» » Урок внеклассного чтения. « Моцарт и Сальери» Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Педразвитие Аргумент на тему зависть моцарт и сальери

Урок внеклассного чтения. « Моцарт и Сальери» Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Педразвитие Аргумент на тему зависть моцарт и сальери

Учитель Кокарева Светлана Юрьевна

Интегрированный урок литературы и МХК в 9 классе

Тема: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

Выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Совершенствовать навыки анализа драматического произведения и сравнительной характеристики героев, выразительного чтения фрагмента произведения

Приобщать учащихся к классической музыке

2. Воспитательные:

Воспитывать нравственное отношение к человеку и его таланту, к произведениям искусства.

3. Развивающие:

Реализовывать умственный, духовный, творческий потенциал учащихся

Развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Ход урока:

  1. Звучит музыка Моцарта. (Фантазия «Ре-минор» в современном исполнении) (Слайд 2)
  2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3)
  3. Слово учителя. (Слайд 4)

Неожиданная смерть гения в расцвете лет завершает линию его жизни бесконечным многоточием… Загадка, связанная со смертью великого композитора будет всегда волновать человечество, вызывая множество толкований. Тайну, связанную со смертью Моцарта, пытаются разгадать и сейчас... но какими бы не были данные научных исследований, есть произведение, созданное гением Пушкина, который как никто другой мог понять другого гения - Моцарта.

  1. Доклады учащихся. (О Моцарте, о Сальери) (Слайд 5, 6)
  2. Слово учителя. (Слайд 7)

Пожалуй ни одна из «Маленьких трагедий» Пушкина не вызывает столько споров и разных суждений, как «Моцарт и Сальери».«Маленькие трагедии» - не пушкинское название. Оно возникло при публикации и основывалось на фразе из письма Пушкина, где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Авторские варианты: «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений» и т.п. «Маленькие трагедии» были написаны в период «болдинской осени» 1830 г., в цикл вошли: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Дата окончания «Моцарта и Сальери» - 26 октября. Замысел трагедии появился значительно раньше, еще в Михайловском. «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, поставленная при жизни Пушкина: впервые была показана на сцене Александринского театра 27 января 1832 года.

Вопрос об отравлении Моцарта не решен до сих пор. Возможно, в истории он так и останется нерешенным, так как достоверных фактов, которые могли бы склонить исследователей в пользу одной гипотезы, насколько сейчас известно, не существует. Споры между знатоками биографий Моцарта, Сальери и близких к истории других композиторов ведутся в основном методом косвенного подтверждения возможных, но не доказанных связей между известными событиями и людьми.

Почему же Пушкин берет для своей трагедии не вымышленных лиц? Это связано с постоянным стремлением поэта к «максимальному лаконизму», Пушкину необходимо было с помощью известных всем имен разбудить в читателях множество ассоциаций, которые при использовании выдуманных персонажей пришлось бы подготавливать дополнительными лицами или комментариями.

Сейчас имена Моцарта и Сальери стали метафорой. Два типа художника существуют в трагедии. Они контрастны своим отношением к искусству. Для Сальери – искусство – это храм, в который нельзя просто войти и жить в нем, каждая минута творчества божественна, велика и торжественна. Он – художник, ощущающий себя и ведущий себя как гений. Моцарт, напротив, гений, который не стремится выглядеть как гений, но при этом именно он живет в искусстве, это его стихия, в которой он чувствует себя органично, можно сказать, он на «ты» с искусством, в отличие от Сальери.

6.Выразительное чтение отрывка заранее подготовленным учащимся

Сцена 1. Комната.

Сальери

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.

(звучит музыка Сальери)

7. Слово учителя.

Чем определяется дар человека. Что это? Условие упорного труда? Сальери труженик, он действительно человек умелый. И есть художники, которые получили свой дар, не приложив к этому, как кажется Сальери, упорного труда. Вопрос философский. Именно гении определяют движение вперед., зависть к гению будет существовать всегда, и, скорее всего, Пушкин опирался в ее изображении на собственный опыт, тем более, что между ним и Моцартом можно провести параллель. Они относятся к одному типу художника, и Сальери как бы противостоит им обоим.

И вдруг Сальери встречает человека, на первый взгляд, сочиняющего легко и непринужденно. И тогда мир Сальери рушится и следует бунт. Сальери борется с той несправедливостью, на которой построено мироздание. Не любовь к искусству, не самоотвержение, не понимание, а дар, который приходит неизвестно откуда и неизвестно за что. Вот в чем та глубочайшая несправедливость, на которой зиждется мир.

Конфликт двух типов художников у Сальери переходит в зависть, зависть к ничтожному на его взгляд человеку, которому по ошибке достался величайший талант. В представлении Сальери, такой дар должен достаться только подобному ему человеку. Cила произведения заключается в том, что всего лишь несколькими штрихами набросаны портреты великих художников, рассказана история великой зависти .

(просмотр эпизода из к/ф «Моцарт и Сальери». «Зависть»)

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. - О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

8.Анализ эпизода «Слепой скрипач» . (распечатать)

(Слайд 8)

В Моцарте нет пафоса Сальери, он может с легкостью смеяться над шуткой – нелепой игрой старого скрипача.

7.Беседа с учащимися

Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти, зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству).

Поначалу «маленькая трагедия» носила название «Зависть». Как вы думаете, почему Пушкин изменил заглавие?(Это касалось бы одного персонажа. Новое название – свидетельство глубины и напряженности конфликта)

Как построил поэт сцены?(Он избрал антитезу как композиционную основу)

В чём её смысл? Ведь Моцарт и Сальери дружат. Их связала «святая к музыке любовь». Оба талантливы, преданы музыке. Но Сальери придёт к убийству Моцарта. Как это произойдёт?

Вместе с Сальери мы совершаем путешествие в прошлое. Какое чувство вызывает у вас исповедь Сальери? Талантлив ли он? (Да, он талантлив, особенно в самоотверженном труде, в овладении тайнами музыки. Но его и жаль: музыку он воспринял как сумму технических приёмов, которыми владеет блестяще. Честен перед собой: понимает, что его талант сродни ремеслу, ибо он результат аскетического образа жизни и титанического труда, поэтому красота и гармония постепенно отдаляются от него, вдохновение покидает его).

Зависть и гордыня поселились в душе Сальери. Этот груз можно было нести, пока не явился Моцарт – удивительно талантливый, гармоничный,- «гений», «гуляка праздный» - и гордыня Сальери ущемлена.

Когда мы говорим о гениальности человека? Что есть талант? Что есть гений? (Талант – развитый природный дар, гениальность – высшая степень таланта).

В таком случае в истории и в жизни мы найдём массу примеров гениальных злодеев. Значит, что-то должно отличать истинного гения? (Гений – это величие души, нравственное её начало, «высочайшее развитее духовных сил», почти святость!)

Гений Моцарта в величии его души... В чём оно проявляется в Моцарте? (Он для Пушкина прежде всего - человек: добрый, светлый, щедрый, любящий)

Видит ли это Сальери? Как смотрит на друга? (Он видит только "праздного гуляку" и возмущается этим качеством, считая его легкомыслием.)

А что это за состояние?(Легкость вдохновения. Это Искра Божья, зажженная Творцом. Это свет гения, подаренный людям)

Пушкину тоже многие ставили в вину легкомыслие "гуляки праздного" при жизни и сейчас. -Зачем введена сцена со слепым скрипачом? Каков её смысл?

(Моцарт известен и любим. Слепой скрипач со слуха знает его вещи. Это не то, что "глухая слава" Сальери. К тому же Моцарт "набросал" новую вещь и работает над Реквиемом. Это венец его творчества)

Как Сальери оценил новое произведение Моцарта?

А сам Моцарт?

(Самоирония - свидетельство бодрости, крепости духа)

Однако Моцарт сознаётся Сальери, что "Реквием его тревожит"? Как вы поняли эти слова?

(Он живёт чужим горем, принимает его в себя. К тому же это и подлинное чувство тревоги)

Как оно передано?

(Сон - "виденье гробовое", чёрный человек)

Как связаны между собой сон – Реквием - чёрный человек? Это выразительный символический образ враждебного мира Пушкин положил ему начало и отправил в долгий путь по русской литературе "чёрного человека". Вы встретите его у Достоевского, Чехова, Есенина

Играя Реквием, Моцарт как бы отпевает сам себя. Почему он так слеп?

(Это его трагедия. Как истинный гений, он доверчив по-детски, добр, щедр. Более того, глубоко убеждён, что "гений и злодейство - две вещи несовместные "). Это его нравственное кредо.

А теперь раскройте смысл антитезы, обратив внимание на стилистическое оформление этой ключевой фразы. Увидели разницу? (Тире!)

Почему во фразе Сальери оно отсутствует?

(Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление, утверждая " Я избран". Но кем? Страстью - завистью. Ремесленник от искусства легко стал ремесленником - убийцей, убедив себя в бесполезности Моцарта)

Так что же делает, по мнению Пушкина, искусство искусством, что возвышает его?

("Прекрасное должно быть величаво") - нравственное начало таланта и гения, а "всякий талант неизъясним".)

Мысль эта для самого Пушкина была важнейшей нравственной заповедью творчества.

8.Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?(Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.)

9.Звучит «Реквием»

10.Слово учителя. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности, истинного гения - это покушение на счастье всего человечества. Так маленькая трагедия (история двоих людей) превращается у Пушкина во вселенскую трагедию, вместившую судьбу самого А.С.Пушкина

Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.
11. Рефлексия.

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? (звучит музыка Моцарта)

12. Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта».

Приложения.

Приложение 1.Моцарт Вольфганг Амадей (1756- 1791), австрийский композитор.

Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера - «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене - опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786-1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора - «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить.

Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Приложение 2. Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.

Приложение 3.Эпизод «Старый скрипач» из трагедии «Моцарт и Сальери» (распечатать)

Моцарт

Я шел к тебе,
Нес кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку... Нет, мой друг, Сальери!
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete
1 ). Чудо!
Не вытерпел, привел я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит слепой старик со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!

Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.

Сальери

И ты смеяться можешь?

Моцарт

Ах, Сальери!
Ужель и сам ты не смеешься?

Сальери

Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.

Моцарт

Постой же: вот тебе,
Пей за мое здоровье.

Старик уходит.

Ты, Сальери,
Не в духе нынче. Я приду к тебе
В другое время.

Сальери

Что ты мне принес?

Моцарт

Нет - так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье; но теперь
Тебе не до меня.

Сальери

Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя? Садись;
Я слушаю.

Моцарт (за фортепиано)

Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня - немного помоложе;
Влюбленного - не слишком, а слегка -
С красоткой, или с другом - хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое...
Ну, слушай же.

(Играет.)

Сальери

Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! - Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Моцарт

Что ж, хорошо?

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

_________________________________________

1) о вы, кому известно (итал.).

Источники

  1. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978.
  2. Википедия - свободная энциклопедия Слайд 2

    Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия « Ре-минор» в современном исполнении

    Моцарт и Пушкин Великий композитор и великий поэт. Оба рано начали творить. Короткий жизненный путь (36 и 37 лет). Создали огромное количество произведений. Оба испытали зависть недоброжелателей

    Моцарт Вольфганг Амадей (1756- 1791), австрийский композитор.

    Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог

    Сальери неустанно трудится. Слава добыта трудом. Ремесленник. Музыка – ремесло. Моцарт Пишет музыку легко. Это дар от Бога. Музыка – искусство.

    Именно Моцарт у Пушкина – выразитель высшей мудрости, что «...гений и злодейство - две вещи несовместные» - истины, которую так и не понял Сальери…

    Источники Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация. Википедия - свободная энциклопедия ru.wikipedia.org Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978. Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990. Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. – М: 1998 – стр. 301-302. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mocarta


    Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии». Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

    «Моцарт и Сальери»

    Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу - философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением. Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие. Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

    В основу трагедии положены слухи о том, что композитор из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину. Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

    Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке. В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него - тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер - подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

    Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери. Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта. Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

    «Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой. Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах. Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой - показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения. Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

    К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери. Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно. И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными. Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

    При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища. Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству. Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

    Последняя сцена - в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время. Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит. По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету - Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е. Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

    Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга - это радость от того, что долг выполнен.

    Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери - не гений?

    Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

    "Маленькие трагедии" посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью ("Скупой рыцарь"), завистью ("Моцарт и Сальери"), чувственностью ("Каменный гость"). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ трагизмом.

    Страсть, сжигающая душу Сальери ("Моцарт и Сальери"), завидущая жаба. Сальери "глубоко, мучительно" завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:

    Кто скажет, чтоб Сальери надменный был
    Когда-нибудь завистником презренным,

    Змеей, людьми растоптанною, вживе

    Песок и пыль грызущею бессильно?

    Природа этой зависти не полностью понятна самому герою. Ведь это не завидущая жаба бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. "Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение. Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:

    Звуки умертвив,

    Музыку я разъял, как труп. Поверил

    Я алгеброй гармонию.

    Эти образы возникают не случайно. Сальери утратил способность легко и радостно понимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, - удел избранных и право па него надо снискать. Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству по иному, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, "бог", который "недостоин сам себя".

    Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он сильно чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: "...я избрал, чтоб его остановить...". Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в "чадах праха" лишь "бескрылое желанье"; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву "не то мы все погибли".

    Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в подневольность от "пользы", которую он приносит прогрессу искусства:

    Что пользы, если Моцарт будет жив

    И новой высоты ещё достигнет?

    Подымет ли он тем искусство?

    Так самая благородная и гуманистическая мысль искусства применяется для обоснования убийства.

    В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад "нежданной шуткой угостить" своего друга и сам от души хохочет, когда слепой скрипач "угощает" Сальери своим жалким "искусством". Из уст Моцарта безусловно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, более того когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта "богом": "Ба право? может быть... Но божество мое проголодалось".

    Перед нами как раз человеческий, а не жреческий образ. За столом в "Золотом Льве" сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: "...мало жизнь люблю". Гениальный композитор играет свой "Реквием" для друга, не подозревая, что приятель станет его палачом. Дружеская пирушка становится пиром смерти.

    Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: "Я весел... Вдруг: виденье гробовое...". Предсказано появление вестника смерти. Но острота ситуации состоит в том, что приятель и есть вестник смерти, "виденье гробовое". Слепое поклонение идее превратило Сальери в "черного человека", в Командора, в булыжник. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о "черном человеке", заказавшем "Реквием", и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:

    Ах, правда ли, Сальери,

    Что Бомарше кого-то отравил?

    В тот самый момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:

    Гений и злодейство

    Две вещи несовместные.

    Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки завидущая жаба. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом. Тот гений, потому как наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен "пир жизни" беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.

    , «Моцарт и Сальери» . Поэт планировал создать еще девять пьес, но не успел осуществить свой замысел.

    Название «маленькие трагедии» появилось благодаря самому Пушкину, который так охарактеризовал свои драматургические миниатюры в письме к критику Плетневу. Читатели познакомились с «Моцартом и Сальери» в конце 1831 года в альманахе «Северные цветы». Но первые наброски произведения датированы 1826 годом, что говорит о длительном интересе автора к этой теме.

    Трагедию «Моцарт и Сальери» можно отнести к классицизму . Написано произведение белым пятистопным ямбом, который еще называют «шекспировским». Действие происходит в очень короткий промежуток времени, события развиваются последовательно. Так соблюдается единство времени, места и действия. Известно, что первоначально пьеса носила название «Зависть». Исследованию и обличению этого порока она и была посвящена.

    Произведение состоит всего из двух сцен. Но, несмотря на краткость, Пушкин поднимает здесь глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к миру и себе, понятие о таланте и гениальности – все это переплетено и приправлено острым драматическим конфликтом.

    В пьесе всего три действующих лица : Сальери, Моцарт и слепой скрипач. Все герои произведения – вымышленные. Они лишь условно совпадают с реально жившими в XVIII веке композиторами. Пушкин использовал легенду об отравлении Моцарта, чтобы показать, как зависть иссушает душу человека и приводит его к преступлению.

    Центральная фигура трагедии – Сальери. Долгим и трудным был его путь к славе. С детских лет влюбленный в музыку, умеющий тонко чувствовать ее красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы ее создания. «Ремесло поставил я подножием искусству» , – признается герой.

    Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на вершину известности. Он научился создавать произведения по правилам гармонии, но в его творениях нет подлинной жизни, «божественной искры» . «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп» , – говорит композитор.

    Сальери считает искусство делом избранных. Он с презрением смотрит на простых людей, которые не относятся к музыкальной элите. До тех пор, пока в окружении Сальери находятся такие же талантливые «трудяги» как он, композитор счастлив и спокоен. Ему не приходит в голову завидовать славе тех, кто добился признания таким же путем. Но вот появляется Моцарт. Его музыка легка, радостна, свободна и настолько прекрасна, что никто не может создать подобное. И в сердце Сальери черной змеей вползает зависть.

    Он считает несправедливым, что такой дар получен не в качестве награды за преданность искусству и огромный труд, а случайно, при рождении. Моцарт отмечен Богом, он гениален. Сальери видит это, восхищается его музыкой: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» . Но поведение гения никак не соответствует его статусу. Сальери не может простить легкий и веселый нрав Моцарта, его жизнелюбие, считает друга «праздным гулякою» и «безумцем» .

    Нельзя называть свои блестящие произведения «безделицей» , нельзя смеяться над тем, как слепой скрипач коверкает твои прекрасные сочинения. «Ты, Моцарт, не достоин сам себя» , – произносит свой приговор Сальери. Он осознает, что завидует, понимает всю низость этого чувства, но пытается оправдать себя рассуждениями о том, что гений Моцарта бесполезен. Никто не сможет ничему научиться у него, достичь его высот. Гения необходимо «остановить – не то мы все погибли» .

    Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он творит не ради славы и выгоды, а ради музыки. Но легкость, с которой создаются произведения, обманчива. Композитор говорит о томившей его бессоннице, в результате которой пришли «две–три мысли» . Моцарт берется писать на заказ «Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери другом, тут же причисляет к гениям и его. Моцарт открыт и честен, не допускает мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, способен на злодейство.

    Интересно, какие художественные средства находит для своих героев Пушкин. Речь Сальери гладкая, напыщенная, полна литературных штампов. Он высказывается часто и уверенно, но беседует сам с собой. На его монологах построено почти все произведение. Моцарт говорит мало и неуверенно. В его речи постоянно встречаются слова: «что-то» , «кто-то» , «кое-что» . Но главную фразу трагедии «гений и злодейство – две вещи несовместные» произносит именно Моцарт. А еще в пьесе звучит только музыка Моцарта и нет ни одной ноты Сальери.

    • «Моцарт и Сальери», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
    • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

    Трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери” очень противоречивое произведение: кому, как не самому Александру Сергеевичу знать, что такое зависть и каковы бывают её “плоды”. Для полного и подробного анализа произведения целесообразно знать основные вехи жизни и творчества писателя, его мировоззрение и жизненную позицию. В нашей статье вы найдёте все необходимую информацию по теме, включая историю создания, тему, идею и особенности композиции пьесы.

    Краткий анализ

    Год написания -1830 год.

    История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы на 1832 год”. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.

    Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.

    Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.

    Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.

    Направление – классицизм (единство места, времени и действия).

    История создания

    По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу, так называемых “маленьких трагедий”, которых писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал – девять.

    В двадцатые годы 19 века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии, миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

    Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

    Тема

    Конфликт рационалистического и творческого – вечный сюжет в литературе. Трудолюбивый пожилой композитор Сальери видит в своей профессии математику, научный подход и тяжкий труд. Моцарт – молодой композитор, он не понимает своей гениальности, тратит талант впустую, наслаждается жизнью и сочиняет, как дышит. Несмотря на дружеские узы, Сальери мучается от зависти, принимает решение отравить Моцарта за то, что он тратит свой гений на пустяки, не понимает своей избранности, не благодарен небу за свою счастливую участь.

    Зависть, как самая разрушительная вещь, становится главным двигателем сюжета. Один из самый страшных смертных грехов, которой является зависть, вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить собственного друга – молодого коллегу Моцарта. Основная мысль , то, чему учит это произведение проста: совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.

    Композиция

    Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.

    Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

    Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.

    Главные герои

    Жанр

    Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.

    Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкино огромно и содержательно в смысловом и философском плане.

    В “Моцарт и Сальери” анализ внутренней структуры и жанровых особенностей позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 318.