Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное … Википедия
Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) … Википедия
Начавшееся в начале XX века бурное развитии авиационной науки и техники потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 г. на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ)… … Энциклопедия ньюсмейкеров
- (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана… … Энциклопедия техники
- (, 4), крупнейший аэрокосмический вуз России. Организован в 1930 как московский аэромеханический институт на базе одноименного факультета Московского высшего технического училища; в том же году назван МАИ, с 1935 носил имя Серго Орджоникидзе.… … Москва (энциклопедия)
Энциклопедия «Авиация»
- (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом… … Энциклопедия «Авиация»
Им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в 1930. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана деятельность таких авиаконструкторов и… … Большая советская энциклопедия
Запрос «МАИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное название Moscow Aviation Institute (MAI) … Википедия
Книги
- Взлететь без разбега , Гирич Татьяна. Татьяна Гирич - член Московской городской организации Союза Писателей России. Автор поэтического сборника`Оставляет Любовь для людей письмена`. Родилась и живет вМоскве. Окончила Московский…
- (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана… … Энциклопедия техники
- (МАИ технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженерные кадры по специальностям самолето и вертолетостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1993 ок. 15 тыс. студентов … Большой Энциклопедический словарь
Запрос «МАИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное название Moscow Aviation Institute (MAI) … Википедия
Энциклопедия «Авиация»
- (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом… … Энциклопедия «Авиация»
Им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в 1930. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана деятельность таких авиаконструкторов и… … Большая советская энциклопедия
- (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженеров по специальностям самолёто и вертолётостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1998 около 18 тыс. студентов … Энциклопедический словарь
Начавшееся в начале XX века бурное развитии авиационной науки и техники потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 г. на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ)… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное … Википедия
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. В составе университета 14 факультетов: авиационной техники; двигателей летательных аппаратов; систем управления, информатики и электроэнергетики;… … Энциклопедический словарь
Книги
- , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания`Центра графических… Купить за 3970 грн (только Украина)
- 100 шедевров Европейской гравюры , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания "Центра графических искусств"…
Начало двадцатого столетия ознаменовалось бурным развитием авиационной науки и техники. Именно в этот период были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолётов и двигателей к ним, промышленность осваивала производство самолетов и связанные с ним новые технологические процессы.
Это обуславливало потребность в принципиально новых кадрах инженеров для новых отраслей науки и техники. Инициатором создания научных и учебных центров для проведения необходимых исследований и подготовки научных и инженерных кадров в интересах отрасли стал выдающийся русский учёный, основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Егорович Жуковский (см. раздел «Из истории высшего авиационного образования в России »).
После смерти Н. Е. Жуковского продолжателем его деятельности по подготовке авиационных инженеров стал его ученик, выдающийся учёный и педагог Борис Николаевич Юрьев (1889-1957). В 1925 году, по инициативе Б. Н. Юрьева, на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929 году в аэромеханический факультет, на котором преподавали многие ученики Н. Е. Жуковского.
В конце 20-х годов, в связи с широким разворотом работ по индустриализации народного хозяйства страны и, в частности, созданию отечественной авиации, остро встал вопрос о необходимости значительного расширения подготовки инженерных кадров. В связи с этим 20 марта 1930 года было принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ).
ВАМУ было организовано в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. На апрель 1930 года (приказ № 15 от 17 апреля) контингент студентов включал 404 человека, большую часть которых составляли бывшие студенты аэромеханического факультета МВТУ, а остальная часть состояла из переведенных в ВАМУ студентов авиамоторной специальности Московского механического института имени М. В. Ломоносова (только на первом курсе их было 72 человека). Распределение студентов по курсам было следующим: 1-й курс - 159 студентов, 2-й - 111, 3-й - 65 и 4-й - 69.
Весной 1930 года состоялся первый набор студентов на первый курс (приказ № 31 от 8 мая). Всего был принят 161 человек (на самолетостроительное отделение - 60 человек, моторостроительное - 60 и воздухоплавательное - 41). В августе состоялся второй набор студентов на первый курс ВАМУ. Было принято 185 человек: на самолетостроительное отделение - 70 человек, моторостроительное - 68 и воздухоплавательное - 47 (приказ № 87 от 20 августа).
К началу 1930/31 учебного года в ВАМУ были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института - 120 человек (приказ № 85 от 13 августа) - и Томского технологического института - 19 человек (приказ № 95 от 2 сентября и № 101 от 18 сентября).
Первой базой, на которой был размещен ВАМУ и развернут учебный процесс, были помещения на Ольховской улице в Москве, где ранее размещались концессионная фабрика «Хлородонт» и производство по изготовлению абажуров. На этих площадях удалось оборудовать всего несколько аудиторий и маленькую библиотеку (1190 томов). Число студентов на этот момент составило около 450 человек. Занятия проводились в две и даже три смены. Недостаток учебно-производственных помещений заставлял изыскивать новые формы учебного процесса. Резко увеличивалось число часов на производственную практику с частичным переносом учебных занятий на производство. На всех курсах учебные занятия 50 дней проводились в училище (теоретические курсы) и 50 дней - на различных заводах (производственная практика).
В составе МАИ, так же как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. С 10 мая 1931 года институт перешел на факультетскую систему организации учебного процесса.
Осенью 1930 года институту было предоставлено здание бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской улице (в настоящее время там располагается Институт нейрохирургии имени Бурденко), которое также не позволяло создать необходимую учебно-производственную и лабораторную базу, так как уже в сентябре 1930 года в институте насчитывалось 850 студентов. Основу профессорско-преподавательского состава института составляли работники ЦАГИ и МВТУ: Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Г. Х. Сабинин, К. А. Ушаков, Г. Н. Мусинянц, Н. С. Аржаников, Б. М. Земский, А. Н. Журавченко, А. К. Мартынов, А. М. Черемухин, Б. С. Стечкин, Н. И. Ворогушин и др. Кроме того, к работе были приглашены преподаватели авиационных специальностей из других вузов. Научный потенциал ЦАГИ и опыт одной из самых передовых технических школ с ярко выраженным конструкторским направлением, присущий МВТУ, был воспринят и в дальнейшем развит профессорско-преподавательским коллективом МАИ.
Осенью 1930 года состоялся первый в истории МАИ значительный выпуск авиационных инженеров (отдельные выпуски были и ранее), часть из которых была оставлена в МАИ с целью пополнения профессорско-преподавательского состава. Среди них - будущие известные профессора и доценты института Д. И. Абугов, Л. Б. Евангулов, Г. С. Скубачевский, И. И. Трапезин, Т. А. Грумондз, Г. Н. Чиликиди и другие.
С этого же года ведет свою историю аспирантура института. Приказом от 14 апреля 1930 года в аспирантуру были зачислены известные в будущем ученые и конструкторы Б. М. Изаксон, И. П. Братухин, А. Ю. Ромашевский и др.
В приказе по институту от 7 мая 1930 года названы имена первых профессоров и преподавателей по циклам дисциплин, которые стали основой научно-педагогических школ института:
- физико-математический - профессора А. И. Некрасов и В.Н. Вениаминов, доцент И. И. Васильев;
- прикладная механика - профессор Е. Н. Тихомиров, преподаватели В. П. Новицкий, С. К. Руженцев и Б.М. Земский;
- самолетостроение - профессора Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин и А.Н. Журавченко, преподаватель А. М. Черемухин;
- моторостроение - профессор Б. С. Стечкин, доцент Н. И. Ворогушин;
- воздухоплавание - профессор Н. В. Фомин, преподаватель Рабинович.
В течение 1930-1931 годов происходило формирование структуры института. Воздухоплавательный факультет был переименован в дирижаблестроительный. Произошло переподчинение кафедр, многие из которых были отнесены в соответствии с тематикой к факультетам.
Продолжалось формирование кафедр института. Приказом от 28 октября 1931 года заведующими кафедрами самолетостроительного факультета были назначены:
- общей технологии и авиационного материаловедения - Н. В. Гевелинг;
- организации производства - К. С. Прозоров;
- экспериментальной аэродинамики и гребных винтов - Б. Н. Юрьев;
- строительной механики - А. М. Черемухин;
- конструкции и деталей самолетов - С. И. Зоншайн;
- гидравлики - А. И. Некрасов;
- высшей математики - В. Н. Вениаминов;
- теоретической механики - Н. С. Аржаников;
- сопротивления материалов - В. В. Подольский;
- аэродинамического расчета и динамики полета - А. Н. Журавченко.
С первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику. В обязанности студентов на летной практике входили практические полеты (до 50 часов) с выполнением обязанностей летчика под наблюдением летчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолетов, включая ремонт в полевых условиях.
Отсутствие надлежащей учебно-лабораторной базы, учебников и учебных пособий привело к необходимости применять, хотя бы временно, нетрадиционные для высшей школы формы организации учебного процесса - бригадно-лабораторный метод, при котором группы разбивались на бригады по 4-6 человек для коллективного обучения с бригадным контролем за его качеством. Бригады вынуждены были заниматься на квартирах, в общежитиях и даже в парках. Недостатки такого метода обучения были столь очевидны, что уже с 1932 учебного года институт перешел на традиционные формы и методы обучения с индивидуальной и дифференцированной оценкой знаний. Приказом по институту от 19 августа 1931 года вводится дифференцированная оценка успеваемости студентов: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно», «хорошо». В связи со слабой довузовской подготовкой часть студентов переводится в рабфак, для подготовки к приему в институт. В самом институте создаются группы для дополнительного изучения математики и физики.
Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров сыграло ставшее традиционным для МАИ широкое привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из промышленности. Так, например, руководство дипломным проектированием в значительной степени осуществлялось ведущими работниками авиапромышленности, среди которых были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как С. В. Ильюшин, В. Ф. Болховитинов, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев.
В связи с быстрым ростом потребности в авиационных специалистах с высшим образованием с 1931 года начались занятия в вечернем авиационном институте, создавались филиалы вечернего обучения непосредственно на авиационных заводах.
С октября 1931 года Всесоюзное авиационное объединение (приказ по МАИ № 180 от 3 октября) установило следующие профили выпускаемых инженеров:
- инженер-конструктор по сухопутному самолетостроению;
- инженер-механик по монтажу и сборке самолетов;
- инженер-технолог по холодной обработке резанием и давлением;
- инженер-технолог по горячей обработке цветных металлов;
- инженер-конструктор по вооружению и оборудованию самолетов;
- инженер-конструктор по авиамоторостроению;
- инженер-технолог по авиамоторостроению.
В 1930-1931 годах были созданы и активно содействовали администрации общественные организации института: партийная, комсомольская и профсоюзная. 26 января 1931 года вышел первый номер институтской газеты «Пропеллер».
Уже в этот период стало очевидным, что на имеющихся площадях наладить надлежащим образом учебный процесс, оснастить его необходимой лабораторной и производственной базой невозможно. Поэтому руководством института, при активной поддержке общественных организаций, были предприняты меры по подбору площадки для комплексного строительства института. Такая площадка была найдена на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. При поддержке начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова была создана специальная комиссия по организации и строительству института. В 1931 году при управлении капитального строительства МАИ было организовано несколько проектных бюро, составленных преимущественно из преподавателей, сотрудников и студентов института. Бюро по проектированию аэродинамической лаборатории возглавил Б. Н. Юрьев, моторного корпуса - профессор А. В. Квасников, технологического корпуса и лаборатории авиационных материалов - Н. В. Гевелинг, проекты электрооборудования всех лабораторий и других подразделений института, а также их полного электроснабжения от сети Мосэнерго были разработаны под руководством С. А. Синицына.
Несмотря на то что генеральный план строительства неоднократно уточнялся, строительство началось летом 1931 года, а уже весной 1933 года был введен в строй главный учебный корпус (ныне корпус № 3). Одновременно со строительством главного учебного корпуса было начато строительство двух студенческих общежитий и жилого дома для профессорско-преподавательского состава. МАИ перебазировался на новую территорию летом 1933 года, в самый разгар строительных работ. Работники и студенты института активно включились в строительство и создание необходимой учебно-лабораторной базы. Именно тогда в институте появились оборудованные на современном для того периода уровне лаборатории, учебные кабинеты и аудитории, которые с успехом использовались вплоть до конца 50-х годов.
В пятую годовщину со дня основания институту указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
Создание современной материально-технической базы способствовало быстрому прогрессу во всех направлениях деятельности института во второй половине 30-х годов.
Структура института непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми авиационной промышленностью к выпускникам МАИ. Широкое развертывание авиационной промышленности в те годы потребовало выпуска специалистов в области планирования и организации производства. В связи с этим в 1933 году в МАИ был создан инженерно-экономический факультет, обеспечивший выпуск квалифицированных специалистов в области экономики и организации авиационной промышленности.
Новая авиационная техника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием. В целях обеспечения авиапромышленности специалистами этого профиля в 1935 году в МАИ создается факультет вооружения самолетов.
Со временем на этом факультете появились учебные дисциплины, которые, отражая достижения науки и техники, с одной стороны, и откликаясь на потребности отрасли - с другой, закладывали основы для создания новых кафедр и факультетов. В частности, в сентябре 1937 года (приказ по МАИ № 695 от 10 сентября) на факультете вооружения самолетов были образованы кафедры «Радиотехника и авиационное радиооборудование» и «Аэронавигация и аэронавигационное оборудование».
В 1940 году из этого факультета был выделен факультет «Приборостроение и авиационное оборудование», а оставшаяся его часть сосредоточилась на подготовке инженеров в области вооружения самолетов.
К десятилетнему юбилею МАИ имел в своем составе 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.
Еще до начала Великой Отечественной войны МАИ подготовил для авиазаводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов 3203 авиационных инженера различного профиля, создав тем самым кадровую базу для широкого развития авиационной промышленности в предвоенные годы и годы войны.
Одновременно с подготовкой кадров ученые МАИ в этот период выполнили ряд научных и конструкторских разработок, которые оставили заметный след в истории отечественного авиастроения.
В 1933 году в МАИ организуется конструкторское бюро по самолетостроению, которое до 1936 года возглавлял талантливый авиаконструктор Д. П. Григорович, а затем - П. Д. Грушин, известный впоследствии создатель ракетной техники. В этом КБ было создано несколько оригинальных типов самолетов, в частности цельносварной (из нержавеющей стали) самолет «Сталь - МАИ», легкомоторный самолет тандемной аэродинамической схемы «Октябренок», самолет, целиком выполненный из магниевых сплавов ЭМАИ.
В 1939 году на моторостроительном факультете под руководством профессора Г. С. Скубачевского было организовано ОКБ-2 по созданию мощного поршневого двигателя М-250.
В этом же году под руководством Б. Н. Юрьева и И.П. Братухина начало работать ОКБ, которое провело большой цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.
Таким образом, к 1940 году МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности.
Новый этап в жизни института связан с Великой Отечественной войной. В первые же дни войны руководством и общественными организациями института были приняты меры по оказанию практической помощи фронту. Большая группа добровольцев - преподавателей и сотрудников МАИ ушла на фронт в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района, многие работники института были откомандированы на предприятия авиационной промышленности. К осени 1941 года Правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату. Для подготовки и обеспечения работы института на новом месте в Алма-Ату была направлена группа ведущих преподавателей, среди которых были Н. С. Аржаников, Г. Н. Свешников, Е. Н. Тихомиров, С. Н. Кожевников, В. Ф. Юргенс и др.
Эвакуация началась 14 октября 1941 года. Все оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в необычайно короткие сроки было эвакуировано в Алма-Ату. Уже 31 октября отправился последний эшелон, эвакуация института закончилась. В институте осталась небольшая группа сотрудников, обеспечивающих специальные работы.
Институт был размещен в 28 самых разнообразных, как правило неприспособленных, помещениях. Еще труднее обстояло дело с помещениями для студентов и преподавателей. Несмотря на все трудности, сразу по прибытии эшелонов в Алма-Ату преподаватели, сотрудники и студенты приступили к приемке, перевозке и монтажу поступающего оборудования, организации учебно-лабораторной и производственной базы, налаживанию учебного процесса, научно-исследовательской и производственной деятельности. Уже через месяц после начала эвакуации МАИ возобновил свои занятия в Алма-Ате.
Профессорско-преподавательский состав института прибыл в Алма-Ату в количестве 134 человек, перебазированный студенческий контингент в основном состоял из студентов старших курсов, младшие курсы были доукомплектованы за счет студентов других институтов.
В исключительно трудных условиях - теснота помещений и разбросанность их по городу, нехватка аудиторий и мебели - учебный процесс налаживался. Были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. В целях увеличения выпуска крайне необходимых стране в условиях войны авиационных инженеров был разработан учебный план с сокращенным сроком обучения (3,5 года вместо 5,5 лет).
Помимо обеспечения производственного обучения студентов, учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась и научно-исследовательская деятельность института, которая в этот период была в основном сосредоточена на решении практических проблем в интересах авиационной промышленности.
После разгрома немцев под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве, и уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс в московских помещениях института. Студенческий состав был сформирован из оставшейся в Москве части студентов МАИ и МАТИ, а также бывших студентов, вернувшихся с фронта. Несмотря на фактическое существование института на двух удаленных друг от друга на тысячи километров территориях, деятельность их была органически связана. Уже в июне 1942 года вернувшийся из Алма-Аты профессор Н. В. Иноземцев был назначен заместителем директора МАИ, вскоре вернулась в Москву и большая группа преподавателей.
Таким образом, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и во время войны коллектив МАИ много и напряженно работал. Главным итогом этой работы стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы.
Эти заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.
Послевоенный период в развитии МАИ связан с поистине революционными изменениями, которые произошли в авиационной технике. Самолеты стали в основном реактивными, скорости их полета вплотную приблизились к скорости звука, а затем и превзошли ее. Существенно усложнился весь комплекс оборудования самолетов, произошло их насыщение электро-, радио-, приборным и автоматическим оборудованием, новыми, ракетными видами вооружения. Начался практический этап в развитии вертолетостроения. От отдельных экспериментальных разработок конструкторские коллективы как в нашей стране, так и за рубежом перешли к созданию серийных вертолетов, нашедших широкое применение на практике. Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.
В связи с новыми запросами авиационной науки и техники МАИ с первых же послевоенных лет взял курс на создание условий для подготовки кадров нового профиля. Именно в этот период были разработаны курсы лекций и соответствующие им экспериментальные установки по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, расчету на прочность новых типов конструкций (в том числе с учетом аэродинамического нагрева), новым типам конструкционных материалов и технологии их обработки и др.
С учетом новых требований был создан ряд новых кафедр и факультетов. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, появились новые специальности по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х годов были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов. Для усиления связи с промышленностью появляются базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.
Значительные перемены произошли и в структуре учебных планов и программ, в которых предусматривалось усиление подготовки по физико-математическим наукам, широкое использование во всех технических предметах электронно-вычислительной техники, усиление конструкторско-технологической подготовки, обучение элементам автоматизированного проектирования и конструирования, расширение самостоятельности в учебной работе студента. В учебный процесс органично входила наука, в том числе с широким привлечением студентов.
Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.
К середине 60-х годов стало очевидным, что имеющаяся материально-техническая база института, созданная в основном еще в 30-е годы, уже не обеспечивает перспективного развития института, вновь созданных направлений подготовки специалистов и значительно возросших объемов научно-исследова-тельских работ. По инициативе руководства института и, прежде всего, в результате активных действий ректора института И. Ф. Образцова, в 1968 году Председателем Совета Министров СССР было подписано распоряжение о строительстве 90 тысяч квадратных метров учебно-производственных площадей с привлечением средств девяти заинтересованных министерств. К концу 1972 года был утвержден генераль-ный план строительства, реализация которого началась поэтапно еще до его полного принятия. К 1975 году в соответствии с этим планом был введен в строй лабораторный корпус для самолетостроительного факультета, состоялась закладка главного учебного корпуса с полезной площадью 42 тысячи квадратных метров. За период с 1973 по 1980 год построены и введены в эксплуатацию: многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, спальный корпус в спортивно-оздоровительном лагере «Алушта», новая столовая на 1000 посадочных мест. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (теперь это корпус № 24). Большой вклад в практическую реализацию программы строительства «большого МАИ» внес ректор МАИ И. Т. Беляков.
К своему пятидесятилетию (1980) МАИ имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр и готовил инженеров-механиков по всем типам летательных аппаратов и двигателям для них, инженеров-механиков по системам управления и радиосистемам, инженеров-математиков, инженеров-системотехников, инженеров-экономистов, т.е. по всем специальностям авиационной и ракетно-космической техники.
За пятьдесят лет своей работы МАИ выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института к этому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР. На 1980 год в институте обучалось по дневной форме обучения около 27 тысяч студентов и примерно столько же - на вечерних отделениях.
Среди профессорско-преподавательского состава в 1980 году работало пять академиков и два члена-корреспондента АН СССР, 193 доктора и профессора, в том числе 153 штатных, 890 кандидатов наук и доцентов. 18 преподавателей имели звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», 20 преподавателей были удостоены Государственных премий СССР. Учебники и научные труды, созданные учеными МАИ, известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
За большой вклад в дело подготовки специалистов, в год своего пятидесятилетия институт был награжден орденом Октябрьской Революции.
Восьмидесятые годы прошедшего столетия в жизни института были связаны с последовательно решаемой коллективом задачей превращения МАИ в технический университет. Эта идея впервые была высказана в начале 70-х годов ректором того периода И. Ф. Образцовым и последовательно осуществлялась его преемниками - И. Т. Беляковым, Ю. А. Рыжовым и А.М. Матвеенко. В 1993 году институту было присвоено новое название: Московский государственный авиационный институт (технический университет). Традиционная аббревиатура - МАИ - была сохранена.
На всех этапах деятельности МАИ (1930-1990) большую организаторскую и мобилизующую работу, направленную на выполнение поставленных перед институтом задач, проводила партийная организация института. Вопросы стратегии и тактики развития института, подготовки, отбора и расстановки профессорско-преподавательских и руководящих кадров, воспитания студенческой молодежи, строгого исполнения коммунистами своих обязанностей (от рядового работника до ректора) - все это и многое другое постоянно находилось в поле зрения партийной организации. В состав ее входило до 2,5 тысяч коммунистов, три четверти профессоров и докторов наук были членами партии. Партийная организация была школой воспитания кадров. Из стен МАИ вышло семь первых секретарей РК КПСС г. Москвы, два секретаря МГК КПСС, первый секретарь Ярославского ОК КПСС, первый секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии, секретарь ЦК КПСС (Е.К. Лигачев), большое количество работников госаппарата, включая заместителей министров и министров РФ и СССР, дипломатических работников высшего ранга, шесть руководителей других вузов, более ста руководителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных организаций авиационной и ракетно-космической отрасли (смотри раздел «Выпускники МАИ»).
Трудно переоценить большую положительную роль в работе со студенческой молодежью многотысячной комсомольской организации института. Помимо повседневной работы, связанной с воспитанием студенчества и успешной организацией учебного процесса, комсомол института являлся инициатором многих общественно-полезных дел и начинаний: участие в уборке урожая на целине и в Подмосковье, организация строительных отрядов на самых значительных стройках народного хозяйства, совместно с СНТО поддержка научно-исследовательской работы студентов, шефство над детскими домами и школами и многое другое. Лучшие традиции комсомола в настоящее время продолжает Союз молодежи МАИ.
Значительную работу, направленную на защиту законных прав и удовлетворение социально-культурных нужд студентов и сотрудников МАИ, проводили и проводят профсоюзные организации студентов и постоянного состава института.
Развитию в институте изобретательского движения и распространению знаний в области изобретательского права способствовала институтская организация Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, которая работала совместно с патентным отделом института.
Несомненным признанием ведущего значения МАИ в деле пропаганды научных и технических знаний в стране было назначение академика И. И. Артоболевского (зав. кафедрой теории механизмов и машин МАИ) председателем Всесоюзного общества «Знание», а председателем аналогичного общества РСФСР - академика И. Ф. Образцова (зав. кафедрой прочности МАИ), которые возглавляли эти общества на протяжении многих лет.
Большой вклад в дело привлечения молодежи к спорту и его военно-техническим видам сделан спортклубом института и организацией ДОСААФ МАИ. Под их руководством и при постоянной поддержке ректората, парткома, профсоюзной организации в МАИ воспитаны многие поколения выдающихся спортсменов, чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и России, бурно развивался и массовый спорт.
В МАИ постоянно велись работы по проектированию и строительству летательных аппаратов (ЛА) различных типов и двигателей к ним. За период с 1930 года в МАИ было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей, в том числе: 26 самолетов, 25 винтокрылых ЛА, 24 планера, 30 дельтапланов и мотодельтапланов, 29 дистанционно пилотируемых ЛА, 12 искусственных спутников Земли и космических ЛА, 6 аппаратов легче воздуха (дирижабли, воздушные шары и пр.), 11 ЛА с машущими крыльями, 10 подводных научно-исследовательских аппаратов, 44 авиационных двигателя.
На спроектированном в студенческом конструкторском бюро и построенном в ЭПМ МАИ легком пилотажном самолете «Квант» установлено пять мировых рекордов (70-е - 80-е годы).
В середине 80-х годов конструкторским бюро экспериментального самолетостроения разработан сверхлегкий самолет оригинальной конструкции «МАИ-89», который установил мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 метров, на 30 процентов превышающий предыдущий рекорд для такого типа самолетов. Самолет «МАИ-89» был представлен на нескольких международных авиасалонах, получил сертификаты в ряде стран и пользуется коммерческим успехом. Значительное количество этих самолетов продано за рубеж.
В 1998 году Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (Авиарегистр МАК) выдал МАИ сертификат разработчика легких гражданских воздушных судов. Впервые за свою историю МАИ получил государственный статус разработчика авиационной техники, официально признанной авиационной конструкторской организацией.
17 декабря 1999 года Авиарегистр МАК выдал МАИ сертификат типа на самолет «Авиатика-МАИ-890» (серийная модификация). Самолет разработки ОСКБЭС МАИ стал первым в России и СНГ сертифицированным самолетом такого класса.
Приказом Минвуза СССР от 18.09.1987 г. при МАИ создано Учебно-методическое объединение по авиационным специальностям, которое в 1992 году было преобразовано в Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК). В состав объединения включено 9 профильных вузов и, кроме того, 36 родственных факультетов и кафедр вузов других направлений. УМО АРК является одним из наиболее крупных объединений и координирует действия вузов по 4 направлениям и 26 специальностям аэрокосмического профиля. В течение 20 лет (1987-2007) заместителем Председателя УМО АРК работал профессор Ю. А. Сидоров, затем - А. Ю. Сидоров. УМО АРК отвечает за разработку Государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ по закрепленным за ним специальностям, выработку рекомендаций к изданию учебников и учебных пособий, экспертизу при открытии новых специальностей и присвоении ученых званий, формирование научно-методических советов по специальностям. В настоящее время УМО АРК проводит работу по созданию Государственных образовательных стандартов нового поколения.
Начиная с 1992 года, после большого перерыва, значительно активизировалась международная деятельность МАИ. В результате существенно увеличилось число иностранных граждан, обучающихся в МАИ на контрактной основе. Среди иностранных студентов и аспирантов МАИ - граждане стран Юго-Восточной Азии, Сирии, Ирана, Америки, Канады, практически всех стран Европы. МАИ ежегодно посещают представители около 90 зарубежных организаций, выезжают за рубеж до 130 преподавателей, студентов и сотрудников МАИ. За этот период в МАИ реализовано или находится в стадии реализации более 50 международных контрактов с партнерами из Франции, Китая, Германии, Мексики, Бразилии, Ирана, Сирии и других стран.
В 2009 году МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1613-р).
19 мая 2011 года по приказу Министерства образования и науки РФ (№ 1669) учебное заведение было переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».
МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Учебный военный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.
В сентябре 2015 года МАИ открыл обучение по программе бакалавриата по направлению «Авиастроение» по пяти профилям, в рамках которого иностранные студенты в течение четырёх лет проходят обучение на английском языке. Кроме того, подписан договор с Нанкинским университетом астронавтики и аэронавтики, крупнейшим вузом КНР о программах двойных дипломов.
Московский авиационный институт принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как:
- Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO);
- Ассоциация технических университетов России и Китая;
- Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS;
- Международный совет по авиационным наукам (ICAS);
- Международная федерации астронавтики (IAF).
В 2015 году МАИ занял первое место среди самых востребованных организациями ОПК, подведомственных Минпромторгу России, учебных заведений страны.
31 марта 2015 года приказом Минобрнауки проведена реорганизация Московского авиационного института (МАИ) путём присоединения к нему Российского государственного технологического университета им. Циолковского (МАТИ). На конец 2015 года МАИ насчитывает 12 факультетов, 9 институтов (на правах факультетов) и 5 филиалов, в которых обучается около 22 000 студентов различных форм обучения.
Наличие квалифицированных кадров и признанных в мире научных школ, многолетние традиции МАИ, гарантирующие подготовку высококлассных специалистов, сохранение и развитие учебно-лабораторной базы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее ведущего аэрокосмического университета России - национального исследовательского университета.
Подробнейший план МАИ Георгий Суворов , МАИ.Экслер.руПлан дан по состоянию на 1 сентября 2007 г.
МАИ.Экслер.ру представляет почтеннейшей публике план МАИ приемлемого качества и приемлемого уровня детализации, несомненно интересный всем, имеющим или имевшим отношение к Московскому авиационному институту.
Вы можете взять полноразмерную картинку (GIF, 3500x2475 точек, формат А2) черно-белую или цветную (около 630 Kб).
Планов и схем МАИ уже было создано немало. Чем же предлагаемый лучше?
При разработке и составлении настоящего плана были использованы все доступные на тот момент планы МАИ, учтены и устранены все их недостатки и недоработки. Вот что легло в основу приводимого плана:
- Рисунок Вадима Черноброва (регулярно публиковался в «Пропеллере» с ~1989 г.).
- Грубый непропорциональный план с указанием станций метро и более широких окрестностей (по сей день используется в приемной комиссии, ~1994 г.).
- Уличный план, висевший на корпусе № 5 (~19972001 г.).
- План в англоязычном буклете о МАИ (~1998 г.).
- Общедоступные карты и атласы Москвы.
- Данные АХО и ЭТО МАИ, а также некоторые другие документы.
1. Достоверные
номера всех
корпусов МАИ.
Номера корпусов МАИ, нанесенные на этот план, являются достоверными они сверены с ЭТО и с АХО МАИ. Почему это важно? Потому, что в настоящее время таблички с номерами некоторых корпусов, развешанные на территории института, не соответствуют истинным номерам корпусов.
- Табличка «34» висит на корпусе № 20;
- табличка «17» висит на корпусе № 18;
- табличка «18» висит на корпусе № 17;
- Кроме того, корпуса №№ 11, 10 и 57 помимо номеров имеют равноправные буквенные обозначения (А, Б и Г соответственно).
- Убежища ГО ОСУ-1 и ОСУ-2 имеют статус корпусов №№ 38 и 39 соответственно.
- ГАК (главный административный корпус) номера не имеет.
- Номера 8, 27, 4053, 55, 56, 6062, 64 и 65 условно закреплены за различными вспомогательными строениями МАИ.
2. Номера всех КПП МАИ.
Не правда ли, не каждый студент навскидку скажет, сколько в МАИ проходных? Пять? Шесть? А их целых восемь! Из них две, правда, ныне не действуют, но у каждой есть свой номер (от 1 до 8). Кроме того, отдельно стоящие здания проходных (такие, как у корпуса № 3, у ГАКа, у корпуса № 6), формально тоже считаются корпусами
и также имеют соответствующие номера. Вот почему табличка «Корпус 6», висящая на проходной на «Малую землю», лишена смысла: само здание проходной (КПП № 7) является корпусом № 33!
3. Номера и наименования корпусов общежитий студгородка МАИ.
Указаны «Икар », «Космос » и пр. На территории студгородка МАИ расположены корпуса общежитий №№ 1, 2, 3, 4 и 6. Пятый корпус общежития формально размещается во 2, 3 и 4 крыльях корпуса № 6 (ул. Панфилова, д. 20), но в настоящее время эти помещения функций общежития практически не выполняют. Корпуса общежитий №№ 7А, 7Б, 7В расположены на ул. Вилиса Лациса (дома 18, 16 и 14 соответственно).
4. Достоверные
почтовые номера всех близлежащих домов.
Почтовые номера домов в сознании городских властей причудливо переплелись с номерами корпусов маёвских общежитий. Например, д. 5 по Дубосековской ул. это шестой корпус общежития; вот и висит табличка, что это дом 5 корпус 6. В таком случае, где же д. 5 корп. 5, д. 5 корп. 4, д. 5 корп. 7? А их и нет, поскольку достоверный почтовый номер этого дома 5. Без всякого корпуса! То же можно сказать про д. 10 по Факультетскому переулку, он же четвертый корпус общежития кое-где он обозначен как д. 10 корп. 4, что в корне неверно. И так далее. Следовательно, номер на представляемом плане правильный, смотря же на номер на самом доме не верь глазам своим.
5. Прочие объекты.
Помимо всего вышеперечисленного, на план нанесены:
- устоявшиеся неофициальные названия некоторых мест («ледокол» , «черепаха» , «коробка» , «Малая Земля» и т. д.);
- ориентировочное распределение факультетов по корпусам;
- столовые, буфеты, бары;
- автомобильные парковки;
- городские таксофоны;
- остановки общественного транспорта и их названия;
- подземные переходы;
- пояснительные надписи с указанием зданий-ориентиров;
- зеленые насаждения.
В заключение следует особо отметить, что план более или менее пропорционален, т. е. соблюдены сравнительные размеры зданий и расстояния между ними, насколько это возможно на план-схеме. Этого тоже никогда ранее не было на публичных планах МАИ.
Не сомневаюсь, данный план будет полезен не только эксплуатационно-хозяйственным службам МАИ, но и абитуриентам, студентам и аспирантам. Убежден, что он согреет и сердца выпускников нашего института.
Напоследок вольно процитирую Артемия Лебедева:
«Вы можете использовать этот план для своих личных целей повесить его на стенку, или в виде обоев, или послать приятелю по почте. Если же вы хотите выложить его на свой сайт, опубликовать в любом виде на любом носителе, продать, растиражировать и пр., вы не имеете на это права
без предварительного письменного разрешения. Интеллектуальная собственность не хрен собачий, помните об этом».
Ваши замечания, дополнения и поправки будут приняты с благодарностью.
- Большинство нижеприведенных названий отражено на плане МАИ и окрестностей .
- Как выглядит тот или иной корпус МАИ, вы можете посмотреть в фотоальбоме .
- У вас есть замечания или дополнения? .
- Бегунок
Так называемый обходной лист. После защиты диплома студенту выдается специальный бланк, в котором необходимо получить отметки различных подразделений МАИ (что из общаги выписан, что все книги в библиотеку сдал и др.).
Свое название «бегунок» получил за то, что для того, чтобы его заполнить «от и до» и получить все (все! ) подписи и печати, приходится изрядно побегать по институту (провернуть всю процедуру удается обычно со второй попытки). Только имея на руках должным образом заполненный обходной лист, возможно получить собственно «корочку» (диплом об окончании МАИ). - «Икар»
Вполне официальное название. Второй корпус маёвских общежитий. Адрес ул. Дубосековская, д. 13. - КДП
Кабинет дипломного проектирования. - Коробка
Оборудованная футбольно-хоккейная площадка в центре студгородка МАИ, рядом с «Ледоколом» (см.) и поликлиникой № 44. Традиционное, наряду с «Треугольником» (см.), место встреч, тусовок и возлияний. - Кремень
Маёвец, побывавший в ССО (обычно дальнем, типа «Шушенского» или «Уренгоя»). Для получения этого звания необходимо пройти своеобразную процедуру «крещения». - Ледокол
Устоявшееся неофициальное название. Официально «Комбинат питания Столовая МАИ». Многоэтажная студенческая столовая, расположенная в студгородке. Построена в 1980 г. Формальный адрес ул. Царёва., д. 16. - Летающая тарелка
Территория возле троллейбусных и трамвайных остановок «Авиационный и пищевой институты». Название отражает соседство двух вузов: «тарелка» пищевого (см. Пищага ), «летающая» авиационного. Как ни странно, близлежащая Строгановка (она же «Бефстрогановка», МХПУ им. С. Г. Строганова) в маёвском фольклоре не упоминается. - Маёвец
Студент или выпускник МАИ. (Внимание! Термин «маишник» использовать недопустимо!)13, 32, 33, 54, 63. На ней располагаются факультет № 4 «Радиоэлектроника летательных аппаратов» (ФРЭЛА), дельтапланёрный клуб МАИ, центр подводной деятельности «Десса», редакция газеты «Пропеллер» (все в корп. № 6), факультет военного обучения (ФВО, корп. №№ 6, 13), Авиацентр и ОСТО МАИ (корп. № 54) и др. Свое название получила в 1978 г. после выхода одноименной книги Л. И. Брежнева (М., Политиздат).
- Морг
Четвертый корпус маёвских общежитий. Адрес Факультетский пер., д. 10. В этом здании помимо общежития и различных организаций, арендующих площади, расположена маёвская поликлиника № 44. Отсюда и название. - «ПИНОЧЕТ»
Возможно, сокращение от «Пи вная на против Ч айки». Располагалась в 1970-е гг. по адресу Волоколамское ш., д. 15, где впоследствии открылось кафе «Невка », а после «Чебуречная СССР ». (Интересно, что заведение первоначально открылось в тот же год и месяц, когда в Чили случился военный переворот, в результате которого к власти в стране пришел генерал Аугусто Пиночет .) «Чайка» кинотеатр, до начала 1980-х гг. находившийся через дорогу, по адресу Волоколамское ш., д. 14, где позже был открыт бильярдный клуб-бар «Седьмая луза» (закрыт в 2006 г.).
По другой версии, «ПИНОЧЕТ» расшифровыется как «П осле и нститута н а о становке Ч айка е сть т очка».
Также есть мнение, что расшифровка звучит следующим образом: «Пи вная на против чет вертого факультета». - Пищага
Она же пищи . Обиходное название Московского государственного университета пищевых производств , находящегося по соседству с МАИ, точнее, с Малой Землёй (см.). - ПНИ
Сокращение от «Пивная напротив института». С начала 1970-х по 1985 г. находилась по адресу Волоколамское ш., д. 3, как раз напротив МАИ (точнее, напротив пятого корпуса). И поныне в этом доме на том же месте, сменяя друг друга, существуют недорогие кабачки. - Подсос
Название созвучно аббревиатуре «ПССО», которая означает «Постоянный студенческий строительный отряд», своего рода маёвский стройбат. Студенты, обучающиеся на одном и том же курсе повторно (восстановившиеся, вернувшиеся из академического отпуска), обязаны отработать определенное количество часов в рядах этого институтского подразделения. Типичные занятия подсосника уборка территории, мытье полов и стен в корпусах и прочие малоинтеллектуальные и черные работы. Фактически, фраза «был год в подсосе», «ушел в подсос (на подсос)», означает «остался на повторное обучение». - Поплавок
Он же Академический знак МАИ . Нагрудный знак в форме ромба, выдаваемый по окончании вуза. Название получил за форму, чем-то напоминающую поплавок. - Простыня
Извещение о зачислении в МАИ. Листок формата А5 с фотографией вчерашнего абитуриента, а ныне козерога (см.), и печатью. Служит временным пропуском в институт. Впоследствии обменивается на годовой пропуск, а уж тот (после третьего курса) на постоянный бессрочный. - Профилак
Он же санаторий-профилакторий. Расположен в Царёвке (см.). Формально лечебно-профилактическое учреждение, куда может на месяц лечь любой студент МАИ, желающий поправить здоровье. Фактически результат пребывания в профилаке прямо противоположный: пьянки с друзьями каждый день, возможность для студентов-москвичей месяцок пожить жизнью общаги, без родителей, со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы получить путевку в профилак, следует подать заявление в профбюро своего факультета. - Ритуальная площадь
Она же Ритуалка . Площадь в центре маёвской территории, с