» » Введение в психологию труда. Что изучает психология труда? Основы психологии труда профессиональной психологии

Введение в психологию труда. Что изучает психология труда? Основы психологии труда профессиональной психологии

Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.

Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с психологией труда:

1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;

2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;

3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;

4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;

5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

3. Сфера применения

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

4. Цели психологии труда

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

5. Задачи психологии труда

Главные задачи психологии труда

Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта). К теоретическим задачам можно отнести:

1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);

2) изучение особенностей трудовой деятельности;

3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;

5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;

6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;

7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей деятельности;

11) разработку основных критериев приема на работу;

13) рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;

2) разработка психологических средств мотивации;

3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;

4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

8) минимизация аварийных ситуаций;

9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

6. Предмет психологии труда

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

7. Объект психологии труда

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

8. Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

9. Методы психологии труда

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:

1) тестирование;

2) включенное и невключенное наблюдение;

3) беседа;

4) интервью и опросы;

5) тренинги;

6) ролевые игры;

7) анализ и синтез информации. Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.

10. Влияние психологии труда на производство

Изучение психологии труда , трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

Важной областью психологии труда является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философский язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в. .

Примечательно, но затруднения в определении объекта и предмета научной дисциплины испытывают многие науки. Выделению более или менее признанного учеными объекта и предмета исследования научной дисциплины обычно предшествует многолетняя активная научная полемика, но и позже эти вопросы остаются одними из наиболее теоретически трудных. Такое состояние науки периодически повторяется. Так, например, было в отношении объекта и предмета общей психологии (П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии личности (А. Г. Асмолов), социальной психологии (Г. М. Андреева) и других областей.

В психологии труда эта проблема в определенной степени обусловлена молодостью психологии как науки (официальной датой ее рождения принято считать 1879 г., когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория); недостаточно обширной областью общепризнанных

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 25

знаний («жесткого каркаса» знаний, по П. Я. Гальперину); тесной зависимостью науки от динамичности развития общества, промышленных сил, культуры; исторических особенностей социального заказа; объективной сложностью психики как высшей формы движения материи.

Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период. Так, например, человек может быть объектом изучения ряда естественных и гуманитарных наук, психология - лишь одна из них. Но даже сильно сужая объем изучаемой реальности и выделяя, например, психику человека в качестве объекта исследования, мы должны признать, что и психика также может быть объектом изучения многих наук. Понятно, что достаточно сложно определить (о-предел-ить) совокупность процессов и явлений, представляющих собой онтологическую целостность, функциональное единство и устойчивость; совокупность структурных, функциональных и системных связей, изучением которой достаточно полно и успешно можно заниматься в рамках и возможностях отдельной научной дисциплины.

В психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже - о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде» .


По мнению Е. А. Климова 1 , психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте» . В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда» . Е. А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и "сходящих на нет", дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь - не взывать к абстрактной

" Климов Евгений Александрович - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. С 1986 по 2000 г. - декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Российского психологического общества. Автор более 150 работ по проблемам психологии труда, генезиса профессионального сознания и самосознания, индивидуальному стилю деятельности.

26 Глава i. Психология труда как область научного знания о труде

логике, а реально строить глуооко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и... пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной - как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе - условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению» .

Важнейший предмет изучения науки - человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

Е. А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности» .

Н. С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда - это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия . В целом, однако, исследователь по-

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 27

нятийно не уравновешивает содержание основных компонентов дисциплины - есть определение ее предмета, но адекватно объект науки не определен.

Прежде чем мы определимся с ключевыми компонентами науки - ее объектом и предметом, обратимся к самому феномену «труд», его философскому, экономическому, культурному и психологическому содержанию.

Понимание К. Марксом сущности общественного производства и человека как субъекта деятельности легло в основу всей методологии отечественной психологической науки . Такое понимание разных социальных, социатьно-психологических и психологических феноменов красной нитью проходит в теориях многих отечественных ученых. Поэтому целесообразно сразу прямо представить эти положения, с тем чтобы в последующем лишь обозначать эти «исходные положения», обращая внимание читателя на методологические и логические первоисточники того или иного понимания обсуждаемых в книге феноменов.

Труд в отечественной психологии рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» 1 .

Труд есть сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Основными чертами труда человека принято считать: его опосредствующую роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; активизацию всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности. По мере усложнения техники роль этих процессов все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда предполагают проявление человеком определенных волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мо-тивационной и смысловой сферы. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом, самим процессом и его результатами.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 23. С. 188.

28 Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде

Рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Итак, первая сторона труда - определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует н свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:

1) целесообразную деятельность, или сам труд;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) результат труда.

В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду - это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.

Вторая сторона труда - общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Труд есть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство - с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах .

Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд -

явление общекультурное, более того - это явление прежде всего этическое .

Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, в настоящей работе определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.

Объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда - это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

Главная задача психологии труда - «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» .

1.1 Предмет и задачи психологии труда.

1.1.1 Психология труда как самостоятельная дисциплина

Существует много определений этой науки:

«Психология труда », это …..

· наука, связанная с исследованием психических явлений в процессе работы.

· наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

· область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в процессе труда различных психологических механизмов.

Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах . В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора»

Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин - эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т. д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины.

Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение:

1.1.2 Основные задачи и направления исследований

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда.

Выделяются следующие основные направления исследований:

§ способы повышения производительности труда

§ рационализация труда и отдыха,

§ формирование профессиональной мотивации

§ оценка профессиональной пригодности

§ оптимизация отношений в трудовых коллективах.

§ психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности

§ проблемы и кризисы профессионального развития

§ профессиональные стрессы и конфликты

§ психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются:

§ естественный и лабораторный эксперимент

§ наблюдение,

§ интервью,

§ анкетные обследования,

§ психологические тесты,

§ тренажеры,

§ метод функциональных проб и другие методы.

1.1.3 Прикладное значение психологии труда

Как и вся психология в целом, психология труда принципиально отличается от многих других наук о человеке (анатомии, физиологии, антропологии) нематериальностью своего предмета - психики человека . Труд нельзя свести к биомеханике и физиологии. В частности, трудность и тяжесть работы зависит не от ее физических параметров, а от субъективного психологического отношения к процессу труда. Спичка очень легкая. Но если предложить человеку целый день перекладывать спички слева направо и наоборот, то такой труд будет казаться изнурительным и тяжелым. Если же предложить тому же человеку перекладывать пачки денег, с условием, что каждая тысячная пачка будет его, то он будет делать это с энтузиазмом, не замечая усталости. Работа кажется тяжелой, когда она бессмысленна, делается под принуждением, когда в ней отсутствует творческое начало. Поэтому одной из задач психологии труда является создание условий для повышения притягательности трудовой деятельности для человека, обогащение ее творческим началом и положительными эмоциями.

Как показывают многие теоретические и экспериментальные исследования последних лет, мотивация человека к производительному труду может с успехом осуществляется не только и не столько деньгами, а другими «высшими» факторами - стремлением к творческой самореализации, исследовательской мотивацией, желанием получить одобрение товарищей по работе, ощущением причастности к масштабным планам общества и т. д. Примерами действия этих «надматериальных» факторов мотивации являются трудовые подвиги советского народа при освоении целинных земель и строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1.1.4 Проблема предмета психологии труда.

По одному из определений, предмет психологии труда - это субъект труда , т.е. «работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . С точки зрения этих авторов, субъект труда (работающий человек) рассматривается как "носитель" предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды - то есть объекта труда. Под объектом труда чаще всего понимают "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации ". Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырех типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования . Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Психические явления

Примеры изучения психологией труда

Психические процессы

Процесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Психические состояния

Состояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Психические свойства

личности

Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учет особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Психические образования:

Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Рис. 1.1 Предмет «Психологии труда»

1.2 Дисциплины, смежные с «Психологией труда»

1.2.1 Психология труда и другие науки

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда».

Философия (объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).

Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)

Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).

Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда).

Юриспруденция (трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).

Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряженность труда).

Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды, запыленность, загазованность).

Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

В качестве примера тесной взаимосвязи между «Психологией труда» и другими фундаментальными науками о человеке можно привести взгляды на труд известного философа и экономиста Карла Маркса. Его работы оказали глубочайшее влияние на отечественную философию, которая, опираясь на его работы, определяет труд как «целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удов-летворения своих потребностей» .

Согласно представлениям К. Маркса, труд человека носит целенаправленный характер в отличие от деятельности животных, основанной на «слепых» инстинктах. В своей главной работе «Капитал» К. Маркс писал:

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» .

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины». .

1.2.2 Отрасли психологии, примыкающие к «Психологии труда»

В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда - с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями (Рис. 1.2). Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга. Так, например, такие дисциплины как «Психология управления», «Психология кадрового менеджмента» и «Организационная психология» весьма близки между собой как по кругу изучаемых вопросов, так и по используемым методам. С другой стороны, имеются и синтетические науки, развивающие междисциплинарный подход при изучении трудовой деятельности. Примером таких наук является эргономика.


Рис. 1.2 Связь психологии труда с другими науками.

В «Общей психологии» наиболее близким разделом к «Психологии труда» является раздел «Психология деятельности», а так как социально обусловленная деятельность бывает разных видов, то, соответственно, смежными дисциплинами будут: «Психология профессионального обучения», «Спортивная психология», «Психология безопасности труда», «Психология здоровья», «Инженерная психология» и т. д.

Например, «Инженерная психология » занимается изучением взаимодействия человека и различных технических устройств. Это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина». Нередко причиной аварии на производстве является так называемый «человеческий фактор» - то есть несоответствие человека и технической системы, которой он управляет. Это может быть скорость его реакции, объем перерабатываемой информации, его анатомические особенности и т. д. Поэтому инженерная психология изучает информационное и эргономическое взаимодействие человека со сложной техникой, а также функциональное состояние человека-оператора в процессе деятельности (особенно - в напряженных и экстремальных условиях). В связи с все более узкой специализацией в последнее время можно говорить о выделении из инженерной психологии таких научных направлений, как авиационная психология, космическая психология, промышленная психология и т. д.

«Организационная психология » (иногда ее обозначают как «Психология управления») исследует психологические аспекты взаимоотношения между работниками в процессе труда, особенно - в больших организациях. К ее задачам относятся условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, особенности иерархических взаимоотношений людей в трудовых коллективах и влияние этих отношений на трудовые процессы, а также вопросы личностного развития, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом.

В последнее время в России как самостоятельная дисциплина активно развивается «Психология кадрового менеджмента », задачей которой является изучение закономерностей оптимального подбора и сопровождения кадров предприятия в процессе их адаптации к трудовой деятельности и становления профессионализма работников.

Еще одна научная дисциплина, примыкающая к «Психологии труда» - это «Эргономика ». Данная наука позиционируется как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук в виде системы "человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа", которую обозначают как "эргономическая система". Как это часто бывает при формировании нового научного направления, взгляды разных ученых на предмет эргономики этой науки могут различаться. Согласно одному из определений, «предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению» .

Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

С позиций психологии труда рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства.

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку

Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.

На первом этапе развития важнейшей проблемой психологии труда была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.

Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области психология труда тесно связана с физиологией труда.

Психологии труда. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Психология труда координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психологии труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой дея­тельности человека в связи с особенностями социально-экономического и техничес­кого развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответствен­ности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисцип­лины «психология трудовой деятельности».

Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

· Психология трудовой деятельности - отрасль психологиче­ской науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функ­ционирования и фор­мирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятель­ности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классифика­ция профессий и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

3) психологические закономерности формирования про­фессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и мето­ды их диагностики, профилактики и коррекции;

5) психологические закономерности взаимодействия чело­века и техники;

6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснова­нием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследо­ванием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведе­нии, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных поло­жений о сущности психологии трудовой деятельности:


Она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;

Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);

Она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные раз­личия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.

Труд, профессия, специальность . Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, само­утверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. До­стижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями (рис. 23-1):

· Труд - деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворе­ния потребностей человека.

Профессия - сово­купность форм дея­тельности, объединен­ных родственными особенностями.

Специальность - конкретная форма деятельности в рамках определенной про­фессии.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной дея­тельности;

2) профессиональная подготовка;

3) рациональные условия и организация трудового процесса;

4) удобство и эффективность орудий труда;

6) система безопасности труда, сохранения профессиональ­ного здоровья и долголетия, психологической поддержки ра­ботоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способство­вать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика челове­ка проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» (Климов Е. А., 1996). Труд - это процесс ре­ализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональ­ной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельно­сти, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных ком­понентов структуры трудовой деятельности (рис. 23-2).

Представленная на рисунке схема совокупного субъек­та трудовой деятельности носит название эрготической системы (от греч. εργον - работа).

Особенности конкретной профессии отражают содер­жание определенной трудовой деятельности, хотя ее эле­менты могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция и характер результата труда;

3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение ма­териальных потребностей, утверждение социального статуса;

5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных еди­ной направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для ха­рактеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внут­ри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения тру­да (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Психологическое содержание труда. Каждый конкретный вид трудовой деятель­ности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельно­сти, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внут­ренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на осно­ве индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

· Психологическая система деятельности - совокуп­ность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выпол­нения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профес­сиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессио­нала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в про­цесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ори­ентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и за­крепление взаимосвязей между отдельными блоками.

На рис. 23-3 представлена структурная схема функциональных блоков психоло­гической системы деятельности. Она включает:

1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в кон­кретных ожидаемых результатах;

3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее со­держании и процессе;

4) информационная основа деятельности -совокупность информации о ее пред­метных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и об­разов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму об­ратной связи);

7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности инди­видуально-психологических качеств, функций.

Рис. 23-3. Структурная схема психологической системы деятельности