» » Презентация: Презентация к проектной работе "Этот удивительный восклицательный знак". Восклицательный знак

Презентация: Презентация к проектной работе "Этот удивительный восклицательный знак". Восклицательный знак

Авдеева Валентина Николаевна , учитель русского языка и литературы
Воронежская область, Хохольский район

1.Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельностью. 2.Приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
















Подготовила ученица 5 «А» классаМКОУ «Хохольская СОШ»Кирилова СофьяРуководитель Авдеева Валентина НиколаевнаПроект на тему: Этот удивительный восклицательный знак

Вопросы требующие ответа1. Какова роль восклицательного знака в языке?2. Какова история возникновения восклицательного знака?3. В чём отличительные особенности восклицательных предложений?

Цели проекта1. Развитие навыков исследовательской деятельности.2. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Задачи проекта1. Закрепить знания правильного прочтения восклицательных предложений.2. Развивать умение правильного прочтения восклицательных предложений.3. Совершенствовать умение правильно использовать восклицательный знак.

История возникновения знака История возникновения восклицательного знака уходит не в столь далекое прошлое. В мировой письменности появление восклицательного знака датируют XVI веком, в русском языке – XVII в. Причем назывался он не восклицательным, а удивительным. И поскольку удивляться регулярно и помногу на письме не приходилось, то и появлялся восклицательный знак на страницах старинных манускриптов и первых печатных изданий нечасто.

Отличительные признаки восклицательных предложений Восклицательными называются те предложения, в которых выражается эмоциональное отношение говорящего к происходящим действиям. Это гнев, радость, восхищение, ужас и другие эмоции. Особенностью восклицательного предложения будет то, что в его конце ставится восклицательный знак, обозначаемый точкой с вертикальной палочкой, а не точка. Например: Как же хорошо в деревне летом! Сила звучания голоса в таком предложении повышена, темп быстрый или замедленный.

Роль восклицательного знака в языке Все мы знаем, что в предложениях иногда ставится восклицательный знак. Он служит для того, чтобы подчеркнуть восклицание в предложении. Восклицательный знак используется в конце всех восклицательных предложений- повествовательных, вопросительных и побудительных. Он указывает не только на эмоциональный характер сообщения, но и подчёркивает категоричность побуждения, оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п., а также обращения, выражающего эмоции (радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.)

А теперь небольшая игра! На экране будет текст без знаков пунктуаци.ЗАДАЧА УЧАСТНИКОВ: 1. Прочитать текст, указывая голосом на знаки препинания в конце и середине предложений. 2. Не допускать грамматических и пунктуационных ошибок в прочтении предложений.

Добрая девочкаСтояла суровая зима все было покрыто снегом тяжело пришлось от этого воробушкам бедняжки нигде не могли найти корма летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали пожалела воробышков добрая девочка Маша она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

БабочкаБыла весна ярко светило солнышко на лугу росли цветы над ними летала жёлтая бабочка вдруг прилетела большая чёрная птица увидела она бабочку и захотела её съесть испугалась бабочка и села на жёлтый цветок летала вокруг птица летала но не увидела бабочку так и улетела ни с чем.

БелоснежкаБелоснежка по утрам готовила гномам завтрак она готовила всё очень вкусно Белоснежка наливала им чай с молоком пекла блины со сгущенкой и вареньем но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками гномы привыкли и стали мыть руки перед едой без напоминания.

СамолётБыла весна таял снег текли ручейки Саша пускал по воде бумажные лодочки вдруг вверху что-то загудело Саша подумал что летит птица вот она уже над головой это был самолёт засмотрелся Саша на самолёт а лодочки уплыли.

РонжаАниска шла через полянку лесная трава стояла по пояс вдруг закачалась еловая ветка Аниска подняла глаза на дереве сидела чудесная птица это ронжа птица была как яркий цветок она висела на суку и глядела на маленькую девочку головка у птицы черная а грудка зеленая крылья и хвост были красные как огонь птичка тихо скользнула над полянкой и скрылась в древесной листве деревьев.

ПОЗДРАВЛЯЮ ПОБЕДИВШИХ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Связь слов в предложении» - Словосочетание в предложении Учитель: Вершинина Т.А. русский язык 4 класс по программе " Школа XXIвека". Проверь. МОУ «Крутинская гимназия». Запомни! Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Оцени себя! Выпишите словосочетания: Х Существительное + прилагательное. Учебник стр.102 упр.2 Дополнительно!!!

«Предложения с прямой речью» - Максим Горький писал Хорошая книга – просто праздник. Александр Сергеевич Пушкин. Классная работа. Как вы понимаете смысл слов эпиграфа? Я переодеваюсь. Цели урока: Двери были заперты. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка). Знать: что такое прямая речь. А.Н. Ферсмана, музей камня, библиотека-музей».

«Тире между подлежащим и сказуемым» - И.п- сущ. сущ. И.п.: Пятью пять - двадцать пять. И.п.: Наша дружба - солнца яркий свет. Инф. - инф.: Охранять природу - значит охранять родину. Урок русского языка 8 класс Учитель: Воронцова Е.Г. Сиверская СОШ №3. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке. Сущ. Числ. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

«Неполные предложения» - Расставьте знаки препинания, укажите неполные предложения. Урок русского языка 11 класс. Учащиеся должны. Уметь: различать полные и неполные предложения использовать неполные предложения в речи. Полные. Неполные. Зоя Космодемьянская стояла перед командиром партизанского отряда. Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2.

«Обращение урок» - К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Здравствуй, Колечка. Обращением можно выразить ласку, доброту говорящего и, наоборот, недовольство. Предложения спроецированы на доску. Конспект урока. Обращение. Закрепление материала. После разбора накладывается слайд со знаками препинания. Объяснение нового материала.

«Тире в бессоюзном предложении» - Когда дождь кончился, мы отправились в путь. Урок № 18. Никого не будет дома. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Теоретический материал. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.

Всего в теме 10 презентаций

«Связь слов в предложении» - Словосочетание в предложении Учитель: Вершинина Т.А. русский язык 4 класс по программе " Школа XXIвека". Проверь. МОУ «Крутинская гимназия». Запомни! Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Оцени себя! Выпишите словосочетания: Х Существительное + прилагательное. Учебник стр.102 упр.2 Дополнительно!!!

«Предложения с прямой речью» - Максим Горький писал Хорошая книга – просто праздник. Александр Сергеевич Пушкин. Классная работа. Как вы понимаете смысл слов эпиграфа? Я переодеваюсь. Цели урока: Двери были заперты. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка). Знать: что такое прямая речь. А.Н. Ферсмана, музей камня, библиотека-музей».

«Тире между подлежащим и сказуемым» - И.п- сущ. сущ. И.п.: Пятью пять - двадцать пять. И.п.: Наша дружба - солнца яркий свет. Инф. - инф.: Охранять природу - значит охранять родину. Урок русского языка 8 класс Учитель: Воронцова Е.Г. Сиверская СОШ №3. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке. Сущ. Числ. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

«Неполные предложения» - Расставьте знаки препинания, укажите неполные предложения. Урок русского языка 11 класс. Учащиеся должны. Уметь: различать полные и неполные предложения использовать неполные предложения в речи. Полные. Неполные. Зоя Космодемьянская стояла перед командиром партизанского отряда. Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2.

«Обращение урок» - К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Здравствуй, Колечка. Обращением можно выразить ласку, доброту говорящего и, наоборот, недовольство. Предложения спроецированы на доску. Конспект урока. Обращение. Закрепление материала. После разбора накладывается слайд со знаками препинания. Объяснение нового материала.

«Тире в бессоюзном предложении» - Когда дождь кончился, мы отправились в путь. Урок № 18. Никого не будет дома. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Теоретический материал. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.

Всего в теме 10 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Юдин Артём 5 а класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово» Руководитель Морозова Светлана Владимировна

2 слайд

Описание слайда:

Достойные внимания знаки препинания! Знаки препинания очень всем нужны, Знаки препинания нам очень всем важны: Не написать без них стиха И песню не пропеть. И пунктуацией с тобой Нам надо овладеть.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: доказать, что знаки препинания достойны внимания Задачи: - изучить историю и систему русской пунктуации; -рассмотреть значение и употребление знаков препинания в русском языке; - обобщить материал по пунктуации, изученный в пятом классе.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

История возникновения знаков препинания Пушкин: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами. Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем - запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежу­точный знак между двоеточием и запятой. С возникновением книгопечатания появилась необхо­димость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI ве­ка уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак). К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и много­точие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, - «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», вос­клицательный знак - «удивительным» знаком, кавычки - «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак пе­реноса- «единительным» знаком (или «единитным»), скобки - «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»). Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

6 слайд

Описание слайда:

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“ Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из немецкого и тире (черта) - из французского

7 слайд

Описание слайда:

Глава 4 О ЗНАКАХ § 109 Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки в строках и над строками, и для того первые называются строчными, другие - надстрочными знаками. § 110 Строчные знаки суть: запятая, вопросительный знак? точка. удивительный! дветочки: единительный - точка с запятою; вместительный () В 1755 году в Петербурге была напечатана «российская грамматика» М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении второе приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

8 слайд

Описание слайда:

Классификация знаков препинания Завершения. ! ? Разделения, ; : Выделения, «» На улице льет дождь. Внизу, в овраге, шумел ручей. Ребята, помогите убрать мусор.

9 слайд

Описание слайда:

Результаты анкетирования Знание знаков препинания – 100% История происхождения знаков – 6% Затруднения при постановке знаков – более 50% Наибольшие затруднения постановки знаков препинания у обучающихся вызывают: -запятая в сложных предложениях; при однородных членах предложения; при обращениях; знаки препинания при прямой речи.

10 слайд

Описание слайда:

Знаки препинания играют очень важную роль в нашей речи. Один неправильно поставленный знак, может даже лишить человека жизни (Казнить нельзя помиловать). - Знаки препинания помогают пишущему выразить свою мысль, а читающему – понять ее, то есть служат целям общения между людьми. - Без знаков препинания нам было бы трудно понять друг друга. - Умение верно поставить знак – искусство, которому мы учимся на уроках русского языка. - Грамотный человек – это не только тот, кто в словах не допускает ошибок, но и тот, кто может правильно поставить тот или иной знак препинания. Выводы

11 слайд

Описание слайда:

О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, а всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился мыслить и дошёл до точки». Берегите знаки препинания! Спасибо за внимание!

Презентация на тему «Зачем нужны знаки препинания » Выполнила ученица 4 – В класса МБОУ г о Балашиха «Гимназия №2» Малкова Софья Учитель Подобина Елена Леонидовна 2015 год

Цель: Объяснить для чего нужны знаки препинания и научить грамотно их употреблять. Задачи: Выяснить роль знаков препинания в устной речи и на письме. Научиться правильно расставлять знаки препинания. Привести примеры правильной расстановки знаков препинания. Представить презентацию.

Знаки препинания Для чего же все-таки нужны нам знаки препинания? Знаки препинания необходимы для того, чтобы грамотно оформить текст, выделить смысловые куски текста и закончить предложение по смыслу. Также знаки препинания помогают окрасить текст эмоционально и сделать его максимально понятным и четким. В русском языке 10 знаков препинания. В русском языке 10 знаков препинания. ТОЧКА (.) ЗАПЯТАЯ (,) ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ (;) МНОГОТОЧИЕ (…) ДВОЕТОЧИЕ (:) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (?) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (!) ТИРЕ (-) СКОБКИ ((_)) КАВЫЧКИ («_»)

ТОЧКА Это древнейший знак препинания. Она завершает предложения и используется в сокращениях. Например: На небе ярко светило солнце. ЗАПЯТАЯ Это наиболее распространенный знак препинания. Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если в предложении к кому-то обращаетесь, нужно выделить обращение. Например: Девочка Вика была доброй, умной, отзывчивой.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Используется для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых. Например: Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов). МНОГОТОЧИЕ Ставится, если мысль не завершена. Например: Иван Петрович молчал … Вдруг он поднял голову и посмотрел в окно.

ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. Ставится при однородных членах предложения. Например: В нашем лесу водятся звери: лоси, кабаны, белки, зайцы. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Его мы ставим в конце предложения с вопросом. Например: Как Вас зовут?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Восклицательным знаком заканчивают предложения, которому необходимо придать эмоциональную окраску: гнев, удивление, радость. Восклицательным знаком можно выделять обращения, которые находятся внутри предложения. Например: Какое прекрасное утро! ТИРЕ Тире обычно ставится внутри предложения и заменяет некоторые союзы и слова. Также тире используется при написании прямой речи. Например: Астрономия – наука, изучающая Вселенную.

СКОБКИ Парный знак препинания. Используются при необходимости выделения в предложении вставных конструкций. Например: К нам в гости приехали все, кроме Оли и Тани (моих сестер) . КАВЫЧКИ Ставятся при прямой речи, цитатах и при словах, которые употребляются не в своем обычном значении. Также кавычками выделяются названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, мультфильмов и т.д. Например: « Как же красиво! » - сказал Никита.

Но если человек плохо знает знаки препинания и не умеет правильно их использовать, то у него получается «каша» из слов, которую понять невозможно. Мы видим, как может измениться смысл сказанного при разных способах применения знаков препинания.

Разберем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина НЯНЕ Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Мы видим, что в данном отрывке употребляются следующие знаки препинания: 2 точки, 4 запятые и 1 восклицательный знак.

Вывод З наки препинания играют огромную роль в русском языке и делают нашу речь и письменность эмоционально окрашенной и грамотной.

Спасибо за внимание!