Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».
Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.
Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.
Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.
Целевая аудитория: для 10 класса
Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"
Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.
Целевая аудитория: для 11 класса
Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.
Целевая аудитория: для 5 класса
Конспект и презентация к уроку по биологии "
Задачи урока:
Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).
Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.
УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
Целевая аудитория: для 8 класса
Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.
Целевая аудитория: для 6 класса
Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.
УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.
Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;
- Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
- Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
- Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).
Целевая аудитория: для 7 класса
Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».
Вид урока: урок - практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма организации деятельности учащихся - групповая.
Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.
Целевая аудитория: для учителя
Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.
Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.
Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.
Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.
Главное правило хорошего конспекта
Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.
Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.
Что еще вам поможет?
Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.
Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.
Что такое свободный конспект?
Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.
Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.
А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.
Как писать конспект по параграфу?
Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.
Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.
Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.
Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.
Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.
Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.
#Sтуденты. Старики-разбойники – видео
Биология как основополагающая наука о жизни на Земле должна с первых уроков стать для учащихся самым интересным предметом с большим исследовательским потенциалом, который со временем превращается в основной стимул для осознанной эволюции индивидуальных знаний. Чтобы как следует подготовиться к биологии, сегодня учителю недостаточно иметь качественные конспекты уроков и необходимое оборудование - каждое занятие требует дополнительных наглядных пособий и увлекательной сопутствующей информации по каждой теме курса биологии. Поэтому обучающие видео с конспектами уроков по биологии, речь о которых пойдёт ниже, могут помочь не только ученику, но и начинающему преподавателю правильно выстроить урок, умело подобрать учебные пособия и почерпнуть различные занимательные сведения по конкретной тематике.
Значение биологии как науки очень существенно, ведь познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем различных царств и подцарств, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения каждого человека, а также в составлении общей научной картины мира.
Изучение в разных классах
Подготовка к экзамену по этому предмету включает в себя охват всего материала, пройденного за шесть лет, поэтому преподавание уроков биологии 6 класса должно вестись с ориентацией на периодическое повторение пройденных тем. При этом начальные темы по биологии в 6 классе, которые освещают такие основополагающие понятия, как клетка, строение клетки , ткань, должны быть максимально интересными для любознательных учеников, что впоследствии поможет развить подсознательную тягу к предмету. Такой интерес подогревается прежде всего экспериментами и исследованиями, проводимыми как в школьных аудиториях, так и в домашних условиях. Так как многие объекты, которые изучает эта дисциплина, находятся буквально под рукой, то именно этим обстоятельством преподаватель должен пользоваться в полной мере.
Конечно, на сегодняшний день никакое видео по биологии не может полностью заменить процесс традиционного обучения на уроках в школе, однако эти материалы вполне способны играть роль удобных и эффективных вспомогательных инструментов учебного процесса. И как знать, может быть, со временем при дальнейшем развитии интернет-технологий дистанционное обучение станет успешной альтернативой школьным урокам, которая позволит большую часть тем по биологии или по другому любому предмету изучать в удаленном режиме. На нашем портале вы можете изучать биологию бесплатно, имея лишь доступ в Интернет.
Важно отметить гуманитарное значение биологии , которое заключается в формировании у современного школьника экологического мышления, суть которого заключается в осознании себя частью природы.
Введение БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Методы научного познания
Главная задача общей биологии выявление и объяснение общих закономерностей развития органического мира
Основные признаки живого
единство элементарного химического состава
Обмен веществ и энергии
Само регуляция
Размножение
Последовательность и изменчивость
Рост и развитие
Раздражительность и движение
Уровни организации живого мира:
Биосферный
Популяционно видовой
Организменный
Тканевой
Клеточный
Молекулярный
Методы познания
Наблюдение
Экспериментальный
Сравнение
Исторический
Моделирование
История изучения клетки. Клеточная теория
История изучения клетки связана с именем многих учёных. Гук 1665Сконструировал срез пробки. Ячейки, которой он увидел он назвал клеткой. А Левенгук сконструировал микроскоп, который увеличивал в 200 раз и рассматривал клетки животных и растений
Ботаник Шлейдан и зоолог Шванн обобщили знание о клетке и сформировали клеточную теорию. Но они не верно объяснили появление новых клеток из не клеточного вещества. 1858 Ф Вирхов доказал что все клетки образуются из двух клеток.
Основные положения клеточной теории
1-клетки элементарная единица всего живого
2-Все клетки имеют схожие по своему строению и составу
3-Клетки порождают только клетки
Многоклеточные организмы представляют собой сложноорганизованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.
Сходное клеточное строение организма имеет общее происхождение
Химический состав клетки
В состав клетки входят
Неорганические вещества вода и минеральные соли (выделяют микроэлементы 98% С, водород, кислород азот 1,8%, хлора, калия, серы. Микроэлементы 0,2 % йод, фтор, медь. Вода является растворителем (жиры не растворимы)
Гидрофильные хорошо растворимы в воде (сахара соли). Вода участвует во многих процессах обмена веществ (Фотосинтез АТФ)
Органические вещества - это белки жиры, углеводы нуклеиновые кислоты ДНК и РНК и АТФ
Белки состоят из углерода, водорода и азота - это полимер, состоящий из мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты.
Свойства белков:
Специфичность-это разрушение 2-3-й структуры белка под действием высоких температур
Различают
Первичная структура
Вторичная структура более плотная
Третичная структура еще плотней
Функции белка
Строительная
Транспортная
Защитная
Каталитическая - ускоряют реакцию
Энергетическая - при расщеплении 1 гр. белка высвобождается 17,1 Кдж энергии
Углеводы – состоят из (C , H 2. O 2). Выделяют моносахариды (глюкоза, фруктоза) хорошо растворимы в воде
Полисахариды (крахмал) не растворимы в воде не сладкий.
Функции
Строительная
Энергетическая (17,1 Кдж)
Жиры не растворимы в воде, состоят из аминокислот
Функции
Строительная
Защитная
Энергетическая (При расщеп 1 гр. жира выдел 39 Кдж)
Практическая работа №1
Исследование каталитической активности ферментов
Цель работы сформировать знания о роли ферментов в клетках. Закрепить умение проводить эксперимент и обеспечить их результат.
Оборудование: Раствор пероксида водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса, пробирки, пинцет
Ход работы
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырогокартофеля
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного картофеля
При варке произошла денатурация белка фермента
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного мяса
Изменение с раствором не происходят
В клетках мяса присутвуют ферменты
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырого мяса
Бурное выделение пузырьков кислорода
В клетках картофеля присутствуют вещества ферменты ускоряющие расщепление Н2О2
Вывод: Действие ферментов в растительных и животных клетках схожи между этими организмами.
Строение клетки
Основным составом клетки является цитоплазма и оболочка. Цитоплазма образована цитоплазматическими веществами в ней расположены органоиды, постоянно присутствующие структура и включения - непостоянная структура (капельки жира, крахмала).
Выделяют
Мембранные органоиды-комплекс голь джи, лизосомы, митохондрии
Не мембранные - Рибосомы клеточный центр
Строение и функции органоидов клетки
КомплексГоль джи
Утолщенные цистерны
Упаковка веществ, формирую лизосом
Митохондрии
Округлые тельца 2 мембраны. Наружная образует кристы
Синтез АТФ
Клеточный центр состоит
Лейкопласт
Белая окраска
Хлоропласты
Фотосинтез
Хромопласты
Придают окраску
Лабораторная работа №1
Сравнение строения клетки растений и животных
Цель: продолжить формирование умений, готовить микропрепараты выявлять особенности строения растительной и животной клетки.
Оборудование: предметное и покровное стекло, пинцет преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, готовые микропрепараты.
Ход работы
Приготовление микропрепарата клеток кожице лука. Его осматрении при малом и сильном увеличении.
РИСУНОК 1
Строение клеток кожицы лука при малом увеличении-м, большом-б
Оболочка клетки
Цитоплазма
Ядро
Ядрышко
Вакуоль
Рассмотрели под микроскопом однослойный плоский эпителий (мезотелий) сальника кролика на готовом микропрепарате
РИСУНОК 2
Клетка мезотелия
Границы клеток
Ядро
Цитоплазма
Провели сравнительную характеристику животной и растительной клетки
ВыводПри сравнении растительных и животных клеток выявлены черты сходства их строение, что свидетельствует об различных путях эволюции растительного и животного мира.
Лабораторная работа №3
Изучение плазмолиза и диплазмолиза в клетках растений
Цель работы: Продолжить формирование умений готовить образцы, рассмотреть их под микроскопом, изучить явление плазмолиза и диплазмолизав в клетке кожице чешуйки лука.
Оборудование: предметное и покрывное стекло, пинцет, преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, Припаровательная булавка, насыщенный раствор Na Cl
Ход работы
Приготовили микропрепарат клеток кожице чешуи лука, рассмотрели его под микроскопом.
На предметное стекло поместили каплю насыщенного раствора Na Cl оттягивая воду с противоположной стороны фильтровальной бумагой. Через некоторое время наблюдаем плазмолиз, т.к. концентрация воды внутри клетки выше, чем с наружи
На предметное стекло положили каплю воды оттягивая с противоположного края раствор Na Cl . Наблюдаем деплазмолиз т. К. происходит перемещение воды из наружного пространства клетки внутрь клетки.
Вывод: В ходе лабораторной работы пронаблюдали явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи лука. Выяснили, что оболочка клетки обладает полупроницаемостью
Клеточное ядро строение и функции хромосом.
Обязательным компонентом Эукариотических клеток является ядро. Оно хранит информацию о структуре организма и контролирует все процессы жизнедеятельности. Клеточное ядро окружено ядерной оболочкой, содержит ядерный сок, хроматин и одно или несколько ядрышек, Ядерная оболочка состоит из 2 мембран. Наружная мембрана переходит в эндоплазматическую сеть. Поверхность ядра пронизана порами, которые осуществляют обмен различными веществами.
Ядерный сок-р-р белков углеводов и нуклеиновых кислот ДНК РНК, в нем проходят все внутриядерные процессы
Ядрышко-это место синтеза РНК, в котором образуются виды РНК участвующие в биосинтезе белка.
В ядре клетки находятся молекулы ДНК, которые содержат информацию о всех признаках организма.
Молекулы ДНК вместе с белками образуют комплексы - Гистоны
В ядре делящейся клетки эти нити длинные и тонкие. В период подготовки клетки к делению молекулы ДНК сприрализуются, укорачиваются, становится видимыми в световой микроскоп наз. - хромосомами.
Форма хромосом зависит от расположения первичной перетяжки.
Центромера - это место, к которому прикрепляются нити веретена деления.
Совокупность всех признаков хромосомного набора характерного для того или иного вида называется кариотипом.
У человека 46 хромосом. Несущие более 30 000 генов.
Выделяют
Гаплоидный-одинарный набор хромосом(n )
Диплоидный 2-й набор хромосом (nn )
Гомологичные хромосомы одинаковые-это хромосомы одинаковые по форме размеру несущие одинаковые гены
ДНК-носитель наследственной информации. Биосинтез белка.
Информация о структуре всех белков организма записана в молекулах ДНК и называется генетической информацией.
Набор сочетаний из трех нуклеотидов кодирующих состав аминокислот называется генетическим кодом.
Ген-участок молекулы ДНК несущий наследственную информацию.
Биосинтез белка:
Транскрипция-переписывание информации о структуре белка с молекулы ДНК на инф., РНК
Трансляция перенос аминокислот к месту синтеза белка. В цитоплазме находятся транспортные РНК под влиянием ферментов и энергии образуются компл сост. из аминокислоты и транспортной РНК. Он движется к рибосоме месту синтеза белка. Если триплет и РНК комплементарен (соответствует) триплету t -РНК, то между аминокислотами возникает пептидная связь и молекула белка при этом удлиняется. Так происходит до тех пор, пока рибосома не пройдет весь путь по i -РНК или пока не дойдет несмещённый триплет. Образовавшийся белок по каналам эндоплазматической сети идет в ту часть клетки, где он необходим.
Все процессы идут с участием АТФ. Процесс удвоения ДНК синтез I -РНК и белков называются реакцией матричного синтеза.
Матричный тип реакции лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.
Картинка3
Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения прокариот и эукариот.
Все организмы, имеющие клеточное строение делятся на две группы:
Пред ядерные (прокариоты),
ядерные (эукариоты)
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
ХромосомыМитоз
Мейоз
Гаметы
Митохондрии
Пластиды у автотрофов
Способ поглощения пищи
Пищеварительные вакуоли
Жгутики
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Абсорбция через клеточную мембрану
Нет
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Фагоцитоз и пинцетов
Есть
Есть
Организмы
Автотрофные организмы-это организмы способные самостоятельно синтезировать органические вещества (Сине-зеленые водоросли).
Гетеротрофы- это организмы способные потреблять уже готовые органические вещества (животные, грибы бактерий).
Микотрофные организмы-которые включают в себе свойства и тех и других
Фотосинтез-процесс образования органических веществ из неорганических, идущих при участвии солнечного света. Все реакции осуществляются у высших растений в хлоропластах. Уводорослей в хромопластах.
Сущность уровнения фотосинтеза
6 CO 2 +6 H 2 O = C 6 H 12 O 6 +6O 2
Фотосинтез протекает в 2 фазы
Световая фаза: квант света попадает на молекулу хлоропласта, выбивает один электрон, который учествует в фотосинтезе.
OH - =OH+1 e
4OH=2H 2 O+2O
При фотолизе воды образуется катион водорода который участвует в реакции темновой фазы
Темновая фаза- углекислый газ взаимодействует с водородом из световой фазы, при участии АТФ образуется глюкоза. ПВА превращается в этиловый спирт CH 5 При молочно-кислотном брожении образуется молочная кислота
Пластический обмен
Все организмы делятся:
Аэробные-организмы которым необходим кислород (энергетический обмен в 3 этапа)
Анаэробные могут обходится без кислорода (возбудитель столбняка) (энергетический обмен в 2 этапа)
Пластический обмен – этосовокупность реакций синтеза идущих с поглощением энергии. Примерами пластического обмена у животных являются биосинтез белка, у растений-фотосинтез.
Вм зависимости от поглощения углеродов, такое есть по типуобмена веществ и превращения энергии. Энергетический обмен
Обмен веществ(метаболизм) является одним из основных свойств всех живых организмов. Он складывается из энергетического и пластического обмена..
Энергетический обмен-это совокупность реакций расщепления. Идущий с выделением энергии. Энергетический обмен проходит в 3 этапа:
Подготовительный –происходит в желудочке кишечного тракта. Под влиянием ферментов. Белки расщепляются до аминокислот, жиры до глицирина и жирных кислот, углеводы до моносахаров. Энергия выделяется в виде тепла.
Безкислородный –это процесс бескислородного расщепления при этом глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты C 3 H 4 O 3 при этом выделяется 2АТФ. Если в клетке есть кислород то пировиноградная кислота полностью окисляется до CO 2 и H 2 O
Кислородный –необходим кислород и неповрежденная стенка митохондрии.
C 6 H 12 O 6 +6O 2 +38 АДФ +38 Ф =6CO 2 +6H 2 O+38 АТФ
Кислородный этап-более энергетически выгодный, так как образуется 36 АТФ
Брожение –является более простым способом и происходит без кислорода.
Если кислорода в клетке нет, то развивается процесс брожения
Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внес русский ученый Темерязев. Который доказал что растения синтезируют сахар из неорганических веществ. Преобразуя энергию света в энергию химических связей. 1771 г. Английский ученый Гречтл сделал вывод о том что растения выделяют кислород.
Деление клетки
Периуд жизни клетки от момента её возникновения в процессе деления и до гибели-называют жизненным циклом. Одним из способов деления является –митоз
Митоз-деление клетки без уменьшения числа хромосом
Интер-фаза – период между двумя делениями. В которой происходит подготовка к делению клетки.
Значение митоза-возникают две дочерние клетки, в точности похожие на материнскую, что обеспечивает материнскую стабильность клетки. З счет митоза происходит вегетативное размножение. Бесполое размножение у одноклеточных.
Мейоз-деление созреваниеполовых клеток, идущий с числом уменьшения хромосом.
Мейоз представляет собой последовательные деления в профазе 1-го деление приисходит коньюгация сближениегомологичных хромосом и кроссенговер-обмен участками хромосом
Биологическое значение мейоза – в результате образуются дочерне клетки с гаплоидным набором хромосом. Диплоидность востанавливается в момент оплодотворения, то есть поддерживается постоянное число хромосом от отца и матери в результате чего особь польчает новые признаки.
Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний .
Они занимают промежуточное положение между живой и неживой природой.
Каждый вирус состоит из ДНК или РНК которые окружены белковой оболочкой-капсидом.
Русским профессором Дмитрием Иосифовичем Ивановым на примере вируса табачной клетки.
Биологическое значение вирусов состоит в том, что они являются возбудителями многих заболеваний:
Грипп, корь, краснуха, гепатит, ветреная оспа, бешенство, герпес, СПИД. ВИЧ.
Вирусы, попав в клетку, перестраивают её деятельность. ДНК вируса взаимодействует с ДНК клетки.
Готовые клетки постепенно изменяют её или разрушают её свойства вируса изменяются.
Поскольку вирусы мутируют лечение вирусных заболеваний затруднительно. Особенное внимание уделяется профилактике вирусных заболеваний.
Меры профилактики вирусных заболеваний:
Правильное питание
Здоровый образ жизни
Прививки
Правильное поведение в период эпидемий
Соблюдение правил обработки мед инструментов
Просвещение населения
Упорядоченные половые связи
Бесполое и половое размножение
Бесполое размножение идущее без участия половых клеток гаплоидное простое деление (инфузория). Спорообразование (плесневые грибы), вегетативное (Листом), луковицами - тюльпан, клубневое - (картофель). Фрагментация-деление тела на 1-4 части (кольчатые черви), почкование (дрожжи).
Половое размножение идет с участием гамет. Виды, у которых имеются разные гаметы, называв разнополыми. Виду, у которых одна и та же особь может формировать мужские и женские гаметы - гермафродитами. (покрытосеменные), у них возможно самооплодотворение.
При бесполом размножении численность особей увеличивается гораздо быстрее, и это размножение происходит продолжительней.
При половом размножении происходит образование новых признаков у потомства.
Оплодотворение его значение. Искусственное опыление и оплодотворение у животных.
Оплодотворение процесс слияния мужской и женской гамет. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка и зигота, активация и дальнейшее развитие которой приводит к формированию нового организма.
При слиянии половых клеток разных особей осуществляется переносное оплодотворение, а при объединении гамет продуцируемым одним организмом самооплодотворение
Значение оплодотворение
В результате оплодотворения происходит оплодотворение генетического материала, в результате происходит образование уникальной комбинации генов
Наружное оплодотворение - клетки сливаются вне организма самки (Рыбы)
Внутренне оплодотворение происходит в половых путях самки (животные), вероятность успешного оплодотворения высока, поэтому образуется половых клеток меньше
Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов. Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку, слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зигота, диплоидные клетки. Активация зиготы и дальнейшее дроблению и развитию
Сущность оплодотворения образование диплоидного набора хромосом, вкучающего наследственную информацию.
Особенности оплодотворения цветковых растений.
Разработано русским ботаником Новиковым.
Слияние одного сперматозоида с яйцеклеткой и образование зародыша.
Слияние второго сперматозоида с диплоидным ядром ведут клетки с триплоидным набором хромосом. 1 n +2 n =3 N 2. Из которой в дальнейшем развивается эндо спермий с запасом питательных веществ.
Смысл хвойного оплодотворения заключается в образовании эндо спермия - это обеспечивает преимущество перед другими растениями. Партеногенез-развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки пчел.
Индивидуальное развитие организмов (Онтогенез).
1886 Геккель. Онтогенез состоит из 2-х этапов
Эмбриональный период-переход от момента оплодотворения до рождения.
Стадии:
Дробление в результате дробления образуется односложный зародыш бластула.
Гаструляция - образование гаструлы двуслойного зародыша
Эктодерма-наружный зародышевый листок.
Энтодерма-внутренний зародышевый листок.
Между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок мезодерма
Онтогенез - закладка осевых органов (стадии нейрулы).
Энтодерма-кишечник, легкие, поджелудочная печень
Эктодерма-нервная система, мозг, кожа
Мезодерма – мышцы, почки, скелет и СС
Пост эмбриональный период выделяют
Прямое развитие (птицы, млекопитающие)
Непрямое развитие - с неполным превращением
Выделяют:
Развитие с неполным метаморфозом (кузнечики, бабочки).
Лабораторная работа №4
Выявление и описание признаков сходства зародыша человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: Выявить признаки сходства зародыша человека и других позвоночных.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий эмбриональное доказательство эволюции.
Ход работы
Познакомиться с эмбриологическими доказательствами родства человека и других позвоночных (рыбы, саламандра).
Установили, что эмбрионы разных позвоночных животных больше похожи друг на друга чем взрослые особи.
Сходства зародышей отражаются в форме тела, наличии хвост, конечностей, жаберных карманов. По мере развития сходства между зародышами уменьшаются. Начинают проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат.
Вывод: Сходства зародышей человека и других позвоночных животных являются доказательством их эволюционного родства.
Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.
Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.
Ведение биологии в рамках школьной программы
Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?
На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.
Главный критерий урока
Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.
Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.
Уроки биологии: виды
Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:
- беседа;
- проблемный урок;
- комбинированный урок;
- экскурсия;
- лекция;
- семинар;
- ролевая игра;
- зачет;
- киноурок;
- урок с использованием интернет-ресурсов;
- лабораторная работа;
- обобщающий урок;
- зачет;
- контрольно-проверяющий урок;
- конференция.
Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.
Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.
Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.
Используемые методы
Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:
- Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
- Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
- Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
- Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
- Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
- Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
- Энергосберегающие технологии.
План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.
Современные программы по биологии
- А. И. Никишов;
- В. В. Пасечник;
- И. Н. Пономарева;
- Н. И. Сонин;
- Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
- Л. Н. Сухорукова и другие.
- рабочие тетради для учащихся;
- дневник наблюдений (не у всех);
- методическое пособие для учителя;
- рабочая программа и поурочное планирование на год.
Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.
Технологическая карта урока: составление
Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые Согласно им план урока по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:
- Тема урока.
- Цель занятия.
- Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и - в другой.
- Основные понятия данной темы.
- Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
- Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.
План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:
- включающий обозначение темы и ее актуальность;
- целеполагание;
- первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
- итоги занятия;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.
Анализ результатов урока
Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.
Формы анализа могут быть разные. Например:
- самоанализ;
- комплексный анализ;
- методический разбор и прочие.
Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.
Современный учитель биологии
Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.
Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.
Профессиональные компетенции
Можно выделить 6 основных:
- Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
- Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
- ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
- Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
- Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
- Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.
Личные качества преподавателя
Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:
- чувством юмора;
- эмоциональностью;
- выразительностью речи;
- творческим началом;
- организаторскими способностями;
- дисциплинированностью;
- настойчивостью;
- целеустремленностью.
В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.
Тесты: суть и значение
Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.
Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.
Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.