Читайте также:
|
Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
1.Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
2.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
3.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
4.Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Типы научных исследований:
1.Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания.
2.Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
3.Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии).
4.Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.
5.Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
6.Однофакторное, или аналитическое,исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
34. СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:
1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие;
2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;
3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научной деятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своим достоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций.
Субъекты познания различают на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом:
На этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона» (это – субъект «вообще», вне социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно);
2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание, поскольку получаемое знание:
а) относительно, что часто понимается как субъективное,
б) инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач,
в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания,
г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы;
3) характеристики субъекта постнеклассической науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .
В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.
Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.
Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают :
Научные исследования бюджетные,
Хоздоговорные
И нефинансируемые.
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:
Фундаментальные,
Прикладные.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:
Долгосрочные,
Краткосрочные
И экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.
Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.
Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.
2. Теория - это целостная система достоверных знаний.
3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;
4) философские установки и социальные ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.
Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .
Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.
Закономерность - это:
1) совокупность действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:
1) ее абсолютный и относительный рост;
2) отставание социального контроля над нею.
Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Идея - это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории.
Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:
1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.
Тема. Методологические основы научного исследования
Лекция 1. Научное исследование
План:
1. Понятие экспериментальной психологии.
2. Виды научного исследования.
Понятие экспериментальной психологии
Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.
Применение эксперимента сыграло важную роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятий, времени реакции и т.д. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, создавший в 1878 г. в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию и основавший экспериментальную психологию.
Термин «экспериментальная психология» в настоящий момент имеет несколько значений:
Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, умозрительной психологии.
Экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
Понятие «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.
Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и включающую его планирование и обработку данных.
Виды научного исследования
Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Научный работник – профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием «истинность-ложность». Истинность проявляется в практичности, полезности, эффективности научного знания.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказаний процессов и явлений. Высшей ступенью результативности научной деятельности является открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Однако научное познание не исчерпывается теориями, оно предполагает активную эмпирическую работу. Поэтому, все получаемые результаты можно условно разделить на новое эмпирическое или теоретическое знание, например, в такой иерархии: отдельный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых протекает научная работа. При этом цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.
В современной науке выделяют следующие виды исследований.
Идеальное и реальное исследование. Исследование должно стремится к идеальному. Идеальное исследование – исследование, при котором результат не зависит от времени, пространства, типа объекта, типа субъекта исследования, т.е. объективное исследование. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо, нет двух одинаковых объектов, все люди уникальны. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, его отношения с испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных. Реальное исследование не может и не должно полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью . Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешней валидностью . Отношение идеального исследования к реальности – это теоретическая или прогностическаявалидность .
Условно исследования разделяют на теоретические и эмпирические , хотя в большинстве случаев исследования бывают теоретико-эмпирическими.
По характеру можно разделить исследования на фундаментальные и прикладные . Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта применения знаний. Прикладное проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Монодисциплинарное исследование всегда присутствует в рамках одной науки. Междисциплинарное – в рамках нескольких наук или отдельных отраслей наук; требует участия различных специалистов (генетические исследования, в области инженерной психофизиологии).
Аналитические и комплексные исследования. Аналитическое (однофакторное) исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся изучить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
По цели исследования делятся на поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие. Поисковые исследования – это попытка решить проблему, которую никто ранее не ставил или не решал подобным методом. Подобные исследования часто называют исследованиями «методом тыка». Данные исследования направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.
Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический опыт и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Уточняющие исследования – наиболее распространенный тип исследований. Цель – уточнение границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. В уточняющих исследованиях по сравнению с предыдущим исследованием, изменяются условия проведения, объект и методика, тем самым регистрируя, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
Воспроизводящее исследование имеет целью точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником соответствующей компетенции. Воспроизводящие исследования – основа всей науки.
Похожая информация.
Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).
Рис. 4.9.
Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:
- - фундаментальные,
- - прикладные,
- - разработки.
Основные направления фундаментальных исследований:
- - разработка и развитие теоретических концепций науки,
- - развитие научного статуса,
- - развитие истории и методологии науки,
- - получение принципиально новых знаний,
- - дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.
Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.
Основными признаками фундаментальных исследований являются:
- теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
- концептуальность и историзм,
- осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
- использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
- имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.
Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача - обогащение теории и методологии самой науки.
Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:
- - прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
- - прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
- - прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
- - прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
- - прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
- - получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).
Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:
- они приближены к актуальным запросам практики,
- их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
- они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.
Разработки - это использование результатов прикладных исследований:
- - для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
- - для усовершенствования существующей техники и технологии;
- - для непосредственного обслуживания практики.
Разработки опираются на прикладные исследования и передовой
опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:
- ? целеустремленность,
- ? конкретность,
- ? определенность
- ? (сравнительно) небольшой объем.
Различаются следующие источники финансирования научных исследований:
- - бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
- - хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
- - нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.
Различаются следующие сроки проведения научных исследований:
- 1) долгосрочные;
- 2) краткосрочные;
- 3) экспресс-исследования.
Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:
- - обзорно-аналитические,
- - обзорно-критические,
- - теоретические,
- - методические,
- - описательно-эмпирические,
- - объяснительно-эмпирические,
- - экспериментальные.
Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования".
- - соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
- - полнота списка изученной литературы;
- - глубина проработки литературных источников;
- - систематичность изложения имеющихся данных;
- - краткость и точность формулировки выводов;
- - грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.
Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.
Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования".
- - аргументированность критики;
- - непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.
Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.
Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.
По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.
К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :
- - обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
- - четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
- - точность определения используемых понятий;
- - логичность и смысловая стройность работы;
- - оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).
Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.
Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:
- 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
- 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
- 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.
Если создается методика деятельности, то:
- 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
- 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
- 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.
Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.
Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.
Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.
В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.
К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :
- - адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
- - адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
- - правильный подбор методов обработки результатов исследования;
- - краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).
Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.
Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования".
- - непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
- - обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
- - характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
- - четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.
Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.
Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки :
Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
Это процесс, направленный на поиск нового , на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
Научное исследование характеризуется систематичностью : здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.
Цель , непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.
В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Различают:
1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.
2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.
По характеру исследование различают:
Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.
Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.
Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.
Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.
Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.
По цели проведения:
Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.
Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.
Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.
Еще выделяют:
Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.
Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.
Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.
Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).
Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.
Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.
Этапы научного исследования
Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.
1. Постановка научной проблемы
Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.
Виды научных проблем:
Проблема описания явления
Проблема выявления закономерностей
Проблема объяснений
Проблема предсказания.
Этапы постановки проблемы:
1)обнаружение дефицита инфо
2)осознания потребности устранения этого дефицита
3)описание проблемной ситуации на естественном языке
Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.
На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.
Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:
Описание нового факта или явления;
Выявление взаимосвязи психич явлений;
Изучение динамики псих явления;
Обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.
Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.
Существует 2 подхода определения объекта:
1)Объект- конкретные психическое явления
2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.
Объектом исследования могут быть:
Индивид, диада, группа.
Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.
Можно выдвинуть предварительную гипотезу.
2. Теоретический анализ проблемы
Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.
3. Формулировка гипотез исследования
Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:
Адекватность проблеме
Правдоподобность
Проверяемость
4. Планирование исследования.
Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.
5. Проведение исследования оп намеченному плану
Осуществляется фиксация результатов
6. Анализ и интерпретация полученных данных.
Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.
7. Формулирование выводов.