Все имеющие место в детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
Зиакание;
Мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
Афазии - расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочного отдела) в доминантном полушарии. У детей они развиваются в возрасте после трех лет и выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи. Афазии у взрослых возникают чаще вследствие нарушений мозгового кровообращения в корковых речевых зонах. Афазии в детском возрасте могут возникать вследствие различных причин: черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон, кровоизлияний в них, воспалительных заболеваний. Нередко афазия сочетается с нарушением интеллекта.
Механизм афазий сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате этого больной утрачивает навыки произношения или возможность понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или иных расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию.
Моторная афазия развивается вследствие поражения левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения. Его утрата не связана с параличами мышц артикуляционного аппарата: движения речевых органов у больного сохранены, но он утратил навыки произвольных движений. Эта утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией.
Моторная афазия проявляется полной или частичной утратой собственной речи. В тяжелых случаях сохраняются только отдельные восклицания, и больной объясняется с помощью выразительной мимики и жестов; иногда остаются отдельные слова или звукосочетания. В более легких случаях у больного сохраняются некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения эти очень однообразны. Это своеобразный «телеграфный стиль» речи. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков. Это нарушение называется литеральной парафазией. Слова могут искажаться и за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению. Эти искажения слов называются вербальными парафазиями.
Больные моторной афазией более или менее хорошо понимают обращенную к ним обиходную речь. При необходимости понять более сложные грамматические конструкции они, как правило, испытывают затруднения. Встречаются особые формы афазии, когда нарушена только устная речь (чистая моторная афазия) при полной сохранности письменной речи. Отмечаются также формы моторной афазии, при которых нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранены.
Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки («д» -- «л» -- «н»), например: «халат» -- «хадат» и т. д. Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.
Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.
Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.
Сенсорная афазия возникает при поражении области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.
Главным проявлением сенсорной афазии является полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает звуки как нечленораздельные шумы.
А. Р. Лурия выделяет две формы сенсорной афазии: акустико-гностическую и акустико-мнестическую.
Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажения и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазий, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логоррея).
При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, но не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения. Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко.
Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.
При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает названия предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазий и затруднениях при необходимости назвать предметы. Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным.
Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии - затруднения при необходимости понимать сложные логико-грамматические конструкции. В наибольшей мере это относится к тем из них, которые выражают пространственные отношения. В связи с этим больные затрудняются в понимании инструкций типа: «Нарисуй круг над крестом» и т. д. Кроме того, имеются затруднения в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные (больше -о меньше, старше-младше, выше-ниже и т. д.), а также временно-пространственные (перед, после и т. д.) отношения.
При семантической афазии отмечается также и забываение слов. Однако подсказка в виде произношения первого звука или слога при этом варианте помогает больным воспроизвести все слово.
Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь.
Поэтому симптомы афазии, особенно в детском возрасте, в большинстве случаев носят смешанный, сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии имеют место и некоторые сенсорные нарушения. Афазия получает название моторной или сенсорной в зависимости от преобладающего при этом нарушения.
Диагностика афазии представляет определенную сложность. Это прежде всего связано с клинической неоднородностью одних и тех же симптомов на разных этапах ее развития.
Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до двух с половиной - трех лет, т. е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалия, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.
Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). У него отмечается недоразвитие активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Последние, как и при моторной афазии, в первую очередь связаны с проявлениями оральной апраксии. Понимание обращенной речи относительно сохранено. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, особенно ее семантической стороны (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций). При моторной алалии наблюдается также нарушения письменной речи.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушения слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка. Деление алалии на моторную и сенсорную еще более условно, чем это имело место при афазии.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.
При дизартрии наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвития других компонентов речевой системы (лексико-грамматической стороны речи, фонематического слуха и др.), а также общей моторики.
Общими клиническими признаками дизартрии являются:
нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга;
ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов.
Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков ([р], [л], [т]). При дизартрии нарушаются согласованные движения мышц речевого аппарата, поэтому нарушается произношение многих звуков, требующих этих согласованных движений. Причем нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке, когда очень важны согласованные движения артикуляционного аппарата. При парезе круговой мышцы рта отмечается ограниченная подвижность губ. Ребенок не может вытянуть губы вперед «трубочкой» или растянуть углы рта в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков ([б], [и], [м], [в], [п]).
При дизартрии обычно отмечается малая подвижность мягкого неба в результате нарушения иннервации небных мышц. Мышцы мягкого неба иннервируются двигательными веточками языкоглоточного и блуждающего нервов. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их ядер или ядерных связей различают периферический и центральный парез мышц мягкого неба. При поражении мышц мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). При поражении блуждающего нерва открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афонией) вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый, с нарушением модуляции. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. Все движения гортани связаны с движениями языка, неба и нижней части, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего наблюдаются вместе.
При дизартриях наблюдаются также и нарушения дыхания. Эти нарушения могут быть связаны с парезом дыхательных мышц, с нарушением центральной регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией.
При некоторых дизартриях наблюдается усиленное слюнотечение (гиперсаливация). Она особенно характерна для псевдобульбарной дизартрии. Такая форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный. Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе. Она отличается от псевдобульбарной дизартрии тем, что, помимо, нарушения глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушения звукопроизношения, неподвижности голосовых связок, отсутствуют глоточный и небный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.
При поражении подкорковых отделов мозга наблюдается подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия. Характерными чертами этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены), выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда наблюдаются гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.
При поражении мозжечковой системы наблюдается мозжечковая дизартрия, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где осуществляется анализ импульсов из мышц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартрия. Она характеризуется более изолированными нарушениями произношениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.
Заикание и расстройства темпа речи. Заикание - это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Возникает заикание чаще всего в возрасте от двух до пяти лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с ОНР, моторной алалией заикание преимущественно возникает в возрасте 6-7 лет, когда начинает формироваться фразовая речь как средство общения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания.
Механизм заикания изучен недостаточно. Предполагается, что определенную роль в его развитии играет врожденная или рано приобретенная недостаточность систем, осуществляющих моторные механизмы речевой деятельности. На фоне недостаточности определенное значение имеет нарушение корковой нейродинамики с образованием «изолированного больного пункта» (по И. П. Павлову) в коре головного мозга.
Заикание чаще начинается с тонических судорог в дыхательной и голосовой (фонаторной) мускулатуре; затем происходит их постепенное распространение и на мышцы артикуляционного аппарата. При заикании всегда нарушено речевое дыхание, наблюдается усиление мышечного тонуса в фонаторной и артикуляционной мускулатуре. При попытках к речи в мышцах речевой мускулатуры возникает судорога. В зависимости от характера этой судороги различают тоническое и клоническое заикание.
При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь. Застревает на первом звуке. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре. Чаще отмечается смешанная форма заикания: тонико-клоническая (с преобладанием тонического спазма) или клонико-тоническая (с преобладанием клонических судорог).
При заикании наблюдаются различные сопутствующие речи дополнительные движения: главным образом это касается мышц лица (раздувание ноздрей, подергивание глаз, щек и т. д.). Иногда сопутствующие движения наблюдаются и в конечностях.
Все проявления заикания резко усиливаются при необходимости общения, особенно с незнакомыми людьми.
Органические формы заикания возникают после очаговых поражений центральной нервной системы (энцефалитов, менингитов, менингоэнцефалитов) в области подкорковых узлов мозга. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).
Совокупность нервных образований, обеспечивающих: трансформацию энергии раздражения в нервный импульс, проведение возбуждения, его анализ и синтез, обеспечивающих возникновение ощущений, называется анализатором .
Следует уяснить, что каждый анализатор состоит из трех морфологических частей:
1) рецептор;
2) кондуктор;
3) корковый конец анализатора, где возбуждение воспринимается как ощущение. Под корковым концом анализатора следует понимать участок коры головного мозга, в котором происходит высший анализ, синтез и интеграция функций. По И.П. Павлову: «Корковый конец анализатора – это ядро и рассеянные вокруг клеточные элементы». Данное определение объясняет частичное восстановление функции при повреждении ядра. Это позволяет говорить о динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга.
Часть корковых центров анализаторов имеется в коре полушарий не только человека, но и животных. Они специализированы на восприятии, анализе и синтезе сигналов из внешней и внутренней среды, и составляют по И.П.Павлову первую сигнальную систему. К корковым центрам (ядрам) I сигнальной системы относятся:
1. Центры общих видов чувствительности (корковый конец анализатора общей чувствительности – температурной, болевой, осязательной и проприоцептивной) – постцентральная извилина, верхняя теменная долька.
2. Центр стереогнозии – верхняя теменная долька, прилежит к заднему отделу постцентральной извилины. Стереогноз – трехмернопространствениое чувство. При поражении центра больной перестает узнавать предметы на ощупь, без контроля зрения.
3. Центр слуха (корковый конец слухового анализатора) – медиальная поверхность верхней височной извилины (извилины Гешле), в глубине латеральной борозды.
4. Центр зрения (корковый конец зрительного анализатора) – на медиальной поверхности затылочной доли по обеим сторонам шпорной борозды.
5. Центр обонятельного анализатора – на нижней поверхности височной доли в области крючка и гиппокампа.
6. Ядро центра вкусовых восприятий – в самых нижних отделах постцентральной извилины, крючок морского коня.
7. Двигательная зона – область прецентральной извилины лобной доли и парацентральной дольке на медиальной поверхности полушария.
8. Центр сочетанного поворота головы и глаз в противоположную сторону – задние отделы средней лобной извилины.
9. Центр праксии – нижняя теменная долька, надкраевая извилина. Обеспечивает выполнение сложных целенаправленных движений в определенной последовательности, выученных в процессе жизни.
10. Центр счета – нижняя теменная долька, над угловой извилиной.
Рис. 5. Локализация центров 1-й сигнальной системы:
1 – ядро двигательного анализатора; 2 – ядро зрительного анализатора; 3 – ядро обонятельного анализатора; 4 – ядро вкусового анализатора.
Речь, а вместе с ней и сознание относятся к наиболее молодым функциям мозга человека. Речевые и мыслительные функции осуществляются при участии всей коры. В связи с этим корковые центры анализаторов, составляющих вторую сигнальную систему, менее локализованы и составляют совокупность речевых анализаторов:
1. Центр чувствительного анализатора устной речи (центр Вернике) – задние отделы верхней височной извилины(у правши – слева, а у левши – справа). Поражение центра ведет к появлению сенсорной афазии – нарушение понимания устной речи.
2. Центр двигательного анализатора устной речи (центр Брока) – задние отделы нижней лобной извилины (у правши – слева, у левши – справа). При его повреждении развивается моторная афазия (нарушение устной речи). Больной утрачивает способность говорить, так как у него распадаются сложные речедвигательные навыки, необходимые для произношения слогов, слов, фраз.
3. Центр чувствительного анализатора письменной речи (лексии) (способность узнавать печатные знаки и умение читать) – угловая извилина(у правши слева, а у левши справа). При его поражении развивается алексия – расстройство понимания письменной речи (утрата способности читать).
4. Центр двигательного анализатора письменной речи (графии) (умение писать) – задние отделы средней лобной извилины левого полушария. При поражении этого центра развивается аграфия (нарушение письма).
Рис. 6. Локализация центров 2-й сигнальной системы:
1 – анализатор общей, проприоцептивной чувствительности; 2 – ядро двигательного анализатора речи; 3 – ядро и рассеянные элементы слухового анализатора; 4 – рассеянные элементы зрительного анализатора; 5 – ядро сочетанного поворота головы и глаз; 6 – ядро анализатора координации движений;
1а – анализатор стереогноза; 2а – ядро артикуляции речи (поле Брока); 3а – ядро и рассеянные элементы слухового анализатора устной речи; 4а – ядро зрительного анализатора письменной речи; 5а – ядро двигательного анализатора письменной речи.
Кора больших полушарий головного мозга человека содержит три важнейших для речевой функции сенсорных поля:
· Зрительное (в области шпорной борозды на медиальной поверхности затылочных долей правой и левой стороны);
· Слуховое (в зоне поперечных извилин Гешля);
· Соматосенсорное (в задней центральной извилине каждой стороны).
Кроме первичных, существуют вторичные сенсорные, ассоциативные и моторные поля, расположенные в непосредственной близости к первичным зонам. В первую очередь это височная область Вернике, обеспечивающая понимание речи, а также важнейшая интегративная часть мозга- лобная доля, регулирующая программное обеспечение речи, сосредоточенное в зоне Брока (третья лобная извилина). Взаимодействие перечисленных корковых зон осуществляется за счёт:
· транскортикальных ассоциативных связей
· корково-таламических связей
Ещё в 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в обрасти 2-3 лобных извилин человек теряет способность к членораздельной речи либо издаёт бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга.
Немного позже, в 1874г., немецкий невролог К. Вернике установил, что имеется и зона сенсорной речи- в верхней височной извилине. Её поражение приводит к тому, что человек слышит слова, но перестаёт их понимать, так как утрачиваются связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону назвали зоной Вернике.
В моторной речевой зоне происходит отбор движений, нужных для произнесения звукосочетаний, и устанавливается их последовательность, т.е. реализуется программа, по которой должны действовать органы артикуляции.
Канадский нейрохирург Пенфильд, обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую , область, которая играет вспомогательную роль. Была показана тесная взаимосвязь всех трёх речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.
Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше. Это значит, что оставшиеся речевые области брали на себя функции удалённой речевой зоны. Следовательно, речевые области обладают принципом надёжности. Роль речевых областей неодинакова. Это показали сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой зоны.
Оказалось, что легче и полнее восстанавливается при удалении верхней речевой зоны. При удалении зоны Брока нарушения бывают стойкими и остаются очень значительные дефекты, но всё же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжёлые, часто необратимые расстройства речи.
Для правильного протекания речевого акта необходимо точное согласование работы речевых областей. Например, ребёнок хочет позвать мать. Из зоны Вернике, где храниться звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передаётся в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, которая поступает в область двигательных проекций артикуляторных органов. Из двигательной проекционной зоны по нервным путям нервные импульсы передаются мышцам лица, губ, гортани, дыхательным мышцам, и ребёнок произносит слово «мама». Весь этот сложный процесс является саморегулирующим т.е. одно звено акта автоматически включает следующее.
Все речевые зоны находятся в левом полушарии (у правшей), однако для нормальной речи необходима согласованная работа обоих полушарий мозга. У здоровых людей во время речи деятельность симметричных точек лобных, височных, нижне- теменных областей в обоих полушариях точно согласована, но протекание нервных процессов в левом полушарии на 3-4 тысячные доли секунды опережает течение процессов в правом. У больных с заиканием отмечается расхождение в деятельности симметричных точек до 44мсек, при этом правое полушарие начинает опережать левое.
Путь от центра к органам речи- это только часть механизма речи. Другая его часть –это обратные связи. Они идут от мышц к центру и сообщают в мозг о положении всех участвующих в артикуляции мышц в данное время. Это даёт возможность мозгу внести нужные поправки в работу артикуляционного аппарата ещё до того, как звук произнесён. Это своеобразный мышечный контроль над процессами артикуляции. Кроме того, есть и слуховой контроль: слово, которое ребёнок произносит, сопоставляется с хранящимся в зоне Вернике эталоном, образцом этого слова. В отличии от мышечного, слуховой контроль действует несколько позже, когда слово уже произнесено.
Речь как функция мозга глубоко асимметрична. Лингвистические способности человека определяются преимущественно левым полушарием. При этом взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области (зона Вернике), нижней лобной извилине (зона Брока), премоторной области левого полушария и дополнительной моторной коре, совместно с двигательной корой обоих полушарий, управляющей координированной активностью артикуляционного аппарата, действуют в качестве единого речевого механизма.
Пути осуществления кооперации различных областей коры головного мозга в процессе речевых функций следующие. После того, как информация, заключённая в слове, обрабатывается в слуховой системе или в «неслуховых» образованиях мозга (при чтении, например, в зрительной коре), она должна быть опознана по смыслу. Для понимания человеком смысла речи и выработки программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной первичной слуховой или зрительной информации. Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области в непосредственной близости к первичной слуховой системе. Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступающего сигнала- слова. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Для произнесения слова необходимо, чтобы активизировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. После понимания смысла речи благодаря участию зоны Вернике активация зоны Брока обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступающие из зоны Вернике, приводит к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Путь, приводящий к возникновению речевой реакции при зрительном восприятии письменной речи, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.
С развитием различных техник исследования мозга уточняются и расширяются знания о мозговом обеспечении речи. Так установлено, что функция называния объектов выполняются различными областями мозга в зависимости от принадлежности объекта. Например, функция называния для общих понятий локализована в задних левых височных областях, а для конкретных понятий –в передних левых височных областях.
Существенное влияние на речевые функции оказывает мозжечок .
Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого –для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи обеспечивается левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума-правым. Правое полушарие не способно реализовать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.
Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.
Зона Брока́ - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.
Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. При его поражении нарушается артикуляция.
Центр речи Ве́рнике , отвечающий за понимание речи , - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).
Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия
Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь
Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию , когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.
Афазия - гр. aphasia - полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи - называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.
Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
1) Все, что ниже гортани – нижний этаж речевого аппарата
Состоит из:
двух легких,
двух бронхов,
диафрагмы
Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.
Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.
2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.
Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса . Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.
2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)
3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание
4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв
6. колебание напряженных связок - очень высокие звуки – это фальцет
7. колебание напряженных связок - образование голоса
3) Все выше гортани – верхний этаж речевого аппарата – резонатор , источник образования звуков речи.
Подразделяется на две полости: ротовую и носовую
полость глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника
Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр
Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.
Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо ; задняя часть – мягкое нёбо (нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком .
Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.
Зубы
Губы - более подвижна нижняя.
Альвеолы – бугорки, расположенные за верхними зубами.
Верхняя и нижняя челюсть (нижняя подвижна)
Более выраженная асимметрия всех изучаемых показателей у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий головного мозга, чем у левшей, что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-временного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма находятся в прямо пропорциональной зависимости от выраженности асимметрии, вероятно, это обусловливает превалирование в популяции правшей (80 – 89%) над левшами (10 – 20%).
Таким образом, в идентичных условиях у правшей и левшей будут формироваться различные функциональные системы. Высокий уровень активности антиноцицептивной системы, выраженность асимметрии, более богатая корреляционная картина и тесная связь изучаемых показателей у правшей позволяют предположить, что адаптивные способности у правшей выше, чем у левшей.
Доминантность полушария и психические функции
Особенно чувствительный удар по теории доминантного полуша-рия нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответству ющих им центров в правом и левом полушарии.
Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей - в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами. о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении только другим способом.
В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.
Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания (М. С. Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.
При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада.
Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.
По данным последних исследований, оказалось, что существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. Исследователями установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.
Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части продолговатого мозга, вызываете понижения диастолического давления на контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно).
Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной (В. Т. Бахур, 1956).
Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.
Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что «центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины - обоими полушариями.
Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности - интеллектом.
Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.
Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект - с доминантностью правого полушария.
Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария.
Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них. вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11-летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам (В. И. Голод, 1984; Э. Г. Симерницкая, 1985).
Существуют определенные зоны мозга, обрабатывающие речевую информацию.
Систематические исследования нарушений речи при патологических поражениях мозга ведут свое начала с первой половины 19 века. В 1836 году немецкий невролог Дакс опубликовал свое сообщение о том, что больные с правосторонним инсультом (локальным кровоизлиянием в ткань мозга), как правило, не страдают расстройством речи, в то время как левосторонний инсульт, сопровождающийся параличом правой половины тела, приводит к нарушениям речи достаточно часто. Именно с Дакса ведет начало концепция доминирования (по речи) именно левого полушария мозга.
Нужно отметить, что существует функциональное различие правого и левого полушарий мозга: они по-разному обрабатывают лингвистическую и нелингвистическую информацию, и приоритет в обработке речевой стимуляции принадлежит левому полушарию. В левом полушарии имеются четко отграниченные зоны, «специализирующиеся» на различных связанных с языком формах активности. На рис. 4 представлены две основные кортикальные зоны, связанные с обработкой лингвистической стимуляции.
Рис 4.Схематическое изображение левого полушария головного мозга человека. Центр Брока и центр Вернике - основные центры, связанные с процессами говорения и обработки содержащейся в речи информации соответственно.
Центр Брока, располагающийся в нижней части лобной доли, назван по имени французского хирурга и анатома Поля Брока, который в 1861 г. обнаружил, что именно этот участок левого полушария играет основную роль в воспроизведении речи. Поражение этого центра вызывает явление моторной афазии, при которой больной сохраняет способность воспринимать и понимать чужую речь, но его собственная речь становится крайне неразборчивой, бессвязной, резко изменяет фонематический строй, фонемы могут меняться местами, перепрыгивать с места на место и т.д.
Участок левого полушария, «ответственный» за понимание речи, называется центром Вернике (по имени немецкого психиатра и невролога Карла Вернике). Немецкий психиатр Вернике в 1874 году сообщил об открытии еще одного речевого центра – на это раз в области первой височной извилины (также левого полушария). В отличие от поражения центра Брока повреждение этой области сопровождается сенсорной афазией: больной способен достаточно внятно и грамотно конструировать собственную речь, в то время как обращенная к нему речь воспринимается с большим трудом.
Наибольший интерес для нас (с точки зрения специфики обсуждаемого вопроса) представляет то обстоятельство, что ни при одной из этих форм афазии у пациентов не наблюдается нарушение других аудиальных функций, таких, например, как локализация источника звука, и не снижается острота слуха. Зная о том, насколько экономна нервная система, вполне можно предположить, что уж коль скоро в процессе эволюции в мозге образовались специальные центры - речедвигательный и воспринимающий речь, следовательно, в образующих речь элементах должна присутствовать некая специфическая, биологически релевантная форма стимуляции. По крайней мере то, что специфическим функциям речи соответствуют определенные центры левого полушария головного мозга, согласуется с представлениями о существовании системы, играющей роль «процессора» речи.
В 20 столетии клиницистами были открыты дополнительные речевые центры, которые локализованы в разных отделах коры головного мозга. поражение этих центров вызывали расстройства как устной, так и письменной речи. Большая заслуга в открытии этих центров принадлежит немецким неврологам и психиатрам и в особенности основателю отечественной нейропсихологии Александру Романовичу Лурии.
Центры восприятия и понимания речи расположены в коре головного мозга не хаотично, а вполне упорядоченно, формируя единую целостную систему. Интересно отметить, что многие речевые центры обладают модальной специфичностью. Так, при поражении вторичных и третичных зон зрительной коры встречаются случаи забывания названий предметов, предъявляемых визуально. При поражении соматосенсорной коры наблюдается такое же неузнавание объектов, предъявляемых тактильно.
Патология теменной коры делает невозможным формирование целостного, связного высказывания, особенно если в нем фигурируют пространственные или логические отношения, например: «На ветке дерева гнездо птицы» или «Валя темнее Светы, но светлее Оли. Кто из них самый темный?» и т.д.
Поражение височно-теменно-затылочной области затрудняют манипулирование обобщенными абстрактными понятиями. Так, достаточно простые тесты на обобщение или на исключение лишнего вызывают у больных большие затруднения.
Даже поражение моторной и премоторной областей коры, которые, казалось бы, к речи не имеют прямого отношения, вызывают специфические расстройства – больной начинает забывать глаголы. Так, даже достаточно простую фразу «Собака укусила мальчика. Мальчик ударил собаку» больной не может правильно воспроизвести и лишь беспомощно повторяет: «Собака …мальчик…мальчик …собака».
Лобная область коры, по-видимому, играет роль высшего регулятора и организатора речевой деятельности. Так, поражение лобной области делают речевые высказывания лишенными логической связи. Такие больные склоны к резонерству, часто соскальзывают на побочные ассоциации, не могут выделить наиболее существенные признаки. Кстати, такая же картина наблюдается при некоторых формах шизофрении, сопровождающихся дегенерацией нервных клеток в лобных отделах мозга.
Что же касается исключительной роли левого полушария в речевой деятельности, то этот вопрос также подвергается определенному пересмотру. Приведем лишь один пример. При поражении височной области левого полушария – вблизи центра Вернике – возникают симптомы сенсорной афазии – непонимания речи. При поражении аналогичной зоны правого полушария больной не может связно и развернуто описать слуховой образ. Так, если он прослушивает магнитофонную запись с шумом дождя, гудками автомобилей, журчанием ручья и т.д., то он сможет с уверенностью сказать, что эти звуки разные, но идентифицировать их больной не способен.
Показано, что правое полушарие мозга ответственно за интонацию и эмоциональную выразительность речи. Речь больных с правополушарными повреждениями становится монотонной, лишенной выразительности, бесцветной, что убедительно показывает роль правого полушария в речеобразовании и воспроизведении речи.
В течении нашего занятия, мы познакомились с тем, что представляет собой речь с точки зрения психоакустики, узнали как происходит восприятие неразборчивой речи, познакомились с несколькими теориями восприятия речи, а также основными видами нарушений восприятия речи. Как вы смогли убедиться, речь является достаточно сложным предметом для изучения и в настоящий момент мы лишь коснулись некоторых аспектов, которые большей частью связаны с физиологическими механизмами речеобразования и восприятия.
Вторая сигнальная система
Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И. П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.
Первая сигнальная система – непосредственные ощущения и восприятия – составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек – их комбинации.
Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.
Говоря об особенностях высшей нервной деятельности человека, Н. Н Данилова цитирует слова И. П. Павлова: «Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка» .
Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира – их восприятие сенсорными системами – соответствующая реакция организма – стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей – объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата – необходимость общаться для скоординированности действий – возникновение слов – объединение их в речь – образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.
Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.
Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.
В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями». Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни».
Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире».
Объединённые в особые знаковые системы – языки – слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.
Язык реализуется и осуществляется в речи – процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи.
Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.
Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.
Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.