Здесь собраны хорошие притчи о школе, учителях, обучении.
Эти притчи подойдут не только для выступлений 1 сентября, но и для повседневных выступлений. Будет приятно, если вы, уважаемый читатель, оставите комментарий или предложите другие притчи на тему школы, учителей, обучения и воспитания.
С уважением, Болсунов Олег.
КАК НАЙТИ ХОРОШУЮ ШКОЛУ
Притча о школе
Притча о школе
Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
- Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками.
Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
Какой смешной старик, - кричали одни.
Эй, маленький толстяк, - кричали другие.
В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
Дед молча поворачивался и уходил.
Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? - послышались голоса с одной стороны.
У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? - предложили с другой.
Может, Вам позвать учителя? - спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Вечером мама мальчика спросила деда:
Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Посмотрите эту же притчу, “О лучшей школе”, чуть в другом варианте изложения, на видео. Притча рассказана на занятии Школы ораторского мастерства Барко Екатериной.
- И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.
ЛИСТ БУМАГИ И ЧЕРНАЯ ТОЧКА
Притча
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
– Точку, – ответил один.
Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.
– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.
– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет:
– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…
– Значит, мне есть еще чему вас учить.
Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл. Очень нужно! Это лучшее Ваше СПАСИБО нашему сайту. Благодарим Вас!
МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО
Притча
Ученику захотелось рассказать Учителю сплетни, услышанные на базаре.
- Подожди, - остановил его старец. - Как ты думаешь, правдива ли эта сплетня? - Не знаю. Может и правдива. А, может, и нет.
Тогда Учитель спросил:
- Принесет ли она кому-нибудь пользу?
- Не уверен. Какая с этого может быть польза?
- Она смешная?
- Слегка смешная. Только вот, почему-то, не радостная.
- Ну вот. Тогда зачем мне ее слушать? Лучше промолчи.
Ученик задумался и сказал:
- Вы правы, Учитель. Наверное, незачем Вам ее слушать. Да и никому это слушать не нужно.
УЧИТЕЛЬ И ВОИН. ВОРОТА АДА И РАЯ
Притча
К Мудрецу пришел воин и сказал:
– Послушай, Учитель! Я уже не молод, много времени провел в боях и знаю, что смерть может настигнуть меня в любой из завтрашних дней. Подскажи, как мне не ошибиться в жизненном выборе? Подскажи мне, Учитель, как открываются ворота в ад, а как открываются ворота в рай?
Старик посмотрел на воина, прищурил глаза, а потом рассмеялся:
– Разве ты боец? Нет! Ты хвост собачий!
Злобой сверкнули его глаза воина. Он выхватил меч, и замахнулся на учителя.
Но мудрец не испугался. Он спокойно сказал:
– Вот так, воин, открываются ворота ада!
Воин понял, что совершил глупость. Он вложил меч в ножны и стал извиняться:
– Прости, Учитель, я погорячился, не понял я сразу твоей мудрости.
– А так открываются ворота рая, – сказал мудрец.
У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ
Притча
Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики.
На это учитель ответил:
- Можешь учиться у меня вместе с другими учениками. Но только при таком условии: не подражай мне и не становись моим последователем.
Человек задумался и спросил:
- За кем же мне тогда следовать?
- Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься со своего истинного Пути.
- А как же твои другие ученики?
- Они еще молоды и лишь ищут свой Путь. В юности лучше кому-то подражать и кому-то следовать. Но они станут взрослыми и покинут меня каждый в своем направлении, помня меня, но не подражая мне. А ты уже немолод. Тебе поздно подражать мне.
ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ
Притча
Купец вернулся домой после долгих странствий.
К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.
Как быть?
Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!
Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.
Прошло время.
С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.
Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.
Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.
Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.
Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.
И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.
Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.
-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
– Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ
Притча
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:
– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»
Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
МАСТЕР ИГРУШЕК
Притча
В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.
Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…
Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:
– Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?
И тогда мудрец сказал:
– Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..
Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.
притча о школе
Притча. Результат обучения.
Мудрец вел беседу со своими учениками. Вдруг в зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая ни на кого внимания:
– И ты променяла университет на сказки этого старого идиота? Чему ты можешь здесь научиться?
Девушка встала, спокойно вывела отца за дверь и сказала:
– Общение с этим учителем дало мне то, что не смог бы дать ни один университет – он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твоё недостойное поведение.
Уважаемый читатель!
Притчи еще будут дополняться.
Присылайте нам новые притчи об учителях и о школе . Оставляйте комментарии внизу страницы.
Читайте другие притчи на нашем сайте:
С уважением, учитель риторики Болсунов Олег.
/ Как найти хорошую школу / Притча о школе / Притча об учителе / Лучшая школа, притча / Лучший учитель, притча / Притчи о школе / Хорошие притчи о школе / Притчи о мудрецах / Лучшие притчи о школе / Посоветуйте какую притчу рассказать /
Самая, самая.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. В один прекрасный день он решил жениться. Послал трех гонцов по белу свету, чтобы нашли ему самую смелую, самую добрую, самую смышленую, да к тому же красивую и телом, и душой.
Три дня и три ночи не было вестей от гонцов. И вот приехали с доброй вестью, что нашли они невест: первый смелую, второй добрую, а третий смышленую, и все они красивы и телом, и душой.
Долго думал царь, что же делать, как быть? И решил он провести соревнования, кто победит, на той он и женится. На подготовку дает он три дня. Через указанное время на крыльце дворца появились наши красавицы.
Дана – спасла свой дом от тигра, за что и назвалась самой смелой. Отец с детства учил ее охотиться, и когда его не было поблизости, то Дана, не раздумывая, вступила в схватку со страшным зверем и угнала его в дремучий лес. Хана прославилась своей добротой, она заботилась о всех, никому не отказывала в помощи. Все люди говорили о ней как о самой доброй. Зана – сумела обмануть хитрого змея, который своими коварными планами развязал войну между братьями. Змей придумал хитрое задание, сказав если она его выполнит, то он покинет их земли и войн из-за его проделок не будет. Зана успешно справилась с заданием. Самой смышленой назвали Зану.
Первым заданием было зайти в комнату с детьми и сделать так, чтобы в ней воцарила тишина. Но все провалили это задание. Дане не хватило смелости войти в комнату: дети кричали, прыгали, бегали. Хане не хватило чуточку доброты успокоить ребят. Зана не сообразила, как в донной ситуации добиться успеха, ведь это невозможно. Пришлось прийти учителю. Он дал ребятам интересное задание сделать поделку, они так увлеклись этой работой, что перестали и бегать, и прыгать, и кричать.
Царь удивился, но перешел к следующему заданию.
Вторым заданием для девушек было вытащить большую занозу у слона. Дана хоть и была смела, но испугалась, ведь ей предстояло не прогнать зверя, а подойти к нему и вытащить злополучную занозу. Хана подошла к слону, погладила его, посочувствовала ему, но ей не хватило сил решить проблему. Зана придумала механизм, чтобы вытащить занозу, но не рассчитала веса животного и провалила задание. Никто не знал, что делать. Послали за учителем, он из ученых книжек прочитал, что нужно приложить лекарство к больному месту, что он и сделал, через три минуты заноза выпала.
Третьим заданием было освободить источник с водой от старичка-боровичка, пугавшего всякого подходившего к нему человека. Дана оказалась смелой, решила силой прогнать боровичка, но ей не удалось, чем больше она старалась, тем больше и сильнее становился старичок, что в конце концов угнал ее домой. Хана решила, что надо поступить иначе, по доброму попросить его, но старичок-боровичок даже слушать ее не стал, обидевшись, ушла и Хана. Зана проявила смекалку и наставила ловушек вокруг источника, но попадали в них только звери из леса, а боровичок только усмехался, ведь ему надобности не было отходить от источника и попадать в ловушки. Забрав ловушки девушка ушла.
Загоревал царь и жену себе не нашел и своему народу не помог. Подошел учитель к царю и утешил его сказав, что поговорит со старичком-боровичком.
Пошел к боровичку учитель, подойдя к источнику он ничего не стал говорить, поставил доску и нарисовал старичка колючего, как ежик, от злости, серого, как мышку, от вредности. Заплакал боровичок, не понравилось ему какой он. А учитель объяснил ему, что он может измениться и нравиться всем. Обрадовался старичок-боровичок и послушал советы учителя, стал помогать, а не пугать людей.
Царь очень обрадовался и отблагодарил учителя, подарил ему полцарства и назвал его Школой, дал ему помощников из народа Книг, Ручек, Тетрадей, Карандашей. А так же присвоил ему звание самого смелого, самого доброго, самого смышленого человека в мире Учеников.
И вошел учитель в свои владения, разбил царство Школа на земли-классы и начал учить-владеть им.
Выполнила студентка 134 группы
Усова Анастасия
December 26th, 2017 , 04:15 pm
«Повторять истину хорошо, но придумывать истину – гораздо лучше» (с) приписывается Джузеппе Верди.
«Когда готов ученик, приходит учитель» - известная фраза. Изрядно набившая оскомину, многократными повторениями. В ней лишь половина тени истины. Как и откуда появляются учителя? Эта сказка не даст ответа на этот вопрос. Сказки не любят отвечать на вопросы. В ней про учителя и его учеников. Правда это или вымысел, неизвестно. Да и неважно.
Было так. Жил один человек на белом свете. Может и до сих пор Живет. Ничем особенным этот человек не выделялся. Не отличался умом, не блистал сообразительностью, не обладал талантами. И однажды он обнаружил, что у него появились ученики. Так человек узнает о том, что болен. Вроде бы недомогал немного, ничего страшного. А заглянули врачи поглубже и нашли неприятную болячку. Жизнь после этого уже не будет прежней.
Человек (его еще не называли Учителем, да и сам он ещё себя таковым не считал) удивился. Какой из него учитель? Чему он может научить, чему у него можно научиться? Его удивление ничего не изменило, как и попытка отгородиться от учеников. Немногочисленные ученики и сами не понимали, почему именно этого невзрачного человека они выбрали учителем. И продолжали у него учиться.
Ты не можешь стать учителем по своей воле, это с тобой случается. Видимо слишком много здесь намешано разного, чтобы отдавать такое решение на откуп логике. Всё решает случай. А его решения окончательны. Ты можешь хорошо знать то, чему у тебя учатся, а можешь и не знать. Ты можешь быть совершенным Мастером своего дела, а можешь лишь примерно представлять, что это такое. Ты можешь хорошо передавать знания и ставить навыки или быть неуклюжим и косноязычным. Это детали. Они важны, но не на этапе принятия решения. Учителем тебя сделают твои ученики. Помогут обрести знание, натренируют, поставят речь. Это изменит тебя. А что сделаешь ты для своих учеников? Ты будешь для них Учителем. Этого достаточно.
Так это всё началось. Долго ли коротко, появились и выпускники. Они отличались от других учеников тем, что разрывали всяческие отношения со своим Учителем. Прекращали контакты, старались не упоминать о нём. Это казалось странным, но учитель обнаружил, что хорошо ему от того, что так всё происходит. Значит не привязал он к себе своих учеников, не спутал их знанием, а подарил свободу от себя. Так и повелось. Никто не знает, правильно это или нет. Так случилось. Разочарование слишком дорогой подарок, чтобы капризничать.
Однажды учитель согласился с тем, что он Учитель. Это ничего не изменило. Согласие это всего лишь согласие. Выпускники по-прежнему старались побыстрее забыть его, новые ученики не сразу могли понять, а зачем они у него учатся. А окружающие так ничего и не узнали.
Где-то сейчас идет сильный дождь. О которым ты не знаешь и не узнаешь никогда. А кто-то мокнет сейчас под тугими струями, летящими с неба, или слушает шум дождя, спрятавшись в доме. Если ты ищешь учителя, то занимаешься странным делом. Ты ищешь дождь. Ты слушаешь рассказы других людей про то как они побывали под дождем и сам можешь многое рассказать о таком. Ты найдешь Учителя, как только назовешь кого-то Учителем. Это слишком просто, чтобы быть правдой. Но это странное знание хорошо подходит для этой сказки.
Не зарекайся и не бойся. Если тебе суждено найти учителя или самому стать учителем, прими это так, как принимаешь возможность дождя. В своё время.
Горбунова Наталья Ефимовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 1245 г. Москвы.
Остров мечты. «Школьная» сказка.
Действующие лица:
1. Марь Иванна, педагог со стажем.
2. Петрович, ее супруг.
3. Рассказчица.
4. Царица.
5. Министр образования.
6. Яга Костьяновна, методист.
7. Первый посол.
8. Второй посол.
9. Третий посол.
10. Нянька.
11. Кощей Бессмертнович, учитель на замене.
12. Иван, ученик.
13. Емеля, ученик.
14. Василиса Премудрая, ученица.
15. Царевна Несмеяна, ученица.
16. Голос с Острова Мечты.
Памяти Леонида Алексеевича Филатова посвящается.
Пролог.
Рассказчица:
В некотором царстве,
Известном государстве,
Жили-были скромно
В терему огромном
Марь Иванна, педагог со стажем,
Уроки давала высшим пилотажем;
Петрович, супруг ейный,
Компьютерщик был, говорят, идейный.
Была там царица и были министры,
Учителя были и методисты…
Не будем вступленьем задерживать вас,
Скорее начнем же правдивый рассказ!
Сцена 1.
Рассказчица:
Очумело, как будильник,
Зазвонил с утра мобильник.
Марь Иванна трубку хвать,
Чтоб на кухню убежать,
А из трубки голос грозный,
Не узнать его невозможно!
Голос царицы по телефону:
Царский вот тебе указ:
В класс явиться сей же час!
Нынче полон дом гостей –
Послов-педагогов всех областей.
Так что ты разбейся в кровь,
А урок нам приготовь!
Не смогешь – кого винить? –
Я должна тебя казнить.
Государственное дело,
Ты улавливаешь нить?..
Мария Ивановна:
Нешто я да не пойму
При моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Соображаю, что к чему.
Получается, на мне
Вся политика в стране:
Коль урок не приготовлю –
Непременно быть войне.
Голос царицы:
Ты давай-ка не остри,
Собирайся, да смотри,
Современный дай урок,
Поразить гостей чтоб смог!
ИКТ чтоб применила,
Про наглядность не забыла.
С толком, с юмором, с умом…
В общем, знаешь, что почем!
Коли поняла приказ –
Исполняй-ка сей же час!
Мария Ивановна:
Не извольте сомневаться,
Чай, оно не в первый раз!
Мария Ивановна склоняется над тетрадкой. Входит Петрович.
Рассказчица:
Муж приплелся – кушать хочет,
А жена вовсю хлопочет…
Над тетрадкою она
Мыслей творческих полна.
Петрович:
На тебя, моя душа,
Век глядел бы не дыша,
Только завтрак, сердце чует,
Мне не светит ни шиша!
Верно говорил тесть мой:
«Ты смирись с такой женой -
Умница, красавица,
С любым классом справится!
Ей работать целый день
С утра до ночи не лень.
До плиты ж не доползти –
Это ты, милок, учти.
Коль не хочешь на диете
Просидеть недели три,
Ты рецепты в Интернете
Кулинарные смотри!
Не найдешь – положишь в рот
Лишь дежурный бутерброд».
Мария Ивановна (не отрываясь от тетради):
Не кручинься и не хнычь!
Будет стол и будет дичь!
В морозилке сам пошарь,
Курицу найдешь – пожарь.
Петрович:
Алгоритм?
Мария Ивановна (протягивает листок):
Сюда смотри!
Расписала: раз, два, три.
Пункт четвертый – «посолить».
Да, и не забудь помыть!
А меня не отвлекай,
Все в инструкции читай.
Петрович вздыхает и уходит с инструкцией в руках.
Сцена 2.
Рассказчица:
А царица с главным послом
Сидят уже за круглым столом.
Сзади – ты глянь-ка – советница-нянька.
Сбоку – еще два заморских посла
(Ох, нелегкая их принесла).
Чуть дале – Министр образования,
Готовый на все дать свои толкования,
Всех «причесать под одну гребенку»
Для пользы, якобы, абстрактному ребенку.
Против первого посла, по-казенному мила,
Яга Костьяновна, методист,
По всем вопросам специалист.
Первый посол:
Вызывает антирес
Ваш технический прогресс:
Вы компьютер загружали,
По лицензии аль без?
Йес!
Второй посол:
Вызывает антирес
Воспитательный процесс:
Классные часы ведете
По системе али без?
Царица, Нянька и Яга (хором):
Йес!
Третий посол:
Вызывает антирес
И такой еще разрез:
В школу ваши дети ходют
С радостию али без?
Царица, Нянька и Яга (хором):
Йес!
Царица:
Всех проблем нам не решить!
Давайте не будем спешить.
Послушаем разные мнения,
Вот и уйдут все сомнения.
Министр наш подготовил речь…
Говори, а не то голова с плеч!
Министр:
Буду краток, господа,
Попрошу взглянуть сюда:
Даже с изрядного расстояния
Виден рост качества образования!
И проценты говорят –
Умных мы растим ребят!
С благодарностью Яге (кивает в ее сторону)
Мы теперь сдаем ЕГЭ.
И все от счастья плачем –
Не может быть иначе!
Вам, коллеги, всем – почет,
Если вовремя отчет.
Не боюсь я громких фраз:
Государство любит вас!
Даже ценит, уважает,
Чуть зарплату поднимает…
Только будем же честны –
Вы ему кругом должны!
Распишите каждый час,
Чтобы занят был у вас:
Тут – совет, там – семинар,
Пусть не точит нос комар.
Как журналы все сдадите,
Вот тогда и спать идите.
Нянька тянет руку. Царица недовольно отмахивается от нее.
Царица:
Эй, кончайте там гудеть,
Не до вечера ж сидеть.
Руку, нянька, не тяни.
Говори уже, рискни.
Нянька:
Наш министер нам не враг,
Все как есть сказал без врак.
Только я вот сумлеваюсь –
Сам-то жить он хочет так?
Чтобы отдыха не знать,
Над конспектом засыпать,
Тратить силы, портить нервы,
Да копейки получать…
Вот пускай бы и пошел
Хоть один урок провел,
А я постою у двери,
Пока он тетради проверит.
Не проверит – пусть тащит домой.
Вот тогда запоет голубь мой!
Царица:
Сядь скорей да помолчи –
Твое место у печи.
От тебя – один бедлам,
Стыдно мне, конфуз послам!
Я давно антиресуюсь,
Ты не засланная к нам?
Решительным шагом входит Мария Ивановна с указкой и журналом.
Мария Ивановна:
Здрасьте вам, пожалуйте в класс
На урок мой да классный час…
Царица (подхватывает):
Посмотрите, оцените,
Да статью о нас черкните.
Слов этак … двести,
И порадуемся вместе!
Все уходят.
Сцена 3.
Рассказчица:
Пусть гости опыт перенимают,
Методы наши на ус мотают…
Глядите: уж час да другой проходят,
А послы-то сидят и никак не выходят.
Ан нет, вышел-таки один,
Смурной да важный такой господин.
Видать, позвонить ему надо срочно.
Сейчас все узнаем конкретно и точно!
Первый посол (говорит по сотовому телефону):
Желаю здравствовать, это я,
Готов все доложить, не тая.
Разведку провел, как Вы велели,
Для достижения нашей цели.
Первый посол:
Что ж, даю прямой ответ:
Антиресно, спору нет.
Детям здесь совсем не худо,
Педагоги просто чудо.
Среди них такие есть,
Что не можно глаз отвесть!
Так детишек обучают,
Словно сердцем облучают.
В классе тишина стоит:
Слышно, как комар летит.
Ну, а сами терпеливы
И скромны, добры, красивы.
А как речь-то говорят!
Все покажут, объяснят…
Молвить можно справедливо –
Это диво так уж диво!
Голос:
Вот бы их сюда сманить,
Да ведь всех надо кормить!
Выбери пока одну,
Привези в мою страну.
Не смогешь уговорить,
Опыт можешь провалить!
Государственное дело,
Ты улавливаешь нить?..
Рассказчица:
Ну, тут посол и приуныл…
Казачок-то он засланный был!
Вздохнул, затылок почесал,
План действий … быстро набросал.
К Марь Иванне он резво подходит,
Да в сторонку ее отводит.
Ей же думается лишь об одном:
Домой бы сейчас да забыться сном!
Первый посол:
Вы меня очаровали –
Чудо как преподавали!
И скажу Вам без прикрас:
Я влюбился просто в Вас.
Отчего же, дорогая,
Вы усталая такая?
Вы, небось, не спали ночь!
Не могу ли я помочь?
Мария Ивановна:
Что ж, заметили Вы верно.
Видно, выгляжу я скверно…
Так устала, мочи нет,
А еще ведь педсовет,
Да гора тетрадей дома!
Вам все это незнакомо?
Я мечтаю лишь о том,
Чтобы мне работать днем,
Вечером идти домой
Не с тяжелою сумой,
Ночью же ложиться спать,
А не тетрадки проверять!
Первый посол (загадочно):
Смотрю я, ты места себе не находишь,
А нам по параметрам очень подходишь.
Скажи-ка, красавица, не хочешь ли ты
Со мною отправиться на Остров Мечты?
Представь: там не будет детей шаловливых,
Родителей, вредных и нерадивых,
Не будет уроков, тетрадей совсем –
Избавишься сразу от многих проблем!
Профессию сменишь и, слез не тая,
От радости крикнешь: «Ура! Теперь я
Не буду училкой! Отныне вовек
Я, как и все, БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК!»
Рассказчица:
Марь Иванна пожала плечами,
Озорными сверкнула очами,
На дверь класса слегка покосилась,
Выдохнула и … согласилась!
Посол и Мария Ивановна уходят под руку.
Сцена 4.
Рассказчица:
Снова утро наступило,
Солнце Землю озарило.
А мы с вами в этот раз
Попадаем прямо в класс.
А вот и ученики.
Иван:
Над докладом целый день
Просидел я, словно пень.
Ни одной сурьезной мысли,
Все сплошная дребедень!
Емеля:
Не расстраивайся так,
Ты Иван да не дурак!
Сдуй доклад из Интернета,
Будет точно «четвертак».
Не ломайся и не трусь…
Иван:
А ты сам?
Емеля:
Да я ленюсь…
Все-таки, учиться – скука.
То ли дело моя щука!
Вмиг по моему хотению
Легко способствует учению.
Как Емеля ей прикажет,
Так она ему подскажет.
Василиса Премудрая:
Ты, Емеля, мягко стелешь,
Да не сеешь и не жнешь!
Языком ты много мелешь –
Слушать стало невтерпеж.
Емеля:
Что-то в толк я не возьму:
Ты, Премудрая, к чему
Воспитанье учинила
Не по нашему уму?
Василиса:
Вот Царевна Несмеяна,
Я скажу вам без обмана,
Недовольна всем всегда,
Мыслей нет – одна вода!
Над задачами ревет,
Сочиненья вовсе рвет,
Их в огонь потом бросает…
Даже шпоры не спасают!
Царевна:
Ну, и вредные вы все,
(Василисе) Даже ты во всей красе!
Ни понять, ни пожалеть!
Сердце надобно иметь!
Иван:
Хватит ссориться, друзья!
Я скажу вам, не тая,
(шепотом) Был давно уже звонок.
Марь Иванны … нет ведь в срок!
Емеля:
Это ж надо, опоздала!
А меня вчера ругала:
Не хотел с печи слезать –
Теорему доказать.
Царевна (хнычет):
Что теперь нам делать всем,
Нас ведь бросили совсем!
Я сейчас заплачу с горя…
Василиса (с усмешкой):
Будет слез здесь точно море!
Иван:
Вдруг сегодня повезет:
Марь Иванна не придет?!
Мы тогда рванем в кино!
Вы со мною заодно?
Ученики (хором):
Да!!!
Убегают.
Сцена 5.
Рассказчица:
А царица тем временем злится,
Просто места себе не находит:
Марь Иванне не дозвониться,
К телефону никто не подходит!
Стала думу думать царица:
К кому бы за помощью ей обратиться?
Вспомнила на досуге о старой подруге –
Яге Костяной ноге.
Царица:
Алло, Ягуся, это я!
Здравствуй, милая моя!
Помоги решить проблему –
Марь Ивановны замену.
Исчезла в неизвестном направлении,
Не оставив даже заявления.
Яга:
Ты так больше не шути,
Впору следствие вести!
Может, Марь Иванну дети
Умудрились довести?
Царица:
Обижаешь, наши дети –
Лучше всех на белом свете!
Яга:
Может быть, проверить нужно,
Коллектив не очень дружный?
Царица:
Нет, гарантию дам я:
Мы тут все – одна семья!
Яга:
Может быть, ей денег мало?
Чай, зарплаты не хватало?
Царица:
Наша Марь Ивановна - патриот:
Работу любит и взяток не берет!
Яга:
Ну, тогда скажу по дружбе,
Тут сработали спецслужбы!
Что ж, контроль осуществлю
И замену вам пришлю.
Рассказчица:
Бедные-бедные дети!
Они-то за что в ответе?
Яга Костьяновна не сплоховала,
Марь Ивановне лихую замену наколдовала!
Сцена 6.
Рассказчица:
Прозвенел с утра звонок,
Начинается урок…
Школьники сидят и ждут:
«Ну, когда же к ним придут?»
Вот минута, другая проходит…
Кощей Бессмертнович в класс заходит!
Зол на детей заранее,
Сразу дает задание.
Кощей:
Вы - лентяи, дармоеды,
Олухи и непоседы!
Знайте, вам пощады нет,
Вам за все держать ответ!
За минуту этот стих
Выучить от сих до сих!
Кто не выучит совсем,
Я того, ребятки, съем!
То есть, я хотел сказать,
Что готов вас наказать!
Так что лучше уж молчите
Да сидите и учите!
Иван и Василиса углубляются в книгу. Царевна Несмеяна вытирает платочком слезы, а Емеля наклонился к ведерку, в котором у него щука, и что-то шепчет ей. Кощей резко оборачивается и выхватывает ведро.
Ты меня не проведешь,
«Кол» тебе, ядрена вошь!
Двести раз пиши в тетрадь:
«Я не буду больше врать».
Смотрит грозно на плачущую Царевну.
Ну, а ты почто ревешь?
Скоро заживо сгниешь!
На задачник и решай,
Сто примеров сосчитай.
Подходит к Ивану и Василисе.
Что-то вы объединились…
Иль в злом умысле сроднились?
А ну, брысь-ка по углам,
Да сидите тихо там!
Иван и Василиса испуганно разбегаются в разные стороны. Звенит звонок.
Пойду немного прогуляюсь,
А с вами, деточки, я не прощаюсь!
Уходит, прихватив ведро со щукой. Дети недоуменно глядят ему вслед.
Иван:
Это что за чудо-юдо
Нам прислали и откуда?
Если он опять прикатит,
То меня Кондратий хватит!
Царевна:
Марь Иванна нас любила,
И учила, и журила.
Даже если наставляла,
Никогда не оскорбляла!
Василиса:
Не умели мы ценить!
Без толку себя винить…
Лучше уж подумать вместе
Что нам делать, как нам быть?
Емеля:
Да, пропала моя щука!
Видно, будет мне наука…
Что ж, пора с печи слезать,
Марь Ивановну искать!
Сцена 7.
Рассказчица:
Не долго думая, дети собрались…
А где искать-то? Они растерялись.
Вышли в коридор, а тут – глянь-ка:
Спешит к ним на помощь добрая нянька.
Нянька:
Что-то вы невеселы,
Головы повесили!
Знаю вашу я кручину,
Ваших горестей причину.
Василиса:
Будь нам другом, подскажи
Да всю правду расскажи.
Марь Иванну нам свою
Где искать, в каком краю?
Нянька:
Уж открою я секрет,
Дам на ваш вопрос ответ.
Марь Иванна далеко,
К ней добраться нелегко!
За морями, за лесами,
За высокими горами
В окияне остров есть
И чудес на нем – не счесть!
Там научный институт
Изучает легкий труд:
Чтобы радость приносил
И не тратил много сил.
Людей выслушивают заранее
И учитывают все пожелания.
Программу потом составляют,
В компьютер ее отправляют.
Но ходют упорные слухи:
Компьютеры мрут, словно мухи.
Все профессии обкатали,
А на учителях - дружно встали!
Вот и выкрали Марь Иванну-то вашу,
Чтобы, значит, расхлебать эту кашу!
Пообещали, наверно, ей дать отдохнуть,
А сами намерены в опыт втянуть!
Емеля:
Ну, уж нет! (стучит кулаком)
Таков будет наш ответ!
Как остров зовется, не знаешь ли ты?
Нянька:
Да так и зовется он – Остров Мечты!
Дети убегают. Нянька машет им вслед.
Сцена 8.
Рассказчица:
А Марь Иванна живет и не знает,
Что за нею всерьез наблюдают.
Домой она рано приходит
И для отдыха время находит.
Свежей выглядит и веселой,
Мысли вовсе не заняты школой.
Не тревожат уроки, звонки
И прогульщики-ученики.
Просто райская жизнь настала!
Рассказчица:
Но неделя, другая проходит…
Марь Иванну тоска изводит.
Мария Ивановна:
Как там дети мои, как там класс?
Кто меня заменяет сейчас?
Какие дает детям знания?
И пройдут ли они испытания?
Голос:
Не казнись, ведь ты хотела
Отдохнуть …. Так в чем же дело?
Говорила: труд - ударный
И совсем не благодарный!
А теперь что? Совесть мучит?
Душеньку-то успокой!
И пускай их дальше учит
Лучше кто-нибудь другой!
Рассказчица:
Марь Иванна ужаснулась…
Мария Ивановна:
Как – другой?
Рассказчица:
И вдруг… проснулась!
Мария Ивановна:
Боже мой, так это сон!
До чего же странный он…
Рассказчица:
Вмиг, поправив свои пряди,
Собрала она тетради,
Чашку кофе проглотив,
Мужа быстро накормив,
Вышла весело из дома,
Где все просто и знакомо.
Впереди был день чудесный,
Трудный, но ведь интересный!
Ученики (хором)
«Здрасьте!»
Рассказчица:
… - рядом прозвучало,
Сердце сразу застучало…
Видит: у дороги в ряд
Ее школьники стоят.
Царевна:
Мария Ивановна, мы понимаем и сами,
Что мы – не сахар, что мы - шумный класс,
Что очень трудно Вам порой бывает с нами,
Но ведь еще трудней, наверное, без нас?!
Емеля:
Мы непоседливы, а иногда ленивы,
Не слушаем простых и мудрых фраз,
Спасибо Вам, что с нами терпеливы,
Что верите, надеетесь на нас!
Василиса:
Мы понимаем, это все непросто -
Жить в вихре ежедневной суеты.
Но кто же знает, где он, этот Остров
Такой чудесной, праведной Мечты?!
Эпилог.
Мария Ивановна:
Прекрасный сон приснился мне вчера:
Считать с тревогой дни до листопада
Теперь я не учитель, я свободна
От школьных нескончаемых проблем,
И жизнь течет так чинно, благородно,
Без нераскрытых тем и теорем.
Представьте: эти вечные тетради
Отныне предназначены не мне,
А я могу мечтать о водной глади,
О принце на серебряном коне.
Могу сходить в бассейн я на досуге,
Могу испечь пирог для всей семьи,
И не о школе поболтать с подругой,
А рассказать про радости свои.
Чужие дети душу не тревожат,
Нет череды уроков, перемен…
Но почему-то я не становлюсь моложе,
Мне не хватает милых школьных стен!
Да, кажется, без них теперь скучаю,
Без детских глаз, без шума, суеты…
Ведь дети мне свои сердца вручают
Словно букеты дивной красоты!
Ужасный сон приснился мне вчера:
Я не учитель, мне уже не надо
Считать с волненьем дни до листопада
И в школу каждый день идти с утра…
Международный литературный конкурс «Волшебное перышко»
Мой сын увлекается литературой, пишет сказки, связанные с уже знакомыми для всех героями: Лунтик и его друзья, Фиксики. Сюжеты придумывает сам, иногда темы для новых сказок подсказывают календарные даты.
Сказка написана на День Учителя, чтобы поднять престиж данной профессии. Мой сын видит, как я люблю свою работу и всецело погружаюсь в нее. Сказка написана для меня как учителя.
Интересная и увлекательная профессия - УЧИТЕЛЬ!
На лесной полянке наступил новый день. Ярко светило солнышко, пели птички. Баба Капа мыла посуду, Лунтик ей помогал, а дед Шершуля смотрел в подзорную трубу.
Всё было спокойно и хорошо. Но тут он увидел на полянке, возле речки, какую-то возню, а потом послышались крики.
Что-то там не так, дерутся что ли?! - сказал Шершуля.
Ого, там так кричат, что даже у нас слышно! - ответила баба Капа.
Можно я пойду посмотрю, что там такое, а с посудой потом помогу? - спросил Лунтик.
Конечно, беги, да и мы тоже подойдем, - ответила баба Капа.
Лунтик побежал к реке, а там уже толпились дядя Корней и дядя Шнюк. На полянку слетелись бабочки. Даже Пиявка из воды выглянула посмотреть, что же происходит.
А на полянке Кузя, подняв указательный палец вверх, надменно отчитывал своих друзей.
Кузя, что у вас происходит? - спросил Лунтик.
Тут подлетели баба Капа и дед Шершуля.
Что тут такое? Почему Мила плачет? Почему Вупсень отвернулся? - удивилась баба Капа.
Да ничего тут не происходит, - ответил Кузя. - Просто я сказал Миле, что она совсем не так читает. Не умеет читать.
Та-а-к! Понятно. А почему Пчеленок от тебя отвернулся и надулся7
Ну, так я сказал, что он плохо считает, вот и всё! - ответил Кузя.
А гусеницы-то что не так сделали? - спросил Лунтик.
Да я же и так всё на свете знаю! - возмутился Кузя.
Ну-ка, Кузя, ответь нам сколько будет к пяти прибавить семь? - спросила баба Капа.
Это будет, это будет…, - задумался Кузя, - наверное, где-то шестнадцать или девятнадцать.
Ну, вот видишь, Кузя, ты сам не можешь правильно посчитать, а других берешься учить! Ай-ай-ай, как же тебе не стыдно! Вон посмотри, ребята на тебя обиделись, с кем же ты играть-то теперь будешь? - спросил Корней Корнеевич.
А что же мне делать? - спросил Кузя. - Я только сейчас понял, что был неправ.
Ну, вот и хорошо, что ты всё понял. А теперь давайте вы все помиритесь и пойдете дружно к нам в гости! - сказала баба Капа. - Там я вам и расскажу, как и от кого получают знания.
Кузя у друзей попросил прощение, и они пошли в гости к бабе Капе. Там ребята сели за стол и стали внимательно слушать рассказ бабы Капы о том, что есть такая профессия - учитель.
Эта профессия появилась очень давно. В древней Греции педагог водил за руку детей, присматривал за ними. Можно мастеров назвать учителями, ведь они обучали своих учеников тому, что умели делать сами: посуду из глины лепить, хлеб печь. А потом понемногу стали изучать письменность, читать, считать. Буквы раньше писали не так, как сейчас, а с разными завитушками. Да и у каждой буквы было своё название.
А цифры такие же были? - спросил Кузя.
Нет, и цифры писали в виде палочек или рисунков, - ответила баба Капа. - Так вот, а что бы узнать, где какие моря находятся, острова, так для этого люди уплывали на своих кораблях. Потом рисовали карты, где они побывали. Так на свете у нас появились такие предметы, как грамматика, математика, история, география, -продолжила баба Капа.
Ой, как интересно! - с восхищением произнесла Мила. - Вот бы нам побывать там, где всё про всех узнают!
А это место, дорогие мои, называется школой, - ответил дядя Шнюк.
А вы там были? - спросил Пупсень. - Вы там учились?
Да, я там был, но долго там не продержался, мою паутину вместе со мной сюда ветром принесло. Я тогда ещё маленький был, - ответил дядя Шнюк.
А что такое школа? И что там делают? - спросил Кузя.
Школа - это большое здание. Там много окон. Очень большие светлые классы. В каждом классе занимаются ученики, а учитель рассказывает им много нового и интересного, - ответила баба Капа.
И что - они все её слушают? - спросил Пчелёнок.
Конечно, а если не будут слушать, то тогда и знать ничего не будут. Правда, бабушка?! - уточнил Лунтик.
Совершенно верно, Лунтик. В школе есть учителя, которые учат самых маленьких, тех, кто совсем не умеет читать и писать. Такие дети приходят первый раз в школу, где их встречает самая первая в их жизни учительница. Она заводит их в класс, рассаживает за парты, знакомится с каждым из них. А потом начинается самый первый в их жизни урок, который запоминается навсегда. Учительница учит их буквам, из которых дети составляют слоги, читают их и учатся писать, - рассказывала баба Капа.
Вначале дети пишут палочки, кружочки, квадратики, а потом - буквы и цифры. Пока они пишут, учитель внимательно смотрит за ними, наблюдает, помогает тому ученику, у которого что-то не получается. Первая учительница, как мама, заботится о своих учениках. От нее во многом зависит, какими они станут. Первая учительница задает направление, она как маяк указывает путь. А дети как капитаны на своих кораблях знаний, - добавил Шершуля.
Первая учительница должна быть примером для подражания, иметь авторитет. Должна быть доброй и строгой, приучать к дисциплине. Ее рассказы должны быть интересны и поучительны. В ее руках все школьные предметы как клубочек с разными нитками. Вот так, Кузя, дети вместе с учителем шаг за шагом познают весь мир, - сказала баба Капа.
А ещё больше знаний дети получают в старших классах. По каждому предмету свой учитель. Он - профессионал в своей области: все рассказы учителя сопровождаются показом презентаций, фильмов, иллюстраций. На уроке можно сыграть в игру, показать свои знания, - продолжал разговор с обитателями полянки дядя Шнюк.
Учитель - такая профессия, которая совмещает в себе другие: и журналист, и актер, и режиссер, и психолог, и ученый, и воспитатель. Учитель - это призвание, даже образ жизни. Не каждый человек может стать учителем. Это сложно. Учитель никогда не унывает, он всегда с детьми, помогает им взрослеть и сопровождает по жизни. Учитель становится другом и наставником для своих учеников. Даже когда они вырастают и заканчивают школу, учитель всегда рад видеть своих учеников, подбодрить и поддержать. Учитель - самая гуманная профессия на свете, - подвела итог баба Капа.
Ух, ты, как интересно! - воскликнула Мила. - Вот бы и у нас такая школа была.
Да я не пропускал бы ни одного урока, всё-всё на свете учил бы и другим помогал, - сказал с восхищением Кузя.
Оказывается, какая же это интересная и увлекательная профессия - УЧИТЕЛЬ! - сказал с гордостью Пчелёнок. - А я вот иногда прячусь от своей учительницы.
Ну что, Шершуля, как ты думаешь, мы сможем помочь нашим детям? - спросила баба Капа.
А что давай попробуем открыть школу на нашей полянке, там и светло, и свежо, и красиво, - ответил Шершуля.
А я сделаю им столики и стульчики, - сказал Корней Корнеевич.
А я принесу тетради и ручки, - ответил дядя Шнюк, - у меня их много.
А как же мы? - спросил Пупсень, - мы тоже хотим учиться.
А вы тоже приходите, бабушка всех звала, - ответил Лунтик.
Да, - мечтательно закрыв глаза, сказал Вупсень, - вот мы с Пупсенем как выучимся, как будем всё знать на свете да как превратимся в бабочек и полетим посмотреть, какая она наша планета.
Но тут, конечно, все засмеялись. И баба Капа предложила всем попить чай с душистым мёдом и печеньем.