М.ЕЛИСЕЕВА,
г. Санкт-Петербург
Все случаи постановки тире.
Повторение
Материал готовят ученики
Один из эффективных и интересных методов работы над правилами русской пунктуации – самостоятельный подбор учениками примеров на пройденное правило из различных текстов. Это могут быть произведения как отечественной, так и зарубежной литературы, как классической, так и современной. Кроме того, это могут быть не только художественные произведения, но и тексты научного или газетно-публицистического стиля (фрагменты или отдельные предложения из энциклопедий, статей и т.п.). Единственный запрет – не пользоваться учебной литературой, тем более учебниками русского языка. Проверить, самостоятельно ли найден пример учеником, очень просто: попросите каждого указывать автора (фамилию и инициалы) книги, из которой выписано предложение, а также ее название. Проверяя выполнение этого задания, вы не только получите представление об умении каждого ученика производить синтаксический и пунктуационный анализ текста, но и узнаете читательские пристрастия ваших учеников. Занятия русским языком становятся интереснее, живее. Лучшие примеры стоит продиктовать в классе и проанализировать. Обязательно назовите того, из чьей тетради взято предложение. Ребятам тоже интересно узнать больше друг о друге: что они читают, чем интересуются помимо школьной программы. Не запрещайте выбирать примеры и из детских книг, даже если ваши ученики – старшеклассники. В сказочной повести А.Милна «Винни-Пух», переведенной Б.Заходером, можно обнаружить почти все возможные в русском языке случаи постановки тире и двоеточия.
Постепенно вы соберете коллекцию замечательных примеров, которые будете использовать на уроках вместо скучных и всем (а в особенности вам) надоевших примеров из учебников.
Перед вами предложения, собранные моими учениками, на одну из самых «обширных» пунктуационных тем. Эти примеры подойдут для обобщающего повторения по теме «Тире», когда пройдены все частные темы: тире между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и др.
ТИРЕ СТАВИТСЯ
1. Между подлежащим и сказуемым с нулевой связкой, если главные члены выражены существительным, инфинитивом, количественным числительным в именительном падеже, а также словосочетанием, содержащим указанные части речи.
Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? (М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени)
Любовь украшает жизнь.
Любовь – очарование природы... (М.М. Зощенко
.
Голубая книга. Любовь)
Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. (И.С. Тургенев . Отцы и дети)
Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья. (А.С. Пушкин . Евгений Онегин)
А гений и злодейство – две вещи несовместные. (А.С. Пушкин . Моцарт и Сальери)
– Прокатилов – сила! – начала компания утешать Стручкова. (А.П. Чехов. На гвозде)
Знать, мой удел – лелеять грезы
И там со вздохом в высоте
Рассыпать огненные слезы.
(А.А. Фет. Ракета)
Это типичное пижонство – грабить бедную вдову. (И.Ильф, Е.Петров . Двенадцать стульев)
2. Перед словами это, вот, значит , стоящими между подлежащим и сказуемым.
А уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет – это не преступно. (Е.Замятин . Мы)
Но мы-то знаем, что сны – это серьезная психическая болезнь. (Е.Замятин . Мы)
Вечно жить среди мучений,
среди тягостных сомнений –
Это сильных идеал,
Ничего не создавая, ненавидя, презирая
И блистая, как кристалл.
(Н.Гумилев. Злобный гений, царь сомнений...)
3. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже, тире ставится в следующих случаях:
а) при логическом выделении местоимения :
Она – виновница того превращения. (И.А.
Гончаров
. Обломов)
Ты – лестница в большом, туманном доме. (В.В.
Набоков.
Лестница)
б) при противопоставлении :
Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
(Б.Л. Пастернак . Чудо)
Вот мы – соучастники сборищ.
Вот Анна – сообщник природы...
(Б.А. Ахмадулина. Анне Каландадзе)
в) при обратном порядке слов :
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».
(А.С. Пушкин . Сказка о царе Салтане)
г) при структурном параллелизме частей предложения :
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
(А.А. Блок. О, я хочу безумно жить!)
4. При наличии паузы на месте отсутствующего главного или второстепенного члена в неполных предложениях.
Блуждая глазами, Иван Савельевич заявлял, что днем в четверг он у себя в кабинете в Варьете в одиночку напился пьяным, после чего куда-то пошел, а куда – не помнит, где-то еще пил старку, а где – не помнит, где-то валялся под забором, а где – не помнит опять-таки. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)
Зимой на Песчаной улице было много свету, было серо и пустынно, весной – солнечно, весело, особенно при взгляде на белую стену протоиерейского дома, на чистые стекла, на серо-зеленые верхушки тополей в голубом небе. (И.А. Бунин . Чаша жизни)
Огонь огнем встречают,
Беду – бедой и хворью лечат хворь...
(В.Шекспир . Ромео и Джульетта. Пер. Б.Л. Пастернака)
5. Интонационное тире между любыми членами предложения.
Лежали мертвые – и лепетали ужасную, неведомую речь. (А.С. Пушкин . Пир во время чумы)
Князь снял запор, отворил дверь и отступил в изумлении, весь даже вздрогнул: перед ним стояла Настасья Филипповна. (Ф.М. Достоевский . Идиот)
Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев)
6. В примечаниях объясняемое слово отделяется от объяснения тире (независимо от формы выражения сказуемого).
Сивилла Самийская – от названия острова Самос. (Д.С. Буслович . Люди, герои, боги)
7. При обобщающих словах:
а) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги, и труд, и глад – все испытали вы. (А.С. Пушкин. Борис Годунов)
Торжество самосохранения, спасение от давившей опасности – вот что наполняло в эту минуту все его существо. (Ф.М. Достоевский . Преступление и наказание)
б) когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире, если после них предложение продолжается:
все вокруг: залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови – было мерзко и отвратительно. (Л.Н. Толстой . Война и мир)
Толпа строений: людских, амбаров, погребов – наполняла двор. (Н.В. Гоголь . Мертвые души)
8. Между словами и цифрами для указания пространственных, временных или количественных пределов («от... до»).
Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж – Азов. (М.А. Шолохов . Тихий Дон)
Примечание . Если между существительными – именами собственными или цифрами можно вставить или , то ставится дефис.
Явились и две-три прежние литературные знаменитости, случившиеся тогда в Петербурге и с которыми Варвара Петровна давно уже поддерживала самые изящные отношения. (Ф.М. Достоевский . Бесы)
9. Для обособления приложения, если оно носит пояснительный характер.
Другое же дело – получение денег – точно так же встречало препятствия. (Л.Н. Толстой . Анна Каренина)
10. Перед приложением, стоящим в конце предложения, если оно логически выделено.
В моей комнате я застал конторщика соседнего имения – Никиту Назарыча Мищенку. (А.И. Куприн . Олеся)
Он прошел всю Богоявленскую улицу; наконец пошло под гору, ноги ехали в грязи, и вдруг открылось широкое, туманное, как бы пустое пространство – река. (Ф.М. Достоевский . Бесы)
11. Для обособления распространенных согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении:
Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)
12. Для обособления второстепенных членов предложения, выраженных инфинитивом, носящих пояснительный характер, – и в конце и в середине предложения:
Кот Василий взял весенний отпуск – жениться. (А. и Б. Стругацкие . Понедельник начинается в субботу)
Из-за Сибгатова у Донцовой даже изменилось направление научных интересов: она углубилась в патологию костей из одного порыва – спасти Сибгатова. (А.И Солженицын . Раковый корпус)
13. Для обособления вставных конструкций.
Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции. (И.А. Бунин. Холодная осень)
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
(А.А. Ахматова . Нам свежесть слов...)
14. Между частями сложносочиненного предложения, если в предложении содержится противопоставление или указывается на быструю смену событий.
Лошади шли шагом – и скоро стали. (А.С. Пушкин . Капитанская дочка)
Гетман воцарился – и прекрасно. (М.А. Булгаков . Белая гвардия)
15. Для интонационного отделения придаточного и главного предложений (часто – в предложениях с параллелизмом структуры).
Если смерть – светло я умираю,
Если гибель – я светло сгорю.
И мучителей моих я – не прощаю,
Но за муку – их благодарю.
(З.Гиппиус. Мученица)
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно – что жилы отворить. (Б.Л.
Пастернак
. Разрыв)
16. В бессоюзных сложных предложениях, если:
а) вторая часть противопоставляется первой:
За мной гнались – я духом не смутился. (А.С. Пушкин . Борис Годунов)
Твори добро – не скажет он спасибо. (А.С. Пушкин . Борис Годунов)
б) вторая часть содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой:
Вели – умру; вели – дышать я буду лишь для тебя. (А.С. Пушкин. Каменный гость)
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...
(Ф.И. Тютчев . К.Б.)
Я умираю – мне не к чему лгать. (И.С. Тургенев . Отцы и дети)
в) вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой:
Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит.
(Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос)
г) в предложении выражается быстрая смена событий, неожиданное присоединение:
Приди ко мне на рюмку рома,
Приди – тряхнем мы стариной.
(А.С. Пушкин . Сегодня я поутру дома...)
д) первая часть указывает на время или условие совершения действия, о котором говорится во второй части:
Условие :
Бог даст – лет десять, двадцать,
И двадцать пять, и тридцать проживет он.
(А.С. Пушкин . Скупой рыцарь);
Мне ведь наплевать, Варвара Ардалионовна; угодно – хоть сейчас исполняйте ваше намерение. (Ф.М. Достоевский . Идиот)
Время :
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин . И цветы, и шмели...)
е) с изъяснительным значением второй части (перед ней можно вставить союз что ); однако обычно в этом случае ставится двоеточие, сравните:
Я знаю – гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете!
(В.В. Маяковский . Облако в штанах)
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни – шерри-бренди –
Ангел мой.
(О.Э. Мандельштам . Я скажу тебе...)
ж) вторая часть является присоединительным предложением (перед ней стоит или можно вставить слово это ):
Орущих камней государство –
Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая –
Армения, Армения!
(О.Э. Мандельштам . Армения)
17. При прямой речи.
ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ
Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, если:
1. Перед сказуемым есть отрицание, вводное слово, наречие, союз, частица:
Я очень жалею, что мой муж не доктор. (А.П. Чехов. Именины)
Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума? (В.М. Шукшин . Срезал)
Сравните при наличии паузы:
Степа был хорошо известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)
Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать – не мать,
что ты – не ты, что дом – чужбина.
(Б.Л. Пастернак . Так начинают...)
2. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:
[Трофимов:] Вся Россия наш сад.
(А.П. Чехов. Вишневый сад)
Сравните при наличии паузы: Господин Г-в служит, а господин Шатов – бывший студент. (Ф.М. Достоевский . Бесы)
Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. (В.В. Набоков . Другие берега)
3. Именное составное сказуемое предшествует подлежащему:
Славное место эта долина!
(М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени)
4. Подлежащее в сочетании со сказуемым является фразеологическим оборотом:
«Чужая душа потемки, – отвечает Бунин и добавляет: – Нет, своя собственная гораздо темнее».
(И.А. Ильин . Творчество И.А. Бунина)
5. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже:
Да, Льюс – это тип. Конечно, он зануда, но запас слов у него гигантский. (Дж. Д. Сэлинджер . Над пропастью во ржи)
6. В предложениях разговорного стиля:
Что волосы! Вздор волосы! Это я говорю! Оно даже лучше, коли драть начнет, я не того боюсь... (Ф.М. Достоевский , Преступление и наказание)
Тире ставится при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) инфинитивом: Скрытничать перед ней - это был бы грех! (Т.); В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Ч.); Ни с чем не сравнимое чувство - слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.); Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере - значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза (Шол.).
При инверсии тире может опускаться, если отсутствует пауза: Какое счастье жить на земле! Ср.: Жить на земле - счастье!
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (возможно в составе словосочетаний), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок - триста шестьдесят , так? (Пис.); Сомок - пуда на два (М. Г.); Площадь комнаты - 22 квадратных метра . В случае употребления частицы не перед числительным-сказуемым (ср. то же при выражении сказуемого существительным) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре , а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Т.).
Примечание . В специальной литературе в подобной речевой ситуации ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг ; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км .
Тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом: Мой брат - мастер на все руки ; Талант у него - дай бог каждому ; а также любым устойчивым сочетанием: Мать от радости прослезилась, а отец - хоть бы что! (Крут.); Сапожки - что тебе зеркало! (Крут.); Избушка - так себе , амбар (Шукш.). Наличие частицы не , а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире: Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом , мастер на все руки (Ч.).
При выражении сказуемых оборотами с частицами как, словно, что, точно, вроде как и др. тире, как правило, не ставится: Пруд как блестящая сталь (Фет); Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер. Не ставится тире и при слове как , вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня (газ.); Работа как работа, дело - знакомое (Рыб.).
Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки, и поэтому оно используется при особых способах выражения сказуемого - такого, которое может иметь связку. Сказуемое чаще всего выражено существительным в форме именительного падежа (распространенное или нераспространенное): Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля - единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.); Пушкинский край - край камней (Гейч.); Портрет этот - единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.); Письмо Чаадаеву - уникальные «мемуары» поэта [Пушкина] о целом периоде с июля 1834 по октябрь 1836 года (Эйд.).
Тире не ставится при таком способе выражения сказуемого лишь в речи разговорной, бытовой: Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М. Г.); Моя сестра учительница. Однако и здесь обязательно тире, если имеется противопоставление: Моя сестра - учительница, а брат - зоотехник . То же при выражении подлежащего личным местоимением; ср.: Я музыкант. - Я - музыкант, а сестра - педагог .
Тире не ставится при сказуемом-существительном с отрицанием, а также при наличии слов, осложняющих сказуемое: Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне (Щип.); Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом (Ч.). Однако при наличии противопоставления сказуемое с отрицанием не требует постановки тире для отграничения всего состава сказуемого (не...а ): И в то же время замечал, что он - не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: ...Он не господин в своем доме ).
Тире ставится при сказуемом-существительном, присоединяемом связками вот, это : «Уважение к минувшему - вот черта , отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин (Расп.); Камень-кит, по свидетельству ученых-специалистов, - это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи (Гейч.); Пушки-ногорье - это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад , замечательный памятник природы (Гейч.).
Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным: А твоя комната такая хорошая для ребенка (Ч.); У меня много хороших людей, почти все хорошие (Сим.). Безусловно не ставится тире, если сказуемое-прилагательное имеет глагольную связку: Зима выдалась суровая (Пауст.); Дни стояли мягкие, серые . Река долго не замерзала (Пауст.); Вода стала непригодная . Черпают ее исключительно для поливки огородов или деревьев (Сол.). При сказуемом-прилагательном тире рекомендуется в двух случаях:
1) при структурном параллелизме частей сложного предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд - острый, прическа - мальчишеская, одежда - современная, модная ; ср.: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель (П.) - акцентно выделены только сказуемые;
2) при наличии однородных сказуемых, особенно если имеются и иные способы выражения сказуемого: Сын у нее - желтый, длинный и в очках (М. Г.).
Примечание . При акцентировании сказуемого тире возможно: Стена леса была - как грудь, а костер - как кровавая рана в ней (М. Г.); Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел - словно сигнал (Фурм.); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова - как гиря (Шол.); Жизнь - что тельняшка (газ.).
Наличие тире, как правило, подчеркивает авторскую манеру: Чернеющие прогалины - как черные острова в белом море (Бун.); Я вот - злой, сильный, да и то среди вас - как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.).
Тире ставится на месте нулевого сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента - обстоятельственный и подлежащими: Лепятся друг к другу дома. За ними - огороды (газ.); Над желтыми соломенными полями, над стерней - синее небо да белые облака (Сол.); За шоссе - березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома - длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-«молнии» с пузатыми стеклами (Кав.). Особенно стабилен этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку - избы, на другом - усадьбишка (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).
Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения: Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева - почти черная, с голубыми просветами, справа - седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, - мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.); У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та - третью, третья - четвертую, и потому нет его рассказам конца (Пауст.); За ним [лещом] виден жирный и упористый окунь, потом - щуренок с желтыми подозрительными глазами (Пауст.); Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды - на торговок рыбой (Пауст.); Иные считали портрет работой Ван-Дейка, другие - Рембрандта (Пауст.); Район Красноводска богат нефтью и газами, Дагестан - газами, Эмба - нефтью и известняком, а Мангышлак - каменным углем, фосфоритами и нефтью (Пауст.). Ср. возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).
Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я - страсть как! (М. Г.); В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей - хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой - обыкновенная водяная мельница. В пятой - обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой - просто обстановка крестьянской избы. В седьмой - обстановка избы, где ткали вот эти самые чергы и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.); Родные еще в 1835 году решили продать свое сельцо, чтобы поправить тяжелое материальное положение. Для них Михайловское было только вотчиной, дачей. Для него же - местом высокого духовного преображенья (Гейч.).
Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто - чему, кто - куда, что - кому, что - куда, что - как, что - где и др.: Все скважины - в строю; У микрофона - сердце!; Книга - почтой; Оценки - за знания; Вам - ключ от вуза; Вслед за рекордом - авария; Поездам - «зеленый»!; Прежде всего - деловитость .
Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение "от... до") - количественные, временные, пространственные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Кара-Бугаз, через Ташкент - Красноводск» (Пауст.); Пришли и самые старые люди пушкинского Святогорья. Самым молодым из них было не менее 70 - 75 лет (Гейч.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII - XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.); А наш водолаз-силач за пять - семь минут с трудом делал по грунту несколько шагов (Пауст.).
Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т.д.: Закон Бойля - Мариотта; Матч Каспаров - Карпов; История Печорин - Грушницкий; Диаграмма Герцшпрунга - Рессела .
Тире ставится между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Отношения учитель - ученик; Проблема рыночные отношения - социальная защита . Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство - человек - природа .
Тире может ставиться между членами предложения для выделения, акцентирования их позиции (в стилистических целях). Чаще всего такое тире отделяет присоединительный член предложения, заключающий в себе дополнительное сообщение: Это очень скверно, как я должен был писать - из-за куска хлеба (Бун.); Он простился с теми двумя, что вышли с ним и направились к белой статуе Виктории, к крытой пристани, и опять побрел по улице рикша - на этот раз к отелю (Бун.); Рикша и его седок неслись среди этой темноты и грязи Древнего Востока, быстро, быстро, точно спасалисъ от кого-то - вплоть до самой реки Келани (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами - открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражним только раз - случайно, на улице (Шол.).
Отделяться с помощью тире могут члены предложения, подчеркивающие быструю и неожиданную смену действий: Вскакиваю - и бегом вдоль забора (Крут.).
Тире может употребляться для перегруппировки членов предложения при возможной синтаксической двусмысленности; ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель ; а также: Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из комнаты полумертвой и не принимающей участия в жизни - старухой (Л. Т.); ср.: ...вышла из комнаты полумертвой и не принимающей участия в жизни старухой (вышла не принимающей участия в жизни - не принимающей участия в жизни старухой) .
Тире ставится для передачи интонационного разрыва между словами, возможных пауз: И вот - речка (Крут.); Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию... (Бл.) (тире перед сказуемым подчеркивает его значимость). Интонационное выделение, осуществляемое с помощью тире, особенно характерно для предложений, заключающих в себе противопоставления: Страшно, сладко, неизбежно, надо мне - бросаться в многопенный вал, вам - зеленоглазою наядой петь, плескаться у ирландских скал (Бл.); Мне надо заготовить дровишек на ночь, стан образовать, словом, я - по хозяйственной части, а ты - обеспечиваешь рыбой (Шол.).
Именительный темы (представления) как синтаксическая конструкция, изолированная от того предложения, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, - точкой, вопросительным или восклицательным знаком, многоточием.
Каждый знак вносит соответствующий смысловой и интонационный оттенок: Москва, Сибирь . Два эти слова звучали именем страны (Тв.); Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования (Пауст.); Снегири! Как же я не замечал их раньше! (Сол.); Журавли... Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою - увидать бы в небе журавлей (Сол.); Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то, или они всегда беззвучно и властно, как дух, стояли над Сибирью, ниспуская на человека путешествующего тоску и тревогу? (Расп.); Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (Пауст.); Лунин... Нет, не могу не остановиться здесь на судьбе этого великого соотечественника (Чив.); Урал! Завет веков и вместе - предвестье будущих времен, и в наши души, точно песня, могучим басом входит он! (Тв.).
Наиболее употребительны многоточия (подчеркивают момент раздумья, паузы) и восклицательный знак (экспрессивность) или сочетание восклицательного знака и многоточия.
При именительном темы, более тесно связанном с базовым предложением, в котором имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки, употребляется тире: Смерть - она все успокаивает (М. Г.); Читатель - он знает, что важен не человек - важен дух человеческий (М. Г.); Марченко - тот был человек, золотой человек (Каз.); Дорога в дождь - она не сладость, Дорог а в дождь - она беда (Евт.).
Примечание . Имитация разговорной (мало расчлененной) интонации может послужить поводом для постановки запятой при контактном расположении местоимения: Судьбы человеческие, они - каждая сама по себе, хотя живем мы вроде бы сообща... (Аст.).
При именительном темы, сопровождаемом вопросительным предложением, ставится точка: Научный потенциал . Как им распорядиться? (газ.); Гастроли в Москве . Что они значат ? (газ.); Коммерция . Что вы знаете о ней? (газ.).
Если именительный включается в состав предложения и вопросительная часть конструкции также представляет собой форму именительного падежа, то употребляется тире: Сценари й - произведение или полуфабрикат? (газ.); «Зеленая революция» - легенда или реальность? (газ.). В таких случаях возможна подстановка связки это: Парапсихология - это трюк или реальность? Действительность или фикция? (газ.).
Примечание . В печати при наличии вопросительной конструкции именительный темы часто отделяется двоеточием, что, однако, следует признать нецелесообразным, например: Стадион: «цех здоровья» или футбольная арена? (газ.); Литературное произведение: символ или модель? (газ.); Ср. также: Студенческий быт: каким ему быть? (газ.). Знак двоеточие теряет здесь свою основную, разъяснительную функцию.
ОТРИЦАНИЕ
КАК
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Собственно отрицательные предложения этого типа в формах прош. и буд. вр. вступают в соотношения с предложениями типа Есть куда пойти , Есть с кем посоветоваться (см. § ), которые в исходной форме отрицания не принимают, а в других формах принимают факультативное отрицание: Было (не было ) куда пойти ; Будет (не будет ) с кем посоветоваться . По сравнению с собственно отрицательными предложениями такие формы менее употребительны: Наверно , по этой или еще по какой причине в нем начала расти досада , даже злость , хотя злиться вроде и не было на кого (Бык.;/злиться было не на кого ); Гибли от голода и от мороза , от того , что не было где согреться , перевести дух (М. Александров;/негде было согреться ); Остались те , у кого не было на чем ехать (И. Шамякин; /у кого не на чем было ехать ).
§  . Частица ни входит в структуру собственно отрицательных предложений: Ни души ; Ни одного человека ; Ни единого облака ; Ни малейшей надежды (см. § ). В эти предложения часто входят существительные с уменьшительными суффиксами, обладающие значением единичности (Ни огонька ; Ни облачка ; Ни звездочки ), и с суф. -инка (а ), обозначающие малую частицу: Ни сединки ; Ни кровинки ; Ни пылинки ; Ни соринки . Здесь отрицается наличие даже одного из элементов того или иного множества или даже самой малой части чего-то целого. При этом отрицается наличие не конкретного единичного предмета, а вообще подобных предметов: в предложениях На небе ни звездочки , Сегодня ни облачка сообщается об отсутствии (в данный момент) звезд или облаков; аналогично: Ни копейки (о полном отсутствии денег); Ни минуты (о полном отсутствии времени); Ни сединки (о полном отсутствии седины); Ни малейшей надежды (о полном отсутствии надежды).
Такие предложения вступают в соотношения с собственно отрицательными предложениями с нет : Ни минутки - Нет ни минутки ; Ни облачка - Нет ни облачка ; Ни малейшей надежды - Нет ни малейшей надежды . Семантические структуры таких предложений совпадают.
§  . Местоимения никто , ничто и местоименное прилагательное никакой в форме род. п. входят в элементарную грамматическую основу таких собственно отрицательных предложений, как Ничего нового ; Родных - никого ; Никаких проблем (см. § ); местоимения несут здесь значение полного отрицания.
Эти предложения, как и предложения с частицей ни , вступают в соотношения с собственно отрицательными предложениями со словом нет : Ничего интересного - Нет ничего интересного ; Никаких проблем - Нет никаких проблем .
СЛОВО
нет
КАК
ЭКВИВАЛЕНТ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 2650. Отрицательное слово нет как эквивалент предложения или его главного члена функционирует в диалоге или в составе противительной конструкции.
В диалогической речи нет употребляется в ответных репликах; вопрос при этом может или заключать в себе отрицание или не заключать его. Если вопрос не содержит в себе отрицания, то слово нет в ответе является отрицающим: - Имеете ли вы с кем из своих переписку ? - Нет (Шолох.). Ответ при этом часто повторяет как отрицание соответствующую часть вопроса: Знал ли Филипп Петрович , что угроза гибели уже нависла над ним ? Нет , он не знал и не мог знать этого (Фад.); - Вы ученый историк ? - Нет , - сказал ... его собеседник , - нет , я не ученый историк (Тих.); Разве Ирочка страдала оттого , что жила в давно не крашенной , не очень светлой комнате ? Нет , не страдала (Погод.). Ответ может включать и то, что противопоставляется отрицаемому: - Ты вчера - был в театре ? - Нет , в цирке ; - Женаты вы ? Нет , холост ; Следует ли распечатывать сундук с книгами ? Нет , его надо отправить прямо в Рим (А. Виноградов); [Панова :] Страшно под снарядами ? [Любовь :] Нет , весело (Трен.).
Если первая реплика содержит отрицание, то возможны два типа ответов с нет . а) Слово нет служит для подтверждения отрицающего (негативного) ответа: - Вы не читали эту книгу ? - Нет , не читал ; - Командующий не отдавал приказания о несдаче трофейного оружия ? - Нет , - сказал Климович (Симон.); - Любушка , ты меня не разлюбила за эти три месяца ? - Нет (Кетл.). Здесь также возможно повторение соответствующей части вопроса: - А во владение имениями не вступили ? - спросил Бабурин . - Нет , не вступил , - отвечал я (Тург.); - Что , тебе не жалко что ли , что я еду ? - Нет , не жалко (Симон.). б) Слово нет служит для отрицания негативного ответа; для выражения несогласия, возражения: - Вы не читали эту книгу ? - Нет , читал . В этом случае вслед за нет обязательно следует утверждение: - Так как же , вы больше и не видали дедушку ? - спросила Анна Андреевна . - Нет , когда мамаша стала выздоравливать , тогда я встретила опять дедушку (Дост.); Ты можешь ответить , что мертвых Завидуешь сам ты судьбе , Что мертвые сраму не имут , - Нет , имут , скажу я тебе (Симон.); - Наташа , ты не понимаешь ... - Нет , я все понимаю , все ! (Тендр.).
§  . В составе противительной конструкции слово нет концентрирует в себе все содержание отрицания, противопоставляемого утверждению: На улице шум , а здесь нет ; Тебе весело , а мне нет ; Отец дома , а мать нет ; Многим все вообще эпитафии кажутся смешными , но мне нет , особенно когда вспомню о том , что под ними покоится (Лерм.); Я человек вольный , странник из города Тифлиза , говорит Ашик -Кериб ; хочу пойду , хочу нет (Лерм.); Ты считаешь Вронского аристократом , но я нет (Л. Толст.); - Что же , Митя , девушки вас любят ? - Какие любят , а какие и нет (Шолох.); На работе со всем поспеваю , а дома - нет (Кетл.).
В построениях с разделительным союзом слово нет может выступать в роли эквивалента второй части конструкции: Жива ли , нет ли , бог ее ведает (Пушк.); Верно или нет я рассуждаю , Настасья Ефимовна ? (Ю. Лаптев).
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ОТРИЦАНИЕ
§  . Большинство предложений может употребляться с отрицанием и без отрицания. Так, в предложении Брат не работает в воскресенье отрицание введено в состав предложения, но сопоставление его с предложением Брат работает в воскресенье показывает, что минимальная структурная основа у них одна и та же и что отрицание не является элементом этой основы; аналогично: Отец учитель - Отец не учитель ; Здесь холодно - Здесь не холодно ; Брат дома - Брат не дома . Функцию факультативного отрицания выполняет частица не , выступающая в препозиции к тем членам предложения, которые отрицаются.
В двукомпонентных предложениях отрицание возможно при любом из главных членов. Однако оно обычно употребляется перед сказуемым, а в не подлежащно-сказуемост-ных предложениях - перед глаголом или предикативом. В отличие от собственно отрицательных предложений при этом отрицается только предикативный признак: Отец уже не работает ; Ее брат не врач ; Его лучшая картина еще не написана ; Письмо не из Москвы ; Директор не у себя ; Главное - не ошибиться ; Ложь - это не ново ; Дозвониться - не проблема ; Обучать способных детей не трудно ; Не надо печалиться ; Не хочется разговаривать ; Времени не хватает ; Серьезности не прибавилось .
Отрицание возможно также перед инфинитивом или перед именным компонентом (которые при этом в предложении часто являются ремой): Здравствуй , племя Младое , незнакомое ! Не я Увижу твой могучий поздний возраст (Пушк.); Однажды случилось мне целый месяц не брать пистолета (Пушк.); Впрочем , я с вами говорить не буду : в этой сцене не вы главное действующее лицо (Тург.); Нам , Женя , надо не терять друг друга из виду (Шолох.); Но ехать туда лучше с ночи , днем можно и не проехать (Симон.); Нужно не обращать внимания на ее девичье лукавство (Ант.); Что и говорить , за столом экзаменационной аудитории сидел не ангел (газ.).
Среди однокомпонентных пред-ложений свободно принимают отрицание предложения спрягаемо-глагольного и наречного классов: Литвинов взялся за книгу , но ему не читалось (Тург.); Пигасову в жизни не повезло (Тург.); Их не преследовали . По ним не стреляли вслед (Шолох.); Может быть , мы погибнем , мне не страшно . Да , мне совсем не страшно (Фад.); Ему не спалось . Не жилось . Не читалось (Симон.); А он шел и плакал . И ему было не стыдно (Шукш.).
В инфинитивные предложения отрицание может вносить значение запрещения: Не входит !; Не разговаривать !; Усталой рысцой пробегает офицер , покрикивает : - Не отставать ! (Тендр.); До окончания бурана с вышки никуда не выходить , ты отвечаешь за людей (газ.).
В предложениях именного класса отрицание связано с выражением опасения, нежелательности (см. § ): Лишь бы не телеграмма !; Только бы не он !; Хоть бы не грипп !; Вспоминаю о войне : Если б не война ! (Яшин); Вот если бы только не этот второй конвоир (Ю. Слепухин).
Для именных предложений с отрицанием характерна детерминация: Я жить хочу , и пить , и есть , Хочу тепла и света , И дела нету мне , что здесь у вас зима , не лето (Твард.); - На войне он бы под трибунал пошел - вот куда , сказал Цаплин . - Сейчас не война , - ответил Федя (И. Зверев); - Отставить , Воронихин , здесь не библиотека , - сердито сказал Пастухов (Чак.); И не бегите так . Мне уже не двадцать лет (Чак.). Без детерминантов употребление таких предложений обычно обусловлено контекстом: А вы не шутите . Шутить не время . Не первый май (Ант.); Что она нарядилась так ? Не праздник !; Почему ты без пальто идешь ? Не лето !; Ну , что она плачет ? Послужит два годика и вернется . Не война (разг. речь).
§  . В распространенном предложении факультативное отрицание может находиться при любом распространяющем члене (который при этом часто служит ремой): Он читал не газету ; Они ходили не в театр ; Они занимаются в библиотеке не нашего района ; Не из -за них шум ; Не у нее грипп ; Не часто встречаются такие люди ; Надежда не застать его дома обратилась в прах (Чех.); Обида только укрепляла Синцова в решении не возвращаться в редакцию без хорошего боевого материала (Симон.); Начинаю читать не учебники (Шкл.); Многое зависит не от меня (А. Виноградов); Но Микеланджело писал не книги (Г. Бояджиев); Я не целиком им поверил (Н. Михайлов); Не однажды жителей хутора Южного выселяли в тыл (Овечк.); Не всегда вина за плохие проекты лежит на одних только проектировщиках (газ.).
Отрицание, стоящее перед группой словоформ, может относиться ко всей этой группе в целом. На такую отнесенность указывает контекст или противопоставление: Смотрела она на нас смело , в упор , словно мы были не новые для нее люди , а животные зоологического сада (Чех.); Около дивана стояла девочка с косичками и радостными глазами смотрела на Потапова , но не на его лицо , а на золотые нашивки на рукаве (Пауст.); Мы не вспоминаем в эту минуту всех книг , которые мы прочли , всех истин , которые нам сказали , мы вспоминаем не всю землю , а только клочок земли , не всех людей , а женщину на вокзале (Симон.). В этих предложениях отрицание относится ко всей группе словоформ: не - новые для нее люди , не - на его лицо , не - всю землю , не - всех людей .
На отнесенность отрицания к одной отдельной словоформе указывает противопоставление именно этой словоформе: Начальник Борисовского гарнизона , по слухам , находился где -то на Минском шоссе , но не по эту сторону Борисова , а по ту (Симон.); Судя по всему , война шла сегодня на русской , а не на немецкой земле (Чак.); В Италии не одна политическая партия и не две , а около десятка (газ.).
Для того, чтобы подчеркнуть, что отрицание относится только к определенной словоформе (или группе словоформ), частица не ставится между предлогом и следующей за ним формой. Так, в предложении Давай , Костя , выпьем . За нашу молодость . И еще за не нашу молодость (Д. Павлова) противопоставляются словоформы с отрицанием и без отрицания: за нашу молодость и за не нашу молодость . Противопоставления в таком предложении может и не быть, но постановка отрицания между предлогом и присоединяемым им именем уже свидетельствует об отнесенности отрицания только к слову или словам, определяющим это имя: Через годы и горы идут люди к не всегда видимому будущему (Шкл.); Слова о не задержавшихся в батальонах комбатах не испортили ему настроения (Симон.); Но не так -то легко отмахнуться от не дающих покоя мыслей (Н. Почивалин).
§  . Отрицание, стоящее в начале предложения, может относиться или только к словоформе, которая за ним непосредственно следует, или к предложению в целом. Так, предложение Не поезд гудит может означать как Не поезд - гудит , так и Не - поезд гудит . В первом случае отрицается не действие, а то, что это действие производит поезд ((гудит не поезд, а что-то другое)); аналогично: Не телефон звонит , а будильник . В этих случаях позиция отрицательной частицы при любом порядке слов - всегда перед отрицаемой словоформой: Не поезд гудит ; Гудит не поезд ; Не телефон звонит ; Звонит не телефон . Во втором случае (Не - поезд гудит ) отрицание относится ко всему предложению, которому может быть противопоставлено другое предложение: Не поезд гудит , а гром гремит ; Не ветер бушует над бором , Не с гор побежали ручьи , Мороз -воевода дозором Обходит владенья свои (Некр.); Не Порт -Артур не нужен , а вся война эта народу нашему не нужна (Сарт.). Позиция отрицания, относящегося ко всему предложению, при любом порядке слов - всегда в абсолютном начале предложения: Не поезд гудит , а ...; Не Порт -Артур не нужен , а ...
Для отрицания при предложении в целом характерны специальные конструкции отрицательного сравнения с указательным словом то , широко используемые в поэзии, в фольклоре. В этих конструкциях противопоставляются сравниваемые ситуации и посредством отрицания одного усиливается, подчеркивается другое: То не ветер ветку клонит , Не дубравушка шумит - То мое сердечко стонет , Как осенний лист дрожит (Ф. Стромилов); То не ласточка щебетунья , не резвая касаточка тонким крепким клювом себе в твердой скале гнездышко выдолбила ... То с чужой жестокой семьей ты понемногу сжилась да освоилась , моя терпеливая умница ! (Тург.). Позиция то может быть не занята: Не лед трещит , Не комар пищит , То кум до кумы Судака тащит (народн. песня); Не ветры веют буйные , Не мать -земля колышется - Шумит , поет , ругается , Качается , валяется , Дерется и целуется у праздника народ (Некр.); Не ветер гудит по ковыли , Не свадебный поезд гремит , - Родные по Прокле завыли , По Прокле семья голосит (Некр.); То не зори в струях озера свой выткали узор , Твой платок , шитьем украшенный , мелькнул за косогор (Есен.).
ОТРИЦАНИЕ ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
§  . Сопоставление таких предложений, как: 1) Брат не ходил вчера в библиотеку , 2) Не брат ходил вчера в библиотеку , 3) Брат ходил не вчера в библиотеку и 4) Брат ходил вчера не в библиотеку показывает, что отрицание имеет разный характер. В первом предложении отрицается предикативный признак, а через него и вся та ситуация, о которой сообщается. Отрицание при сказуемом или главном члене, выражающем предикативный признак, придает отрицательное значение всему предложению. Такое отрицание называется общим , а предложения с таким отрицанием - общеотрицательными . Во втором предложении отрицание относится к носителю признака, но не отрицается само действие ((не брат, но кто-то другой ходил в библиотеку)); в третьем и четвертом предложениях отрицаются соответственно время или место действия, но не отрицается само действие ((брат ходил в библиотеку не вчера, а в какое-то другое время) и (брат ходил вчера не в библиотеку, а куда-то еще)). Отрицание во втором, третьем и четвертом предложениях относится не к ситуации в целом, а лишь к какой-то ее части, т. е. имеет частный характер. Такие предложения называются частно-отрицательными . Частное отрицание связано с актуальным членением предложения: член предложения с частным отрицанием, как правило, является ремой.
Частный характер может иметь отрицание и при сказуемом: Он не ходил в библиотеку , а ездил . Здесь отрицается не вся ситуация, а только характер совершившегося действия. Глагольное сказуемое в этом случае выполняет функцию ремы: Не читает он , а пишет ; Не шел он , а летел .
С общим и частным характером отрицания связаны разные возможности противопоставления.
В частноотрицательных предложениях отрицаемому члену всегда может быть противопоставлен какой-то другой - утверждаемый: Не брат ходил в библиотеку , а отец ; Брат ходил не вчера в библиотеку , а сегодня утром ; Брат ходил вчера не в библиотеку , а в кино . В тексте частное отрицание нередко и сопровождается таким противопоставлением: Действуйте , но только ни в коем случае не вблизи Гремячего и не в хуторе , а где -нибудь в степи (Шолох.); Из второй поездки на Арбатскую стрелку мы с Николаевым приехали обратно в Симферополь не ночью 23 сентября , как это сказано в дневнике , а в ночь на 23 сентября (Симон.); Мы не забывали об опасности , но жили мыслями не о войне , а о мире (Н. Михайлов); Голубов был одет так , словно ехал не на работу , а в кино (Ант.); Но на этот раз экзамен сдавал не музыкант , а инструмент - первая скрипка , изготовленная в Монголии (газ.).
В общеотрицательных предложениях необходимости в противопоставлении нет: Брат не ходил в библиотеку ; Я не просил у вас эту книгу ; Он давно не получал писем . Здесь возможно противопоставление только предложений: Я не просил у вас эту книгу , а вы сами мне ее принесли .
Примечание . Только противопоставление предложений возможно и в тех случаях, когда противопоставляются собственно отрицательные и неотрицательные предложения разной грамматической структуры: Русалок не существует - Русалки существуют ; Вчера не получено писем - Вчера получены письма ; У него нет времени - У него есть время ; Им не о чем рассказать - Им есть о чем рассказать ; Некуда пойти - Есть куда пойти ; Его не понять - Его можно понять ; Там не проехать - Там можно проехать .
§  . Все собственно отрицательные предложения являются общеотрицательными. Предложения со спрягаемой формой глагола и факультативным отрицанием являются общеотрицательными тогда, когда частица не стоит перед глаголом-сказуемым или перед главным членом, и частноотрицательными тогда, когда частица не стоит при подлежащем или при распространяющем члене предложения. В предложениях с главным членом - спрягаемой формой глагола и зависящими от нее членами, а также в предложениях без спрягаемой формы глагола общий или частный характер отрицания определяется позицией частицы не .
1) В предложениях со спрягаемой формой глагола и зависящими от нее словоформами (или словоформой) отрицание является общим, если частица не стоит непосредственно перед спрягаемой формой, и частным, если частица стоит перед зависящей от глагола словоформой: Он не думает ехать на юг - Он думает не ехать на юг ; Он не может отдыхать - Он может не отдыхать ; Это сообщение не может оказаться правдой - Это сообщение может не оказаться правдой ; Он не числится в передовиках - Он числится не в передовиках ; Ему не удалось заснуть - Ему удалось не заснуть .
2) В предложениях без спрягаемой формы глагола общий или частный характер отрицания может быть определен только по неисходным формам, т. е. там, где есть специальный показатель синтаксического времени или наклонения. Так, предложения Отец не учитель , Брат не дома могут быть поняты и как общеотрицательные, и как частноотрицательные: Отец не учитель - (не является учителем) или (является не учителем) (а инспектором); Брат не дома - (не находится дома) или (находится не дома) . В форме наст. вр. на частный характер отрицания в таких предложениях может указывать противопоставление в ближайшем контексте: Кировск не каменный , а рубленый (Н. Михайлов); Я не врач , а фельдшер царского времени (Липатов); Так , может не в реформе дело , а в человеке (газ.). В неисходных формах на общий или частный характер отрицания указывает позиция частицы не : Брат не был дома - Брат был не дома (а где-то еще); Отец не был учителем - Отец был не учителем (а инспектором).
Отрицание перед служебным глаголом имеет общий характер: Наружность его не была обманчива (Пушк.); Лаврецкий не был молодым человеком (Тург.); На этот раз она не была одета в красное (Чех .); А зодчий не был итальянец (Мандельшт.); Из всего экипажа только один водитель не был ранен (Фад.); Нет , он не был в забытьи (Симон.); Он не был здоров почти всю свою жизнь (Залыг.).
Отрицание перед именем в таких случаях является частным: Платье на нем было не ново и узко , словно он из него вырос (Тург.); Она не поехала преимущественно потому , что платье , на которое она рассчитывала , было не готово (Л. Толст.); Чистота была здесь не в моде (Гиляр.); Он был не трус , как видно (Симон.); Потом пойдет разговор , конечно , разговор будет не легкий (Бык.).
О частном характере отрицания в подобных предложениях свидетельствует и возможность противопоставления: Он был не дельцом , а политическим деятелем (Эренб.); Нет , это был не Родион , а другой , незнакомый , Володя Анкудинов , связной партизанского отряда (Леон.); Она приложилась губами к его виску , но висок был не горячий , а влажный , в капельках пота (Симон.).
Частный характер отрицания в этих предложениях подтверждается также особенностями использования местоименных слов с преф. ни , частицы ни и союза ни ... ни . В общеотрицательных предложениях эти слова могут занимать любую позицию: Никто не был в школе ; Никогда брат не был в этой школе ; Брат не был ни в той , ни в этой школе ; Ни вчера , ни сегодня брат не был в школе ; Никогда он не был инженером . В предложениях частноотрицательных слова с преф. ни - и словоформы с частицей ни и союзом ни ... ни могут занимать только позицию словоформ, распространяющих непосредственно тот член предложения, который имеет при себе отрицание: Он был никакой не инженер (разг. речь); Он был еще нисколько не стар (газ.); Это были просто растерянные люди , никакие не преступники (Симон.) (см. § ). Поэтому нельзя сказать *Никто был не в школе ; *Никогда он был не инженер ; *Ни вчера , ни сегодня брат был не в школе .
Особый случай представляют собой наречные предложения, в которых противопоставление общего и частного отрицания ослаблено. В таких предложениях возможна постановка частицы не как перед служебным глаголом, так и перед предикативом, и обе формы тяготеют к выражению общего отрицания: Им не было суждено встретиться - Им несуждено было встретиться ; Нет , нам не было грустно , нам не было жаль (Блок); И , чтобы ему в самом деле не было стыдно , поспешила солгать , что ей тоже хочется спать (Симон.); Анискин ... умел определять по звездам время и погоду , так что ему не скучно было наедине с таким простором и такой величественностью , от которой кружилась голова (Липатов); Фельетонисту чувства юмора тоже не занимать , но ему не было смешно , когда он слушал эту историю (газ.). Общий характер отрицания в таких предложениях подтверждается возможностью употребления в них местоименных слов с преф. ни -, не зависящих непосредственно от словоформы с отрицанием: Нигде им не было скучно - Нигде им не скучно было ; Никогда им не было суждено встретиться - Никогда им не суждено было встретиться ; Они строили планы , которым никогда не было дано осуществиться - Они строили планы , которым никогда не дано было осуществиться . Общий характер отрицания в предложениях, где частица не ставится непосредственно перед предикативом, поддерживается и постпозицией формы глагола быть .
Примечание . При препозиции глагольной формы сохраняется частный характер отрицания: А он шел и плакал . И ему было не стыдно (Шукш.). Неправильно: *Никогда ему было не стыдно ; *Нигде им было не скучно . Частный характер отрицания при препозиции глагола в таких предложениях подтверждается тенденцией к слиянию отрицания с предикативом: Им было нескучно .
Общий характер имеет отрицание и в предложениях с предикативами надо , нужно , где в неисходных формах нормальна постановка частицы не перед предикативом при постпозиции глагола быть : Ей не надо было беспокоиться ; Ему не нужно будет больше заниматься этим делом ; Им не нужно будет ни о чем заботиться ; Никого не надо было спрашивать ; Ни о чем , совершенно ни о чем не надо было думать , кроме как о рассказе , который я писал (Пауст.).
НЕСКОЛЬКО
ОТРИЦАНИЙ
В
ОДНОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ
§  . В предложении может употребляться одновременно несколько отрицаний. Это связано с возможностью употребления в одном предложении и общего и частного отрицания, а также нескольких частных отрицаний.
В общеотрицательных предложениях возможно употребление еще одного или нескольких отрицаний, действие которых не связано с общим отрицанием и имеет частный характер. Такое отрицание может выступать при любом члене предложения, кроме того, который уже несет значение общего отрицания: На сей раз не хотела она не сдержать данного слова (Пушк.); Уж не одну ночь не спала я (Гонч.); Хотя я вновь обзавелся семейством , но это нисколько не мешает мне не забывать старых товарищей (Гиляр.); Уж мертвый вас не оскорбит В письме давно не нужным словом (Симон.); Не следует совсем ни во что не верить (Герман); Сам читал аршинные буквы на розовой стене Страстного монастыря : "Не трудящийся да не ест " (Н. Михайлов); Не из -за угрызения совести Глухарев не ответил на обидный упрек (Тендр.); Не мой эскадрон не пошел в атаку (И. Шамякин); Лазарь Баукин мне не родня , и никаких обещаний не убегать он никому не давал (Нилин); Он не заходил вовсе не из -за времени (В. Орлов).
Примечание . В собственно отрицательных предложениях наряду с обязательным возможно употребление и факультативного отрицания, которое в этом случае имеет частный характер: Не полюбить его не было возможности (Тург.); А коли так , так и соваться не надо было ; нечего не за свое дело браться (Дост.); Теперь в кузове находилось уже столько "гражданских ", что не было оснований не взять еще (Н. Чук.); Ее нужно посылать , нужно для дела , нужно для нее самой , нет никаких причин не посылать (Симон.); Его не за что не любить (Залыг.).
Возможно употребление нескольких отрицаний и в предложениях с обособленными оборотами: одно - при сказуемом, другое - в составе обособленного оборота при причастии или деепричастии. Отрицания в этих случаях самостоятельны: они не зависят друг от друга: Молодые бабы ... никого не пропустят , не зацепивши да не подсмеявшисъ (Леск.); Бахирев не мог понять эту мягкость , не свойственную Вольгану (Никол.); Василий не понимал людей , не любящих демонстрацию (Д. Павлова); Донесения , не побывавшие в его руках , не могут считаться достоверными (А. Виноградов).
§  . В одном частноотрицательном предложении может быть несколько отрицаний, имеющих частный характер. Так, при наличии в предложении однородных членов отрицание возможно перед каждым из них: Я пришла сюда не плакать и не жаловаться (Тург.); На всякий случай дали взаимную клятву не бежать , не реветь при виде самой рогатой опасности (Леон.); Вокруг центра ... широким кольцом расположился не центральный , не парадный , не промышленный и неторговый Энск (Панова); Климович говорил не о драме , не о разводе и не об измене , а о смерти (Симон .); Тем не менее враг не в Москве и не в Ленинграде (Чак.).
Примечание . Возможна и постановка одного отрицания перед всем рядом словоформ: Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда , а среди северных лесистых пространств и озер (Пауст.); Нас сдружили братской властью не компот и пироги - Наши страсти и пристрастья , наши вечные враги (Смел.); Дело было не в храбрости одного или трусости другого (Симон.).
Отрицания, имеющие частный характер, могут также употребляться при нескольких разных распространяющих членах; каждое отрицание при этом действует самостоятельно: Не из желания повиноваться , а просто от избытка изумления Санин не тотчас последовал за девушкой (Тург.); Он считал Баранова не лишенным способности карьеристом , интересовавшимся не пользой армии , а лишь собственным продвижением по службе (Симон.); Они не все и не всегда ехали в одну и ту же сторону (Шкл.).
§  . В некоторых случаях возможна постановка двух отрицаний при одном и том же члене предложения. При этом отрицается уже отрицаемое: Это сделать не невозможно ; Он , может быть , опоздает , но не не придет . Отрицание отрицания создается постановкой частицы не перед отрицательным местоименным словом или наречием, перед отрицательным предикативом нельзя , невозможно или перед словоформой, уже имеющей при себе отрицательную частицу не . В таких случаях одно отрицание относится к той словоформе, перед которой оно непосредственно стоит, а второе - к словоформе, уже имеющей отрицание: Новый знакомый ему не - не понравился . Это не - невозможно . Отрицание отрицания тесно связано с контекстом и используется обычно для выражения возражения и противопоставления: Генералу , как видно , не не понравился такой приступ (Гоголь); Мне больше нечего делать . - Нечего делать , нечего делать ... - проговорила она со слезами на глазах . - Нет , не нечего делать ! (Л. Толст.); У сиреневого не не хватало чего -то на лице , а , наоборот , скорее было лишнее - висящие щеки и бегающие глаза (Булг.); Писать , не видя написанного , трудно , но не невозможно (Н. Остр.); - Я на фронт просилась , а вы меня в уборщицы . - Не хотите ? - Я не не хочу , но смешно : война , а я уборщица ! (В. Кожевников); Но пока инициатива у чемпиона , тигриных прыжков он совершать не любит . Не не может , а не любит (газ.).
§  . Два отрицания могут присутствовать в составе сказуемого или при обоих главных членах общеотрицательного предложения. В результате происходит снятие отрицания и возникает категорическое утверждение с оттенками долженствования, неизбежности, необходимости, обязательности. Такое явление называется двойным отрицанием . Случаи образования двойного отрицания следующие.
1) В предложениях с отрицательными предикативами нельзя , невозможно и отрицанием перед инфинитивом: Нельзя не сказать - (надо, необходимо сказать) , Невозможно не сделать - (надо обязательно сделать) . Понять невозможно ее , Зато не любить невозможно (Лерм.); Молодому человеку , влюбленному , невозможно не проболтаться (Тург.); Я думаю , что нельзя будет не ехать (Л. Толст.); Нельзя не любить такого человека (Чех.); Ведь говорят же , что быть в Риме и не видеть собора Петра невозможно (Дост.); Восхищались им редко , но не уважать его было невозможно (Симон.).
2) При употреблении отрицания перед спрягаемой формой глагола мочь и перед примыкающим к этому глаголу инфинитивом: И сердце вновь горит и любит оттого , Что не любить оно не может (Пушк.); Он не мог не скучать в деревне (Тург.); Они не могли не объясниться (Фад.); Он , знаете , везде , всегда будет писать , по той простой причине , что не писать он не может (Герман); Не думать об этом Звягинцев не мог . (Чак.); Он трудился и не мог не трудиться , как не мог не есть , не дышать , не пить , не спать (Алекс.); Не каждый летчик может стать космонавтом , но космонавт не может не летать (газ.).
3) При сочетаниях не имеет права , не имеет основания , не в силах (не может) , занимающих позицию спрягаемой формы, и следующем за ним инфинитиве: Он не имел права не сказать ((должен был сказать)). Никто не имеет права не знать жизни (Гонч.); Я не имею права не сдержать данного слова (Тург.); Малинин не имел оснований ему не верить (Симон.); Растроганный Николай Григорьевич обещал остаться - он не в силах не остаться (А. Алтаев); Мы должны побеждать и не имеем права не побеждать (В. Кожевников).
1. При сочетании родового понятия с видовым определение согласуется со словом, обозначающим родовое понятие, например: огромное дерево эвкалипт; японский цветок камелия; морская птица буревестник. 2. При сочетании нарицательного имени и собственного имени лица определение согласуется с ближайшим из сущ., например: внимательный врач Петрова - врач Петрова, внимательная к больным. 3. При сочетании видового понятия и индивидуального географического названия определение согласуется с видовым понятием, например: высочайшая гора Эверест 4. При сочетании родового наименований и условного названия определение согласуется с родовым наименованием, например: популярный еженедельник «Неделя»; кондитерская фабрика «Большевик» 5. При сложносоставных терминах типа кафе-молочная определение, как и сказуемое, согласуется с той частью, которая выражает более широкое или более конкретное понятие, например: диетическая кафе-молочная , интересный конкурс -викторина, новая «Роман-газета ». Как и при согласовании сказуемого, играет роль склоняемость или несклоняемость первой части; Оказывает влияние и порядок частей, например: Ферапонтов был толстый... мужик , с толстыми губами, с толстой шишкой -носом. 6. При сложных единицах измерения числительное согласуется со второй (склоняемой) частью, например: одна вольт-секунда , одна грамм-молекула .
7. При аббревиатурах склоняемых определение согласуется по-грамматическому принципу, например: столичный вуз , прочный дзот . При аббревиатурах несклоняемых определение согласуется с ведущим словом развернутого составного наименования, например: Братская ГЭС , но местное сельпо .
Варианты падежных форм дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях явно преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.
1. Р. падеж, имеющий в рассматриваемой конструкции значение подчеркнутого отрицания, обычно употребляется в след. случаях:
1) при наличии в предложении частицыни или начинающихся с частицы ни местоимения или наречия, например: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными... (Л. Толстой); Никогда еще он не ощущал так горестно своей беззащитности, бессилия своего (Горький);
2) при разделительно-количественном значении дополнения, например: ...Не дать ли воды?; Я вам хлеба не достану... Молока не выпьете на дорогу?; За обедом оказалось, что он не пьет вина и не ест мяса (все примеры из Горького);
3) при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.), например: Печали в ее словах Самгин не слышал (Горький); Он... деревни не знал (Чехов); Степка проглотил... конфеты и даже не заметил их вкуса (В. Гроссман);
4) при глаголах иметь, получать, доставать и т.п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания, например: не имеет комнаты, не получил приказа;
5) при выражении дополнения отвлеченными сущ.: не дает оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок. Например: Здесь шума не любят (Горький); Веселья я не ищу (В. Кетлинская);
6) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным, например: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки,. Также при конкретном значении существительного: не спускает глаз, не покладая рук; Своего локтя не укусишь; Шила в мешке не утаишь;
7) при деепричастии или причастии, в связи с книжным характером этих форм, например: Не получив ответа, старик идет на станцию (Чехов); ...Гибнут вдруг, не дописав поэм (Симонов);
8) в инфинитивных предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания, например: Не нагнать тебе бешеной тройки... (Некрасов);
2. В. падеж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:
1) при указании на конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»): не отрецензировал рукопись, которую ему прислали; не выпила молоко, которое ей оставила мать.
2) при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например: Ты не любишь мать (Л. Толстой); ...Не пожалеет ни папу, ни маму (Горький); То же при топонимах, поскольку и они мыслятся как конкретные, вполне определенные понятия, например: Не сдавай Порт-Артур... (Горький).
3) нередко при инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого), например: Журнал я этот не люблю (Тургенев); ...Дверь не притворяла (Достоевский);
4) в вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания, например; И кто знает, когда седыми вы придете под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость вдесятеро большую, чем создатель иных торопливых книг... (Леонов);
5) в побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения), в связи с их разговорным характером, например: Гляди под ноги, не смеши народ (Горький);
6) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия, например: ...Не передам бронепоезд никому другому (Вс. Иванов); А мы не отдадим это место (Симонов);
7) при двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении), например: Не могу не сказать несколько слов об охоте (Тургенев); Никак нельзя не пожалеть это кроткое провинциальное создание... (Леонов);
8) при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности: не читал сегодня газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число). Например: ...Дабы не поощрять в человеке чувство ростовщика (Горький)
9) при наличии слов (частиц) с ограничительным значением: чуть не пропустил лекцию, едва не уронил стакан. Например: Раз он даже шикал, за что чуть было не потерял место (Чехов);
10) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому: не считают вопрос актуальным, не нахожу эти меры своевременными. Например: Она не признает эту интриганку своей дочерью (Л. Толстой):
11) при распространении дополнения несколькими определениями, например: Софья Ивановна мрачно покашливала, слушая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую и ко всему равнодушную дочь (П. Павленко);
12) обычно в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания): не мог представить рукопись, не надеялся выполнить задание. Например: Старик Лаврецкий долго не мог простить сыну его свадьбу (Тургенев); Реже в этих случаях встречается конструкция с родительным падежом, например: ...Не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий (Короленко); Мы не умеем брать просто от жизни ее радостей (Куприн);
13) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, обычно при выражении дополнения конкретным существительным, например: не вставлять палки в колеса, не скалить зубы; Яйца курицу не учат.
Примечание. Для создания комического эффекта в художественной речи может употребляться родительный падеж: Не заговаривайте мне зубов (Чехов).
3. Факультативное употребление р. и в. падежа при переходном глаголе с отрицанием связано со стилистическим различием: конструкции с родительным падежом характерны для книжной речи, конструкции с винительным падежом – для речи разговорной. Ср.: Я не умаляю чьих-либо заслуг... (Горький). – Так и умрешь, не выговорив это слово (он же).
4. При глаголах с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа, например: недогрузить тонну угля, недодать почту, недолить стакан, недооценить силу противника, недопечь пирог, недовыполнить план; р. падеж в этих случаях употребляется при количественно-разделительном значении объекта, например: недодать деталей, недовесить масла, недослать денег.
5. Постановка прямого дополнения в форме винительного падежа обязательна в тех случаях, когда отрицание «не» стоит не при переходном глаголе, а при другом слове в предложении, например: не вполне понял задание, не очень люблю живопись, не часто читаю художественную литературу.
1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :
- объект, на который распространяется действие;
Пишу письмо ; слушаю музыку .
- объект - адресат действия;
Пишу другу .
- объект - орудие или средство действия;
Пишу ручкой .
- объект, на который распространяется состояние;
Мне грустно.
- объект сравнения и др.
Быстрее меня .
2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :
- родительный падеж - кого? чего?
Выбор профессии .
- дательный падеж - кому? чему?
Пишу другу .
- винительный падеж - кого? что?
Пишу письмо .
- творительный падеж - кем? чем?
Пишу ручкой .
- предложный падеж - о ком? о чем?
Думаю о друге .
3. Дополнение может относиться к:
- глаголу-сказуемому;
Пишу письмо .
- главному или второстепенному члену, выраженному существительным;
Потеря коня ; надежда на счастье .
- главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;
Строгий к детям ; думающий о детях .
- главному или второстепенному члену, выраженному наречием.
Незаметно для других.
Способы выражения дополнения
Примечания.
1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).
2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.
3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).
4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:
прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;
Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .
косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .
Примечания.
1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).
2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
План разбора дополнения
- Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
- Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Образец разбора
Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).
Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).