"ич"оґм]- мячоґм - [и] = [и].
  • · А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лыґжы], [в _луґжу], [н"иґт"и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [маскваґ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълакоґ] - молокоґ, [хърашоґ] - хорошоґ, [кълбасаґ] - колбасаґ .

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

а даґ] - водаґ - ъ д"иной"] - водяноґй: [а]?[ъ]

[дра ваґ] - дроваґ - [дръ в"иноґй"] - дровяноґй: [а]?[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова воґсемь, деґвять и послушайте себя. Мы произносим: [воґс"ьм"] - [ь], [д"эґв"ьт"] - [ь].

Не путай:

Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.

Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.

Буква ъ - это твёрдый знак.

Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.

Буква ь - это мягкий знак.

Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Здаґние [здаґн"ий"э] - здаґния [здаґн"ий"а], мнеґние [мн"эґн"ий"э] - мнеґния [мн"эґн"ий"а], моґре [моґр"э] - моґря [моґр"а], воґля [воґл"а] - на воґле [на_воґл"э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте:

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач"а] - даґча, [т"ьл"ив"иґзър] - телевиґзор, [с"иноґн"имы] - синоґнимы, [б"ир"оґзы] - берёзы, [карз"иґны] - корзиґны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • · перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
  • · перед непарными звонкими [р], [р"], [л], [л"], [н], [н"], [м],[м"],[й"]: [дл"а] - для, [тл"а] - тля ,
  • · Перед [в],[ в"]: [свой"] - свой, [звон] - звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • · перед парными по глухости-звонкости: [слаґтк"ий] - слаґдкий, [зуґпк"и] - зуґбки .
  • · перед глухими непарными: [апхваґт] - обхват, [фхот] - вход.
  • · на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.

Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

  • · перед парными глухими: [фстаґв"ит"] - в стаґвить ,
  • · на конце слова: [клат] - клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

· перед парными звонкими: [каз"баґ] - ко с ьбаґ

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • · перед гласными: [мат"] - мать, [м"aт"] - мять ,
  • · на конце слова: [вон] - вон, [вон"] - вонь ,
  • · перед губно-губными: [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] и заднеязычными: [к], [к"], [ г], [ г"], [х[, [ х"] для звуков [с], [ с"], [ з], [ з"], [ т], [ т"], [ д], [ д"], [ н], [н"], [ р], [ р"]: [ саґн"к"и] - Саґньки (род. пад.), [сґанк"и] - саґнки, [буґлка] - буґлка, [буґл"кът"] - буґлькать,
  • · все позиции для звуков [л] и [ л"]: [лба] - лба, [пал"ба] - пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • · перед мягкими [т"], [д"] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з"д"эс"],
  • · перед [ч"] и [ш":] для [н], который обязательно смягчается: [поґн"ч"ик] - поґнчик, [каґм"ьн"ш":ьк] - каґменщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • · перед мягкими переднеязычными [н"], [л"] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с"н"эк] и , злить - [з"л"ит"] и [зл"ит"]
  • · перед мягкими переднеязычными , [з"] для переднеязычных [т], [д] - подняґть - [пад"н"аґт"] и [падн"аґт"], отняґть - [ат"н"аґт"] и [атн"аґт"]
  • · перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : виґнтик - [в"иґн"т"ик] и [в"иґнт"ик], пеґнсия - [п"эґн"с"ий"а] и [п"эґнс"ий"а]
  • · перед мягкими губными [в"], [ф"], [б"], [п"], [м"] для губных: вписаґть - [ф"п"исаґт"] и [фп"исґат"], риґфме (дат. пад.) - [р"иґф"м"э] и [р"иґфм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.

Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] >[ш:] - сшить

[з] и [ж] > [ж:] - сжать

[с] и [ч"] - в корне слов> [ш":] - счастье, счёт

На стыке морфем и слов> [ш":ч"] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш":] >[ш":] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах > [ц:] - улыбается

На стыке приставки и корня> [цс] - отсыпать

[т] и [ц] >[ц:] - отцепить

[т] и [ч"] >[ч":] - отчёт

[т] и [т] и [ш":] отсчёт

[д] и [ш":] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к"] >[х"к"] - лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств - [ств]: здравствуй, чувствовать

здн - [зн]: поздно

здц - [сц]: под уздцы

лнц - [нц]: солнце

ндц - [нц]: голландцы

ндш - [нш:] ландшафт

нтг - [нг]: рентген

рдц - [рц]: сердце

рдч - [рч"]: сердчишко

стл - [сл"]: счастливый

стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .

Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

Позиционные изменения звуков речи

С понятиями сильная и слабая позиция связаны позиционные мены и позиционные изменения звуков.

Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове.

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями.

От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков.

Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг – друзья, крюк – крючок, носить – ношу. Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах «Морфология» и «Словообразование», а к фонетике они никакого отношения не имеют.

Позиционная мена и позиционные изменения наблюдаются как в области согласных, так и в области гласных звуков русского литературного языка.

1. Позиционная мена и позиционные изменения согласных

Позиционная мена согласных связана с отношениями:

а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [н"и́зък – н"и́ск"иį / прÙс"и́т" – про́з"бъ / клу́п / пр"ика́с];

б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука́ – рук"э́ / с"иэло́ – нъ◠с"иэл"э́].

Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами: ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду (положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант.

Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко:[с"т"э́п" / з"в"э́р"].

Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости.

2. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных в русском языке зависит от их ударного и безударного положений:

[п"а́т" / п"иэт"и́ / п"ьтÙч"о́к].

Следовательно, позиционная мена гласных определяется законом редукции инейтрализации.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в сильной позиции: [ма́т/ ма́т" / м"а́тъ / м"а́т"] ®[а], [а"], ["а], ["а"].

Редукция - это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах. Выделяются две разновидности редукции:

а) количественная. Означает, что согласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: суп - супы;

б) качественная. При качественной редукции происходят такие изменения гласного, при котором он изменяет свои качества. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э: дом - дома.

Аккомодация - позиционные изменения гласных в зависимости от характера соседних согласных.

Таким образом, позиционная мена зависит от позиции звука; осуществляется как закон; воспринимается и осознается слушателями, не заметить ее нельзя, т.к. варианты звуков отличаются существенными признаками.

Позиционные изменения зависят от окружения звуков, осуществляется как процесс; не воспринимаются и не осознаются слушателями, т.к. аллофоны отличаются не основными, а второстепенными признаками.

Фонетические изменения и звуковые законы.

Фонетические изменения:

1. Парадигматические (изменение в системе)

2. Синтагматические (изменение в речевом потоке)

Изменение фонетическое может быть связанно с позицией звука.

Изменение звука может быть связано с воздействием на него окружающих

Позиционные изменения - это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Им подвержены как гласные, так и согласные

1) Редукция - от лат. reductio - "уменьшение, сокращение". Это изменение звуковых характеристик гласных или согласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблением напряжения), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Редукция может быть количественной это редукция, связанная с сокращением времени артикуляции звука, т.е. сокращением его длительности и качественной. это редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности.

3) оглушение звонкого согласного на конце словаОглушение шумных звонких в абсолютном конце слова – это замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

В конце слова:

а) перед паузой

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и сонорным согласным, гласным, а также [в] и [j]

В середине слова: перед глухим согласным (регрес. ассимиляция)

Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций в потоке речи. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию. В зависимости от направления звуков друг на друга комбинаторные изменения могут быть регрессивными (связанные с влиянием артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего) и прогрессивными (связанные с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего).

1)Ассимиляция - от лат. - "уподобление". Это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. Взаимодействовать могут как соседние звуки - контактная А., так и звуи на расстоянии - дисстактная А. Происходит между звуками одного типа - гласными или согласными. Различают ассимиляцию по: глухости/звонкости, по месту образования, по способу образования и т.д.

Диэреза. - от греч. diairesis - "деление, раздел" Это явление выпадения согласных возникает на основе А.

2) Сингармонизм - позиционный фонетический процесс, свойственный тюрским и финно-угорским языкам. Состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего.

2) Диссимиляция - от лат. dissimilatio - "расподобление". Это артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков. Наблюдается между звуками одного типа - гласными (вокалическая диссимиляция) или согласными (консонантная). На диссимилятивной основе возникают:

Гаплология - от греч. Haplos - "простой" и logos"слово". Упрощение слоговой структуры за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов.

Метатеза - от греч. metathesis - "перестановка" Это явление перестановки в слове звуков или слогов.

Протеза - от греч. prothesis - "постановка впереди". Появление дополнительного звука в абсолютном начале слова, отсутствующего в первоначальной форме.

Эпентеза - от греч. epenthesis - "вставка". Появление дополнительного звука в середине, отсутствующего в первоначальной форме.

Пример: радио - радиво.

3)Аккомодация - от лат. accomodatio - "приспособление". Это частичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гласного. А. таким образом чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными. Бывает прогрессивная и регрессивная.

Пример: А пргресс: мороз и.. [марос-ы ] - под влиянием твердого согл. гласная переднего ряда становится более задней

А. регресс. - мир [м"ир] - под влиян гласн. переднего ряда палатализуется согл.

№21 фонема как единица языка. Фонема и звук.

Фонема - от греч phone – “звук”, “голос” . Минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем слов.

Щерба писал: "В живой речи произносится обычно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Это звуковые типы… будем называть их фонемами". ТО фонема - единица языка, а звук - единица речи. Язык - система средств коммуникации. Достаточно четкая модель его представлена в его грамматике, в словарях. Языковым средствам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем сознании в виде обобщенных представлений) Речь - реализация или использование языковой потенции в реальной коммуникативной ситуации. Явления речи реальны, материальны,тк воспринимаются слухом и зрением вариативны и изменчивы. Следовательно :

Фонема

Единица языка.

Психол эквивалент звука (образн представление)

Обобщенный звуковой тип

Для передачи фонемного состава слова используется фонематическая транскрипция

Звук

Единица речи

Реальная артикуляция и акустический результат

Вариант фонемы в опр позиции

Фонетическая транскрипция

Фонему произнести нельзя, так как любое произнесение есть звук. , оттенок фонемы. Звук воспринимается как основный оттенок ф и как бы представляет фонему

Фонема обладает перцептивной функцией это функция доведения до восприятия речи (звуки – ухом, буквы – глазами).и сигнификативной - смыслоразличительной, те ф-ция различения значимых элементов языка.

Звуков в каждом языке значительно больше чем фонем. Количество фонем исчислимо, число звуков - нет В русском согласных - 32-37, гласных 5-6 Для русских неважно различие Э открытого и закрытого, как для французов, например.

Напротив, т и т" важны; твердость и мягкость служат для различения слови их смысла.

Любая фонема обладает набором дифференциальных признаков - акустико - артикуляционные свойства фонем, которые воспринимаются говорящим и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем. и интегралных признаков - . общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка.

По Дифф признаку одна ф может быть противопоставлена др фонеме. Д признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму, например: треугольник гласных.

В каждом языке система фонем отлич не только кол-вом, но и набором дифференц признаков.

Интегральные признаки - это признаки неразлич наполняющие фонемы: сонорные, щелевые - д призн, но если они общие у группы фонем, то они становятся интегральными.В зависимости от произносительных условия фонема может оказаться в сильной позиции - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для согл - перед гласными. Фонема проявляет себя отчетливо.

Или в слабой позиции - это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции фонема может утрачивать некот признаки. Безуд для гласн, перед др согл или в конце слова для др согл.

фонема может не сливаться с др фонемой и сигнифик ф-ция будет выполняться. Так возникают вариации фонемы. (по МФШ)

В ряде случаев фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что ведет к утрате сигнификативной ф. Так возникают варианты фонем. По МфШ.

Опрелделение фонематического состава разные ФШ дают по-разному

МФШ - Аванесов, Кузнецов, Реформатский. Исходит из связи фонемы и морфемы и из постоянного фонематич состава морфем независимо от позиции.

ЛФШ - Щерба, Бондарко. Исходит из того, что фонема не может быть оторвана от реального звучания и обладает как единица языка самостоятельностью. Соответственно, то, что мы слышим то и явл Ф, если это соотв ее произносит типу.

Фонемы И и Ы:

МФШ - считает Ы вариантом фонемы И и подчеркивает, что в одной и той же морфеме И заменяется Ы под влиянием твердости предшествующего согласного. Во флексиях имен прилаг. И после тверд основ использ Ы и после мягких И. Аргументы : ж, ш,ч - исконно мягкие4 невозможность употребления Ы в начале слова.

ЛФШ - разные фонемы в виду их осознанности. Не целиком соотв фактам русск фонем то, что предыдущий твердый согласн обуславливает появл Ы. Этого не наблюд в тверд основах, когда к ним присоед суфф ИК. Вместо ожидаемого Ы. Аргументы: при обучении иностранца их придется развести. Нужно ставить произношение, есть разница в артикуляции, методически позиция ЛФШ верна.

№ 28 Способы и средства выражения грамматического значения .

Могут выражаться разными средствами

1) Основное средство - аффиксация, когда граммат формы образуются при помощи аффиксов Аффикс - это морфема с грамматическим значением. По положению относительно корня А можно разделить на префиксы и постфиксы. Постфиксы в свою очередь делятся на суффиксы - постфиксы с деривационным значением, и флексии - П с реляционным.

Бывают аффиксы иного типа:

1) Интерфиксы - это служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. (соединительные гласные в р/я)

2) Конфиксы - комбинации из двух аффиксов: префикса и конфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно.

3) Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня.

4) Трансфиксы - это А, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат "прослойкой " гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя её грамматически.

5) Нулевой аффикс - отсутствие А в одной форме парадигмы при наличии А в других формах той же парадигмы.

В языках мира существую два типа аффиксации :

Флективность

2. Агглютинация способ образования форм слова или производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым (лишенным внутренней флексии) основам или корням.

Основное различие между ними - характер и функциональная нагрузка аффиксов с формообраз основой. При Агл - каждое грамматич значение слова выражено отд стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию. Флективность - словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии. Флексия при этом может передавать несколько грамматич значений одновременно + одно грамм знач может быть передано разными флексиями. Связь между формообраз основой и аффиксом настолько тесная, что происходит взаимопроникновение контактирующих морфем, те фузия. Для флективных языков характерна еще и внутренняя флексия.

Кроме аффиксации грамм знач могут быть переданы еще и морфемами-операциями:

Ударение

3) значащее чередование (фонетич, нефонетич), в котором различие в качестве последнего согласного основы является показателем грамматич хар-ки

4) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в единый грамматический ряд) разнокоренных или разноосновных слов, когда, не смотря на различие корней или основ лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

5) редупликация - полное или частичное повторение корня. В русском языке с помощью редупликации передается значение усиления признаки предмета: синий-синий, или действия: еле-еле дошел. В некоторых языках служит для ослабленного признака.

Все эти средства выражения грамматического значения относятся к синтетическому способу - простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов.

К аналитическому способу - составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов, относятся:

1) Служебные слова - слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

2) Порядок слов - аналитический способ выражения граматического значения. Этим способом в русском языке передается значение приблизительности (Ср: сорок кошек и кошек сорок), особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком членов предложения. Здесь порядок слов является единственным способом определения синтаксической роли имени в предложени, т.е. они выполняют смыслоразличительную функцию.

3) Интонация - также может использоваться как способ (аналитический) выражения грамматического значения. С помощью интонации передается вопрос, побуждение, перечисление, пояснение и т.п.

Существует и смешанный способ вырадения грамматич значения, когда оно передается и и знаменательным словом, имеющим формы словоизменения, и служебным, или двумя знаменательными словами (я несу).

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. Например, в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь (ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа (ср. лит . оспа), белорусск. яна (ср. русск. она)); в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного (русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand ).

Примером позиционных изменений гласных является редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»).

Редукция – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге.

Редукция может быть количественной и качественной.

При количественной редукции гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные верхнего подъема (и, ы, у ): ми¢р -мири¢ть -миро¢вой.

При качественной редукции происходит изменение характерных качественных признаков звука.

Качественная редукция гласных после твердых согласных

Качественная редукция гласных после мягких согласных

Упражнения

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции?

Теплым солнцем весенним согрета,

Пробудившись от долгого сна,

Молодою листвою одета,

Как легка и нарядна она!

(Н. Белоусов)

2. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: а) прогрессивную и регрессивную, б) полную или частичную (по глухости – звонкости, твердости – мягкости), в) контактную или дистактную: резко, редко, подход, с жалостью, отбросил, как будто, вставать, езжу, уставший, сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, без жира, вторник.

3. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, мести, вести, горсть (ср. гъртть), флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр капость (ср. пакость), укр. бгати - «комкать, мять» (из гьбати), укр. жеврети - «тлеть» (ср. старосл. жервие), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

4. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

5. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

6. Выделите все комбинаторные изменения в тексте. Затранскрибируйте текст. Найдите слово, в котором имеет место позиционное изменение согласного.

Нет ребят на свете

Доблестней, чем вы,

Юноши и дети

С берегов Невы.

Я встречал вас в школах,

В цирках и садах,

На катках веселых,

В дачных поездах.

(С. Маршак)

7. В данных пословицах, поговорках и загадках выделите все случаи изменений согласных звуков.

Свой глаз – алмаз. Всему свое время. Где снег, там и след. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Лучше поздно, чем никогда. Сердце сердцу весть подает. Гора с горою не сходится. Учиться всегда пригодится. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота - чистота; леса - лиса; милок - мелок; дров - дроф; кот - код; столб - столп.

9. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, найдите в тексте все случаи позиционных изменений гласных. Затранскрибируйте текст.

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Исаковский)

10. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, неизвестно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили:

Немедленно впустить! (М. Булгаков)

11. Затранскрибируйте приведенные ниже немецкие слова и укажите, какое позиционное изменение согласных наблю­дается в них: Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

12. Определите характер звуковых изменений в следую­щих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb).

13. В приведенных ниже немецких словах выделите слу­чаи фонетического чередования согласных : Schreiben - schrieb, loben - Lob, lesen - las, bringen - brachte.

14. Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немец­ком языке.

1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch?

15. Сравните произношение английских слов: cap и cab, set и said, leaf и leave, white и wide. Какая характерная для русского языка закономерность произношения конечных со­гласных отсутствует в английском языке?

16. От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет?

17. Отсутствие какого характерного для русского языка изменения согласных определяет произношение следующих английских слов и сочетаний слов? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возни­кают эти ошибки?

Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

18. Сравните русское произношение заимствованных из английского и немецкого языков слов с произношением соответствующих английских и немецких слов. В чем проявилось действие субституции? Найдите примеры звуковых изменений, характерных для рус­ского языка и чуждых английскому.

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), во­лейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding);

б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardi­ne), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel);

в) десант (descente), ансамбль (ensemble), монтаж (montage), монтер (monteur).

Понятие фонемы

Фонема (от греч . phōnēma – «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Фонемы характеризуются определенными фонологическими признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными . Например, фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны. Например, в русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк), в немецком, английском языках - долгота / краткость гласных (нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ . be (быть) – bee (пчела)), во французском языке – открытость / закрытость звука (le sol (почва) – le saule (ива)).

Фонемы, отличающиеся только одним дифференциальным признаком, получили название коррелятивных : з / з`, з / с, г / к.

Количество фонем и их состав в разных языках различны. . В русском языке выделяют 5 гласных фонем и 34 согласные фонемы; в немецком языке – 18 согласных фонем и 15 гласных, в английском – 24 согласных и 13 гласных, во французском – 17 согласных и 18 гласных.

Дифференциальные признаки фонем определяются по сильной позиции фонемы в слове.

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция – это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными (ср . [т]ом – [д]ом), сонорными согласными (ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] – бра[т¢]) и перед всеми гласными, кроме е (ср. [н]ос – [н¢]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позици перед заднеязычными (ср . го[р]ка – го[р¢]ко) и губными (ср . ко[рм¢]е - тю[р¢м¢]е). Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем: сома – сама (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad – Rat ). Ср . в английском языке: bed – bet – конец слова является сильной позицией, в которой противопоставлены звонкие и глухие согласные.

Упражнения

1. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов: ос – ось, сад - сядь, нить – ныть, шест – шесть, лез – лезь, жар – жарь, мол – мёл, крыт – крыть, трус – (не) трусь.

2. Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы, а какие с разных: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, елка, утро, это.

3. Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad; piece - cheese; kill - meat.

4. Приведенные слова сгруппируйте попарно; а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, road, broad, time, brick, praise, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, Btihne, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde, Auge, Bild.

Франц. étape, méche, date, mode, femme, pére, pain, pomme, trappe, messe, dame, tache, pont, mére, fumer, méchant, fond, faim, rame.

5. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем?

Kamm (kam) гребень - Kam (ka:m) пришел; Kann (kan) могу - Kahn (ka:n) лодка; Bahnen (ba:nen) пролагать путь - Bannen (banen) изгонять; Wir (vi:r) мы - Wirк (vir) спутанный; In (in) в – Ihn (i:n) его; Riff (rif) риф– Rief (ri:f) звал; Bett (bet) кровать – beet (be:t) грядка; Mitte (mite) середина – Miete (mi:te) квартплата.

6. Какие фонемы различаются в следующих немецких словах: а) der Wolf – die Wölfe, der Hof – die Höfe, der Hut – die Hüte, die Maus – Maüse; б) der Band – die Bank, finden – der Finger.

7. Назовите фонемы в следующих английских словах: man, ten, tea, time, six, five, city, she, hat, page.

8. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man- men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

9. Какие фонемы различаются в следующих французских словах: а) fou – vous, chat – jean; б) lit – les – lait – la, du – nu – tu?

10. Какие противопоставления в системе гласных фонем характерны для французского языка и чужды русскому?

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – это наука, изучающая слово и словарный состав языка.

Слово – единица, работающая на всех языковых уровнях. Разносторонность, многоаспектность слова, большое разнообразие слов и в пределах одного языка, и при сравнении разных языков объясняют сложность научного истолкования этого понятия. Единого определения слова не существует.

Выступая на разных уровнях как фонетическая, грамматическая или лексическая единица, слово проявляет следующие признаки, характеризующие его как особую языковую единицу.

В фонетическом аспекте для слова характерны: а) фонетическая оформленность (признаки начала и конца слова); б) одноударность (наличие в большинстве самостоятельных слов одного основного ударения); в) непроницаемость (невозможность вставить в середину слова другое слово).

С грамматической точки зрения - а) целостность и единооформленность (слова изменяются как единая единица); б) лексико-грамматическая отнесенность слова (принадлежность к какой-нибудь части речи);

С точки зрения семантики: а) наличие лексического значения; б) номинативность (способность называть предметы, признаки, действия); в) воспроизводимость (слова постоянно существуют в языке и только воспроизводятся в момент речи, а не создаются заново, как словосочетание).