» » Арт-терапия для детей: лечим искусством. Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка Арт терапия с детьми занятие

Арт-терапия для детей: лечим искусством. Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка Арт терапия с детьми занятие

Расписание тренингов и лекций

Записаться на тренинг или заказать тренинг для своей группы можно по телефону:+79857779985 или [email protected] . Любую тему тренинга можно включить в ваш курс индивидуальных занятий арт-терапией "Жизнь в цвете"

Арт-терапия. Тренинг "Карта желаний"

Фотоколлаж «Карта желаний» одна из популярных тем в фототерапии. Красивая и интересная работа по визуализации будущего. Это проверка истинности целей, которая включает и левое полушарие - рацио, логику, планирование и правое полушарие - интуицию, эмоции, образы, ощущения.

Не буду раскрывать все секреты творческого процесса, скажу об одном из главных аспектов, который происходит в ходе арт-терапии - выборе.

Вы делаете свой выбор. Работа по созданию фотоколлажа многоступенчатая. На каждом этапе вы находитесь одновременно и в состоянии «здесь и сейчас» и в будущем. Происходит контакт со своими мыслями, чувствами, желаниями.

Вы просматриваете десятки изображений и выбираете самые важные и нужные, которые соотносятся с целью, находящейся в центре вашего внутреннего внимания.

Часть выбранного материала идет в коллаж, часть остается на потом, часть уходит в мусорную корзину. Всегда появляются одна-две главные темы. Далеко не всегда главная тема та, с которой вы пришли на занятие арт-терапией. Часто ответ на свой вопрос вы находите именно в процессе выбора.


Много раз я была свидетелем настоящего таинства - рождения мечты и осознания дороги к ней. Создание фотоколлажа «Карта желаний» становится первым шагом на этом пути.

Творческая арт-терапевтическая работа отличается от работы с целеполаганием с помощью ежедневника или приложений-планировщиков задач. Арт-терапия включает... читать полностью...

Арт-терапия. Тренинг «Арт- медитация»

Есть разные способы остановить бег мыслей, спешку, события. Отдохнуть. Расслабиться. И вернуться к себе.

Арт-медитация дает канал, точку связи, которая помогает сконцентрироваться на моменте и уйти от бесконечного монолога в голове. Это творческий процесс - чаще всего я предлагаю свободное рисунок. Есть только вы, чистая бумага, кисти и палитра цвета. Арт-медитация дает средства выразить внутренний процесс, выбрать цвет и побыть с ним в контакте. Неважен результат, важен процесс.


Как рассказывают про свой опыт арт- медитации авторы работ.

"Сначала мне показалось очень трудно так долго рисовать без заданной темы . Я нарисовала цветы, потом поле, потом мне просто захотелось порисовать только желтым цветом. Я закрасила желтым весь лист и вдруг в процессе ясно пришел ответ на вопрос, который мучил меня последнее время. Это было удивительно, и я испытала большое облегчение. Следующий мой рисунок был про решение, которое пришло. Этот рисунок был завершающим в работе. Удивительно, что используя такой способ творческой работы, можно получить совершенно конкретный ответ и решение своей проблемы. Хотя начинать мне было сложно, и пришлось даже сделать усилие, но результатом я довольна. Плюс у меня ушла тревога, лучше стало настроение и даже дышать стало легче"

"Я дизайнер, есть усталость от работы на заказ, поток проектов. Свободный рисунок хотелось, но не могла расслабиться сначала, стала думать, что кисть не та и все не так получается. Но потом просто стал приходить цвет, движение. И в конце мне стало просто весело - я посмотрела на читать полностью...

Тренинг «Мужские архетипы»

На этом тренинге я рассказываю о разных мужских характерах, архетипах. Лекционная часть никогда не бывает монологом, я всегда предлагаю участницам по ходу рассказа приводить примеры, которые откликаются на каждый архетип - знакомых, членов семьи, медийных лиц, героев светской или политической хроники, персонажей книг, кино, истории.

Мне важно, чтобы в результате тренинга вы не только узнали новую информацию о мужчинах, но и научились определять основные характеры и осознанно строить отношения - в любви, карьере, семье или дружеских отношениях.

Часть работы проходит в формате арт-мастерско й. В тренинге есть время для творческой работы на тему архетипов, своего восприятия, особенностей межличностного общения.

Знания об архетипах нужны, чтобы успешно общаться на разном уровне - от самого близкого до официального рабочего.

Классификация архетипов. Архетипы-Юнга, теософские, тотемы.

- Предназначение архетипа .

Мужские архетипы. Выбор сценария жизни , модели для подражания, профессии, увлечений

- Архетипы и любовь. Инь и Янь. Анима и Анимус.

Как найти «свой» архетип мужчины?

- Детская психология - как узнать в ребенке архетип. Кто у вас растет Зевс, Гермес или Аполлон? Как строить модель воспитания?

- Мужской архетип и способы поведения в конфликте.

Позитивные и негативные стороны каждого архетипа. Поглощение архетипом.

Одна из самых продуктивных частей тренинга, которую я предлагаю читать полностью...

Арт-терапия. Тренинг «Эмоции и цвет». Из цикла "Управление настроением"

Для тех, кто интересуется психологией, творчеством и хочет познакомиться с методом арт-терапии на практике. На тренинге мы будем исследовать возможности цветотерапии.

Занятие с использованием арт-терпевтических техник, работа с красками и цветом.

В программе тренинга:

-Конкретная техника по коррекции своего эмоционального состояния, которую вы сможете использовать в дальнейшем самостоятельно.

Связь настроения и предпочтений в выборе цвета.

-Влияние цвета на настроение, отношения, здоровье. Возможности использования.

Символическое и культуральное значение цвета .

Еще мы будем слушать музыку, разговаривать и знакомиться.

После этого занятия:

вы узнаете новое об арт-терапии,

о психологии цвета,

научитесь лучше понимать себя и управлять своим настроением,

заведете новых знакомых и друзей

Арт-терапия. Сказкотерапия. Трансперсональная психология.

Тренинг «Женские архетипы»

Круг женских ролей и субличностей мы изучаем на этом тренинге.

Часто в жизни случается так, что чаще всего востребованы одна-две роли . Изо дня в день мы делаем одно и то же. Окружение и мы сами привыкаем к этой основной роли. Остальные роли, как платья для особых случаев, ждут, когда на них обратят внимание и когда хозяйка о них вспомнит.

Со временем приходит ощущение потери гармонии и целостности . Жизнь не приносит столько удовольствия и радости, как хотелось.

Я расскажу про семь основных ролей-субличностей. Полнота жизни и самореализация возможны, когда мы можем переходить из одной роли в другую.

Нам нужна Артемида , чтобы добиваться цели.

Мы наполняемся энергией жизни и сексуальности, находясь в роли Афродиты и легко делимся своей слиой, заряжаем окружающих.

Афина прокладывает верный курс в жизни, помогает планировать, учиться, работать, делиться знаниями.

Об этих и других архетипах я более подробно расскажу на семинаре. Знания об архетипах нужны, чтобы успешно общаться на разном уровне - от самого близкого до официального рабочего.

Тренинг проходит в формате арт-мастерской. У каждой участинцы будет время для индивидуальной творческой работы, чтобы познакомиться с каждым архетипом и впустить его в свою жизнь.

Часть времени мы посвятим обсуждению в группе, я как психолог отвечу на вопросы и мы разберем конкретные случаи и ситуации из жизни.

- Что такое архетип. Теория Юнга, теософская классификация, тотемы, архетипы из сказок.

Женские архетипы и их влияние на сценарий жизни - карьера, семья, любовь.

Знаю ли я свой ведущий архетип ?

- Анима и Анимус. Как определить «свой» архетип мужчины?

Какие роли я чаще всего играю в жизни?

Психология архетипа. Плюсы и минусы. Опасность поглощения архетипом.

- Как меня воспринимают окружающие? Устраивает ли это меня?

Общение. Как установить контакт с близким человеком/ подругой/ клиенткой исходя из ее ведущего архетипа.

- Воспитание девочки. Как разглядеть основной архетип в ребенке. Интроверты и экстраверты. Выбор школы, вуза, профессии. Возраст и смена архетипа.

В тренинге используются техники арт-терапии, сказкотерапии, трансперсональной психологии, трансактного анализа, теории архетипов Юнга и архетипов древнегреческой мифологии.

Арт-мастерская "Как мое имя отзовется"

Для тех, кто интересуется психологией, творчеством и хочет познакомиться с методом арт-терапии на практике.

Основная тема тренинга - исследование образа Я, феномена имени, способам самопрезентации миру.

Тренинг включает несколько техник арт-терапии. Мы будем работать с цветом, красками, образами, используем разные возможности живописи и рисунка.

Феномен имени, звучание, внутренние смыслы и послания

Как я презентую себя миру

Как меня чаще всего воспринимают

Я - идеальное и Я-реальное

Продолжительность 3 часа.

"Радость" из цикла Управление настроением

Радость мимолетна. Каждый знает, как иногда сложно удержать это чувство, как легко спугнуть. Не с любым человеком хочется делиться своей радостью. Подчас неясно, откуда берется и куда уходит радость из жизни.

Положительные эмоции - это источник энергии. На тренинге мы будем исследовать природу эмоций , поговорим о том, как сделать каждый день радостнее, и из чего складывается рецепт хорошего настроения .

Вы будете исследовать свою жизненную ситауцию, научитесь находить новые варианты ее решения, откроете дверь скрытым возможностям и ресурсам.

Вопросы, которые будут рассмотрены на тренинге:

Психология радости - что это такое?

Как сделать каждый день радостнее? И вообще возможно ли это?

Как улучшить качество своей жизни?

Осознание своих эмоций.

Радость и счастье в теле.

Цвет радости.

Вкус радости.

Мой рецепт хорошего настроения.

Тренинг проводится с использованием методов арт-терапии и фототерапии. На занятии будет использована техника "Карта эмоций"

Тренинг "Встреча" из цикла "Отношения"

Никто не будет отрицать важность первого шага в жизни и важность первого свидания.

Мне захотелось выделить эту тему в отдельное занятие, так как я часто вижу, что незнание простых вещей о психологии и различиях в поведении мужчины и женщины ведет к тому, что на свидании настоящая встреча так и не происходит.

Тренинг будет посвящен частым ошибкам в поведении на свидании, работе со своим образом и самопрезентацией. На тренинге вам будет предложено несколько упражнений для более четкого понимания своей позиции и ожиданий.

Как на любом арт-терапевтическом занятии часть времени мы уделим занятию творчеством. В этот раз мы будем работать с техникой коллажа.

-10 причин, почему не перезванивают после свидания

Как вести себя на свидании

Ошибки - стеснительность, развязность, допрос партнера и т.д.

Что можно говорить, а что лучше оставить на потом

Сигналы тревоги - как понять, что что-то идет не так

Секс на первом свидании

Как использовать свои сильные стороны

Продолжительность тренинга 3 часа с перерывом на кофебрейк.

Арт - мастерская "Предновогодняя уборка"


Традиционная встреча под Новый год. Подводим итоги, провожаем старый год и планируем новый.

Приходите, если вы хотите понять:

Что хочется оставить в уходящем году

А что взять с собой

Как правильно составить планы на следующий год

Почему сбываются и почему не сбываются желания

Кого хочется встретить в приходящем году

Занятие с использованием терапии искусствами - сочетание творчества и психологии. Вы познакомитесь с техникой фотоколлажа и сможете сделать свою собственную работу. Мы поговорим о символике цвета, о значении предпраздничных ритаулов. Как всегда будет чаепитие и у Вас будет возможность расширить круг общения и завести новых друзей.

Если у Вас есть свободный вечер, и Вы хотите провести время интересно и познавательно- приходите!

Школа родителей. Тренинги, семинары, лекции.

Арт-терапия. "Учусь быть мамой"

Быть родителем - это процесс длиной в жизнь. У нас появляются дети, они растут, меняются, и мы меняемся вместе с ними. Иногда мы успеваем за ними, иногда нет. Мы читаем книги и журналы, прислушиваемся к советам близких людей, сравниваем, примеряем на себя ту или иную ситуацию, точку зрения, стараемся понять, что нужно мне и моему ребенку.

Тренинг даст вам возможность взять паузу и подумать над своей родительской позицией, среди многих голосов услышать свой голос, найти правильную интонацию в общении с ребенком, ответить на важные вопросы:

-Кто такая хорошая мама?

-Какие роли в семье, в жизни я выполняю чаще всего?

-Как понять своего ребенка?

-Каким я вижу будущее свое и своей семьи?

-Из чего состоит мой рецепт счастья?

Наша встреча проходит в формате творческой арт-мастерской. Специального образования или навыков не требуется. Вы сможете научиться искусству фотоколлажа , сделаете свой уникальный авторский вариант работы, который может быть станет прекрасным дополнением к интерьеру, задаст направление в оформлении детской или начнет новую страничку семейного фотоальбома.

Погружение в тему, обсуждение в кругу поможет лучше понять себя, перенести творческий подход на решение многих вопросов в будущем.

Продолжительность 3 часа.

Цикл занятий для будущих родителей.

Литература для родителей

Проходят в формате индивидуального занятия.

Каждое занятие посвящено определенной теме, включает лекционную часть, методы арт-терапии, дыхательные техники, медитацию и релаксацию.

Мы будем много заниматься творчеством, использовать разные материалы - акварель, гуашь, пастель, делать коллажи, работать с фотографией, с цветом - такни, бумага.

Продолжительность занятия 2 часа. Стоимость одного занятия 2000руб, включены арт-материалы, чаепитие. Стоимость для пары - 3000руб.

1.Готовность к родам. Работа со страхами и тревогой. Развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции - период беременности, роды, период адаптации после родов. Профилактика послеродовой депрессии. Связь настроения мамы и ребенка: спокойная мама - счастливый малыш.

2.«Я - мама» Работа со своей родительской позицией, ожидания, представления.Хватит ли у меня на все время? Хочу я быть похожей на свою маму? Будущее семьи, роль мужа, диалог с родственниками.

3. « Я и мой ребенок» Пренатальное воспитание ребенка(в период беременности) Мама, папа, ребенок - понятие триады. Как научить папу общаться с «животом»? Эмоциональная связь с ребенком. Внутриутробный язык малыша - как понять друг друга? Как помочь ребенку после родов, зона психологического комфорта, доверие к миру, механизм импринтинга. Музыкотерапия.

4.«Теперь мама и папа» Участие мужа в родах - как найти правильное решение. Изменения в семье, новые роли, радости, обязанности. Профилактика конфликтов. Трудности первого времени. Кто такие хорошие родители? Как построить диалог с бабушками и дедушками? Принятие помощи.

5."Мой сценарий родов - предвестники" Что такое предвестники? Как себя вести, чтобы не попасть в роддом раньше времени? Физиологические предвестники. Эмоциональные предвестники - изменение эмоционального состояния будущей мамы. Что нужно знать будущему папе и членам семьи, чтобы вовремя оакзать помощь и правильно реагировать? Подготовка к родам. Гимнастика и диета беременной мамы в последние четыре недели. Кого взять в сопровождение - мужа, маму, подругу, акушерку, психолога?

6."Мой сценарий родов- схватки" Как понять, что роды начались? Разница между предвестниковыми схватками и настоящими? На что похожа боль в родах? Как правильно дышать и двигаться во время латентного периода? Дыхание, музыка, работа с голосом, визуализация. Функции сопровождения. Позиции тела с усилением родовой деятельности- как помочь себе и ребенку. Поведение медперсонала в роддоме - что ждать роженице?

7."Мой сценарий родов - потуги и рождение" Как понять, что начались потуги? Продолжительность потуг. Дыхание, позы тела, работа с голосом. Профилактика разрывов - гимнастика и диета для берменной мамы в третьем триместре. Рождение ребенка - как правильно перейти в родзал. Положение тела на родовом кресле. Вертикальные роды.

8. «Грудное вскармливание» Важность кормления грудью для успешного психологического и физиологического развития ребенка. Начало грудного вскармливания. Радость, удовольствие, контакт мамы и ребенка. Что такое лактостаз? Как вести себя во время лактационного криза? Диета кормящей мамы. Что делать, если пропадает молоко? Как увеличить лактацию. Что такое лактазная недостаточность. Режим дня, отдых. Важность ночных кормлений.

9.«Как научиться понимать своего ребенка» Общение с малышом на довербальном уровне. Развитие и сенсорика новорожденного. Активность правого полушария у будущей мамы, эмоциональность, интуиция - залого успешного контакта с ребенком. Почему плачет малыш? Брать на руки или нет? Где лучше спать ребенку?

10. «Моя семья» Диалог с родственниками. Принятие помощи. Бабушка или няня? Семейная история. Какой я хочу видеть свою семью? Типы контактов внутри семьи. Зависимые отношения и здоровая любовь.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Применение арт-терапии? Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
История арт-терапии

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

Верещагина Софья
для женского журнала InFlora.ru

В этот день выделите время и забудьте все проблемы, занявшись любимым делом или познайте какой- нибудь новый вид творчества. Пойте, рисуйте, шейте, пляшите...! Пусть душа передаст телу теплоту и энергию, а то, в свою очередь, пусть дольше будет радовать нас здоровьем и бодростью!

У меня получилась кукла-фиолетовое настроение:) Это когда душа поет и весь мир вокруг вторит ей, когда все удается и все желания сбываются, когда словно летишь на крыльях и весь мир у твоих ног…
Когда все вокруг расцвечено радугой любимых оттенков и ты веришь, что жизнь действительно – прекрасна и удивительна! Всем фиолетового настроения!

10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

Ихина Елена Гарифуллаевна ,

воспитатель

СП МАОУ Яровской СОШ

Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.

Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

Проект «Неделя арт-терапии»

Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
  3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
  7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Алгоритм предварительной работы:

  1. Составить план мероприятий.
  2. Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
  3. Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
  4. Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
  5. Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.

План мероприятий Недели арт-терапии.

Мероприятие

Участники

Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Ежедневные мероприятия

Определение эмоционального состояния детей

Дети,воспитатель

Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Создать положительную установку на режимные моменты

Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия)

Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния.

Дети,воспитатель, музык.руководитель

Игра «Связующая нить»

(игротерапия)

Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива.

Дети,воспитатель

Релаксация

Успокоение, расслабление детей.

Игра «Кто позвал?» (игротерапия)

Понедельник

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

Дети,воспитатель

Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»

Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

Дети,воспитатель

Беседа по прочитанным отрывкам.

Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение.

Дети,воспитатель

Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия)

Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.

Дети,воспитатель, муз.руковод.

Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм)

Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения.

Родители, воспитатель.

Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия)

Вторник

Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Дети, воспитатель

Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Дети, воспитатель

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.

Дети, воспитатель

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Формировать позитивное настроение.

Родители

Среда

Дети, воспитатель

Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы»

Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе

Дети, воспитатель, родители

Развивающее занятие «Дружба»

Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия)

Развить личностные качества.

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей.

Дети, воспитатель

Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю».

Скорректировать детско-родительские отношения

Воспитатель, родители

Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия)

Четверг

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Дети, воспитатель

Развивающее занятие «Сказочные персонажи»

Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия)

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.

Дети, воспитатель

Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями

Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм

Дети, воспитатель, муз.руковод.

Семейная гостиная «Играем вместе»

Познакомить родителей с элементами арт-терапии.

Дети, родители, воспитатель, муз.руковод.

Итоговая выставка детских работ

Пятница

Формировать положительную эмоциональную атмосферу

Дети, воспитатель

Акция « Добрый поступок»

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Дети,воспитататель, музык.руковод.

Круглый стол

Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии

педагоги

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду

Родители, педагоги

После реализации проекта:

Проанализировать результаты Недели арт-терапии;

Оформить результаты в презентацию;

Представить презентацию педагогическому коллективу.

Список используемой литературы:

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
  2. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
  6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.
  7. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru .ped-kopilka.ru.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»