» » Основные подходы развития познавательной активности младших школьников. Формирование познавательной активности у школьников. Условия субъектного обучения таковы

Основные подходы развития познавательной активности младших школьников. Формирование познавательной активности у школьников. Условия субъектного обучения таковы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность. Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю. “ Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности”.

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

  • быть внимательным к каждому ребенку;
  • уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
  • создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.

  • Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
  • Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны “научиться учиться”, т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.

По моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.

“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить” – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Несмотря на данную от природы способность к познавательной деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных способностей.

Изучив ряд источников, раскрывающих суть познавательных интересов, мною была поставлена такая цель: выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся, наметить пути развития познавательных интересов и доказать на практике их действенность. Исходя из этого вытекают и задачи:

  • формирование познавательного интереса учащихся, как сильнейшего мотива учебной деятельности;
  • развитие творческого мышления младших школьников с помощью новых информационных технологий;
  • совершенствования работы по развитию речи учащихся.

Ниже я попытаюсь проанализировать насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною для повышения уровня познавательной активности учащихся.

1. Анкетирование, наблюдение.

Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета “Почему я учусь?” (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

2. Самостоятельная работа.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.

3. Исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к “тайнам” и открытиям.

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

  • умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
  • самостоятельному, критическому мышлению,
  • принимать самостоятельные аргументированные решения,
  • размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы
  • учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

4. Игровая деятельность.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.

Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

5. Интеграция.

Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

6. Проблемное обучение.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

Литература.

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-н/Д., 1983.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5.

4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

5. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М. : Академия, 2005.

6. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.

7. Семёнова, Л.В. Дополнительная образовательная программа “Я – маленький исследователь” / Л.В. Семёнова. – МОУ.

8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

9. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Развитие познавательной активности младших школьников

в процессе обучения .

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те способности, которыми он обладает. У него есть возможность развить потенциал детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение и отмечать их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

Создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

Использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

Направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

Избегать перегрузки учащихся;

Принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

Концентрировать внимание на главном в учебном материале;

Создавать на уроке условия для развития личности учащихся.

Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.

Условия субъектного обучения таковы:

    Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения, умение слушать и слышать партнера.

    Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.

    Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.

    Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.

    Самооценка собственной деятельности по достижению результата.

В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.

Почему многие учащиеся плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке ?

1.Потому что часто уроки носят однотипный характер, одинаковую структуру.

2.Чаще спрашивают тех, кто проявляет активность на уроке.

3. Навешивание «ярлыков» - разделение на сильных и слабых учеников.

4.Есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным

5.Атмосфера на уроке - те взаимоотношения, которые выстраивает педагог.

Познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к усвоению нового;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности

Не менее важную роль играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:

    вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

    сопровождается мыслями: «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

    заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

    ориентирует на применение знаний в новых условиях;

    включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

    развивает воображение, смекалку, логику;

    предполагает элементы исследования

В процессе обучения можно использовать различные способы активизации познавательной деятельности учащихся:

1.Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки-соревнования; уроки с групповыми формами работы; уроки - пресс-конференции; театрализованные уроки, уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки-зачеты; уроки-игры «Поле чудес», уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.

2.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

3. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

4. Широкое применение проблемно-деятельностного подхода. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. : коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

6. Применение новых информационных технологий

Использование на уроках компьютерных технологий и мультимедийного оборудования.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Это контрольные работы и тесты, зачеты и диктанты, мини-экзамены и перфокарты, дидактические карточки и лабиринты, кроссворды и т.д.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности ученика максимального приложения сил.
9. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся.

Учитель начальных классов - это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если обучение вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика. По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

УДК 373.3: 37.036.5 ББК 351.2

Майорова Наталья Владимировна

аспирант

кафедрй педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Maiorova Natalia Vladimirovna Post-graduate Department of the Pedagogics of Primary Education

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Cheboksary [email protected] Педагогические условия развития творческой познавательной активности

младших школьников

Pedagogical conditions of development of creative educational activity

of younger students

В статье представлены педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников, представлены материалы экспериментальной работы по развитию исследуемого качества и доказывается ее эффективность.

The article presents the pedagogical conditions of development of creative educational activity of younger schoolboys, materials and experimental work on the development of the investigational quality and proved its efficiency.

Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность, творческое мышление, младшие школьники, педагогические условия.

Key words: creativity, activity, creativity, creative thinking, the younger students, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития

педагогической науки и практики, развитие творческой активности школьников является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Новые государственные стандарты в сфере образования предполагают образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Выпускник школы, согласно ФГОС нового поколения, - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.

Современные экономические условия, разнообразие и сложность процес-

сов, возникающих в мире, конкуренция на рынке труда, обуславливает необходимость в людях, обладающих таким качеством как творческое мышление, а также способностью к быстрому и нестандартному разрешению проблем.

Таким образом, перед современной общеобразовательной школой стоит задача систематического и целенаправленного развития творческой активности учащихся.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческой активности личности, так как среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию. В этом возрасте наблюдается смена ведущего вида деятельности - от игры к учебной деятельности, что позволяет эффективно развивать творческую активность именно в младшем школьном возрасте .

Учитывая потребность общества в творческой личности, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. выявить исходный уровень развития творческой познавательной активности у младших школьников общеобразовательных учреждений г. Чебоксары;

2. выделить педагогические условия, создание которых способствует развитию исследуемого качества;

3. создать программу развития творческой познавательной активности младших школьников, охватив всех участников образовательного процесса;

4. проверить эффективность использования данной программы и выделенные нами педагогические условия по развитию творческой познавательной активности по завершению эксперимента.

Материал и методика исследований. С целью исследования развития творческой познавательной активности младших школьников, нами был использован комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация) и

эмпирических методов психолого-педагогического исследования (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент).

Исследование проводилось на базе 3-х классов МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, в состав которых входило 86 учащихся 2 классов, и 3-х классов МБОУ «СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, в состав которых входило 86 учащихся 2 классов. Также в исследовании приняли родители (по 86 человек) и педагоги (по 16 человек) данных образовательных учреждений. Выбор конкретных методик исследования был обусловлен нашими представлениями о структуре творческой активности младших школьников как сложного личностного образования.

По результатам первичного исследования для повышения объективности получаемых в ходе эксперимента данных нами были образованы 2 группы: экспериментальная (3 класса на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары) и контрольная (3 класса на базе МБОУ «СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары).

На следующем этапе исследования мы разработали программу развития творческой активности, которая охватывала всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, администрацию образовательного учреждения.

С участниками контрольной группы мероприятия по программе эксперимента не проводились. После реализации программы участники обеих групп прошли повторное тестирование по тем же методикам.

Результаты исследований и их обсуждение. Рассматривая предлагаемые различными авторами определения творческой познавательной активности, мы под этим понятием понимаем высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий, проявляющийся в постоянном поиске новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая

активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения. Это стремление к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам .

В ходе констатирующего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы относительно затруднений и недостатков в работе по развитию творческой познавательной активности младших школьников:

1. обучающиеся 2-х классов охватываемых исследованием учреждений имеют приблизительно одинаковый уровень развития творческого мышления;

2. родители данных учащихся недостаточно мотивированны на развитие творческой активности у своих детей;

3. педагоги недостаточно подготовлены к работе по развитию исследуемого качества у школьников;

4. отсутствует системность в работе по развитию творческой познавательной активности учащихся;

5. в образовательных учреждениях отсутствуют предметные кружки, секции, клубы по интересующей учащихся направленности.

Указанные выводы экспериментального исследования были учтены при составлении нами программы развития творческой познавательной активности младших школьников, основное содержание которой было направлено на преодоление указанных затруднений и недостатков.

Разработанная программа развития творческой познавательной активности младших школьников была реализована на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары в период с октября 2011 года по апрель месяц 2014 года (3 учебных года). Она включала в себя следующие направления:

1. Проведение развивающих занятий с учащимися по разработанной программе внеурочных занятий «Учусь мыслить творчески» (со 2 по 4 класс).

2. Разработана и реализована просветительская программа для родителей («Родительский калейдоскоп»), которая представляет собой обучающие встречи в форме родительского клуба.

3. Разработана и реализована просветительская программа для педагогов («Педагогический калейдоскоп»), которая представляет собой серию обучающих семинаров в рамках школьного методического объединения по развитию творческой активности младших школьников.

4. На базе данного образовательного учреждения, была создана Малая академия наук, которая представляет собой внеурочные занятия для детей по интересующим их направленностям («Юный пифагор», «Юный физик», «Юный химик», «Юный геолог», «Лазерное шоу», «Язык дельфинов» и т. д.).

По завершении эксперимента для проверки эффективности реализации указанной программы нами была отмечена значительная динамика развития творческой познавательной активности младших школьников, вошедших в состав экспериментальных групп (таблица 1).

Таблица 1.

Развитие творческой активности младших школьников до и после проведения эксперимента

Контрольные группы Экспериментальные группы

Уровень Показатель до проведения эксперимента, % Показатель после проведения эксперимента, % Уровень Показатель до проведения эксперимента, % Показатель после проведения эксперимента, %

низкий 52.42 32.15 низкий 56.77 17.23

средний 41.75 44.87 средний 36.91 47.32

высокий 5.83 12.72 высокий 6.32 35.45

Таким образом, реализация программы развития творческой познавательной активности младших школьников позволила достичь положительных результатов. Среди младших школьников, прошедших программу, наблюдаются существенные улучшения всех показателей творческого мышления. Опрос педагогов и родителей, а также наблюдение подтверждает развитие творческой активности воспитанников.

На основе экспериментальной работы и реализации разработанной нами программы были выделены следующие педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников:

1. Формирование мотивации в развитии творческой познавательной активности у всех участников образовательного процесса.

Развитию познавательной активности учащихся способствует положительная мотивация учения и заинтересованные отношения между участниками учебно-познавательной деятельности. В настоящее время в педагогике и педагогической психологии центральная проблема - это проблема мотивации учебной деятельности, в частности формирования познавательной мотивации учащихся. Целенаправленное формирование мотивационной сферы - это, по существу, формирование самой личности.

В ходе опроса родителей школьников, было обнаружено, что в семьях очень мало внимания уделяется развитию творческой познавательной активности. Анализ опроса, проведенного с родителями, показал, что больше половины родителей, переложив обязанности воспитания на учителей, интересуются успехами детей, но не предпринимают никаких мер по выявлению и развитию творческого потенциала своего ребенка.

Результаты исследования показали, что при наличии у родителей мотива самообразования и творчества, ребенок включается в учебную деятельность и усваивает ее мотивы.

2. Подготовленность учителя к развитию творческой познавательной активности младших школьников.

Главная роль в развитии творческой познавательной активности принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

В атмосфере доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения ребенок стремится наиболее полно раскрыть свои возможности. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ему очень важно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют. Учитель вполне может создать такую среду, такие условия, чтобы обеспечить детям возможность высказывать свое мнение, строить предположения, выбирать.

Однако, согласно опросу проведенному среди учителей, главной проблемой является незнание теории творчества и затруднения в определении перспективных направлений деятельности, выборе организационных форм и видов деятельности учащихся по развитию творческой познавательной активности. Учитель нуждается в знаниях о творческой личности, сущности творческой активности и процесса ее формирования, которые являются показателями его профессиональной компетентности.

3. Системность в работе по развитию творческой познавательной активности.

В практике обучения, как показало ознакомление с опытом работы ряда учителей, развитие творческой познавательной активности имеет место, но носит эпизодический характер и чаще осуществляется педагогами интуитивно, без глубокого знания ими содержания и методики развития этого свойства личности.

1олько при наличии системы, адекватной поставленной цели и конкретным задачам, могут быть достигнуты положительные результаты при наименьшей затрате интеллектуальных сил как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся.

4. Наличие предметных кружков, секций, клубов по интересующей учащихся направленности.

Для формирования и развития у учащихся творческой познавательной активности, необходимо создавать предметные кружки, секции, клубы по интересующей учащихся направленности.

Резюме. Как видим, полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня развития творческой познавательной активности младших школьников, вошедших в состав экспериментальных групп. Исследование подтвердило, что реализация выделенных нами педагогических условий способствует развитию исследуемого качества.

Библиографический список

1. Майорова Н. В. Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли / Н. В. Майорова // Вестник ЧГПУ им И. Я. Яковлева. - 2013. - №3 (79) (Гуманитарные и педагогические науки). - С. 76 - 80.

2. Романова Е. Н. Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности / Е. Н. Романова // Вестник ЧГПУ им И. Я. Яковлева. -2012. - №1 (73) (Гуманитарные и педагогические науки). - С. 132 - 136.

1. Mayorova N.V. Problem of development of creative cognitive activity in the history of educational thought / N.V. Mayorova / / Herald CSPU them IY Yakovlev. -2013. - № 3 (79) (Humanities and pedagogical sciences). - Pp. 76 - 80.

2. Romanova E. N. Pedagogical conditions of formation of readiness of rural elementary school students to creative activity / E.N. Romanova / / Herald CSPU them IY Yakovlev. -2012. - № 1 (73) (Humanities and pedagogical sciences). - S. 132 -136.

Педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников

В Российскую школу пришёл новый образовательный стандарт, который определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010г. № 1897 изложены новые требования к образовательному и воспитательному процессу и подробно описаны личностные характеристики выпускника («портрет выпускника начальной школы»), ведущими среди которых являются: «владеющий основами умения учиться», «способный к организации собственной деятельности», «готовый самостоятельно действовать» . То есть, у выпускника начальной школы должна быть сформирована готовность и способность к саморазвитию, к активному обучению и познанию, что обеспечивается высоким уровнем познавательной активности.

Исходной позицией для развития познавательной активности является учебный процесс. Известно, что в качестве ведущей деятельности младшего школьного возраста выступает учебная деятельность, в ходе которой целесообразно вести работу формирования интереса к знаниям, к учёбе, потребности в самообразовании. Педагогами и психологами доказано, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если у учащихся достаточно высокий уровень познавательной активности. Именно на этом возрастном этапе, когда ещё формируются постоянные интересы и склонности к определённому предмету, важно обратиться к вопросу по развитию и повышению познавательного интереса к обучению. Так как это определяет ход развития ребёнка на этом и последующих возрастных этапах.

Познавательная активность у младших школьников сама по себе не возникает, она является результатом целенаправленных педагогических действий. Вопрос развития познавательной активности не является абсолютно новой в педагогической и психологической теории. В разное время занимались многие исследователи.

В современной педагогике также достаточно широко изучены способы активизации познавательной деятельности. Содержание познавательной активности и деятельности подробно раскрыли в своих работах М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина. С точки зрения личностно-ориентированного обучения этот вопрос рассматривали В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская, А.В. Петровский, Г. Г. Кравцов, В.Д.Шадриков. С позиции деятельностного подхода, где сущность познавательной активности раскрывается в качестве ведущего вида деятельности, данная проблема исследовалась В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, П.Я.Гальпериным, Ю.М, Колягиным, Л.Г.Петерсон, Д.Б.Элькониным и др.

Несмотря на уже существующие и подробно изученные в педагогической практике способы развития познавательной активности, реализовать их в полной мере нет возможности. Причина тому отсутствие обоснованных рекомендаций по данному вопросу, неразработанностью условий развития интереса к знаниям, учёбе. Также, надо отметить, что многие приемы и методы по развитию познавательной активности у младших школьников ориентированы на традиционную систему обучения в начальной школе, а для новых вариативных образовательных программ, ориентированных на ФГОС, данный вопрос освещён недостаточно. Поэтому при практической реализации существующих способов активизации познавательной деятельности у учителей возникают трудности.

В связи с этим возникает необходимость найти наиболее эффективные пути развития и повышения познавательной активности младших школьников.

Таким образом, актуальность темы повышения познавательной активности младших школьников определяется следующими противоречиями: между необходимостью повышения познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием всех возможностей по совершенствованию данного процесса; между потребностью методики преподавания в систематизации уже имеющихся, а также в разработке новых, форм, методов, приёмов, средств активизации познавательной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий развития данного свойства с позиции современных вариативных образовательных программ начальной школы, ориентированных на ФГОС.

Преодоление данных противоречий и составляет суть проблемы : какие эффективные способы повышения познавательной активности младших школьников существуют на сегодняшний день?

Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить его» . Главной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты, учителя.

Известно, что познавательная активность человека является меняющимся свойством личности. При работе над её развитием у младших школьников необходимо выделить педагогические условия , способствующие её повышению у младшего школьника.

1. Условия повышения познавательной активности, связанные с содержанием учебного материала :

Использование эффекта «удивительного», «необычного» в содержании учебного материала;

Соблюдение принципа научности;

Доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся.

2. Условия повышения познавательной активности, связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения :

Сочетание различных форм организации учебно-познавательного процесса: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

Применение различных технологий обучения, направленных на развитие и повышение познавательной активности;

Использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

Соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;

Применение системы проблемно-творческих заданий;

Соблюдение принципа наглядности;

Подбор домашнего задания по принципу самостоятельности и связи с жизнью.

3. Условия повышения познавательной активности, связанные с ролью учителя в процессе обучения :

Хорошее знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

Педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, стимулирование и поощрение детей, проявляющих любую познавательную активность;

Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия;

Увлеченность предметом и любовь к работе.

4. Условия повышения познавательной активности, связанные с личностью ребёнка :

Соблюдение принципа индивидуального подхода к учащимся, где уровень активности зависит от учета реальных учебных возможностей школьников;

Использование в процессе обучения дифференцированной работы с учащимися;

Построение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, учитывая возрастные особенности младшего школьника;

Использование «открытых» заданий (по Хуторскому), то есть соблюдение принципа связи обучения с жизнью;

Предоставление возможности выразить свое отношение к происходящему на стадии рефлексии;

Формирование внутреннего принятия (осознания) учащимися цели предстоящей деятельности;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для развития познавательной деятельности учащихся.

Итак, перечисленные условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и повышению познавательной активности младших школьников, помогут: правильно определить объем и содержание учебного материала, подобрать нужные методы, средства обучения, выбрать пути индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам в условиях обучения.