Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
- Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Оборудование:
- магнитные буквы,
- слоги,
- зеркала,
- наборное полотно,
- слоговые таблицы,
- наклейки с изображением овощей и фруктов,
- картинки с изображением прилавка,
- «ценники»,
- карточки - «деньги» - слоговые схемы,
- игрушки,
- фишки для выполнения звукового анализа,
- наклейки с изображением животных.
Организационный момент.
Игра «Давайте познакомимся».
Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.
Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:
- заМ ечательные
- стА рательные
- доГ адливые
- прА вдивые
- раЗ витые
- прИ лежные
- поН ятливые
Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.
Слоговой анализ.
Что возьмем с собой в магазин?
У вас под столешницами есть карточки. Что это? (Слоги).
Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).
Составьте из этих слогов слова:
- сум-ка
- ко-ше-лёк
(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)
Зачем нам нужны эти предметы?
Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.
Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.
Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка») , зубы («заборчик») , язык («чистим зубы») , воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку») (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)
Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко») , зубы («сближены») , язык («чашечка») , воздушная струя (сильная, теплая, широкая) . Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)
В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)
За правильные ответы: карточки – «деньги» <Приложение 1 >.
Сообщение темы занятия.
Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?
Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».
Развитие фонематического слуха.
А для этого немного поработаем со слоговой таблицей <Приложение 2 >. Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.
Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива) <Приложение 3 >. В какой магазин мы пришли?
Продавец не успела выложить продукты на полки <Приложение 4 >. Поможем ей?
- положите грушу на верхнюю полку слева;
- справа от груши – картошку;
- под картошкой – капусту;
- на вторую полку справа положите редиску;
- над редиской – персик;
- между картошкой и персиком – сливу;
- под грушей – свеклу;
- слева от редиски – петрушку.
Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик) ; на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).
Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Развитие аналогического мышления.
Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)
Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).
Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)
Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Дифференциация букв «с-ш».
Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники <Приложение 5 >. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).
Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».
Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».
Вы справились с заданием. (карточки – «деньги» )
Развитие слогового анализа.
Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).
У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, название которой соответствует схеме на вашей карточке – «денежке», т.е. в названии игрушки должно быть столько же слогов, сколько и на схеме. Обратите внимание, на схеме показано, в каком слоге стоит звук «с» или «ш». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.
Развитие звукового анализа.
Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Выполните звуковой анализ этого слова.
Итог занятия.
В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?
Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?
Рефлексия.
В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!
Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».
Имея небольшой стаж работы в коррекционной школе, я сделала для себя выводы о необходимости тщательной подготовки к урокам чтения в старших классах
Развитие диалогической речи
Научно-практическая статья будет интересна учителям, воспитателям и логопедам, работающим в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дикие животные»
Данный конспект направлен на практическое усвоение грамматических категорий по теме «Дикие животные»
Конспект НОД «Нейропсихологический подход при формировании у детей подготовительной к школе группы предпосылок овладения чтением и письмом»
Данный конспект непосредственной образовательной деятельности разработан для учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Также может быть использован воспитателями логопедических и коррекционных групп. Разработан для детей 5–6 лет логопедической группы. Материал может применяться педагогами для формирования предпосылки к овладению чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста, используя нейропсихологический подход
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) по речевому развитию «В гостях у сказки»
Данный материал будет полезен учителя-логопедам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Направлен на активизацию и обогащение словарного запаса детей по русским народным сказкам
Использование нетрадиционных приемов работы: элементов театрализованной деятельности, песочной терапии в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Методическая разработка основана на опыте работы с детьми имеющими речевые нарушения. Данная методическая разработка для старшего дошкольного возраста, включает нетрадиционные методы для коррекции речевых нарушений. В своей работе могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели коррекционных групп
Методическая разработка может быть использована воспитателями и учителями-логопедами дошкольной образовательной организации. Она рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. В методической разработке представлено создание условий для введения звука [л] в речь на уровне слогов и слов через организацию индивидуального логопедического занятия с использованием интерактивного метода «сторителлинг» для детей старшего дошкольного возраста на тему «История лампы».
Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР посредством семантических полей
Статья адресована учителям-логопедам и воспитателям, работающим с детьми 5–7 лет с ОНР. Предлагаемые материалы помогут в расширении словарного запаса и развитии связной речи дошкольников и младших школьников. Разработанный и апробированный комплекс упражнений и занятий в опоре на понимание «семантического поля» позволяет устранить ошибки и трудности в подборе лексических средств построения связного высказывания, обеспечивает условия для уточнения значения слова и активного употребления усвоенных понятий в речи
Лексические
- активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
- уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
- повторение значения сигналов светофора;
- актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.
Грамматические
- развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
- упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.
2. Коррекционно — развивающие:
- развитие мыслительной деятельности детей;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие у детей смекалки и сообразительности;
- развитие памяти и внимания;
- развитие координации речи с движением;
- развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).
3. Воспитательные:
воспитание самостоятельности и активность на занятии.
Оборудование:
- демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
- круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
- грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
- плакат с изображением составных частей грузовой машины;
- фломастеры.
Лексический материал:
Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»
Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.
Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.
Время занятия – 30 минут
Ход занятия:
I. Организационный момент
Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».
Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).
Логопед:
Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети:
Машины, транспорт.
Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.
II. Основная часть
Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»
Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.
Логопед:
На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети:
Наземный, воздушный, водный и подземный.
Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.
Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.
Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!
Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).
Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.
Физкультминутка «Машина»
Цель: Упражнять в координации речи и движения.
Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.
Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)
Логопед:
Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети:
Он перевозит людей и грузы.
Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!
Специальная техника:
ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина
Сигналы светофора
Логопед:
Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед:
Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.
Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)
А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)
III. Итог
Логопед:
О чем мы говорили сегодня?
Дети:
О наземном транспорте.
Логопед:
На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети:
На пассажирский, грузовой и специальный.
, Смирнова Наталия Львовна
Представлен логопедический конкурс для учеников 3-го класса.
Занятие по лексической теме «Одежда. Обувь» 2019
Цель занятия: формирование представлений об одежде, её назначении.
Животные севера 2019
Задачи занятия: познакомить детей с животными Севера; обогащать словарный запас; учить образовывать относительные прилагательные; совершенствовать умение делить слова на слоги; тренировать в образовании мн.ч. им сущ.; учить работать с деформированным предложением; развивать связную речь; развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие; развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство) 2019
В материале представлено логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: закрепить правильное произношение звука [А]; познакомить с буквой А.
Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ 2019
Статья даёт представление о возможностях использования инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Внедрение инновационных технологий в деятельности логопеда сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Эти технологии, несомненно, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют логопеда к поиску и применению всё более и более эффективных технологий.
Технологическая карта НОД "Звуки [м]–[м’]. Буква М " 2019
Цель занятия: познакомить детей со звуками [м]–[м’] и буквой "м"; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.
Логопедическая викторина "Путешествие в страну Мышление". 2-й класс 2019
Представлена логопедическая викторина для 2-го класса.
Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р” 2019
Цели и задачи занятия: автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах; развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком); закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями; работать над словообразованием; развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).
Звук и буква "О" 2019
Представлена презентация по теме «Звук и буква "О"».
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством интернет-сайта специалиста 2019
Представлен опыт организации взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.
И выходным субботним днём мы в планетарий наш идём... (19 сентября 2019 г. исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию) 2019
19 сентября 2019 года исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию. И его прекрасное здание, и его уникальное оборудование являлись подарком трудящихся ГДР к 70-летию И.В.Сталина. За эти годы Планетарий стал любимым местом проведения досуга для многих поколений взрослых и детей Сталинграда-Волгограда. В содружестве с музыкантами и артистами объединения “Волгоградконцерт”, лекторы Планетария ищут и успешно находят новые формы работы: концерты, спектакли и др. Мы поздравляем наш Планетарий!
Развитие словарного запаса на материале антонимов. Логопедическое занятие с учащимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи 2019
Цели занятия: развитие словаря антонимов, работа над семантикой слов: имён существительных, прилагательных и глаголов, совершенствование и закрепление навыков подбора антонимов и способов их употребления; закрепление понятий “грамматическая основа предложения”, “определение”; развитие зрительного восприятия и слухового восприятия.
Из опыта создания мультфильма для детей с ОВЗ на логопедическом занятии в школе 2019
В статье описывается опыт создания методического пособия – мультфильма на логопедическом занятии для обучающихся с ОВЗ младших школьников. Использование ИКТ-технологий – один из ведущих методов с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ к созданию и обеспечению поддерживающего и стимулирующего процесса обучения.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования ДОУ 2019
В статье раскрыта специфика коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ и предложена система работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
Фрукты. Составление слов 2019
Цель занятия: активизировать и обогатить словарь по теме; научить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, воспитывать бережное отношение к природе.
2019
Цели занятия: расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
2019
Цель занятия: расширение и активизация словаря; вспомнить названия различных фруктов.
Методические аспекты логопедической работы с детьми в условиях дома ребенка, использование здоровьесберегающих технологий 2019
В материале представлена структура комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, определено содержание логопедической работы, которое основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка. В статье рассматриваются различные здоровьесберегающие технологии.
Опыт учителя-логопеда по работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС, множественными нарушениями развития 2019
В статье рассматриваются особенности логопедической работы с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями развития. Описан опыт работы с обучающимися, у которых отмечается системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, мутизм.
2019
Цель занятия: уточнить произношение звука [p]; учить интонировать звук [p]; выделять звук [p] из состава слова; обучать анализу звукового ряда согласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ы]" 2019
Цель занятия: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Интегрированное психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в мир книг» 2019
Цели и задачи занятия: совершенствовать звуковую сторону речи и ее выразительность; развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматические категории; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать вербально-логическое мышление; закреплять знания о названиях книг, авторах и литературных героях; формировать умение сочинять небольшие стихи, используя рифмующиеся слова; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению; формировать навыки коллективной работы.
2019
Цель занятия: формировать языковой анализ и синтез на материале лексики по теме «Живая природа».
Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте 2019
В статье рассматриваются типы и группы невербальной коммуникации, ее средства и способы. Представлен список методик, используемых по развитию невербального общения. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. Материал будет полезен в работе логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками 2019
В своей работе в этом году активно используем «Игры с фонариком». Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» Городского округа Балашиха город Балашиха.
«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».
Открытое занятие по логопедии в подготовительной к школе группе. «Закрепление навыков произношения звука [ш]в разговорной речи»
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
— формировать лексико-грамматический строй;
— упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
— закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
— развитие тонких движений пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
— формирование положительной установки на участие в занятии;
— умение слушать сверстников и логопеда;
— воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
— воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.
Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
Поздоровайтесь с гостями.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Присаживайтесь.
2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
А помогать нам в этом будет?
(ответы детей: бегемот Жужа).
Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).
Вправо он сейчас пошёл.
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (упражнение «Часики»).
Погулял совсем немножко,
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тётушка щёчка
Племянника ждёт.
Блинчики с маком
К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
Кашу сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
Да и кашка манная –
Просто объедение.
Он поел совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .
Дайте Язычку ду-ду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики
«Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).
Поиграл наш Язычок,
Лёг поспать он и молчок.
4. Уточнение артикуляции.
Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».
— Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?
Ответы детей.
— А какой воздух?
Ответы детей.
— Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
Ответы детей.
— Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
— Звонкий или глухой?
— Твёрдый или мягкий?
Ответы детей.
А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .
— Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?
— Нет, мы видим и пишем буквы.
— Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?
— Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .
5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?
6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи-сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».
Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .
*Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
*В подполье, в каморке живёт она в норке,
Серая малышка, кто это?. (мышка) ;
*Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;
*Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;
* Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
*Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;
* Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;
* Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;
* Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг только грязь и зола,
А звали красавицу (Золушка) ;
*Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня (хлопушка) ;
*Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш) ;
*На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый (шкаф) .
10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .
11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
У мышки в лапах кошка.
Маша надела голову на шапку.
Лужайка летает над шмелем.
Шлем надел Мишу.
У шеи шарфик на мишке.
Паша обводит лягушкой карандаш.
12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой) .
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .
13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).
Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?
Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?
Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?
Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?
Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?
14. Упражнение «Новые слова».
Давайте превратим одни слова в другие.
Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.
ТАПКА-ШАПКА
ГУБЫ-ШУБЫ
ТОПОТ-ШЁПОТ
МЫЛО-ШИЛО
СПОРЫ-ШПОРЫ.
15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .
У Алёши живёт кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).
Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
«Весёлая неделька».
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
— Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.
Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.
Список использованной литературы:
1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л. А. Комарова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-32 с.
2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия) .
3. Шипелочка и Жужжалочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия) .
4. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
5. Интернет-ресурсы: загадки, физминутки, глазодвигательные упражнения.