Задание № 49. Ответьте на вопросы
Вспомните древнегреческие мифы. Кто из героев мог бы выразить свое родительское горе такими словами? По какому поводу они могли быть сказаны?
1. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына. Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, люди станет подвластно небо!
Дедал по поводу гибели сына Икара. Дедал изготовил крылья и вместе с сыном улетел с Крита, но Икар приблизился очень близко к Солнцу и погиб
2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб... Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!
Царь Эгей, когда увидел в море черный парус, который дожны были поднять на корабле в случае гибели его сына Тесея, Эгей бросился в море с утеса
3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!
Богиня плодородия и земледелия Деметра, когда ее дочь Персефона была похищена богом подземного царства Аидом
Задание № 50. Вспомните древнегреческий миф
Как зовут изображенную на рисунке нашего времени богиню? Как зовут ее сына? Опишите и объясните действия богини. Какое крылатое выражение связано с ее действиями? В каких случаях можно употребить в наши дни это выражение?
На рисунке изображена морская богиня Фетида со своим сыном Ахиллесом. Будучи богиней, Фетида родила сына от смертного и, желая сделать Ахиллеса бессмертным, погрузила его в воды Стикса — реки в подземном царстве Аида. При этом пятка, за которую Фетида держала сына, осталась уязвимой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», которую в наши дни употребляют для обозначения чьей-либо слабой стороны
Задание № 51. Вспомните древнегреческий миф
Что изображено на рисунке нашего времени? Кем, за что и как был наказан герой этого мифа? Как его имя? Кто освободил его?
На рисунке изображен Прометей, прикованный к скале, к которому каждый день прилетал орел и клевал его печень. Так был наказан Прометей Зевсом за то, что украл божественный огонь и подарил его людям. Освободил Прометея Геракл
Задание № 52. Вспомните древнегреческий миф
Опишите и объясните действия изображенных на рисунке нашего времени людей. Какое страшное событие последовало за этими действиями? Какое крылатое выражение связано с изображенным на рисунке животным?
На рисунке изображены люди, втягивающие статую коня в город. Греки, безуспешно осаждавшие Трою, по задумке Одиссея, в знак примирения подарили троянцам огромную статую коня, внутри которой спрятали воинов. С наступлением ночи они выбрались наружу и открыли городские ворота, впустив армию греков. Троя была захвачена и сожжена. Отсюда пошло выражение «Троянский конь», означающее обычную, безобидного вида, вещь со скрытой угрозой. (Другое выражение - «Бойтесь данайцев, дары приносящих»)
Задание № 53. Решите кроссворд «Из истории Древней Греции»
По горизонтали: 1. Сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук (музы). 2. Слово, которым греки называли свою страну (Эллада). 5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла (Аспасия). 7. Царь Македонии, отец Александра (Филипп). 9. Участники театрального представления, объединенные в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных (хор). 10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики (Афина). 12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью (Исс). 14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его название на плане города в учебнике) (Пникс). 15. Скульптор, создавший статую метателя диска (Мирон). 16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг (Фермопилы). 18. Правитель Афин, запретивший обращать в рабство неоплатных должников (Солон). 19. Один из двух главных полисов Эллады (Спарта). 20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике (Клит). 22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п. (атлет). 23. Греческая колония неподалеку от берега Черного моря, в которой побывал Геродот (Ольвия). 24. Люди, которых греки называли «одушевленной собственностью и самым совершенным из орудий» (рабы). 25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега (Перикл). 27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы (Леонид). 29. Комедия-сказка, в которой хор и актеры изображают строительство города между небом и землей (Птицы). 30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры (Олимпия). 31. Храм Афины-Девы в городе ее имени (Парфенон). 32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе (Ника). 34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.) (Софокл). 36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне (Мильтиад). 42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточенное сопротивление (Тир). 43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию (Ксеркс). 44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях (диск). 45. Вечнозеленое дерево, дающее маслянистые плоды (олива). 47. Главная площадь в Афинах (Агора). 48. Писатель, прозванный «отцом истории» (Геродот). 49. Александрийский ученый, создавший учебник по геометрии (Евклид). 50. Одна из главных областей Средней Греции (Аттика). 51. Человек, умеющий произносить речи (оратор).
По вертикали: 1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов (Марафон). 3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом» (Афины). 4. Македонский царь, выдающийся полководец (Александр). 5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.) (Аристофан). 6. Героиня одноименной трагедии Софокла (Антигона). 8. Главный порт Афинского государства (Пирей). 9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости (Херонея). 11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе (Фемистокл). 13. Знаменитый мудрец, приговоренный афинским судом к смертной казни (Сократ). 14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса (Платеи). 17. Порабощенные спартанцами жители Лаконии и Мессении (илоты). 18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот) (Саламин). 21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натертых воском (стило). 25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс (персы). 26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления ученых (гимнасия). 28. Греческое слово, в переводе означающее «народ» (демос). 29. Греческое слово, в переводе означающее «город» (полис). 33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин (Акрополь). 35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника (фаланга). 37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ» (театр). 38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский (Дарий). 39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне (Фидий). 40. Военный корабль с тремя рядами весел (триера). 41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка (скена). 46. Остров близ Александрии, на котором был возведен огромный маяк (Фарос)
Задание № 54. Найдите ошибки и опишите их
Один учитель в шутку рассказывал на уроке:
«Говорят, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях.
Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше всех пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, передающие душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
Ученики не приняли всерьез этот рассказ и обнаружили в нем не менее шести ошибок. Сколько ошибок найдете вы?
1. Во времена молодости Аспасии трагедии Софокла «Антигона» не существовало;
2. Женщины не принимали участия в театральных постановках — актерами были только мужчины;
3. Театральные представления давались не ежедневно, а лишь несколько раз в году;
4. Театральные представления шли в светлое время суток и начинались рано утром;
5. Первый ряд предназначался только для почетных гостей: стратегов, жрецов, олимпиоников;
6. «Платными» были все остальные (кроме первого ряда) места;
7. Лицо актера видеть было невозможно, так как роли исполнялись в масках;
8. Древнегреческий театр не имел крыши
Проверьте себя.
1. Вспомните древнегреческие мифы. Уточните, что изобразил художник на рисунках.
На рисунке изображена сцена мифа об Ахиллесе. Его мать, морская богиня Фетида, стремясь защитить сына, окунула его в воды реки мертвых Стикс. Ахиллес стал неуязвимым. Однако пятка, за которую держала его Фетида, осталась незащищенной. Именно в пятку Парис поразил стрелой Ахиллеса и убил его.
На рисунке показана сцена ввоза статуи коня в Трою. Греческое войско безуспешно осаждали город в течение 10 лет. Одиссей придумал хитрость, которая помогла грекам взять Трою. Греки сделали деревянную фигуру коня, укрыли внутри него ударный отряд, сели на корабли и отступили от Трои. Троянцы посчитали статую знаком примирения и втащили ее в город. Ночью греческие воины вылезли из статуи и открыли ворота города, в который ворвалась греческая армия.
На рисунке изображена сцена из мифа о титане Прометее, который похитил из кузницы Гефеста священный огонь и принес его людям, научив их добывать и сохранять огонь. За это Зевс жестоко покарал Прометея. Он был прикован к скале, и орел каждый день прилетал и выклевывал печень Прометея.
2. Разгадайте кроссворд «Из истории Древней Греции».
По горизонтали:
- 1. Сёстры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук. - Музы
- 2. Слово, которым греки называли свою страну. - Эллада
- 5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла. - Аспасия
- 7. Царь Македонии, отец Александра. - Филипп
- 9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных. - Хор
- 10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики. - Афина
- 12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью. - Исс
- 14. Холм в Афинах - место народных собраний (найдите его название на плане города на с. 173 учебника). - Пникс
- 15. Скульптор, создавший статую метателя диска. - Мирон
- 16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг. - Фермопилы
- 18. Правитель Афин, отменивший долговое рабство. - Солон
- 19. Один из двух главных полисов Эллады. - Спарта
- 20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике. - Клит
- 22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т. п. - Атлет
- 23. Греческая колония неподалёку от берега Чёрного моря, в которой побывал Геродот. - Ольвия
- 24. Люди, которых греки называли «одушевлённой собственностью и самым совершенным из орудий». - Рабы
- 25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега. - Перикл
- 27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы. - Леонид
- 29. Комедия-сказка, в которой хор и актёры изображают строительство города между небом и землёй. - Птицы
- 30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры. - Олимпия
- 31. Храм Афины-Девы в городе её имени. - Парфенон
- 32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе. - Ника
- 34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.). - Софокл
- 36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне. - Мильтиад
- 42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточённое сопротивление. - Тир
- 43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию. - Ксеркс
- 44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях. - Диск
- 45. Вечнозелёное дерево, дающее маслянистые плоды. - Олива
- 47. Главная площадь в Афинах. - Агора
- 48. Писатель, прозванный «отцом истории». - Геродот
- 49. Александрийский учёный, создавший учебник по геометрии. - Евклид
- 50. Одна из главных областей Средней Греции. - Аттика
- 51. Человек, умеющий произносить речи. - Оратор
По вертикали:
- 1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов. - Марафон
- 3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом». - Афины
- 4. Македонский царь, выдающийся полководец. - Александр
- 5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.). - Аристофан
- 6. Героиня одноимённой трагедии Софокла. - Антигона
- 8. Главный порт Афинского государства. - Пирей
- 9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости. - Херонея
- 11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе. - Фемистокл
- 13. Знаменитый мудрец, приговорённый афинским судом к смертной казни. - Сократ
- 14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса. - Платеи
- 17. Порабощённые спартанцами жители Лаконии и Мессении. - Илоты
- 18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот). - Саламин
- 21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натёртых воском. - Стило
- 25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс. - Персы
- 26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления учёных. - Гимнасий
- 28. Греческое слово, в переводе означающее «народ». - Демос
- 29. Греческое слово, в переводе означающее «город». - Полис
- 33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин. - Акрополь
- 35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника. - Фаланга
- 37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ». - Театр
- 38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский. - Дарий
- 39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне. - Фидий
- 40. Военный корабль с тремя рядами вёсел. - Триера
- 41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка. - Скена
- 46. Остров близ Александрии, на котором был возведён огромный маяк. - Фарос
3. Перечислите источники, с помощью которых учёные воссоздали историю Древней Греции.
Ученые воссоздали историю Древней Греции, опираясь на различные исторические источники, оставшиеся с тех времен: письменные источники, в том числе художественные произведения; результаты археологических исследований и остатки материальной культуры античной эпохи (развалины храмов, копии статуй и т.д.), изучение мифов и фольклора народов Древней Греции и многочисленных колоний Средиземноморья.
4. Существовала ли взаимосвязь между природно-климатическими условиями Древней Греции и занятиями её жителей?
Существовала сильная зависимость традиционных занятий жителей Древней Греции от природно-климатических условий. Климат Греции был сухой и жаркий. Дожди выпадали редко. В каменистой и гористой Греции не имелось больших рек. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней.
Природа Греции в первую очередь благоприятствовала таким занятиям как мореходство, обработка металлов, ремесленничество. Греки активно занимались рыболовством, были неплохими мореплавателями и осваивали морские пути для торговли с народами и странами Средиземноморья. Занимались греки и скотоводством, и земледелием. В гористых районах преобладало скотоводство, на равнинах - земледелие. Древние греки разводили также фруктовые деревья, засаживали каменистые склоны гор виноградной лозой, из которой делали вино. Также они выращивали оливковые деревья и выжимали масло из его плодов.
5. До наших дней сохранилось множество мифов и легенд Древней Греции. Как, по-вашему, можно отличить правду от вымысла? Как вы понимаете словосочетание «историческое исследование»?
Действительно, в Древней Греции есть множество мифов и легенд. Однако, далеко не все из них имеют подтверждение в исторических источниках - письменных документах, результатах археологических раскопок и т.д. Например, факт Троянской войны так и остался бы мифом, если бы в ходе раскопок не была обнаружена Древняя Троя.
Историческое исследование - это разновидность исследований, в котором из совокупности исторических событий и источников, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и объяснить причинно-следственные связи между событиями.
6. Сравните систему воспитания в Спарте и Афинах. Если бы вам пришлось выбирать, где бы вы хотели учиться и почему?
Полагаю, любая система обучения должна служить определенным общественным целям. Поэтому если сравнивать системы воспитания детей в Спарте и в Афинах, то нужно понимать, какую цель преследовали эти системы. При воспитании мальчиков в Афинах стремились создать гармоничную, духовно развитую личность с физически совершенным телом. Система воспитания в Спарте производила на свет профессиональных воинов, чья единственная задача - сражаться, убивать и быть убитым. Каждая система воспитания была очень эффективна для своих задач. Но поскольку жизнь города или государства не может быть односторонней и строиться исключительно для решения военных задач, я считаю, что система воспитания в Афинах была более правильной с точки зрения эффективного и всестороннего развития общества в государстве.
7. Почему греки основывали колонии? Перечислите названия греческих колоний в Причерноморье.
Население Греции росло, а из-за отсутствия большого количества плодородных земель хлеба на всех не хватало. Греки отправлялись жить в заморских странах в поисках счастья на чужбине. Также греки покидали родные места и по другим причинам. Постоянная борьба демоса и знати давала о себе знать, если где-то проигрывала знать, то она покидала страну, если проигрывал демос, то вожаки, опасаясь мести противников, уезжали из города. Однако были и запланированные экспедиции со снаряженными кораблями, запасами пищи и военной охраной. Такие экспедиции устраивались именно с целью колонизации земель и развития торговли. Так, в Причерноморье греки основали ряд колоний: Ольвия, Херсонес, Тира, Керкинитида, Калос-Лимен, Феодосия, Пантикапей, Истрия, Фасис, Трапезунд, Гераклея и др.
8. Когда и где появились Олимпийские игры? Порассуждайте, почему эти состязания пережили века и в наши дни в них принимают участие представители разных стран и континентов.
Первые документально зафиксированные Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. в городе Олимпия. Эти состязания религиозным и спортивным праздником, прославляющим богов Олимпийских богов и культ тела, существовавший в Древней Греции. Победителей игр почитали как героев. Во время игр объявлялось священное перемирие. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 393 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I. Олимпийские игры были возрождены в 1896 году с целью развития международного взаимопонимания и совершенствования физической культуры человечества. Французский барон Пьер де Кубертен, инициатор организации современных Олимпийских игр говорил, что молодежь мира должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.
9. Посчитайте (письменно), сколько лет назад произошла Марафонская битва (если у вас возникли затруднения, обратитесь к главе 3 учебника «Счёт лет в истории»).
Марафонская битва произошла в 490 году до н.э., то есть 2508 лет назад (2018 год + 490 год до н.э = 2508 лет).
10. Какой вклад в мировую науку и искусство внесли философы, скульпторы, архитекторы Древней Греции?
Философы, скульпторы, архитекторы Древней Греции внесли огромный вклад в мировую науку и искусство. Их деятельность сформировала каноны, которые применяются до сих пор. Например, элементарную геометрию Евклида до сих пор проходят в школах; анатомия мышц человека в динамике скульптур Мирона и канон изображения человеческого тела в состоянии покоя в скульптурах Поликлета стали образцом для многих поколений скульпторов; Аристарх Самосский задолго до Галилея предложил гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров; Эратосфен Киренский первым вычислил размеры Земли и предположил возможность кругосветных путешествий; древнегреческих драматургов Эсхила и Аристофана считают отцами современной трагедии и комедии, а влияние поэм Гомера вообще сравнивают с влиянием Библии.
11*. Объясните значение слова «демократия». Какая форма управления государством была, по-вашему, более прогрессивной: афинская демократия или власть фараонов в Древнем Египте? Свой ответ аргументируйте.
Формы правления в Древнем Египте и в Афинах можно рассматривать с различных точек зрения: справедливости, эффективности. У каждой будут свои преимущества и недостатки. Была ли тирания (власть одного) Древнего Египта эффективной? Скорее да, поскольку все решения принимались одним человеком, которого подданные считали чуть ли не богом. Никто не имеет возможности возразить, поспорить, увернуться от исполнения приказа. Все решения воплощаются в жизнь достаточно легко. Справедливо ли такое правление? С точки зрения обыкновенного обывателя - нет, не справедливо. Практически все подданные являются по сути слугами. А вот если вы спросили бы древнего египтянина, справедливо ли то, что один фараон правит Египтом. Наверняка услышали бы ответ, конечно, справедливо, он же сын бога.
Эффективно ли было демократическое правление в Афинах? Скорее всего, не очень. Представьте себе, что нужно преодолеть, чтобы реализовать ту или иную задумку. Бесконечные споры в Совете пятисот и на Народном собрании, противодействие недоброжелателей и завистников, последующие обвинения в неэффективности, расследования, поиск доказательств и т.д. Однако, справедливо ли такое правление? Безусловно, поскольку все граждане имеют одинаковые права в управлении государством, а власть четко ограничена в своих действиях. Да и любой древний житель Афин скажет, что это самая лучшая форма правления.
Но если рассматривать тиранию и демократию с точки зрения прогрессивности, т.е. эволюционного развития, то конечно же демократия Афин является следствием или так называемым ответом на египетскую тиранию. Развитие общества, социальных и экономических отношений предопределило и развитие системы управления от власти одного ко власти многих. С демократией связан ряд ценностей, которые считаются вершиной достижений современного человечества: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Естественно, эти ценности не особо почитаются в условиях тирании. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью, которые для тиранического режима правления являются чуть ли не нормой. Поэтому демократия Афин является более прогрессивной формой правления чем тирания Египта.
12*. Проведите историческое исследование: сравните религиозные верования древних греков и древних египтян. Запишите их общие черты и различия.
И в Древнем Египте, и в Древней Греции существовали языческие традиции с целым пантеоном богов, отвечающих за различные природные явления. В Древнем Египте боги имели в большинстве своем зооморфные облики, а в Древней Греции - вполне человеческий облик. Боги греков имели более явно выраженную человеческую сущность: размышляли, ссорились, любили, мирились, воевали, спорили, бродили по миру людей. Отличие же от людей заключалось в том, что древние греки наделяли богов сверхъестественными способностями, которые были не под силам простым смертным. Боги бессмертны, боги повелевают судьбами людей. Боги египтян более отрешены от мира - они недостижимы для обыкновенного человека, они правят миром людей и судят их за определенные поступки. Верования в Олимпийских богов предполагали стремление человека к саморазвитию и совершенствованию своего тела. Боги греков были образцом для подражания, высшим эталоном. Обыкновенный же египтянин не мог даже мечтать встать на одну ступень с богами.
13*. Начните работу над проектом «История в лицах». Советуем вам собирать информацию о людях, чьи имена помнят и в наши дни (на выбор: Геродот, Гомер, Сократ, Диоген, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.). В конце учебного года желательно подготовить сообщение (сопроводив его электронной презентацией) о вашем герое.
Для презентации можно использовать следующий текст:
Фемистокл - военный гений и жертва демократии
Всем известны деяния великих героев Эллады, о них слагали песни, почитали в храмах - они остались навечно в мировой истории. Однако, большинство из них - лишь миф, не получивший исторического подтверждения. Нам не известно, насколько реальны были герои греческих поэм и мифов Ахиллес, Одиссей, Персей, Тесей и др. Может быть греки лишь мечтали быть героями и выдумывали себе великих предков, сами по себе ничего не представляя? Уверен, это не так. Эллада воспитала реальных героев, без которых существование этой свободолюбивой страны было бы под вопросом еще в V веке до н.э.
Итак, враг стоит у порога Греции. Нашествие великой армии персидского царя Ксеркса уже началось. Храбро сражается царь Леонид с его трехстами спартанцами в Фермопильском ущелье, прикрывая отход греческой армии. Именно в это время восходит звезда еще одного сына Греции - Фемистокла.
Фемистокл был рожден в 524 году до н.э. Несмотря на то, что его мать была уроженкой Галикарнаса и в Афинах он считался незаконнорожденным, ему удалось получить гражданские права. К моменту нашествия армии Ксеркса Фемистокл уже успел побывать в должности архонта, в 490 году принять участие в Марафонской битве в качестве стратега. Он активно занимался политикой и примыкал к демократической группе, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоев и афинской бедноты. Фемистокл поднялся на вершину власти исключительно благодаря своим способностям. Афинские аристократы, прежде безраздельно господствовавшие в городе, всегда противились его влиянию. Если бы не кризис, вызванный нашествием персов, высшие должности в Афинах, быть может, и впредь занимали бы не по достоинству, а по праву рождения. В 487 г. по его инициативе архонты в Афинах стали избираться по жребию, что позволяло выдвигаться на эту должность людям не очень богатым. В 483 г. по его предложению афиняне изгнали вождя аристократической партии Аристида; в том же году Фемистокл был вторично избран на должность стратега.
Фемистокл был первым политическим деятелем, который понял, что будущее Афин во многом зависит от морского флота. Он предложил афинянам использовать доходы от Лаврийских серебряных рудников на строительство военных кораблей - триер. Вернее, Фемистоклу пришлось пробить все демократические барьеры и победить всех своих недоброжелателей, противившихся огромным тратам средств на постройку флота. Фактически он заставил афинян принять решение, которое впоследствии спасло Элладу. К 480 г. афиняне претворили план Фемистокла, построив двести триер.
Фемистокл был один из немногих греков, кто понимал силу единой Греции. Именно по призыву Фемистокла был создан Эллинский союз тринадцати полисов для отражения вторжения персов. И Фемистокл оказался прав. Сухопутная армия не смогла удержать персов в Фермопильском ущелье. Надежда оставалась на флот. В июле 480 г. Фемистокл возглавил греческий флот из 271 корабля в битве у мыса Артемисий, где персы потерпели поражение. Атака Фемистокла не дала персидскому флоту подойти к берегу и ударить по греческой армии в Фермопильском ущелье. Получается, что героями Фермопил были не только отдавшие свои жизни спартанцы царя Леонида. Без помощи флота подвиг спартанцев мог бы не спасти отходящую греческую армию.
Понимая, что единственный шанс греков заключается в победе над персами на море, Фемистокл убедил афинян покинуть родной город, а боеспособных граждан перевел на корабли. Можно представить себе ярость афинян, которым пришлось сдать город персам на уничтожение. В русской истории тоже есть такой пример - отход армии Кутузова с целью сохранения армии и сдача Москвы Наполеону. Но Фемистокл не мог знать маневров Кутузова, но Кутузов мог знать тактику Фемистокла.
Когда население из Афин было эвакуировано, Фемистоклу опять пришлось уговаривать свободолюбивых греков остаться у Саламина и встретить персидский флот здесь, а не бежать на Пелопоннес. Пока греки колебались, опасаясь, как бы персидский флот не запер их в проливе, Фемистокл известил Ксеркса, что греки планируют бежать, и посоветовал немедленно их атаковать. Предательство? Отнюдь. Это был хитрый стратегический ход. В результате персы вошли в узкий и опасный пролив, где не могли воспользоваться своим перевесом в числе кораблей, а также их мореходными качествами, что и принесло грекам знаменитую победу при Саламине. Сам Фемистокл в Саламинской битве командовал 180 афинскими триерами, которые сыграли решающую роль в разгроме персидского флота. После изгнания персидских полчищ из Эллады греки стали называть Фемистокла «героем Саламина», даже Спарта оказала ему небывалые почести.
Впоследствии Фемистокл немало сделал для восстановления и укрепления Афин, стремясь превратить их в самый могущественный полис Эллады. Ему приписывается план строительства Длинных стен, которые должны были соединить Афины с Пиреем и тем самым гарантировать безопасность города. Фемистокл положил начало образованию Делосского морского союза, в который вошли приморские и островные греческие полисы; Афины в этом союзе играли решающую роль.
Все замечательно, Фемистокл стал всеобщим любимцем Эллады и … жертвой демократии. Небывалая слава и авторитет Фемистокла вызвали у афинян подозрение в стремлении к тирании. В 471 г. по предложению вождя афинских аристократов Кимона Фемистокла изгнали из Афин. После долгих скитаний он с семьей удалился в Персию к царю Артаксерксу I, который предоставил ему политическое убежище и дал в управление три города в Малой Азии: Магнесию, Лампсак и Миунт. В 459 г. герой Эллады Фемистокл умер от болезни или, по ряду свидетельств, принял яд и покончил жизнь самоубийством, узнав, что персидский царь собирается отправить его воевать с греками. Так демократическая Греция отплатила человеку, спасшему ее от персидского рабства. Друзья тайно захоронили его в Аттике, на одном из мысов Пирея.
Впоследствии о Фемистокле ходило множество слухов. Его обвиняли и в предательстве, и в воровстве, и в подкупах, и в распутстве. Сегодня уже невозможно определить, что из этого правда, а что козни злопыхателей. Вот что писал крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны» Фукидид о Фемистокле:
«Фемистокл был чрезвычайно одарен от природы и заслуживает в этом отношении, как никто другой, величайшего удивления… Отличаясь выдающейся остротой ума, он был величайшим мастером быстро разбираться и принимать решения в непредвиденных обстоятельствах текущего момента и, кроме того, обладал исключительной способностью предвидеть события даже отдаленного будущего. За что бы он ни брался, всегда у него находились подходящие слова и выражения, чтобы объяснить другим свои действия, и даже в той области, с которой он непосредственно не соприкасался, умел тотчас найти здравое суждение. По ничтожным признакам Фемистокл прозревал, предвещают ли они что-либо хорошее или плохое. Короче говоря, это был человек, которому его гений и быстрота соображения сразу же подсказывали наилучший образ действий».
Между тем сын Дария, Ксеркс, сам стал во главе большого войска, собравшегося в Малой Азии. Он переправил солдат через пролив по временному мосту, проложенному на судах, и двинулся на Грецию с севера. За войском тянулся большой обоз; персы во время похода не любили себе отказывать в удобствах, а царь вез за собой свой двор. Впереди царской повозки ехала большая колесница, запряженная восемью конями; на ней везли изображение высшего божества. Вдоль берегов окольной линией рядом с войском двигался большой флот, который должен был доставлять на сушу припасы; для того чтобы избегнуть объезда у опасного Афонского мыса, персы заранее прорыли каналом перешеек, соединяющий горный кряж с материком.
Жрецы храма в Дельфах, подававшие грекам советы от имени бога Аполлона, уговаривали всех подчиниться страшной силе. Города, где правили знатные роды, ждали персов, чтобы присоединиться к ним. Только Афины и Спарта с пелопоннесцами решили сопротивляться.
Персы были непобедимы на азиатских равнинах, но в Греции они во второй раз встретились с неудобствами горной природы: они должны были медленно пробираться по горным ущельям и тропинкам и брать врозь каждую небольшую область, защищенную горами, как крепостной стеной. К тому же добыча в скудной Греции была невелика.
Все же положение тех греков, которые решили защищаться, было очень опасно. Небольшой отряд спартанцев в течение нескольких дней защищал против персов проход Фермопилы между северной и средней частью Греции, но был обойден и погиб. Персы добрались до середины Греции и везде опустошали страну. Жители Аттики и Афин должны были бежать. На судах перевезли семьи граждан и то, что можно было захватить из имущества, на соседний островок Саламин и в ближние города на юге; а все афиняне, способные к оружию и к работе, сели на корабли и соединились с другими греческими эскадрами.
Но греки сошлись из разных независимых городов; у них не было ни общего плана, как действовать, ни даже согласия. Пришлось отдать главное начальство спартанским вождям, потому что спартанцы считались самым сильным греческим народцем. Между тем спартанцы как раз не знали морского дела, и у них почти вовсе не было кораблей. Афиняне под начальством Фемистокла желали биться на море у самой родины своей; спартанцы хотели отступить южнее к своим берегам и укрепить перешеек у города Коринфа, чтобы не пускать персов дальше по сухому пути.
Против желания спартанцев греки должны были поневоле сразиться в узком проливе у острова Саламина: флот персов обогнул середину Греции и запер греческие корабли с двух сторон этого пролива. Греки взяли верх своим искусством в морском деле: они ставили корабли в круг носами вперед и затем быстро разъезжались лучами во все стороны: тяжелые корабли персов путались около незнакомых скал. Грекам помогла и непогода, разбившая много вражеских кораблей. Остатки расстроенного флота персов отъехали к Малой Азии, а царь, недовольный затяжкой войны, вернулся домой. Его беспокоило к тому же опасное восстание в Вавилоне. Сухопутное войско персов продолжало еще стоять в середине Греции. Лишь через год в упорной битве под городком Платеи оно было разбито греческим ополчением из спартанцев и афинян. В тот же день флот греков, преследуя персидский, одержал над ним победу у мыса Микале против острова Самоса.
Нашествие Ксеркса. Нашествие персов на Грецию не заставило себя долго ждать. Весною 480 г. Ксеркс во главе армии в несколько сот тысяч1 двинулся к Геллеспонту, куда явился и персидский флот, тоже заключавший многие сотни кораблей. Здесь по наведенным через пролив мостам совершилась переправа царских полчищ из Азии в Европу. Армия двигалась далее по берегу, а флот сопровождал ее и по мере надобности снабжал припасами. Лучшим способом войны для греков было задерживать движение вражеских сил в тесных ущельях и узких проливах, где персы не могли бы действовать массою своих войск и сразу всеми кораблями своего флота. Поэтому первое сопротивление было оказано греками персам в Фермопилах, где спартанский царь Леонид с успехом отбивался от натиска громадной армии. Когда персы, благодаря одному изменнику, нашли горную тропинку в обход греческой позиции и появились в тылу у Леонида, он отпустил отряды союзных городов и пал на месте с оставшимися при нем тремястами спартанцами. Персы могли теперь беспрепятственно вступить в Среднюю Грецию.
Беотийцы подчинились, население Аттики спасалось бегством, сами Афины были разрушены неприятелем, и Ксеркс готовился пробить новую оборонительную линию греков, решивших укрепиться на Истме. Положение греков было здесь, однако, ненадежно. Персидский флот, в котором находилось очень много финикийских кораблей с опытными мореходами, мог всегда высадить в тылу у греков войско, и они оказались бы в таком же положении, как и в Фермопилах. Нужно было поэтому действовать и против неприятельского флота. Еще в то время, когда происходило сражение в Фермопилах, греческий флот уже дал битву морским силам персов у мыса Артемисия в проливе между северной оконечностью Эвбеи и Фессалией, но исход этой битвы был неопределенный. Теперь, после того, как персидский флот, обогнув Аттику, уже был в недалеком расстоянии от Истма Фемистокл, стоявший во главе афинского отряда, стал убеждать других греческих вождей в необходимости снова дать персам морскую битву в узком проливе, отделявшем от Аттики остров Соломин. Товарищи не слушались Фемистокла, и тогда он прикинувшись другом персов, послал сказать Ксерксу, чтобы он напал на греков, которые собираются уйти. Ксеркс поддался хитрости Фемистокла и велел своему флоту напасть на греков, а сам смотрел с берега на то, как шло сражение, будучи вполне уверен в блестящей победе. Саламинская битва была, наоборот, полным поражением персов. В узком проливе, среди скал и отмелей персам трудно было развернуться, их корабли мешали друг другу, да и между финикийцами и малоазиатскими греками, составлявшими главную силу царского флота, большого согласия в общих действиях не могло быть. После поражения при С ал амине Ксеркс удалился в Азию, оставив, однако, в Беотии триста тысяч войска под начальством Мардония. В следующем (479) году греки перешли уже в наступление. Сухопутное войско греков направилось в Беотию под начальством спартанского полководца Павсания (опекуна малолетнего царя) и здесь разбило персов и соединившихся с ними фессалийцев и беотийцев при Платеях. Одновременно другой спартанский царь (Леоти-хид) и афинянин Ксантипп поплыли с флотом к берегам Малой Азии и у мыса Микале (между о-вом Самосом и Милетом) одержали блестящую победу над персами1. Следствием этого двойного поражения персов было не только изгнание их из европейской Греции, но и освобождение от их власти греческих колоний в Малой Азии.
127. Конец войны с персами. Персия не скоро оказалась в состоянии оправиться от трех дорого стоивших и окончившихся так неудачно завоевательных походов в европейскую Грецию. Не решаясь более предпринимать завоеваний в Европе, Ксеркс думал лишь о том, чтобы снова подчинить себе малоазиатских греков, и с этою целью готовился к новой войне, стягивая большие силы к южному берегу Малой Азии, оставшемуся в его власти. Кимон, сын Мильтиада, бывший в это время наиболее выдающимся государственным деятелем в Афинах, решился возобновить борьбу с персами и с большим флотом отправился к южному берегу Малой Азии, где в 466 г. одержал над персами двойную (морскую и сухопутную) победу при устье реки Эвримедонта. Кроме того, Кимон совершил еще блестящий поход на остров Кипр с целью отнять его у персов, действуя при этом заодно с восставшими египтянами. (Афиняне даже помогли своим войском вождю египетского восстания Инару, но оно было подавлено персами). Концом греко-персидских войн считается 449 г., и тогда же, по-видимому, был заключен мир {«Кал-лиев»), по которому персидский флот лишился права появляться в греческие воды.
128. Значение греко-персидских войн. Войны с персами, наполняющие историю первой половины V в., имели в жизни греческого народа громадное значение. Победы над могущественной монархией «великого царя» внушили грекам гордое сознание, что они — первый народ в мире, призванный к свободе и даже к господству над варварами.
Этот подъем национального патриотизма сопровождался блестящим развитием духовной культуры, делающим V век до Р.Х. одною из важнейших эпох всемирной истории. И на самом деле эллины победили персов потому, что в культурном отношении стояли неизмеримо выше варваров: материальное количество должно было отступить перед духовным качеством. Далее, до персидских войн первенствующая роль в греческом мире принадлежала азиатской Ионии, теперь первенство перешло к европейским грекам и среди них к ионянам Аттики. Подавление малоазиатского восстания в начале V в. и последовавший затем период войн нанес удар былому благосостоянию Ионии, а когда наступили мирные времена, прежние благоприятные отношения береговых городов Малой Азии к внутренним ее областям уже не могли быть восстановлены. Но и среди европейских греков произошла большая перемена. В начале персидских войн самым сильным государством Греции была Спарта, и ей поэтому принадлежала сначала гегемония в борьбе с Персией. Так как персы увидели, что завоевать Грецию можно лишь при помощи флота, то война приняла морской характер, а в ней главную роль должны были получить Афины, которые как раз в это время сами превратились в морское государство. Кроме того, поражение, нанесенное греками персидской морской силе, было в сущности поражением и финикийцев, участвовавших со своим флотом в походах персидских царей. Наконец, вместе с персидским владычеством пала и тирания, пользовавшаяся покровительством «великого царя» и в свою очередь поддерживавшая чужеземное иго над частью греческой нации.
129*. Борьба греков с Карфагеном. В то самое время, как в восточной части Средиземного моря греки вели борьбу с персами, в западной его части шла у греков тоже очень упорная борьба с Карфагеном. Жители этой торговой финикийской колонии, Достигшей в конце VII и начале VI в. большого значения, нашли себе союзников в лице населявшего часть Италии народа этрусков, так как и те, и другие одинаково стремились не допускать греков распространять свои колонии. Это заставляло и западных греков объединяться для борьбы с Карфагеном. Главным ее театром сделалась Сицилия, где одновременно существовали1 и финикийские, и греческие колонии. Когда в Сицилии возвысился тиран Гелон, карфагеняне, подбиваемые, как думали, Персией, решились сделать на греков нападение. Война началась в 480 г., т.е. в одно время с нашествием Ксеркса на Элладу, но Гелон отразил карфагенскую армию, бывшую под начальством Гамилькара, и его победа при Гимере получила в этой части греческого мира такое же значение, какое имела для другой его части битва при Соломине.