» » Значения творительного падежа в русском языке. Родительный падеж. Значение и употребление. Пример неправильной формы склонения слова

Значения творительного падежа в русском языке. Родительный падеж. Значение и употребление. Пример неправильной формы склонения слова

Каждый учащийся должен знать их значение и уметь склонять имена существительные, местоимения и т.д. Поколения учеников соревнуются в придумывании смешного и нелепого стишка, чтобы облегчить для себя запоминание их порядка при склонении. Да каждый, наверное, с детских лет помнит: «Иван родил…» - и так далее…

Слово «родил» в этой мнемонической скороговорке означает родительный падеж. В грамматическом плане это не прямой, а один из пяти Во многих языках он выражает притяжательное отношение, а также выполняет другие функции. Узнать его легко, нужно поставить к имени существительному, местоимению и др. в этой падежной форме вопрос «кого?» или «чего?» со вспомогательным словом «нет», и если оно не изменится, то значит - это родительный падеж. Например:

а) «нет чего?» - солнца, беседы, песни;

б) «нет кого?» - дяди, мамы, собаки.

С родительной падежной формой употребляются предлоги «у», «до», «из», «от», «с», «около», «вокруг», «без», «для». Например: около шалаша, из дома, вокруг беседки. Родительный падеж множественного числа - не исключение. Например: около домов, из ответов, вокруг участков.

Приименный родительный падеж в следующих значениях употребляется без предлогов:


Приглагольный родительный падеж обозначает:

  1. Прямой объект, если глагол, управляющий глагольной формой, отрицательный. Например: не любит цветов, не отрывает взгляда от картины.
  2. Если действию управляющего глагола подвергается не весь объект, а только его часть. Например: налить (стакан) молока, съесть (горбушку) хлеба.
  3. После ряда управляющих глаголов. Например: добиваться успеха, ждать повышения, просить прощения.
  4. После тех глаголов, что имеют значение удаления, лишения, опасения и подобные. Например: лишиться приюта.

Часто родительный его словоформ, ошибочно заменяют другим:

  1. Винительным с предлогом «за». Например: Пушкин и Лермонтов - певцы за свободу, вместо- певцы свободы.
  2. Винительным с предлогом «на». Например: Хорошее питание имеет значение не только на больного, вместо - для больного.
  3. Творительным с предлогом «с». Например: Эмоции не отделимы с чувствами, вместо - от чувств.
  4. Предложным с предлогом «на». Молодые люди расценивают жизнь на материальной позиции, вместо с материальной позиции.
  5. Родительным с предлогом вместо родительного без предлога. Например: Общественность осудила грабежи и убийства против мирных жителей, вместо грабежи и убийства мирных жителей.

Неправильное употребление падежей считается грубой Чтобы прослыть грамотным и интеллигентным оратором, необходимо выучить правила склонения.

Им.п., представляющий собой основную, словарную форму имени, называется прямым падежом. Остальные же падежи называют косвенными . Им.п. никогда не употребляется с предлогом, предложный падеж никогда не выступает без предлога; остальные падежи употребляются как с предлогами, так и без. У каждого падежа есть свой набор предлогов.

Один и тот же падеж, в зависимости от контекста и от лексического значения сущ. может выражать разные значения. Существует 4 основных типа падежных значений.

1) Субъектное – указание на производителя действия или носителя признака.

2) Объектное – указание на тот объект, на который направлено действие.

3) Обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень и т.п.

4) Определительное – указание на признак предмета, в том числе и предикативный.

Падежные формы сущ. с субъектным и объектным значением формируют костяк синтаксической структуры предложения: Охотник увидел оленя . Если же падежная форма сущ. имеет обстоятельственное либо определительное значение, то она используется для распространения, конкретизации синтаксической структуры: Ранним утром охотник увидел оленя редкой красоты .

Почти каждый падеж способен выражать все 4 вида значений:

Им.п. имеет значения: 1) субъектное: Учитель работает ; 2) объектное: Дом строится рабочими ; 3) определительное: Город-герой .

Р.п. приглагольный имеет значения: 1) субъектное: соседей не было дома ; 2) объектное: избегать друзей ; 3) обстоятельственное: Это случилось третьего апреля .

Р.п. приименный имеет значения: 1) субъектное: пение артиста , бег спортсмена ; 2) объектное: охрана природы ; 3) определительное: крыша дома , человек большого ума .

Д.п. приглаголный: 1) субъектное: сыну было 20 лет ; 2) объектное: верить другу , помогать соседу .

Д.п. приименный имеет только определительное значение: памятник Пушкину .

В.п. имеет значения: 1) субъектное: больного знобит ; 2) объектное: читать книгу , петь песню ; 3) обстоятельственное: объездить всю Сибирь .

Т.п. приглаголный: 1) субъектное: дача строится рабочими ; 2) объектное: восхищаться героем ; 3) обстоятельственное: ехать лесом ; 4) определительное: Гагарин был космонавтом .

Т.п. приименный: 1) субъектное: открытие Америки Колумбом ; 2) определительное: ты казак душой .

П.п. приглагольный имеет значения: 1) объектное: говорить о науке ; 2) обстоятельственное: отдыхать на юге ; 3) определительное: Иванов состоял в помощниках .

П.п. приименый часто имеет определительное значение: статья о науке , дом в деревне .

· Ответил: anonymous

Вопрос: 12.Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол... (пол-)

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня , например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например:окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я , например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш , например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.

В русском языке формы имен существительных противопоставляются друг другу не только по числовым значениям (ср.: дом, стол; дача, сестра; село ; мышь (ед. ч.) – дома, столы, дачи, сёстры, сёла, мыши (мн. ч.)). Так, ряды словоформ село, села, селу..:, сестра, сестры, сестре..:, стол, стола, столу... характеризуются общими лексическими значениями и называют единичные предметы. Указанные ряды содержат разные падежные словоформы. Формальные различия между данными словоформами очевидны, хотя, взяв эти единицы изолированно, трудно увидеть между ними какое-либо смысловое различие. Однако в составе словосочетания или предложения совершенно ясны различия как в "подчиненных" словах (например, в именах прилагательных), так и в словах "подчиняющих" (именах существительных):

Мужской род

Средний род

Женский род

(хорош ий ) стол_

(хорош ее ) сел о

(хорош ая ) сестр а

(хорош его ) стол а

(хорош его ) сел а

(хорош ей ) сестр ы

(хорош ему ) стол у

(хорош ему ) сел у

(хорош ей ) сестр е

(хорош ий ) стол_

(хорош ее ) сел о

(хорош ую ) сестр у

(хорош им ) стол ом

(хорош им ) сел ом

(хорош ей ) сестр ой

(о) (хорош ем ) стол – ср.: невозможно иное употребление – хороший столу , хороший столом , хорошей столу и т.п.

(хорош ем ) сел е

(хорош ей ) сестр е и т.д.

Формы имен существительных обладают характеристикой, предопределяющей возможность либо невозможность соединения этих форм с другими словоформами. Например, возможно употребление пишется (пишет) сочинение, строится (стоит) дом, открыто окно, положить на стол, лежит на столе и т.п. и невозможно употребление писаться сочинением, строится доме, открыто окну, положить на столом и т.д.

Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, обозначающая различные отношения имени (существительного, местоимения-существительного и числительного) к другим словам (предметам, явлениям, действиям, состояниям и т.д.), включая и независимую позицию (именительный падеж), в структуре словосочетания и предложения. Основным средством выражения падежного значения является флексия (окончание), выражающая формальные признаки падежа; средством уточнения значения падежа служит предлог. В русском языке выделяют шесть падежей:

В системе современного русского языка отсутствует звательный падеж, хотя в древнерусском языке он был. Функции звательного падежа с течением времени были переданы именительному падежу, но в разговорной речи есть специальные звательные формы: мам!.., пап!.., Тань!..

Количество значений, выражаемых различными падежами, существенно больше, чем самих падежей, поскольку один и тот же падеж может иметь несколько значений. Так, форма творительного падежа может передавать следующие значения:

  • рисовать красками – орудийное значение;
  • дышать полной грудью – значение образа действия;
  • сделано мастером – субъектное значение;
  • заниматься русским языком – объектное значение;
  • идти глухим лесом – значение места;
  • это было ранней весной – значение времени и т.д.

В современном русском языке выделяют четыре основных значения падежа: субъектное, объектное, определительное, обстоятельное.

Субъектное значение выражает отношение деятеля к совершаемому им действию. Наиболее активно это значение передает именительный падеж. Под деятелем понимается лицо (актер играет, ребенок читает ) или определенный предмет как субъект действия (парус белеет). Субъектным значением обладают падежи родительный (взгляд ребенка), дательный (ребенку не сидится (ср.: ребенок не сидит)) и творительный в страдательной конструкции (книга читается ребенком).

Объектное значение передает отношение действия к объекту. Различают значение прямого объекта (непосредственная связь с предметом) и косвенное значение объекта (частичная связь с предметом). Объектное значение непосредственно связано с винительным падежом (любить мать (родину), читать книгу, смотреть фильм и т.п.). Половина глаголов (переходных) требует винительного падежа без предлога. Иногда возможно употребление форм родительного падежа:

  • а) при глаголах с отрицанием (не читать ни газет, ни журналов ; не любить ненастья);
  • б) при возвратных глаголах (опасаться предательства (измены) , дожидаться помощи ).

Если к слову легко ставится падежный вопрос, то это объектное значение.

Определительное значение передает признак, свойство, характеристику через отношение к предмету (часто обнаруживается связь с именем прилагательным): родительный падеж – глаза детей (ср.: детские глаза); винительный падеж – юбка в клетку; предложный падеж – юноша в костюме; творительный падеж – девушка с веснушками.

Обстоятельственное значение выражает отношение имени существительного к глаголу и передает значения места, времени, причины, цели, пространства и др. В частности, значение места выражается любым косвенным падежом, кроме именительного падежа: дательный падеж – подойти к дому , подъехать к театру ; родительный падеж – дождь капает с крыши.

Значение времени передается любым падежом. Ср.; родительный падеж – писал (учил, читал и т.п.) с утра до вечера ; дательный падеж – подъехать (прийти, подойти и т.д.) к пяти часам ; винительный падеж – Лето красное пропела, творительный падеж – ...с зимой холодной / Нужда, голод настает (И. Крылов) и др. Значение времени осложняется дополнительным значением меры.

Значение причины (каузальное) передается родительным падежом: он бледный от долгой болезни , он красный от смущения ; значение цели дательным; оставить хлеб к завтраку ; предложным падежом: наказать в воспитательных целях .

Выделяют восполнительное (комплетивное) значение, когда главное слово – имя существительное не употребляется без зависимого имени числительного. Ср.: Два дня мы были в перестрелке (М. Лермонтов).

По характеру значений и их количеству различные падежи занимают разное положение . Наиболее многозначными являются родительный, творительный и предложный падежи, менее многозначными – именительный, дательный и винительный падежи.

Именительный падеж чаще всего выражает независимое отношение к другим словам и выступает в качестве подлежащего (субъектное значение – Студент отвечает ; объектное значение – Картина пишется художником), сказуемого (определительное значение – Москва – столица; барышня-крестьянка) . Независимое отношение выражается обращением в именительном падеже; может быть и приложением.

Формы родительного – предложного падежей передают следующие значения:

Значение

Родительный

  • объектное (не знать счастья – при употреблении в роли прямого дополнения после переходных глаголов с отрицанием, а также при словах нет, не было, не будет и при обозначении части целого);
  • определительное (стены дома , выступление артиста , рецепт врача );
  • обстоятельственное значение места (выйти из школы ), времени (бродить до утра ), причины (прийти из любопытства ), цели (учиться для знаний ), пространства (с неба ее заливало дождем; отойти от дома ) и др.

Дательный

  • субъектное (мальчик у страшно);
  • объектное (посылка (кому?) дочери );
  • определительное (памятник героям );
  • обстоятельственное – значение времени (вставать по утрам ), места (подойти к дому ), пространства (приблизиться к дому ; дойти до реки )

Винительный

  • объектное (писать конспект , читать книгу );
  • субъектное (больного лихорадит);
  • определительное (платье в клетку , юбка в складку );
  • обстоятельственное значение места (пришел

в школу ), причины (сердитый за обман ), пространства (схватил ветку и сунул в снег ; вышла из дома ; подняться на гору )

Творительный

  • субъектное (Картина пишется художником );
  • объектное (восхищаться достоинствами , жить ожиданием );
  • обстоятельственное значение времени (читать вечерами ), места (идти лесом );
  • определительное (предикативное) (Жуков был полководцем )

Предложный

  • объектное (изъяснительное) (думать о хорошем , мечтать о любви );
  • обстоятельственное значение места (был в институте , лежать на траве ), пространства (лежать

на снегу);

определительное (голова в кудряшках )

То либо иное значение падежа тесно связано с синтаксической функцией имен существительных. Например, форма именительного падежа с субъектным значением , как правило, выполняет функцию подлежащего. Косвенные падежи с субъектным значением чаще всего выступают в качестве дополнения , с определительным значением – в качестве определения или сказуемого, с обстоятельственным значением – обстоятельства.

Средства выражения падежа бывают синтетические (флексия – стол- а ) и аналитические (флексия и предлог – около стол- а ; предлог и ударение – в лес у (П. п.) – к л е су (Д. п.)). В выражении падежной функции может принимать участие ударение, ср.: сосн ы , сестр ы (Р. п„ ед. ч.) – с ос ны, с ё стры (И. п. – В. п., мн. ч.).

В тексте средством разграничения падежей может быть порядок слов (ср.: Мать (И. п.) любит дочь (В. п.) – Дочь (И. п.) любит мать (В. п.)). Сложности в определении падежа связаны с тем, что в русском языке небольшое количество окончаний используется для выражения всех падежных форм имен существительных всех типов склонения. Наблюдается омонимия форм слова (ср.: брат (ед. ч., м. р., одуш.) – родительный и винительный надежи; тен- и, мыш (ед. ч., ж. р.) – родительный, дательный и предложный падежи; купе, кашне, пальто, кофе – все падежные формы).

Существую следующие способы определения падежа :

  • а) по флексиям (окончаниям), если данная падежная форма не имеет других омонимичных форм (стен -a (И. п.) – стен (В. п.));
  • б) по вопросу.
  • в) по параллельному вопросу (избежать (чего?) наказания – Р. п.; бояться (кого?) отца, (чего?) темноты – Р. п.);
  • г) путем подстановки той формы, которая не имеет омонимичных форм (вижу (кого?) брат а , сестр у – В. п.).
  • См.: Клобуков Е. В. Семантика падежных форм в современном русском языке: (Введение в методику позиционного анализа). М., 1986; Его же. Семантическая категория надежности в системе функциональной грамматики русского языка // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб., 2000. Также см.: Сигал К. Я. Проблемы теории синтаксиса. М., 2012. С. 53-55 (о предложно-падежных формах бытийных предложений в тексте) ; Федосеева Л. Н. Категория локативности в современном русском языке. М„ 2013. С. 170– 177 (о падежных и предложно-падежных формах имен существительных).
  • См. доп.: Янко-Триницкая Н. А. Кратный именительный в функции определения // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966. С. 174-185.
  • См.: Иванова В. А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. 1971. № 1.

Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.

Что такое творительный падеж?

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей), Улыбкой , улыбкою ,

Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями), Улыбками ,

Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,

Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,

Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,

Печалью

Лошадями , лошадьми ,

Печалями

Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,

Путем ,

Знаменем

Детьми ,

Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .