Дорогие учителя! Всему творческому коллективу, создававшему этот праздничный номер, очень хотелось вас порадовать, удивить, развеселить! Правда, и в этот раз не обошлось без вашей помощи. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, пытаясь лучше вас понять, узнать, почувствовать… И теперь мы можем смело утверждать, что ваша профессия стала нам еще ближе, и, уверены, кто-то из нас обязательно последует вашему примеру.
1. Помните свои ощущения, когда Вы вели свой первый урок?
2. Что Вы испытываете, когда приходится ставить «2»?
3. Вспомните какой-нибудь забавный эпизод из Вашей учительской практики.
4. Если бы Вы не стали учителем, то какую тогда выбрали бы профессию?
5. Ваш идеал учителя.
6. Вспомните афоризм, крылатое выражение или цитату, связанную с профессией учителя.
7. Хотели бы Вы, чтобы кто-нибудь из плесковцев стал учителем, и какой совет Вы могли бы ему дать?
Андрей Александрович Бочаров (учитель биологии)
1. Это был урок биологии, во время педагогической практике в одной из школ Брянска, страшно не было, но волнение было, так как надо было хорошо провести урок и соблюсти все методические требования.
2. Самые разные чувства: жалость, иногда удивление, обида, растерянность, но никогда – радость!
3. 1992 год. Я дежурный по школе. Классы заканчивают уборку. Вдруг моё внимание привлёк шум в одном из коридоров, я быстро направился туда. Возле дверей класса стоит восьмиклассник и держит дверь, из-за которой раздаются стуки и крики. Я требую открыть, школьник просит: «Только не это!», я требую очень настойчиво и сердито, он вынужден подчиниться. Я открываю дверь, оттуда выскакивает взъерошенная девчонка и с криком «ха» выливает на меня стакан воды, перепутав с мальчиком.
5. Януш Корчак, который вместе со своими учениками попал в концлагерь, ему предложили свободу, но без учеников, он выбрал смерть.
6. «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»; «Мысли глобально, а действуй - локально»
7. Решение о выборе профессии, каждый, помолившись, принимает сам.
Ирина Михайловна Галицкая (учитель математики)
1. Мой первый урок был ещё в студенческий годы. Я выучила сценарий урока наизусть и вышла перед учениками, как будто перед зрителями. Строго выполняя план урока, по-моему, ничего перед собой не видела, а добрые зрители лишь иногда мне помогали, отвечая на вопросы.
2. Мне кажется, боюсь этой оценки больше, чем ученики.
3. Как-то в 8-ой класс (где я была классным руководителем) привели нового ученика и предупредили, что мальчик только что из колонии, очень «трудный» и найти с ним общий язык почти невозможно. Но при разговоре оказалось, что у нас есть общий знакомый - бывший мой воспитанник из интерната, который у них в колонии был командиром. Этот ученик когда-то создавал слишком много хлопот, но благодаря ему, я нашла общий язык с этим «очень трудным» подростком.
4. Хореографом.
5. Добрый, «немного наивный», понимающий учеников, «интересный», образованный.
6. «Математика воспитывает у ученика любовь к истине» (Н. В. Бугаев)
7. Конечно, да! Но, если Вы почувствуете, что дети Вас раздражают, а Вы в свою очередь к ним равнодушны и класс для Вас одна «серая масса», то немедленно бегите из школы.
Андрей Викторович Кейв (учитель истории)
1. Напряжение, боязнь что-нибудь забыть, желание быть интересным, неудовлетворённость малой активностью класса, радость неожиданным глубоким мыслям учеников.
2. Досаду, надежду на желание ученика исправить оценку.
3. На уроке о межнациональных отношениях пытались ставить себя на место представителей других наций. «Заигравшиеся» ученики ещё несколько дней общались друг с другом как представители разных национальностей. Особенно забавно на переменах.
4. Режиссёром.
5. Сократ, Д. С. Лихачёв, К. И. Чуковский.
6. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций). «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого учиться» (Евгений Винокуров).
7. Живи жадно и интересно. Делай всё от души, но имей терпение.
Аноприкова Татьяна Геннадьевна (учитель-словесник)
1. Было страшно. Мои первые ученики были на 10 лет младше меня, их было 44 человека, и никто даже не мог помочь.А я одна! Смогу ли справиться? Чего они ждут?
2. Неприятное ощущение. Иногда жаль ученика (если ему « не дано»), иногда - что я сделал не так?
3. Их было так много, но ярче запомнились перлы из сочинений. Один ученик написал: «Павка принимал участие в строительстве Узкой Колейки» (имелась ввиду узкоколейная железная дорога). Ученица в сочинении по «Капитанской дочке»: «Кибитка остановилась, не зная, куда ехать».
4. Мечтала стать журналистом и юристом.
5. Любящий детей, профессию, знающий, трудолюбивый, справедливый.
6. «Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом» (Катон)
7. С одной стороны, хотелось бы. Это значит, что какую-то искорку мы заронили в душу ученика. С другой - нет. Очень тяжёлый, а иногда неблагодарный труд. А ещё вышестоящие организации завалят бумагами.
Иерей Андрей Моховиков (учитель Закона Божьего)
1. Не помню.
2. Сожаление.
3. На прошлое у меня «короткая» память.
4. Я непрофессиональный учитель
5. Добрый, отзывчивый специалист.
6. «Яблоко от яблони недалеко падает».
7. Чтобы стать учителем нужно любить и чувствовать детей.
Светлана Николаевна Зубкова (учитель математики)
1. В начале урока - страх, потом - уверенность, радость, в конце урока - растерянность.
2. 1) Огорчение; 2) Делаю выводы, что нужно ещё раз объяснить материал.
3. Случай не очень забавный, но мне запомнился. В классе была девочка, которая постоянно меня перебивала, не давала объяснять. Однажды я вызвала её к доске доказывать теорему. Она стала отвечать и вдруг запнулась (наверно, забыла). И молчит, и я молчу, и класс молчит.
4. Бухгалтер.
5. Сухомлинский В. А.
6. 1) «Учитель - вечный ученик» 2) «Учитель - профессия и судьба» 3) «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
7. Да. Быть терпеливым, внимательным к своим ученикам. Помнить, что вы когда-то были учениками. Уважать своих учеников.
Людмила Ивановна Саженова (учитель информатики)
1. Выброс адреналина, волнение, но как у актёров - важно внимание, что-бы услышали.
2. Не ставлю, но если иногда приходится, ужасно огорчаюсь.
3. Тема «Алгоритмы», задание на дом: составить любой алгоритм. Весь класс составил алгоритмы приготовления пищи (еды), хотя масса жизненных ситуаций подсказывает различные алгоритмы. Но был пост и когда последний ученик привёл алгоритм приготовления яичницы - хохотали все.
5. Нестандартный
6. «Нет плохих кораблей, есть плохие капитаны»
7. Терпение и трудолюбие. Большая часть наших учащихся должны идти в педагоги.
Галина Васильевна Чернякова (учитель математики)
1. Волновалась, но необходимо было справиться с волнением и дать отличный урок геометрии в 10 классе.
2. Очень переживаю за ученика, приглашаю на дополнительные занятия.
4. Учителем и только учителем
5. Сухомлинский. Мои учителя литературы и математики.
6. «Не смейте забывать учителей!»
Елена Борисовна Морозова (учитель математики)
1. Какой бы ни был первый урок, (а у меня первый урок и в начальной школе, и первый урок трудового обучения, и уж тем более - математики), начинать всегда с радостью.
2. Сожаление по поводу зря потраченного времени: своего и ученика.
3. Все интересные эпизоды в основном связаны с внеклассной жизнью. На уроках забавного мало. Правда, наблюдать за учениками бывает очень занятно. (Из последней проверки тетрадей по геометрии: «Проведём окружность, прямую. Вскоре на пересечении получим точку»).
4. Тоже творческую.
5. Конкретно не назову, но в каждом учителе нашей школы могу найти стремление к идеальному образу.
6. «Чтобы хорошо усваивать знания, надо учиться с аппетитом». «Уча - учиться».
7. Мало у нас учителей мужчин, хотелось, чтобы кто-нибудь из мальчиков задумался о профессии учителя или воспитателя, а став им, не забывал, каким был в нынешнем возрасте.
Мария Васильевна Бочарова, (учитель географии)
1. Было очень страшно, боялась своих учеников, но всеми силами старалась не показывать это.
2. Обидно за то, что дети не берут то, что даёшь на уроке.
3. Придя на урок географии в 9 б классе (в классе 26 человек), заметила, что во время нашего занятия не было одного ученика-хулигана. Я, как ни в чём не бывало, вела урок. Он прошёл на «ура». Прозвенел звонок, в классе тишина, никто не уходит. Я поняла с самого начала, что мой ученик в шкафу. После звонка тихо подошла, открываю шкаф, и весь класс увидел Андрея, лежащего на маленькой полке, скрюченного и несчастного. Весь в поту и красный.
4. Хореографа
6. «Работа в школе - хорошая школа жизни», «Педагог- это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».
7. Очень хочется. Желаю любви и терпения к нашим ученикам. Учитель должен быть добрый, строгий, мудрый, знающий.
Ольга Ивановна Критинина (учитель церковно-славянского языка)
1. Волновалась, этот урок - экзамен мне.
2. Досаду.
3. Вспоминается первый экзамен студентов и неожиданно появившегося на нём Александра Пивоварова, обеспокоенного тем, что я могу занизить оценки выпускникам.
5. Любящий, терпеливый
6. «Терпение и труд всё перетрут».
Светлана Борисовна Дмитриева (учитель английского языка)
1. Радость и волнение. Осознание огромной ответственности.
2. Очень не люблю ставить «2». Всегда расстраиваюсь.
3. Однажды, забыла взять к уроку очень важный материал, с тех пор никогда не ругаю учеников, если они что-то забыли дома. Но это не значит, что с сегодняшнего дня они могут все забывать.
4. Может быть, осталась бы в музыке
5. Пока нет личности. Терпеливый и понимающий, знающий своё дело.
6. «We could never learn to be brave and patient, it there were only joy in the world»
7. Учиться, учиться, всю жизнь учиться.
Ирина Владимировна Никишина (учитель английского языка)
1. Волнение, радость, кураж!
2. «Это я виновата!»
3. Алик Малхасян: «Ирина Владимировна! Почэму у Вас такие грустные глаза? Почэму не улыбаетесь? Кто Вас обидел? Поймаю, на шашлык порэжу, вместе кюшать будэм».
4. Художник- дизайнер.
5. Моя мама- учитель английского языка, переводчик.
6. «Век живи - век учись»
7. Никто вас нигде не научит любить детей, но если Господь дал вам это счастье - смело идите в эту профессию!
Елена Ивановна Суханова (воспитатель)
1. В 1964 г. Начала работать в школе рабочей молодёжи, очень хотелось выглядеть старше своих лет, так как мне было 24 года, а моим ученикам 30-40 лет.
2. «2» стараюсь не ставить
5. Учитель должен быть справедливым, знающим свой предмет, и умеющим увлечь им учеников, обладать эрудицией, любить детей.
6. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «В руках учителя наше будущее»
7. В этом году многие выбрали профессию учителя, мой совет - не быть равнодушным, любить детей.
Григорий Николаевич Балденков (учитель биологии)
1. Переживал, что ученики не поймут меня.
2. Сожаление, что взаимная работа была неуспешной.
3. Когда я захлопнул дверь после окончания урока, а ключа не было. Ребятам пришлось выходить из класса через окна 2-го этажа по лестнице.
4. По профессии я учёный, а учителем стал, когда преподавал в институте, а затем в школе.
5. Компетентный, понимающий.
7. Такой совет дать не могу, очень большая ответственность.
Редакция посчитала возможным опубликовать эту статью учителя, поскольку высказанные в ней мысли разделяют многие педагоги, а указанная в статье проблема является сейчас одной из самых острых в системе российского образования с учительской точки зрения.
Почему идёт конфронтация этих сторон, заинтересованных в одном и том же - образовании и воспитании ребёнка? Времена перестройки, оказывается, раскрыли глаза обществу, дали возможность открыто говорить о педагогах-извергах в прямом эфире, писать в СМИ. И вот уже вскрываются «пороки» школьного образования, открыто, на всю страну, говорят о недостаточном воспитании и образовании подрастающего поколения. Виноват, конечно же, учитель.
Он виноват всегда, но особенно стал «битым», когда на всю страну сообщили, что учителя обслуживают заказ, то есть стали обслуживающим персоналом. Иногда я читаю статьи и заметки об учителях, обидевшихся на дешёвый подарок или требующих денег в конверте. Верю! Я тоже не один год в образовании, знаю, как получают министерские грамоты или звания. Смотрю на это с философской точки зрения: ну хочет человек…
Не отрицаю, что есть карьеристы и «безграмотные» в своей области асы, которые становятся завучами, методистами. Кстати, они прекрасно работают в новой должности.
В наше время у учителя судьба незавидная, вспомним ОГЭ и ЕГЭ. Подготовить к итоговой аттестации трудно, особенно тех ребят, которые считают школу каторгой. Чтобы получить аттестат, надо знать минимум, а иногда детям и этого не освоить. Почему? Откуда это равнодушие? О чём думают родители, кем они видят ребёнка в будущем? А кем видят ребёнка в будущем родители, пылающие ненавистью к учителям?
Самое интересное мы узнаём об учителях именно от родителей. Они прекрасно знают, как учить и оценивать знания ребёнка.
В настоящее время есть много способов восполнить пробелы, которые появляются у ребят в силу болезни, просто пропусков по придуманным причинам или нежелания слушать учителя на уроках. Выходи в интернет и смотри, всё объяснят, при этом наглядно будут показаны примеры. Я думаю, что каждый учитель отправляет «пропускникам» задания в электронном дневнике. Но! Ребёнок или не хочет, или ищет причину.
А вот уж причину он всегда найдёт. Этот талант - поиск причины - я считаю у современных детей даром. Скажите, какой педагог придёт на урок неготовым, да ещё и причину найдёт? У детей это получается прекрасно. Таких примеров каждый учитель расскажет немало.
Мальчик пришёл в 8 класс из другой школы. Когда ребята сообщили учителю, что у них в классе новенький, у наивного педагога мелькнула мечта: только бы не двоечник. Ага, сейчас. В класс вошёл лохматый, в неопрятной одежде «маугли». Глупая улыбка на лице ребёнка говорила всё: ничего не учит, семья неблагополучная, что вам от меня надо…
На вопросы: почему ты не пишешь, что же ты так медленно читаешь - ответы были: «И чё?» В конце четверти пригласили маму: надо же как-то исправлять положение. Мама, усевшись на стул, закинув ногу на ногу, на все вопросы учителя отвечала: «И чё?» Эта мама никогда не простит учителю недостатки воспитания. «Школа не нашла подход, не смогла рассмотреть и развить талант ребенка».
Есть дети со скрытыми способностями провокатора. Мальчик в 6 классе обладает прекрасными способностями, хорошо учится, но растёт «хамоватым» и лживым. Учитель задаёт вопросы по истории, мальчик поднимает руку, но не отвечает, говорит учителю: «Я не понял, что вы спросили?» На повторный вопрос отвечает: «А это написано в учебнике?» Повторяется это несколько раз. Когда учитель задаёт вопрос классу, «умник» снова поднимает руку. Учитель, уставший от его ответов, игнорирует ребёнка. А ребёнок на перемене звонит маме и жалуется, что его не вызывают. Мама, известная не совсем отличным образованием и «недостойной» маме лексикой, спешит на помощь. Она прекрасно знает своего ребёнка, знает, на какие подлости он готов. Она прекрасно помнит его проделки в начальной школе. Догадываетесь? Учитель вызван к директору, который сообщает, что это счастье - мама не позвонила в управление образования, не пожаловалась в прокуратуру, и надо извиниться перед мамой и ребёнком. Я в это время думаю только об одном - какое же это счастье: не учить этого способного ребёнка.
Но я не понимаю, почему всегда виноват учитель. Родители - это тыл, крепость, «флаг» и «родина». Дети верят им, копируют их поведение, перенимают привычки и слушают, как «костерят» учителя почём зря. Здесь они правы, всегда правы в том, что ребёнка надо защищать и любить. Я полностью согласна, потому что дети - это будущее не только страны, это надежда родителей на спокойную старость. Эти дети приходят в школу и уходят, оставив о себе воспоминания, хорошие или не очень. А с родителями они всегда. С родителями, которые сами воспитали в них ненависть к школе, к обучению.
Нет, я не хочу сказать, что все родители плохие. Нет, Боже упаси. Есть родители, с которыми встречаться приятно, благодарить за детей, с которыми работать - одно удовольствие. Есть родители, которые своим примером показывают, что такое уважение к людям, любовь к родине. Это не пафос, это правда.
У меня иногда чувства очень противоречивые. Зная школу, зная родителей, я убеждена, что за сорок пять минут невозможно исправить то, что заложено в семье. Не в силах учитель вылечить у ребёнка ненависть к чтению, решению задач или хорошему поведению, искоренить хамство, привить элементарные нормы этики. И если в классе есть пара тройка «школаненавистников», будут и жалобы, и родительские причитания об учителях - извергах.
Здравствуйте, друзья блога Семья и дети! Эта статья о том, как с помощью вопросов сделать интересным семейное общение. Детские вопросы помогают родителям понять, что по-настоящему волнует детей. Когда дети задают их родителям, то побуждают тех оглянуться на прожитую жизнь или подумать о будущем, поделившись своим мнением. Также мы рассмотрим, как отвечать на любые вопросы своих детей. Поверьте для родителей, это прекрасная возможность узнать детские интересы, так как их вопросы - о жизни, детстве, про детей, образование и отношения.
Это может приносить потрясающее взаимное удовольствие от общения. Вопросы в этом списке избегают щекотливых тем, поэтому не поставят родителей в неловкое положение. Многие из них нам подсказали наша дочь, ее друзья и маленькие дети наших друзей.
- На выбор, какую выберете машину - импортную или отечественную?
- Как часто превышаете скорость или нарушаете правила езды? Вас оштрафовывала за это полиция?
- Вас когда-нибудь арестовывала, задерживала полиция, за нарушение закона?
- Из-за чего люди становятся бомжами, беспризорниками?
- Случись война, пошли бы воевать?
- Что для вас значат друзья? Как стать хорошим другом для других людей?
- Можете рассказать самый смелый свой поступок? Каковы были ваши чувства тогда?
- Какие мечты считаете глупыми?
- Если бы вам подарили деньги с возможностью потратить их только на определенные цели: совершить семейное кругосветное путешествие, приобрести большой дом, или на учебу детей в престижном заграничном вузе, какой сделаете выбор?
- Каково ваше отношение к постоянной рекламе по телевизору? Как было во времена вашего детства?
- Какая музыка для вас любимая? Какие песни вам нравились, когда были подростком?
- Любите ходить на работу? Какая работа самая лучшая?
- Ваше отношение к молодежи, подросткам, которые курят? Вы в молодости курили, с какого возраста и когда впервые закурили? Почему не бросаете курить (относится к курящим родителям)?
- Чего-то боитесь в жизни или боялись раньше?
- Чем отличается мода сегодняшняя от моды вашего детства или подросткового возраста? Какая мода лучше и чем?
- Имея возможность вернуть жизнь обратно, как хотели бы жить?
- Боитесь рвать, пломбировать зубы?
- Почему одни родители покупают или позволяют своим детям всё, а другие нет?
- Почему взрослые стесняются плакать?
- Где хотелось бы жить: в городе, деревне, другой стране?
- Чему родители должны научить своих детей из того что они обязаны знать или уметь? (Рекомендуем узнать, ).
- Вам нравится общение в соцсетях или нет? Почему часто родителям не нравится, когда дети сидят вконтакте или одноклассниках?
- У вас хорошие были отношения с родителями?
Вопросы детей: учеба, учителя, образование
- Убегали с уроков, срывали уроки, прогуливали школу? Вам попадало за это от родителей?
- Вы уважали учителей? Какой урок был вашим любимым?
- Если мне будет лень ходить в школу, что вы сделаете, как будете реагировать? (Рекомендуем прочитать о том, )
- Когда были школьником всегда делали домашние задания? Списывали домашку у других? На какие оценки учились?
- Одноклассники нормально к вам относились? Над вами издевались в школе хулиганы, старшеклассники или одноклассники?
- Каким было ваше отношение к одноклассникам? Издевались над одноклассниками, слабыми детьми, были хулиганом?
- Вам нравилось учиться в школе, училище, институте? Почему?
- Влюблялись когда-то в учителей?
- Сегодня , чтобы хорошо устроиться в жизни? Будете на этом настаивать, если дети не захотят его получить? Какое образование лучше всего?
- Проще учиться сейчас или во время вашего детства?
Вопросы о детстве родителей
- Когда были детьми тоже пили рыбий жир? Вас наказывали за отказ его пить?
- Вам когда-то хотелось уйти из дома?
- Комплексовали когда были подростками, из-за чего?
- Часто болели? Как вас лечили родители? Вам нравилось болеть?
- Обманывали своих родителей? Как они узнавали об обмане, что вам было за это? Что сделаете, узнав, что дети вас обманывают?
- Вам давали карманные деньги? Как вы ими распоряжались?
- У вас были ? Как вы избавлялись от них?
- Какими игрушками нравилось играться в детстве? Какие они были? Какие игры были любимыми?
- Часто дрались с другими ребятами? Вас наказывали за это?
- Убегали из дома? Если не убегали, то приходили такие мысли, желания?
- Когда-нибудь напивались будучи школьником, подростком? Какова была реакция ваших родителей?
- Как Почему родители говорят, что для детей важна самодисциплина?
- Пробовали наркотики когда были молодыми? Среди ваших друзей были наркоманы? Ваше отношение к наркоманам?
- Любили сладости когда были ребенком, какие были ваши любимые? Как часто вам их покупали?
- Что любили кушать когда были детьми? Какая была ваша любимая еда?
- Ваше детство можете назвать счастливым или несчастным?
- Вы были шкодником или спокойным ребенком? У родителей были из-за вас неприятности с учителями?
- Чем увлекались когда были подростком, каким спортом? Любили гонять мяч?
- Вас заставляли работать по дому?
- Вам нравилось ездить с родителями вместе отдыхать? Ездили на море? Где больше всего понравилось?
- Нравилось ездить в детские лагеря отдыха? Сегодня отправите своих детей в детский лагерь?
- Как любили развлекаться когда были подростками? Как тогда развлекались дети?
- Что могло вызвать у вас сильное чувство разочарования, обиду, когда были детьми?
- Ваши родители покупали все что вам хотелось?
- Кем мечтали быть когда вырастите? Какая профессия вам нравилась и почему?
- Кого больше всего боялись - маму или папу?
- У вас была своя личная комната? Вам разрешали ее оформлять по своему усмотрению?
- Какую прическу носили когда были подростками? Как любили подстригаться?
- Когда были ребенком, воровали в магазинах? Было желание что-то взять незаметно?
- Как вас называли в детстве родители?
- Что самого прикольного вы сделали со своими друзьями, когда были подростками?
- Боялись врачей, когда были ребенком? Вам делали какую-то операцию?
- Когда впервые пошли на дискотеку?
- Вы были проблемными детьми или нет? Вас часто наказывали? (Вам будет интересно прочитать: ? )
- Что самое плохое вам сделали, сказали ваши родители?
Вам понравится видео, как взрослые отвечают на детские простые вопросы.
Детские вопросы об отношениях
- Каким было ваше первое знакомство с мамой/папой? Ваши свидания были красивыми, необычными или простыми, как долго встречались?
- Ваши родители ссорились, скандалили между собой, каковы были ваши чувства тогда?
- Почему родители ссорятся или скандалят между собой? Дети могут что-то сделать, чтобы они не ссорились?
- В каком возрасте вы поженились? Это рано или поздно? Когда детям стоит задумываться о создании собственной семьи?
- Кто была ваша первая любовь? Вы расстались или нет? (Хотите Тогда прочитайте об этом статью).
- Когда-нибудь ревновали друг друга и почему?
- Никогда не жалели, что поженились?
- Любите своих родителей, наших дедушек и бабушек? Почему тогда редко ездим к ним?
- Кого больше любите - меня или маму, папу, дедушку, бабушку?
- У вас хорошие отношения с родителями?
Вопросы для родителей про детей
- Вам всегда хотелось иметь детей и сколько? Не будь у вас детей, чем бы тогда занимались, что делали?
- Хотите всегда жить с детьми в одном доме, даже когда они будут взрослыми?
- Это плохо, когда детки показывают свой характер или нет?
- Вы меня любите; почему? Я для вас любимый ребенок и всегда буду любимым?
- Как дети могут испортить вам настроение?
- Детям обязательно нужно ходить на какие-то секцию или нет?
- Как детям заслужить доверие родителей, взрослых? Когда они смогут им доверять?
- Какие детские передачи, фильмы, мультфильмы, считаете полезными для детей? Какие были в вашем детстве?
- Сможете усыновить ребенка? Каково ваше отношение к приемным детям?
- Сколько детей вам хотелось иметь? Кого больше - мальчиков или девочек?
- Правда, что родители, сердясь на поведение детей, перестают их любить? Если нет, почему так говорят?
- Ваши родители с вами часто общались? Почему вы редко, мало разговариваете со мной? (Вас заинтересует: ?)
- Правда, что когда 1 ребенок в семье, он обязательно вырастит эгоистом? Почему так говорят?
- Когда будете гордиться своими детьми? Какими они должны быть?
- Подросток имеет право иметь свои секреты от родителей? Обязан ли он всё рассказывать им?
- Какую свадьбу вам хочется сделать своим детям - большую, шикарную или скромную, маленькую?
- Ради детей на что готовы? Тогда почему не можете выделить им немного времени каждый день?
- Как справиться c детскими комплексами?
- Подростку нужно иметь карманные деньги или нет?
- Чего больше всего боялись, когда появились детки?
- Почему когда дети не слушаются, родители говорят, что больше их не любят?
- Почему родители бьют или бросают детей?
- Бывает, что вы ненавидите ребенка, из-за чего?
- О каком будущем родители мечтают для своих детей?
- Что вам важнее: работа или дети? Можете меньше работать, чтобы больше проводить время со мной?
- Мы часто болели в детстве? Как вы нас лечили?
- Что самое приятное, интересное можете вспомнить из детства своих детей?
- Почему родители огорчаются на детей?
- Хотели больше сыночка или доченьку?
Детские вопросы взрослым
- Почему дети должны днем спать с закрытыми глазами? Почему мальчик спит с открытыми глазками?
- Откуда берутся дети, как они появляются? Как из живота вылез такой большой ребенок? Что он ел и делал в животе раз так долго не появлялся на свет?
- Почему люди не ходят по воде и не дышат под водой?
- Отчего птицы летают, а люди нет?
- Что такое град, снег, дождь? Почему они падают с неба? Где они находятся на небе?
- Отчего страус не летает, если он птица?
- Почему женщины рожают, а мужчины нет?
- Почему женские груди большие, а мужские маленькие?
- Что такое секс?
- Почему небо то голубое, то красное?
- Почему большие тучи не падают c неба? Как тучи держатся на небе?
Кстати, запомните, когда дети спрашивают о «неправильных, трудных вопросах» они мало беспокоятся о ваших ответах.
Детские философские вопросы
- Почему люди умирают? Что такое смерть?
- Отчего люди разводятся и бросают своих детей? Почему запрещают видеться с мамой или папой после развода?
- Отчего люди воюют, убивают мам, пап, детей?
- Люди могут мирно жить? Что нужно сделать для этого?
- Почему у многих детей родители постоянно пьют?
- Что такое ад? Детки туда попадают? Я тоже попаду в ад? Почему бабушка меня этим пугает?
- Скажите, дети и родители должны иметь одинаковую веру или нет? Подросток имеет право сам ее выбирать?
- Кто такой Бог? Его можно увидеть? Как с ним познакомиться?
- Почему люди болеют? Люди могут не болеть?
- Что такое умный и глупый человек? Почему мама меня иногда называет умным, а иногда глупым?
Как отвечать на детские вопросы
Просто и честно, без лукавства. Открытость, честность родителей в ответах поспособствует открытости и честности детей. Дети хотят знать, видеть родителей не за «ширмой» строгости или неизвестности. Они хотят видеть нас такими, какие мы в жизни. Какими мы были, какими стали.
Заключение
Дети никогда не перестанут спрашивать «почему, отчего, как?» Со временем только меняется сложность вопросов. Они спрашивают не для того, чтобы донимать родителей. Скорее вопросы являются подлинным желанием и попыткой уяснить для себя неизвестное. Так, дети познают мир, окружающих их людей и своих родителей, что помогает формировать мышление ребенка.
Список детских вопросов из этой статьи налаживает хороший обмен мыслями между родителями и детьми. Ответы родителей на вопросы из этого списка помогут детям увидеть их такими, какими они их еще не знали.
С уважением, Андроник Олег / Анна!
Вопросы для интервью с учителями
1. Когда вы захотели стать учителем?
2. Где вы учились?
3. Как вы учились в школе?
4. Что помните из школьной жизни?
5. Какие уроки любили, а какие не любили?
6. Сколько лет вы работаете в школе?
7. Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?
8. О чем вы думали, идя на первый урок?
9. Что вам нравится, и что не нравится в вашей работе?
10. Чем вы любите заниматься дома?
11. О чем вы думаете, идя в школу? А из школы?
1. Я захотела стать учителем еще в школе.
2. Я училась в Костромском педагогическом институте имени Некрасова (Очно).
3. В школе я училась хорошо.
4. Из школьной жизни я помню очень многое. Например: В 9 классе
я пела под гитару, прекрасно помню смотр строя и песни, на котором мы маршировали. Моя учительница ущипнула меня за руку за плохое поведение (Смеется).
5. Мои любимые уроки это алгебра, физкультура и музыка. Не любимые уроки это история и биология.
6. В школе я работаю уже 23 года.
7. Перед первой встречей с классом я чуточку волновалась.
8. Идя на первый урок, я думала, что мне трудно не будет. Я всегда найду общий язык со старшеклассниками.
9. В моей работе мне не нравится, что мало платят, а так я люблю свою работу.
11. Когда я просыпаюсь утром, я уже думаю о школе, а идя в школу я думаю о том, что это моя работа. Но когда я возвращаюсь, из школы, я снова думаю о работе.
1. В детском саду я захотела стать учителем.
2. Я училась в Шарьинском педагогическом училище.
3. В школе я, конечно же, училась на 4 и 5.
4. Я помню свой любимый класс, свою первую учительницу, классного руководителя с которым до сих пор встречаемся, помню уборку урожая в колхозах.
5. Я любила математику, литературу. Не любила физику и химию.
6. Я работаю в школе 18 лет.
7.
8. Идя на первый урок, я хотела понравиться ученикам, ребятам.
9. В моей работе мне нравится общение с детьми и то, что я помогаю узнавать детям новое. Мне не нравится большая загруженность в работе.
10. Дома я люблю заниматься цветами, выращиванием овощей и вязанием.
11. Идя в школу, я думаю, о том, что день грядущий мне готовит! А, идя из школы, что же меня ждет завтра в школе?
1. Быть учителем я хотела еще в детстве. Любила играть в школу и всегда выполняла роль учителя.
6. В школе работаю 17 лет.
7. Волнуюсь всегда, даже когда просто не виделась со своим классом летом.
8. Когда я иду на первый урок в новый класс, то думаю о том, как сделать, чтобы ребятам понравился новый учебный предмет, как наладить с ними доброжелательные отношения, как сделать чтобы им хотелось учиться.
9. Я люблю свою работу. Она мне позволяет реализовать свои способности, но отнимает много времени от того времени, которое должно быть посвящено своей семье.
11. Идя в школу, я думаю о том, что каждый урок делает моих учеников более образовательными, воспитанными, готовит их к будущей жизни в обществе. Идя из школы, я думаю о своей семье, о том, что мне предстоит сделать по работе вечером.
1. Захотела стать учителем, когда я училась в начальных классах .
2. Училась в Гришинской школе, потом в Галичском педагогическом училище.
3. В школе училась на 4 и 5. Школу закончила с одной 3 по черчению .
4. Помню школьные праздники, выпускные экзамены, выпускной вечер, 1 сентября , когда пошла в первый класс.
5. Любимые уроки: Биология, Литература. Остальные предметы любила одинаково, не любимых предметов нет.
6. Я работаю в школе почти 14 лет, сразу после окончания училища начала работать в школе.
7. Я всегда волнуюсь перед первой встречей с классом.
8. Идя на первый урок, я думаю, как воспримут меня новые ученики, как привить любовь к предмету.
9. В работе нравится все, но занимает много времени.
11. Думаю я каждый раз по-разному.
1. Я захотела стать учителем, когда училась в начальных классах, дома с подружками часто играли в школу.
2. Сначала с 1 по 9 класс в школе № 4 имени Красовского города Галича, затем в школе № 3 (10 – 11 класс), потом в Галичском педучилище.
3. Я училась хорошо.
4. Я помню в школьные (классные) мероприятия с конкурсной программой с чаепитием, как нас принимали в октябрята , в пионеры, в комсомол.
5. Я очень любила почти все уроки, исключение составляли физкультура и труд. Я их, почему то мало любила.
6. В этой школе я работаю сразу после окончания педагогического училища. 15 августа был 21 год, как я работаю.
7. Да.
8. Идя на первый урок, я думаю, понравиться ли им мой предмет, смогу ли я им привить любовь к своему предмету.
9. Мне все нравится в моей работе, но очень много времени уходит на все это.
11. У меня очень много мыслей.
Нечаева Наталия Анатольевна:
1. В 8 классе я решила стать учителем. С детства играла с сестрой в школу.
7. Первая встреча всегда особая, конечно волнуюсь, навсегда запомнила свой пробный урок в 4 классе .
8. Думала о том, как сделать нашу первую встречу интересной, запоминающейся.
9. Я все люблю, в своей работе, обидно бывает за тех детей, которые по каким – то причинам не хотят учиться.
2. Я училась сначала в Россоловской школе с 1 по 8 класс, потом в Ореховской школе (9-10 классы). Прежде чем стать учителем, я закончила Костромской государственный педагогический институт имени Некрасова.
3. Отличницей я не была, но училась на 4 и 5.
4. Я помню, что у нас был хороший класс. С некоторыми из школьных подруг мы до сих пор общаемся. Очень хорошо помню одно из мероприятий «Зарница», которое проходило между Ореховской и Россоловской школами. Помню, как закладывался Ленинский сад. Также я помню, как я была председателем комсомольской организации.
5. Так как я учитель русского языка и литературы, то именно эти уроки и были моими любимыми.
6. В школе работаю 20 лет.
7. При первой встрече с классом, конечно же, волновалась.
8. Идя на первый урок, думала о том, чтобы мое объяснение было понятно и интересно детям.
10.Домашнее хозяйство.
11. Когда я иду в школу, я думаю о том, чтобы хорошо прошел день. Когда я возвращаюсь домой, я думаю, о завтрашнем дне и анализирую прошедший день.
1. Я захотела стать учителем после окончания школы.
2. С 1 по 4 класс я училась в начальной школе №5 г. Унгены. С 5 по 9 класс я училась в школе №1 г. Шарьи. После окончания школы я поступила в Шарьинский педагогический колледж г. Шарьи. После окончания колледжа я поступила в Ярославский государственный педагогический университет им. .
3. В школе я училась неплохо.
4.Школьная жизнь была насыщенна. Больше всего я помню различные спортивные мероприятия, которые проходили у нас в городе, и в которых наша школа принимала активное участие.
5.Любимые предметы – английский язык , физкультура и литература. Нелюбимые предметы – математика, физика, геометрия.
6. В школе работаю первый год.
7.Перед первой встречей с классом испытывала естественное волнение.
8. Не о чем не думала.
9. Затрудняюсь ответить.
10. Люблю слушать музыку, работать с компьютером, люблю заниматься фотографией.
11. Думаю о делах, которые необходимо выполнить за день. Когда я иду из школы, я думаю, что нет, не чего прекраснее чем работа в школе.
1. Всю жизнь хотела стать учителем, т. е. с начальных классов.
2. Педагогическое училище (г. Галич).
3. В школе я училась на 4 и 5.
4. Хорошо запомнился Новый год, т. к. старшеклассники ставили спектакль «Золушка», а также запомнился Выпускной вечер и походы по родному краю.
5. Любимые предметы: литература и история, а нелюбимых уроков нет.
6. Я работаю в школе 38 лет.
7. Волнуюсь все 38 лет.
8. Я волновалась, думала о том, чтобы дети меня хорошо поняли. Волнения испытывала и из – за сдвоенного класса.
9. Все нравится.
11. Идя в школу, я думаю, что сейчас я встречусь с ребятами, как сделать так, чтобы было интересно, идя из школы думаю о том же.
1. Я захотела стать учителем в начальных классах.
2. Первые годы учебы у меня прошли в Нагатинской школе, потом в Россоловской школе (до 8 класса), затем в Ореховской школе. Прежде чем работать учителем, я закончила Галичское педагогическое училище.
3.Училась я в школе хорошо.
4. Помню как жили в первом корпусе Россоловской школы, а еще помню что у нас был большой класс из 24 человек.
5. Моими любимыми уроками была математика, а не любимым был труд.
6. В школе я работаю 14 лет.
7. Конечно, я волновалась, не знаешь чего ждать.
8. Как научить.
9. Мне нравится общаться с детьми. Не нравится то, что в этом году сдвоенный класс.
10. Люблю готовить и вышивать крестом.
11. Идя в школу, я думаю об уроках, о детях, все ли придут, все ли здоровы. Идя из школы, я думаю о своих детях.
1. После школы я решила стать учителем.
2. Я закончила Галичское педагогическое училище.
3. Училась на 4 и 5.
4. Я помню пионерские сборы.
5. Любимые предметы: Литература, география, биология.
Не любила геометрию.
6. Работаю уже 15 лет.
7. Очень волнуюсь.
8. Идя на первый урок, я думала о том, чтобы урок хорошо прошёл, чтоб я нашла контакт с детьми.
9. Нравится все, но очень тяжелая профессия, требует много терпения и труда.
10. Дома я люблю выращивать цветы.
11. Думаю о том, что снова встречусь со своими малышами, идя из школы, радуюсь, если день прошел удачно. Если прошел не удачно, то я задаю вопрос.
Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?
Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.
Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
Может ли ребенок собрать пазлы?
Знает ли ребенок названия домашних животных?
Может ли обобщать понятия (назвать одним словом или использует табличку - помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?
Может ли ребенок понять Вашу инструкцию? (словесную использование естественных или специальных жестов, табличек).
Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.
Анкета для родителей
1. В последнее время (полгода – год) мой сын (дочка) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.
8. Кривляется, паясничает.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Пояснение: на вопросы анкеты отвечать да (2 балла), нет(1 балл), не знаю (0 баллов) .
0–5 баллов – для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстаёт от сверстников в совеем развитии.
6–10 баллов – негативные реакции являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/ или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.
11–20 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера
Анкета для родителей дошкольников
Если Вы можете высказать уверенно мнение о ребенке, значит, Вы его знаете.
1. Что больше всего любит делать ваш ребёнок?
____________________________________________________________________
2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Что может вызвать у него наибольшую радость?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Что ему нравится?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Какие поручения ребенок затрудняется выполнять?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Что вызывает обиду, гнев, слёзы?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Часто ли капризничает ваш ребёнок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Что беспокоит Вас в Вашем ребенке?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Анкета для родителей.
Изучение особенностей личностного развития ребёнка.
1. Сформированы ли у вашего ребёнка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, приём пищи)?
Да
Нет
2. Убирает ли ребёнок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?
Да
Нет
3. Способен ли ребёнок выполнить поручение?
Да
Нет
4. Если, выполняя задание взрослого, ребёнок не может сам справиться с чем – либо, обратиться ли он за помощью?
Да
Нет
5. Считаете ли вы, что ваш ребёнок общителен?
Да
Нет
6. Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?
Да
Нет
7 Может ли он справится с гневом и раздражением, когда его чем - то обидели?
Да
Нет
8.. Готов ли ребёнок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?
Да
Нет
9. Есть ли у вашего ребёнка друзья?
Да
Нет
10. Может ли ребёнок помириться после ссоры с другими детьми?
Да
Нет
11. Пытается ли ребёнок справиться с трудностью самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью?
Да
Нет
Да
Нет
13. Может ли ребёнок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками?
Да
Нет
За каждый положительный ответ начисляется 1 балл
10-13 баллов– достаточный (хороший - высокий) уровень личностной готовности к школе.
6-7 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.
0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к школе.
Опросник для родителей
Ответы на вопросы помогут Вам увидеть картину взаимоотношений в семье.
1.Рождение вашего ребенка было желанным?
2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете « по душам» и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю Вы организуете с ним семейный досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход и т.д.)
5. Вы обсуждаете с ним его внешний вид?
6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
7. Вы в курсе его симпатий?
8.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?
9. Вы знаете, что он любит больше всего?
10. Вы первыми идете на примирение с ребенком, разговор?
11. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка (действиями, словом)?
Если на все вопросы вы ответили « Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.
А если у вас большинство «Нет», то необходимо менять стиль общения, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилось беда!
Опросник для родителей
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, какие навыки сформированы у Вашего малыша к школе
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не отвлекаться, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
Памятка для родителей
Хотите, чтобы ваш ребенок был успешным ?
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других и сравнивать с другими детьми.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте искренни в оценках своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим ребенком предстоит начать новую жизнь. Чтобы он вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу;
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;
Будьте терпеливы;
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены;
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;
Когда ребенок с Вами общается, слушайте внимательно.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым
Если к ребёнку часто бывают, снисходительны – он учится быть терпимым
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь
Памятка родителям будущих первоклассников
1. По утрам будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали;
3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;
4.Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;
6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;
7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;
8.Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва;
9.Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
10.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него . Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
11.Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;
12.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
Составитель тематического сборника «Ребёнок на пороге школьной жизни»
Приемышева Светлана Николаевна – учитель-дефектолог ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интерната № 2.