» » Поурочное планирование по русскому языку 4. V. Работа со схемой

Поурочное планирование по русскому языку 4. V. Работа со схемой

Урок 1 . ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: учащиеся повторяют и обобщают существенные признаки предложения; наблюдают над ролью предложения в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Каллиграфическая минутка.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– В 4 классе мы продолжаем знакомство со словами с непроверяемым написанием букв. Посмотрите, какое слово вы узнаете сегодня (учитель выставляет карточку с новым словом):

Карточка 1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

На п..лях р..ботают к..мбайны идёт уборка хлеба нашлось дело и р..бятам после к..мбайна остаются на поле к..л..ски. Ходят р..бятишки по полю к..л..сок к к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.

Карточка 2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Расставить нужные знаки в конце предложений.

К осени на з..мле столько всего выросло Едут по д..рогам грузовики с жёлтой к..ртошкой, с красной м..рковью, с белой к..пустой Уже увезли с полей зерно, из с..дов – ябл..ки Чем бы ещё ос..ни уд..вить людей

Карточка 3. Списать текст, ставя нужные знаки в конце предложений. Указать вид предложения по цели высказывания.

Что ж вы заскучали, тёмные леса

Улетайте, птицы, от метелей-вьюг

Мне пора учиться, вам пора на юг

IV. Актуализация опорных знаний о предложении.

1. Повторение изученного о предложении по схеме, составленной на предыдущем уроке.

2. Работа с текстом, записанным на доске.

Пришёл сентябрь как красиво кругом а какие краски подарила нам художница-осень пойдём в лес, в парк там мы найдём ответ

– Можно ли сказать, что перед вами текст? Обоснуйте свой ответ.

– Найдите границы предложений. Какие знаки препинания нужно расставить и почему?

– Назовите виды предложений по цели высказывания.

– Вы сказали, что и первое, и второе предложения – повествовательные. Почему же поставили разные знаки в конце предложения? (Потому что эти предложения произносятся с разной интонацией.)

– Так зависит ли знак завершения предложения только от цели высказывания или ещё и от интонации? (И от цели высказывания, и от интонации.)

– Какие виды предложений по интонации вы знаете?

– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания?

– Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 6).

V. Работа со схемой.

– К составленной ранее схеме добавляем виды предложений по интонации.

VI. Работа с учебником: упражнения 5, 6, с. 5–6.

VII. Домашнее задание: упражнение 7, с. 6; подумать над вопросом Почемучки после выполнения задания.

VIII. Итог урока.

Урок 3 . ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: учащиеся вырабатывают умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; выполняют разбор предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Посмотрите на странице 8, какое новое слово из словаря мы узнаем на уроке.

– Чтобы записать число 11, в древнерусском языке нужно было употребить сразу три слова: один на десяте, что означало «один сверх десятка». С течением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразовалось в одно слово. Можете ли вы теперь объяснить, почему в этом слове надо писать две буквы н ?

– Запишите слово в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые орфограммы и составьте с этим словом предложение.

IV. Проверка домашнего задания по вопросам учебника (упр. 7, с. 6).

На основании ответов детей составляется схема, обобщающая знания учащихся о главных членах предложения:

(грамматическая основа предложения)

подлежащее сказуемое

кто? что? что делает? (-ют)?

(имя сущ.) каков (-а)?

(глагол, прил.)

– Мы ответили на вопрос Почемучки о главных членах предложения?

– А разве в предложениях нет других слов, кроме подлежащего и сказуемого? (Есть.)

– Как такие слова называются? Для чего они нужны?

V. Наблюдение (наличие главных и второстепенных членов в предложениях). Упражнение 8, с. 6–7.

– Какими были предложения во втором тексте? (Состояли только из главных членов предложения.)

– Вспомните, как называют такие предложения? (Нераспространенные.)

– Что можете сказать о предложениях в первом тексте? Почему? (Распространенные, так как, кроме главных, в них есть ещё и второстепенные члены.)

VI. Составление схемы.

VII. Упражнение в распространении предложений.

– Прочитайте текст. Что можете о нем сказать? (Невыразительный, так как состоит только из нераспространенных предложений.)

– О чем говорится в тексте? Как можно его озаглавить?

– Запишите текст в тетрадь, распространив предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Хмурится небо. Ревет ветер. Несутся тучи. Начинается гроза. Слышны раскаты. Застучали капли. Хлынул дождь.

VIII. Самостоятельная работа.

Составить из данных слов предложения. Озаглавить текст. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Жили, летом, братья, пасеке, на.

Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.

Мальчики, из, носили, ручья, воду.

Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.

Изучали, пчёл, повадки, ребята.

Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к.

IX. Обобщение (по вопросам упр. 9).

X. Домашнее задание: упражнение 10, с. 8.

XI. Итог урока.

Урок 4 . СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цели: учащиеся обобщают знания о словосочетании; вырабатывают умение выделять их в предложении; составляют предложения по данным словосочетаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске (или на демонстрационных карточках) записаны слова:

б..рёза, пш..ница, к..ртофель, з..мляника, п..мидор, ..вёс, м..лина, ..сина.

– Прочитайте слова. Что можете о них сказать? (Слова с непроверяемыми буквами из словаря.)

– Какие группы можно выделить из всех этих слов? (Варианты ответов: береза и осина – деревья; пшеница и овес – зерновые культуры; картофель и помидор – овощи; земляника и малина – ягоды.) Возможно, дети разделят слова на группы, ориентируясь по их написаниям: с безударной гласной е (берёза, пшеница, картофель, земляника), с безударной гласной о (осина, овёс, помидор), с безударной гласной а (картофель, малина). В этом случае слово картофель попадёт в две группы, так как имеет две безударные гласные.

– Как можно назвать все эти слова одним словом? (Растения.)

– Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы, обозначив ударение.

Для индивидуальных заданий можно использовать карточки к уроку 2.

IV. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

– Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову берёза , которое мы только что записали. (в ысокая берёза, белоствольная берёза, кудрявая берёза, молодая берёза и т. д.)

– Что у вас получилось? (Словосочетания.)

– Что вы знаете о словосочетаниях? (Они являются частью предложения, состоят из двух слов – главного и зависимого.)

– Определите главное и зависимое слово в каждом из названных словосочетаний. Как задаем вопрос? (От главного слова к зависимому.)

V. Повторение.

1. Слово учителя.

– Сегодня мы с вами работаем над словосочетаниями: выделяем их из предложения, составляем предложения на основе данных словосочетаний, устанавливаем связь между словами в предложении.

2. Работа с учебником.

1) Вопрос Почемучки: «Как связаны слова в предложении между собой?»

2) Сопоставление ответов учащихся с выводом в учебнике (с. 8).

3) Упражнение в разборе предложений и выделении словосочетаний (упр. 11, с. 8).

VII. Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисятки , заботливо ухаживала, согревала их, прорезались вскоре, любили играть, весело резвились, грелись на солнышке, внимательно следила, заботливая мать.

– О чём будет ваш рассказ? (О лисе и ее детёнышах.)

– Что помогло вам узнать это? (Заголовок и опорные словосочетания.)

– Устно назовите главное и зависимое слово в каждом словосочетании.

– Запишите текст. Если посчитаете нужным, измените заголовок рассказа. Сделайте письменно разбор любого предложения.

VIII. Домашнее задание: упражнение 12, с. 9.

IX. Итог урока.

Урок 5 . ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?

1) Кит – огромное млекопитающее. Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко – полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.

2) Самое большое животное в мире – кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.

– Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)

2. Формулирование темы урока.

– А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.

III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.

1. Повторение изученного о тексте.

– Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом? (Два и более.)

2. Составление схемы.

– Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.

3. Работа с учебником.

– Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).

4. Выполнение упражнения 13, с. 10.

IV. Сопоставление текстов различных видов.

1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.

Педагогическая

цель

Создать условия для определения грамматических признаков существительных, прилагательных, местоимений; выполнения разбора предложений по членам предложения, синтаксического анализа предложения

Тип урока

Контроль знаний и способов действий / решение частной задачи

Планируемые

результаты

(предметные)

Определяют грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; выполняют разбор предложений по членам предложения, синтаксический анализ предложения

Личностные

результаты

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причину неудач

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций

(алгоритм действий); анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Основное

Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений. Разбор предложений по членам предложения. Синтаксический разбор предложения

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учеников.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром»,

«Добрый вечер»,

«Доброй ночи» говорим .

А. Яшин

– Проверим готовность

к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют готовность к работе на уроке

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

угол уголь уха

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока, формулирует учебную задачу

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

IV. Контроль знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический. Контрольная работа

Комментирует задания контрольной работы, организует их выполнение

(см. Приложение)

Выполняют задания контрольной работы

Оценивают результат работы , определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Контрольная работа

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?

– Кто испытывал затруднения? Почему?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Вариант 1

1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

2. Выполни морфологический разбор выделенного существительного. Прилет первых перелетных птиц начинается с грачей .

3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

ЛИСТЬЯ И КОРНИ

Листья говорили:

Последний луч солнца освещал верхушки дубов.

Мы видели в зоопарке зебру и слона.

(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа видели зебру и слона, распространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

Вариант 2

1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор. Сквозь тонкую сетку голых ветвей березы голубело весеннее небо.

2. Выполни морфологический разбор выделенного слова. Ласточка свила гнездо под крышей сарая.

3. Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

ЛИСТЬЯ И КОРНИ

Листья говорили:

– Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:

– Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4. Разбери предложение по членам. Большой белый гриб прятался под елью.

5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. В корзине у нас лежали оранжевая морковь, желтая репа и красная свекла.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа лежали морковь, репа, свекла, нераспространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Вы приглашали нас в гости. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Мы на каникулах поедем в лес. На деревьях лежал иней.

М.: 2014. - 341 с.

Пособие входит в новую серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям общеобразовательных учреждений и методистам. Пособие обеспечивает методику преподавания русского языка в 4-м классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно положениям ФГОС. Материал организован в виде технологических карт уроков, что позволяет показать деятельность учителя по достижению учащимися планируемых результатов - личностных, предметных, метапредметных - и по формированию у них универсальных учебных действий. Особенность данных пособий в том, что: - материал структурирован по этапам и видам учебной деятельности обучающихся и учителя; - межпредметные связи раскрыты на конкретном материале; - разработан инструментарий оценки достижений каждого ученика.

Формат: pdf

Размер: 5,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Урок № 1 6
Урок № 2 8
Урок № 3 10
Урок № 4 12
Урок № 5 14
Урок № 6 16
Урок № 7 18
Урок № 8 20
Урок № 9 22
Урок № 10 24
Урок № 11 26
Урок № 12 28
Урок № 13 30
Урок № 14 32
Урок № 15 34
Урок № 16 36
Урок № 17 38
Урок № 18 40
Урок № 19 42
Урок № 20 44
Урок № 21 46
Урок № 22 48
Урок № 23 50
Урок № 24 52
Урок № 25 54
Урок № 26 56
Урок № 27 58
Урок № 28 60
Урок № 29 62
Урок № 30 64
Урок № 31 66
Урок № 32 68
Урок № 33 70
Урок № 34 72
Урок № 35 74
Урок № 36 76
Урок № 37 78
Урок № 38 80
Урок № 39 82
Урок № 40 84
Урок № 41 86
Урок № 42 88
Урок № 43 90
Урок № 44 92
Урок № 45 94
Урок № 46 96
Урок № 47 98
Урок № 48 100
Урок № 49 102
Урок № 50 104
Урок № 51 106
Урок № 52 108
Урок № 53 ПО
Урок № 54 112
Урок № 55 114
Урок № 56 116
Урок № 57 118
Урок № 58 120
Урок № 59 122
Урок № 60 124
Урок № 61 126
Урок № 62 128
Урок № 63 130
Урок № 64 132
Урок № 65 134
Урок № 66 136
Урок № 67 138
Урок № 68 140
Урок № 69 142
Урок № 70 144
Урок № 71 146
Урок № 72 148
Урок № 73 150
Урок № 74 152
Урок № 75 154
Урок № 76 156
Урок № 77 158
Урок № 78 160
Урок № 79 162
Урок № 80 164
Урок № 81 166
Урок № 82 168
Урок № 83 170
Урок № 84 172
Урок № 85 174
Урок № 86 176
Урок № 87 178
Урок № 88 180
Урок № 89 182
Урок № 90 184
Урок № 91 186
Урок № 92 188
Урок № 93 190
Урок № 94 192
Урок № 95 194
Урок № 96 196
Урок № 97 198
Урок № 98 200
Урок № 99 202
Урок № 100 204
Урок № 101 206
Урок № 102 208
Урок № 103 210
Урок № 104 212
Урок № 105 214
Урок № 106 216
Урок № 107 218
Урок № 108 220
Урок № 109 222
Урок № ПО 224
Урок № 111 226
Урок № 112 228
Урок № ИЗ 230
Урок№ 114 232
Урок№ 115 234
Урок№ 116 236
Урок№ 117 238
Урок№ 118 240
Урок№ 119 242
Урок№ 120 244
Урок№ 121 246
Урок№ 122 248
Урок№ 123 250
Урок№ 124 252
Урок№ 125 254
Урок№ 126 256
Урок№ 127 258
Урок№ 128 260
Урок№ 129 262
Урок№ 130 264
Урок№ 131 266
Урок№ 132 268
Урок№ 133 270
Урок№ 134 272
Урок№ 135 274
Урок№ 136 276
Урок№ 137 278
Урок№ 138 280
Урок№ 139 282
Урок № 140 284
Урок№ 141 286
Урок№ 142 288
Урок№ 143 290
Урок № 144 292
Урок№ 145 294
Урок№ 146 296
Урок№ 147 298
Урок№ 148 300
Урок№ 149 302
Урок№ 150 304
Урок№ 151 306
Урок№ 152 308
Урок№ 153 310
Урок№ 154 312
Урок№ 155 314
Урок№ 156 316
Урок№ 157 318
Урок№ 158 320
Уроки № 159-160 322
Урок№ 161 324
Уроки № 162-163 326
Уроки № 164-165 328
Уроки № 166-167 330
Уроки № 168-169 332
Уроки № 170 334
Список литературы 336

Технологические карты уроков (ТКУ) для 4-го класса завершают серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям начального общего образования. Учителю, работавшему с использованием ТКУ в 1-3-м классах, хорошо знакомо это учебно-методическое пособие как полезный, удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Поурочные разработки в форме ТКУ для 4-го класса имеют ряд существенных отличий от предыдущих, вследствие того что 4-й класс - последнее звено начальной школы и, по сути, преддверие школы основной. Четвероклассники владеют значительным багажом знаний, умений и навыков, поэтому форма подачи теоретического материала в данном пособии более сложная. Теперь учитель может предлагать не описание понятий, а их определение, что и отражено в технологических картах. Алгоритм выполнения учебных действий теоретического и практического плана также усложнён в расчёте на возрастные особенности учащихся. В ТКУ для 4-го класса отражена возросшая доля самостоятельности детей в выполнении заданий индивидуально, в парах и в группах. Система предлагаемых упражнений по-прежнему реализует метод «от простого к сложному», но сопровождается такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, размышление, приводящее к логическому выводу, поиск причинно-следственных связей.
Как известно, приоритетное направление УМ К системы «Школа России» - обучение проектной деятельности, поэтому в технологических картах одним из обязательных типов урока является урок-проект. В пособии представлено достаточное количество уроков-проектов с детальным изложением этапов: предпроектное исследование, работа индивидуально, в паре и в группе, подготовка презентации проекта, выступление с презентацией, коллективное подведение итогов, оформление выставок, ведение папок «Мои достижения» и др. Дети, которых обучали по технологическим картам, приходят в основную школу с хорошо отработанным навыком проектной деятельности.

Урок №1

Тема: Язык – средство общения. Обобщение сведений о слове, предложении, текст.

Цель:

Задачи:

    дать понятие: язык как средство общения познакомить с учебником и его структурой; дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни общества, человека.

    развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

    в оспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, аккуратность, дисциплинированность.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Алмаз в грязи видать.

Слово

Алфавит

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

    Постановка целей и задач.

    Тема урока.

Беседа с целью повторения: какие разделы вам знакомы?

Постановка проблемного вопроса: что такое язык? Для чего он служит?

«Задумывался ли ты над вопросом, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу и тоже понимаешь, что в ней написано. С помощью слов (устно или письменно ты можешь выразить свои мысли, чувства. И все это происходит благодаря ЯЗЫКУ» .

Людям всегда нужен был какой-то язык, чтобы рассказывать друг другу о важных и не совсем важных событиях. Ты говоришь: «Покидаем шарик?» Твой приятель слышит и понимает: ты хочешь сыграть в волейбол. Слова – как ниточки между вами. Можно, конечно, позвать приятеля сыграть в волейбол и не раскрывая рта. Просто сделать вид, что подаёшь и отбиваешь мяч, а уж он поймёт. Только знаки, жесты, - вслух не сказано ни слова – и всё равно это язык. И если ты написал другу записку, это тоже язык. Но главным в общении людей всё- таки является слово.

Игра «Пять слов»

В И Л К А

Велосипед игла лодка кошка арбуз

веник индюк лев кит анкета

вата игра ложка клей ананас

волосы ирис лебедь кисть автобус

ведро Ирина лама крот алмаз

Работа над многозначностью слова «язык»

Комментирование смысла пословиц , выявление значений слова язык :

1. Кто с языком, тот и с пирогом.

2. Язык голову кормит.

3. Без языка и колокол нем.

4. Язык острее меча.

5. Что на уме, то и на языке.

Как ты понимаешь значение пословиц? Почему «владеть языком» - это значит «быть с пирогом»? Почему «язык голову кормит»? Есть ли у колокола язык?

Как ты думаешь, в каких жизненных ситуациях можно сказать эти пословицы.

Запись пословиц по памяти.

Работа по учебнику.

Стр 3-6

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с6 у12

Урок №2

Тема: Предложения по цели высказывания и по интонации.

Цель: способствовать формированию у детей представления о типах предложений, их эмоциональной окраске; умению конструировать способ синтаксического разбора предложения при написании.

Задачи:

    способствовать формированию у детей представления о типах предложений, их эмоциональной окраске; умению конструировать способ синтаксического разбора предложения при написании;

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Аа

А А

а а

Алмаз и в грязи видать.

    Тема урока.

Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

- Черепаха, унеси меня домой!

- А где ты живешь?

- Я живу в муравейнике.

Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

Найдите предложение, в котором содержится просьба.

Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Какое основное назначение повествовательных предложений?

Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику .

Н-р: Наближается гроза. Вдалике вспыхивает молния.

Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

Запишем предложение:

Мой брат живёт в Донецке.

Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложен

Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. Н-р: Когда он приедет?

Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

Запишем предложение:

Когда брат приедет?

Какое это предложение по цели высказывания?

Разберите по составу слово приедет.

Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. Н-р: Принеси мне воды.

Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Запишем предложение: Обязательно приходите.

Определите, к какой части речи относится каждое слово предложения.

Сделайте вывод:

Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Работа в группах:

Восстановить деформированное предложение, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации .

Работа по учебнику.

Стр6-8

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с8 у18

Урок №3

Тема: Состав слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Задачи:

    закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку,

    развивать коммуникативные умения (строить монологическое и диалогическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию); умения отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Бб

Б

б

Сделал дело – гуляй смело.

    Тема урока.

Кроссворд «Морфемы»

Учитель : Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

    Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

    И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

    А я без окончания проживу, удалите его от меня!

    А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

    Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

Обобщение по теме «Состав слова» – тема нашего урока. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это часть слова)

Расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу.

Игра «Четвёртое лишнее»

    Горка, сгорел , пригорок, горняк.

    Кость, коснуться , костный, косточка.

    Подорожник, подорожать , бездорожье, дороженька.

    Н осить , носовой, носик, нос.

    Лесник, лес, лестница , безлесный.

Игра «Замени одним словом»

Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

    Любитель книг. (Книголюб)

    Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

    Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

    Машина, которая сама летает. (Самолёт)

    Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

    Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

    Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

    Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка

Посели слово в свой домик

Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.

Работа по учебнику.

Стр8-10

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с8 у18

Урок №4

Тема:

Цель:

Задачи:

    формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Вв

В

в

Словарная работа.

Автомобиль, агроном, акация, алфавит, арбуз, аромат, Астана.

2. Тема урока.

Теоретическая разминка

Объясните, что значит безударная гласная в корне слова?

Почему безударная гласная нуждается в проверке?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Сколько поверочных слов должно быть у слов с двумя безударными гласными в корне слова?

Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова?

Как поступают в таких случаях?

А) Тексты «В лесу»

С такими заданиями работают корректоры – люди, исправляющие ошибки в словах. Вы тоже будете корректорами, при этом не забывайте о проверочных словах.

Проверим тексты.

Б) Распределительный диктант

Запишите в 4 столбика слова (4 человека у доски)

Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, зверюшка, кричит, стрела, письмо, соринка, глаза

Тестовый контроль

Перед вами тесты по теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением»

Работа по учебнику.

Стр10-12

3. Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание – с12 у30

Урок №5

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых ударением гласных и парных согласных в корне слова.

Цель: формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

Задачи:

    формировать орфографический навык, закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

    развивать речь учащихся, учить правильно произносить и говорить некоторые слова и выражения;

    содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь, формировании самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Гг

Г

г

Глаза боятся, а руки делают.

Словарная работа.

Берег, береза, беседа, библиотека, воробей, ворона, воскресенье, восток.

    Тема урока.

Проблемная ситуация. Как проверить безударную гласную в корне?
Учитель: Что вы можете сказать о следующей группе слов?
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна.
Дети: Это имена. Они пишутся с большой буквы.
- Это собственные имена существительные.
- Это полные имена.
Учитель: Одно « опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите?
Дети: Безударные гласные.
Учитель: Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные?
Дети: Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.
- Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о.
Учитель: Есть другие предложения?
Дети: Можно проверить ласковым именем – Боренька.
Учитель: Какой способ проверки выберем?
Дети: Любой.
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударением, такая будет и в безударном положении.
Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем - хором)
Гласные
Ударные безударные
непроверяемые проверяемые
(словарные слова)
словарь подобрать однокоренные слов

Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
Учитель: сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.)
2. Игра «Весёлые гонки»
Учитель: Внимание! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок.
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит.
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.

Работа по учебнику

3. Итог урока. Рефлексия.

4.Домашнее задание – с14 у36

Урок №6

Тема: Разбор слова по составу.

Цель: -уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Задачи:

Ход урока

    Организационный момент.

Минутка чистописания.

Дд

Старый друг лучше новых двух.

Словарная работа.

Газета, горизонт, горох, город, гусеница, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, дельфин, деревня, директор, дорога.

    Тема урока.

Слово делится на части,
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей
Строить слово из частей.

Как вы понимаете эти слова? Обсудите у себя в группе, проговаривая каждый по очереди по кругу за определенное время. Начинает участник № 1 по сигналу.

Чем мы сегодня будем заниматься?

Какую поставим цель? (Научиться разбирать слова по составу) Слайд 3

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

И у каждой части слова есть своё название.

Над которыми мы сегодня и будем работать.

Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Глазки на меня. Отвечаем хором, быстро.

    Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

    Общая часть родственных слов называется …

Как называется третий зимний месяц?

    Какие буквы не употребляются в начале русских слов?

    Во что превращается вода зимой….

    Часть слова без окончания называется …

    Назовите слово, противоположное слову враг.

    Самый короткий месяц в году?

Сколько гласных звуков в русском алфавите?

Какие части речи мы с вами знаем?

Молодцы!

Ну и конечно, какой урок без словарной работы!

Окрываем тетради, записываем число. Классная работа.

1) Изменяемая часть слова это - ……….

2) Часть слова без окончания это - ………….

3) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ……….

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ……….

5) Главная часть слова это - …….

Работа по учебнику.

Стр15-16.

3. Итог урока. Рефлексия.

Урок №7

Тема: Разбор слова по составу. Словарный диктант.

Цель: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Задачи:

    уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

    развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; сообразительность, мышление, память.

    воспитывать культуру речи, любовь к слову, внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

1.Организационный момент.

Словарный диктант.

Алфавит, арбуз, Астана, берег, береза, библиотека, воробей, ворона, восток, газета, город, горох, декабрь, директор, дорога.

Минутка чистописания.

Ее

Е

Е

Одна голова хорошо, а две лучше.

    Тема урока.

Разбор слова по составу.

    Прочитал слово – перелесок. Вспомнил, что это узкая полоска леса, которая соединяет два леса.

2. Выделяю окончание. Для этого изменяю форму слова: у перелеска, к перелеску. Изменяемая часть слова – это окончание. Выделяю его, в этом слове оно нулевое.

3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове – перелесок.

4. Чтобы выделить корень подбираю однокоренные слова: перелесье, лес, лесок. Общая часть этих слов – лес. Это корень, выделяю его.

5. Выделяю приставку. Приставка стоит перед корнем. В этом слове приставка – пере.

6. Ищу суффикс. Суффикс стоит после корня, служит для образования слов. В слове перелесок суффикс – ок.

Разбери слова по составу.

корень -берёз: березняк (значение: берёзовый лес, роща) , берёза, берёзин, берёзка, берёзкин, берёзовый, берёзонька, берёзушка, подберёзовик.

корень -брат- : братание, братец, братик, братишка, братский,
братство, собрат.

корень -весел- : весело, веселье, весельчак, весёленький, весёлость,
весёлый, развесёлый.

Разбери по составу:

травушка травинка молоденький рассвет

светлячок ветерок прибрежная моряк

полюшко самовар гнёздышко золотые

бережок рысёнок побережье лисята

небеса дровишки дождливый полоска

лесник голуби глазной глоток

горный далёкий дроздовый подарок

денёк детёныш длинный дочурка

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с16 у41, правило.

Урок №8

Тема: Части речи.

Цель:

Задачи:

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Жж

Ж

ж

Словарная работа.

    Тема урока.

По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Упражнения в определении части речи

    Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и.……….

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

Работа в группах.

Каждой группе уч – ся ставится на стол одно растение, признаки которого могли бы написать дети.

План работы группы.

    Рассмотреть растение.

    Каждый в рабочей тетради сам записывает признаки этого растения.

    Зачитайте группе записанные слова.

    Составьте общий текст.

    Представьте результат работы.

Назовите грамматические признаки 2 – 3 прилагательных по вашему выбору.

Работа по учебнику.

Стр18-19.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с19 у48

Урок №9

Тема: Части речи. Правописание ь и ъ.

Цель: Обобщение знаний по частям речи

Задачи:

    Обобщение знаний по частям речи.

    Развитие умения отличать части речи от состава слова, тренировка навыков различных частей речи в текст.

    Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Жж

Ж

ж

Назвался груздем – полезай в кузов.

Словарная работа.

Жеребенок, желтый, завод, завтра, завтрак, заяц, здесь, инженер, интересно.

    Тема урока.

Чтение текста

Что нового узнали?

Что вас больше всего удивило?

Задание:

1 группа – выпишите все имена прилагательные и определите их род

2 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение

3 группа – выпишите глаголы и определите их спряжение

4 группа – выпишите существительное предложного падежа и сделайте его

морфологический разбор

Выборочный диктант.

Из текста выпишите только глаголы в два столбика: 1 и 2 спряжения

Детский сад для пингвинов

Прошло пять недель со дня рождения пингвиненка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сотни сверстников. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Что является родиной для пингвинов?

Что они используются для постройки гнезда?

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В природе пингвин для постройки гнезда ищет траву или валежник.

Морфологический разбор выделенных слов.

Работа по учебнику.

Стр20-21

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с21 у54

Урок №10

Тема: Контрольный диктант №1 «Осень».

Цель: проверить уровень усвоения ЗУН за 3класс, выявить пробелы в соответствии с госстандартом.

Задачи:

    проверить уровень усвоения ЗУН за 3класс, выявить пробелы в соответствии с госстандартом.

    Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь

    Воспитывать аккуратность, .дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Диктант.

Осень.

Прошли сентябрь и октябрь. Опустел наш сад. Гладкие дорожки сада засыпаны золотыми листьями. Листья берез легко качаются от ветра. Небо покрыто серыми тучами.

Моросит холодный дождь. Редко блеснет из-за тучи чудесный луч солнца. Люди убрали с полей урожай. Пустые стоят морковные и капустные грядки. В саду тихо. Птицы давно улетели. Только воробьи прыгают по дорожке. Они ищут корм. С неба слышна прощальная песня журавлей.

Грамматические задания:

    Укажите части речи, разберите по членам предложения.

    Разобрать по составу.

    Выпишите словосочетания, определите грамматические признаки существительных.

3.Итог урока. Рефлексия.

Урок №11

Тема: Лексическое значение многозначного слова.

Цель: формирование представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке.

Задачи:

    формирование представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке;

    развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций учащихся;

    воспитывать аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

З

з

Зз

Сделал дело – гуляй смело.

Словарная работа.

Казахстан, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, комната, кровать.

2.Тема урока.

Тема нашего урока «Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Что мы должны узнать на уроке?

Что такое «лексика»?

Сколько лексических значений имеет слово?

3. Как определить лексическое значение слов?

4. Какие слова называются многозначными?

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.

(Выборочное чтение предложений.)

Обратите внимание на запись. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)

Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

Работа по учебнику.

Стр25-27

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с27 у66

Урок №12

Тема:

Цель:

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

И

и

Ии

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Словарная работа.

Лагерь, ладонь, ландыш, лилия, магазин, малина, мебель.

2.Тема урока.

1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть ?

Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?

О чём говорит этот пример?

Где можно узнать значение слова?

2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух).

На что похож подсолнух?

В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.

Закрепление и осмысление изученного материала

1) Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми слова за скобками приобретут переносное значение:

Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);

Железный (здоровье, гвоздь, нервы);

Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);

Зажечь (свеча, костёр, ребята)

2) Установите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких в прямом:

Ледяная глыба - ледяной взгляд

Море пшеницы - голубое море

Вершина горы - вершина славы

Пешеход идёт – часы идут

Свет знания - свет солнца

Ветер уснул - человек уснул

Цепь якоря - цепь событий

Ослепительный свет - ослепительная красота

Составьте предложение с одним из словосочетаний, употреблённых в переносном значении.

3) Определение лексического значения слов

- Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.

- Объясните значение прилагательных (устно):

стальная воля

железные мускулы

золотое сердце

серебряный голос

4) Словарная работа

Разговор, обмен мнениями – беседа.

Посуда для варки еды – кастрюля.

Часть земной поверхности, которую видит человек – горизонт.

- На второй строчке запишите слова:

Глагол от слова беседа – беседовать,

Уменьшительное слово от слова кастрюля – кастрюлька,

Как называется воображаемая линия, по которой небо ка бы соединяется с поверхностью Земли – линия горизонта.

- Обозначь корень в однокоренных словах.

Запись предложений под диктовку:

Язык до Киева доведёт.

Разведчики привели языка.

Без языка и колокол нем.

Больно прикусил язык.

- В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.

- В четырёх предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.

- Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.

Работа по учебнику.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с29 у72

Урок №13

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Кк

К

К

Где родился, там и пригодился.

Словарная работа.

Медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, морковь, мороз, Москва, муравей.

2.Тема урока.

Задание. Приведи примеры прямого и переносного значения данных слов.

Тесная одежда. Тесная дружба.

Сладкий_________________. Сладкий ____________________.

Горький _________________. Горький_____________________.

Плоды __________________. Плоды _____________________.

Хлебнуть _______________. Хлебнуть __________________.

Назовите значения слова мягкий. Придумайте словосочетания со словом мягкий , напишите близкие по значению слова рядом. Как сделано со словом твёрдый .

мягкий__________________________________________________

мягкий _________________________________________________

мягкий _________________________________________________

мягкий хлеб – свежий

мягкий свет, голос – приятный

мягкий характер- кроткий, лишенный грубости, резкости.

мягкий климат – тёплый, приятный

мягкий знак

мягкий диван и т.д.

В художественных произведениях употребление рядом многозначных слов часто заставляет нас улыбнуться.

Вечером девочка Мила,

В садике клумбу разбила.

Брат её , мальчик Иван,

Тоже разбил… стакан.

Задание: придумайте два предложения, где столкнулись бы разные значения многозначного слова.

Многозначные слова: высокий, голова, лёгкий, нос, рука.

Игра

- Предлагаю вам сыграть в игру:

- Я читаю слова, вы хлопаете один раз – если слово однозначное, много – если – многозначное:

Теплота, парта, красный, портфель, дождь, пятачок”

Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. -
Вы купите молочка -
Вкусного парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! -
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки”.

- Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

- Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

3. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание – с28 у71

Урок №14

Тема: Изложение №1 «В лагере».

Цель:

Задачи:

    учить последовательно излагать содержание текста, составлять план.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Тема урока.

Чтение текста «В лагере».

Летом ребята отдыхали в лагере. Однажды они решили пойти в поход, но все время была плохая погода.

В июле наступили жаркие деньки. Ранним утром ребята собрались на лагерной площадке и двинулись в путь. Скоро они вышли на широкое поле и пошли по узкой тропинке.

Какое огромное поле! Волнуется на нем спелая рожь. В глубоком овраге журчит холодный родник. Ребята долго играли на большой полянке. Солнце садится. Пора идти в лагерь. Хорошо отдохнули ребята.

Анализ текста.

- О чем говорится в тексте?

- Где отдыхали ребята?

- Что мешало ребятам пойти в поход?

- Куда пришли ребята?

- Чем понравилось ребятам поле?

- Что они делали?

- Как отдохнули ребята?

Чтение текста еще раз.

сС27 у67

Составление плана.

    Лето в лагере.

    Поход в поле.

    Отдых. Пора идти домой.

Практическая работа.

3.Итог урока Рефлексия.

Урок №15

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте.

    Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся.

    Воспитывать языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

Минутка чистописания.

Лл

Л

л

2.Тема урока.

Вступительное слово учителя

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший характер

Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья- очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

_

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)

-А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 140 .

Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!

Такой прием в русском языке называется метафорой.

-В саду горит костер рябины красной!

-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

Следующий абзац.

А это прием называется олицетворением.

-Попробуйте сами привести примеры.

Разгулялась вьюга

Ветер уснул.

Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

Приведите примеры из толкового словаря.

_________________________________________________________

А теперь потренируемся.

И выполним упражнение. 338.

Читаем задание.

1 ряд

2ряд

3 ряд

Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

    Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

-Чистые помыслы- без утайки, искренние

-Чистые руки-

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

Анализ текста

Текст заранее распечатан.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

О чем текст?

Озаглавьте текст. Закат

Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.

3.Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание –с33 у79

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, поль­зуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа­теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

-~ Какие открытия поможет сделать учебник?

Для чего нужно знать законы культуры речи?

Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше­потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.} . \

Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III . Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,)

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть. "

IV . Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы­вает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

Как думаете, какая речь возникла раньше - устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-" нении.

Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис­пользуя рисунки.

Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег(списать? (Памятка на с. 132.)

Откройте и прочитайте памятку.

Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >

Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с

Какие знакомые орфограммы встретились в предложении":ц

Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

Какие буквы выделены в этом предложении? *- - Спишите, диктуя себе по слогам. т - Проверьте написанное. Оцените себя, !ь (Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровку],|наст их.)

э? «!» - выполнил все правильно и аккуратно. п, «+» - есть незначительные ошибки или исправления. «-» - допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен­ной - записывали предложение, устной - отвечали на во­просы, речью про себя - размышляли.)

V . Рефлексия

Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

Слушаем ответ ученика.

Мама читает сказку малышу.

з Обдумываем решение задачи.

>/ Пишем диктант.

Читаем про себя.

Поем песню.

е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. ,ь «-» - еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI . Подведение итогов урока

Е1; - Какие виды речи существуют?

Какой речью чаще пользуетесь вы?

Урок 2. Что можно узнать о человеке с по его речи?

Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, » что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

о Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулиро-

1:иать учебную проблему; анализировать и делать выво:,ы; оцени-вать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний Орфографическая минутка

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. ., (- (... Сидят на палочке В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III . Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежьшки весной превращаются в лужы.

Прочитайте очень странное предложение на доске.

Какой это вид речи? (Письменная речь.)

Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV . Работа по новой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что можно узнать по речи еобеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)

Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-привет­ствие. Когда говорят «здравствуйте», .желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато - здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не про­износится.)

Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V . Физкультминутка

Раз - нагнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь -лень отбросим.