» » Как пишут эссе по истории. Примерный план эссе по истории, темы. Пишем эссе по истории Даты эссе по истории

Как пишут эссе по истории. Примерный план эссе по истории, темы. Пишем эссе по истории Даты эссе по истории

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1325–1462 гг.;

2) 1682–1725 гг.;

3) 1924–1953 гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) - 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок .

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка - 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки - 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений - только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.

Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

Правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, ___.

Но, с другой стороны, ___.

Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

25. Историческое сочинение

1. Написать 2 события (явления, процесса) и выводы по каждому.

«… - это период правления …. Этот …провел много преобразований, которые… Назову наиболее важные из них.»

«Другим событием правления … является…»

(Если культурный памятник, то можно написать: «данный историко - культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО »)

2. Написать 2 личности , связанные с данной эпохой и роль этих личностей в данный период (князь, царь и его современники)

«В подготовке данного документа принимал участие сам князь (царь, император). А также его современник …»

3. Написать 2 причинно - следственные связи между событиями .

«Рассмотрим какие существуют причинно - следственные связи между данными событиями в период правления …

Оба события - и … и … - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и …

Результатом данных событий (следствием) стало…»

4. Написать 1 историческую оценку значимости данного периода (исторические факты, мнения историков)

«Правление … длилось в течение длительного времени - … лет. Его нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, …

С другой стороны, …»

5. Вывод.

«Эпоха … - это период…»

Дополнительные баллы:

Использование терминов (понятий) - 1 балл

Отсутствие фактических ошибок - 2 балла

Последовательное, связное изложение материала - 1 балл

Всего нам дают 11 баллов за сочинение. Ура!

25. Историческое сочинение 1019 - 1054 гг. (Пример)

1019 - 1054 годы - это период правления Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей. Этот князь провел много преобразований, укрепив единство Древней Руси, развивая просвещение и культуру, а также прекратив княжеские междоусобицы. Назову наиболее важные из них.

В 1019 году был составлен первый известный свод законов русского права, который вошел в историю под названием «Русская Правда». Первые упоминания о «Правде Ярослава» мы встречаем в трудах историка XVIII века Татищева. Этот документ содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Здесь была закреплена социально - сословная структура общества. Высшее сословие составляли: знать, духовенство и привилегированные слуги (тиуны, огнищане), а в низшее сословие входили смерды, закупы, рядовичи и холопы. Также отражено право - привилегия. Например, вводилась двойная вира (штраф) за убийство высокопоставленных слуг. Кроме того, итогом составления сборника является ликвидация кровной мести.

В подготовке Краткой редакции принимал участие сам Ярослав Владимирович. В дальнейшем вышла «Правда Ярославичей» составленная сыновьями Ярослава - Изяславом, Всеволодом и Святославом. Данный документ не датирован, но многие историки склоняются к 1072 году. Здесь вводилась индивидуальная собственность на землю. Это новшество приводило к разделу Руси. Уже в XII веке Владимиром Мономахом была составлена Пространная редакция сборника.

Таким образом, «Русская Правда» с одной стороны способствовала оформлению правовой системы Древнерусского государства, а с другой стороны вела к феодальной раздробленности.

Другим событием правления Ярослава Мудрого является разгром печенегов, что отражено в летописи Нестора «Повесть временных лет». Хан печенегов в 972 году убил Святослава Игоревича (деда Ярослава) и сделал чашу из его черепа в знак уважения. Старший брат Ярослава - Мстислав, не мог отомстить за предков и Русь еще долгие годы подвергалась набегам этих кочевников. Только в 1036 году дружина Ярослава Владимировича смогла изгнать печенегов из Киева. В честь этого освобождения Ярослав начал строительство Софийского собора в Киеве, которое закончилось со смертью князя в 1054 году. С начала собор представлял собой храм византийского образца, но в конце XVII века был перестроен в стиле украинского барокко и до сих пор сохранил ансамбль подлинных мозаик и фресок. Данный историко - культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, осада Киева стала последним вторжением печенегов на Русь, после которого установилась временная «пограничная тишина».

Рассмотрим, какие же существуют причинно - следственные связи между данными событиями в период правления Ярослава Мудрого.

Оба события - и создание «Русской Правды», и окончательный разгром печенегов - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и ослаблением княжеской власти. Вспомним приход Ярослава на киевский престол. Ему удалось устранить брата Святополка Окаянного, который убил своих же малолетних братьев Бориса и Глеба в 1015 году и только в1019 году возглавить киевское княжество.

Результатом данных событий стало укрепление власти князя, поднятие авторитета Древней Руси на международной арене, развитие культуры и просвещения.

Ярослав Мудрый правил в течение продолжительного времени - 35 лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, в стране были введены единые письменные законы, развивалось образование, открывались библиотеки, строились архитектурные памятники, что способствовало установлению русской культуры на один уровень с византийской.

С другой стороны, закрепление юридических норм способствовало оформлению социального неравенства, что привело к разделу Руси на множество мелких уделов.

Эпоха Ярослава Мудрого - это период укрепления границ Руси, создания предпосылок для феодальной раздробленности, начавшейся уже в конце правления Владимира Мономаха и оформления юридического права. Но главным достижением данного периода является развитие культуры, письменности и православия Древнерусского государства.

Желаю удачи!

  • Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

    Особенности эссе по истории

    Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

    Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

    • Древняя история Руси и средневековье.
    • Новая история (конец XVII – конец XIX).
    • Новейшая история (XX век).

    Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
    Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
    На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

    • два и более эпизода/события прошлого;
    • две значимые личности конкретного временного промежутка;
    • каузальность исторических явлений определенного периода;
    • оценочная значимость данного этапа истории;
    • тактичное применение предметных терминов/понятий.

    Из чего состоит эссе по истории

    Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

    Исторические факты

    События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

    Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

    Оценочные знания

    Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

    Характеристика исторической личности

    Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

    Причинно-следственные связи

    Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

    К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

    Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

    • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
    • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
    • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

    1. Выбор периода.
    2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
    3. Называем период, учитывая его специфичность.
    4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
    5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
    6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
    7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
    8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
    9. Собранная информация систематизируется.
    10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  • Делаем проверку и необходимую доработку.
  • Как написать эссе по истории правильно

    Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

    • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
    • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
    • Текст разбейте на смысловые абзацы;
    • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
    • Применяете термины, значение которых вы знаете.

    Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

    Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

    Пример и план эссе по истории

    1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
    2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
    3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
    4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
    5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

    Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

    1. Общая характеристика временного промежутка истории.
    2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
    3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
    4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

    Подведем итоги

    Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
    Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

    Задание №25 в ЕГЭ по истории в 2018 году будет заключаться в написании исторического эссе. Именно за качественное выполнение этого непростого задания все экзаменующиеся получат сразу 11 первичных баллов. Вот почему всем, кто хочет получить максимально высокий балл по ЕГЭ в этом году, просто необходимо знать, как писать эссе по истории.

    Это задание не только самое «прибыльное» в отношении баллов, но и, пожалуй, самое сложное во всём экзамене. К его выполнению необходимо подготовиться заранее, тщательно изучив все вопросы, связанные с его написанием.

    Как писать эссе по истории - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

    В 2018 году ЕГЭ по истории не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Самым сложным во всём тесте по-прежнему остаётся последнее задание - написание краткого сочинения на историческую тему (эссе). Выполняя это задание, ученик должен будет продемонстрировать все свои знания по истории, полученные и усвоенные им во время обучения в школе. Приступая к выполнению 25 задания, он должен будет выбрать один из трёх исторических периодов, по которым нужно будет писать сочинение. Эти периоды относятся к разделам: «Древность и средневековье», «Новая история», «Новейшая история».

    Об одном из этих периодов и нужно будет написать сочинение, при этом нужно строго соблюдать его хронологические рамки.

    Например, выбран период «Древность и средневековье». К нему относятся исторические события, личности и даты, имевшие место быть в IХ-XVIII в. Экзаменуемый должен написать сочинение о значимом событии, произошедшем в то время. Это может быть эссе, посвящённое Куликовской битве, крещению Руси, основанию Москвы, битве на Чудском озере и т. д.

    Для написания эссе нужно выбрать историческое событие

    Если на экзамене был выбран период «Новая история», то, соответственно, нужно будет написать сочинение о событии, произошедшем с 1700 по 1914 годы. Это может быть воцарение Петра I, Полтавское сражение, Восстание декабристов, реформы Александра II, Революция 1905 года и т. д.

    Если же темой для исторического эссе становится событие из периода «Новейшая история», то для его написания можно выбрать одно из событий, произошедших в промежуток между 1914 и 1991 годами. В этом случае написать сочинение можно об участии России в Первой мировой войне, Февральской революции, Гражданской войне в России, НЭПе, перестройке, коллективизации, индустриализации и т. д. Каждая выбранная тема требует детального описания и структуризации.

    Структура и содержание

    Правильно оформленное эссе по истории будет включать в себя следующие пункты:

    • введение;
    • основная часть;
    • заключение.

    Каждый пункт должен нести в себе информацию, которая будет максимально раскрывать выбранную тему. При этом не стоит снабжать своё эссе пустыми, ничего незначащими предложениями.

    Во введении необходимо указать название события и указать период, когда оно произошло. Например, Смутное время: 1598 - 1613 годы. Затем нужно упомянуть деятелей, живших и в то время и внёсших свой вклад в историю.

    Если эссе о Смутном времени, то это могут быть Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий, Минин и Пожарский и т. д. После этого следует кратко описать ситуацию, которая сложилась на тот момент в стране, отметить основные моменты, явления и процессы, связанные с нею.

    Вот пример краткого и достаточно информативного введения:

    «Период с 1598 по 1613 годы в российской историографии принято называть Смутным временем. В это время Российское государство пережило большое количество политических, экономических и социальных кризисов. В этот период в России было много политических деятелей, которые желали заполучить в свои руки всю власть в стране.

    После гибели последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, в стране стал править избранный Земским собором Борис Годунов (1598 - 1605). Годунов был влиятельным боярином, приближённым к семье последнего русского царя - Фёдора.

    Именно с периодом правления Бориса Годунова многие историки связывают начало Смутного времени. Царь Иван Грозный разорил страну своей опричниной, голод 1601 - 1603 годов привёл к массовому недовольству населения и постоянным восстаниям. Эти события способствовали усилению недовольства населения правлением Бориса Годунова, а также подстрекали его врагов начать борьбу за власть в Москве».

    В основной части нужно упомянуть как минимум два исторических процесса, которые напрямую относятся к выбранной дате. Это может быть правление Бориса Годунова и воцарение после него Лжедмитрия I. Также нужно упомянуть других людей, прямо или косвенно повлиявших на ход этих событий.

    Постарайтесь раскрыть каждый раздел сочинения

    Здесь же нужно упомянуть причинно-следственные связи, применить историческую терминологию. Примером причинно-следственной связи может служить следующий текст из сочинения:

    «Ситуация для Годунова серьёзно ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, который предъявил свои права на московский престол, объявляя себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Благодаря поддержке крестьян, казаков и бояр, ему удалось с польским отрядом закрепиться в Москве.

    К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора».

    Помните, все исторические явления или события порождают другие явления и события, и сами они при этом были рождены какими-то более ранними событиями и явлениями.

    К исторической терминологии можно отнести такие понятия, как: царь, бояре, царство, Смута, Земский собор, опричнина и т. д.

    В основной части выберите исторического деятеля, который, по вашему мнению, оказал самое большое влияние на дальнейший ход событий. Раскройте его историческую роль. При этом старайтесь приводить как можно большее количество исторических фактов и дат, конечно, если вы твёрдо в них уверены.

    Укажите, каковы были итоги описанного вами исторического события. Напишите, к каким последствиям оно привело, как оно повлияло на другие процессы.

    Основываясь на вышеперечисленных принципах, кратко опишите вторую часть в своём сочинении (напрямую связанное с первым).

    Например:

    «Важный шаг к восстановлению государственности был сделан в 1613 году, когда Земский Собор избрал новым русским царём Михаила Фёдоровича Романова.

    Члены Земского Собора смогли перебороть кризис и избрать твёрдую политическую власть в Российском царстве благодаря Смуте. В годы Смутного времени они убедились, что их страна и народ могут справиться с произволом, хаосом и коррупцией».

    Основываясь на фактах, указанных в эссе, в заключении нужно сделать главный вывод о значении этого периода для истории всей России. Постарайтесь вспомнить, что историки из разных стран и эпох писали о вышеперечисленных событиях. Вы также можете дать своё оценочное суждение, но при этом необходимо опираться только на подтверждённые официальной наукой факты.

    Как оформить

    Сам текст сочинения должен быть написан аккуратным почерком и разделён на абзацы, каждый из которых может соответствовать определённому пункту эссе: введению, основной части и заключению.

    Сочинение также может быть выполнено по заранее подготовленному шаблону. Он значительно облегчает подготовку к написанию этой непростой работы.

    Необходимо потренироваться в написании эссе перед экзаменом - это поможет справиться с волнением непосредственно во время него

    Фразы-клише

    Чтобы написать эссе по истории было немного легче, существуют специальные фразы-клише. С их помощью выстраивать предложения в своём сочинении будет гораздо проще.

    Ниже приведены примеры для некоторых разделов сочинения.

    Для введения

    • Период [даты] относится к царствованию/правлению [личность];
    • Это время является частью эпохи […];
    • (дворцовых переворотов, революции, Гражданской войны, смуты и т.д.);
    • Для данного периода характерно […];
    • (быстрое развитие промышленности, упадок экономики, сильнейший политический кризис);
    • Фразы-клише основной части;
    • В [дата] произошло (вариации: вторжение, революция, реформа, война и т. д.);
    • Сложные предложения со словами: «так как», «из-за», «потому что», «причиной было» и т. д.;
    • (неудачи и отсталость русской экономики из-за крепостного права стали причиной проведения Крестьянской реформы).

    Для заключения

    • Историки расходятся в оценках этого периода… (вариации: существует несколько точек зрения на описанные события/в исторической науке до сих пор ведутся споры о значении этих событий);
    • Данный период ознаменовался завершением… (вариации: успешным проведением реформы, победой в войне, признанием на международном уровне и т. д.).

    Критерии оценки эссе по истории

    Чтобы получить наивысший балл по ЕГЭ, нужно хорошо подготовиться как к теоретической, так и к письменной части

    Экзаменаторы зачтут ваше сочинение и поставят за него максимально высокий балл, если оно будет соответствовать главным критериям:

    • в тексте будут указаны как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
    • будут упомянуты исторические деятели, повлиявшие на события, процессы, явления;
    • в сочинении будут представлены причинно-следственные связи, применена историческая терминология;
    • не будет допущено фактических ошибок.

    Несмотря на всю сложность и заманчивость последнего задания в ЕГЭ по истории 2018, не стоит забывать и про другие вопросы из этого экзамена. Они также требуют пристального внимания, подготовки и тренировки со стороны экзаменуемого. За полностью решённую экзаменационную работу вы можете получить 55 первичных баллов.

    Отличие творческого задания и его значимость для учащегося

    Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

    Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Историческое эссе оценивается по определенным критериям, исходя из которых можно выделить несколько правил написания эссе.

    Эссе должно содержать следующие элементы:

    • более двух исторических событий или явлений;
    • две исторические персоны и их значимость в определенном периоде;
    • причинно-следственные связи между историческими явлениями в определенный период;
    • оценка значимости исторического периода;
    • корректное использование понятий и терминов по предмету.

    Из чего состоит эссе по истории

    Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.

    Исторические факты

    Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.

    При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.

    Оценочные знания

    Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений. При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений.

    Характеристика исторической личности

    Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.

    Причинно-следственные связи

    Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.

    При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.

    Типичные ошибки:

    • неверное выделение первостепенных причин и наименее важных;
    • подмена раскрытия причины описанием факта;
    • описание фактов без осмысления причинно-следственных связей.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

    Шаг 1. Выбираем период.

    Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

    Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

    Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

    Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

    Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

    Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

    Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

    Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

    Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

    Введение (краткое описание сути выбранного периода);

    Основная часть;

    Заключение (оценка значимости периода).

    Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.