Государственная итоговая аттестация 2019 года по химии для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются знания следующих разделов химии:
- Строение атома.
- Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
- Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
- Простые и сложные вещества.
- Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
- Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
- Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
- Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
- Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.
- Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
- Химические свойства солей (средних).
- Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
- Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.
- Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
- Периодический закон Д.И. Менделеева.
- Первоначальные сведения об органических веществах. Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
- Определение характера среды растворакислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы врастворе (хлорид-, сульфат-, карбонатионы, ион аммония). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
- Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.
Дата сдачи ОГЭ по химии 2019 года: 4 июня (вторник) . |
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют . |
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.
При выполнении заданий А1-А19 выберите только один правильный вариант
.
При выполнении заданий B1-B3 выберите два правильных варианта
.
При выполнении заданий А1-А15 выберите только один правильный вариант .
При выполнении заданий А1-А15 выберите только один правильный вариант.
■ Есть ли гарантия, что после занятий с вами мы сдадим ОГЭ по химии на нужный балл?
Более 80% девятиклассников, прошедших у меня полный курс подготовки к ОГЭ и регулярно выполнявших домашние задания, сдали этот экзамен на отлично! И это при том, что еще за 7-8 месяцев до экзамена многие из них не могли вспомнить формулу серной кислоты и путали таблицу растворимости с таблицей Менделеева!
■ Уже Январь, знания по химии - на нуле. Уже слишком поздно или все-таки есть шанс сдать ОГЭ?
Шанс есть, но при условии, что ученик готов серьезно работать! Меня не шокирует нулевой уровень знаний. Более того, большая часть девятиклассников готовятся к ОГЭ . Но нужно понимать, что чудес не бывает. Без активной работы ученика знания "сами собой" в голове не уложатся.
■ Подготовка к ОГЭ по химии - это очень тяжело?
Прежде всего, это очень интересно! Я не могу назвать ОГЭ по химии сложным экзаменом: предлагаемые задания достаточно стандартны, круг тем известен, критерии оценки "прозрачны" и логичны.
■ Как устроен экзамен ОГЭ по химии?
Существует два варианта ОГЭ: с экспериментальной частью и без нее. В первом варианте школьникам предлагается 23 задания, два из которых связаны с практической работой. На выполнение работы отводится 140 минут. Во втором варианте 22 задачи необходимо решить за 120 минут. 19 заданий требуют лишь краткого ответа, остальные - развернутого решения.
■ Как (технически) можно записаться на ваши занятия?
Очень просто!
- Позвоните мне по телефону: 8-903-280-81-91 . Звонить можно в любой день до 23.00.
- Мы договоримся о первой встрече для предварительного тестирования и определения уровня группы.
- Вы выбираете удобное для вас время занятий и размер группы (индивидуальные уроки, занятия в паре, мини - группы).
- Все, в назначенное время начинается работа.
В добрый путь!
А можно просто воспользоваться на этом сайте.
■ Как лучше готовиться: в группе или индивидуально?
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Занятия в группах оптимальны по соотношению цена - качество. Индивидуальные уроки допускают более гибкое расписание, более тонкую "настройку" курса под нужды конкретного ученика. После предварительного тестирования я порекомендую вам лучший вариант, но окончательный выбор - за вами!
■ Выезжаете ли вы на дом к ученикам?
Да, выезжаю. В любой район Москвы (включая районы за МКАД) и в ближнее Подмосковье. На дому у учеников можно проводить не только индивидуальные, но и групповые занятия.
■ А мы живем далеко от Москвы. Что делать?
Заниматься дистанционно. Скайп - наш лучший помощник. Дистанционные занятия ничем не отличаются от очных: та же методика, те же учебные материалы. Мой логин: repetitor2000. Обращайтесь! Проведем пробное занятие - увидите, насколько все просто!
■ Когда можно начать занятия?
В принципе, в любое время. Идеальный вариант - за год до экзамена. Но даже если до ОГЭ осталось несколько месяцев, обращайтесь! Возможно, остались свободные "окна", и я смогу предложить вам интенсивный курс. Звоните: 8-903-280-81-91!
■ Гарантирует ли хорошая подготовка к ОГЭ успешную сдачу ЕГЭ по химии в одиннадцатом классе?
Не гарантирует, но в большой степени способствует этому. Фундамент химии закладывается именно в 8-9 классах. Если школьник хорошо освоит базовые разделы химии, ему будет гораздо легче учиться в старших классах и готовиться к ЕГЭ. Если вы планируете поступление в ВУЗ с высоким уровнем требований по химии (МГУ, ведущие медицинские ВУЗы), начинать подготовку следует не за год до экзамена, а уже в 8-9 классах!
■ Насколько сильно ОГЭ-2020 по химии будет отличаться от ОГЭ-2019?
Никаких изменений не планируется. Сохраняются два варианта экзамена: с практической частью или без нее. Количество заданий, их тематика, система оценивания сохраняются такими, какими были в 2019 году.
Для кого предназначены эти тесты?
Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.
Как устроены тематические тесты?
Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?
Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!
Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?
Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?
Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!
Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Задание 4.
Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задание 1
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?
- Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
- Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.
Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.
- Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
- Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).
Максимальное число электронов на уровнях.
Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .
1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.
Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.
У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.
Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.
Группы | VIII |
|||||||
С.О. в высшем оксиде = + № гр | ||||||||
Высший оксид | R 2 О | R 2 О 3 | RО 2 | R 2 О 5 | RО 3 | R 2 О 7 | RО 4 |
|
С.О. в ЛВС = № гр - 8 | ||||||||
ЛВС | Н 4 R | Н 3 R | Н 2 R |
Строение электронных оболочек ионов.
У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.
Например:
Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;
S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.
Изотопы.
Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).
Например:
Элементарные частицы | Изотопы |
|
40 Ca | 42 Ca |
|
Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А 2. В 1.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .
Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.
Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).
Формы существования химического элемента и их свойства | Изменения свойств |
||
В главных подгруппах (сверху вниз) | В периодах (слева направо) |
||
Атомы | Заряд ядра | Увеличивается | Увеличивается |
Число энергетических уровней | Увеличивается | Не изменяется = номер периода |
|
Число электронов на внешнем уровне | Не изменяется = номеру периода | Увеличивается |
|
Радиус атома | Увеличиваются | Уменьшается |
|
Восстановительные свойства | Увеличиваются | Уменьшаются |
|
Окислительные свойства | Уменьшается | Увеличиваются |
|
Высшая положительная степень окисления | Постоянная = номеру группы | Увеличивается от +1 до +7 (+8) |
|
Низшая степень окисления | Не изменяется = (8-№ группы) | Увеличивается от -4 до -1 |
|
Простые вещества | Металлические свойства | Увеличивается | Уменьшаются |
Неметаллические свойства | Уменьшаются | Увеличивается |
|
Соединения элементов | Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида | Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств | Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств |
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А 4
Степень окисления и валентность химических элементов.
Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).
Правила определения степени окисления элемента в соединении:
- С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
- Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
- Металлы имеют только положительную С.О.
- С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
- С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
- С.О. атомов бора, алюминия +3.
- С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
- С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
- С.О. атомов фтора всегда - 1.
- Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
- Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
- Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.
* С.О. – степень окисления
Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.
Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.
Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).
постоянные | переменные |
||
ХЭ | валентность | ХЭ | валентность |
H, Na, K, Ag, F | Cl, Br, I | I (III, V, VII) |
|
Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn | Cu, Hg | II, I |
|
Al, В | II, III |
||
II, IV, VI |
|||
II, IV, VII |
|||
III, VI |
|||
I - V |
|||
III, V |
|||
C, Si | IV (II) |
Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:
Формула | Валентности | С.О. | Структурная формула вещества |
N III | N N |
||
NF 3 | N III, F I | N +3, F -1 | F - N - F |
NH 3 | N III, Н I | N -3, Н +1 | Н - N - Н |
H 2 O 2 | Н I, О II | Н +1, О –1 | H-O-O-H |
OF 2 | О II, F I | О +2, F –1 | F-O-F |
*СО | С III, О III | С +2, О –2 | Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона: У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С». |
Предварительный просмотр:
А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.
Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.
Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .
Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.
Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .
Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:
обменный механизм (за счёт общих электронных пар);
донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.
Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.
Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.
Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.
Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:
1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;
2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;
3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;
4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.
Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.
Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.
Типы кристаллических решеток:
1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;
2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;
3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;
4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.
Предварительный просмотр:
http://mirhim.ucoz.ru
А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Простые и сложные вещества.
Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).
Основные классы неорганических веществ, номенклатура.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.
Номенклатура оксидов
Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).
Характер оксидов:
ХЭ | основный | амфотерный | несолеобразующий | кислотный |
металл | С.О.+1,+2 | С.О.+2, +3, +4 амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn | С.О.+5, +6, +7 |
|
неметалл | С.О.+1,+2 (искл. Cl 2 O) | С.О.+4,+5,+6,+7 |
Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.
Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.
Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.
Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).
Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из
Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).
Номенклатура оснований
После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):
КОН – гидроксид калия
Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)
Основания классифицируют:
1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);
2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).
3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .
Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Кислоты классифицируют:
a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );
б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;
в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .
Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.
Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.
Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).
Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.
Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия
Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.
Основные соли - гидроксогруппы основания (OH − ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.
Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).
Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.
Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.
Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.
Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .
Изменения в демонстрационных вариантах ОГЭ по химии
В 2015 году в демострационных вариантах ОГЭ по химии была изменена структура вариантов:
- Вариант стал состоять из двух частей .
- Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
- Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
Начиная с 2014 года, демонстрационные варианты ОГЭ по химии представлены двумя моделями . Эти модели различаются только в практико-ориентированных заданиях последней части, причем модель 1 аналогична работам предыдущих лет, а модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента (задания С3,С4 в варианте 2014 года и задания 22,23 в вариантах 2015-2016 годов ). Для организации и проведения реального химического эксперимента в модели 2 Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны методические материалы . Выбор модели экзамена осуществляется органами управления образованием суъектов РФ.
В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2019 годов по химии по сравнению с демонстрационными вариантами 2015 года изменений не было.
В 2020 году была прежложена только одна модель демонстрационного варианта ОГЭ по химии , в котором по отношению к предыдущему 2019 году произошли следующие изменения :
- увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15);
- увеличена доля заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16);
- добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией;
- в часть 2 включено задание 21 , направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности, сокращённое ионное уравнение;
- добавлена
обязательная для выполнения практическая часть
, которая включает в себя два задания: 23 и 24:
- в задании 23 из предложенного перечня было необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций;
- в задании 24 нужно было провести две реакции, соответствующие составленным уравнениям реакций.