» » Процесс активного приспособления индивида к. Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде. Список использованной литературы

Процесс активного приспособления индивида к. Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде. Список использованной литературы

Понятие "адаптация" (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания? биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.

В литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова.

В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» . В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.

Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего - производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Особенности изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду - сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек .

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальная адаптация - это:

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

Результат этого процесса .

Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

· адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

· адекватная система отношений и общения с окружающими;

· способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

· изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Адаптация социальная - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей).

А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение .

Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. .

Социальная деятельность - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

Нужда индивида,

Потребности,

Мотивы принятия решения,

Реализация и подведение итогов,

Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами.

Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

По мнению И. А. Георгиевой, существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д.

2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.

3. Практический (поведенческий), предлагающий определённую направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство .

В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает её к определённому выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Исследования Г. Д. Волкова и Н. Б. Оконской показывают, что процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трёх уровнях:

1. Общества (макросреда) - этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества.

2. Социальная группа (микросреда) - изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.).

3. Индивидуальная (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и её самооценки с позиции других индивидуумов .

Анализ литературы показал, что единая классификация социальной адаптации отсутствует. Это объясняется тем, что человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

Производственная и профессиональная адаптация;

Бытовая (решает различные аспекты в формировании определённых навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности);

Досуговая (предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования);

Политическая и экономическая;

Адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие);

К природе и др.

Как считают Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

Управленческую,

Экономическую,

Педагогическую,

Психологическую,

Профессиональную,

Производственную адаптацию .

Рассмотрим подробнее перечисленные виды социальной адаптации.

Управленческая (организационная) адаптация . Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация ? это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация ? это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация . В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная адаптация ? это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Производственная адаптация ? трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Существуют механизмы социальной адаптации личности, процесс формирования которых неотделим от всех видов преобразований индивидов, таких как: деятельность, общение и самосознание. В сущности механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности.

В данном разделе курсовой работы рассмотрены виды и структура социальной адаптации. Делая вывод, можно сказать, что нет единой классификации структуры социальной адаптации. Объясняется отсутствие единой классификации видов социальной адаптации тем, что человек - личность, входящая в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.

Социальная среда является одним из факторов формирования и развития личности, этот факт признавался всегда.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Социальная среда – это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности.

Основными структурными компонентами социальной среды являются:

Общественные условия жизни людей;

Социальные действия людей;

Отношения людей в процессе деятельности и общения;

Социальная общность.

Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это многогранный процесс, он непрерывный и продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к дальнему окружению, а вторую - в ближайшему. Понятие социальная среда имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшая среда - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашняя среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков Моральные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически на сегоднешний день они не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть.

Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы:

1. Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных станах.

3. Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой

коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным

субкультурам.

4. Микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

Способы вскармливания младенца и ухода за ним;

Формируемые бытовые и гигиенические умения;

Элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);

Окружающие человека продукты материальной культуры;

Методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно

Практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

В процессе развития индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.

Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) - непосредственное социальное окружение.

Социальная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными. Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Здесь можно выделить тот факт, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение Образования Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Социально-педагогический факультет

Кафедра социально-медицинских дисциплин

Курсовая работа

Тема: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде


Введение

Актуальность курсовой работы. Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем.

Включение адаптации в круг важных проблем определяется как реальными требованиями жизни, так и логикой развития научных знаний. Современная социальная наука, активно и масштабно включившаяся в решение актуальных для общества задач, сталкивается с необходимостью осмысления изменений поведения человека. Раскрытие механизмов адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения.

Сегодня разобраться в сущности адаптации, увидеть ее уникальность среди других способов существования человека довольно сложно. Трудности возникают, прежде всего, в связи с отсутствием общих ориентиров для описания и объяснения адаптационных процессов.

Преимущественная ориентация на признаки окружающей среды привела к появлению социальной, профессиональной, климатической, школьной, вузовской и т.п. адаптации. Ориентация на уровень человеческой организации − к социально-психологической, психической, психофизиологической, физиологической адаптации. Рассмотрение ряда концептуальных положений, а также длительный опыт изучения возможностей жизнедеятельности человека в разных средовых условиях убеждает в том, что достаточно надежный ориентир для объяснения адаптационных процессов содержится в личности человека. Во всей ее сложной организации свойств и качеств, во всем многообразии ее взаимодействия с окружающей реальностью, в ее соотнесенности с конкретным историческим периодом развития общества заключен основной внутренний регулятор адаптации в изменяющихся социальных, культурных, предметно-технологических и природных условиях.

Цель курсовой работызаключается в том, чтобы изучить поведение личности как субъекта адаптации при взаимодействии с окружающей средой.

Объект − процесс адаптации индивида.

Предмет изменяющаяся окружающая среда.

В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи :

1. Обобщить представления об адаптации как уникальной форме взаимодействия человека с изменяющейся окружающей средой.

2. Раскрыть содержание понятия «среда».

3. Выявить стратегию социальной адаптации, обеспечивающую жизнеспособность в изменяющихся условиях существования.


1. Социальная адаптация как механизм социализации личности

Понятие "адаптация" (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания − биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.

В литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова.

В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» . В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.

Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Особенности изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек .

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальная адаптация – это:

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

Результат этого процесса .

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

· адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

· адекватная система отношений и общения с окружающими;

· способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

· изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Адаптация социальная – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей).

А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации – перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение .

Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. .

Социальная деятельность – ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

Нужда индивида,

Потребности,

Мотивы принятия решения,

Реализация и подведение итогов,

В Философском энциклопедическом словаре социальная адаптация характеризуется как «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников». Важнейший компонент социальной адаптации - согласование самооценок, притязаний, ожиданий субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды. Адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм со стороны социальной среды. Со стороны личности или группы адаптация зависит от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций. Российская педагогическая энциклопедия определяет социальную адаптацию как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Появившись в биологии, понятие адаптации сводилось к изучению нормативных состояний равновесия индивида и среды и, поэтому, долгое время понятие адаптации ассоциировалось именно с понятием приспособления. Позднее эта проблема стала разрабатываться не только в плане изучения адаптации человека как биологического организма, но и как целостной личности, понимание адаптации как простого приспособления оказалось недостаточным. В последнее время акцент в исследовании социальной адаптации смещается в область человеческих состояний, связанных с личностной эффективностью, реализацией индивидуального потенциала, т.е. самореализацией.

Процесс социальной адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов, которое разворачивается в условиях дисбаланса, несогласованности между ними. Основной целью такого взаимодействия является установление координации между объектами, степень и характер которых могут быть различны.

В отличие от биологического организма, имеющего многочисленные морфологические и инстинктивные механизмы, обеспечивающие почти мгновенное «встраивание» появившегося на свет живого существа в среду обитания, человек не рождается заранее приспособленным к социальной среде. Социально адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей и социальных норм, а также поиск своего места в реальном социуме на определённом этапе развития общества. Этот процесс не имеет чётких границ, разворачивается на протяжении всего развития человека и называется общим термином «адаптация к жизни».

А.В. Петровский считает адаптацию, наряду с индивидуализацией и интеграцией, этапом развития личности и понимает под этим термином активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Он выделяет два типа адаптационного процесса: тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду; тип, определяющийся пассивным принятием целей и ценностных ориентаций, формирующихся в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивид.

А.А. Реан рассматривает социальную адаптацию как активный процесс, включающий активное самоизменение, самокоррекцию в соответствии с требованиями среды. Пассивного принятия социальных ценностей, норм, правил поведения быть нс может. Типы адаптационного процесса зависят от его направленности. Один вариант связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой - с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок.

поведенческих стереотипов. Выделяется еще и третий тип адаптационного процесса - вероятностно-комбинированный, объединяющий два вышеназванных. При определении личностью адаптационной стратегии берутся во внимание следующие факторы:

  • требования социальной среды: их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности и т.п.;
  • потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе;
  • цена усилий, т.е. физические и психические затраты при выборе адаптационной стратегии .

Типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов, индивидуально-личностных особенностей, в частности от развитой социально-психологической терпимости личности. Под социально-психологической терпимостью понимается, во-первых, сенсуальная терпимость, т.е. повышение порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды (терпимость-черствость); во-вторых, диспозиционная терпимость, т.е. система отношений к действительности, к другим людям, характеризующаяся терпимым отношением ко всему.

Конформное, пассивное принятие ценностей, норм, установок социальной среды без активного самоизменения, самокоррекции, саморазвития, по мнению А.А. Реана - есть дезадаптация, поскольку всегда сопровождается состоянием дискомфорта, неудовлетворенностью, чувством неполноценности. Более того, активное изменение себя, оставаясь процессом адаптации, может рассматриваться как процесс развития личности.

Трактовки целей процесса адаптации отличаются многообразием. В качестве желаемого результата процесса адаптации отмечались и приспособление, и уравновешивание, и интеграция, и достижение оптимального состояния, и самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации, т.е. через конечную цель процесса дастся его определение. Так, в контексте разработки проблемы отклоняющегося поведения основная цель процесса адаптации рассматривается как приспособление, которое достигается через усвоение социальных норм и правил поведения и овладение способами деятельности. В психоаналитическом направлении в качестве цели рассматривается достижение гомеостатического равновесия личности с требованиями среды; гармония между индивидом и средой, повышающая способность к выживанию индивидов и групп - цель социальной адаптации по мнению бихевиористов. Психология жизненной успешности с необходимостью вводит как результат адаптации достижение некоторого уровня личностной эффективности, превышающего среднестатистическую норму. Гуманистическая психология, активно разрабатывающая проблему актуализации позитивного потенциала личности, в качестве конечной цели процесса адаптации рассматривает идею самореализации личности.

Выделяются несколько моделей социальной адаптации. Если личность разделяет цели культуры, в которой она живет, осуществляет их легальными, рекомендуемыми средствами, то реализуется конформная модель адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но реализует их нетрадиционными способами. В случае, если личность не признает цели и ценности собственного общества, но соблюдает «правила игры», нормы поведения, принятые данным обществом, то речь идет о модели социальной адаптации, называемой ритуализмом. Эйскепизмом (отстранение, уход от социальной реальности) называется модель социальной адаптации, при которой личность нс принимает целей и ценностей общества и социально одобряемых средств их достижения. В данном случае речь идет о «параллельном существовании» человека и общества. Если же личность не признает общество, его культуру и активно противостоит им, речь идет о бунте, мятеже как модели социальной адаптации.

У. Сирле и С. Уард выделяют два аспекта адаптации: психологическую адаптацию и социокультурную адаптацию. Под психологической адаптацией понимаются психологические последствия вхождения личности в социальную среду, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувство личного удовлетворения. Социально-культурная адаптация - это способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы, учебы [по ист.З].

Мы считаем, что можно выделить социально-педагогическую адаптацию как вид социально-культурной адаптации, под которой мы понимаем педагогически организованный процесс восприятия социальных ценностей, норм, установок социальной жизни, познания социальных ролей, развития личностного потенциала ребенка в процессе образования. В структуру социально-педагогической адаптации входят знания о социальных ценностях, нормах, установках, навыки социальной деятельности, развитие познавательных, коммуникативных способностей, ценностных ориентаций личности.

Исследование социально-психологических черт социальной адаптации личности позволили ученым установить ряд принципиальных положений: социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире; социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходя в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых зависит от конкретных социальных условий; в общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации в регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности; по своей структуре социальная адаптация состоит из двух взаимосвязанных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности.

Социальная адаптация - это взаимодействие личности и социума. Процесс социальной адаптации представляет собой взаимодействие равноправных сторон, а не просто приспособление личности к среде.

Существенной особенностью социальной адаптации является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды.

Взаимодействие личности и среды подчиняется некоторым закономерностям. Первая закономерность заключается в следующем: чем устойчивее среда, тем глубже и устойчивее изменения, происходящие с личностью в процессе адаптации. Вторая закономерность выражается в том, что более высокие уровни социальной среды в силу своей ригидности в меньшей степени зависят от влияния личности.

В реальной жизни человек одновременно взаимодействует с разными уровнями социальной среды: с производственным коллективом, с учебной группой, с семьей, с новой социальной организацией, с новой культурой. Со всеми человек стремится установить оптимальное взаимодействие. При этом показатель адаптированности на различных уровнях социальной среды неодинаков, т.е. человек может хорошо и быстро адаптироваться в

производственном коллективе и быть неуспешным в семейной адаптации.

Процесс адаптации может разворачиваться в разных условиях. Существует точка зрения, что адаптация - результат стресса, запускающего «пусковой механизм» адаптационного процесса. С другой стороны, адаптация необходима и в повседневных условиях, так называемая «адаптация к жизни». В этом смысле выделяют адаптацию к экстремальным условиям, к изменившимся условиям, к постоянным условиям, к меняющимся условиям.

Адаптация к экстремальным условиям связана с потребностью личности справиться с резко осложнившейся жизненной ситуацией. Адаптация в таких случаях связана с большим напряжением физических и психических ресурсов человека. Длительное сохранение экстремальных условий ведет к дезадаптации из-за высокого психоэмоционального напряжения. Примерами подобной адаптации могут быть ситуации, связанные с военными конфликтами, экономическими кризисами и т.п.

Адаптация к изменившейся среде связана с длительными, стабильными изменениями в жизни человека: адаптация к профессии, семье, эмиграции и т.п.

Результатом такой адаптации являются глубинные и устойчивые изменения личности, позволяющие воспринимать среду не как новую, а обычную, естественную.

Адаптация к постоянной среде предполагает постепенное усвоение ценностей, норм, правил поведения общества и связана с социализацией личности. Это повседневная адаптация к конкретным жизненным ситуациям. Ее эффективность во многом зависит от конструктивного поведения, личностной зрелости, возможностей самореализации человека.

Адаптация к изменяющимся условиям связана с адаптивностью личности, с умением находить точки соприкосновения с любой средой, договариваться, сохраняя при этом ядро личности. В этом случае особенно важны такие качества личности как гибкость и устойчивость. В нестабильных условиях социальной среды многое зависит от стабильности и устойчивости личности.

Э. Эриксон, описывая проблемы возрастных кризисов, по существу, рассматривает, как эти кризисы влияют на процесс социальной адаптации ребенка. Так, в первый год жизни, по Э.Эриксону, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого является доверие, отрицательным - недоверие. Вторая стадия - второй и третий годы жизни формирует у ребенка либо самостоятельность (если у ребенка есть возможность реализовать свои моторные и психические способности), либо нерешительность (если родители проявят нетерпение, и будут делать за ребенка то, что он может сам). Третья стадия - четыре, пять лет отвечает за формирование у ребенка предприимчивости (если ребенку представлена инициатива в моторной деятельности), либо чувство вины (если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна). Четвертая стадия - возраст от шести до одиннадцати лет - психосоциальный параметр которой, характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности, с другой, в зависимости от того, как реализуется интерес ребенка к устройству вещей, их освоению и приспособлению. Пятая стадия - двенадцать восемнадцать лет - стадия идентефикации и путаницы ролей. На этой стадии перед ребенком стоит задача объединить все свои социальные роли, осмыслить их, связать с прошлым и спроецировать в будущее, осознать собственную индивидуальность. От того, как пройдут эти возрастные кризисы, зависит формирование адаптивных способностей.

Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. В свою очередь, исадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы, т.е. намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действиям - с его итогами. Исадаптивность - есть также и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности, в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом.

В случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух или более равно значимых целей неадаптивность перерастает в дезадаптивность, что свидетельствует о незрелости личности, невротических отклонениях или экстремальной ситуации, в которой оказался человек. Необходимость в адаптации возникает наиболее остро, когда индивид находится за пределами нижней границы нормы, симптомами чего служат психоэмоциональное напряжение или отклоняющееся поведение. Дальнейшее прогрессирование такого состояния может привести либо к разрушению (болезни, гибели) индивида в результате неблагоприятных воздействий среды, либо к разрушению взаимодействующей с ним среды в результате деструктивных действий индивида.

Близким по значению к понятию дезадаптивность является понятие депривация, под которой понимается психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей, выражающееся в отклонениях эмоционального, интеллектуального развития, нарушении социальных контактов. Социальная депривация проявляется при невозможности осуществления индивидом общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям. Процесс восстановления субъектом адаптивных способностей называется реадаптацией.

Поскольку адаптация есть взаимодействие индивида и среды, закономерно выделить внешние и внутренние критерии адаптированности- дезадаптированности личности. Под адаптироваиностыо, в данном случае, понимается состояние, некий интегральный показатель успешности взаимодействия личности на всех уровнях социальной среды. Внешний критерий связан с понятием «приспособление», выражается в достижении успеха в определенной социальной среде. Внутренний критерий рассматривается как благоприятное психологическое состояние, связанное с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, отсутсвием напряжения, тревоги. Оптимальная адаптированность достигается при координации двух критериев: внутреннего и внешнего. Уровни адаптированности выделены в соответствии с критериями А.Н. Жмыриковым [по ист. 8].

Таблица 3.

Уровни адаптированности

Можно выделить факторы, влияющие на успешность протекания процесса социальной адаптации детей и подростков. Первая группа факторов - факторы личностные. К ним относятся:

  • 1. Способность адекватно оценивать ситуацию, жить настоящим, ощущение себя субъектом общественной жизни, проявляющееся в активной жизненной позиции. Способность человека жить настоящим предполагает переживание настоящего момента своей жизни во всей се полноте, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей "настоящей" жизни, ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего, видение жизни целостной. И, одновременно, независимость в поступках, стремление руководствоваться собственными целями, убеждениями, принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтацию с групповыми нормами.
  • 2. Уровень самооценки. Под самооценкой понимается отношение индивида к себе, проявляющееся как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости; позитивная или негативная установка, направленная человеком на себя. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ошушения собственной ценности и позитивного отношения к себе. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка помогает человеку относится к себе критически, соотносить свои силы и возможности с проблемами разной степени сложности. Неадекватная самооценка может проявлятся как неадекватная завышенная, так и неадекватная заниженная самооценка. Самооценка, по мнению А.А. Реана и Я.Л. Коломинского, в значительной степени определяет степень социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности.
  • 3. Креативность, проявляющаяся в способности созидания нового, характеризующая творческую направленность личности. Креативность - это способность к преобразованию и развитию любой деятельности, предполагающая, что не особые способности, а позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений.

Вторая группа факторов факторы внешние. К ним относятся:

  • 1. Ценностные ориентации семьи, педагога, референтной группы сверстников, под которыми мы понимаем моральные, идеологические, эстетические и иные оценки окружающей действительности, а также способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
  • 2. Создание педагогических условий (одним из которых является и педагогическая технология социальной адаптации) для успешного развития вышеперечисленных личностных факторов: способности адекватно оценивать ситуацию, уровня самооценки, креативности, а также формирования социального опыта общения.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.). Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал - степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой - накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация . Различные формы асоциальной активности - наркомания, алкоголизм, психическая напряженность - следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними - реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий.

Социальная адекватность - способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации.


Формирующаяся личность воспринимает не только знания и представления той общности, в которую она входит, но и способы поведения, типы психических реакций, свойственные ей. Все эти знания и навыки обладают не только приспособительным эффектом, но и определенной социальной рациональностью, способствуют наилучшему функционированию индивида (группы) в своем окружении. Одно из проявлений социальной адаптации - степень ограничения, «окультуривания» тех глубинных, идущих из биологической подосновы эмоций, которые человек испытывает бессознательно, вне контроля разума и вне контроля своего социального окружения, но выражение которых подчиняется контролю социальной нормы.
С другой стороны, абсолютное подчинение нормам и установкам общества, абсолютный конформизм непродуктивны в плане социально-личностных перспектив, они характеризуют личность, неспособную к развитию, и общество, не желающее развития его членов. В связи с этим можно сказать, что социальная адаптация включает в себя также понятие меры включенности в установившуюся структуру отношений и представлений общества, меры подчиненности его поведенческим и эмоциональным стереотипам. Эта мера никогда не может быть максимальной: абсолютное принятие внешних по отношению к индивиду параметров жизнедеятельности лишает его возможности изменяться, двигаться, развиваться. Личность, абсолютно определяемая рамками внешних условий, уязвима, ригидна, склонна к подчинению внешним силам. Локус контроля такой личности лежит вне ее, индивиды с такой жизненной установкой испытывают страх перед переменами, болезненно приспосабливаются к изменению внешних обстоятельств, склонны к отстаиванию неприкосновенности своих жизненных условий. Для этой защиты они готовы пользоваться «всеми средствами», т.к. не считают, что силой знаний, политической компетентности, собственной энергии смогут отстоять свои позиции. Поэтому определенное пространство эвристической свободы, поисковой неопределенности входит в понятие социальной адаптации, придавая личности потенциал развития, гибкость, способность к приспособлению в меняющихся социальных обстоятельствах.

Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности - принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

§ уровень нервно-психического и физического развития;

§ показатели функционирования основных систем организма;

§ уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

А.В. Мудрик рассматривает процесс адаптации как часть социализации человека. Под социализацией ученый понимает «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления (автономизации) человека в условиях конкретного общества. По мнению А.В. Мудрика, в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой адаптации человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.

Сложный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от учителя, школы. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию школьников и приводящие к дезадаптации личности (О.А. Пестерева, Н.А. Разина, С.Н. Сухова).

Успешная социальная адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности. Очень важно, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям жизни, к новому окружению, освоил новую для него социальную среду.