» » Эмпирическое исследование в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Используемые источники Пример – Описание эмпирической базы

Эмпирическое исследование в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Используемые источники Пример – Описание эмпирической базы

Для количественного анализа использовалась доступная нам часть базы данных опроса студентов выпускных курсов вузов. Данные были собраны в 39 вузах стран СНГ (России, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Казахстана, и Таджикистана) в 2013 г. в рамках проекта «Оценка миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ» Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Были получены данные о 8220 студентах выпускного курса трех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Для анализа нам были доступны респонденты из 5-ти городов (Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа). Объем выборки составляет 1658 респондентов. Данные были собраны по целевой доступной выборке, где критерием выступало обучение на последнем курсе вуза.

Рисунок 2. Распределение респондентов по городам

В целом, распределение респондентов близко к равному (по 18-20% на каждый город), за исключением Перми, где были опрошены 26% респондентов. Но такое небольшое превышение можно считать приемлемым.

Анкета включает 105 вопросов, сгруппированных в 10 блоков, по социально-демографическим и биографическим характеристикам респондентов, в том числе - в ретроспективе, характеристикам места (населенных пунктов), где они собираются жить и работать по окончании вузов, факторам, определяющим выбор места будущего жительства и жизненным планам в целом. Фрагмент анкеты находится в приложении 4.

Выборка является доступной, и это является важным ограничением наших данных. Процедура сбора данных предполагала анкету на самозаполнение. Мы не располагаем данными об уровне возврата анкет, а доступная выборка может привести к смещению в сторону отдельных вузов и специальностей. Так, в выборке большую часть выпускников составляют выпускники факультетов экономики и менеджмента (31%), относительно мало выпускников медицинских специальностей (1,5%). Насколько такое распределение соответствует реальному распределению выпускников вузов изучаемых городов оценить невозможно из-за отсутствия данных. В любом случае, данные могут быть обобщены только для изучаемой совокупности выпускников вузов этих городов.

Перекос в сторону отдельных специальностей может дать смещение при изучении миграционных установок, так как разные специальности и вузы могут иметь различную котируемость диплома.

Наконец, при анализе важно учитывать региональные особенности и особенности отдельных городов. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 85, 91. В нашей выборке представлены крупные города, с достаточно высокими показателями уровня жизни. По особому территориальному обособлению от остальной части России явно выделяется Калининград. По численности Калининград и Кемерово сопоставимы, но эти города приблизительно в 2 раза меньше остальных городов-миллиоников. Данные Росстата на 1января 2013 года

Проверено от 30 мая.

Нам представляется важным посмотреть на миграционные потоки этих городов. Отдельной статистики по городам, за исключением численности населения, нет. Если посмотреть на миграционные потоки по субъектам Российской Федерации, то сильно выделяется Калининградская область, где примерно 6% от выбывших мигрируют за пределы страны. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / под ред. Дианов М.А. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2013. С. 81-83. Для сравнения - данный показатель составляет от 0,4% (для республики Башкортостан) до 1,6% (Кемеровская область), Самыми популярными направлениями международной миграции для Калининградской области являются Латвия, Литва и Германия. Данные Росстата для Калининградской области. Проверено от 31 мая 2015г. URL: Скорее всего, на такую особенность миграционных потоков оказывает влияние особое территориальное положение Калининградской области. Этот факт важно учитывать при анализе.

Для изучения того, как происходит восприятие места потенциальной миграции в качественной стратегии, мы выбрали кейс Уфы. Этот выбор связан с тем, что по результатам анализа данных опроса, среди уфимских выпускников по сравнению с другими изучаемыми городами, значимо больше тех, кто намеревается переехать внутри страны. (Приложение 1, таблица 17). Такая связь кажется особенно актуальной для изучения, учитывая, что в регионе достаточно большое число вузовДанные с сайта «Статистика образования». Проверено от 31 мая 2015г. URL: , низкий уровень безработицы Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: , а валовый региональный продукт один из самых высоких среди рассматриваемых регионов Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: .

На качественном этапе исследования было проведено 15 полуформализованных интервью. Полевой этап проводился в течение августа 2014 года в Уфе. Интервьюировались выпускники уфимских вузов 2014 года и студенты выпускных курсов 2015 года, которые обладают сформированным намерением уехать из Уфы после окончания учебы (исключая случаи возвратной миграции). Таким образом, выборка информантов характеризуется как целевая.

Отбор информантов производился методом снежного кома с 5 точками входа, где максимальное число найденных информантов с одной точки входа три. Такое небольшое количество информантов из одной точки входа позволяет меньшему смещению при поиске информантов. Из 5 точек входа 3 являются знакомыми интервьюера, другие две найдены в социальной сети «Вконтакте».

Характеристики информантов приведены в таблице 3.2. В выборку попали выпускники 5 вузов: Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Башкирского государственного университета (БГУ), Уфимского государственного авиационного университета (УГАТУ), Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), Уфимской государственной академии искусств (УГАИ). Среди информантов 6 девушек и 9 юношей. Практически все - местные жители или проживали в других городах республики. Направления миграции: Москва, Казань, дальнее зарубежье и Санкт-Петербург.

Таблица 1. Краткое описание информантов

Направление миграции

Знакомство с местом переезда

Год выпуска

Место проживания до поступления

Каждые несколько месяцев приезжает к девушке

Не была, знает от друзей

Опыт посещения как туриста

В 14 лет провел там лето

Была в качестве туриста

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Живет сестра, был там несколько раз

республика Башкортостан

Финляндия

В январе планирует пробный визит

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Была в качестве туриста

Скандинавия

республика Башкортостан

Не была, знает со слов родных и знакомых

республика Башкортостан

Сан-Франциско

Проживала в течение нескольких месяцев, работала

Это лето провела в Москве, до этого приезжала максимум дней на 10

Гайд интервью включал следующие основные блоки вопросов: причины переезда, описание направления (места) предполагаемого переезда, текущего места проживания, представления об идеальном месте жительства и пр. (приложении 5). Во время интервью беседы часто уходили от составленного плана, так как информант начинал невольно сравнивать текущее место проживания и место предполагаемого переезда, приводил доводы, почему место переезда его привлекает. Такое отклонение от гайда можно считать продуктивным, так как это позволило получить новые категории для анализа, расширить основанные на теории представления о факторах, привлекающих потенциальных мигрантов.

Для изучения представлений о «месте» исследователями активно используются проективные методики, так как они позволяют получить качественно иную информацию, выраженную невербально. Широко известны техники метальных и когнитивных карт. В отличие от ментальных карт, применение когнитивных карт для отражения представлений о городе возможно и при исследовании города, отличного от места проживания информанта, как это предполагается в нашем случае. Жданова С. Ю., Кильченко О. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Визуально-образное содержание психологической репрезентации городской среды у жителей городов-побратимов // Вектор науки ТГУ. 2011. №7. С. 185.

Когнитивные карты призваны отражать пространственные представления, содержащиеся в головах у людей, важные места, наполненные особым смыслом. Такой вид карт представляет собой наброски местности, сделанные от руки по памяти информанта. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. 2010. № 31. С. 12. Очень часто такая методика используется для получения представлений о местности от детей или, наоборот, пожилых информантов. Blaut J. M., Stea D., Spencer C., Blades M. Mapping as a Cultural and Cognitive Universal // Annals of the Association of American Geographers. 2003. Vol. 93. No. 1. P. 165-185. Методика предполагает, как открытое свободное задание нарисовать видение города (free-recall sketch maps), так и более четкие, например, на уже имеющейся карте (sketch maps). Hooper H., Lloyd R. Urban Cognitive Maps: Computation and Structure // The Professional Geographer. Vol. 43. No. 1. P. 18 - 20. Существует также техника когнитивных карт, когда в рамках заданных границ необходимо припомнить все имеющиеся здания. Такая техника применяется скорее для практических целей городского планирования. Evans G. W., Smith C., Pezdek K. Cognitive Maps and Urban Form // Journal of the American Planning Association. 2007. Vol. 48. No. 2. P. 233. В нашем случае нам интересны привлекающие черты предполагаемого места переезда. В связи с этим полезнее давать задание в свободной форме, для того чтобы информант сам отразил все важные характеристики предполагаемого места переезда. Информанта просили нарисовать, как он представляет город предполагаемого переезда. Таким образом, информант работал над пространственной картой (free-recall sketch maps) города. До момента начала интервью информанты не были предупреждены о необходимости создания когнитивной карты, что исключает намеренную подготовку. С другой стороны, он не мог дополнить свой рисунок каким-либо готовыми изображениями, как это делается при создании ряда ментальных карт (части настоящей карты, фотографии, изображения).

Когнитивные карты были нарисованы информантами по окончании интервью. Для изображения предоставлялся лист формата А4, набор гелевых ручек из 10 цветов, набор карандашей из 15 цветов, шариковая ручка синего цвета, несколько простых карандашей с ластиком. Положение листа (горизонтальное или вертикальное) информант выбирал на свое усмотрение, также как и количество используемых средств рисования.

Правовая и эмпирическая основа исследования.

Правовую основу настоящего исследованиясоставили: исторические правовые документы, действующее отечественное законодательство, включая Конституцию РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты РФ, законодательство субъектов РФ, международные договоры, законопроекты по тематике исследования, зарубежное законодательство.

В качестве эмпирической основы работы выступили: материалы судебной практики; правоприменительная практика ФНС России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов, осуществляющих ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; статистические и социологические данные, а также опыт собственной практической деятельности в рассматриваемой сфере.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём был осуществлен теоретический анализ правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, включающий исследование государственной регистрации субъектов предпринимательства как общего механизма легитимации, аккредитации - как специального механизма легитимации, применяемого в отношении отдельных субъектов предпринимательства, а также изучение правовых проблем действующего порядка легитимации субъектов малого и среднего предпринимательства.

В работе определено содержание понятия «легитимация субъектов предпринимательства»; представлена система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства; проведено сравнительное исследование механизмов государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства.

В диссертации проанализированы последние изменения законодательства о государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, изучено содержание наиболее значимых для области исследования законотворческих инициатив, в результате чего были выявлены основные факторы, определяющие направления развития соответствующего правового регулирования, обнаружены коллизии и пробелы, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе в рамках отрасли предпринимательского права сформировался институт легитимации субъектов предпринимательства, носящий комплексный характер. Предметом регулирования указанного правового института являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием коммерческих организаций, государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, открытием филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также приобретением субъектами предпринимательства специального правового статуса.

2. Легитимация субъектов предпринимательства - это совокупность юридических процедур, направленных на признание государством фактов возникновения субъектов предпринимательства, приобретения ими статуса, необходимого для законного осуществления предпринимательской деятельности, а также предоставление отдельным субъектам предпринимательства специального статуса, дающего право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, использовать льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

3. Явочно-нормативный порядок легитимации, предусматривающий проверку соблюдения порядка создания юридического лица, соответствия его учредительных документов закону, целесообразно применять в отношении как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Заявительный порядок легитимации допустим для индивидуальных предпринимателей. Разрешительный порядок легитимации необходимо использовать в отношении отдельных видов коммерческих организаций, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также для предоставления субъектам предпринимательства специального правового статуса в результате их аккредитации.

4. Государственная регистрация и государственная аккредитация как правовые механизмы легитимации субъектов предпринимательства представляют собой административные процедуры, выполнение которых позволяет субъекту начать осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве и в то же время предполагает возможность государства проверить законность соответствующего притязания, а в случае аккредитации – также компетентность предпринимателя, его соответствие специальным квалификационным требованиям. Специфическим признаком аккредитации выступает выражение государством особого доверия аккредитованным лицам. Другими существенными отличиями, позволяющими чётко определить сферу применения каждого из указанных механизмов легитимации, выступают: круг адресатов; заявительный или разрешительный характер процедуры; предъявление требования к создаваемому или уже существующему субъекту; срок, на который предоставляется правовой статус.

5. Государственная регистрация и государственная аккредитация имеют две основные цели – возникновение общей или специальной правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также введение их деятельности в очерченные законом рамки, что позволяет указанным механизмам выполнять легитимационную, контрольно-учётную, информационную и охранительную функции.

6. Отнесение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к государственным услугам, понимаемым как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей, не позволяет разграничить контрольные функции регистрирующего органа и собственно оказание государственной услуги, приобретающей в данном случае принудительный характер. Целесообразно определить как государственную услугу приём документов для государственной регистрации и выдачу документов, подтверждающих её осуществление, а не государственную регистрацию в целом. В качестве государственной услуги также необходимо рассматривать предоставление регистрирующим органом сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

7. Полноценное осуществление предварительного контроля за законностью создания субъектов предпринимательства требует проведения на стадии учреждения юридических лиц проверки соответствия их учредительных документов закону, а также соблюдения порядка их создания, для чего предлагается наделить нотариусов полномочиями по удостоверению учредительных документов, протоколов общих собраний (решений) учредителей (участников, акционеров), фиксирующих их волеизъявление на создание новых юридических лиц, реорганизацию и ликвидацию существующих юридических лиц, внесение изменений в их учредительные документы или сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Представляется возможным наделение нотариуса полномочиями по проверке дееспособности физических лиц при удостоверении подписей граждан на заявлениях о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

8. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает следующие элементы: сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов, порядок принятия решения о государственной регистрации, а также основания для отказа в государственной регистрации. Выделение указанных элементов порядка государственной регистрации позволяет отграничить закрепление специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц (банков, некоммерческих организаций) от случаев неправомерного установления в законодательстве требований о представлении для государственной регистрации дополнительных документов.

9. Признание государством статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в силу их соответствия критериям, установленным законом, предполагает предварительное подтверждение данного статуса в случае обращения за получением поддержки или использования предусмотренной законодательством льготы, что сводит на нет преимущества данного механизма легитимации. Целесообразно обеспечить внесение регистрирующим органом сведений о соответствии субъекта предпринимательства критериям отнесения к микропредприятиям, малым или средним предприятиям в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что должно исключить дополнительные требования о подтверждении правового статуса.

С учётом приведенных теоретических положений, а также выявленных пробелов правового регулирования предложено внести изменения в действующее законодательство.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена актуальностью, новизной темы, теоретическими и практическими выводами и предложениями. На основе комплексного и сравнительно-правового исследования автором показана система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, выявлено соотношение общего и специального механизмов легитимации, что может быть использовано в ходе дальнейших научных исследований.

Теоретические выводы и практические рекомендации, обоснованные в работе, развивают и дополняют отдельные положения науки предпринимательского права, могут быть использованы при совершенствовании действующего нормативного регулирования в области государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в правоприменительной деятельности, а также в образовательном процессе в качестве учебного материала по предпринимательскому праву.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проведено ее обсуждение и рецензирование.

Основные результаты исследования нашли отражение в 8 научных публикациях автора, 3 из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные теоретические положения и практические рекомендации были представлены автором на II Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Право и Бизнес: правовое обеспечение благоприятного предпринимательского климата в Российской Федерации», посвященной 75-летию со дня рождения профессора А.Г. Быкова (Москва, 2013).

Результаты исследования применяются в образовательном процессе в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при проведении семинарских, практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры предпринимательского права, а также в ходе чтения лекций по программе профессиональной переподготовки «Юриспруденция».

Диссертация подготовлена в рамках Программы стратегического развития Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), НИР «Оптимизация правовой среды бизнеса в условиях модернизации и инновационного развития экономики России», НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном Союзе» (проект № 2.1.1.1), а также в рамках НИР «Оптимизация правового обеспечения малого и среднего предпринимательства в системе условий по улучшению ведения предпринимательской деятельности», выполненной при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Структура диссертации определяется целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.

II . Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее разработанности. Определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, характеризуются методологические и теоретические основы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрываются сведения об апробации результатов исследования, теоретической и практической значимости работы.

Глава I «Доктринальные и правовые основы легитимации субъектов предпринимательства» включает три параграфа.

В первом параграфе главы I «Историко-правовые аспекты легитимации субъектов предпринимательства» рассмотрены основные положения порядка создания корпораций в Древнем Риме, а также в западноевропейских государствах средних веков и эпохи реформации, когда решающую роль в данном процессе играло государство, инициирующее образование юридических лиц или дающее высочайшее разрешение на их создание. Начиная с XIX века, частным лицам начинает предоставляться право свободного образования корпораций, что вызывает, в свою очередь, необходимость обеспечения государством законности их возникновения и деятельности, поскольку частные лица, объединяясь в союзы, получают одновременно возможность оказывать существенное влияние на жизнь общества.

Решение вопроса о легитимации юридических лиц в нашей стране в целом следует указанным тенденциям, имея при этом определенное своеобразие, обусловленное особенностями российской истории, в том числе и непреходящей ролью государства в экономических отношениях. Сама идея юридических лиц была воспринята российскими правом и практикой достаточно поздно - лишь в конце XVII в., причем проводником данной идеи выступила публичная власть, а целью явилась необходимость обеспечения экономического развития страны.

В качестве общей тенденции, подтверждаемой как опытом западноевропейских стран, так и опытом России, отмечена последовательная либерализация порядка легитимации юридических лиц и дифференцированный подход к созданию различных их видов.

Изучение исторических аспектов легитимации субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц показало, что данная категория субъектов столкнулась с необходимостью специальной легализации для занятия предпринимательством (торговой, ремесленной, позднее - промышленной деятельностью) значительно позднее, чем корпорации.

Регулирование статуса субъектов торговой деятельности в дореволюционной России было направлено, в первую очередь, на обеспечение фискальных интересов государства и, хотя законодательство подошло вплотную к выработанному в западноевропейских странах подходу к приобретению статуса коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью, но решительного шага в этом отношении сделано не было. В работе обоснована нецелесообразность использования в нашей стране опыта зарубежных государств, где физические лица приобретают статус коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью без специальной регистрации.

Во втором параграфе главы I «Понятие, система механизмов и способов легитимации субъектов предпринимательства» автор исследует дискуссионный вопрос о содержании понятия «легитимация субъектов предпринимательства». В хозяйственно-правовой доктрине термин «легитимация» был впервые использован профессором В.С. Мартемьяновым применительно к государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей. Не соглашаясь с широким пониманием данного термина, включающим все общие и специальные требования, которые предъявляются к началу предпринимательской деятельности, но не влияют на приобретение статуса предпринимателя (В.В. Тониян), автор предлагает включать в объем данного понятия процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также те процедуры, которые предоставляют субъекту предпринимательства специальный правовой статус.

В работе предложено понятие механизма легитимации субъектов предпринимательства как предусмотренной законом процедуры, гарантирующей реализацию права на осуществление предпринимательской деятельности в рамках общего или специального предпринимательского статуса посредством его признания органами государственной власти. Сравнительный анализ основных механизмов легитимации субъектов предпринимательства позволил представить их в виде системы, классифицировать по различным основаниям (по кругу лиц, к которым они применяются; правоустанавливающему или учетному характеру; заявительному или разрешительному характеру процедуры и т.д.).

Изучив основные способы легитимации субъектов предпринимательства, выделяемые в правовой науке, исходя из уровня компетенции органов государственной власти в решении данного вопроса, автор определяет их содержание и значение в различные исторические периоды, а также в современных условиях. Для целей предоставления субъектам предпринимательства общего правового статуса наиболее эффективным видится применение именно явочно-нормативного способа легитимации. Разрешительная или дозволительная направленность специальных механизмов легитимации предпринимательства позволяет соотнести каждый из них с соответствующим ему способом легитимации, например: назначение оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц - с распорядительным способом; лицензирование и аккредитацию субъектов предпринимательства - с разрешительным способом; обязательное вступление индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемую организацию - с явочно-нормативным способом, приобретение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства - с явочном способом.

В третьем параграфе главы I « Нормативное правовое обеспечение легитимации субъектов предпринимательства» рассмотрена система нормативных правовых актов, определяющих порядок легитимации субъектов предпринимательства. Законодательство о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности и саморегулировании имеют достаточно высокую степень консолидации в отличие от законодательства, регламентирующего аккредитацию субъектов предпринимательства или включение их в специальный реестр.

1. Verba S., Nie N., Kim J. Participation and Political Equality: A Seven-Nation Comparison. N.Y. 1978.P.46.

2. Milbrath L. Political Participation. Chicago. 1965.

Пример 2 – Описание теоретической основы исследования

Междисциплинарный характер предмета исследования предполагает использование в качестве методологической основы двух теоретических подходов: системного анализа молодежной политики и основ ювенологического знания.

Системный подход к анализу политики предполагает изучение деятельности государственной власти как системы взаимосвязанных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Системный подход в данном исследовании позволил целостно проанализировать государственную молодежную политику как систему отношений между органами государственной власти различных ветвей и уровней и молодежью как одной из социальных групп.

Теоретической базой данного исследования, наряду с системным анализом, стала сравнительно новая научная парадигма – ювенология, междисциплинарное знание о механизмах становления подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи социального, духовного и биологического начал. Использование ювенологии позволяет комплексно рассматривать молодежь как особую социально-демографическую группу, проходящую важный этап социализации.

9. Описание эмпирической базы исследования

Для аргументации выводов в работе необходимо прибегать к описанию эмпирических фактов. В зависимости от объекта вашего исследования эти факты могут быть отражены в документах, во мнениях и отношениях людей, представителей отдельных социальных групп, в экспертных оценках и т.д.

Для описания эмпирической базы определите, какие именно документы вам необходимы, какая информация будет вам полезна? Мнение каких людей важно было бы узнать для аргументации ваших выводов? Известно ли вам это мнение? Проведено ли такое исследование?

Опишите эмпирическую базу вашего исследования, используя таблицу.

Таблица – Описание эмпирической базы

Эмпирическую базу составят

Характеристика

Какие социальные факты в них зафиксированы

Документы

Нормативно-правовые акты

Официальные документы органов власти, организаций, учреждений

Статистические данные

Сообщения СМИ

Уникальные документы

Другие виды документов

Результаты исследований

Массовых опросов

Экспертных опросов

Другие исследования

Результаты собственного исследования

Пример – Описание эмпирической базы

Эмпирическая база исследования форм участия молодежи в общественной жизни российского общества включает несколько видов документов:

Законодательные акты, документы государственных органов и политических партий: Федеральные законы РФ, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Закон Краснодарского края №123-КЗ от 4 марта 1998 года «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края N 1628-КЗ от 26.12.2008 "О внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2008 – 2010 годы» и т.д.;

Статистические данные: электоральную и иную статистику (данные Центральной Избирательной комиссии);

Материалы социологических исследований, прежде всего, это данные исследований, проведенных в 2004 – 2009 годах Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Фондом «Либеральная Миссия», Всероссийской социологической службой «Левада – Центр», научно-исследовательского проекта EUYOUPART, проведенного в университетах 8 стран – членов Европейского Союза, различные информационные материалы: публикации зарубежной, российской и региональной печати.

Дата публикации: 28.10.2017 11:37

Первая часть ВКР по психологии - это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики - тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования , как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования , как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования - это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования - это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования - это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования - это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования - это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий . Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап - качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап - статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика - Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни , который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Россия

США

Конфронтационный копинг

43,6

44,3

1777

0,904

Дистанцирование

62,1

49,0

1136

0,000*

Самоконтроль

45,3

50,8

1348,5

0,018*

Поиск социальной поддержке

65,7

49,3

0,000*

Принятие ответственности

54,9

54,0

1690,5

0,565

Бегство-избегание

41,8

41,4

1718

0,667

Планирование решение проблемы

50,4

56,4

1293,5

0,008*

Положительная переоценка

45,3

45,2

1760

0,834

* - различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим - в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования - исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования .

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии - это контрольное исследование . Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

Во введении рекомендуется охарактеризовать эмпирическую базу дипломной работы, которую могут составлять официальные документы и др. материалы организации, включая корпоративные издания; статистические данные; материалы социологических, маркетинговых, культурологических и др. исследований; материалы СМИ, в т.ч. периодической печати, радио и телевидения, сети Интернет; результаты экспертных опросов и т.п.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в открытии новых законов, закономерностей, зависимостей, свойств, явлений, методов исследований, новых технологий, их обосновании и т.п. Даже если это присутствует хотя бы частично, можно говорить о научной новизне работы. Новизна может быть связана и с уже сформулированными, старыми идеями, теориями, концепциями, методами, если имеет место их углубление, конкретизация, дополнительная аргументация, показ возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики.

Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная и рассмотренная задача или новая постановка известной задачи; новая постановка известных проблем или задач; новые результаты теории и эксперимента, их следствия и т.п.

Практическая ценность или практическое значение дипломной работы определяется тем, каким образом, где и для кого будут иметь интерес полученные теоретические и практические результаты, собранная информация, подготовленные предложения и рекомендации; в деятельности каких организаций, предприятий, учреждений могут быть найти практическое применение дипломные материалы.

Оценку практического значения дипломной работы, как правило, должен дать руководитель или специалист организации, на базе которой выполнялась данная работа, или официальный рецензент в своем заключении.

Заключительным элементом введения является описаниеструктуры дипломной работы : название глав (разделов), количество параграфов в главах, указание на наличие в работе списка использованной литературы и приложений. Это описание дается в соответствии с разделом «содержание» дипломной работы.

Основная часть ВКР

Первая глава дипломной работы традиционно посвящается методологическим и теоретическим вопросам избранной темы. Здесь важно сформулировать или уточнить ключевые понятия и термины, базовые для работы идеи, теории и концепции; описать имеющиеся различные подходы или точки зрения на проблему, заявленную в исследовании, соответствующие аргументы и т.д. Важно высказать и обосновать собственный научный подход, свое видение и оценку. Только таким образом автор дипломной работы может продемонстрировать свое собственное исследовательское «Я», свой вклад в изучение и раскрытие изучаемой проблемы.



В дипломном исследовании надо стремиться выявить причинно-следственные и иные закономерные связи и отношения, чтобы понять, объяснить и предсказать развитие исследуемого объекта.

Типичной ошибкой теоретической части работы является желание автора по максимуму включить в нее все интересное, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Более того, это говорит о том, что автор не разобрался в специфике своей темы и проблемной ситуации, плохо поставил или не уяснил цель и задачи исследования. Надо учесть, что работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала.

Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты, содержащиеся в различных источниках, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики и презентации изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.



Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей дипломной работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.

Вторая глава дипломнойработы – «практическая» (прикладная, проектная). Здесь, как правило, рассматриваются практические вопросы, связанные с деятельностью некоей реальной организации (компании, предприятия, учреждения, общественной структуры и т.д.) или реального процесса, явления общественной жизни.

Эта часть работы содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как дипломник умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать, интерпретировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, консультировать, рекомендовать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью.

Данная глава должна содержать и наглядно представлять качественные и количественные показатели, напр., в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п. Эта часть работы позволяет оценить креативность при решении проблемы и умение подачи материала. Поэтому здесь уместны и даже порой необходимы таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы и т.п. Правда, их количеством не стоит злоупотреблять, и все, что не является крайне необходимым в основном тексте дипломной работы, можно перенести в приложение.

Все главы дипломной работы завершаются краткими выводами.

Заключение ВКР

Текст заключения должен поэтапно, в краткой форме констатировать решение задач и достижение цели дипломной работы, заявленных во введении. Заключение не должно быть формальным и столь же кратким, как выводы по главам; оно должно быть развернутым, содержать выводы по основным направлениям или аспектам исследования и общие результаты дипломной работы.

Готовя текст заключения, надо абстрагироваться от мелочей, от второстепенных вопросов и промежуточных результатов. Напротив, надо увидеть и выразить главное, сущностное, принципиальное, что было сделано; а также показать, то новое, оригинальное, что отличает данную работу от других подобных.

Приложение ВКР

Приложение является желательным компонентом дипломной работы, поскольку содержит вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют и дополняют основной текст работы.

Приложениями могут быть различные материалы: опросные анкеты, данные социологических опросов, ксерокопии статей, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов, договоров и т.д. В качестве приложений могут выступать анализируемые или упоминаемые в тексте курсовой работы сценарии радио- и телепрограмм, распечатки интернет-материалов, расшифровка радио- и телетекста.

Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем дипломной работы.

Язык и стиль ВКР

Дипломная работа относится к научно-исследовательскому жанру. Поэтому она должна быть написана в научном стиле, от третьего лица.

Необходимо активно использовать общенаучную терминологию и понятийный аппарат , соответствующей дисциплины.

Текст работы должен быть логичен, а последовательность повествования оправдана авторским замыслом. Другими словами, логика изложения материала курсовой работы должна соответствовать определенному стандарту.

Рекомендуется избегать неопределённых выражений, т.е. оборотов речи, которые вроде бы подтверждают высказывания, но при этом не ссылаются на проверяемые источники, напр., таких фраз: «существует распространенное мнение, что…»; «многие считают, что...»; «учёные доказали, что…», «по словам критиков, …».

Главное требование к стилю изложения материалов дипломной работы – беспристрастность и непредвзятость , объективность . Речь идет о том, что описывать и анализировать явления следует без субъективных предпочтений с позиций «нравится - не нравится». Если на объект и предмет исследования существует несколько различных взглядов, то их надо упомянуть, или же кратко изложить их, сославшись на источники.

Научный стиль проявляется также и в следовании принятым стандартам написания буквенных аббревиатур, оформления таблиц, рисунков, графиков и всей работы, в целом.

Требования к оформлению ВКР

Требования к оформлению дипломной работы, в том числе правила сокращений, оформления таблиц излагаются в Приложении 3.

Отзыв и рецензирование ВКР

Форма отзыва руководителя и форма рецензии на выпускную квалификационную работу представлены в Приложениях 7 и 8.