Для выполнения этого задания необходимо изучить и усвоить такие темы, как «Библиографическая информация», «Библиографическая деятельность (процессы библиографирования)», «Информационно - библиографические ресурсы (типы, виды, формы библиографических пособий)».
Для знакомства с данными темами в рамках сессии отводится минимальное количество часов, в то время как они являются основополагающими для осознания и дальнейшего изучения дисциплины «Библиографоведение».
Следует показать умение выявлять необходимую информацию с помощью научно-справочного аппарата библиографического пособия, анализировать ее применительно к вопросам плана, которому надо строго следовать. Для этого изучается титульный лист, предисловие, оглавление, вспомогательные указатели, просматривается основная часть библиографического издания.
Цель : Закрепление навыков анализа БП, выявления их методических особенностей, определения возможностей их использования.
При выполнении контрольной работы формируются профессиональные компетенции ПК.1.2., ПК 1.3., а также общая компетенция ОК.04.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки. | - выполнение основных процессов и операций по формированию, ведению, и использованию справочно-библиографического аппарата; | Текущий контроль: |
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий | - проектирование информационной среды с учётом современных требований и специфики библиотеки; | Текущий контроль: Самостоятельная работа / контрольная работа |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Владение алгоритмами поиска информации для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Самостоятельная работа |
Порядок выполнения:
1. Изучить литературу:
– Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 22 – 48; 270 – 272.
2. Выбрать одно библиографическое пособие. Пользуясь методикой изучения печатных библиографических пособий (изучение титульного листа, предисловия, структуры и содержания, методических особенностей основной части, т.д.), дать письменную характеристику выбранного пособия, аргументируя свои положения, приводя в пример библиографическое описание, по предложенному плану:
План анализа пособия:
1. Библиографическое описание пособия (начинать с красной строки).
2. Целевое и читательское назначение пособия (подробно – для кого, для чего).
3. Тип библиографического пособия в зависимости от методических и структурных особенностей (указатель, список, обзор), жанр.
4. Вид библиографического пособия в зависимости от признаков:
а) от целевого и читательского назначения;
в) от времени издания отражаемых в нем документов;
г) от полноты отражения произведений печати;
д) от способа библиографической характеристики (состава БЗ);
е) от принципов систематизации материалов в нем (группировка БЗ);
5. Принципы отбора литературы в пособии:
а) виды отраженных документов по целевому назначению: официальные, научные, научно-популярные, учебные, производственно-практические, справочные, литературно-художественные и др.);
б) в каких изданиях указывается литература (моноиздания, сборники, избранные произведения, собрания сочинений, серии; книги, статьи из журналов и т.д.);
в) в каких издательствах вышли отражаемые книги (перечислить);
г) за какие годы включена литература (хронологические рамки – указать);
д) выводы о соответствии отбора литературы целевому и читательскому назначению пособия.
6. Систематизация материала в пособии:
а) характер и расположение разделов, связь между ними, наличие рубрик и подрубрик; группировка библиографических записей (БЗ) в последних делениях. Нумерация, количество БЗ.
7. Способы библиографической характеристики документов:
а) виды библиографических описаний, заголовков библиографической записи;
б) виды аннотаций, их качество, структура (примеры элементов);
в) другие элементы БЗ (термины индексирования, ссылки, т.д.);
г) выводы о соответствии использованных способов характеристики произведений целевому и читательскому назначению пособия.
8. Состав и характер вспомогательного аппарата пособия:
а) предисловие к пособию, его роль (обосновывает его значение и актуальность темы, указывает целевое и читательское назначение пособия, принципы отбора литературы и т.д.);
б) вспомогательные указатели (виды, поисковые функции), их роль;
в) наличие других элементов, их значение;
г) выводы о соответствии справочного аппарата содержанию, целевому и читательскому назначению пособия, насколько он увеличивает возможности использования пособия при поиске и подборе книг.
9. Сделать выводы о возможностях (путях) использования библиографического пособия в работе с читателями:
В справочно-библиографическом обслуживании, библиографическом информировании, информационно-библиографическом обучении;
Привести конкретные примеры индивидуальных (беседы с какой категорией читателей?) и массовых: устных (обзоры, вечера, беседы) и наглядных (книжная выставка, тематическая полка) мероприятий - форма работы и название.
1. ГОСТ 7.0-99 «Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».
2. Библиотечная энциклопедия / Рос. Гос. Б-ка. – Москва: Пашков дом, 2007. – 1300 с.
3. Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. спец. проф. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – С. 14–21. – («Библиотека»).
4. Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.
5. Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / ЧГАКИ; И.Г. Моргенштерн; под. ред. Г.В. Михеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 208 с. – («Библиотека»).
Перечень сокращений, аббревиатур
ББК – Библиотечно - библиографическая классификация
БЗ – Библиографическая запись
БИ – Библиографическая информация
БО – библиографическое описание
БП – Библиографическое пособие
БС – Библиографическое сообщение
ИПЯ – Информационно - поисковый язык
УДК – Универсальная десятичная классификация
Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.
Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое от информационного пособия.
Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности, как библиографа, так и пользователя библиотеки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора. Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.
Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.
Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:
Предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);
Обзор основных произведений;
Список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);
Краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).
Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.
Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. В качестве синонима используется термин «список литературы». Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т.п. Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.
1) Список-закладка «С чего начать». Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам.
Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным. Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).
Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать инаучно популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации.
Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам, например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т.п.
В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15 – 20 названий книг и статей. Обязательно должны быть: предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.
ДАЙДЖЕСТЫ. Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.
Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет – публикации.
Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.
Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1.Знакомство с содержанием первичного документа.
2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.
3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;
4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.
Объекты для составления дайджеста:
1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятельности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).
2.Персоналия.
3.Географический объект (район, город, регион, страна).
4.Вид деятельности.
5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
1.Титульный лист.
3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.
5.Список использованной литературы.
6.Приложения.
В качестве основного метода преобразования информации используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ. В массовых библиотеках широко практикуют составление списков, памяток, планов чтения краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае. Поэтому в первую очередь просматривают краеведческие каталоги, картотеки, базы данных, основные краеведческие библиографические пособия. Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций.
Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения, наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.
К краеведческим пособиям, как правило, составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимыми являются географический и персональный вспомогательные указатели.
Самые распространенные краеведческие библиографические пособия – это: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕКУЩИЕ ТИПА «ЛИТЕРАТУРА О …» или «Новая литература о районе (городе)». Объектами отображения в таких указателях являются любые носители информации: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной печати, фотодокументы, картографические материалы. Отличием данных указателей является широкое отображение статей из местной периодической печати. Используются короткие справочные аннотации.
БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ. По тематике это пособия, посвященные историческим, общественно-политическим деятелям, представителям искусства и других областей и сфер.
Отбор имен осуществляется по следующим принципам:
Уроженцы края;
Личности, определенные периоды жизни которых прошли в данном крае;
Личности, которые признают, что данный край оказал влияние на их жизнь и деятельность.
Также могут отображаться деятели, посещение которыми населенного пункта или региона оказало заметное влияние на его развитие.
Об основной структуре таких пособий мы уже говорили.
КАЛЕНДАРИ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Основная задача данных пособий – отобразить фактографические и библиографические сведения о значительных региональных событиях, юбилеях, которые празднуются в текущем году.
В структуру календаря входят предисловие, список дат, основная часть, вспомогательные указатели. Основная часть вмещает текстовые справки по датам, а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. После каждой текстовой справки дается список литературы – 5-10 названий наиболее значимых и новых публикаций, а также архивных документов и т.д. Могут составляться вспомогательные указатели именной (персоналий) и географический.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ХРОНИКА. Материалы группируются в хронологической последовательности событий. Выбираются события и факты важные для изучения данного региона. Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, в том числе и те, которые не празднуются, но память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.).
Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документов. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий. В конце справки приводится список литературы.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
Во-первых, прежде чем приступать к его составлению, определитесь с типом и видом пособия.
Составления библиографического пособия включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление документов по теме пособия.
- выбор и изучение темы Тема изучается в разных аспектах: с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой, соответствия профилю и возможностям библиотеки.
- разработка плана-проспекта Это основной документ, который определяет направления дальнейшей работы над библиографическим пособием. В нем определяется: целевое и читательское назначение пособия, хронологические рамки пособия (исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания), виды изданий, определяется структура библиографической записи (будет ли она состоять только из библиографического описания или должна сопровождаться аннотацией; какие предполагаются аннотации – справочные или рекомендательные), определяется структура пособия (способ группировки материалов: алфавитная, хронологическая, систематическая или тематическая) и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик, определяется состав справочно-методического аппарата пособия – предисловие, вспомогательные указатели, приложения, вступительной статьи.
- выявление литературы по теме пособия.
Затем осуществляется библиографический отбор и библиографическая группировка записей .
Сведения о каждом произведении печати записываются на карточки
Расставляется литература по рубрикам
По возможности все документы просматриваются, т.к. заглавия порой бывают слепые, проверить библиографическое описание документов. Если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других сделать ссылки
Аннотирование документов (в соответствии с назначением различаются справочные и рекомендательные аннотации)
Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о форме, жанре, назначении и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании, чаще всего составляются для научных, учебных и справочных изданий. Должна быть предельно краткой.
В рекомендательной аннотации дается ваша оценка книги, статьи. Главная задача – заинтересовать читателя. Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превышает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.
Заключительный этап подготовки библиографического пособия включает в себя:
Подготовку справочно-методического аппарата;
Редактирование;
Оформление библиографического пособия
В состав справочно-методического аппарата входят:
Предисловие ( или обращение к читателю) , которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие.
Здесь обязательно приводятся сведения о назначении пособия; дается характеристика отраженных в пособии документов; объясняется способ размещения материала (а не просто перечисляются названия разделов и подразделов, для такой цели служит оглавление); называются виды аннотаций, которые используются в данном пособии; перечисляются имеющиеся вспомогательные указатели (надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования); указывается хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).
Вступительная статья нужна не ко всем пособиям. Пишется в основном к крупным пособиям специальной ретроспективной библиографии или персональным указателям. Характеризует тему указателя и основную литературу по ней. Обычно к написанию привлекают специалистов в данной отрасли знания.
Вспомогательные указатели . Помогают раскрыть содержание пособия по другим аспектам. Самые распространенные вспомогательные указатели:
Именной указатель. Он включает фамилии всех персон: и авторов, и переводчиков, и иллюстраторов, и художников и лиц о которых написано в изданиях – в этом случае номера документов о них берутся в скобки. Может составляться самостоятельный персональный вспомогательный указатель;
Географический указатель – отражаются географические названия, о которых речь идет в тексте документа;
Предметный указатель – перечень предметов, упоминаемых в документах, даже если их нет в названии или аннотации, т.е. скрытые тоже нужно выносить, это очень трудоемкая работа.
Составляют также тематические, систематические, хронологические вспомогательные указатели.
Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением .
В процессе редактирования проверяется правильность библиографического описания, исправляются стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения и т.д.
Как и любое издание, пособие открывается титульным листом.
На нем указывается: название организации, отдел, заглавие указателя, вид издания (или тип пособия), место и год издания.
На обороте титульного листа следует указывать составителей и оформителей.
Для набора структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) применяются различные шрифты. Так аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания, отделяются от описаний пробелом и начинаются с красной строки. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом.
Различные шрифты используются также для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик.
Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек наиболее интересных изданий, портретов, карт и т.д.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.
Список литературы.
1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика/ под ред. О.П. Коршунова. – М. : Изд-во “Книжная палата”, 1990.- 254 с.
2. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография: Термины и определения: Межгос. стандарт., введ. 01.07.2000 // Библиотека и закон: юрид. Справочник / ред. О.Р. Бородин. – М., 2001. – Вып.10.-С. 307-329.
3.Диомидова Г.Н. Библиография. Общий курс: учебник / Г.Н. Диомидова.- М.: Книжная палата, 1991.- 242 с.
4. Моргенштерн И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». – СПб. : Профессия, 2006. – 208 с. – (Библиотека).
5.Информационно-библиографические пособия. Малые формы библиографии: инф. бюллетень / Артёмов. центр. район. б-ка; сост. Р.А. Перевозкина. – Артёмовский, 2013. – 9 с.: ил. – (Сер. «Библиопрофи». Вып. 1) http://gigabaza.ru/doc/76753.html
6.Информационно-библиографические пособия: виды и формы. Малые формы библиографии
Цель: закрепление представлений об основной форме существования библиографической информации – библиографическом пособии.
Методика выполнения: проанализировать одно пособие (печатное издание) по соответствующей схеме.
1. Библиографическое описание анализируемого пособия | БО в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись |
2. Хронологические рамки, наличие списка литературы, вышедшей после составления пособия | Хронология публикации документов |
3. Тип пособия | Указатель, список, обзор |
4. Жанр пособия | Библиографическая монография, библиографический словарь, путеводитель по литературе, круг чтения, памятка, библиографическое эссе, библиографический дайджест, план чтения, беседы о книгах и т.д. |
5. Виды документов, отраженных в пособии | Виды документов в соответствии с ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения |
6. Читательское назначение пособия | Для специалистов, в помощь самообразованию, широкому кругу читателей и т.д. |
7. Целевое назначение пособия | Цель создания библиографического пособия |
8. Вид библиографического пособия в зависимости от содержания объектов библиографирования | Универсальное, отраслевое, многоотраслевое, тематическое, краеведческое, страноведческое персональное, биобиблиографическое |
9. Структура пособия | Основные разделы и подразделы пособия |
10. Группировка библиографических записей в пособии в целом | Содержательная, формальная и т.д. |
11. Группировка библиографических записей в последнем делении | Формальная, от общего к частному и т.д. |
12. Способы библиографической характеристики документов, отраженных в пособии | Сигнальная, аннотированная, реферативная, обзорная |
13. Состав и характер справочного аппарата библиографического пособия | Характеристика вспомогательных указателей, других элементов справочного аппарата |
14. Полиграфическое оформление указателя | Соответствие полиграфического оформления целевому и читательскому назначению |
Информационное обеспечение: библиографическое пособие (предпочтительно печатное библиографическое издание).
Методическое обеспечение
Библиотековедение, библиографоведение и информатика [Текст]: терминолог. путеводитель / науч. ред. М.Г. Вохрышева. – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБЛИОИНФОРМ, 2007. – 103 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. XXI век»).
Вохрышева, М.Г. Теория библиографии [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.
3. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения [Текст]. - Изд. офиц. - Введ. 2000-07-01. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999. – 23 с. - (Межгосуд. стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004.-01.-07. – М.: Изд-во стандартов, 2004 – 156 с.
Стандарты по библиотечно-информационной деятельности [Текст] / сост. Т. В. Захарчук, О.М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2003. – 576 с.
Практическая работа №3. Видовая классификация библиографических пособий
Цель: закрепление представления о видовом разнообразии библиографических пособий.
Методика выполнения: проанализировать 6-8 библиографических пособий и классифицировать их на основе четырех наиболее общих делений классификации (в зависимости от назначения, объектов и методов библиографирования, формы пособия).
Форма представления результатов
№ п/п | ||||||||
Библиографическое описание | ||||||||
По общественному назначению | ||||||||
По функционально-целевому назначению | ||||||||
По содержанию включенных документов | ||||||||
По видам документов, отраженных в пособии | ||||||||
По типу пособия | ||||||||
По издательской форме пособия | ||||||||
По способу библиографической характеристики | ||||||||
По способу группировки библиографических записей |
Информационное обеспечение: 6-8 библиографических пособий различных типов видов и типов.
Методическое обеспечение
1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004.-01.-07. – М.: Изд -во стандартов, 2004 – 156 с.
2. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения [Текст]. - Изд. офиц. - Введ. 2000-07-01. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999. – 23 с. - (Межгосуд. стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Библиографические пособия
В старину на библиографических изданиях ставилась эмблема - золотые ключи. Сейчас она не печатается, но сохранила своё значение ключа к книжным фондам. Этот ключ доступен всем, только нужно научиться пользоваться им.
Библиографические знания необходимы в любом деле. Научную, исследовательскую работу невозможно представить себе без библиографической работы. Как написать реферат, сделать сообщение по теме, подготовиться к докладу? Всё начинается с изучения литературы по данному вопросу, и без помощи библиографии тут не обойтись.
Если читателю не требуется просматривать всю литературу по теме, а надо получить данные только по тем работам, которые рекомендованы, то можно воспользоваться рекомендательными библиографическими пособиями, т.е. книгами о книгах:
- Указатели.
- Списки.
- Планы чтения.
Указатели в нашей библиотеке находятся в специальном ящике "Библиографические пособия”. Их издают крупнейшие библиотеки страны в форме списков, обзоров, аннотированных списков. Указатели представлены тематические - "Всё об Олимпийских играх", "Познание продолжатся", "Приглашение к открытиям", "Лучшие книги зарубежных писателей”, "Классики художественной литературы”; жанровые - "Зарубежный детектив”, "Мир глазами фантастики"; персональные - "Чехов - детям”, "Нижегородские писатели - детям”, "Пушкиниана на Большой Морской, 33". Каждый указатель рассчитан на определённый круг читателей, на определённый возраст.
Библиотеки сами издают библиографические пособия, например "Миллион приключений на земле и в космосе”, посвящённый творчеству писателя Кира Булычёва, "Потомкам в пример" (жизнь знаменитых нижегородцев по книгам Карпенко В.Ф.), "Писатель, которому всегда двенадцать" (В. Крапивин) и др. составлены в нашей библиотеке.
Библиографические списки можно найти в ваших учебниках, например в литературе помещены списки литературы для внеклассного чтения.
Имеют библиографические списки дополнительной литературы энциклопедии издательства "Аванта+”: "Литература”, "Биология”, "Человек”, "Техника”, "Личная безопасность” "Советуем прочитать”.
В конце Энциклопедических словарей: юного историка, химика, физика, зрителя и т.д. можно найти обширные библиографические списки по темам "Что читать”. Такие списки есть во многих справочных и научно-популярных изданиях.
Каждая библиотека составляет малые формы библиографии - "Планы чтения ”, куда включает небольшое количество книг (5-7) по определённоё теме, которые вы можете использовать в выборе книг для чтения.
Представляем вашему вниманию некоторые библиографические пособия, изданные в нашей библиотеке:
От милосердия в книгах к неравнодушию в жизни : волонтёрство, добровольчество и милосердие в художественной литературе: рекомендательный указатель литературы. Вып. 2 / МКУК ЦБС Московского района г. Нижнего Новгорода. Центральная районная детская библиотека им. В.Г. Белинского; сост. И.Г. Пономаренко. - Н. Новгород, 2018. - 12 с. - (Книги, помогающие жить). PDF
Тургенев: игра в ассоциации: библиографический список для 6-9 кл. / сост. Н.В. Ларюхина; ЦРДБ им. В.Г. Белинского МКУК ЦБС Моск. р-на. - Н. Новгород: [б. и.], 2018. - с. : ил. PDF
Футбол на книжной полке: библиографический список литературы для 1-9 классов/ авт. сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 25 с. : ил. PDF
Вокруг футбола: библиографический список литературы для 5-9 классов /авт.-сост. Ларюхина Н.В.. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 5 с. : ил. PDF
Сети Горького: мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 6 с. : ил. - (Загляните на сайт). PDF
художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 1-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 26 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF
Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 12 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF
Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 5-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 20 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF
Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 8-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 18 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF
Художник мира животных: Евгений Иванович Чарушин - 115 лет со дня рождения [Текст] : библиогр. список: для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н. А. Козмина. - Нижний Новгород: [б.и.], 2016. - 9 с. : ил. PDF
"Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса" : 120 лет со дня рождения Е.Л. Шварца: информационный буклет для учащихся 1-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н. А. Козмина. - Нижний Новгород, 2016. - 2 с. : ил. PDF
Cо страничек на экран: перелистай странички - посмотри мультфильм : рек.список книг и мультфильмов для детей и их родителей / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н.А. Козмина. - Нижний Новгород, 2016. - 10 с. : ил.PDF
: серия библиографических списков литературы к Году российского кино.
- КиноИстория (история кинематографа, для 5-9 классов) PDF
- Книга становится фильмом (экранизация литературных произведений, для 5-9 классов) PDF
- На экране - герои школьной программы (экранизация литературных произведений писателей-классиков, для 5-9 классов) PDF
- На экране - любимые книжные герои (экранизация известных произведений детской литературы, для 5-9 классов) PDF
- На экране - ожившие картинки (мультипликация, для 5-7 классов) PDF
- Когда оживает картинка (мультипликация, для 1-4 классов) PDF
- Идём в кино! (киноискусство, для 1-4 классов PDF
Фронтовые строки: нижегородские поэты и писатели. Информационный буклет для учащихся 5-9 классов.
День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятка. /авт.-сост. Тарновская О.М., Соловова Н.А.. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. - 3 с. : ил.
В поисках затерянной войны : библиографический список-путешествие по библиотеке для 7-9 классов / авт. - сост. Ларюхина Н.В. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. - 11 с. : ил.
Пособие знакомит с историческим событием - Первой мировой войной - в связи со столетним юбилеем со дня начала войны.
Олимпиада в Сочи: мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2013. - 6 с. : ил. - (Загляните на сайт).
Спорт - актив: библиографический список для 5-9 классов / авт.-сост. Ларюхина Н.В. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2012. - 19 с. : ил.
Вариантов проведения свободного времени множество. Этот рекомендательный список расскажет вам об одном из лучших - активном отдыхе. Если вы захотите больше узнать о выбранном вами виде спорта, заниматься им правильно с максимальной пользой, обратитесь к литературе, представленной в этом списке.
В библиотеке вы можете познакомиться с данным списком в электронном варианте.
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ
Данный материал адресован библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.
Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» . Он выделяет три основных типа библиографических пособий – библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор , хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.
Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.
Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т. д.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.
Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.
Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты , памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга) , а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.
Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.
Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс ,с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги. Вот примеры закладок:
https://pandia.ru/text/80/343/images/image004_52.jpg" width="109" height="314">
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.
Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников , посвященные данному лицу.
Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:
˜предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);
˜обзор основных произведений;
˜список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);
˜краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).
Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии : описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.
Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т. е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
Примеры памяток:
https://pandia.ru/text/80/343/images/image008_22.jpg" alt="http://3.bp.blogspot.com/-d5GC257zZPA/UFTT5Ya6WjI/AAAAAAAAAvE/brI5-DnkERc/s320/%D0%BE%D0%B1%D0%BB.%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D1%82%D0%B8+%D0%B8%D0%B7+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0.jpg" width="146" height="208 id=">
ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований ), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.
В качестве синонима используется термин «список литературы» . Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т. п.
Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.
1) Список-закладка «С чего начать».
Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме . Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации . Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.
Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным . Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).
Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать и научно популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации , тексты , связывающие книги между собой. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации.
Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический . Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам , например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т. п.
В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15 – 20 названий книг и статей. Обязательно должны быть : предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление : книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений.
Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе. Следующая ступень – это самостоятельное использование печатных рекомендательных пособий . При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, снабжены обширными рекомендательными аннотациями, которые написаны живо и занимательно .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брежнева, обслуживание : учеб. пособие / , . – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с. – (Библиотека).
2. Брежнева В. В . Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с.
3. Диомидова: учебник для ср. проф. учеб. заведений. – СПБ. : Профессия, 2003. – 288 с.
4. Зыгмантович, библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / . – Минск: Новое знание, 2009. – 229 с. – (Профессионалам библиотечного дела).
5. Коготков деятельность библиотеки: органи-зация, технология, управление : учебник. - СПб. : Профессия, 2004. - 304 с.
6. Справочник библиографа / науч. ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).
7. Справочник библиотекаря / науч. ред. . - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2010. - 640 с. - (Библиотека)
МКУ «Калининская МБ»
Организационно-методический отдел
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ
ст. Калининская, 2013 г.
В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.
Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.
Методические рекомендации «Информационно-библиографические пособия: виды и формы» адресованы библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.