Тест «Человек и общество» 10 класс.
Вариант № 1
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
А) общественное сознание Б) общество
В) обыденное сознание Г) идеология
2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как
А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала
3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?
А) основной продукт производства - промышленные изделия
Б) основной фактор производства - знания
В) широкое применение механизмов, технологий
Г) классовое деление общества
4. Какой признак характеризует традиционное общество?
А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса
В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся
А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции
6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
7. Основа человеческого существования - это
А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность
8. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Типы ……………………….
индустриальное
постиндустриальное
9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:
А) низкий уровень социальной мобильности
Б) господство религии, обычаев и традиций
В) аграрный характер экономики
Г) глобализация жизни
10. Нужда человека, в чем либо, это:
А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности
11. Характерной чертой постиндустриального общества является:
А) расширение промышленного производства
Б) замедление темпов развития
В) создание массовой культуры
Г) использование компьютерных технологий
12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации
13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) развитием средств массовой коммуникации
Г) организацией фабричного производства
14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным
Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
15. Общественный прогресс выражается в:
А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы
В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества
16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью
Б) возросло значение науки и образования
В) усилились сословные различия
Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
А) аграрный тип общества
Б) неразвитость институтов частной собственности
В) особая ценность человеческой индивидуальности
Г) преобладание коллективных форм сознания
18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:
А) выделение общего Б) выделение особенного
В) развитие разума Г) развитие нравственности.
19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 . Касты , 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.
Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль
Вариант № 2
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо
А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное
2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы
А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической
3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?
А) постиндустриальному Б) индустриальному
В) традиционному Г) информационному
4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером
А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации
5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация
6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?
А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.
Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что :
А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты
Б) в нём отсутствуют социальные конфликты
В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни
Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия
8. Запишите слово пропущенное в схеме:
Естественные, социальные, ______________потребности_______
9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:
А) научно-техническая революции Б) социальной реформе
В) общественном прогрессе Г) регресс общества
10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении
общества как:
А) среды обитания человека Б) динамической системы
В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира
11. Традиционное общество в отличие от индустриального:
А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым
В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт
12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?
А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса
В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации
13. Какой признак относится к индустриальному обществу?
А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности
В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике
14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире
Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Реформа в отличие от революции:
А) носит всеобъемлющий характер
Б) является формой социальной динамики
В) проводится, как правило, по инициативе сверху
Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:
А) динамичную систему
Б) часть природы
В) весь окружающий материальный мир
Г) взаимодействие людей в социальных группах.
17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом
18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.
Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны
19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Расширение виртуальных коммуникаций.
2. Низкий уровень социальной мобильности.
3. Натуральный характер хозяйства.
4. Единство мирового экономического пространства.
5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.
КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс.
Вариант № 1
1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В
11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5
Вариант № 2
1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В
11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5
Примечание:
Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .
Даны подробные ответы с пояснениями, а также тезисы сочинений (задание № 29) о целеполагании, потребностях, общественном мнении. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.
Цитаты(задание № 29):
- (Л.Н.Толстой)
- .(И.В.Гёте)
- .(Б.Паскаль)
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются
слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
Ответ:
Правильный ответ
социальные
2В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
материальная, познавательная, деятельность, социально- преобразовательная, ценностно-ориентированная, прогностическая
Ответ:
Правильный ответ
деятельность
3Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,
обозначают структуру деятельности.
1)цель; 2)способности;3)средства); 4)результат; 5)субъект; 6) навыки.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
Вспомним структуру деятельности, то есть её компоненты:мотив, цель, средства и методы, действия, результат. Субъект и объект деятельности.
4Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формируется в процессе социализации;
2)может существовать вне общества;
3) основа социальных качеств личности — задатки;
4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки;
5) новорождённый человек- это уже личность.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
1) формируется в процессе социализации (да );
2)может существовать вне общества (нет, только в обществе человек становится личностью , то есть приобретает социально значимые черты, помогающие ему жить среди людей).
3) основа социальных качеств личности — задатки(нет , это природные качества, но развиться они, конечно, могут только в обществе)
4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки(да )
5) новорождённый человек- это уже личность (нет , это человек, индивид , но не личность, он ещё не может общаться, отвечать за свои поступки др.)
5Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Правильный ответ
6Композитор создал новое произведение. Какие факты характеризуют его деятельность как творческую? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)создание по образцу
2)стандартизация действий и приёмов
3)комбинирование, варьирование различных способов деятельности
4) яркость, необычность создаваемого произведения
5)создание нового произведения
6)использование приёмов и методов, ранее не существовавших
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
Творческая деятельность- это создание человеком чего-то нового, не по стандарту и образцу.Поэтому номера 1 и 2 неверны.
20Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человеку свойственно желание удовлетворения своих ____ (А). Для этого ему необходимо заниматься _____(Б). Залогом успешности её являются _____(В), которые могут совершенствоваться в течение всей жизни. Высшая степень их развития – это _____(Г).Она невозможна без природных ______(Д), развитие которых приводит к высоким результатам. Только ______(Е) способна создавать что-то ценное для себя и общества.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)гениальность
2)одарённость
3)творчество
4)способности
5)потребности
6)личность
7)деятельность
8) задатки
9)индивидуальность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А
Б
В
Г
Д
Е
Правильный ответ
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст,в пространстве которого она существует. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном
изменчивости, и как субъект и объект исторического развития – личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Человек предстает еще и как индивидуальность. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования. (По книге В.А.Аверина «Психология личности») |
Ответ:
22 Назовите три подхода в изучении личности, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один , не указанный в текстеОтвет:
Правильный ответ
В тексте названы три подхода в изучении личности:
— рассмотрение личности как естественного индивида;
— как субъекта и объекта исторического развития;
— как основной производительной силы общества.
Можно назвать ещё один аспект изучения личности- изучение агентов первой и второй социализации.
23 Какие три стороны изучения личности называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности осуществляется изучение одной из данных сторон.Ответ:
Правильный ответ
— как индивид
— как индивидуальность
— как личность, с присущими ей чертами.
Так, изучая личность как индивидуальность, рассматриваются биологические его особенности (мышление, темперамент и др.), его характер, уровень сформированности нравственных качеств, ответственности за поступки и действия. Всё это позволяет изучить личность во всём её индивидуальном своеобразии и неповторимости.
24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что « в процессе его изучения.Ответ:
Правильный ответ
«…недопустимо игнорирование либо преувеличение одного из параметров человека» в процессе его изучения. Три объяснения:
— невозможно понять человека, не изучив особенности его индивидуальности- взгляда на мир, идеалы, ценности, цель жизни и др.;
— человек — социальное существо, поэтому, изучая его, рассматриваются личностные качества, сформированные в обществе;
— наконец, человек — это индивид, единичный представитель человеческого рода, поэтому, изучая его с этой точки зрения, рассматриваются обобщённые черты, свойственные всем людям.
Вывод: изучение человека должно вестись всесторонне.
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях способностей, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней способностей.Ответ:
Правильный ответ
Способности — это качества человека, позволяющие ему успешно выполнять какую-либо деятельность. Выделяют уровни способностей: одарённость, талант, гениальность. Гениальность — это высокоразвитые способности, подкреплённые природными задатками; гениальности свойственно создание нового, ранее не существовавшего в обществе- закона, направления в искусстве, школы и т.д.
26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности личности.Ответ:
Правильный ответ
Особенности личности:
- Способность к труду (Сергей – мастер по ремонту автомобилей);
- Способность к общению (Анна и Ирина обсуждали, как они выступили на конференции);
- Ответственность за действия и поступки (глава фирмы Н., работая над модернизацией производства, предложил уволенным сотрудникам вакансии на фирмах, дав каждому рекомендацию для нового работодателя).
Литературный критик В.Г.Белинский писал:
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
О какой особенности деятельности человека писал В.Г.Белинский?
Какова, по мнению критика, роль деятельности в жизни человека?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три вида деятельности человека.
Ответ:
Правильный ответ
В.Г.Белинский писал о такой особенности личности, как способность ставить цели.
По мнению критика, деятельность – основа жизни человека.
Виды деятельности:
— социальная
— производственная
— познавательная.
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек- биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.Ответ:
Правильный ответ
Человек- биосоциальное существо .
План.
- Понятие человека как биосоциального существа.
- Биологическое в человеке:
- инстинкт самосохранения
- инстинкт материнства
- инстинкт продолжения рода
- физиологические потребности.
3.Социальное в человеке:
- способность к общению
- способность к труду
- целеполагание и др.
4.Необходимость учёта социального и биологического в человеке при формировании его личности.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
29Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
Ответ:
Правильный ответ
29.1Философия.
«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».
(Л.Н.Толстой. Величайший русский писатель, педагог, философ, просветитель(1828-1910)
Ответ:
Правильный ответ
29.1Философия
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»
(И.В.Гёте.Немецкий поэт, учёный-естествоиспытатель, государственный деятель и мыслитель (1749-1832)
Ответ:
Правильный ответ
Основная мысль цитаты.
В высказывании немецкого поэта, учёного, мыслителя И.В.Гёте высказана мысль о важности постановки цели в жизни человека. Автор отмечает, что именно цель наполняет жизнь смыслом, придаёт человеку силы. Действительно, чёткая цель, к которой стремится человек, становится маяком, освещающим путь и помогающим пережить все трудности Термины. Деятельность, целеполагание, материальная и духовная деятельность, средства и методы деятельности, смысл жизни, жизненные ценности. Аргументы. 1.Страшно, если человек ведёт бесцельный образ жизни. Вспомним Обломова- героя одноименного романа И.А. Гончарова. Его жизнь превратилась в ничегонеделание. Да, он много размышляет, даже высказывает интересные мысли о людях, обществе, смысле жизни. Но герой ничем не занимается. Даже просто написать письмо приказчику, чтобы узнать, как идут его дела в имении, он не может, постоянно откладывает это. Сколько переживаний приносит ему встреча с Ольгой, ведь героиня буквально заставляла его что-то делать. Но Илья Обломов оказался неспособным изменить свою жизнь. Отсутствие цели, деятельности привело к скорой смерти героя. 2.Можно привести массу примеров людей, жизнь которых – это активное, целенаправленное движение к осуществлению задуманного. В серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») есть книга Евгения Лебедева о М.В. Ломоносове. Автор, повествуя о жизненном пути этого великого человека, неустанно подчёркивает, что М.В. Ломоносов постоянно к чему-то стремился. У него была не одна, а много целей, и он добивался их осуществления: получал образование, изучал неизведанное, стал инициатором и основателем первого университета в России- Московского. Конечно, и на его пути были трудности. Непросто поморскому крестьянину было выбиться в элиту общества. А он сделал это, прославив своё имя и Россию своей деятельностью, потому что чётко знал, к чему стремился. |
Философия
«Общественное мнение правит людьми»
(Блез Паскаль. Французский математик, физик, литератор и учёный (1623-1662)
Ответ:
Правильный ответ
Основная мысль цитаты.
В высказывании французского учёного и литератора Б.Паскаля содержится мысль о важности общественного мнения в жизни людей. Он считает, что оно буквально правит людьми. С данным мнением можно согласиться частично. Безусловно мнение людей играют важную роль в жизни человека, ведь он живёт в обществе, поэтому должен придерживаться определённых норм и традиций. Однако каждый должен иметь и свои взгляды и убеждения и чётко отстаивать их, если они идут в разрез с общественными, не надо превращаться в часть толпы, нужно стремиться быть индивидуальностью, защищать справедливость. Термины. Человек, общество, общественное мнение, взгляды, идеалы, ценности, жизненная позиция (активная, пассивная), общественный контроль (формальный, неформальный), личность, индивидуальность. Аргументы. 1.Ярким примером влияния общества на поведение человека, формирование его взглядов и ценностей является пьеса А.С.Грибоедов «Горе от ума». Главное в «фамусовском обществе» именно общественное мнение (вспомним, как говорил Фамусов: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). В этом кругу сформировались свои идеалы, ценности, которым следуют люди. Стать таким же, как все его члены, стремится Молчалин. Богатство, положение в обществе, карьера, влияние — вот идеал этих людей. И если кто-то не желает подчиниться установленным веками законам и традициям, как это сделал Чацкий, то такого человека, просто изгоняют, назвав «сумасшедшим». Однако в любое время есть и будут люди, которые отстаивают свои позиции, если видят несправедливость установленных норм и порядков. Тяжело Чацкому, одинок он в доме Фамусова. Но не одинок в стране. Именно за такими людьми – будущее, за теми, кто хочет искренне служить «делу, а не лицам», во благо Родины. Так что не всегда общественное мнение подчиняет себе людей. 2. Мировая история знает немало примеров, когда люди шли вразрез с общественным мнением, если оно противоречило истине. В «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» в томе «Астрономия» есть статья о деятельности Д. Бруно, английского учёного 16-го века. Основные его идеи изложены в книге «О бесконечности вселенной и мирах». Он предугадал многие научные открытия: о бескрайности Вселенной, о многочисленных неизвестных людям мирах, поддерживал идеи Коперника о круглой форме Земли, вращающейся вокруг Солнца. Идеи Бруно не соответствовали взглядам католической церкви, поэтому он был казнён как еретик. Жизнь учёного -пример тому, как сильные личности отстаивают свои идеи, продолжают узнавать истину, несмотря на традиции общества и его мнение, если оно ошибочно. |
Вариант № 1
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
А) общественное сознание Б) общество
В) обыденное сознание Г) идеология
2. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?
А) основной продукт производства - промышленные изделия
Б) основной фактор производства - знания
В) широкое применение механизмов, технологий
Г) классовое деление общества
3. Какой признак характеризует традиционное общество?
А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса
В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
4. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Основа человеческого существования - это
А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность
6. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Типы ……………………….
традиционное
индустриальное
постиндустриальное
7. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:
А) низкий уровень социальной мобильности
Б) господство религии, обычаев и традиций
В) аграрный характер экономики
Г) глобализация жизни
8. Нужда человека, в чем либо, это:
А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности
9. Характерной чертой постиндустриального общества является:
А) расширение промышленного производства
Б) замедление темпов развития
В) создание массовой культуры
Г) использование компьютерных технологий
10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) развитием средств массовой коммуникации
Г) организацией фабричного производства
11. Общественный прогресс выражается в:
А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы
В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества
12. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью
Б) возросло значение науки и образования
В) усилились сословные различия
Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
13. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
А) аграрный тип общества
Б) неразвитость институтов частной собственности
В) особая ценность человеческой индивидуальности
Г) преобладание коллективных форм сознания
14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 . Касты , 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.
Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль
Вариант № 2
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо
А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное
2. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?
А) постиндустриальному Б) индустриальному В) традиционному Г) информационному
3. Петровские преобразования XVIII в. являются примером
А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации
4. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация
5. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?
А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.
Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что :
А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты
Б) в нём отсутствуют социальные конфликты
В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни
Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия
7. Запишите слово пропущенное в схеме:
потребности
естественные социальные _____________________
8. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:
А) научно-техническая революции Б) социальной реформе
В) общественном прогрессе Г) регресс общества
9. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении
общества как:
А) среды обитания человека Б) динамической системы
В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира
10. Традиционное общество в отличие от индустриального:
А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым
В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт
11. Что способствует процессу глобализации в современном мире?
А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса
В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации
12. Какой признак относится к индустриальному обществу?
А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности
В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике
13. Реформа в отличие от революции:
А) носит всеобъемлющий характер
Б) является формой социальной динамики
В) проводится, как правило, по инициативе сверху
Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
14. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как :
А) динамичную систему
Б) часть природы
В) весь окружающий материальный мир
Г) взаимодействие людей в социальных группах.
15. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом
16. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Расширение виртуальных коммуникаций.
2. Низкий уровень социальной мобильности.
3. Натуральный характер хозяйства.
4. Единство мирового экономического пространства.
5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.
КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль
Вариант № 1
1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В
11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5
Вариант № 2
1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В
11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5
Тест по теме "Человек" представлен в двух вариантах. Составлен на основе материалов ФИПИ. Состоит из части А (30 вопросов) и часть В (7 заданий). Соответствует стрруктуре ЕГЭ. Может использоваться как для подготовки учащихся к ЕГЭ, так и для контроля ЗУН по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек». Вариант 1
A1 . Индивидуальность – это
1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
2)темперамент человека, его характер
3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
4)совокупность человеческих потребностей и способностей
A2. Признаком, отличающим человека от животного, является
1)проявление активности 2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром
A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
A4 . Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать
1)культурой 2)экономикой 3)мировоззрением 4)историей
A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей 2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств 4)удовлетворением потребностей
A6 . Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1)самосохранении 2)самореализации 3)самопознании 4)самообразовании
A9. Качества личности проявляются в
1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента 4)социально-преобразующей деятельности
A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.
Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А11 . И человек, и животные способны
1)использовать предметы природы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3)передавать трудовые навыки последующим поколениям 4)осознавать собственные потребности
А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1)допускают использование определённых правил или норм
2)предполагают обязательное наличие партнёра
3)носят условный характер
4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов
Постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
- И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4)Ж. Кювье
А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут ствует у животного?
- обменные процессы
- творческая активность
- работа органов чувств
- потребность в пище
А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
- средства должны соответствовать целям
- цель состоит в получении достоверного знания
- субъектом выступает отдельная личность
- результатом является новый продукт
А 16. Воля – это
- власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
- способность дать сдачи обидчику
- умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
- способность к самой опасной и жестокой борьбе
А17 . Ученик для учителя является:
- объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:
- Радиожурналист 2) двоюродный брат 3) преподаватель вуза 4) руководитель предприятия?
А20 . Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
- вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
- давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
- приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
- к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:
- комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении
А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру гих людей о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело века?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А26 . К практической деятельности относится
- производство материальных благ
- познание законов развития природы
- формирование религиозных представлений о мире
- сочинение музыки
А27 . Деятельность в отличие от общения
- является потребностью человека
- может доставлять человеку удовольствие
- предполагает наличие цели
- непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об ществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже ния какой-либо цели.
1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи тель индивидуально свободных черт называется:
- Деятелем 2) индивидом 3) лидером 4) личностью
А30. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт
- Самоотдача 2) материальная выгода 3) гордость за совершённое 4) наслаждение мастерством.
Часть В
В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это
Ответ_________
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.
Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.
Ответ_________________
В 3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
В 4 . Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Найдите в приведенном списке базовые потребности человека
- Потребность в законе
- Потребность в общении
- Потребность в нравственном совершенствовании
- Потребность во взаимодействии
- Потребность в достижении истины
- Потребность в возрастании добра
Ответ______________
В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1 ) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений
(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».
Ответ_____
В 6
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»
Ответ_____________
В 7 . Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу . Номера запишите в порядке возрастания.
- Способность к совместной преобразовательной деятельности
- Стремление к самореализации
- Умение приспосабливаться к природным условиям
- Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем
- Потребность в воде, пище, отдыхе
Ответ_______
Ответы:
Деятельность |
|
индивид |
|
ВАБВА |
|
2122 |
|
ВДЖБИА |
|
Вариант 2
А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это
- Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
- Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
- Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
- Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
А2 . Природа человека
- Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
- Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
- Представляет собой основные и неизменные качества человека.
- Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще ния.
А3 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по требность в
1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности
А4 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1)членораздельная речь 2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей
А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви деть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
А6 . Основным фактором формирования личности является
1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности
А7 . Личность – это
- человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
- темперамент человека, его характер
- неповторимые психофизиологические особенности человека
- совокупность оригинальных человеческих способностей
А8 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?
А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.
Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А9 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:
- единичного представителя человеческого рода
- особенности темперамента человека, его характер
- трудовую активность человека
- неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.
А10 . Ориентирами человеческой деятельности являются:
- ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.
А11 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?
А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).
Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А12 . Какой признак характеризует человека как личность?
1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье
3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности
А13 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером
1)художественного образа 2)мифологического знания
3) религиозной нормы 4) научного знания
А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
- индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность
А15 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является
- административной 2) практической 3)материальной 4)творческой
А16 . И человеку, и животному свойственны потребности в
- самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании
А17 . Человек в отличие от животного способен
- совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение
3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве
А18 . В отличие от животного человек способен
- реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы
3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий
А19. К социальным потребностям человека относится потребность
- дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться
А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности
- материально-производственной 2) социально-преобразовательной
3)практической 4)духовной
А21. Игра, учение, труд выступают в качестве
- критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей
А22 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:
- проявление активности 2) целеполагание
3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром
А23 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
- самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование
А24 . Результатом самопознания, в частности, является
- накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества
3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях
А25 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
- собственной внешности 2)различных типов темперамента
3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы
А26 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его
- социальной сущности 2) биологической природы
3)физиологических особенностей 4) психологических качеств
А27 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
- знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности
А28 . Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А29 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А30 . Основой человеческого существования является
- потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба
Часть В.
В1 . Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат...»
Ответ: ___________________________________
В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.
Ответ____________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре делениями и приведенными во втором столбце понятиями.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека . Номера запишите в порядке возрастания.
- Интересы
- Мировоззрение
- Задатки
- Умения
- Наследственность
- Идеалы
Ответ_________
В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.
Ответ_________
В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»
Ответ_________
В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности . Номера запишите в порядке возрастания.
- Учителя
- Компьютерное обеспечение
- Знание основ наук
- Наглядные пособия
- Учащиеся
- Умения применять знания
- Практические навыки
Ответ____________
Ответы по теме «Человек» вариант 2:
мотивы |
|
общение |
|
ВБА |
|
1246 |
|
1211 |
|
ГВАЕБЗ |
|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. Что является древнейшей формой осознания окружающего мира и места в нем человека?
А) Мифология + В) Пиктография С) Философия D) Психология
2. Как А. Тойнби назвал цивилизации, которые должны возникнуть на основе формирования единых религий?
А) Первичные В) Вторичные С) Третичные + D) Четвертичные
3. Какое сословие в средневековье долгое время имело монополию на образование?
А) Крестьянство В) Рыцарство С) Духовенство + D) Аристократия
4.Что является конечным элементом общества, как системы?
А) Природа
В) Космос
С) Отношения
D) Человек +
5. К какой сфере общественной жизни относится общественное сознание?
А) Экономическая В) Социальная С) Политическая D) Духовная
6. Какую форму правления Аристотель называл «правильной»?
А) Тирания В) Монархия + С) Охлократия D) Олигархия
7.Какой стадии развития человека, согласно Конту соответствуют «позитивные науки»?
А) Детство В) Юность С) Отрочество D) Зрелость +
8. Что включают в космогенную цивилизацию?
А) Восточное общество В) Западное общество
С) Восточное и западное общество + D) Ни одно из перечисленных
9. К какому году Освальд Шпенглер предсказывал закат европейской культуры?
А) 1900 В) 1950 С) 2000 + D) 2050
10.Именно из этого философско-религиозного течения мы узнали, что мир состоит из двух начал: Инь и Янь?
А) Моизм В) Даосизм + С) Буддизм D) Клнфуцианство
11.Какое слово переводится с латинского как «гражданский»?
A) Государство B) Цивилизация + C) Общество D) Человек
12. Кто из европейских мыслителей Средневековья написал книгу «Город Солнца» отрицающую частную собственность?
А) Ш. Фурье В) А. Сен-Симон С) Т. Мор D) Т. Кампанелла +
13.Что, согласно теории общественного договора Гоббса было первоначальным состоянием общества?
А) Хаос В) «Холодная война» С) «Мир между всеми» D) «Война всех против всех» +
14. Какую ветвь власти выделял, как особую Шарль Монтескье?
А) Анархическую В) Исполнительную С) Судебную D) Законодательную
15. Кто выдвинул идею о том,что средствами социального контроля служат «страх перед живым» и «страх перед мертвым»?
А) Э. Бернштейн В) Г. Спенсер С) О. Конт D) М.Вебер
16. Социальные катаклизмы ХХ века привели к появлению этого направления в философии?
A) Экзистенциализм + B) Коммунизм C) Марксизм D) Империализм
17. В чем проявляются недостатки прогресса в одной отдельно взятой отрасли?
А) Он может вызвать регресс в других отраслях +
В) Он является результатом предшествующего регресса
С) Он не является общим показателем
D) У него нет недостатков
18. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на эту религию?
A) Христианство + B) Ислам C) Буддизм D) Зороастризм
19. Как в обществознании называется переход из одного качественного состояния в другое?
A) Революция + B) Реформы C) Инновация D) Глобализация
20.В каком городе в 1992 году состоялась конференция, принявшая декларацию о неразрывной связи между развитием и защитой окружающей среды?
A) Асунсьон B) Буэнос- Айрес C) Рио-де — Жанейро + D) Кито
21.Как называется процесс возникновения и формирования общества?
A) Антропогенез B) Социогенез + C) Генетика D) Охлогенез
22. Как называются инстинкты, которые обеспечивают жизнедеятельность организма?
A) Интеллектуальные B) Витальные + C) Социальные D) Духовные
23. Кто из перечисленного списка является агентом первичной социализации?
A) Журналист B) Телеведущий C) Инженеры D) Учитель +
24. Какой из этих ученых изучал бессознательное?
A) К. Юнг + B) О. Шпенглер C) Ф. Ницше D) Ф. Аквинский
25. К какому виду потребностей А. Маслоу относит, потребность в самоуважении?
A) Физиологические B) Престижные C) Духовные + D) Социальные
26. Какой вид является первым, возникающий в процессе индивидуального развития человека?
A) Игра B) Общение + C) Учение D) Труд
27. Как называется форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо?
A) Понятие B) Суждение + C) Умозаключение D) Представление
28. Что не является частью рационального познания?
A) Сравнение B) Синтез C) Обобщение D) Ощущение +
29. Как эмпирики смотрят на процесс получения полного знания об окружающем мире?
A) Отрицают возможность получения истинного знания
B) Отводят решающую роль чувственному познанию +
C) Считают разум критерием истины
D) Признают возможность познания мира и человека в нем
30. Что является ведущим критерием истины?
A) Взаимодополняемость B) Моделирование C) Практика + D) Цель