Каждое рабочее место должно бытьоборудовано сиденьями (приставными, выдвижными или
откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций
при выполнении основной работы.
Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными
ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента,
защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны
выступать за пределы рабочей площади стеллажа. Требования безопасности к рабочему месту:
соблюдение установленных промежутков между верстаками и рядами верстаков;
наличие щитов для защиты от отлетающих осколков (высота не менее 1 м, размер ячейки не более 3x3
мм) или съемных защитных устройств на одноместных верстаках, кроме резиновых;
надежность крепления тисков;
исправность ручного инструмента (отсутствие заусениц, выбоин, трещин на ручках, наличие
металлических стяжных колец на рукоятках напильников, стамесок, долот и т.п.);
наличие и использование спецодеждыи средств защиты лица и глаз.
Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся
или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно при-
меняемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной
конструкции. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.
Рабочее место учителяв мастерской должно располагаться на возвышении -подиуме. Оно
оборудуется: столом; классной доской с комплект классных инструментов; устройством для аварийного
обесточивания рабочих мест учащихся.
Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается
верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением
не свыше 42 В.
Каждая учебная мастерская должна оснащаться умывальниками с щетками и мылом в количестве
20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размещение
умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).
В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных
материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой
помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также
противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том
числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В
мастерских организуются постоянно действующие выставки изделии, изготовленных учащимися с
указанием кто и когда изготовил экспонаты.
Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, передник, косынка)
К выполнению каждого нового вида работы учащиеся допускаются только после проведения
инструктажа по безопасности груда.
Учителя трудового обучения обязаны один раз в пять лет пройти курсовую переподготовку по охране
труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000
В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3- й.
Мастерские по обработке тканей и кулинарии.Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут
быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ КАБИНЕТУ
1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
3. Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям ФГОС и образовательных программ.
7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития УУД, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, исследовательская работа, работа с источниками информации, конференция, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися, консультаций, подготовки к олимпиадам и др.
Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, необходимо иметь в кабинете соответствующую документацию.
НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
1. Закон «Об Образовании в РФ».
2. ФГОС по предмету.
3. Паспорт учебного кабинета.
4. Акт приемки учебного кабинета.
5. Акт разрешение на проведение работ в кабинете.
6. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
7. Инструкции по технике безопасности и охране труда при работе в учебном кабинете и вне его (на экскурсии ил учебно-опытном участке).
8. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.
9. Журнал инструктажа учащихся.
10. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.
11. График работы учебного кабинета.
12. План работы кабинета на учебный год.
13. Перспективный план развития кабинета (план дооборудования).
Вся документация кабинета технологии ведется заведующим кабинетом, учителем регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками.
Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.
Разработки уроков, методические материалы, медиаматериалы могут храниться в электронном виде (структурированно или в виде баз данных и т.п.).
В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.
Приведем примерные названия папок для хранения материалов в кабинете технологии:
1. Кабинет технологии (документация)
2. Нормативные документы
3. Охрана труда
4. Современные образовательные технологии
5. Программы и планирование работы учителя
6. Работа с одаренными детьми
7. Индикаторы и измерители качества образования
8. Мастер-класс
9. Творческий проект
10. Материаловедение
11. Машиноведение
12. Конструирование
13. Моделирование
14. Ручные швы
15. Машинные швы
16. Поузловая обработка
17. Вышивка
18. Аппликация
19. Кулинария
20. Интерьер жилого дома
21. Русский народный костюм
22. Национальные костюмы народов России
23. История создания вещей
24. Внеклассная работа по технологии
И др. по усмотрению учителя
Папка «кабинет технологии»
Паспорт кабинета
(примерный вариант, разрабатывается в ОУ)
1. Титульный лист:
Кабинет ___________
Адрес ОУ_____________________________________
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом: ______________________________________
Назначение ______________________________________________________________________
2. Характеристика помещения кабинета:
а) план кабинета;
б) электроснабжение помещений;
в) вентиляция помещений;
г) газоснабжение кабинета;
д) водоснабжение, канализация;
е) освещение.
3. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа
Диагностическая карта учебного кабинета (технология).
Полное название ОУ в соответствии с уставными документами _____________
Тип школы _______________________________________________________________________
Зав. кабинетом:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Н а л и ч и е
1. Паспорт кабинета _____________________________
2. Правила поведения учащихся в кабинете технологии ___________________________________
3. Инструкции по технике безопасности для учеников ____________________________________
4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий) _______________________________________________
5. План работы кабинета на учебный год ______________________________________________
6. Перспективный план работы кабинета ______________________________________________
7. Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за
выполнением требований к кабинету со стороны МО ___________________________________
Оформление кабинета
1. Государственная символика ______________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, рабочие программы, календарно-тематическое планирование и т.д.) ________________
__________________________________________________________________________
3. Измерители стандарта _____________________________________________________
5. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.) _______________________
6. Действенность кабинета и его оформление:
качество___________________________________________________________________
сменяемость _______________________________________________________________
7. Эстетичность оформления _________________________________________________
Обеспечение деятельности кабинета
1. Санитарно-гигиеническое состояние _________________________________________
2. Сохранность школьной мебели _____________________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов ___________________________________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов _____________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение _______________________________________
6. Наличие дополнительной литературы по предмету _____________________________
7. Обеспечение кабинета ТСО_________________________________________________
Акт готовности кабинета к учебному году.
Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии.
План работы кабинета на год.
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2-я часть: задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.
3-я часть: методическая работа.
4-я часть: работа с учащимися.
Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
Инвентарная ведомость на технические средства обучения.
Должностная инструкция заведующего кабинетом технологии.
Папка «охрана труда»
В ней должны содержаться следующие документы:
1. Инструкции по охране труда для кабинетов технологии.
2. Инструкции по охране труда для учащихся в кабинете технологии, разработанные на основе инструкции из правил по ОТ.
3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинета технологии.
6. Примерный план пожаротушения в кабинете технологии.
7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.
8. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
9. Информация о ближайших лечебных учреждениях (детская поликлиника, детская больница, взрослая поликлиника и взрослая больница, детский и взрослый травмопункты: название, адрес, телефон).
В классе должен быть оформлен уголок по охране труда, где размещаются правила поведения в кабинете технологии, инструкции по ТБ, памятка по доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях, примерный план пожаротушения, рисунки с изображением безопасных приемов работы в кабинете технологии.
Папка «нормативные документы»
Включает основные руководящие документы Министерства образования (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.):
1. Закон об образовании РФ.
2. Закон об образовании г. Москвы.
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
3. Рабочие программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Технология, 5–8 классы. Базовый и повышенный уровни.
Папка «современные образовательные технологии»
Папка «рабочие программы и планирование работы учителя»
В ней содержится следующий материал:
1. Рабочие программы, по которым ведется преподавание предмета в данном ОУ.
2. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).
4. Рабочие программы элективов, факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий).
Папка «работа с одарёнными детьми»
Содержит задания олимпиад разного уровня, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
Папка «индикаторы и измерители качества образования»
По сути, это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:
Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует указать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Ее можно оформить следующим образом.
Картотека учебно-методической и справочной литературы
1. Учебники и учебные пособия.
2. Справочники, сборники задач.
3. Методические пособия.
4. Дополнительная литература по предмету.
5. Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться.
Можно предложить следующие разделы:
1. Учебники.
2. Методика преподавания технологии.
3. Сборники тестов.
4. Занимательная кулинария.
Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными.
1. Природные (натуральные) объекты: коллекции хлопка, льна, шерсти и т.д.
2. Образцы выполнения швов ручных и машинных.
3. Поузловая обработка изделия.
4. Образец (эталон) изделий в натуральную величину (фартук, юбка, ночная сорочка, халат, шорты, брюки, блузка и т.д.).
5. Таблицы.
6. Медиа - наглядные пособия.
7. Раздаточный материал (рабочие листы, технологические карты к лабораторным работам, инструкционные карточки к практическим работам и т.д.).
Их также необходимо классифицировать:
– технологические карты:
Медиатека:
Папки «Мастер-класс» и «Внеурочная и внеклассная работа по технологии»
В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеурочной работы, а также внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.
Очень удобно иметь тематические папки с разработками уроков, материалами для работы на уроке, технологическими картами для проведения лабораторных работ и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.
Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.
В кабинете технологии необходимо оборудовать "Уголок творческого проекта" , где могут быть размещены следующие материалы:
1. Положение об ученическом проекте по предмету "Технология".
2. Примерная программа раздела "Технологии творческой и опытнической деятельности".
3. Тематика проектов по предмету "Технология" ("банк проектов" - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения).
4. Образцы выполнения проектов (оформление портфолио, пояснительной записки, само изделие, изготовленное учащимися).
5. Учебно-методическая и справочная литература.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ
- Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий и закрыт учителем, ведущим последний урок в кабинете.
- Проведение внеклассных мероприятий в кабинете организуется по плану, утвержденному директором школы. Проведение всех внеклассных мероприятий, кружковых занятий, факультативов допускается во второй половине дня до 18.30.
- Учащиеся находятся в учебном кабинете только в сменной обуви.
- Учащиеся должны находиться в учебном кабинете только в присутствии учителя.
- Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
- Заведующий кабинетом контролирует уборку кабинета по окончании занятий в нем.
"Если ученик в школе не научится
творить,
то в жизни он будет только подражать"
В.О.Ключевский.
На окраине маленького городка Белогорска Амурской области расположена наша школа № 5. Школе 15 лет. Проектом предусмотрено два кабинета мастерская по обработке ткани и кабинет кулинарии, которые имеют отдельные входы из рекреации. По просьбе учителей, строители отделили часть коридора, и получилась дополнительная территория, уголок отдыха.
Мастерская по обработке ткани.
Оформление учебных мастерских начинали практически с нуля. Руководствовались при этом тем, что школьная мастерская не только должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям, иметь всё необходимое для проведения занятий, но и обладать определённой эмоциональной атмосферой.
В кабинете установлено 15 ученических столов, раскройный стол, имеется примерочная. Для работы используются 10 машин с электрическим приводом, 20 - с ручным, 2 - с ножным, имеется 2 оверлока. Место для утюжильных работ оснащено гладильной доской, регулируемой по высоте, утюгом.
Большое значение в оформлении швейной мастерской имеет правильное цветовое решение. Известно, что цвета по - разному воздействуют на зрительно - нервный аппарат человека. Исходя из этого, мы выбрали бежевые и светло-желтые оттенки, создающие наиболее благоприятную цветовую среду для работы учащихся. В помещении швейной мастерской много комнатных цветов, которые принесли школьницы при изучении темы "Комнатное цветоводство". На передней стене, над доской, помещён стенд с правилами техники безопасности "Помни об этом всегда", выполненный в бежево- оранжевой цветовой гамме. На противоположной стене стоят секционные шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала. На шкафах есть соответствующие этикетки, но они не портят внешнего вида. Чтобы во время занятий дети не отвлекались, выставочные работы размещены здесь в открытых витринах. Рационально используется проёмы между вентиляционными шахтами: на полках размещены цветы и коллективные работы.
Все экспозиции постоянно меняются, обновляются. Есть среди них традиционные: "Работы выпускников", "Бабушки - мастерицы", "Вот мы как умеем!", есть и информационные: "Вышивка", "Лоскутная техника", "Аппликация", "Отделка платья", "Вязание", "Непопулярные виды рукоделия" и другие. Все они разные, но связывает их то, что они пропагандируют народное творчество. Поэтому эти выставки имеют не только педагогическое значение (они смогли, сможешь и ты), но и патриотическое (мы сбережём народное искусство)
Десять лет назад сами ученицы решили, что каждый должен оставить о себе память в кабинете. Постепенно это стало хорошей традицией. Это важно для малышей, которые впервые приходят в кабинет, и очень хотят всему научиться. Важно для выпускников, которые гордятся своей работой.
Учебная мастерская в школе - это одновременно и творческая лаборатория. В процессе изучения технологии учащиеся не только изготавливают различные изделия, но и проводят небольшие исследования, школьные эксперименты. Члены исследовательского кружка "Берегиня" уже пять лет активно участвуют в научно - практических конференциях. На базе кабинета проходит заседание секции эстетического и декоративно- прикладного направления. Наш кабинет очень мобильный, он легко преобразуется в подиум для демонстрации моделей собственного изготовления, в сцену кукольного театра для спектакля "Свадебный обряд" в коллективном творческом проекте.
Мастерская- лаборатория - это особая часть школьной воспитательной среды, дающая учащимся возможность применить свои знания на деле. В кабинете для детей созданы все условия чтобы "создавать шедевры" и хвастаться ими, осознавая свою успешность.
Кабинет кулинарии.
Кабинет кулинарии - это самый любимый кабинет моих учениц. Оформление этого кабинета существенно отличается. Это обусловлено спецификой выполняемых работ. Стены отделаны керамической плиткой синих тонов самой разной цветовой гаммы. С учётом этого пришлось подбирать оформление. На передней стене - панно с декоративными тарелками в стиле "Гжель". Кухонная мебель нейтрального серого цвета с синими столешницами. Занавески белого цвета в виде арки с фруктовым узором.
Наиболее удобным для проведения кулинарных работ является бригадный метод. Разделение учащихся на три бригады и объясняет особенности дизайнерского решения. В кухне- лаборатории выделены функциональные зоны: первичной и тепловой обработки, зона для мытья посуды и продуктов, зона дегустации. Зоны оснащены 3 плитами "Мечта" со встроенным духовым шкафом, 3 мойки, 3 разделочных стола, 3 обеденных стола, 3 сервировочных стола.
Разделочные столы, плиты и мойки располагаются по одной линии, как рекомендует эргономика.
На полках разделочных столов размещён весь комплект посуды на 6 персон. Остальное оборудование, которое используется реже, хранится в отдельных шкафах, встроенных между вентиляционными шахтами.
Красочные плакаты по правилам безопасной работы размещены в доступном для зрительного восприятия месте.
Место для рабочего стола учителя определено так, чтобы весь кабинет был под контролем. Здесь же размещены шкафы, в которых хранится материал нужный учителю. Чтобы не перегружать информацией учениц, в кабинете нет постоянных стендов. Для каждого урока используется необходимый планшет, который закрепляется на магнитной доске. Правильная сервировка стола продемонстрирована на угловой полке. Здесь же оформляются выставки детских работ: "Пасхальное яичко", "Дизайн новогоднего стола", "Оригинальное оформление салфетки", "Расписной пряник".
Много полезного и интересного узнают ученицы на уроках кулинарии, но самое главное, что всё это им пригодится в жизни, многим поможет выбрать профессию. Уголок по профориентации оформлен в рекреации.
В заключении хочется вспомнить о том, что для некоторых школьников технология один из немногих предметов, где они могут отличиться, показать себя. Очень жаль, что наблюдается тенденция к сокращению количества часов на изучение предмета, ведь в жизни нужно многое уметь, а этому надо научиться.
Если мои ученицы, заканчивая обучение, прибегают в кабинет в гости, жалеют, что больше нет уроков домоводства, то мой труд потрачен не зря.