Московский государственный университет МЭСИ
Тверской филиал МЭСИ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
По предмету «Общая риторика»
Тема: «Роль риторики в современном обществе»
Работу выполнил: студент группы 38-МО-11
Мистров А.С.
Проверил преподаватель: Жаров В.А.
Тверь, 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ 2- 1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово? 3
- 2. Роль языка в становлении личности человека 5
- 3. Роль риторики в общественной жизни 10
- 4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности 13
- Заключение 17
- Литература 18
Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист. - №12. - 2008 г. - 38 с.
О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. - 2000 г.
Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». - 2005 г.
Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. - 2008 г. - с. 195
Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. - 2001 г.
И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30
Роль языка в становлении личности человека. - 2009 г.
Риторика в переводе с греческого слова «rhetorike» дословно обозначает «ораторское искусство». Изначально она подразумевала под собой прямое значение – умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже понятие риторики неоднократно видоизменялось в зависимости от периода развития культуры человечества.
Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.
Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:
- Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
- Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
- Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
- Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
- Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».
Идеология софистов имела ряд особенностей:
- Главное – манипуляция аудиторией.
- Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
- Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».
Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.
Сократ и Платон - открыватели новых путей ораторского искусства
Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».
Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:
- вступление;
- изложение материала;
- доказательства сказанного;
- выводы по теме (правдоподобные).
Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.
Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.
Аристотель и его значение в становлении риторики как науки
Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:
- 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
- 2 – описывает способы убеждения слушателей;
- 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.
Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.
Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:
- 1 – отправитель речи;
- 2 – речь;
- 3 – получатель речи.
Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.
Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.
Риторика Древнего Рима
Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.
Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:
- «Об ораторе»;
- «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
- «Оратор»;
- «О наилучшем роде ораторов».
Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:
- В первую очередь оратору следует найти что сказать.
- Второе – разложить материал в строгом порядке.
- Облечь в словесную форму.
- Обязательно запомнить материал.
- Произнести речь.
По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.
Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.
Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения
В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:
- потребность в искусстве оратора снижается;
- риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
- утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
- служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.
В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.
В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.
Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.
Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:
- «Сад красноречия» – Генри Пичем.
- «Искусство поэзии» – Николя Буало.
- «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.
Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.
История риторики в русской культуре
Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:
- Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
- Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
- Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
- На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.
После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.
Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».
Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.
Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:
- Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
- Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
- Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.
Первая половина XIX века - расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.
Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.
Развитие русской риторики в XX веке
В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.
Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.
Одними из значимых книг Виноградова стали:
- «Очерки по истории русского литературного языка XIII–XIX веков»;
- «Русский язык».
Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.
Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.
В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.
Тоталитарный режим XX века в России не нуждался в мастерстве ораторов, само слово «риторика» стало отождествляться с пустой и ложной речью. Риторические традиции прервались на многие годы. В 50–60 гг. учёных заинтересовала проблематика культуры речи.
Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.
Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».
Введение
"Кто не умеет говорить, карьеры не сделает!"
(Наполеон Бонапарт)
В условия современного мира наш жизненный успех зависит от способности правильно и в положительном ключе выражать свои мысли, произносить точно найденное слово в подходящий момент. К большому сожалению не все обладают этой способностью. Создаётся впечатление, что мы все говорим на разных языках, ни чуть не задевая душу собеседника своей речью. Мы просто надеемся, что собеседник полностью поймёт всё то, что мы скажем, и те сказанные слова побудят его к действию. При этом мы считаем, что все, что знаем мы, собеседник должен тоже знать. Но это величайшее заблуждение!
Умение эффективно общаться и чувствовать себя легко и свободно в любой компании, в любой аудитории - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни поставленных целей! И поэтому я считаю, что эту способность можно и нужно развить в себе, для того, что бы ваши слова были, не только услышаны, но и восприняты слушателями. Специально для тех, кто не владеет или же желает усовершенствовать свои навыки общения, созданы различные курсы и тренинги.
Современное общество проводит жесточайший отбор, и не каждый сможет с достоинством его пройти. Только образованные и грамотные люди могут достичь желаемых успехов. И умение правильно и красиво говорить здесь крайне важно. Ведь от того, как человек доносит информацию до слушателей, от того, как он умеет слушать своего собеседника, зависит и то, на сколько они поймут друг друга, и то, на сколько продуктивным будет их контакт.
ораторское искусство тренинг карьерный
С древних времен искусству общения уделялось большое внимание. Особенно в Древней Греции. Там и зародилось ораторское искусство . Это искусство имело быстрое развитие в античных странах и широко использовалось людьми разных слоёв общества. И, наверное, не зря наши предки донесли до нас эту науку общения.
Я считаю, что тема моей работы очень актуальна. Во-первых, одновременно погружаясь в историю и обычая античной цивилизации, мы перенимаем, опыт и узнаем много новых для себя вещей. Во-вторых, это грамотное общение в массово-информационной и социально-культурной сфере. И, в-третьих, тема моей работы может помочь тем, кто хочет связать свою профессию с должностями, которые требуют навыков общения. Например, профессия: филолога, искусствоведа, рекламиста учителя-словестника, журналиста, писателя, культуролога, экскурсовода, радио- и телеведущего, дизайнера печатной продукции и т.п.
Ораторское искусство
Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории или же к конкретному человеку с целью убеждения. Наука, изучающая этот вид искусства, называется риторикой. В первую очередь ораторство это не просто донесение информации, а пояснение и побуждение к действию или решению. Красноречие играет важнейшую роль в жизни каждой страны и каждой эпохи в целом. Всегда находились люди, умеющие правильно изложить информацию, которая в следствии переворачивала ход истории.
Публичная речь была наиболее распространенным жанром среди образованных людей античности. Риторика занимала не последнее место в числе таких жанров искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сравнение допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии влияния европейской культуры, риторика, игравшая значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности. А зря. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной политической жизнью и уровнем образования людей.
В Древней Греции ораторы ценились намного больше, чем незаменимые мастера узкого профиля. Они выступали на больших площадях, на улицах или даже на полях сражения, в зависимости от ситуации, в которой они оказывались. Эти мастера слова, манерой своего повествования заставляли людей прислушаться к тому, что они говорят, задуматься над полученной информацией, и сделать правильные выводы, то есть те выводы, на которые ораторы наводили своих слушателей.
В каждой Античной цивилизации были свои великие ораторы, перевернувшие ход истории.
Для того, чтобы доказать значимость и актуальность этого искусства в современной жизни, я бы хотела рассказать Вам о великих ораторах и об их достижениях, чтобы Вы наглядно смогли убедиться в том, что каждый уважающий себя человек, живущий в 21 веке, должен обладать навыками красноречия, хотя бы для того, чтобы просто быть услышанными в кругах близких им людей.
Демосфен (385-322гг. до н.э.) (Приложение 1) - величайший мастер устной, в преимуществе политической речи, великий афинский оратор. Нам с начальной школы знакомо его имя и статус величайшего оратора античной эпохи. Ещё на уроках риторики мы знакомились с его жизнью, и с тем как он добивался успехов в ораторском искусстве. А теперь для того, чтобы вы тоже имели представление об этом человеке, я расскажу вам немного о его жизни. Он вырос в зажиточной семье, его отец владел мастерскими по изготовлению мебели и оружия. К сожалению, мальчик рано осиротел, и он и всё его состояние перешло в руки опекунам, которые оказались нечестными людьми. Первым его выходом в свет в роли оратора стал судебный процесс против расхитителей (опекунов). Процесс прошёл удачно.
Демосфен и до этого знал, что будет оратором, поэтому долго готовился и занимался у известного афинского мастера красноречия Исея (Приложение 2). Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея. С детства он обладал слабым голосом, к тому же и картавил. Эти недостатки, а так же нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса, шум прибрежных вол. Он уделял огромное количество внимания усовершенствованию своей речи, как в начале, так и конце карьеры. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение. Когда я читала его биографию, я обратила внимание на небольшую заметку его современника, которую хотела бы вам процитировать. "Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. "Нет, с тобой ничего подобного не было", - сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: "Как, Демосфен, этого со мной не было?!" - "О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего", - сказал оратор". Продолжая читать биографию этого мастера слова, я всё больше и больше удивлялась его успехам. Естественно по началу у него ничего не получалось, и это ужасно злило оратора, но винил он в этом только себя. Он долго и упорно работал над своей речью, произношением, тембром голоса, мимикой, жестами. Он с трепетом относился каждой мелочи. И всё таки добился желаемого успеха. Со временем он стал выигрывать все судебные разбирательства, далее стал значимым лицом в политике Афин, и, наконец, когда люди полюбили его за мудрость и честность, он смог организовать патриотическую партию против македонского царя Филиппа.
Смотря на жизненный путь этого великого человека, можно с уверенностью сказать, что всего этого он добился искусством красноречия, которому долго и упорно учился на протяжении всей своей жизни, пополняя свои знания.
Не только один Демосфен блистал на арене ораторского искусства. Было огромное множество не менее талантливых людей этого направления. Вот один из них.
Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.) (Приложение 3) - ещё один яркий представитель ораторского искусства древнего мира. Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге "Об ораторе", здесь перечисляются основные требования к оратору. С самого детства маленький римлянин получил отличное образование, учился у великих ораторов того времени Антония и Красса. Он в идеале знал греческий язык, изучил Греческую философию.
Именно ему принадлежит высказывание: "Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении".
Он был отличным адвокатом и политическим деятелем. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: "Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах".
Вот вам ещё один яркий показатель того, что умение чётко выражать свои мысли позволит вам добиться намеченных целей.
Многие наши современники думают, что они хорошо владеют навыками оратора. Но не стоит забывать, что существует такое понятие как естественное красноречие.
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому (через улицу) или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств. Это говорит о том, что в каждом из нас присутствует навык мастера слова. Но в ком - то он останавливается на естественном красноречии, а кто-то развивает его дальше, овладевая истинными навыками ораторского искусства.
Специально для этой работы я провела опрос среди прохожих нашего города. Вопрос, который я им задала, был таков: "Как вы считаете, на сколько хорошо в вас развит дар оратора?" Так же я предложила варианты ответов: "Мало развит. Средне. В идеале владею этим даром". И вот опрос показал (Приложение 4), что многие из тех, кто отвечал на вопрос, владеют этим талантов в средней степени, а очень жаль, что показатели именно такие.
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству. Тут то к нам на помощь и приходят тренинги и курсы. Но перед тем как рассказать вам о том, что же это такое, я хочу представить данные следующего опроса (Приложение 5). Для этого я так же вышла на улицы нашего города. Вопрос был таков: " Если бы в нашем городе были бы курсы ораторского искусства, Вы бы пошли обучаться этому?" Представленными вариантами ответов были: "Да. Нет". И опять же опрос постиг меня в шок. Большинство ответили отрицательно. Ссылаясь на нехватку времени. Но разве ради такого полезного дела нельзя выделить час своего времени?.
«Роль риторики в современном обществе» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 3. РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 4. РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 ЛИТЕРАТУРА 18 ВВЕДЕНИЕ Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии. Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку.
Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения.
Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь. Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.
Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего сильнее на земле - печаль - И долговечней - царственное Слово. (А. Ахматова) Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере". С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА. Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая". Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия.
Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.
Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести! Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил РИТОРИКУ как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой.
Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи. В античности риторику называли "царицей всех искусств". В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.
Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.
Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.
Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно. 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.
Н. Рыленков Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности.
В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.
В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. " Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования. Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.
Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности.
Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". , Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.
Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений. Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.
По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.
Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине. Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека. Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.
Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.
В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Академик Д.С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного.
Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. " Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.
Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. В этом в седело. Н.М. Карамзин говорил: " Язык и словесность суть главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки " 3.
РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
страны. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых пр... отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего... Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправл... Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного пу...
РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ
Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организ... Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятель... Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в об... Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концен...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества.
Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.
Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка.
Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.
Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА 1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист №12. – 2008 г. – 38 с. 2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г. 3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г. 4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195 5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г. 6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30 7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.
Работа содержит 1 файл
Введение
Риторика – классическая наука о целесообразном и уместном слове – востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения.
Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.
Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании. Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика.
Риторика
– это теория, мастерство и искусство
красноречия. Под красноречием древние
понимали искусство оратора, а под риторикой
– правила, служащие к образованию ораторов.
Роль языка в становлении личности человека
Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" – понятием очень многозначным и емким.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.
В современных условиях целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.
Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня – нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.
Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.
Общение – сложный процесс, предполагающий стремление к истине, предполагающий умение слышать и слушать другого человека, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, культура труда.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.
Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.
Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.
Наша
речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей души,
ума, нашей способности не поддаваться
влияниям среды.
Роль риторики в общественной жизни
В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению.
В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением.
Публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.
Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство стало востребованным.
Необходимо
всячески поощрять в российском обществе
развитие устного публичного обсуждения
общественно значимых проблем, а
также обучать риторическим навыкам,
начиная со школы. Риторическое образование
граждан России – очень важная задача
сегодня.
Роль риторики в профессиональной деяьтельности
Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности. Здесь ведущую роль играет речевая деятельность.
Когда
мы говорим о профессиональной компетентности
специалиста, мы подразумеваем прежде
всего его знания своей специальности,
но в то же время мы предполагаем, что профессиональные
знания подкреплены общей гуманитарной
культурой человека, его умением разбираться
в окружающем мире, умением общаться. Ведь
умение общаться для целого ряда профессий,
а экономических в первую очередь, является
составной частью профессиональной компетентности,
необходимым условием истинного профессионализма.
Профессиональной речевой компетентности
следует обучать, давать необходимые знания,
формировать базовые умения.
Заключение
Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершенно необходимо для продуктивной профессиональной деятельности. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.