Каждый учащийся должен знать их значение и уметь склонять имена существительные, местоимения и т.д. Поколения учеников соревнуются в придумывании смешного и нелепого стишка, чтобы облегчить для себя запоминание их порядка при склонении. Да каждый, наверное, с детских лет помнит: «Иван родил…» - и так далее…
Слово «родил» в этой мнемонической скороговорке означает родительный падеж. В грамматическом плане это не прямой, а один из пяти Во многих языках он выражает притяжательное отношение, а также выполняет другие функции. Узнать его легко, нужно поставить к имени существительному, местоимению и др. в этой падежной форме вопрос «кого?» или «чего?» со вспомогательным словом «нет», и если оно не изменится, то значит - это родительный падеж. Например:
а) «нет чего?» - солнца, беседы, песни;
б) «нет кого?» - дяди, мамы, собаки.
С родительной падежной формой употребляются предлоги «у», «до», «из», «от», «с», «около», «вокруг», «без», «для». Например: около шалаша, из дома, вокруг беседки. Родительный падеж множественного числа - не исключение. Например: около домов, из ответов, вокруг участков.
Приименный родительный падеж в следующих значениях употребляется без предлогов:
Приглагольный родительный падеж обозначает:
- Прямой объект, если глагол, управляющий глагольной формой, отрицательный. Например: не любит цветов, не отрывает взгляда от картины.
- Если действию управляющего глагола подвергается не весь объект, а только его часть. Например: налить (стакан) молока, съесть (горбушку) хлеба.
- После ряда управляющих глаголов. Например: добиваться успеха, ждать повышения, просить прощения.
- После тех глаголов, что имеют значение удаления, лишения, опасения и подобные. Например: лишиться приюта.
Часто родительный его словоформ, ошибочно заменяют другим:
- Винительным с предлогом «за». Например: Пушкин и Лермонтов - певцы за свободу, вместо- певцы свободы.
- Винительным с предлогом «на». Например: Хорошее питание имеет значение не только на больного, вместо - для больного.
- Творительным с предлогом «с». Например: Эмоции не отделимы с чувствами, вместо - от чувств.
- Предложным с предлогом «на». Молодые люди расценивают жизнь на материальной позиции, вместо с материальной позиции.
- Родительным с предлогом вместо родительного без предлога. Например: Общественность осудила грабежи и убийства против мирных жителей, вместо грабежи и убийства мирных жителей.
Неправильное употребление падежей считается грубой Чтобы прослыть грамотным и интеллигентным оратором, необходимо выучить правила склонения.
Им.п., представляющий собой основную, словарную форму имени, называется прямым падежом. Остальные же падежи называют косвенными . Им.п. никогда не употребляется с предлогом, предложный падеж никогда не выступает без предлога; остальные падежи употребляются как с предлогами, так и без. У каждого падежа есть свой набор предлогов.
Один и тот же падеж, в зависимости от контекста и от лексического значения сущ. может выражать разные значения. Существует 4 основных типа падежных значений.
1) Субъектное – указание на производителя действия или носителя признака.
2) Объектное – указание на тот объект, на который направлено действие.
3) Обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень и т.п.
4) Определительное – указание на признак предмета, в том числе и предикативный.
Падежные формы сущ. с субъектным и объектным значением формируют костяк синтаксической структуры предложения: Охотник увидел оленя . Если же падежная форма сущ. имеет обстоятельственное либо определительное значение, то она используется для распространения, конкретизации синтаксической структуры: Ранним утром охотник увидел оленя редкой красоты .
Почти каждый падеж способен выражать все 4 вида значений:
Им.п. имеет значения: 1) субъектное: Учитель работает ; 2) объектное: Дом строится рабочими ; 3) определительное: Город-герой .
Р.п. приглагольный имеет значения: 1) субъектное: соседей не было дома ; 2) объектное: избегать друзей ; 3) обстоятельственное: Это случилось третьего апреля .
Р.п. приименный имеет значения: 1) субъектное: пение артиста , бег спортсмена ; 2) объектное: охрана природы ; 3) определительное: крыша дома , человек большого ума .
Д.п. приглаголный: 1) субъектное: сыну было 20 лет ; 2) объектное: верить другу , помогать соседу .
Д.п. приименный имеет только определительное значение: памятник Пушкину .
В.п. имеет значения: 1) субъектное: больного знобит ; 2) объектное: читать книгу , петь песню ; 3) обстоятельственное: объездить всю Сибирь .
Т.п. приглаголный: 1) субъектное: дача строится рабочими ; 2) объектное: восхищаться героем ; 3) обстоятельственное: ехать лесом ; 4) определительное: Гагарин был космонавтом .
Т.п. приименный: 1) субъектное: открытие Америки Колумбом ; 2) определительное: ты казак душой .
П.п. приглагольный имеет значения: 1) объектное: говорить о науке ; 2) обстоятельственное: отдыхать на юге ; 3) определительное: Иванов состоял в помощниках .
П.п. приименый часто имеет определительное значение: статья о науке , дом в деревне .
· Ответил: anonymous
Вопрос: 12.Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол... (пол-)
В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.
К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня , например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например:окно, горе, копье, сукно и др.
Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я , например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.
К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш , например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.
В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.
Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.
Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).
В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.
система частных значений падежных форм
Чиркина И. П. Современный русский язык
в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.
Имена. М., 1980. С. 47–52.
Именительный падеж
Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.
Функции:
подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;
именная часть сказуемого.
приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .
приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;
пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .
обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;
именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .
Главный член:
Второстепенный член:
Обособленный член:
Формы вне связи с членами предложения:
Родительный падеж
Родительный беспредложный.
Родительный определительный:
принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;
отношения: гражданин СССР, член комитета ;
целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;
качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;
возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;
носителя признака: синева неба, аромат хвои ;
субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .
Прямого объекта:
при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;
при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .
Родительный беспредложный приименной:
Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .
Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .
Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.
Родительный беспредложный приглагольный:
Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .
Родительный предложный:
Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .
Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .
Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .
Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .
Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .
Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .
Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .
Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .
Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .
Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .
Дательный падеж
Дательный беспредложный.
Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .
Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).
Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.
Дательный беспредложный приглагольный:
Дательный беспредложный приименной:
Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.
Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.
Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.
Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.
Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.
Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.
Дательный предложный.
Винительный падеж
При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.
При непереходных глаголах:
винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;
меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;
количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.
Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.
Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.
Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.
Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.
Места: погрузиться в воду, спуск под гору.
Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.
Меры: оценить в рубль, величиной с дом.
Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.
Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.
Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.
Винительный беспредложный приглагольный:
Винительный предложный.
Творительный падеж
Творительный беспредложный.
Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.
Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).
Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.
Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.
Места: плыть морем, идти лесом.
Времени: заниматься вечерами, работать ночами.
Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.
Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.
Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.
Творительный беспредложный приглагольный:
Творительный беспредложный приименной:
Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.
Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.
Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.
Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.
Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.
Цели: послать за материалами, поехать за покупками.
Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.
Творительный предложный.
Предложный падеж
Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.
Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.
Образа действия: передать на словах, жить в достатке.
Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.
Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.
Цели: наказать в воспитательных целях.
Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.
Приглагольный:
Присубстантивный:
В русском языке формы имен существительных противопоставляются друг другу не только по числовым значениям (ср.: дом, стол; дача, сестра; село ; мышь (ед. ч.) – дома, столы, дачи, сёстры, сёла, мыши (мн. ч.)). Так, ряды словоформ село, села, селу..:, сестра, сестры, сестре..:, стол, стола, столу... характеризуются общими лексическими значениями и называют единичные предметы. Указанные ряды содержат разные падежные словоформы. Формальные различия между данными словоформами очевидны, хотя, взяв эти единицы изолированно, трудно увидеть между ними какое-либо смысловое различие. Однако в составе словосочетания или предложения совершенно ясны различия как в "подчиненных" словах (например, в именах прилагательных), так и в словах "подчиняющих" (именах существительных):
Мужской род |
Средний род |
Женский род |
|
(хорош ий ) стол_ |
(хорош ее ) сел о |
(хорош ая ) сестр а |
|
(хорош его ) стол а |
(хорош его ) сел а |
(хорош ей ) сестр ы |
|
(хорош ему ) стол у |
(хорош ему ) сел у |
(хорош ей ) сестр е |
|
(хорош ий ) стол_ |
(хорош ее ) сел о |
(хорош ую ) сестр у |
|
(хорош им ) стол ом |
(хорош им ) сел ом |
(хорош ей ) сестр ой |
|
(о) (хорош ем ) стол – ср.: невозможно иное употребление – хороший столу , хороший столом , хорошей столу и т.п. |
(хорош ем ) сел е |
(хорош ей ) сестр е и т.д. |
Формы имен существительных обладают характеристикой, предопределяющей возможность либо невозможность соединения этих форм с другими словоформами. Например, возможно употребление пишется (пишет) сочинение, строится (стоит) дом, открыто окно, положить на стол, лежит на столе и т.п. и невозможно употребление писаться сочинением, строится доме, открыто окну, положить на столом и т.д.
Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, обозначающая различные отношения имени (существительного, местоимения-существительного и числительного) к другим словам (предметам, явлениям, действиям, состояниям и т.д.), включая и независимую позицию (именительный падеж), в структуре словосочетания и предложения. Основным средством выражения падежного значения является флексия (окончание), выражающая формальные признаки падежа; средством уточнения значения падежа служит предлог. В русском языке выделяют шесть падежей:
В системе современного русского языка отсутствует звательный падеж, хотя в древнерусском языке он был. Функции звательного падежа с течением времени были переданы именительному падежу, но в разговорной речи есть специальные звательные формы: мам!.., пап!.., Тань!..
Количество значений, выражаемых различными падежами, существенно больше, чем самих падежей, поскольку один и тот же падеж может иметь несколько значений. Так, форма творительного падежа может передавать следующие значения:
- – рисовать красками – орудийное значение;
- – дышать полной грудью – значение образа действия;
- – сделано мастером – субъектное значение;
- – заниматься русским языком – объектное значение;
- – идти глухим лесом – значение места;
- – это было ранней весной – значение времени и т.д.
В современном русском языке выделяют четыре основных значения падежа: субъектное, объектное, определительное, обстоятельное.
Субъектное значение выражает отношение деятеля к совершаемому им действию. Наиболее активно это значение передает именительный падеж. Под деятелем понимается лицо (актер играет, ребенок читает ) или определенный предмет как субъект действия (парус белеет). Субъектным значением обладают падежи родительный (взгляд ребенка), дательный (ребенку не сидится (ср.: ребенок не сидит)) и творительный в страдательной конструкции (книга читается ребенком).
Объектное значение передает отношение действия к объекту. Различают значение прямого объекта (непосредственная связь с предметом) и косвенное значение объекта (частичная связь с предметом). Объектное значение непосредственно связано с винительным падежом (любить мать (родину), читать книгу, смотреть фильм и т.п.). Половина глаголов (переходных) требует винительного падежа без предлога. Иногда возможно употребление форм родительного падежа:
- а) при глаголах с отрицанием (не читать ни газет, ни журналов ; не любить ненастья);
- б) при возвратных глаголах (опасаться предательства (измены) , дожидаться помощи ).
Если к слову легко ставится падежный вопрос, то это объектное значение.
Определительное значение передает признак, свойство, характеристику через отношение к предмету (часто обнаруживается связь с именем прилагательным): родительный падеж – глаза детей (ср.: детские глаза); винительный падеж – юбка в клетку; предложный падеж – юноша в костюме; творительный падеж – девушка с веснушками.
Обстоятельственное значение выражает отношение имени существительного к глаголу и передает значения места, времени, причины, цели, пространства и др. В частности, значение места выражается любым косвенным падежом, кроме именительного падежа: дательный падеж – подойти к дому , подъехать к театру ; родительный падеж – дождь капает с крыши.
Значение времени передается любым падежом. Ср.; родительный падеж – писал (учил, читал и т.п.) с утра до вечера ; дательный падеж – подъехать (прийти, подойти и т.д.) к пяти часам ; винительный падеж – Лето красное пропела, творительный падеж – ...с зимой холодной / Нужда, голод настает (И. Крылов) и др. Значение времени осложняется дополнительным значением меры.
Значение причины (каузальное) передается родительным падежом: он бледный от долгой болезни , он красный от смущения ; значение цели – дательным; оставить хлеб к завтраку ; предложным падежом: наказать в воспитательных целях .
Выделяют восполнительное (комплетивное) значение, когда главное слово – имя существительное – не употребляется без зависимого имени числительного. Ср.: Два дня мы были в перестрелке (М. Лермонтов).
По характеру значений и их количеству различные падежи занимают разное положение . Наиболее многозначными являются родительный, творительный и предложный падежи, менее многозначными – именительный, дательный и винительный падежи.
Именительный падеж чаще всего выражает независимое отношение к другим словам и выступает в качестве подлежащего (субъектное значение – Студент отвечает ; объектное значение – Картина пишется художником), сказуемого (определительное значение – Москва – столица; барышня-крестьянка) . Независимое отношение выражается обращением в именительном падеже; может быть и приложением.
Формы родительного – предложного падежей передают следующие значения:
Значение |
|
Родительный |
|
Дательный |
|
Винительный |
в школу ), причины (сердитый за обман ), пространства (схватил ветку и сунул в снег ; вышла из дома ; подняться на гору ) |
Творительный |
|
Предложный |
на снегу); – определительное (голова в кудряшках ) |
То либо иное значение падежа тесно связано с синтаксической функцией имен существительных. Например, форма именительного падежа с субъектным значением , как правило, выполняет функцию подлежащего. Косвенные падежи с субъектным значением чаще всего выступают в качестве дополнения , с определительным значением – в качестве определения или сказуемого, с обстоятельственным значением – обстоятельства.
Средства выражения падежа бывают синтетические (флексия – стол- а ) и аналитические (флексия и предлог – около стол- а ; предлог и ударение – в лес у (П. п.) – к л е су (Д. п.)). В выражении падежной функции может принимать участие ударение, ср.: сосн ы , сестр ы (Р. п„ ед. ч.) – с ос ны, с ё стры (И. п. – В. п., мн. ч.).
В тексте средством разграничения падежей может быть порядок слов (ср.: Мать (И. п.) любит дочь (В. п.) – Дочь (И. п.) любит мать (В. п.)). Сложности в определении падежа связаны с тем, что в русском языке небольшое количество окончаний используется для выражения всех падежных форм имен существительных всех типов склонения. Наблюдается омонимия форм слова (ср.: брат -а (ед. ч., м. р., одуш.) – родительный и винительный надежи; тен- и, мыш -и (ед. ч., ж. р.) – родительный, дательный и предложный падежи; купе, кашне, пальто, кофе – все падежные формы).
Существую следующие способы определения падежа :
- а) по флексиям (окончаниям), если данная падежная форма не имеет других омонимичных форм (стен -a (И. п.) – стен -у (В. п.));
- б) по вопросу.
- в) по параллельному вопросу (избежать (чего?) наказания – Р. п.; бояться (кого?) отца, (чего?) темноты – Р. п.);
- г) путем подстановки той формы, которая не имеет омонимичных форм (вижу (кого?) брат а , сестр у – В. п.).
- См.: Клобуков Е. В. Семантика падежных форм в современном русском языке: (Введение в методику позиционного анализа). М., 1986; Его же. Семантическая категория надежности в системе функциональной грамматики русского языка // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб., 2000. Также см.: Сигал К. Я. Проблемы теории синтаксиса. М., 2012. С. 53-55 (о предложно-падежных формах бытийных предложений в тексте) ; Федосеева Л. Н. Категория локативности в современном русском языке. М„ 2013. С. 170– 177 (о падежных и предложно-падежных формах имен существительных).
- См. доп.: Янко-Триницкая Н. А. Кратный именительный в функции определения // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966. С. 174-185.
- См.: Иванова В. А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. 1971. № 1.
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей), | Улыбкой
, улыбкою
,
Статуей , статуею , Сладкоежкой , сладкоежкою , Дядей , дядею |
-ами (-ями), | Улыбками
,
Статуями , Сладкоежками , Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником
,
Роялем
, Хранилищем |
Пряниками
,
Роялями
, Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью
,
Печалью |
Лошадями
, лошадьми
,
Печалями |
|
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей
, дитятею
,
Путем , Знаменем |
Детьми
,
Путями , Знаменами |
Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .