Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
История написания.
19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа - отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне - с 1863 г. начинает создаваться его поэма » Кому на Руси жить хорошо «, повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни.
К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.
После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей - определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т. к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
Жанр произведения, композиция
Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» - о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя - героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.
Тема и идея произведения, герои, проблематика
Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие.
В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни - за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб - от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра - ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.
Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев - мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения - от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается...
у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков - они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.
Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий - медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.
Художественные средства
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества - одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).
Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно - цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).
Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.
Выводы
Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства - в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.
Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2016
8. Какое развитие в произведении Н.А. Некрасова получает тема барства и холопства?
Формулируя авторскую позицию, укажите, что тема барства и холопства широко представлена в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянский мир показан в произведении во всей сложности и многообразии. Он неоднороден. Встречаются в нём и философы (Яким Нагой), и праведники (Ермило Гирин), и бунтари (Савелий, богатырь святорусский), и рабы (Клим Лавин, Яков). Отголоски крепостной неволи ощущаются и после реформы 1861 года.
Высказывая личностные суждения, поясните, что узаконенное рабство развратило душу мужиков. Явились такие приспешники господ, как Клим Ларин, готовый служить прихотям Последыша (князя Утятина), и Яков «верный», «холоп примерный», исполняющий любые желания господина Поливанова.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, что судьба Якова, преданно служившего своему господину, терпевшего издевательства и над собой, и над родными - пример того, какие страшные последствия может иметь крепостное право.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать…
Обобщая сказанное, отметьте, что и верный холоп способен «задурить», когда помещик «сбывает в рекруты» любимого племянника. Своеобразна форма протеста Якова - он совершает на глазах своего господина самоубийство.
9. В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ?
Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкин «Деревня», И.С. Тургенев «Записки охотника», «Муму», А.И. Герцен «Сорока-воровка», Н.С. Лесков «Тупейный художник».
Обосновывая выбор, отметьте, что «Путешествие из Петербурга в Москву» стало обвинительным актом против крепостнической России. Произвол, угнетение, продажа себе подобных, нищета холопов и обогащение их владельцев за счёт непосильного труда крестьян - таковы страшные факты дореформенной жизни. Картина народного восстания, представленная в оде «Вольность», - авторский ответ на вопрос «Что делать?»
Вспомните, что в пушкинском стихотворении «Деревня» идиллия поместной жизни нарушается изображением «барства дикого» и «рабства тощего». Обличение сопровождается мечтой об освобождении царём «дворовых толп измученных рабов».
Подводя итог размышлениям, укажите, что автор «Кому на Руси жить хорошо» также восхищается борцами за народное счастье, но с особенной остротой Некрасов показывает противоречия в душе народа:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай...
Эти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть-самобранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, э ти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть-самобранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А.Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения - русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.
Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны царской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым нападкам подверглась последняя из написанных глав - «Пир - на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного издания поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрьской революции.
Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.
К 1860-м годам русский крестьянин становится основным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» - важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.
Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное произведение: и по своему идейному звучанию, и по масштабности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.
Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, характерные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.
События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство - подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.
В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы - поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии странникам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.
В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидавший на своем веку, и Яким Нагой, характерный представитель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на забитого, темного крестьянина патриархальной деревни. С глубоким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.
Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина - чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О суровой «долюшке женской» Некрасов написал немало волнующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.
Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызывающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, - барских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и прямых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его освобождения, тем непримиримее осуждал рабскую приниженность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает унизительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести - самоубийству на глазах своего мучителя; «чувствительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих унижениях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся посулами наследника и согласившийся уничтожить завещание умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).
Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.
Поэтически воссозданный в поэме мир - мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.
В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румяненьком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показным радушием Оболта-Оболдуева читатель видит высокомерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.
Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-самодура князя Утятина, прозванного крестьянами Последышем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алкоголизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого крепостника и деспота.
На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из названных ими лиц живет счастливее - помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставленные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счастливого уже не только среди представителей господствующих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..
Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, придает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензурой части поэмы - «Пир - на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять центральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши - в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».
Образ Гриши - завершающий в ряду «народных заступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он находит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем-поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы - поиски счастья - восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т.д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стремление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.
Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, исторические. Народная поэзия давала поэту богатейший материал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.
Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» - сатирической насмешкой, в «Крестьянке» - глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире - на весь мир» - героическим напряжением и революционной патетикой.
Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.
Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик протеста и сатира сливались с героикой революционной борьбы. Все это выразилось с большой художественной силой в бессмертном произведении Н.А. Некрасова.
Для русских поэтов и писателей свойственно создавать произведения в форме размышления. К таким литературным памятникам можно отнести «Думу» М. Ю. Лермонтова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Их традиции продолжил и Н. А. Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
Н.А. Некрасов, по мнению Н. А. Добролюбова, — «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии». В своем творчестве Некрасов неотступно следовал принципам добра и справедливо-сти, поэт всем сердцем радел за Россию, за ее народ. Стихотворение «Размышление у парадного подъез-да» — одно из произведений, в которых максимально раскрывается личность Некрасова не только как по-эта, но и как гражданина.
Стихотворение написано в 1858 году, в тяжелую для России эпоху. Его основа — контраст двух миров. Представитель первого из них — «владелец роскош-ных палат», второго — обездоленные бедняки.
Каждый человек, посвятивший свою жизнь лите-ратурному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.
Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и сти-хотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», на-писанное в форме диалога. Уже в первой части стихо-творения мы видим противопоставление позиций гра-жданина и поэта.
Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель-ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час-то печальные, своей мелодичностью напоминают на-родные песни, повествующие о жизни простого чело-века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам-ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни-мая ужасам войны...». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се-вастополя.
Всю свою жизнь и творчество Н. А. Некрасов по-святил русскому народу. Описывая тяготы народной жизни, воспевая доброту души и беспримерное терпе-ние русских людей, поэт стремился изменить тяжкую крестьянскую долю, обратить внимание обществен-ности на полную забот и лишений жизнь русского му-жика.
Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.
Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те-мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре-щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...при-нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».
19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му-жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич-ную свободу и право распоряжаться своим имущест-вом. Но земля оставалась собственностью помещи-ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку-пившие надел, назывались собственниками, а не пе-решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста-новление таких временнообязанных отношений со-храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор-миться с этого нищенского надела, и снова им прихо-дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо-вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 В чем особенность любовной лирики Некрасова? [Пример написания сочинения 17.2 на ЕГЭ по литературе] Заблуждаются те, кто утверждает, что у Н.А. Некрасова не может быть стихов, наполненных накалом страстей, вызывающих эмоции радости и слез. Для большинства он поэт-гражданин, из-под пера которого вышло произведение «Кому на Руси жить хорошо«. Конечно, в первую очередь, он поэт, пишущий о нуждах народа и скорбящий о его судьбах. Но есть в творчестве Некрасова и любовная лирика, которая открывает его с неожиданной, точнее, непривычной стороны. Присутствуют в собрании поэта такие стихи, которые берут за душу, отражают личные переживания, раскрывают тайные порывы души. Такие стихи есть отражение либо переживаний в момент тяжелых испытаний, либо восторга от нахлынувшего чувства. В 1856 году в творчестве Некрасова появляются оригинальные ноты: он начинает писать о любви по-новому. Безумной, страстной, всепоглощающей любовью стала для поэта Авдотья Панаева, которой он посвятил цикл стихов. Произведения, написанные для любимой и о ней, не имеют аналогов для сравнения. Их отношения не были невинными или простыми: Панаева была замужем. Только по прошествии некоторого времени они смогли соединить свои судьбы. До Некрасова поэты предпочитали изображать любовь только как прекрасное чувство, идеализируя его. Некрасов тоже поэтизирует это чувство, но его «панаевский цикл» может сравниться только
2 со стихами тютчевского «денисьевского цикла». Поэт был страстно влюблен, и его чувства нашли отражение в стихах. «Я не люблю иронии твоей» образец высокоинтеллектуальной поэзии, где герои знают и понимают предопределение своей любви и грустят по этой причине. Два «так горячо любящих сердца» недавно объединились и, хотя герой признает, что «пока еще кипят» в его душе «мятежно ревнивые тревоги и мечты»,он уже тревожится о возможной развязке. От иронии возлюбленной он страдает, в сердце царит «тайный холод и тоска». Сложен характер героини в этом стихотворении, что явилось совершенно новым приемом в лирических произведениях. В заключительных строках стихотворения яркое сравнение остывающих чувств с осенней рекой подчеркивает неизбежность разлуки. Отношения между возлюбленными меняются, возникают ссоры и размолвки (стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно»). Николай Алексеевич Некрасов не воспевал идеальную любовь без ссор и взаимных претензий, и проза и поэзия отношений у него тесно переплетаются. «Мы с тобой бестолковые люди»,написанное в 1851 году подтверждает это предположение. Он призывает к откровенности в чувствах: «Говори же, когда ты, сердита, Все что душу волнует и мучит!». И в тоже время старается приобщить к поэтике отношений «прозу»: Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья. Но разлука неизбежна. После очередной ссоры с Панаевой Некрасов пишет лирическую миниатюру «Прости», желая получить прощение. Стихотворение буквально пропитано эмоциональностью. Чувствуется, как глубоко переживает эту размолвку поэт. Потому
3 каждая строка стихотворения заканчивается восклицательным знаком. Его можно назвать своеобразной исповедью поэта, в которой он просит прощения за причиненные обиды, вспоминает о счастливых мгновениях любви, умоляет любимую забыть «тоски, унынья, озлобленья», «ревности угроз», призывает к воспоминаниям о светлых и радостных событиях. Я думаю, особенностью любовной лирики Некрасова является, присутствие в произведениях двух героев: влюбленного и его избранницы. Такой прием говорит об уважении поэта к женщине, о его стремлении создать образ настоящей женщины с ее достоинствами и недостатками. Любовная лирика Некрасова пропитана глубоким лиризмом, оригинальностью. Поэт достоверно раскрывает особенности отношений между мужчиной и женщиной, показывает значимость любви в их жизни. Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе Сочинение "Как понимают счастье герои и автор поэмы "Кому на Руси жить хорошо"?
4 Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил и сердцем я спокоен Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном отцом будущего поэта. Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России. Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь. Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё. Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных
5 крестьян материальное благосостояние это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни. После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными. Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может. Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются«, «дымом греются». В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли: Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась помощь, люди откликнулись на его просьбу, дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа это и есть счастье? Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта- Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми: Кого хочу помилую, Кого хочу казню. Закон мое желание! Кулак моя полиция!
6 За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность. В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле? Если считать счастьем безмятежную жизнь без горя, то судьба солдатки, конечно, несчастна: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной: Хорошо, светло В мире божием! Хорошо, легко, Ясно на сердце. Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий. Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь. Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:
7 Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится, Да вдруг и скажет весело: «Клейменый, да не раб!» В лице Гриши Добросклонова автор изобразил народного заступника. Некрасов верит, что наступит счастливое время, хотя знает, что на пути этом будет ещё много страданий. Гриша готов бороться за счастье народа: Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного. Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!
В чем особенность любовной лирики Некрасова? [Пример написания сочинения 17.2 на ЕГЭ по литературе] Заблуждаются те, кто утверждает, что у Н.А. Некрасова не может быть стихов, наполненных накалом страстей,
Народ освобожден, но счастлив ли народ? «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н.
Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля
"Сгорая пламенем любви" Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, и Н. А.Некрасова. Цели урока: 1. Вхождение в поэтический мир Тургенева, Тютчева, и Некрасова. 2.
(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич
Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой
Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,
ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении
Var begun_auto_pad = 235757304; var begun_block_id = 272058883; Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается
МОУ «СОШ 2 г.нариманов» Астраханской области Сколько ликов у любви? Работу выполнили учащиеся 10 «Б» класса: Сафаралиева Даниэла, Кузнецова Ольга, Яровая Кира, Клинков Александр, Ляпин Артѐм И сердце вновь
Урок 82 Тема: Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А. Некрасова Цели: Познакомить учащихся с лирикой поэта, раскрыть богатство ее выразительных средств, своеобразие поэтического дарования
В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути
Анализ стихотворения друзьям некрасов >>> Анализ стихотворения друзьям некрасов Анализ стихотворения друзьям некрасов Умер Некрасов 27 декабря 1877 года 8 января 1878 года по новому стилю. В стихотворении
Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери >>> Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны
Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,
Восславим женщину Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери. М. Горький. Мама Короткое слово- всего четыре буквы. А
СПИСОК «ВОЛШЕБНЫХ» ФРАЗ ЧТОБЫ ВАШ МУЖЧИНА УДВОИЛ СВОЙ ДОХОД ВАЖНО! Обязательно к прочтению перед применением! Милые женщины! В ваших нежных руках вы сейчас держите ключ к успеху вашего мужчины! Наукой
В цикле «Стихи к Пушкину» отношение Цветаевой к поэту напоминает отношение Маяковского в 20 е годы: «Я люблю Вас но живого а не мумию. 735868626 В это первое стихотворение цикла Стихи к Пушкину и Медный
В 9 классе при изучении лирики А.С.Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено
// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,
Шамкина Гузель Рустамовна. Родилась 11 марта 1983 года в селе Рыбная Слобода Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. С 1990 по 2000 год училась в Рыбно- Слободской гимназии 1 села Рыбная Слобода.
Урок 1. Тема. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция. Цели: познакомить учащихся с историей создания поэмы, рассмотреть особенности жанра и композиции, развивать
Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.12.2017 Текст: (Матф.6:9-12) Гл. Идея: Наше право быть детьми Божьими и называть Бога своим Отцом куплено для нас Иисусом Христом на Голгофском кресте. Но для того
Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.19.2017 Почему Бог должен избавлять нас, если Он даже Своего Сына Христа не избавил от этого? Текст: (Матф.6:13)... и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По
Протоиерей Владимир Воробьев Слово на отпевании Виталия Владимировича Лукина 11 июля 2014 г. 1/5 Провожая усопших, мы поем прокимен: «Блажен путь, в онь же идеши днесь душе», «Блажен, его же избрал и приял
«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую
Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать
Беседа, обзор книжной выставки: «Образ женщины в русской литературе» (8 марта - Международный женский день) Цель: формировать у обучающихся уважительное и бережливое отношение к женщине. Задачи: на примере
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Скачать сочинение В поэме-эпопее Кому на Руси жить хорошо (1863 1877) Н. А. Некрасов изобразил жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении
Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют
Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный
ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства
Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем
Мбук «Анапская ЦБС» Детско-юношеская библиотека-филиал 1 ДУША НАРОДА РУССКОГО Николай Алексеевич Некрасов 1821-1877 Дом в котором родился Н. А. Некрасов Он родился 28 ноября 1821 года в украинском местечке
Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.
Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?
ТРУДНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА «ШКОЛЬНИК» Дмитриенко А. В. Научный руководитель: кандидат педагогических наук Игошина Н.В. Магнитогорский государственный технический университет им.
Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть >>> Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Она относится к философской лирике. И что без
Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка» Урок внеклассного чтения. 6 класс «Верь в великую силу добра» Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. Форма организации познавательной
Сонамитянка У Бога есть особенные люди, Их верою творит Он чудеса. Для них Он открывает все пределы, И невозможное возможно с Ним всегда! Той женщины мы имени не знаем... Но сквозь века из Библии дошла
Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный
Тест по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 1. О ком сказано в поэме? Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. а) о Грише Добросклонове б) о Савелии
Матерь Божья изменит твою жизнь. Прощение исцеляет! (о. Маринко Шакота OFM) Разговор с отцом Маринко Шакота для Молитвенной программы в Меджугорьи ведёт М. Елфриде Лангова- Пертлова Отец Маринко Шакота,
Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!
Поэтический диалог с миром в поэзии С. А. Есенина Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. 1
Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент
НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной
Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.
Информация о зачете по литературе в 10 классе 2010-2011 учебный год Программа зачета 1. Разбор стихотворения (в формате ЕГЭ) 2. Сочинение (объем 4 страницы) На выбор: 1) Анализ текста небольшого фрагмента
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Нет на сеете праздника ш н щ * I» чем прекрасный Л праздник матерт. Л Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат 12» Сценарий линейки-открытия
Отче наш Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы
Разработала урок учитель предмета «Самопознание» ГУ «Средняя школа 29» г. Усть - Каменогорска Эрдлей А.П. Тема: «О силе любви в рассказах И. Бунина» (Интегрированный урок самопознания и литературы в 10
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! к 133-летию со дня рождения АА Блока О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить! А Блок А Блок творчество его принадлежит
Поэтическая россыпь самоцветов Когда неискушенный в поэзии читатель стоит перед выбором того или иного сборника неизвестного ему автора, он с внутренним волнением листает страницы, выборочно читая стихи.
Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение
Имя и Фамилия: Число, месяц, год рождения: Адрес: Истории из Библии Библейский Час Телефонный номер: Адрес электронной почты: Имя преподавателя: УРОК 1: истории Потерянная овца. Прочитай: Ключевой стих:
Творчество А. Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Александр Трифонович Твардовский 1910 1971 Поэма ЗА ДАЛЬЮ ДАЛЬ Судьба страны в поэме А. Т.
В этом мире я только прохожий, Ты махни мне веселой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. С. Есенин Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем,
Прочитайте внимательно фрагмент повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты,
Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить
Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого
ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений
Стих в день рождения умершего >>> Стих в день рождения умершего Стих в день рождения умершего Знаешь, приходилось и страдать. Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address
Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,
Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения
Александра Петровна Мишарина (1946-2013) 19 декабря 2016 года исполняется 70 лет со дня рождения коми писательницы Александры Петровны Мишариной. Александра Мишарина родилась 19 декабря 1946 г. в селе
Одна из вечных тем в литературе тема любви проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце