Ярославль – один из интереснейших русских городов, чья история тесно связана с историей страны, языком народа, богатой русской культурой.
Ярославль в 1731 г. — лес храмов
Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.
История возникновения Ярославля
Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).
Легенда о возникновении города Ярославль
Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним» . Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя» , и жители «ужасеся и падоша ниц князю» . Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть , где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.
Медвежий угол в Ярославле
Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке» . Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное» , т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.
События 1024 года в истории города Ярославля
Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).
Дата основания города Ярославля
Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).
Первое упоминание в летописи о городе Ярославль
Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).
Топонимика и структура названия города Ярославля
Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j- . Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л ? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта – j- , поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.
Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город
Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).
Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика
Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.
Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.
Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле
Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).
Ярославль — родина Некрасова
И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить , означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).
Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля
Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.
А.К. Саврасов и Ярославль
С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем . Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)
Битва ярославцев с татарами на Туговой горе
Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.
Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский
Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.
Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.
Вопрос о том, какой же город России можно назвать самым старым до сих пор остается открытым. Существуют различные гипотезы, проводятся разные исследования, но исчерпывающих данных нет.
По данным из некоторых источников, мне удалось составить список из десяти самых старых городов России:
0. Дербент - Средний по численности город, входящий в состав Республики Дагестан. Дата основания — конец IV тыс. до н. э.
1. Великий Новгород - Небольшой по-численности населения областной центр. Дата основания — 859 год.
2/3/4.
- Средний по численности город. Входит в состав Владимирской области. Год основания — 862
2/3/4. Ростов Великий — ровесник города Мурома, небольшой город входящий в Ярославскую область. В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
2/3/4. Белозерск (Первое название — Белоозеро). Ровесник Ростова Великого. Малый по численности город. Год основания — 862
5. Смоленск - Крупный город, областной центр Смоленской области. Дата основания — 863 год.
6. Псков — Малый по численности областной центр. Год основания — 859 год.
7/13 Углич — Впервые упоминается в летописи 1148 годом, однако некоторые местные источники сообщают и другие сведения: 937, 947, 952 и другие годы.
7/8. Трубчевск - Малый по численности населения город. Год основания — 975.
8/9. Брянск — областной центр. Город основан 985 году.
9/10/11/12
- Областной центр. Дата основания (одна из версий) — 990 год.
10/11/12
- Небольшой город, который входит в состав Владимирской области. Дата основания — 999, либо 1024 год.
10/11/12 Казань - Областной центр, столица республики Татарстан. Дата основания — 1005 год.
11/12/13 Ярославль - Крупный областной центр. Дата основания — 1010 год.
Есть мнение, что самым древнем городом в России является Дербент. Он существовал, когда еще не было Древней Руси, а примерный его возраст составляет 5000 лет. Однако, в состав Российского государство этот город стал входить только в 1813 году. Сейчас Дербент принадлежит к республике Дагестан в составе Северо-Кавказского федерального округа.
Однако самым старым исконно-русским городом России по-праву можно считать Великий Новгород . Этот город был основан в 859 году и является прародителем христианской веры. На левом берегу реки Волхов в Новгороде находится один из самых красивых кремлей России.
В десятку самых старых городов России, входят два города, входящие в состав Владимирской области. По некоторым источникам Суздаль был основан в 999 году и также претендует на попадание в десятку самых древних российских городов.
Муром считается третьим по-древности городом на Руси, наравне с Ростовом Великим и Белозерском. Первое письменное упоминание о нем дает «Повесть временных лет». Из летописи становиться ясно, что свое название Муром получил от древнего финно-угорского племени «мурома», которое некогда проживало в бассейне оки. Первым муромским князем был — Глеб. В далеком 988 году он получил Муром в удел из рук своего отца — равноапостольного князя Владимира. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь является одним из древнейших в России.
Владимир — один из самых красивых городов России, который стоит на берегу реки Клязьмы. Согласно последним исследованиям краеведами, по сведениям из ряда летописных источников Владимир-на-Клязьме основал Владимир Святославич Мономах в 990 году. Древнейшими жителями этого края были финно-угорские племена (VI-VII века), часть которых впоследствии была ассимилирована славянами.
Другой древний город — Суздаль впервые упоминается в летописи, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. По другим исследованиям, Суздаль впервые упомянут в письменных источниках под 999 годом. Считается, что город возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, есть все основания так полагать, появились здесь не позднее IX века. Сейчас Суздаль - город-заповедник, который входит в Золотое кольцо России. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных.
Если говорить не только о городах, то можно вспомнить еще один древний населенный пункт — это село Старая Ладога, которое до 1703 года являлось городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».
Великий Новгород - большой и красивый город, находящийся в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации и обладающий численностью населения в 222 594 человека. За мужество, героизм и стойкость жителей Великий Новгород получил почетное звание “Город воинской славы”.
В данной статье речь пойдет об истории основания города Великого Новгорода. Год образования, легенды и другие сведения, связанные с этим событием, будут рассмотрены. Однако вначале давайте коротко ознакомимся с самим городом и его основными характеристиками и достопримечательностями.
Географические и климатические условия
Прежде чем узнать, в каком году был основан Великий Новгород, следует выяснить, где именно он находится.
Город расположен на большой реке Волхов, длина которой достигает 224 километров. Недалеко от Новгорода (всего в шести километрах) расположено живописное площадь которого, в зависимости от уровня воды, может достигать двух тысяч километров.
Как далеко от крупных городов России расположен Великий Новгород (год основания, интересные факты и история возникновения будут поданы чуть ниже)? От Москвы - столицы Российской Федерации, Новгород отделяет 552 километра, а от Санкт-Петербурга - всего 145 километров.
Благодаря своему географическому расположению, город находится в умеренно-континентальном климатическом поясе, отличающимся морозной снежной зимой и сухим прохладным летом. Средняя зимняя температура составляет около 10 градусов ниже нуля, а средняя летняя - около 18 градусов с отметкой “плюс”.
Промышленность и инфраструктура
Как образовалось данное государство? Еще с начала XI столетия Новгород хотел обрести независимость от Киевской Руси, так как бояре, заручившись поддержкой простого народа, отказывались платить Киеву налог и жаждали создать собственную армию. Народные волнения окончились изгнанием местного князя Всеволода Мстиславовича, после чего в городе была установлена республиканская форма правления. И хотя начиная с 1259 года Новгородская земля попала в налоговую зависимость от татаро-монгольской Орды, на ее престоле восседали местные князья, реже - московские и литовские.
Политическая система
Чем характерна политическая система Новгородского государства? Власть в республике осуществлялась князем, которого выбирали на вече из соседствующих княжеств. Такой правитель отвечал за судебную систему на своих землях, а также за оборону и военную мощь. Он во многом зависел от веча - народного собрания видных городских мужей.
Вече было наделено большими полномочиями. Оно выбирало князя и судило его поступки, избирало главу города и военных начальников, создавало законы и постановления, устанавливало подати и их размеры.
Помимо городских должностей и народного собрания, в республике существовала высшая палата, или совет господ, состоящий из архиепископа, посадника, тысяцкого и нескольких старост.
Население делилось на: горожан (имевших право покупать городские земли), бояр (представителей высшего класса), житьих людей (мелких землевладельцев), купечество, черных людей (ремесленников, рабочих, мелких торговцев), селян (разного рода крестьян).
Экономические отношения
Основным фактором экономики в Новгородском княжестве была не земля, а капитал. И хотя большинство жителей государства занимались сельским хозяйством, рыболовством и охотой, большинство отношений строились на торговле (как на внешней, так и на внутренней). Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию и являлся важной частью “варяжского пути”.
Помимо этого, город славился ремеслами. Например, здесь было обустроено около 215 домниц, где выплавляли железо 503 домника. Металл обрабатывался кузнецами, общее количество которых достигало 130 человек.
Также в Новгородском княжестве занимались солеварением, добычей жемчуга, изготовлением ювелирных изделий, замков. Город славился деревообделочными, кожевенно-обувными, железорудными мастерами, а также ткачами, гончарами и другими ремесленниками.
Падение княжества
В 1478 году государство было насильно присоединено к Московскому княжеству. Многие местные бояре были казнены, другие высланы в московские земли и лишены каких-либо привилегий. Вече в Новгороде, как и его административно-политическое учреждение, было упразднено.
В качестве заключения
Из всего вышесказанного следует, что Великий Новгород - это важное в экономическом и политическом плане государственное устройство в истории формирования российского государства. Город обладает собственной уникальной и неповторимой историей, знаменательными датами и событиями, выдающимися и знаменитыми личностями.
На протяжении всей истории Новгород, Киев и Москву (как столицы трех влиятельных княжеств) объединяли сложные политико-экономические и общегосударственные отношения.
Что касается дат возникновения этих городов, то годом основания Великого Новгорода и Киева считается 859 и 482 года соответственно (согласно официальным и общепризнанным данным). Первое же упоминание о Москве относится к 1147 году нашей эры.
Принято считать именно 1147 год годом основания Москвы, а её основателем - князя Ростово-Суздальского , Юрия Владимировича Долгорукого, младшего сына Владимира Всеволодовича Мономаха. Князь, являясь по рождению носителем династии Рюриковичей, родился в Киеве, где княжил его отец. Детство же своё провёл в Ростове, где и властвовал впоследствии с 1113 года. Но, властвовал поначалу не один, а совместно с братом своим Мстиславом Владимировичем. Княжич Юрий от брата отличался тяжёлым характером, что предположительно впоследствии (с 1125 года) стало причиной его единовластного правления на землях русичей.
Первое упоминание о Москве
Юрий Владимирович Долгорукий был честолюбив, амбициозен и загребущ. Прозвище своё получил именно из-за этого. Княжеские междоусобицы, приносившие по большей части смерть и разрушения, а для простого люда разорение, не могли остановить порывов удачливого правителя в завоевании соседних городов и уделов. Всего через несколько лет после того как Юрий Долгорукий взошёл на престол в Ростове, он решил расширить границы своего княжения и возглавил поход против волжских булгар, заседавших в то время в Суздале. Именно после этого (в 1125 году) князь, одержав победу над булгарами, перенёс столицу княжества из Ростова в Суздаль и стал зваться князем Ростово-Суздальским.
Почему же считается, что именно князю Юрию Долгорукому пришлось основывать Москву? По этому поводу до сих пор продолжаются споры среди историков. Как предполагается, что некое поселение, располагавшееся на месте соприкосновения нескольких равнозначных княжеств: Суздальского, Новгородского, Смоленского, Рязанского, очень понравилось завоевателю. А принадлежало то поселение, над Москвой рекой возвышающееся, как и другие богатые вотчины по берегам её, боярину Стефану Ивановичу Кучке, хозяину радушному и гостеприимному, с распростёртыми объятиями встретившему гостя рода царского.
Увидев места столь красивые князь Юрий, сын Мономаха, не смог устоять перед искушением и объявил эти земли своим имуществом. Причины, по которым был казнён в тот же день прежний хозяин, боярин Кучка Стефан Иванович, предположительно именно те, что не соглашался он отдать свою землю в руки нового хозяина. В результате и все населённые пункты располагавшиеся по берегу реки Москвы и относящиеся к имуществу знатного боярина, забрал себе княже Юрий Владимирович.
А образ его на коне с рукой распростёртой , что сейчас стоит на столичной площади, был воссоздан со слов летописей это событие описывавших: «…когда обозрел князь с высокого соборного холма свои новые владения и дал приказ построить здесь усадьбу княжескую». Будто бы после этого были заложены и самый первый (деревянный) Кремль Москвы-красавицы, храмы и многие другие строения. Да, с подачи князя Ростово-Суздальского в 1147 году столичным градом воссиявшее. Но, поселяне долго помнили прежнего доброго хозяина и места те назывались ещё не одно столетие по имени казнённого боярина, Кучковом, в память о Стефане Ивановиче. До сих пор в столице такой район имеется, на месте бывшей деревни Кучково, что на Юго-Западной.
Название нового города
Как же произошло название? Записано историками и летописцами, что когда в 1147 году князь Суздальский, Юрий Владимирович, пошёл тем походом далее, из Суздаля на Новгородское княжество, захватил он описываемые земли в своё владение, они же по реке Москве располагались. Надо отдать должное тому факту, что основатель не стал, как это было всегда принято, называть новый город своим именем . Тем более что был уже построен Юрьев-Польский в честь Долгорукого. Название он решил оставить городу по имени реки, на которой строил крепости. Вот с тех пор он Москвой и называется.
Так гласит эта история, что князь Святослав Олегович (отец князя Игоря), шедший в тот же год завоевательным походом на Смоленск, был другом и союзником Юрия. За что в дружине Святослава состояли два сына Долгорукого, а это являлось знаком великого доверия. Пожелал после дел завоевательных Юрий со Святославом и сыновьями встретиться, и просил их приехать в место, что на реке Москов, это место и было записано в письменном послании. Так впервые именно такое название отразилось в летописях, давших наименование новому городу.
Прибыл туда Святослав с сыновьями Юрия Долгорукого и другими союзниками, такими, как, например, князь Владимир Рязанский. Привезли в подарок князю Суздальскому барса настоящего. За это были приняты гости-товарищи основателем нового поселения с великими почестями. Устроили многодневный пир в честь побед и соединения. А когда хотели разъехаться, на прощание обменялись дарами великими и щедрыми. Во времена раздоров между княжествами такой жест дал возможность князю Юрию Владимировичу, стать популярным и уважаемым среди остальных русских князей. А поэтому и город, ставший его настоящим княжеством, был признан и прославился.
Другая версия становления Московского княжества
Да, известной Москва становится лишь при князе Юрии, великом завоевателе, т.е., когда князь суздальский роскошно поил, кормил, угощал в ней своих союзников, что было запечатлено в те времена письменно. Но, есть Тверская летопись, в которой сказано, что лишь в 1156 году было заложено древнее поселение, в него вошли город и земляная деревянная крепость. Те же источники указывают, что в 1156 году Дологорукий как раз княжил в Киеве.
Когда же Москву закладывал? Историки этой версии относят начало строительства города к году 1153. И что укрепления первые возводились не князем Юрием, а его сыном Андреем Боголюбским, на том месте в 1147 году оставленном и на дочери Стефана Кучки Ульяне волею отца женатом.
Сведений о том, как часто впоследствии навещал Юрий Долгорукий сына своего на Московский престол посаженного и основанный по его повелению город, нет. Так и умер, по тем сведениям, основатель Москвы в Киеве, 15 мая 1157 года, проболев пять дней после буйного пиршества, устроенного в Киеве боярином Петрилом. Что стало причиною скоропостижной кончины можно только догадываться.
Развитие московского княжества
А град новый на Москва реке расположенный, занимал положение выгодное и важное. На тот момент он был всего лишь пограничным пунктом, хотя по велению Долгорукого обширно строящимся. Москва изначально была предусмотрена оберегать границы княжества Суздальского. Но, поскольку была удобнее Суздаля расположена по отношению к землям Смоленским, Рязанским и Новгородским, ведь здесь проходили водные пути сообщения, а это значило, что Москва имела лучшие перспективы быть укреплённой крепостью. Это давало возможность сильному тогда Суздальскому княжеству приобрести ещё большую мощь и значимость.
Юрий Долгорукий понимал это отлично. Защищённость от врагов и дружеское окружение давало возможность землям русичей богатеть и строиться. Тем более что от отца своего, Владимира Мономаха, князь и сыновья его получили в наследство и другие земли. В эти обширные территории входили города:
- Ростов;
- Суздаль;
- Ярославль;
- Владимир на Клязьме;
- земли Поволжья.
Отец Юрия, Владимир Мономах, прославился тем, что был великим строителем. И сын его продолжил ту же политику. Вокруг Москвы стали богатеть и строиться другие поселения:
- Юрьев-Польский;
- Переславль-Залесский;
- Дмитров;
- Волок-Ламский (Волоколамск);
- Вышегород (Вышгород);
- Лобыньск (Лобнинск) и др.
Город на Москве-реке водной магистралью был связан:
- со Смоленском;
- Можайском;
- имел выход к Днепру и южным княжествам;
- а по Двине – к морю Балтийскому.
Москва-река впадала в Оку в границах Рязанского княжества. Торговые пути вели:
- во Владимир;
- Киев;
- Смоленск;
- Новгород.
Здесь был необходимый оживлённый узел военных и торговых дорог и пересечений. Внутри же Московского княжества водными путями сообщения развивались такие реки, как:
- Яуза (Ауза);
- некогда многоводная Протва, что под Серпуховом;
- Пахра;
- Руза.
То, что не была Москва построена на пустом месте, мы уже поняли. Об этом говорят и многие находки современных археологов. Здешние места ранее посещали многие соседские князья с дружинами и свитами. Принимали их наместники, рода Рюриковичей. А приходилось им именно в Московском княжестве останавливаться, ведь дороги другой не было по пути во Владимир, Киев и далее. Были здесь по преданиям:
- князь Муромский Глеб;
- Борис Ростовский.
Конечно же, был в Москве и отец Юрия Долгорукого, Владимир Мономах, который оставался править в Ростовском княжестве, там строил в помощь сыну и православию храмы христианские.Так процветали земли русичей.
Так сколько лет Москве?
Казалось бы, ответ на вопрос о возникновении Москвы давным-давно решён. Но, всё ли так просто? Хотя за официальную дату отсчёта и принято брать первое о городе документальное упоминание (1147 год), но, согласно ещё одной версии, точная дата основания Москвы предполагается более ранней. Дело в том, что на месте современного Кремля археологами были найдены предметы быта времени ещё более древнего, с языческих финно-угорских племён простирающегося. Так что, можно предполагать, земли вокруг реки Смородины (Москва с финно-угорского означает Смородина) давным-давно были обжиты и давали кров и пищу не одно тысячелетие многим расам и народностям.
Так ведь до прихода сюда Долгорукого, это место уже существовало, хоть как и малое поселение. Есть у современных историков и такое мнение, что во времена Екатерины Великой, разными ею приглашёнными мужами учёными в основном из германского роду племени, была составлена история Москвы 1147 года, как несколько приумытая. А на самом деле эти места были упомянуты ещё во втором тысячелетии до нашей эры. И место такое благодатное тогда уже было человеком обитаемо. Только потом на него пришли племена славянские.
Многие историки обращаются к тому, что первое упоминание о русском народе можно сделать на основании записей в труде «Се повесть временных лет» летописца монаха Нестора Летописца. Годы жизни инока Киево-Печерского монастыря, 1056–1114. Всю жизнь учёный монах провёл в неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там 9 ноября скончался (эту дату, день памяти святого Нестора, отмечают православные каждый год). А главный труд его, в котором земли на реке Смородине упоминаются, составлен в 1112–1113 годах. До появления его «Повести временных лет» русская древняя культура не знала такого подобного описания. Нестор Летописец говорил в своих записях о первом упоминании русского народа, относящемуся к 866 году.
По другой рукописи 1807 года, «Пантеон российских государей», составленной Коллежским Советником Ефремом Филипповским, город Москва основан был в 862 году. Поэтому и получается, что точная дата основания Москвы остаётся неточной. По «Пантеону российских государей», Москва основана не в XII веке, а в конце IX столетия. По варианту Ефрема Филипповского, Олег, князь Норманнский, будто бы в эти края пришёл на реку Смородину (о чём мы знаем, много древних былин и летописей, что также нас к этой версии располагает), и заложил тогда Олег при реке Неглинной город, на протяжении 285 лет, о котором мало кто слыхивал. Археологические раскопки это делают уместным историческим актом.
Заключение
Официальной датой основания Москвы на сегодняшний день считают 1147 год. От этого года все даты и юбилеи нашей столицы отсчитываются. В 2017 году Москве исполнилось 870 лет. Как видим, многие историки склоняются к тому, что лет Москве может быть и поболее. Так как и когда появилась Первопрестольная? История много событий даёт нам додумывать самостоятельно.
Россия огромная страна со своей уникальной и культурой. У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурно-планировочный облик, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся деятели, которые прославили город. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.
Творчество, культурное наследие России значительно выделяется в мировой культуре. В городах есть галереи, где местные художники выставляют свои работы, и может быть, когда-то некоторые из них займут достойное место в Эрмитаже или Третьяковской галерее.
Многие города являются интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. Возникают определенные ассоциации, например, говоря о русском самоваре, мы обязательно говорим о , о пуховом платке - вспоминаем Оренбург. А сколько восхищения вызывает гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы. Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
Города России издревле славились своим величием, своей неповторимой красотой. Славу земли русской обеспечивали многие города и , и , Муром и многие другие. Все знали, придя в Россию с мечом, от него и погибнешь. славилась не только храбростью и отвагой своих людей. Русское зодчество внесло огромный вклад в прославление России.
Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. Их в русских городах огромное количество. Храмы, соборы, монастыри - каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. А природа… В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. Красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские поэты.
По древним русским городам проходит интереснейший туристический маршрут Золотое кольцо́ Росси́и, захватывающий несколько областей России: Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Ивановскую, Московскую. Здесь сохранены уникальные памятники культуры и истории, центры народных ремёсел. Ярославль является столицей этих городов. Только в нем 140 памятников архитектуры!!! Выделяются своим неповторимым зодчеством Церковь Иоанна Предтечи XVII века, Спасо-Преображенский собор, Церковь Ильи Пророка и многие- многие другие.
Каждый город неповторим, и мы должны научить молодое поколение уважать и любить достояние русского народа. И сохранять все наше богатство…