» » Человеческий фактор или «соглашения не работают. Человеческие факторы Которых является человеческий фактор и

Человеческий фактор или «соглашения не работают. Человеческие факторы Которых является человеческий фактор и

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии , инжиниринге , индустриальном дизайне , статистике , эргономике и антропометрии .

Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Авиационная психология и человеческий фактор

    ✪ Военное дело - Человеческий фактор (VD-the Human factor).avi

    ✪ Катастрофа России:пример в авиационной, атомной отраслях. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

    Субтитры

Человеческий фактор как причина ошибочных действий

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Примечания

См. также

Словарь терминов МЧС

Человеческий фактор

1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности;

2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека.

Вклад Ч.ф. в аварийные ситуации на ПОО очень существенный. Так, для АЭС он составляет 30-80%. Ч.ф. сыграл роковую роль в авариях на АЭС "Три-Майл-Айленд" и в Чернобыле. Поэтому подбору и уровню квалификации персонала, обучению и тренировке на тренажерах, организации рабочих мест, информационному обеспечению, взаимодействию и распределению ответственности персонала уделяется в последние годы большое внимание. Применительно к персоналу обычно рассматривают два аспекта: неправильное решение, приводящее к ошибочным действиям, которые могут стать инициирующими событиями для аварий, либо способствуют развитию уже произошедшей аварийной ситуации в аварию; несанкционированные действия, которые являются предметом специального рассмотрения. Основные способы повышения надежности: квалификационный и психологический отбор и тренировка кандидатов на должности операторов; автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий; усовершенствование рабочего места, информационного обеспечения и поддержки оператора, организации управления.

Онлайн-издание

Как устранить человеческий фактор

Профессиональные ошибки, от которых не застрахован никто из нас, могут приводить просто к неловким ситуациям, а могут - к серьезным катастрофам и гибели людей. Как устранить саму возможность вмешательства человеческого фактора в системы, от которых зависит наша безопасность? Об этом говорится в специалиста по эргономике, профессора Университета Ноттингема Сары Шарплз, опубликованной британским онлайн-изданием . Предлагаем вам прочитать ее в переводе на русский язык.

Тодд Лэндмен, профессор политологии, получив приглашение выступить в утренней программе на «Би-би-си» Breakfast TV show, никак не ожидал, что, когда он придет, ему предложат поговорить об альпинизме. Вообще-то его звали на специально назначенную и заранее спланированную программу, темой которой должен был стать Дональд Трамп.

Однако череда примитивных ошибок привела к неловкому недоразумению: ведущий утреннего шоу только в ходе прямого эфира, к большому удовольствию журналистов из конкурирующих изданий и пользователей соцсетей, понял, что его собеседник - не Лесли Биннз, альпинист и бывший британский военнослужащий из Северного Йоркшира, а университетский ученый с американским акцентом.

Подобные ошибки случаются нередко. Многим памятна подобная путаница, когда ведущий «Би-би-си» в прямом эфире пытался интервьюировать конголезского сотрудника IT-сферы Гая Гому о судебном разбирательстве между компанией Apple Computer и группой The Beatles, приняв его за британского журналиста Гая Кюьни.

Никто персонально не был виноват в той путанице, в которую попал Тодд. Вследствие необычной комбинации совпадений и недоразумений ведущие и редакторы «Би-би-си» искренне думали, что Тодд - это Лесли Биннз, и это несмотря на тщательные процедуры планирования каждой программы. Как же получается, что простые ошибки способны приводить к столь существенным сбоям в сложной системе со многими уровнями проверок? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию того, как предотвращать куда более серьезные ошибки, например, во время медицинских операций или при аварии на борту самолета.

Поможет нам в этом такая наука, как эргономика . Она изучает влияние человеческого фактора и может подсказать, как проектировать устройства и системы с учетом способностей и ограничений, свойственных человеку. Люди часто принимают решения, основанные на неполной информации, и прибегают к примерным правилам, известным как эвристические, чтобы перескочить к наиболее желательному решению или гипотезе. Проблема с решениями, которые мы принимаем на основании этих правил, заключается в том, что они могут быть предвзяты.

В случае с Тоддом ни он сам, ни сотрудница «Би-би-си» просто не ожидали, что может произойти такая путаница. По этой причине каждый из них по-своему понял реплики, которыми они успели обменяться перед съемками. Сотрудница, встретившая Тодда в редакции, обратилась к нему со словами: «Здравствуйте, Лесли, да вы в костюме», - подразумевая под этим отсутствие альпинистского снаряжения. Тодд понял это иначе: «Здравствуйте, [меня зовут] Лесли», - после чего последовала малозначащая реплика по поводу его внешнего вида. Из-за этой разницы интерпретаций, а также дефицита времени в студии ни один из них не понял, что произошла ошибка.

Предвзятость с подтверждением

В системах, для которых безопасность является критическим фактором, последствия таких предубеждений и поступков, совершенных на их основании, могут оказаться куда серьезнее, чем неловкая ситуация, возникшая в результате путаницы на «Би-би-си» Breakfast. В 1989 году пилоты рейса номер 92 авиакомпании British Midland ошибочно решили, что им поступил сигнал о возгорании правого двигателя. Когда они выключили его, вибрация самолета, начавшаяся незадолго до этого, прекратилась.

Так в процесс принятия ими решений вкралась предвзятость, основанная на подтверждении, - их действие привело ровно к тому результату, который они ожидали, поэтому они подумали, что устранили проблему. К сожалению, они изначально неправильно интерпретировали поступившую информацию и выключили не тот двигатель. Самолет разбился на подлете к аэропорту, и 47 пассажиров погибли.

Решения не принимаются в социальном вакууме. Мы следуем социальным нормам и ведем себя так, чтобы соответствовать ожиданиям других людей как на работе, так и за ее пределами. Подобно тому как Тодд не стал разбираться в недоразумении, хотя и заметил, что что-то пошло не так, еще до начала передачи, мы не хотим оспаривать или обсуждать чьи-то решения в определенных ситуациях, когда опасаемся попасть в неловкую ситуацию или когда ответственность лежит не на нас.

Например, в больницах пациенты и младшие медработники часто полагают, что врачи никогда не ошибаются. К сожалению, случай Элейн Бромили , которая скончалась от удушья в ходе самой обычной операции, показывает, чем грозит недопонимание в операционной. К гибели пациентки привело сразу несколько факторов, но особенно подчеркивалось , что медсестры, ассистировавшие при операции, увидели опасность прежде, чем врачи успели осознать всю серьезность происходящего. К несчастью, медсестры не решились побеспокоить врачей вопросами.

Сегодня в больницах Великобритании принимаются специальные меры к тому, чтобы все члены персонала могли обсуждать медицинские решения и оспаривать их, если кому-то - пусть даже самому младшему из коллег - они кажутся неверными.

В случае с рейсом 92 пассажиры услышали, как по внутреннему радио пилоты объявили о неполадках в правом двигателе, но через иллюминаторы им было видно, что горит левый двигатель. Выжившие в катастрофе позже рассказывали, что заметили несоответствие между тем, что видели своими глазами, и тем, о чем объявил командир экипажа, но им не пришло в голову, что это элементарная ошибка и в действия пилотов необходимо срочно внести исправления.

Когда что-то необычное начинает происходить в рамках динамической системы, мы включаем интеллектуальные и социальные навыки, чтобы устранить возможную опасность. Это состояние известно как озарение при стрессе , или бессознательная компетенция. Наиболее сложные динамические системы должны строиться с учетом как особенностей техники, так и человеческого фактора. Они должны сохранять работоспособность, исходя из возможного поведения людей в разных ситуациях, и включать в себя такие компоненты для предотвращения ошибок, как обязательные проверки и формализованный процесс коммуникации.

При этом важно убедиться, что эти компоненты не вводят людей в замешательство и не порождают чувства неловкости между ними. И когда мы столкнемся с чьей-то возможной ошибкой, мы должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы собрать всю свою храбрость и вежливо, но твердо сказать: «Сэр, мне кажется, к вам в студию пришел не тот человек».

Перевод с английского Д. Иванова

Сергей Савиных.
Меня затронул такой факт нашей жизни, как человеческий фактор. Что это такое? Откуда оно произошло? Какие его принципы проявления? Что за этим выражением кроется и откуда оно произошло?

Понятно, что это связано с человеком, с проявлением каких-то качеств, его свойств жизни, его действия и поступки в тех или иных жизненных ситуациях, на которые обращаем внимание. Это при катастрофе, при трагедиях, при несчастных случаях, при крушении транспортного средства, управляемого человеком, которое приводит к человеческим жертвам. Какие действия он сделал, как говорят, «в состоянии аффекта» и других неординарных поступках. Что в этих случаях происходит с человеком, в его организме?

А что такое человек? Что он за такая сущность или механизм из плоти и крови? Откуда он появился и что он из себя представляет? Вот сколько вопросов. Попробуем в этом разобраться.
Человек, находясь в окружающей среде, называемой природой, взаимодействует с ней и действует по ее законам. Неисполнение правил, ведет к каким-то последствиям, происходящим с человеком на физическом, тонком уровне. Физическое мы видим, тонкое – это наша аура (электронно-магнитное поле – наш спектр электромагнитности).
Критерием наших действий является совесть, которая критикует и оценивает наши поступки. Что это за явление природы? Что это за сущность? Как она полезна? А есть еще любовь, добро, радость. Есть горе, злоба, ненависть. Отчаяние, уныние. А что это все такое? Это наши мысли, чувства, эмоции. оценивая это все, мы получаем стрессы и это влияет на наше здоровье и судьбу.
Все, что есть вокруг нас, называется природой. И нам известно со школьной скамьи, что это все живет и развивается взаимодействуя между собой из составляющих стихий природы, солнца, неба (это воздух, космос), воды, земли. И человек пытается понять, изучить этот принцип мироздания жизни и взаимодействия, т. к. человек является неотъемлемой частью этого мироздания и приоритетным живым видом – более мыслящим, созидающим. И вся эта жизнедеятельность подчиняется, живет и взаимодействует по каким-то принципам, укладам и законам, основываясь на взаимоотношениях между собой, всего окружающего. И назвали ее энергией.

Она живет и изменяется из одного вида в другой, плавно переходя. Она не исчезает и не появляется ниоткуда, она видоизменяется. Все вокруг прекрасно и чудесно, загадочно. Малоизученна, как Солнце, «энергетическая реакторная», дающая тепло и свет, космос, небо, воздух – притяжение, элктромагнитность. Вода – ручьи, реки, моря, океаны. Их свойства тоже плохо изучены.

Земля – в недрах всё кипит, журчит, огнедышащая лава. А почва – взращивающая и дающая продукцию для жизни всего окружающего. Над всем этим можно задуматься и пытаться разобраться во всем, как это все живет, взаимодействует между собой. И основную роль в этом отводится человеку как виду мыслящему, пытливому, пытающемуся докопаться и познать все это.
А что представляет собой человек? Это биоэнергетическая жизненная масса. Человека всегда, во все времена, с момента его создания до наших дней больше всего интересовал сам человек, его телесная и духовная сущность, причина его поступков, тайны его строения и поведения и, конечно, его здоровье. Как это ни парадоксально, большинство людей непростительно мало знают о своем теле, особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за незнания человек совершает множество ошибок, порой роковых, которых легко можно избежать. Для этого нужно знать себя.
«Какое чудо – человек! С какими безграничными способностями, как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу!», — писал У.Шекспир.

Человек сложен и неисчерпаем. Он прекрасен, целесообразно устроен.

М. Шелер: «Человек есть нечто столь обширное, многообразное что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными. Библия утверждает, что во всем мироздании человек и только человек создан по образу и подобию Бога. Только он обладает особой свободой выбора. Только он ответственен за добро и зло в мире. Среди всех живых существ нет ничего важнее человека. Каждый человек должен говорить, что ради него создан мир». Что может быть выше такой оценки человека! Человек обладает огромными возможностям адаптации к внешней среде и всему социальному окружению. Телесное устройство человека прекрасно и целесообразно. Вместе с тем человек – существо хрупкое, легкоранимое, поверженное многочисленным опасностям и заболеваниям.
Случайные роковые обстоятельства, приводящие к тем или иным последствиям, от душевных, физических травм, болезней и ведущие к смерти – концу жизнедеятельности человека. Вот и хотелось бы разобраться в том, как можно избежать всех этих ситуаций, происходящих с человеком и приводящих к окончанию жизнедеятельности человека. От чего это зависит? Хотелось бы найти ответ на этот вопрос и помочь человечеству уменьшить страдания – и жить здоровыми и счастливыми.
Но мне хочется попробовать разобраться, что такое «человеческий фактор». Это изречение или выражение встречающееся в нашей жизни как что-то необъяснимое и непонятное, связанное с человеком, его жизнью. Человек живет, трудиться, отдыхает, выполняет все действия своего жизнеобеспечения, которые известны всем. На этом особенно останавливаться не будем. А вот в жизни человека суть трагические случаи, ситуации, которые с ним происходят: что-то, что влечет смерть или травмы человека.

Почему так происходит и отчего это зависит? Отчего зависит судьба и жизнь человека? Об этом много уже написано книг и разобраны все аспекты нашей жизни. Но человек все равно болеет, страдает и гибнет. Что приводит к этим последствиям и что показывает все это нам? Мы что-то не видим и не можем разобраться во всех этих закономерностях нашего бытия, принципов взаимосвязи, взаимодействия нашей жизни.

А что самое главное в жизни для человека? Это здоровье. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, социального и духовного благополучия. И когда есть здоровье, человек трудится, живет полной жизнью в свое удовольствие, пользуясь всеми благами, которые он придумал сам. Значит, человек, придумывая и творя, все это делает не во вред себе и окружающим, выходя из законов гармонии взаимодействия всеми энергиями, которые есть вокруг нас. Они связаны между собой и взаимодействуют между собой, создавая гармонию взаимоотношения для жизни.
Каковы свойства человека? Человек – особое существо, живой организм, мыслящий, чувствующий, творящий. Он состоит, в основном, из воды, в общей массе, как и все остальное вокруг него, наполнено, используя воду основой источника жизни. А вода – основа, носитель информации и передающая ее. Вода состоит из ячеек. В них находятся кристаллы, записывая на себе до сорока тысяч различных комбинаций. Это открыл доктор Станислав Зенин.

При воздействии на воду молитвой, музыкой, электрических, магнитных излучений и даже словом свойства воды изменяются. Хорошее дает хороший результат, плохое (тяжелый рок) – отрицательный. При заморозке молекулы воды это видно по их форме: хорошее – в виде правильных снежинок, а плохое – изломанной и неправильной формы. Так и в человеке: при тех или иных мыслях, словах, эмоциях, чувствах, изменяется структура воды. И она сохраняется в кристаллах, как запись на жестком диске компьютера или пластинке. И следуют следующие выводы: человек сам себя структурирует и заряжает воду в себе и создает определенную программу, энергетику, ауру своего тела.
И по этим свойствам приводит дальнейшее в существование и программируя последствия, жизненные ситуации и события. Отсюда выходит, что человек является биокомпьютером с электромагнитными свойствами как принимающий, так и передающий электромагнитные волновые излучения. И при всех этих изменениях электромагнитности изменяется структура воды в человеке. Изменяются, соответственно, биохимические процессы в человеке. Отсюда вытекает вывод, что состояние здоровья тела человека зависит от нашего мыслительно-эмоциональных процессов. Какие они у нас – такое и состояние нашего тела, нашего здоровья, работоспособности. Так мы выяснили наши свойства жизнедеятельности человека.
А где находится человек? Что его окружает?

Все мы знаем, что вокруг нас находится воздух, есть притяжение Земли, Земля обладает электромагнитностью, и вся связь осуществляется по электромагнитным волнам и колебательным движениям. Значит, вокруг нас есть электромагнитность. Отсюда делаем вывод, что человек – биоэнергетик и биокомпьютер.

Вокруг нас – магнитное пространство, называемое природой. И вся эта жизни вокруг нас подчиняется и развивается и взаимодействует по каким-то правилам, принципам и законам. Они очень гуманные, разумные и созидающие, помогающие жить и самовосстанавливаться.

Таким примером является «крещенские дни», 19 января. В этот день вся природа наполняется энергией очищения, восстановления всего живого. И поток природной энергии направлен на исцеление: он меняет структуру природной воды на очищение всей природы, наполняя и структурируя воду чудодейственными целебными качествами. Происходит какое-то чудо самовосстановления и очищения всей природы.

Человек тоже активно принимает участие в этом очищении и восстановлении жизнеспособности и здоровья своего организма.И очищающие свойства воды применяются в духовных практиках это в христианстве, мусульманстве, индуизме и в других вероисповеданиях. И в других практиках человека как обливание холодной водой, контрастный душ и тазики с водой при медитаций. Кто в это верит и это делает с желанием очиститься и быть здоровым. А это главное для жизнедеятельности человека.

Вот такие закономерности нашей природы – среды обитания, саморегулирования всего жизненного процесса. И человек также является неотъемлемой частью жизненного процесса и, занимая одну из главных позиций, творящий и созидающий, был наделен всеми качествами помощника природы. Он в данный момент также является разрушителем, губителем природы, всей среды обитания, развиваясь по прогрессии своего умственного и технического развития, производя все более искусственных материалов, более стойких к разложению, самоликвидации, строя производство с отравляющими, загрязняющими отходами. Которые всегда в должной мере не очищаются и приносят вред природе и окружающей среде.

Да, природа это чудесный и загадочный процесс жизнедеятельности. Человек просто живет, не задумываясь, как это все живет и взаимодействует. Какой механизм, принципы руководят всем жизненным процессом. Как вся природа-фауна, все живое – птицы, животные, человек, живут, существуют, что дает им жизнь? И какой принцип, биохимический и энергетический процесс происходит во всем живом, дающий существование и жизнедеятельность.

Какое это чудо, созданное Творцом! Какая это чудесная энергия, регулирующая этот процесс жизнедеятельности и жизнеобеспечения! Живи и радуйся, наслаждайся этой жизнью. Живи в мире и согласии, в гармонии с природой и средой обитания.

Но в природе существуют природные катаклизмы: наводнения, землетрясения, ураганы, смерчи и т. д. А человек болеет, страдает, происходят несчастные случаи с трагическими последствиями, приводя человека к различным травмам и серьезным нарушениям в организме человека, даже к смертельному исходу. А почему так получается и происходит связанное с человеком и в человеке? В таких случаях относят такие жизненные ситуации с определением «человеческий фактор».

А что это такое «человеческий фактор» и отчего он зависит? Как он происходит? Очень любопытно. Что это за загадочное явление? А каков его принцип работы и проявления закономерностей всего его механизма взаимодействия? Это загадка в поведении человека, приводящая его к трагическим последствиям. Попробуем разобраться. Что такое человек и его взаимодействие и контакт с природой и ее явлениями с влияниями на жизнедеятельность человека. Человек – это биоэнергетический разумный организм с биохимическим процессом жизнедеятельности в теле со всеми химическими процессами жизнеобеспечения организма, физического тела.
Человек – это уникальный жизнеспособный механизм. С пополнением пищей, ее расщепления и наполнения питательными веществами происходит жизнедеятельность человека с наполнением энергией, переходя в электрическую и магнитную энергию с использованием мыслительного процесса, с реагированием на те или иные жизненные ситуации, которые происходят с человеком с проявлением эмоциональности. Это выражается в чувствах, эмоциях и стрессах. И все это остается в человеке как в компьютерной программе, сохраняется и фиксируется навсегда в кристаллах ячеек воды.
А окружающая среда, состоящая из электромагнитных и торсионных полей, полностью контролирует и управляет всеми жизненными процессами взаимодействия, явлениями природы.

Начиная с простых микроорганизмов о всеми присутствующими на земле и в воздухе, производя окислительно-восстановительный процессы, употребляющие друг друга и поддерживающие круговорот взаимного использования. Давайте проследим эти этапы взаимоотношений: микроорганизмы принимают участие в разложении органических веществ после завершения их существования как растительной, так и животной среды, разлагаясь до удобрения почвы, а почвы (земля) взращивает новые растения, используя полученные удобрения. Также микроорганизмы являются пищей друг другу – для других видов, более крупных – и эта цепочка доходит до птиц, животных и человека. Идет круговорот взаимоприменяемости. Вот как умно устроена наша среда обитания, которая является природой.
Мы вкратце разобрались в принципах жизнедеятельности человека и всей окружающей природы. Но у нас стоит вопрос о человеческом факторе, почему с человеком происходят трагические случаи, какая их закономерность?

Да, человек – мыслящее, разумное, очень эмоциональное существо. Да, эмоции у человека бывают как положительные, так и отрицательные: смех, радость, хорошее настроение, удовлетворенность чем-то. Но бывает злоба, гнев, страх, испуг, корысть, зависть, недовольство как окружением, так и собой, разочарование и многие другие аспекты наших эмоций и чувств. И это все остается в нас с программирование воды в человеке. Соответственно, какой состав воды, ее структура положительности или отрицательности и, соответственно, биоэнергетическое состояние человека будет таким с программной фиксацией памяти в составе воды. А вода находится в каждой клетке нашего тела. А также человек мыслящий и чувствительный ко всем прикосновениям, воздействиям другого человека, окружающей среды

Все это осмысливается и чувствуется. И в это передается по нервной системе в виде электрических импульсов в спинной и головной мозг с фиксацией памяти вводы в данном участке тела. В человеке также есть семь основных энергетических центров, их еще называют чакрами. И эти энергетические центры отвечают за определенные функции мыслительно-эмоционального процесса человека. Куда и где скапливается вся информация нашего поведения и нашей жизни, мыслительно-чувственно-эмоционального состояния, а также фиксируется вся информация наследственности.

Когда плод во время беременности матери находится внутри ее 9 месяцев, развиваясь в ней и наполняясь всей информацией передающейся от матери через пуповину и с кровью и питательными веществами, программируя все жизненные ситуации и характер будущего человека. С чем он пойдет по своему жизненному пути. И в эти 9 месяцев беременности матери очень сильно зависит от ее морально-психологического состояния. Чем она будет спокойнее и уравновешенней принимать те жизненные ситуации в эти месяцы беременности – тем счастливее будет судьба будущего ребенка. Ведь вся информация откладывается в нем о всех неправильных действиях наших предков и самих родителей в ДНК и водную среду организма в кристаллы ячеек воды.
Весь жизненный процесс человека регулируется от всей полученной информации при подключении биоэнергетически находящейся в организме пищи, значит, человек является магнитно биоэнергетической массой. И эта масса может быть как положительной, так и отрицательной. Все зависит от психоэмоционального состояния человека, как он управляет и контролирует свои чувства и эмоции в стрессовых ситуациях, которые могут возникнуть при жизни. Значит, когда с человеком происходят какие-то трагические ситуации, болезни, ведущие к тем или иным последствиям, связанные с наследственной программой и мыслительными, эмоциональными действиями. Значит, человек является творцом своей судьбы и жизни. То, что с ним происходит и делая заключение, что человек может сам изменить судьбу и жизнь всей ситуации, происходящей с ним, в зависимости от его действительного эмоционального поведения, избегая все трагические ситуации и болезни.
Есть выражении в психологии «Мы не можем изменить мир и но мы можем изменить свое отношение к этому». Изменить, работая над собой и своим сознанием и своими эмоциональными качествами, разбирая их полезность или ненужность и освобождаясь через прощение от всех качеств, мешающих нам жить по теории и книгам психотерапевта-врача Лууле Виилма. Разбираясь во всех превратностях жизни.

Мы просто живем, мы просто трудимся, радуемся, огорчаемся. И жизнь идет изо дня в день скучно, однообразно. Зарабатываем деньги на нескольких работах и тратим потом на увеселительные мероприятия – снимаем таким образом усталость и стрессы. Ездим по санаториям, курортам и тратим деньги на восстановление своего здоровья, не так дешевого в наше время. А количество больных не уменьшается, не смотря на современную медицинскую технологию.

И возникает вопрос: а почему современная наука, шагающая и развивающаяся в таких быстрых темпах, не может помочь человеку решить вопросы здоровья, его жизнедеятельности без трагических последствий. В чем основы и принципы, заключенные в этом, и отчего они зависят? Ведь человек является составной частью природы и он – единое с ней и неделимое.

На чем основывается жизнедеятельность окружающей нас среды, по каким правилам и принципам гармонического существа? Давайте разберемся. Наша среда обитания состоит из разных энергий, как квантовая, солнечная, ядерная, электромагнитная, энергия мысли чувства, эмоции, энергия земли, космоса – и все это взаимодействует, взаимосвязано и переходит из одного в другое, как сложный компьютерный процесс с запланированной программой взаимоотношений и взаимосвязей между собой. Даже в человеке есть эта жизненная энергия, которая полностью руководит и контролирует жизненными процессами его существа. Эта энергия-любви. Чистая,светлая, искренняя творящая чудеса и окрыляющая людей на подвиги, на научные открытия, создание литературных и музыкальных произведений и в других действиях. Энергия любви — самая жизнетворящая энергия, только она спасёт мир и всё человечество. Ведь человек наделен разумом, он может мыслить, осмысливать как свои действия, так и то, что его окружает. И делает соответствующие выводы и принимает решения с выполнением тех или иных действий по соответствующим критериям оценки происходящего с ним или окружающего его, разделяя на хорошее или плохое, нужное-ненужное, полезное-вредное и т. д.

А главное, что может человек по отношению к другим живым организмам животного мира – это осмысленное обучение и приобретение навыков и принятие решений для их усовершенствования. Но и животные, рыбы, птицы, тоже поддаются дрессировке с приобретением условных рефлексов, изученным академиком И.П. Павловым.

А что такое жизнь человека и в чем она заключается? Жить, трудиться, общаться с окружающими, получать болезнь, попасть в трагическую ситуацию, получить травму или погибнуть – у каждого своя судьба, свое предназначение в этой жизни. В этой сложной жизни, на первый взгляд такой простой, каждый человек приходит со своей программой, задачей, у каждого своя индивидуальная миссия. Об этом говорят гадалки, астрологи, нумерологи, хироманты, что «будет то-то и то-то». Такова наша судьба и наш жизненный путь, с такими событиями. А все, что происходит с человеком и со всеми нами – это учеба в жизненных взаимоотношений между людьми с познанием правил, гармонии и принципов существования, созданные Создателем.

А кто такой Создатель? Вокруг нас и мы сами – это все энергии. А самая созидательная энергия – это энергия любви в сочетанием с добром, радостью, чистотой, искренностью и доброжелательностью. Источник энергии любви – это семья, ячейка общества, продление рода и всего человечества. И двигатель этой любви – материнская любовь. Женщина нерожавшая не может познать истинной природной любви, творящей, созидающей во имя человечества. И заповеди говорят об этом: «Возлюби ближнего, как самого себя», «Возлюби врага своего».

А мы умеем любить себя? А что такое любить себя? Ходить по разным салонам, где нам делают разные процедуры по уходу за нашим телом, или делая собственную комфортную жизнь за счет других, или все это делать самому и заботиться о своем здоровье и бытии. А мы не осознаем и не осмысливаем, что мы делаем и для чего мы живем, свое предназначение в этой жизни. А жизнь у нас очень многогранная и разнообразная с множеством жизненных ситуаций. И у кого-то идет «как по маслу» — все хорошо, а у других – испытания за испытанием, трудность за трудностью с трагическими последствиями.

А в чем смысл жизни? На этот вопрос должен ответить каждый сам для себя. И какова его роль в этой жизни. И как разобраться в превратностях судьбы и от чего она зависит. Как нам известно, человек на 80% состоит из воды. Составляющая часть воды – ячейки из кристаллов, где фиксируется вся информация о человеке его мыслях, чувствах и эмоциях. И получается психобиоэнергетическая масса человека, которая находится в электромагнитном, волновой, информационном поле, через которое происходит связь и их взаимодействие.

Вся информация о человеке передается по этим торсионным полям в базу данных электромагнитностью окружаюей среды (космические торсионные поля) где она и обрабатывается, ее качественные стороны и создаются те или иные ситуации. От их информационной психобиоэнергетической массы при взаимодействии с другими людьми и с природой. Человеческое поведение проявляется по-разному и с разными людьми: от одного он может выслушивать всякие грубости, хамства, а при общении с другим, одно нелепое слово или жест вызывает агрессивную ярость с отключением памяти и контроля над своими действиями – невменяемость, происходит «короткое замыкание» психобиоэнергетической массы человека с срабатыванием компьютерной программы, которая заложена в человеке со дня зачатия его и все последующее развитие с тем кармическими и наследственными последствиями, переданными с кровью матери при беременности.

Все травмы и болезни младенцев – это неправильные действия родителей, материализация их отрицательных мыслей, чувств, эмоций, наследственности, вышедшей за рамки правил гармонии с окружающей средой – природой, в сочетании с электромагнитными энергиями, торсионными полями, все это – живая электромагнитная волновая масса с переходом всех энергий из одного вида и состояния в другой и в связях друг с другом и взаимодействия между собой с передачей этой информацией на любые расстояния и взаимодействия со всй окружающей средой с появлением или проявлением тех жизненных ситуаций, которые соответствуют Вашим принятым решениям, желаниям, цели с определенными мыслями, чувствами, эмоциями. Даже то, что касается лично Вас, и знаете по секрету – все это материализуется и проявляется: хорошее оно или плохое, все скрытое становится явью.
Все наши испытания, травмы, трагедии, катастрофы, болезни – это все проявление наших неправильных действий с мыслительно-эмоциональностью, вышедшие за рамки гармоничного развития и существования в среде обитания, искажения правил и заповедей этой энергии любви, созидания, процветания, что называется Богом.
У каждого человека в этой жизни своя роль своя жизненная ситуация, связанная с самим собою, коллективом, где он находится в разных местах с разными задачами, их устоев, принципов, правил, их нравов с моральными устоями и взглядов, а они бывают очень разнообразные, необходимо найти правильное решение, не навредив себе и окружающим.
А получаются такие ситуации, что человек не может контролировать свои действия, выраженные нервным срывом, вспыльчивостью, агрессией и т. д. А почему это происходит? Как Вам известно, человек, это психобиокомпьютер, а в компьютере информация сохраняется при тех или иных обстоятельствах жизненных ситуациях мс их вытекающими задачами и последствиями. В человеке, как в компьютере, включается та программа, которая должна научить жизненным правилам с правильным применением мылсительно-эмоциональными чувствами отталкиваясь от его жизненных задач, которые он получил от матери при рождении, наследственностью и с заложенными программами при беременности, называемой судьбой. А можно ли избежать, освободиться от коротких замыканий, стрессов, агрессий и изменить жизненную ситуацию с лучшим исходом приняв правильное решение, не в ущерб себе и другим?
А лучшим советчиком является совесть. Это лучший критерий самоконтроля. Нужно научиться контролировать и разбирать свои мысли и действия, проводя аналитический разбор, а не сетовать на свою судьбу, не обвинять всех и вся в своих несчастьях, а задать вопрос, почему это произошло, что привело к этой ситуации и что оно хочет показать. Проанализировать это все и найти свои правильные мысли и действия. Определить, что хорошо, а что плохо. Научиться это делать.

И тогда ты познаешь мудрость, истину жизни и для чего она дана. И какова твоя роль: быть – наставником, учителем, целителем, обучающим других, или поэтом, воспевающим любовь ко всему. Что окружает нас, не разделяя на хорошее и плохое, а принимать всё таким как есть в жизни. Есть разные судьбы, есть разные жизненные ситуации, кому-то везет, кому-то все дозволено и все «сходит с рук». Кому-то за малейшую мелочь – «по полной программе» и даже безвинным, на первый взгляд. Ничего случайного нет, не бывает дыма без огня. Во всем этом можно разобраться и найти правильное решение, только работая над собой и разбираясь в себе. Авторов книг в этом направлении достаточно много. А как освободиться, очиститься от всех своих неправильных действий, решений и эмоциальных качеств, которые вы определили в себе – это очень просто, через ПРОЩЕНИЕ. Вы можете познакомиться с этим, изучая книги врача психотерапевта Лууле Виилме и применяя ее практику.
Животворящая энергия любви, добра и радости полностью контролирует все сферы жизнедеятельности здесь, на Земле. И как общаться и взаимодействовать с этой энергией? Это было известно еще в древности: наши предки, преклоняясь перед стихиями природы – солнцем, ветром, дождем, лесом, землей. У разных народов, народностей и общин, населяющих нашу Землю, были свои названия божеств, с почитанием и преклонением им.

Даже растения, деревья, посаженные человеком, понимают его речь и эмоциональные состояния. Все человечество на нашей планете почитает Божественность в разных религиях и вероисповеданиях. Каждый новый день начинается с обращения к Богу. И дальнейшая деятельность человека – с благославления Божественности: как трудиться, принимать пищу, перед сном с благодарностью за прожитый день. Да, действительно, есть чудо, очень волшебное чудо, чтобы сотворить эту жизнь и существовать, взаимодействовать, развиваться как на материальном, так и на духовном уровне и понять эти принципы взаимоотношения и постичь гармонию бытия и всего окружающего.
Одной неизвестной частью нашего бытия является энергия духовности – созидающая и творящая вокруг нас. В настоящее время достаточно много говорят и показывают в телепередачах о раскрытии загадок и чудес, таких как «Атланты», «Лемурии», «Беловодье», «Шамбала». Где эти волшебные, чудесные, сказочные места? И почему они скрыты от человека? А потому, что человек в данный момент является разрушителем всего окружения и себя лично. А что разрушает человека? Это алчность, зависть, злоба, ненависть, корысть, недоверие, нетерпимость к другим, уныние и многое другое, что может проявляться в человеке в разных сочетаниях. И это все ведет к несчастным случаям, заболеваниям и разрушению человека. Но есть такая духовная практика, основанная на гармонизации нашего внутренней энергии и соединении с энергиями окружающей среды через торсионные поля нашего тела и всего окружения. Эта теория была изучена доктором Шиповым Г.И. , и она работает. И такая духовная практика называется Сахаджа Йогой. Это общественное движение с духовным направлением развития, познанием себя и работой с энергиями на тонком уровне. Постигая и узнавая принципы любви, чистоты, искренности, мудрости, человек обретает способность изменять свою судьбу и качество жизни и здоровья.
В заключении нашего исследования о благополучной жизнедеятельности человека сделаем обобщающий вывод. Как мы выяснили, всем жизненным процессом управляют энергии, переходя из одного вида в другой и сочетаясь во взаимодействии. Так и человек является психобиоэнергетической массой, состоящей, в основном, из воды, а также костной и мышечной ткани. Каждая ячейка воды состоит из кристаллов, которая несет информацию о всех процессах взаимодействия со всей окружающей средой, которая присутствует как на нашей планете Земля, так и во всем космосе. Вода – это основа жизни. Вода – это биокомпьютер со всеми программами.
Человек является мыслящей психоэмоциональной личностью с выражением чувств и эмоций в своей жизнедеятельности. Это изменяет и влияет на состояние его организма. Основываясь на знания физики, в человеке происходят электромагнитные явления. Значит, человек – электромагнит. В результате сочетания воды и электромагнитности мыслей, чувств и эмоций, получается психобиоэнергетическая масса человека с компьютерной программой. И это все регулирует нашу жизнедеятельность организма с вытекающими последствиями – нашей положительностью или отрицательностью. И также регулирует наш обмен веществ с окислительно-восстановительным процессом переваривания пищи и влияет на ее полезность.
Состояние здоровья человека зависит от его самого, а не от кого-то другого или от пищи, поэтому не надо забывать о своем разуме и благоразумии и уметь правильно пользоваться им. Для того, чтобы разобраться и признать себя, есть очень много книг и телепередач – не ленись и будь здоров. И также есть много специалистов, которые могут помочь разобраться в этом, проводящие тренинги, семинары, занятия, консультации. Но при этом надо прикладывать свой труд и желание и за все надо платить и тратить на это время. И как эти вопросы также решить правильно – вот вопрос. И еще найти такого специалиста, который поможет решить все верно, дешевле и с меньшими затратами времени.
И еще есть вопрос: научиться заботиться о себе или чтобы все делали за тебя? Что важнее? И что за этим стоит? И как это понять? Выбирать каждый должен сам. И как в этом разобраться – необходимо полагаться только на свою интуицию, на самого себя.
Только сам человек сможет все решить, приобретая знания и умения заботиться о себе – как быть здоровым, счастливым, избежать всех несчастий и трагедий и изменить судьбу, не рассчитывая на других, растрачивая деньги за их услуги, и будучи привязанным к ним. Нет ни чего неизлечимого и не решенных вопросов: как с наследственными, детскими, психосоматическими заболеваниями и жизненными, семейными вопросами приложив свой усилия и желания через любовь к самому себе и ко всему окружению тебя, с познанием мудрости, предназначения и смысла жизни.

А мой метод состоит в освобождении от всего плохого, отрицательного, стрессов при душевном состояний человека с определением причин их возникновения применяя всё то что было написано ранее и плюс народная мудрость — через аутотренинг с обучением и применением того, как разобраться в себе со всеми ненужными и мешающими человеческими качествами (злоба, ненависть, гнев, корысть, зависть, отчаяние, уныние и т.д.) в его жизнедеятельности и быть здоровым, счастливым с изменением даже судьбы с психобиоэнергетическим состояния организма и жизненной программы человека.
Контакты: тел. 89659052147 и 89620826447 вайбер swsergey55 @ yandex.ru
Кто желает разобраться в себе и в жизненых ситуациях и научиться решать их выходите на связь и всё будет хорошо….успехов..в добрый час…
Мне интересно Ваше мнение о этой статье….. Дайте ответ….пишите….

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени Д.Н. Прянишникова

Кафедра менеджмента.

По дисциплине: Организационное поведение

На тему: Человеческий фактор в организации: сущность, типология, значимость для бизнеса.

Выполнил: студент факультета экономики, финансов и коммерции направления «Менеджмент» Никонова Елена Александровна Руководитель: ст.преподаватель

Овчинникова И.А

Введение 3

1.Сущность человеческого фактора. 4

1.1. Человеческий фактор как причина ошибочных действий. 9

2.Типология человеческого фактора в организационных отношениях. 12

3.Человеческий фактор и его роль для бизнеса. 26

3.1. Активизация человеческого фактора 28

3.2.Человеческий фактор руководителя. 32

Заключение 36

Список использованных источников 37

Введение

Основу любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива. Центральной фигурой организации выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.

Цель реферата - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации.

Актуальность темы реферата заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.

1.Сущность человеческого фактора.

1.1 Понятие человеческого фактора.

Для характеристики человеческого (личного) фактора производства используются такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "личность", "работник", "рабочий".

Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.

По отношению к непосредственному процессу труда она выступает как потенциальная величина, в то время как труд - это функционирующая способность, функционирующая рабочая сила.

Традиционно в отечественной экономической науке под рабочей силой подразумевают способность к труду, под трудом - целесообразную деятельность человека.

Рабочая сила как товар, в отличие от других видов товара, обладает качественной особенностью: ей присуща значительная пластичность, способность активно изменять свои характеристики и тем самым активно влиять на конъюнктуру спроса и предложения. Естественно, каждый человек имеет свой, присущий только ему диапазон товарных характеристик, востребуемых рынком труда. У одних он шире, у других - уже: все зависит от наличных знаний, умений, навыков, т.е. от того, что в широком смысле называют опытом личности, а также от ее способностей приобретать новый опыт - как осознаваемых, так и потенциальных, о которых иногда не подозревает и сама личность.

Под трудовыми ресурсами понимается все социально активное население.

Цель управления этим видом ресурсов - социальная активизация населения в решении бытовых, семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая часть человеческих ресурсов. Особое внимание в сфере труда уделяется подросткам, домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, поощряются подработки, совместительство и параллельные работы.

Они включают часть населения в трудоспособном возрасте, из которой исключаются инвалиды 1-й и 2-й группы и прибавляются фактически работающие пенсионеры.

Из приведенных определений видно, что это нетождественные категории, но они тесно связаны между собой. Труд не может быть осуществлен без способности к труду, а способность к труду реализуется только в процессе труда. Трудовые ресурсы - это совокупные способности к труду всего общества, значительная часть которых (способности домашних хозяек, студентов и т.д.) не используется в общественном производстве.

В данной категории воплощается единство людей в биологическом и социальном смысле, их единство как личностного фактора производства и субъектов производственных отношений, единство социально-экономической сущности и конкретных, естественно-исторически обусловленных количественных и качественных характеристик.

В то же время приведенные определения рассматривают понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" как пассивные объекты внешнего управления.

Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, предназначенных для производства материальных благ и услуг, они не могут ставить собственных целей, иметь потребности. преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.

По самой своей сущности они предназначались для того, чтобы их в условиях плановой системы хозяйствования государственные органы формировали, распределяли, перераспределяли, использовали для создания материально-технической базы, последовательного наращивания экономического потенциала, увеличения общественного продукта и национального дохода.

В конце 80-х годов, когда в экономике возник и стал наглядно проявляться "дефицит" трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться как фактор производства. Термин "фактор" определяется в словарях как причина, движущая сила чего-либо, т.е. в противоположность термину "ресурс" он подчеркивает активную роль чего-либо, в данном случае - человека.

Для выражения нового взгляда на роль человека в производстве в экономической литературе с середины 80-х годов все чаще стали использоваться термины "человеческий фактор" и "трудовой потенциал". При этом обычно предполагается, что понятие человеческий (или иногда личностный) фактор фиксирует внимание на активной роли человека в экономике. Это в наибольшей степени соответствует новой социальной ситуации, характеризующейся недостаточно эффективным использованием живого труда. В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубинный смысл, чем в понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". Многие ученые отмечали, что человеческий капитал является даже более ценным, чем материальный, поэтому человеческие ресурсы имеют особое значение для развития общества в целом и каждой фирмы в отдельности. При этом речь идет не о "человеческом факторе", а именно о "человеческих ресурсах". Понятие "человеческий фактор" основано на технократическом подходе к развитию производства, при котором наемный рабочий отчужден от себя в процессе труда. Эта проблема, возникшая во второй половине прошлого столетия, является актуальной и в настоящее время. О растущей неудовлетворенности наемного рабочего своей трудовой жизнью свидетельствуют такие факты, как текучесть кадров, рост прогулов и опозданий на работу и т. д., что отрицательно сказывается на производительности труда и его качественных показателях и не способствует творческому росту работника. Эти последние категории рассматривают людей как общее условие функционирования и развития производства - только как рабочих. Представление совокупности людей как трудовых ресурсов означает фактическое приравнивание их к материально-вещественным факторам производства, таким, как техника, сырье, энергия и т.п. При таком подходе люди рассматриваются не как сознательные субъекты хозяйственной деятельности, а как объекты управления. Ясно, что до тех пор, пока в экономической науке на место "работающего", "трудящегося" или "индивида вообще" не будет поставлен живой человек во всем многообразии его жизненных потребностей, нечего и думать о перестройке сложившейся системы управления "человеческим фактором".

Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению академика Т. И. Заславской, человеческий фактор - "это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества".

Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.

Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.

Другими словами, личный фактор - это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.

Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий фактор - это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий фактор - это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется с пониманием цели общественного развития как создание необходимых условий для социального развития людей, а повышение эффективности экономики - как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.

Разное содержание понятии "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" требует и разных подходов и способов их изучения. Трудовые ресурсы региона, отрасли и предприятия, как правило, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется кроме этих признаков показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Представляя значительный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления.

1.2. Человеческий фактор как причина ошибочных действий.

Человеческий фактор - многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или аналогичных решений в конкретных ситуациях.

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инжиниринге, индустриальном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.

Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

    недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;

    ошибки, вызванные внешними факторами;

    ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

    ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность, которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишнее волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

2.Типология человеческого фактора в организационных отношениях.

В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура).

Психологический контракт представляет собой определенный обмен ценностями и отражает желание человека работать в этой организации и желание организации нанять его. Когда человек нанимается на работу, такой обмен только ожидается. В процессе работы ожидания могут подтвердиться или не подтвердиться. В связи с этим менеджер должен постоянно следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, чего они ожидали друг от друга, т. е. выполнения психологического контракта. В случае равноценного обмена в соответствии с психологическим контрактом можно говорить об идеальном положении: балансе между затратами и вознаграждением. В этом случае можно рассчитывать на то, что работник будет хорошо относиться к своей работе и будет доволен своими отношениями с организацией. Если же обмен совершен неравноценно, результаты будут совершенно противоположными. У людей, ожидания которых не оправдались, может сформироваться отрицательное отношение к работе, у них может пропасть желание работать усердно, они перестанут считать свою работу лучшей. При сравнительном анализе ожиданий сотрудника и ожиданий организации может получиться так (как часто и бывает), что эти ожидания окажутся несовместимыми. Сотрудники, естественно, реагируют на такую несовместимость множеством способов. Например, некоторые могут пытаться получить продвижение по службе в пределах фирмы в надежде на то, что на более высоких уровнях иерархии они смогут удовлетворить свои разнообразные потребности с помощью профессионального роста и использования своих знаний и мастерства. Однако если перспектива продвижения по службе ограничена либо невозможна в ближайшее время, то существует вероятность того, что реакция служащего будет достаточно негативна. Такие отрицательные реакции проявляются в увольнениях, участии в профсоюзных забастовках, сокращении выпуска продукции, а в чрезвычайных ситуациях даже в саботаже или воровстве выпускаемой продукции или оборудования.

Люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. Представители первого типа ориентируются на текущий момент, легко приспосабливаются к обстановке. Они могут принимать эффективные решения «здесь и сейчас». Вторые – привязаны к прошлому и способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами. Действия этих людей рациональны в рамках имеющейся структуры. Третий тип людей смотрит в будущее, их поведение неадекватно ситуации. Они плохо приспосабливаются к иерархической структуре, но хорошо генерируют полезные идеи. Знания о возможностях и типах адаптации людей к организационной среде позволяют разумно строить с ними деловые отношения. Подчиненные ожидают уважения по отношению к себе, а также хотят ощущать значимость выполняемой работы. Сама организация требует, чтобы ее сотрудники во всем полагались на организационные цели и правила, следовали ее миссии, а также исполняли поставленные перед ними задачи.

В бизнесе имеется три основных персоны, от которых зависит его успех. Это Созидатель, Управленец и Владелец бизнеса.

Особенно кадровый вопрос касается инновационных проектов, где процент провалов самый большой (да он и теоретически не может даже приближаться к 100%), и для успеха которых требуются кадры не только с высокой квалификацией и значительным практическим стажем, а и с большим творческим потенциалом, даром предвидения. Назовем их созидателями. Привлечение самых лучших кадровых управленцев к этой проблеме не может дать хороших результатов.

К таким инновационным проектам относятся все проекты по созданию, расширению, автоматизации и реорганизации бизнеса (соответственно к таким проектам относятся все проекты создания корпоративных сайтов, порталов и систем). И большинство таких проектов оканчивалось крахом только из-за отсутствия таких кадров (созидателей) или отсутствия у этих кадров требуемых полномочий (несоответствующие Владельцы и Управленцы).

С другой стороны, успешно созданные проекты зачастую угасали, если созидатели занимали руководящие посты созданного бизнеса, здесь уже нужны профессиональные управленцы, грамотные и педантичные менеджеры.

Для успешного создания бизнеса (проекта) и успешного управления бизнесом (созданным проектом) нужны совершенно разные кадры, нужен другой опыт и знания, другие творческие способности, другой интерес к работе, другие стимулы.

По жизни, как правило, человек либо созидатель, либо управленец. Каждый человек должен знать кто он, иначе у него ничего не получается. Знать свое место и в жизни, и в бизнесе.

Основная задача владельца бизнеса это найти специалистов и для создания и расширения бизнеса, и для ведения бизнеса. Для этого тоже требуются особые качества, первое из которых – разбираться в людях. Он может быть и не созидателем, и не управленцем, но он обязан знать, кому он может доверить проект по расширению бизнеса, а кому ведение бизнеса. В противном случае ему очень скоро будет нечем владеть. Второе особое качество – это мужество. Владелец должен иметь очень большое мужество, что бы доверить свой бизнес посторонним для него людям, дать им возможность спокойно работать, не гнетя их постоянной опекой, мелочным контролем, навязыванием им своего мнения.

Другая сторона человеческого фактора – это работа в команде. Будь то команда созидателей, команда управленцев, команда владельцев бизнеса. Основной принцип работы в команде – это создать такие условия, чтобы личные цели каждого члена команды совпадали с целями бизнеса.

В инновационных проектах необходимо учитывать не только человеческие факторы, влияющие на ход и создание проекта, но и человеческие факторы, возникающие при работе человека с уже созданным проектом. Это и "юсабилити" корпоративных сайтов и порталов, и факторы принятия и эффективного использования человеком бизнес-процессов, заложенных в корпоративных порталах и системах, и принятие и эффективная работа организационной структуры, заложенной в корпоративную систему (например, ряд организационных структур не соответствует принципу единоначалия).

Например, какими бы то ни было распрекрасными техническими характеристиками ни обладал бы новый автомобиль, его никто не приобретет, если он не удобен в управлении.

Поэтому, при создании проекта на него нужно смотреть не глазами владельца, управленца или создателя, а глазами конечного пользователя, который, в конечном итоге, или принимает проект, или отвергает его. А навязывание конечному пользователю проекта, не соответствующего человеческим факторам, приведет, в конечном итоге, в малой эффективности созданного проекта, или даже к его убыточности.

Рекомендации по выработке индивидуального подхода к управлению можно строить на основе различных типологий. Рассмотрим здесь те типологии, которые признаны в психологической науке и тщательно проверены на больших выборках и статистическом материале.

Психологические рекомендации по выработке психологической совместимости в команде можно строить на основе различных типологий. В последнее время предпринимаются попытки построения систем рекомендаций даже на основе астрологических и именных типологий, особенностей внешности людей, их почерка и биоритмов.

Не отрицая этих попыток, остановимся на тех типологиях, которые признаны в психологической науке и тщательно проверены на больших выборках и огромном статистическом материале.

Различают четыре типа темперамента - холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Конечно, в реальности присутствуют и смешанные темпераменты, но все же доминирование какого-то одного темпераментного свойства бывает очень заметным.

Кроме того, даже если в результате воспитания, обучения и опыта человек научился «маскировать» свой темперамент посредством ролевого поведения и самоконтроля, то в экстремальных и стрессовых ситуациях его темпераментные качества становятся доминирующими: холерик начинает суетиться, а флегматик впадает в ступор.

Темперамент проявляется в таких характеристиках деятельности, поведения и общения человека, как скорость, выносливость и степень открытости. При этом темпераментные свойства являются наследственно заданными и мало меняются на протяжении всей жизни человека.

Например, если в детстве ребенок был активным, подвижным и общительным, то в юности, в зрелые годы и в старости он все равно по сравнению с другими людьми будет активным, подвижным и общительным. Разумеется, эта активность во второй половине жизни снизится и человек станет более спокойным и менее общительным, но все равно холерик не может полностью «превратиться» в медлительного и замкнутого флегматика.

Холерик обладает очень высокой работоспособностью, выносливостью, активностью и инициативой. Хорошо работает в условиях изменений. Очень часто холерик стремится к формальному или неформальному лидерству, самостоятельности, ответственности. Он отличается также высокой скоростью мышления и переживаний, повышенной возбудимостью и эмоциональностью, способен на неожиданную смену настроений в течение дня.

Холерики любят трудности и умеют их преодолевать, можно сказать, что препятствия и проблемы повышают их жизненную энергию и стремление к самоутверждению. В некоторых случаях эти сотрудники неосознанно сами «организуют себе проблемы», чтобы «жизнь и работа не казались излишне скучными и монотонными».

Работник, обладающий холерическим темпераментом, может быть вспыльчивым и раздражительным, нередко имеет сниженный самоконтроль и направлен на «сбрасывание» своих эмоций на других людей.

Управление подчиненным-холериком:

    давать поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применять умеренный контроль;

    поручать задачи, требующие высокой творческой активности и креативности, если подчиненный-холерик является профессионалом в определенной области;

    учитывая тот факт, что подчиненный стремится сделать карьеру и чувствовать себя значимым, создавать перспективу повышения; использовать на прорывах, инновациях;

    посылать в нужные командировки по завязыванию связей и контактов с клиентами и партнерами;

    организовывать общение в нейтрально-партнерском стиле, поскольку подчиненный-холерик плохо переносит власть и давление;

    холерик психологически совместим с сангвиником. Не рекомендуется создавать тандемы «холерик - флегматик» и «холерик - меланхолик». В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик - испытывать неуверенность в себе. Во втором - меланхолик будет переживать и обижаться на вспыльчивость холерика;

    учитывать, что холерик восстанавливается и отдыхает в туристических поездках и общении с большим количеством различных людей (знакомых и незнакомых).

Если холерик - высший руководитель, то он часто реализует в управлении сильный и авторитарный стиль, требует от подчиненных высокой работоспособности и трудоголизма, ждет от них быстрых решений, не любит, когда ему сопротивляются, не любит спорщиков и критиков, может позволить себе резкую критику в адрес своих сотрудников.

Флегматик - спокойный, медлительный, вдумчивый и основательный работник. Проявляет надежность в отношениях и стабильность. Нуждается в длительной адаптации, новую информацию воспринимает с трудом, запоминает долго, но глубоко и основательно. При изменении условий работы может временно снизить производительность. Склонен к уединению, замкнутости, не любит конфликтов. Имеет невысокую инициативность. Может проявлять склонность к повторению ошибок. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонии. Не рвется в лидеры, хорошо психологически совместим с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками. Отличается терпеливостью, но склонен накапливать неудовлетворенность и редко, но очень сильно проявлять «взрыв негодования».

Управление подчиненным-флегматиком:

    рекомендуется использовать его на участках работы, требующих хорошей концентрации внимания, а также там, где нужно работать в условиях однообразия и монотонии (составление отчетов, обобщение большого массива фактических данных);

    поскольку в стрессовых ситуациях флегматик сохраняет спокойствие и самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов в команде;

    при формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; обязательно контролировать выполнение задания, стимулировать и «подгонять», держать активный контакт и заинтересовывать; активизировать инициативу, например, на совещаниях спрашивать его мнение и его оценку;

    не использовать на участках работы, где требуется высокая скорость принятия решения и общительность;

    учитывать, что флегматик хорошо отдыхает и восстанавливает работоспособность в условиях уединения.

Если флегматический темперамент имеет высший руководитель, то он ждет от подчиненных активности, инициативы и самостоятельности. Он нуждается также в постоянной обратной связи: докладах и записках о том, как идут дела, что удалось сделать, а что - не удалось и т. п. В общении с таким руководителем нужно немного «замедляться» и уметь держать паузу в те моменты, когда руководитель думает и принимает решение. Руководитель, имеющий флегматический темперамент, является упрямым человеком, поэтому, если он принял отрицательное решение, взять «тайм-аут» и только потом предпринимать меры по изменению решения.

Сангвиник - активный, энергичный, имеет высокую работоспособность и развитый самоконтроль. Общительный, жизнерадостный человек. Ориентирован на карьеру и хороший заработок. Хорошо переносит перегрузки и эмоционально устойчив к неприятностям и тяжелым событиям. Эмоционально мало чувствительный, как говорят, «толстокожий». Психологически совместим с холериком, сангвиником, меланхоликом.

Управление подчиненным-сангвиником:

    использовать хорошие организационные способности такого подчиненного по созданию эффективной команды;

    создавать перспективы карьеры и заработка, в противном случае он может уволиться и перейти к конкуренту;

    увлекать новой задачей, стимулировать, контролировать выполнение задания; загружать делами; поддерживать формально-деловые отношения.

Высший руководитель, имеющий сангвинический темперамент, ждет от своих подчиненных высокого профессионализма, самоотдачи в работе и подчеркнутой деловитости в общении.

Меланхолик отличается эмоциональной чувствительностью, долго переживает ошибки и неудачи, проявляет повышенную обидчивость. Отличается высокой тревожностью, рисковать не любит. Может расстраиваться при неудачах, женщины-меланхолики часто плачут. Тяжело переживают несправедливость и конфликты. Склонны к самообвинению и самокопанию. Обладают интуицией. Ценят позитивную атмосферу в компании, по причине хороших отношений на работе переходить в другую организацию не будут даже тогда, когда там предложат более высокую заработную плату. Психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.

Управление подчиненным-меланхоликом:

    такой подчиненный нуждается в эмоциональной поддержке и позитивной оценке в случае достижений;

    нежелательно критиковать в присутствии других людей, лучше - наедине;

    можно найти конструктивное применение интуиции подчиненного-меланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов;

    можно применять способности меланхолика в реализации поддержки и сочувствия тем сотрудникам, которые переживают личное горе или беду.

Чаще всего меланхолик работает в позиции подчиненного, в неформальной структуре играет роль ведомого. Довольно редко люди с этим темпераментом становятся руководителями. Но если все же это произошло, руководитель-меланхолик нуждается в постоянной эмоциональной поддержке друзей и близких людей. Кроме того, ему рекомендуется регулярно отдыхать, поддерживать хорошую психологическую и физическую форму, внимательно относиться к своему рациону.

Если за основу типологии подчиненных мы возьмем стилевые особенности их мыслительной деятельности, то можно выделить пять психологических типов: аналитики, прагматики, реалисты, идеалисты и критики.

Работники, характеризующиеся аналитическим мышлением, любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками, в своей работе опираются на директивные документы, инструкции и юридические нормы. Работают тщательно, ответственно, продумывают детали, педантичны. Ориентированы на высокую успешность и не любят ошибаться. Стремятся к высокому профессионализму и не терпят недобросовестности в работе. Часто проявляют перфекционизм. Перед решением задачи осуществляют тщательное планирование. Любят порядок, регулярность, системность, четкость. Эффективно работают в стабильных условиях при наличии достаточного времени. Они консервативны, устойчивы, стабильны. Проявляют серьезность в обучении, уважают авторитеты.

Во внешности и поведении - солидны, любят добротную и дорогую одежду, ведут себя с достоинством. Общаются сдержанно, без лишних эмоций. Их устная речь похожа на письменную, с правильными оборотами и законченными предложениями. Стремятся повлиять на собеседника прежде всего логикой и аргументами. Конфликтовать не любят, но если попадают в конфликтную ситуацию, могут проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Чтобы правильно решать задачу использования в управлении сильных сторон каждого сотрудника, разберем, в каких ситуациях каждый психологический тип эффективен, а в каких его эффективность существенно снижается.

Аналитики успешны:

1)при работе над важным проектом, требующим высокой компетентности и профессионализма;

2) в процессе принятия стратегически важного решения;

3) при сравнении различных подходов и выработке наиболее эффективного подхода к решению проблемы;

4)при составлении справочников, таблиц и классификаций;

5)при единоличном выполнении задания, не требующего организации команды и интенсивного общения с сотрудниками.

Эффективность аналитиков снижается:

    в условиях лимита времени и неопределенности;

    в условиях постоянных изменений;

    при наличии конфликта и напряжения.

Прагматики стремятся прежде всего к получению конкретных результатов. Не терпят «общих разговоров». Ориентированы на инновации, любят все новое, избегают однообразия и монотонии. Вокруг них - всегда люди, они всех активизируют, будоражат, заряжают новыми идеями. Могут одновременно выполнять несколько дел. Легко переносят ошибки, при неудачах быстро переключаются на другое направление деятельности.

Редко планируют работу заранее, предпочитая сразу же включиться в дело и осуществлять планирующие действия по ходу работы. Живые, подвижные и общительные. Нередко обладают эмоциональным обаянием.

Не любят подчиняться нормам и авторитетам. Часто бывают независимыми предпринимателями. Легко чувствуют себя в конфликте и противоборстве, потому борьба их «заряжает» энергией. В условиях противоборства и конфронтации часто выигрывают. Психологически совместимы с реалистами, прагматиками и критиками.

Прагматики успешны:

    в условиях развития, при начинании нового дела или нового направления в работе;

    в процессе принятия решения со многими неизвестными и с опорой на интуицию; при ограничениях во времени;

    при необходимости быстро организовать команду единомышленников.

Эффективность прагматиков снижается:

1.в условиях однообразия и монотонии;

2. в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели;

3. при общении с медлительными и нерешительными партнерами;

Реалисты похожи на прагматиков: такие же живые и общительные. Но если прагматики ориентированы на самостоятельное достижение результата и доверяют только своему личному опыту, то реалисты направлены на создание команды, которую они могут направить на решение задачи. Опираются на практику, ценят факты, полученные другими. Реалисты не всегда стремятся сами иметь знания в различных областях, они подбирают команду из хороших специалистов и доверяют им.

Существует мнение, что эффективный руководитель получается из тех работников, которые обладают реалистическим мышлением. Они любят управлять ситуацией и людьми, и на работе, и при неформальной встрече. Они всегда стремятся оказывать влияние, рекомендовать, советовать.

Общаются в простой, деловой манере. Любят рассказывать анекдоты, шутить. Чужды сантиментов, увлекаются работой и карьерой. Из своих близких, как правило, стремятся тоже сделать работающую команду: жена - секретарь, дети - помощники в деле и бизнесе. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками.

Реалисты успешны:

1.в управлении;

2.при взаимодействии с внешними организациями, партнерами и клиентами;

3.в переговорах.

Эффективность реалистов снижается:

1.в ситуациях деликатного и доверительного характера;

2.в ситуации, в которой нужно переждать и сделать перерыв;

3.в случае, если они имеют в своем распоряжении непроверенные или искаженные факты.

Идеалисты любят рассуждать о морально-этических и нравственных ценностях, увлекаются философией и эзотерическими учениями. Стремятся помочь людям, к ним часто обращаются за помощью. Характеризуются гуманными установками. Заботятся об атмосфере в коллективе, миролюбивы, их любят и уважают. Идеалисты - прекрасные слушатели, прощающие ошибки и погрешности. Влияют на других через позитивные средства: хвалят, восхищаются, поощряют, выделяют позитивы.

Напряжение их внутренней жизни часто связано с тем, что они хотят, чтобы «всем было хорошо», но понимают реальную недостижимость своего идеала. Психологически совместимы с идеалистами и реалистами.

Идеалисты успешны:

1.при улаживании конфликтов;

2.в переговорах, когда необходимо вызвать доверие у партнеров;

3.в роли неформальных лидеров в коллективе;

4.при разработке системы мотивации и поощрений.

Эффективность идеалистов снижается:

1.в условиях борьбы и противостояния;

2.в условиях необходимости критики коллеги;

3.когда нужно выявить конфликт с целью его анализа и проработки.

Критически настроенные сотрудники, обладающие профессиональной компетентностью, способны вовремя выявить важные ошибки в процессе принятия решения. Несмотря на то, что критики не очень удобны в общении и часто проявляют язвительность и ироничность, именно они могут вовремя предсказать возможные риски.

На семинарах участники обычно спрашивают, какова «санитарная норма» наличия критиков в работающей команде с учетом ее численности. К сожалению, пока нет развернутых исследований, чтобы точно ответить на этот вопрос. Однако желательно, чтобы в каждом коллективе и каждом подразделении работал хотя бы один грамотный и профессиональный критик, и не только в периоды становления новой компании или на «прорывах», но и на постоянной основе. Психологически совместимы с реалистами и прагматиками.

Критики успешны:

1.в ходе построения прогноза возможных ошибок и кризисов компании;

2.при ограничении и корректировке руководителя-диктатора, не признающего инакомыслия в своем подразделении.

Эффективность критиков снижается:

1.если коллектив «лихорадит» по причине часто повторяющегося конфликта;

2.в условиях, когда необходимо стабилизировать разрушающуюся команду.