» » Способы образования частей речи таблица. Способы словообразования самостоятельных частей речи. Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Способы образования частей речи таблица. Способы словообразования самостоятельных частей речи. Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Морфологические

Неморфологические

Приставочный:

город → при-город,

огромный → пре-огромный,

кто → ни-кто, не-кто,

бежать → про-бежать,

долго → не-долго, как → кое-как.


Переход из одной части речи в другую:

А) прилаг. →сущ.

Мороженое мясо нужно перед приготовлением разморозить. - Дети ели вкусное мороженое.

Б) причастие→сущ.

Отъезжающих пассажиров просят занять свои места. – Отъезжающих просят занять свои места.

В) наречие →предлог

Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошёл вокруг дома (предлог).

Г) деепричастие→предлог

Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).


Суффиксальный:

стол стол-ик,

синий син-еньк-ий,

внутри → внутр-енн-ий,

два дв-адцать,

пять → пят-надцать,


Приставочно-суффиксальный:

служить со-служи-вец,

окно под-окон-ник,

полярный → за-поляр-j-е,

берег при-бреж-н-ый,

тень → за-тен-и-ть,

банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,

звонить → пере-зван-ива-ть-ся;

новый по-нов-ому, давний из-давн-а


Бессуфиксный:

Син/ий синь -Ø,

Беж/ать бег -Ø,


Сложение:

А) целых слов:

Диван + кровать →Диван-кровать три + сто → триста ;


Б) сложение с соединительной гласной:

лес + степь лес(о)степь , русский + английский русско-английский ;


В) сложение с суффиксацией : земля + делать земл(е)дел-ец.

Г) сложение части слова и целого слова:

Мед ицинский+ институт→мединститут


Д) части слова и части слова:

Юный натуралист →юннат


Е) усечение : специалист спец ,

Ж) сложение букв:

Московский государственный университет МГУ ,


З) сложение звуков:

Высшее учебное заведение →вуз

Морфемный разбор

Как разобрать слово по составу, ничего не упустив

1. Определить часть речи:

1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи

а) Если неизменяемая, значит, нет окончания

Шел, поигрывая ключами.

(деепричастие) неизменяемые части речи, значит,

Он смотрел на нас грустно нет окончания .


б) изменяемая (есть окончание)

в) измени форму слова

Выражение его лица было грустн(о). (каково? - кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен.

2. Выделить приставки и суффиксы (последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение):

Убегающ(ий) - причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью дан­ного суффикса закономерно: играющий - играть, снимающий - снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать - летать; убегать - бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ).
Непримиримость - приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченно­го признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) -им-.

Мечтательн(ый) - приставок нет, суффиксы (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.

3. Выделить корень. Помните:

В корнях слов возможны чередования: друг - друзь(я) - дружб(а) (г/з/ж); расстелить - застила(ю) - постлать (е/и/-);

Суффикс -л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепи­ ла, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля, прилеплю, кормлю и других подобных буква л входит в состав корня.

Как определить способ образования слова и не ошибиться

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова - приста­ вочный.

- безопасный - опасный (общее смысловое значение - «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

- измельчить - мельчить (общее смысловое значение - «делать мелким»);

- непонятный - понятный (общее смысловое значение - «(не)доступный пони­манию»). НО:

- постройка - стройка (разное смысловое значение: «постройка» - сооружение; «стройка» - процесс); следовательно, способ образования не приставочный - приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройка - построить (суффиксальный);

- объявление - явление (разное смысловое значение: «объявление» - конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» - отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный - применяю 2-ю позицию алго­ритма: объявление - объявлять (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова - суффиксальный.

- белизна - бел(ый);

- поручение - поруч(ить);

- уходящий - уход(ить).

Помните:

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

Причастия: окруженный - окруж(ить); убегавший - убега(ть); прочитанный - прочита(тъ); жареный - жар(итъ);

Деепричастия: играя - игра(ть); прочитав - прочита(ть); прибежав - прибе- жа(ть); отправляясь - отправля(ть)ся;

Наречия, оканчивающиеся на -о, -е, без приставок: медленно - медленн(ый); горя­ чо - горяч(ий); певуче - певуч(ий);

Отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ ка - построи(тъ); побелка - побел(ить); уважение - уваж(ать); заклинание - за клин(ать); испытатель - испыта(ть);

Глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать - опоздать; расстреливать - расстрелять; записывать - записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс - должна остаться часть производного слова. Способ образования - приставочно-суффиксальный.

- переносица - нос;

- по-немецки - немецк(ий).


4. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзыв - отзывать; отбор - отбирать; вздох - вздыхать; приезд - приезжать; синь - си­ ний; ширь - широкий; взрыв - взрывать; подпись - подписывать.

Литневская Е. И.

Существительное

При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.

Аффиксальные способы образования существительных

1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.

Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и некоторые другие.

2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.

Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других.

От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -# (тихий < тишь), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и некоторых других.

Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -# (входить < вход), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и другие.

При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня).

От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка).

3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.

При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).

При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).

Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).

Неаффиксальные способы образования существительных

1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам.

3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).

Смешанные способы

Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать < земледел-ец), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель), -# (вино + делать < винодел).

Прилагательное

Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.

Аффиксальные способы образования прилагательных

1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный).

2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.

При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый).

При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень < осенний), -ан- (песок < песчаный), -ин- (тополь < тополиный, мама < мамин), -ий (лиса < лисий), -ов (отец < отцов), -ск- (море < морской), -ист- (лес < лесистый), -чат- (пузырь < пузырчатый), -лив- (дождь < дождливый).

От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать < резной), -чив- (улыбаться < улыбчивый), -лив- (въедаться < въедливый), -ист- (поджарить < поджаристый), -к- (пылать < пылкий), -л- (гнить < гнилой).

При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое < двойной, вчера < вчерашний, внутри < внутренний).

3. Приставочно-суффиксальным способом прилагательные образуются от существительных и глаголов.

При образовании прилагательных от существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: без-...-н- (билет < безбилетный), внутри-...-н- (школа < внутришкольный), вне-...-н- (класс < внеклассный), на-...-н- (стол < настольный), после-...-н- (война < послевоенный), до-...-н- (война < довоенный), противо-...-н- (удар < противоударный), без-...-(- (усы < безусый).

Эти же приставки могут сочетаться с суффиксами -енн- (листва < безлиственный), -ов- (сеть < внутрисетевой), -ск- (завод < внутризаводской).

При образовании от глаголов используются преимущественно сочетания не-...-н- (разорвать < неразрывный), без-...-н- (возвратить < безвозвратный), не-...-м- (исцелить < неисцелимый).

Неаффиксальные способы словообразования

1. Из неаффиксальных способов образования прилагательного особенно продуктивно сложение, например: лирический + эпический < лир(о)-эпический, засуха + устойчивый < засух(о)устойчивый. При образовании прилагательных сложением обязательно используется интерфикс.

2. Только при образовании прилагательных используется такой способ словообразования, как сращение: быстро + растворимый < быстрорастворимый, с ума сшедший < сумасшедший. Отличие сращения от сложения заключается в том, что словосочетание при объединении в одно слово не претерпевает никаких изменений, за исключением того, что в производном прилагательном может быть установлено единое ударение (о возможной интерпретации этого способа см. примечание в разделе "Средства и способы словообразования").

Смешанные способы

При образовании прилагательных возможно сложение с суффиксацией, при этом чаще других используются суффиксы -н- и -(-: железная дорога < железн(о)дорож-н-ый, кривой + бок < крив(о)бокий.

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

1) суффиксальный: два < дв-адцать, пять < пят-надцать, три < тр-оj-е,

2) сложение: три + сто < триста, двести + пятьдесят< двести пятьдесят.

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто < никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Глагол

Глаголы образуются преимущественно аффиксальными способами (наиболее продуктивны приставочный и приставочно-суффиксальный); сложение для глаголов малохарактерно.

Аффиксальные способы образования глаголов

1. Приставочным способом глаголы образуются от глаголов. Число глагольных приставок очень велико, что связано с выражением значений результата (видовое значение), направления, количественно-временных модификаций и характера протекания действия. Перечислим основные глагольные приставки: с- (делать < сделать), на- (писать < написать), про- (читать < прочитать), о- (слепить < ослепить), в- (нести < внести), вы- (бежать < выбежать), от- (прыгнуть < отпрыгнуть), у- (лететь < улететь), за- (петь < запеть), до- (есть < доесть), про- (жить < прожить), при- (бежать < прибежать), недо- (выполнить < недовыполнить).

2. Суффиксальным способом глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, междометий, звукоподражательных слов.

От глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива/-ыва, -ва и -а: перечитать < перечитывать, подкормить < подкармливать, напеть < напевать, решить < решать.

При образовании глаголов от существительных используются суффиксы -и- (соль < солить), -а- (плотник < плотничать), -е- (пот < потеть), -нича- (лентяй < лентяйничать), -ова- (форма < формовать), -ствова- (адвокат < вокатствовать).

Для образования глаголов от прилагательных используются суффиксы -и- (белый < белить), -е- (белый < белеть), -ова- (пустой < пустовать), -ича- (подлый < подличать).

От числительных глаголы образуются с помощью суффикса -и- (двое < двоить "разделять надвое").

От местоимений, междометий и звукоподражаний глаголы образуются суффиксом -а-, причем, если производящая основа оканчивается на гласный, используется интерфикc-согласный: вы < вы(к)ать, ах < ахать, мяу < мяу(к)ать.

Литневская Е. И.

Существительное

При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.

Аффиксальные способы образования существительных

1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.

Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача

2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.

Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ

От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий

Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь

При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто

От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща

3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.

При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-..-ник (снег

При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-..-j (полярный

Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-..-(в)ец (служить

Неаффиксальные способы образования существительных

1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь

2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист

3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).

Смешанные способы

Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать

Прилагательное

Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.

Аффиксальные способы образования прилагательных

1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый

2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.

При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий

При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень

От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать

При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое

3. Приставочно-суффиксальным способом прилагательные образуются от существительных и глаголов.

При образовании прилагательных от существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: без-..-н- (билет

Эти же приставки могут сочетаться с суффиксами -енн- (листва

При образовании от глаголов используются преимущественно сочетания не-..-н- (разорвать

Неаффиксальные способы словообразования

1. Из неаффиксальных способов образования прилагательного особенно продуктивно сложение, например: лирический + эпический

2. Только при образовании прилагательных используется такой способ словообразования, как сращение: быстро + растворимый

Смешанные способы

При образовании прилагательных возможно сложение с суффиксацией, при этом чаще других используются суффиксы -н- и -(-: железная дорога

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

1) суффиксальный: два

2) сложение: три + сто

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто

Глагол

Глаголы образуются преимущественно аффиксальными способами (наиболее продуктивны приставочный и приставочно-суффиксальный); сложение для глаголов малохарактерно.

Аффиксальные способы образования глаголов

1. Приставочным способом глаголы образуются от глаголов. Число глагольных приставок очень велико, что связано с выражением значений результата (видовое значение), направления, количественно-временных модификаций и характера протекания действия. Перечислим основные глагольные приставки: с- (делать

2. Суффиксальным способом глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, междометий, звукоподражательных слов.

От глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива/-ыва, -ва и -а: перечитать

При образовании глаголов от существительных используются суффиксы -и- (соль

Для образования глаголов от прилагательных используются суффиксы -и- (белый

От числительных глаголы образуются с помощью суффикса -и- (двое

От местоимений, междометий и звукоподражаний глаголы образуются суффиксом -а-, причем, если производящая основа оканчивается на гласный, используется интерфикc-согласный: вы

3. Постфиксальным способом от глаголов образуются глаголы со значением возвратности: мыть

4. Приставочно-суффиксальный способ используется при образовании глаголов от глаголов, существительных, прилагательных и числительных.

Глаголы, образованные от глаголов, получают значение несовершенного вида вместе с обозначением интенсивности совершения действия. Для этого используются следующие комбинация видового суффикса -ива-/-ыва- с приставками по- (трещать

От существительных глаголы образуются суффиксом и в сочетании с приставками за- (тень

От прилагательных глаголы образуются с помощью суффикса -и- и приставок -у- (плотный

От числительных глаголы образуются при помощи суффикса -и- и приставок у- (трое

5. Глаголы могут быть образованы приставочно-постфиксальным способом от глаголов. Постфикс -ся/-сь при этом сочетается с приставками в- (думать

6. Суффиксально-постфиксальным способом глаголы образуются от существительных и прилагательных с помощью суффиксов -и- (толпа

7. Глаголы могут быть образованы приставочно-суффиксально-постфиксальным способом: банкрот

Неаффиксальные способы при образовании глаголов используются крайне редко. Так, например, сложением образованы следующие слова: труд + устроить

Смешанные способы при обрезовании глагола также не очень распространены и представлены сложением с аффиксацией, например: мир + творить

Наречие

Наречие образуется преимущественно аффиксальными способами, среди которых наиболее продуктивен приставочно-суффиксальный.

Аффиксальные способы образования наречий

1. Приставочным способом наречия образуются от наречий. Наиболее часто при этом используются приставки не- (долго

2. Суффиксальным способом наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.

Наречия, образованные от существительных, содержат суффиксы, омонимичные окончаниям существительного (см. об этом в разделе "Образование слов переходом из одной части речи в другую"). Это суффиксы -ом (вечер

От прилагательных регулярно образуются наречия с суффиксами -о/-е (веселый

Для образования наречий от числительных используется суффикс -жды и его модификации (два

При образовании наречий от глаголов используются суффиксы -мя (стоять

Наречия могут быть образованы суффиксацией и от наречий, при этом используются суффиксы: -овато (рано

3. При образовании неопределенных местоименных наречий используется постфиксальный способ, при котором к местоименным наречиям прибавляются постфиксы -то (где

4. Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.

При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-..-у (сухомятка

Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-..-ому/-ему (новый

Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-..-ых/-их (третий

От глаголов наречия образуются аффиксамив-..-((скакать

Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.

Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ/-ющ, -ащ/-ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике образование подобных слов рассматривается как суффиксация: заведу-ющ-ий (заведовать, заведующий - "тот, кто заведует").

Переходом из других частей речи были образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

Существительных (дома, весной),

Прилагательных (попусту, в открытую),

Деепричастий (сидя, лёжа),

Числительных (вдвое).

Переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой / зима, леж-а / лежать, по-пуст-у / пустой. Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

Отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

Отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

Наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, а не действия, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).

Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого-то - в функции чего-то), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли миротворца). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом "опредложивания" именных сочетаний.

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

1) суффиксальный - от глаголов: исключа-я > исключать,

2) приставочно-суффиксальный - от существительных: во-врем-я > время,

3) сложение - от предлогов: из-за > из + за.

Вместе с этим смотрят.



Литневская Е. И.

Существительное

При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.

Аффиксальные способы образования существительных

1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.

Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и некоторые другие.

2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.

Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других.

От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -# (тихий < тишь), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и некоторых других.

Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -# (входить < вход), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и другие.

При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня).

От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка).

3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.

При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).

При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).

Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).

Неаффиксальные способы образования существительных

1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам.

3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).

Смешанные способы

Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать < земледел-ец), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель), -# (вино + делать < винодел).

Прилагательное

Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.

Аффиксальные способы образования прилагательных

1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный).

2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.

При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый).

При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень < осенний), -ан- (песок < песчаный), -ин- (тополь < тополиный, мама < мамин), -ий (лиса < лисий), -ов (отец < отцов), -ск- (море < морской), -ист- (лес < лесистый), -чат- (пузырь < пузырчатый), -лив- (дождь < дождливый).

От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать < резной), -чив- (улыбаться < улыбчивый), -лив- (въедаться < въедливый), -ист- (поджарить < поджаристый), -к- (пылать < пылкий), -л- (гнить < гнилой).

При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое < двойной, вчера < вчерашний, внутри < внутренний).


Одного распространенного лингвистического предубеждения. Принято думать, что выпадение слов из строя так называемых изменяемых частей речи равносильно их адвербиализации, их превращению в наречия. На этой почве у акад. А.А. Шахматова сложилось расширенное понимание значений наречия. Наречие определялось не только как «название признака и отношения в их сочетании с другими признаками», но и как « ...

Образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства. Каковы же основные базовые пути ораторского искусства и риторики? ЛОГИКА РЕЧИ Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на...

Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Служебные части речи Предлоги Союзы Частицы Глагол-связка Вспомогательные глаголы Артикль Модальные слова Междометия Спорные вопросы в теории частей речи Лингвисты ведут дискуссию не только о классификации частей речи, но и о границах и связях частей речи, а также о части каждой части речи в словарном составе языка...

В предложении выступают чаще всего в роли подлежащего и дополнения. Прилагательные, выполняют функции определения. Глаголы, выступают преимущественно в роли сказуемого. Классификации частей речи Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. I. Первой грамматикой русского языка...

Способы образования самостоятельных частей речи

В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:

Существительное

1. приставочный , при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,

2. суффиксальный , при котором происходит образование существительных от

Существительных: стол стол-ик,

Прилагательных: синий син-ев-а, синь -Ø,

Глаголов: бежать бег-отн-я, бег -Ø,

Числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,

Наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,

3. приставочно-суффиксальный , при котором существительные образуются от

Существительных: окно под-окон-ник,

Глаголов: служить со-служи-вец,

Прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,

4. сложение , в том числе с сокращением: лес + степь лес(о)степь , Московский государственный университет МГУ ,

5. усечение : специалист спец ,

6. субстантивация , при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое , заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

7. сложение с суффиксацией : земля + делать земл(е)дел-ец.

Прилагательное

1. приставочный , при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,

2. суффиксальный , образующий прилагательные от

Прилагательных: синий син-еньк-ий,

Существительных: осень → осен-н-ий,

Числительных: двое → двой-н-ой,

Наречий: внутри → внутр-енн-ий,

3. приставочно-суффиксальный : берег при-бреж-н-ый,

4. сложение : русский + английский русско-английский ;

5. сложение с суффиксацией : кривой + бок→ крив(о)бок -Ø-ий

Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

1. суффиксальный : два дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е,

2. сложение : три + сто → триста ;

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь : кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;

Глагол

1. приставочный - от глаголов: бежать → про-бежать,

2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от

Прилагательных: красный красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,

Существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,

Числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),

Междометий: ах → ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от

Существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,

Прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,

Числительных: трое → у-тро-и-ть,

Глаголов: любить недо-любл-ива-ть, прыгать рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить → труд(о)устроить ,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить у-мир(о)творить;

Наречие

1. приставочный - от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,

2. суффиксальный

Существительных: зима → зим-ой,

Прилагательных: хороший → хорош-о,

Числительных: три тр-ижды,

Глаголов: лежать → леж-а,

Наречий: хорошо хорош-енько, как → как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от

Прилагательных: новый по-нов-ому, давний из-давн-а,

Существительных: верх в-верх-у,

Числительных: двое в-дво-ем,

Глаголов: догонять в-догон-ку, скакать → в-скачь-Ø

Наречий: долго → по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить → мимоход-ом.

Образование слов путём перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путём перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путём перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий ) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий заведовать , заведующий - «тот, кто заведует».

Переходом из других частей речи образованы многие наречия . Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

Существительных (дома, весной ),

Прилагательных (попусту, в открытую ),

Деепричастий (сидя, лёжа ),

Числительных (вдвое ).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например:

зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов , образованные переходом из других частей речи:

Отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу,

Отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

Наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путём, насчёт, по мере ; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу . Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего ), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя ). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

1) суффиксальный - от глаголов: исключа-я ← исключать,

2) приставочно-суффиксальный - от существительных: во-врем-я ← время,

3) сложение - от предлогов: из-за ← из + за.

Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме :

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия - инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

Чередование гласных и согласных,

Усечение производящей основы,

Интерфиксация,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал , читающий , читая от читать ). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник окно , а не *под окном ), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший с ума сшедший ) и субстантивации (учащийся сущ. учащийся прич. ).

Во-вторых , при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу - ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход , а не слова пар и ходить . Средство образования слова пароходный - суффикс -н- , способ - суффиксация.

В-третьих , не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело весело / невесёлый . В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело , и как суффиксальное производное от слова невесёлый .

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество - «что-то излишнее»;

процесс, сопровождающий словообразование, - усечение ПЩ основы.

2) заметались - форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться - «начать метаться»,

способ словообразования - приставочный.

3) ухода

ухода - форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход - «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования - суффиксация,

Усечение ПЩ основы,

Чередование д’/д .

4) снегокаты - форма существительного снегокат

снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат - «то, на чём катаются по снегу»,

способ словообразования - сложение с суффиксацией,

процессы, сопровождающие словообразование:

Интерфиксация

Усечение ПЩ основы глагола.

Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях

Существуют специальные частные (аспектные) словари, отражающие морфемный состав слова и его словообразовательную производность. Эти словари относятся к частным (аспектным) лингвистическим словарям.

Для работы с морфемным составом слова существуют словари, описывающие сочетаемость и значение морем (А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка», Т. Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка»).

Словообразовательные отношения между словами отражены в словообразовательных словарях, наиболее полным из которых является «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова в 2-х томах.

В этих словарях по алфавиту расположены непроизводные слова, к которым построены словообразовательные цепочки, учитывающие все производные этой непроизводной основы. Непроизводное слово со всеми его производными называется словообразовательным гнездом. В качестве примера приведём словообразовательное гнездо слова весёлый :

Комплексная информация о слове содержится, например, в «Словаре-справочнике по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А. Н. Тихонова, Е. Н. Тихоновой, С. А. Тихонова.

Существуют и адаптированные специально для школьников версии морфемных и словообразовательных словарей, например «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова, «Школьные словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова, «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи, словарики, представленные в школьных учебниках.

Часть 3. Лексикология и лексикография

Лексикология и лексикография

Лексикология - раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.

Лексикография - теория и практика составления словарей.

Слово как единица лексики. Значение слова

Слово - это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств).

Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, отношений, процессов и т. д.). Основная функция слова - называние реалий действительности (так называемая номинативная функция). Но слово не только называет, но и обобщает: называя столом предметы разного размера, формы, назначения, мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей конкретных предметов и сосредотачиваем внимание на их основных чертах, отражающих не все, а лишь существенные признаки реалии, позволяющие отличать одно явление от другого (например, предметы, называемые словом стол , от предметов, называемых словом табурет ). В значение слова могут входить эмоционально-оценочные компоненты. Так, например, слова книга и книжонка называют один и тот же предмет, но второе слово обладает также дополнительным эмоционально-оценочным компонентом значения - выражает пренебрежительную оценку говорящего.

Значения слов фиксируются в толковых словарях.

Словарь - книга, содержащая перечень слов или других языковых единиц (морфем, словосочетаний, фразеологизмов), размещённых в определённом порядке, чаще всего алфавитном. Словари бывают энциклопедические и лингвистические.

Энциклопедические словари описывают сам объект внеязыковой действительности и стараются представить максимальное количество признаков этого объекта.

Лингвистические словари описывают языковые единицы. Лингвистические словари можно разделить на две группы: толковые, описывающие лексическое значение слов (попутно также отражающие его написание, ударение, часть речи, отдельные грамматические формы), и аспектные, описывающие слова с точки зрения их написания (орфографические), произношения (орфоэпические), морфемного состава (морфемные), словообразовательной производности (словообразовательные), грамматических форм (грамматические), происхождения (этимологические, иностранных слов), а также с точки зрения их взаимоотношений с другими словами (словари синонимов, антонимов, сочетаемости и др.).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений

Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).

Однозначными словами является большинство терминов, некоторые названия инструментов, профессий, разновидностей деревьев и пр. Однозначны, например, слова табурет, сахарница, огромный, суффикс .

Большое количество слов имеет несколько (два и более) значений. Так, например, для слова голова в Толковом словаре С. И. Ожегова приводится 6 значений:

1) часть тела человека или животного,

2) ум, рассудок (Он человек с головой ),

3) человек как носитель идей (Он голова! ),

4) передняя часть чего-либо (голова колонны, поезда ),

5) единица счёта скота (стадо в 100 голов ),

6) пищевой продукт в форме шара, конуса (голова сыра, сахара ).

Все значения многозначного слова связаны между собой (хоть иногда и не всё сразу).

В многозначном слове выделяются главное (исходное, первичное) значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования (внешней оболочки слова - звуковой и буквенной последовательности) с одного объекта действительности на другие объекты.

Существуют два типа переноса наименования: 1) по сходству (метафора), 2) по смежности - реальной связи объектов (метонимия).

Охарактеризуем эти типы переноса.

Перенос по сходству (метафора).

Чем-то похожие друг на друга объекты начинают называться одним словом.

Сходство между предметами может быть

1) внешнее:

а) форма: лента дороги, пузатый чайник ;

б) цвет: медные волосы, собирать лисички, ;

в) расположение: горло залива, цепь гор ;

г) размер, количество: море слёз, гора вещей ;

д) степень плотности: стена дождя, кисель дорог ;

е) степень подвижности: быстрый ум, машина ползёт ;

ж) характер звучания: дождь барабанит, скрипучий голос ;

2) функциональное: дворники машины, брачные оковы ;

3) в восприятии человеком: холодный взгляд , кислое выражение лица,

Перенос по смежности (метонимия).

Два явления, реально связанных друг с другом (пространственно, ситуативно, логически и т. д.), получают одно наименование, называются одним словом. Связь явлений бывает:

1) пространственная - помещение и люди, находящиеся в нём: класс опоздал, зал аплодировал ;

2) временн́ая - действие и предмет - результат этого действия: подарочное издание, набор инструментов ;

3) логическая:

а) действие и место этого действия: вход, остановка ;

б) действие и люди, его производящие: защита, нападение (защитники, нападающие);

в) материал и изделие из этого материала: носить золото, меха, выиграть золото, серебро, бронзу;

Разновидностью этого типа переноса является перенос наименования с части на целое и с целого на часть (синекдоха):

1) с части на целое: в семье прибавился лишний рот (= человек), стадо в сто голов скота (= животных), номер в гостинице (= комната), первая скрипка, первая ракетка ;

2) с целого на часть: соседи купили машину (= автомобиль); но машиной называется и целый класс механизмов: стиральные, швейные и др. машины.

Степень образности и распространённости в языке у разных переносных по происхождению значений различна.

Часть переносных употреблений не используется нами в речи и существуют лишь в тексте определённого автора. Это индивидуальные (авторские) метафоры и метонимии: медные кишочки автомобиля (И. Ильф и Е. Петров), скула яблока (Ю. Олеша). Образность их максимальна, употребление связано лишь с авторским текстом; в словарях эти переносные значения не отражаются.

Другие метафоры и метонимии являются общеупотребительными, они не «привязаны» к определённому тексту и употребляются носителями языка в разных ситуациях (обычно в разговорной речи): стена леса, море слёз, звезда экрана, пилить (ругать). Их образность меньше, чем у авторских, но отчётливо ощущается носителями языка; они отражаются в словаре и имеют помету переносное .

Третий тип переносных по происхождению значений характеризуется тем, что их образность не ощущается (в лингвистике их называют «сухими»): ножка стула, шляпка гриба, гусеницы трактора, солнце зашло, часы идут . Эти значения являются основными, словарными наименованиями определённого предмета, признака или действия: переносные по происхождению, они являются прямыми с точки зрения функционирования в современном языке и не имеют в словаре пометы переносное .

Таким образом, в слове может быть несколько прямых значений - исходное и не имеющие образности переносные по происхождению («сухие»).

Рассмотрим в качестве примера структуру значений приведённого выше слова голова : 1) часть тела человека или животного, 2) ум, рассудок (Он человек с головой ), 3) человек как носитель идей (Он голова! ), 4) передняя часть чего-либо (голова колонны, поезда ), 5) единица счёта скота (стадо в 100 голов ), 6) пищевой продукт в форме шара, конуса (голова сыра, сахара ).

Исходным и прямым у этого слова является значение ‘часть тела человека или животного’ (в лингвистике знаком ‘’ обозначается значение языковой единицы).

На основании сходства (метафорический перенос) образованы значения 4 и 6: «передняя часть чего-либо» (сходство по расположению) и «пищевой продукт в форме шара, конуса» (сходство по форме). Причём оба эти значения также являются прямыми и используются в нейтральном стиле речи. На основании смежности (метонимический перенос) на базе исходного значения образовано образное значение 2 «ум, рассудок». На базе значения 2 образовано переносное значение 3 «человек как носитель идей» - название целого по части (синекдоха). На базе 1 исходного значения образовано прямое значение 5 «единица счёта скота» - также перенос с части на целое (синекдоха). Таким образом, у слова голова язык : краткий теоретический курс для школьников" (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис). Литневская И.Е. Например, здесь подробно...

  • С п и с о к научных и научно-методических трудов литневской елены ивановны

    Урок

    О К научных и научно-методических трудов Литневской Елены Ивановны Несколько упражнений для развития языкового чутья... 31,3 п.л. (соавтор В.А.Багрянцева) Русский язык : Краткий теоретический курс для школьников : Учебное пособие. (Рекомендовано Советом по...

  • На заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

    Автореферат диссертации

    Галактионова и Е.И. Литневская . – М., 2004. Савченко, А.Н. Сравнительная грамматика индоевропейских языков . – М., ... школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР" Портал "Культура письменной речи" Русский язык : краткий теоретический курс для школьников ...

  • Москва бизнесмеридиан 2011 содержание

    Автореферат диссертации

    Предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализа- ции школьников для активного участия... Гласные звуки и буквы Е. И. Литневская . Русский язык : краткий теоретический курс для школьников . Раздел ォГласные звуки и гласные...

  •