Страх ошибок и выступление оратора.
Еще со школьных времен ошибки ассоциируются с чем-то неприятным. Как минимум, ошибки снижали оценки. И хуже того – нас наказывали за ошибки окружающие или сама жизнь. Теперь ошибаться страшно. Даже если не накажут, ошибаясь, мы демонстрируем свою слабость и несовершенство, в какой-то степени «теряем лицо». А это довольно неприятно.
С другой же стороны, невозможно стать мастером своего дела, не совершив череду ошибок. «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает» – истина, известная всем. Но, к сожалению, когда берешься за новое дело, в котором еще не слишком умел, она как-то мало утешает. Многие очень боятся ошибиться и отказываются от попыток наработать мастерство.
И совершенно зря. Боясь ошибиться, мы обедняем свою жизнь. И этим лишаем себя новых возможностей, сужаем свои границы и блокируем творчество. Жизнь может стать довольно однообразной, а о каких-то значимых достижениях даже не стоит и мечтать.
Все вышесказанное в полной мере относится и к ораторскому искусству. Любой, даже самый превосходный оратор, начинал свою карьеру как плохой оратор. Даже самое великолепное выступление может содержать ошибки. Дайте себе разрешение ошибаться, немного расслабьтесь по этому поводу. Этим вы снимете ненужное напряжение, в итоге ошибок будет значительно меньше.
Поэтому непременно действуем, ошибаемся, извлекаем уроки и делаем выводы. И опять действуем! А чтобы ошибок было поменьше – используем опыт тех, кто уже овладел подобным навыком.
Выступление оратора: ошибки начинающих
- Отсутствие зрительного контакта. Выступающий не смотрит на слушателей, опуская или поднимая взгляд. Другой вариант – выбирает среди слушателей кого-либо и сосредотачивает внимание на нем. Остальная аудитория чувствует отсутствие внимания со стороны выступающего, нет «точки соприкосновения», через которую информация может войти.
Как устранить: Практика, практика и еще раз практика. Следите за собой, периодически прикасаясь взглядом ко всем частям аудитории. Но не переусердствуйте со скоростью, чтобы взгляд не стал бегающим. Оптимально передвигать взгляд каждые 15-20 секунд.
- Оправдания, принижение себя. В начале выступления начинающий оратор может произнести что-то типа «Я конечно еще плохой оратор», «Я не очень готов к выступлению» и т.п. Делать этого категорически не следует. Это понизит вашу значимость и подорвет доверие к тому, что вы собираетесь сказать.
Как устранить: Не оправдывайтесь. Максимум, что вы можете сказать аудитории в подобном ключе – это то, что вы волнуетесь, так как выступление очень важное для вас.
- Речь не логична, не понятна главная мысль выступления. Есть речи, прослушав которые вообще не понятно, что именно хотел сказать оратор. Вроде все было красиво преподнесено, а мысль не донесли, логику не создали. Такое выступление оратора плохо запоминается и практически не влияет на аудиторию.
Как устранить: Прежде всего, оратор должен сам хорошенько уяснить, какова цель его выступления. С чем должна остаться аудитория после того, как речь закончится. И шаг за шагом планомерно продвигаться к своей цели, согласуя с ней каждый довод, факт и образ. Все факты и доводы должны быть увязаны единой логикой.
- Выступление оратора монотонно. Нет ничего нуднее, чем слушать речь, произносимую монотонным голосом, на одной ноте, с одинаковой скоростью и громкостью. Такая речь гарантированно отключит внимание и восприятие слушателей. Мысли их переключатся на более интересные для них темы, максимум – они будут просто делать вид, что слушают. Монотонность создается и в случае, если нет движения информации, если оратор топчется на одном месте в своих рассуждениях, не продвигаясь вперед.
- Слишком торопливая речь. Свойства внимания и памяти таковы, что они не могут одномоментно удерживать много единиц информации (в среднем 5-9). Поэтому быстрая речь просто не проникает в сознание. Проводились исследования, в результате которых эта привычка признана одной из самых раздражающих аудиторию. Согласитесь, раздражение – это не та реакция, на которую обычно рассчитывает оратор.
Как устранить: Контролируйте скорость своей речи, при необходимости замедляя ее. Не забывайте про смысловые паузы.
- Слишком сложный язык, сложные формулировки. Большие сложноподчиненные предложения, изобилие терминов и объемных формулировок делают выступление оратора очень трудновоспринимаемым, особенно на слух. Внимание быстро ослабевает и в сознании слушателей воцаряется «белый шум».
Как устранить: Старайтесь выступать просто, используя не длинные предложения. Рассказывайте истории, приводите примеры. После цифрового ряда обязательно поясните в доступной форме то, что этот ряд демонстрирует.
- Жесты либо отсутствуют, либо не согласованы с речью . Чтобы овладеть искусством жестов, обычно требуется время и практика. Начинающий оратор часто смыкает руки, прячет их за спину либо оставляет опущенными.
Как устранить: Для начала старайтесь не смыкать руки, не теребить пальцы, по возможности сопровождайте свои слова уместными жестами. Тренируйтесь дома, глядя в зеркало. Если вы научитесь грамотно использовать жесты – успех выступления будет неминуем.
- Отсутствие структуры выступления . Многие ораторы начинают выступление, сразу предъявляя аудитории факты. Этого делать не стоит, ведь еще не создан контакт, не захвачено внимание. Бывает и окончание речи получается смазанным, создается впечатление, что оратор поскорее хочет отделаться от слушателей.
Как устранить: Обязательно должно быть вступление, основная часть и эффектная концовка. Во вступлении вы создаете контакт и вызываете интерес к тому, о чем собираетесь говорить. В основной части – доводы, аргументы, доказательства. Включайте в работу и правое полушарие слушателей – не забывайте про элементы образности (истории, примеры, метафоры, притчи и т.п.). Заканчивать свое выступление нужно так же эффектно, подведя итог и резюме под сказанным. Если речь предполагает призыв к действию – не забудьте про него. Помните и про «эффект края» – более всего запоминаются начало и конец.
Итак, подведем резюме. Бояться ошибиться следует только в том случае, если вы сапер, перед вами два одинаковых проводка, и вы решаете, какой обрезать. Или в очень похожих случаях. В остальных, ошибки – это драгоценный опыт, который ляжет в основу ваших достижений. Преодолевайте их и делайте шаг вперед!
§ 77. Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу (5-10 секунд), чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Вот как объясняет необходимость этого действия герой романа А. Крона «Бессонница» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: "Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слушать, любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма."
Затем обводим аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбаемся и… Начинаем говорить? Нет! Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления (реальной). А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем "не та" аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.
Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. "Под обратной связью, - пишет Л.А. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия." Если же оратор смотрит в окно, на потолок или просто в пространство, то лишает себя возможности иметь обратную связь. Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А. Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков. Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует." В реальной практике наиболее удачным оказывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым из них, охватывает своим вниманием всю аудиторию.
Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются различными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разговаривать, разгадывать кроссворды и т.д.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. А это, бесспорно, нелегко сделать. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.
«Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело», - писал А.Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Советы лектора» автор приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. В многочисленной литературе по риторике приводится немало подобных образцов захватывающих вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов.
Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его словам, «начальные фразы должны дать жизнь вещи».
Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.
Главная часть речи, ее задачи, методы изложения материала, основные недостатки
Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором, эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.
Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.
Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.
Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.
Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них - нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.
Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов.
Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.
К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в-романе «Двенадцать стульев» великолепно высмеяли трафарет митинговой речи середины двадцатых годов.
Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство - дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.
Ораторское мастерство
Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения . Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции.
Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс (диалог на уровне мышления ).
Особенности ораторской речи:
· наличие «обратной связи» . Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем;
· устная форма общения . Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%;
· сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением . Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;
· использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).
Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare ‘ говорить’ . подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.
Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.
В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов . Для представителей первого типа основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, представители второго типа воздействуют на слушателей эмоционально.
Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной . Это неразрывное единство. Оратор должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, эрудированным, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве. При этом бывают исключения. Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным.
Оратор должен обладать определенными навыками и умениями : при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия.
Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.
Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.
Психологи выделили три группы мотивов , которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать ); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор ).
Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.
Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием.
Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).
Оратору необходимо также овладеть техникой речи
, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на
сознание, воображение, волю слушающих.
Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.
Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией.
Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.
Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления : предварительный; рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной.
Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.
Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения , юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату.
Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление. Однако в начале выступления не следует приносить извинений за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово.
Чтобы найти оригинальное начало речи, надо много работать.
Существуют различные методы преподнесения материала: индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях; дедуктивный метод – от общего к частному. Оратор сначала выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера); метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю; концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной); ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему; исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.
Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.
Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец – делу венец) . В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности. В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi ! (‘Я все сказал’).
В целом, можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Не случайно многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением. Анатолий Федорович Кони (1844–1927) – юрист, член Государственного Совета, выдающийся оратор, советовал лекторам: «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась».
Оформление публичного выступления
Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (жил ок. 35-96 гг.) , теоретик ораторского искусства (главный его труд – «Об образовании оратора»), утверждал, что лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи.
Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст . В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста.
Мечта многих ораторов – импровизация . Это вершина мастерства публичных выступлений. Прекрасным импровизатором был Анатолий Васильевич Луначарский (1874–1933) , писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред СССР в Испании с 1933 года. Однажды на вопрос, как ему удалось так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт – это награда за многолетний труд.
Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит очень уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.
Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания ).
Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией относятся: прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы , фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.
Следует помнить, что особо невыразительна речь, изобилующая традиционными избитыми клише: Тема моего выступления…, С чувством глубокого удовлетворения…, И в заключение хотелось бы отметить и т. д. Чем естественнее звучит голос оратора, чем проще его язык и манера поведения, тем больше доверия к нему со стороны аудитории.
Готовясь к публичному выступлению не следует забывать, что очень многие люди плохо воспринимают информацию на слух, вот почему одну и ту же мысль необходимо повторять несколько раз в разных формулировках, а также постараться использовать любую возможность проиллюстрировать речь: с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов.
Таким образом, ораторское искусство – это мастерство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным оратором, постоянно работал над совершенствованием своего мастерства и в 1747 году создал «Краткое руководство к красноречию», или «Риторику». Ломоносов отмечал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению ». Он мечтал научить читателей «о всякой предложенной материи красно говорить и писать ».
задумал написать трилогию: «Риторику», «Ораторию» и «Поэзию», но написал только «Учение о красноречии вообще, поколику оно до стихов и прозы касается».
Основоположник отечественной риторики, по словам, «первый наш университет», Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий : природные дарования; научные знания; подражание классическим авторам; упражнения в составлении речей; знание других наук.
По мнению, главными достоинствами оратора являются «сòвоображение » и «остроумие ». Оратор должен учитывать свойства слушателей: возраст, пол, воспитание и образование – и вести себя перед аудиторией подобающим образом. Автор отмечал, что у людей «обученных» «надлежит возбуждать страсти с умеренной живостью» , а «у простаков… должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей », так как нежные страсти для них, что «лютня для медведя» .
История свидетельствует о том, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства является активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называется «духовным детищем демократии ».
Наибольшая активность в этой области наблюдается в переломные эпохи жизни общества. Расцвет ораторского искусства отмечался в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, борьбы за власть.
Выделяются следующие виды красноречия : социально-политическое; академическое; судебное; социально-бытовое; духовное.
Оратор всегда стремится в чем-то убедить аудиторию.
Ситуация убеждения включает в себя три компонента, это: говорящий (оратор) – внешний фактор убеждения; публичная речь и ее содержание – внутренний фактор убеждения; слушающий (аудитория) – внешний фактор убеждения.
Убедительность общения оратора с аудиторией зависит, прежде всего, от внутреннего фактора (то есть от содержания речи).
В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешних факторов убеждения.
Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика , которая четко отражает квалификацию оратора. Цицерон писал, что «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении» .
В 30–40-е годы прошлого века появились книги талантливого популяризатора ораторского искусства Дейла Карнеги (1888–1955) , посвященные факторам убеждения, – «Как завоевать друзей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», которые не потеряли своей актуальности и по сей день.
Черты красноречия : остроумие; литературный вкус; владение приемами ораторской речи; умение пользоваться образцами народной мудрости; собственный риторический стиль.
«Цветами красноречия» называют тропы и фигуры.
Троп – это выражение, употребленное автором в переносном значении. К тропам относятся метафора , оксюморон , гипербола , литота , сравнение , перифраза , аллегория (иносказание) и т. д.
Фигура – оборот речи, необычный по синтаксису. Основные фигуры речи – это: анафора – совпадение начальных слогов или слов: Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах. (); градация – усиление действия или признака: Не жалею, не зову, не плачу (); инверсия – обратный порядок слов: В школу сегодня не пойду я – заболела ; парцелляция – разрыв высказывания с определенной стилистической целью: Пришел. Увидел. Победил ; антитеза – противопоставление: Познай, где свет – поймешь, где тьма (); эллипсис – значимое отсутствие языковых единиц: В первом классе они дружили, во втором – дрались ; эпифора – совпадение конечных слогов, рифма Любил студентов засыпать Он, видно, оттого, Что те любили засыпать На лекциях его. (); риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа: Знаете ли вы украинскую ночь? (); риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому/чему-либо не столько с целью называния адресата, сколько с целью выражения к нему своего отношения: Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (); синтаксический параллелизм : Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. (-Кумач)
Выдающийся оратор и политический деятель граф Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) – ближайший советник Александра I, инициатор либеральных преобразований, в частности создания Государственного Совета (1810), писал: «Основан i е краснореч i я суть страсти. Сильное чувствован i е и живое воображен i е для оратора необходимы совершенно. И какъ с i и дары зависятъ от природы, то ораторы столько же родятся, как и п i иты».
Каждый представитель лингвоинтенсивной профессии должен работать над мастерством публичных выступлений, следуя полезным советам:
· настойчиво практикуйтесь – только практика способна избавить от страха перед аудиторией;
· готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет;
· начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели;
· речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовка). Бывает, что начало неумеренно затянуто, а финал представляет собой судорожные дополнения к основной части. Произнося речь, оратор должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону;
· в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите;
· очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;
· нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;
· не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т. д.
Основные виды речей : информационные; убеждающие; воодушевляющие; призывающие к действию; развлекательные; речи по специальному поводу (приветствие, траур).
Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать?
2. Кто такой оратор?
3. Какими навыками и умениями должен обладать оратор?
4. Почему каждому оратору необходимо заниматься систематическим риторическим самообразованием?
5. Что подразумевается под владением техникой речи?
6. Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете?
7. Какой вклад в развитие отечественной риторики внес основатель Московского университета?
8. Кони сравнивал публичное выступление с музыкальным произведением?
9. Каким этическим нормам должен следовать оратор?
10. Какие приемы управления аудиторией Вам известны?
11. Прочитайте слова: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?». Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?
Обязательная литература
Александров. Риторика. Этика. – М., 2007.
Сперанский красноречия. – М., 1844.
Дополнительная литература
Костомаров вкус эпохи. – СПб, 1999.
Романенко словесная культура. Образ ритора. – Саратов, 2009.
В специальной литературе, посвященной ораторскому мастерству, большое внимание уделяется личности оратора, тем качествам, которые от него требуются (эрудиция, культура и так далее). Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать и в роли лидера или трибуна, и в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и так далее. Это вопрос стратегии.
Очень важно для оратора владение приемами, которые помогают ему сразу привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.
Так, можно начать выступление с яркого эпизода, нарисовать картину события, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако, несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.
Следует помнить, что яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит, будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным – с эффектным, поражающим воображение началом, и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
В искусстве публичного выступления существуют правила, с помощью которых можно привлечь слушателей. Так, необходимо:
Ø «разбудить» слушателей;
Ø заинтересовать их;
Ø показать с самого начала, что данная речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;
Ø дать понять, что факты, которые будут изложены в речи, интересны им.
С чего следует начать выступление? Зачастую неопытные ораторы склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Извиняться перед выступлением не следует, так как обычно это раздражает слушателей.
Не нужно говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Лучше, если оратор обведет всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателями. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от оратора, часто является решающим.
Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому – сосредоточенности.
Очень важнообращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если в предыдущие века обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то в настоящее время ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стали проще, без прикрас, более деловитыми.
Обращение к слушателю – это первый шаг к сближению с ним. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: «дорогие сослуживцы», «уважаемые друзья», «дорогие коллеги». Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение используется не обязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако, оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
Кроме того, очень важнанастроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и так далее). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.
Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно, если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его, мысленно задать себе вопросы: «Каковы эти люди, которые меня слушают?»; «Что они думают?»; «Что они чувствуют?»; «Что они знают?»; «Что хотели бы услышать и что я должен им сказать?»; «То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?».
Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств.
Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.
Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако, благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.
Образ (метафора), образный ряд. Образ – особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь – людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.
Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты – все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.
Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («Никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор. Важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.
К расширенному повтору также относитсяразъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют.
Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв – это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): «Подумаем об этом!»; «Этого мы не можем допустить!». Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.
Предуведомление. Оно призвано создать у слушателей повышенное ожидание.
Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.
Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.
Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция – приобщить слушателя к моменту высказывания («...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...»).
Все перечисленные выше средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство «встроено» в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно «встраивать» эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.
Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу», «Так что, пожалуй, на этом я закончу».
Заканчивая выступление, оратор не должен говорить о том, что он его заканчивает.
Вот некоторые варианты возможного завершения выступления:
Ø сделайте краткое резюме высказанных вами положений;
Ø сделайте слушателям подходящий комплимент;
Ø вызовите улыбку или смех;
Ø процитируйте подходящие поэтические строки;
Ø создайте кульминацию.
Оратору важно подготовить хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом.
Подготовка речи
Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.
Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.
Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.
Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони в лекции о римском императоре Калигуле, прославившемся своей жестокостью: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».
Ø психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;
Ø концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.
Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.
В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:
Ø правильность речи (орфоэпическая, грамматическая, речевая);
Ø точность речи (недопустимость двусмысленных, неоднозначных толкований);
Ø логичность речи (доказательность, аргументированность изложения);
Ø богатство и выразительность речи (использование стилистического арсенала выразительных речевых средств);
Ø уместность речи (корректность в применении оценок, уважительность к аудитории).
В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.
Концовкасодержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко зачин и концовка тесно связаны между собой по содержанию. Так, лекцию о Калигуле А. Ф. Кони завершала концовка: «Людоед в сказке и Калигула в жизни – братья по жестокости».
Композицию речи составляют не только различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции (когезия, ретроспекция и проспекция), которые делают речь целостной и средства контакта и речевого этикета, которые помогают установить контакт со слушателями.
Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.
Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.
К публичному выступлению следует готовиться. Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами.
Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.
Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная ат-мосфера может вызвать у него дискомфорт. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слуша-тели, и что им будет непонятно; предусмотреть возможные вопросы и продумать ответы на них, приготовить несколько шуток или каламбуров, способных снять напряжение и усталость, разрядить возможную сложную ситуацию.
Важно учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профес-сиональный состав и культурно-образовательный уровень. Учитывается интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности, пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории..
Задания. Вопросы. | Ответы. | ||
1. Какие роды ораторского искусства выделяются в современной практике публичного общения? 2. В каких сферах жизнедеятельности общества распространено социально-политическое красноречие? 3. Перечислите основные жанры академического красноречия. 4. Какова главная цель судебного красноречия? 5. Какие типы речей относятся к социально-бытовому красноречию? 6. Что такое духовное красноречие? 7. Какие подвиды духовного красноречия Вам известны? 8. Какие типы построения могут лежать в основе ораторской речи? 9. Почему ораторская речь полемична по своей природе? 10. Какие виды полемичности Вам известны? 11. Назовите основные средства полемического арсенала оратора. 12. В чем состоит специфика культуры ораторской речи? 13. Что является главным условием для развития ораторского искусства в обществе? 14. Какая последовательность должна быть соблюдена в ораторской речи? 15. Что необходимо предпринять оратору для достижения своей речью максимального эффекта? 16. Как Вы понимаете выражение: «ораторское искусство - это искусство публичного мышления»? 17. Охарактеризуйте понятие «образ оратора». 18. Что такое композиция текста речи? 19. Какие части выделяются в композиции речи? 20. Что должно содержать начало ораторского выступления? 21. Что должна содержать основная часть выступления? 22. Что должно содержать заключение выступления? 23. Что такое ретроспекция? 24. Что такое когезия? 25. Что такое проспекция? 26. На какие три вопроса должно отвечать публичное выступление? 27. Как и для чего оценивается состав слушателей? 28. С чего следует начинать разработку речи? 29. Каковы цели ораторского выступления? 30. Что такое «зачин речи»? 31. Что такое «концовка речи»? 32. В чем заключается важность этикетного обращения к слушателям? 33. Какие варианты завершения речи вы знаете? 34. Какие этикетные формулы используют ораторы? | |||
Задания. Тесты. | Ответы. | ||
1. Одним из древнейших видов русского красноречия является: а) судебное красноречие; б) академическое красноречие; в) духовное красноречие; г) социально-политическое красноречие. 2. Дидактическое красноречие является подвидом: а) социально-политического красноречия; б) социально-бытового красноречия; в) духовного красноречия; г) судебного красноречия; д) академического красноречия. 3. Панегирическими принято называть: а) обличительными речи; б) убеждающие речи; в) торжественные, хвалебные речи; г) речи информационного характера; д) развлекательные речи. 4. К подготовленным ораторским речам относятся: а) лекция; б) застольная речь; в) проповедь; г) митинговая речь; д) предвыборная речь кандидата; е) речь адвоката в суде. 5. Расположите в правильной последовательности приоритеты ораторского выступления: а) ситуация; б) аудитория; в) оратор; г) речь; д) содержание; е) цель. 6. Главной целью ораторского выступления является: а) произвести максимальный эффект на слушателей; б) достичь взаимопонимания между оратором и аудиторией; в) с помощью ораторских приемов навязать слушателям собственные убеждения, заставить их поверить в истинность этих убеждений; г) пробудить у слушателей определенные мысли и чувства. 7. Успех ораторского выступления главным образом зависит от: а) эффектного начала речи; б) умения заинтересовать слушателей; в) внешности и манер оратора; г) компетентности оратора; д) владения арсеналом ораторских приемов; е) эффектной концовки речи. 8. Если во время произнесения речи оратор упускает какой-то важный момент, то он должен: а) спокойно продолжать речь дальше; б) извиниться и вернуться к пропущенному пункту; в) отдельно остановиться на этом пункте в конце речи; г) использовать иной речевой прием. 9. Когезией называется: а) начало речи; б) намек, содержащийся в речи; в) особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи. 10. Ретроспекцией называется: а) концовка речи; б) эффектная вставка; в) ораторский прием, отсылающий слушателей к предшествующей содержательной информации; г) повтор, содержащийся в речи. 11. Проспекцией называется: а) игра слов в речи; б) отнесение содержательной информации к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления; в) образный ряд, содержащийся в речи; г) противопоставление. 12. Ораторское искусство это: а) красивая речь; б) искусство убеждать; в) публичная речь; г) филологическая дисциплина; д) специальный курс. | |||
Основные понятия
Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой.