Стрессы подстерегают нас повсюду: в общественном транспорте, на работе, дома. Серое небо, серый асфальт, угрюмые люди, одетые во все темное. В один момент может показаться, что нет больше в мире красок, и все вокруг играет исключительно против вас: компьютер весь день тормозит, начальник требует сдать сложную работу в кратчайший срок, коллеги шушукаются у вас за спиной... И неизвестно, что может стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения: возможно, это будет шнурок на ботинке, который никак не хочет развязываться, а может быть, прохожий, случайно задевший плечом в городской сутолоке...
Стресс менеджмент (управление стрессами) - популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций. Получить полезные навыки можно на тренингах по стресс менеджменту или самостоятельно изучив литературу и выполнив различные упражнения по борьбе со стрессами.
Стресс вреден далеко не всегда. Природа не зря наделила живых существ возможностью «собираться» в ситуациях опасности. Стресс - это природный механизм, который помогает человеку (и животным) успешно функционировать в условиях форс-мажора. Поэтому само понятие стресса в менеджменте не несет в себе отрицательной нагрузки. В определенных дозах стресс даже полезен. Главное, чтобы не заболеть, необходимо контролировать нагрузки на организм и чередовать их с моментами расслабления. На этом строятся многие упражнения стресс менеджмента.
- базовая релаксация;
- модификация поведения.
Базовая релаксация - это основа основ менеджмента стрессами. Разработанная еще 100 лет назад, эта практика до сих пор применяется на тренингах по стресс-менеджменту. Упражнение состоит в последовательной концентрации человека на различных частях тела. Каждая мышца попеременно расслабляется и напрягается. Внимание человека должно быть сосредоточено на тех ощущениях, которые возникают при расслаблении. Таким образом, достигается полная релаксация. Сегодня к этой базовой технике стресс менеджмента добавляются элементы аутотренинга и медитации.
Модификация поведения часто применяется в рамках менеджмента управление стрессами на работе. Упражнение заключается в том, чтобы перевести свою негативную реакцию на стрессовую ситуацию в позитивное русло. В частности, перефразировать свои высказывания так, чтобы они звучали в положительном ключе. Например, фраза «У меня проблемы на работе» может быть модифицирована в «У меня на работе ситуация, которая требует много внимания» и т. д.
Прекрасным способом избавления от эмоциональных стрессов являются физические нагрузки. Посещение спортзала после работы или в обеденный перерыв значительно повышает уровень стрессоустойчивости у человека. Даже если возможности заниматься спортом нет - просто двигайтесь. Получили неприятную новость на работе - встаньте, посмотрите на себя в зеркало, сделайте себе чай или просто выйдите на улицу на несколько минут. Движение отвлечет внимание от мнимой угрозы.
Придя домой, отважьтесь на контрастный душ. Обливание попеременно горячей и холодной водой гарантирует сумасшедший заряд бодрости и подъем настроения на несколько часов - минимум.
Менеджмент управления стрессами может проводиться не только в индивидуальном порядке, но и в рамках организации в целом. Безусловно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, но и от окружающей действительности многое зависит. Так компания может частично нивелировать для работников стресс, приняв, в частности, такие меры:
Психологических приемов разгружать себя огромное количество. Можно выполнить упражнения и научиться контролировать себя и не пропускать негатив в свой внутренний мир. Однако, самым лучший и проверенным способ борьбы со стрессом - это чувство влюбленности. Любовь - это тоже стресс, но такой, от которого вырастают крылья, и все проблемы на работе, дома и в общественном транспорте кажутся такими ничтожными...
Стресс - менеджмент как самостоятельное научно-практическое направление выделилось относительно недавно, в начале 1990-х гг. Его появление в значительной мере обусловлено явной тенденцией к повышению стрессогенности мирового социального пространства как следствия глобальных социальных, политических, экономических изменений, интенсификации в сфере производства и образования, учащения появления природных, экологических катаклизмов и техногенных катастроф . Существенно изменилось также и рабочее пространство. Оно подверглось воздействию широкого спектра психологических, социально - экономических и технологических изменений: рост численности «старослужащих»; расширение информационных и коммуникационных технологий; информационная глобализация с сопутствующими изменениями в шаблонах работы, повышение требований к профессионализму работников; увеличение сложности и количества задач; расширение функций и необходимых умений; рост доли населения, занятого в сфере услуг; интенсификация коммуникаций; увеличение количества форс - мажорных ситуаций, повышение требований к быстроте принятия решений и др. Все это значительно повысило риск психологического стресса, профессиональных заболеваний и нестабильности человеческого фактора в современных организациях.
Привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами - стресс - менеджменту связано с очевидными потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и стабильности персонала. По выражению А. Б. Леоновой, стресс-менеджмент стал «печальной необходимостью» для современных управленцев, понимающих значение сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости «здоровья» организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами. При росте конкуренции и интенсивности развития современных компаний управление рабочими стрессами является неотъемлемой частью эффективной стратегии управления кадровым потенциалом организаций. Стресс-менеджмент в организации ориентирован на профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов нейтрализации или смягчения негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала .
Стресс - менеджмент как теория и практика управления стрессами опирается на современные научные концепции стресса, практические результаты профилактической медицины, психогигиены, психологии здоровья, психологии труда, организационной психологии, психологии менеджмента и др. На Западе, и в первую очередь в США, исследования в области физиологии и психологии стресса ведутся с 1930-х гг .
Специальные исследования рабочих (или профессиональных) стрессов стали проводиться только лишь после 1980-х гг. Привлечению внимания исследователей к проблеме «стресс и работа» способствовало то, что стало очевидным негативное влияние рабочих стрессов на здоровье работников. В связи с широким спектром психологических, социально-экономических и технологических изменений в рабочем пространстве в конце ХХ в. значительно повысился риск психологического стресса и профессиональных заболеваний. Стал остро ощущаться недостаток теоретических и прикладных исследований по управлению стрессом на работе .
Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании накануне Национального дня информации о стрессе (6 ноября 2002 г.), показало, что 64% опрошенных испытывали стресс на работе за последние 12 месяцев, при том что в 2001 г. аналогичный показатель составлял 53%. Среди них 67% мужчин и 62% женщин. 57% опрошенных признали, что за прошлый год переживания стресса стали сильнее. Наиболее распространенными источниками стресса в рабочей среде были названы: слишком большой объем работы (62%), сжатые сроки выполнения заданий (58%), агрессивный стиль управления или плохая коммуникативная система (49%), рабочая среда без поддержки (43%) и про_
блемы с достижением приемлемого баланса работа/личная жизнь (42%). 64% тех, кто испытал стресс на рабочем месте, заявили, что он снизил степень их удовлетворенности работой, 36% - что он снизил их производительность, 31 - он нарушил их социальные отношения, у 29% стресс нанес прямой вред здоровью. Только 14% подвергшихся профессиональному стрессу была оказана медицинская помощь, а 78% не получили никакого профессионального совета, как справляться с подобными проблемами. Больше половины респондентов, испытывающих сильные негативные последствия стрессов на работе (58%), ожидают, что с такими или еще более негативными последствиями стресса они столкнутся и в будущем году .
Имеется множество эмпирических свидетельств того, что рабочие стрессы являются фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье людей, их удовлетворенность своей работой и в конечном счете на эффективность их деятельности. Рабочие и профессиональные стрессы способны изнутри подтачивать человеческие ресурсы и приводить к снижению производительности, мобильности и динамичности стратегического развития организации. Высокий уровень организационных стрессов ведет к повышению неконструктивной напряженности, конфликтности в коллективе, негативно сказывается на здоровье персонала, его лояльности по отношению к организации, может приводить к текучести кадров.
Управление стрессами на работе может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое .
Организационная парадигма.В данной парадигме мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, оптимизацию рабочих нагрузок, внедрение новых, более совершенных технологий работы.
Снижение уровня стресса у работников осуществляется посредством выявления и устранения факторов, вызывающих стресс, т. е. за счет перепроектирования работы. Однако в этом направлении могут возникать психологические трудности и новые психологические стрессы, связанные с организационными изменениями и сопротивлением инновациям .
Устранение или смягчение организационных и профессиональных стресс-факторов может производиться в следующей последовательности:
1. Анализ стрессообразующих факторов для сотрудников организации, выполняющих различные виды работ: выявление стрессогенных (имплицитно_стрессовых видов работ, профессионально_трудных ситуаций (ПТС).
2. Выявление должностных позиций и видов профессиональной деятельности, характеризующихся наибольшей стрессовой нагрузкой (стрессогенностью).
3. Определение ключевых (ведущих) организационных факторов, которые могут быть изменены для снижения стрессогенности работы персонала.
4. Выявление тех организационных условий, которые в данный момент времени нельзя быстро изменить или для их изменения потребуется длительное время, например «гуманизации» организационной культуры.
5. На основе проведенного анализа разработка проекта организационных изменений как последовательного решения выявленных организационных проблем, вызывающих стрессы на рабочем месте.
6. Внедрение проекта организационных изменений и мониторинг динамики изменения уровня организационного стресса у работников .
Медицинская парадигма. В рамках данного подхода стресс рассматривается как личная проблема, поэтому помощь адресована конкретному человеку. Для оказания помощи используется широкий спектр терапевтических и профилактических методов. Лечение профессиональных заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, предоставление терапевтической помощи сотрудникам, подвергшимся воздействию чрезмерного стресса в форс - мажорных обстоятельствах. К сожалению, данный подход далеко не всегда применим в связи с ограниченностью материальных и временных ресурсов, необходимых для реализации данных программ, а также с трудностями, возникающими при определении источников стресса для каждого работника .
Психологическая парадигма.По своему содержанию данная парадигма подразделяется на два основных подхода:
1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу у работников.
2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс-синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения .
Для этого используются различные формы психокоррекции и обучения. Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет
свою специфику. Профилактика стрессаориентирована прежде всего на устранение потенциальных источников стресса - не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Важным аспектом профилактической работы является обучение работников методам, позволяющими правильно анализировать и интерпретировать ситуации жизненных и профессиональных стрессов, давать им реалистические оценки, расширять репертуар конструктивных копинг-стратегий и повышать мотивацию к личностному росту в аспекте жизненной стойкости и противостояния различным видам стресса .
Одной из составляющих профилактики стресса (консультативной поддержки) является персональная психодиагностика нервно-психической напряженности (стресс - состояний) и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу с учетом личностных, социально-демографических и других особенностей и специфики работы. Психологическая коррекцияличности для преодоления стресс - синдромов и «неравновесных» стресс - состояний в большей степени связана с оптимизацией существующего дисбаланса между стресс - воздействиями и личностными ресурсами. Она осуществляется с помощью специализированных программ обучения и психологических тренингов. Коррекционная работа предполагает глубинную проработку восприятия (субъективной репрезентации) и способов преодоления стрессов в социальных, профессиональных и жизненных ситуациях .
А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова отмечают, что профилактика и коррекция отрицательных функциональных состояний, в том числе стрессовых состояний, важна по следующим причинам. Во - первых, функциональные состояния напрямую связаны с эффективностью деятельности человека, под которой понимается не просто результативность, но также оптимальность поставленной перед субъектом деятельности цели. Переживание острых и хронических стресс - состояний приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, а иногда может быть причиной аварий и травм .
Во - вторых, профилактика и коррекция стрессовых состояний важна для сохранения профессионального здоровья. В условиях сверх - нагрузок, вызванных разными причинами, затраты внутренних ресурсов могут быть слишком высокими, что отрицательно сказывается на психосоматическом и психосоциальном здоровье человека. Постоянное влияние неблагоприятных стрессовых состояний способствует личностным изменениям (деструкциям, деформациям). Так, например, хронические стрессовые состояния формируют такие качества, как нерешительность, тревожность, апатичность, повышенную истощаемость .
Система профилактических мер должна быть направлена на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших дезадаптивных или стрессовых состояний. А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова выделили следующие особенности профилактических мероприятий:
1. Конкретные цели профилактической работы определяются с учетом специфики конкретной ситуации, конкретной профессиональной группы и типа состояний.
2. Подбор адекватных средств оптимизации функциональных состояний может вестись только на основе конкретизированных целей
К сожалению, не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных и организационных стресс - факторов, а также стратегий преодолевающего поведения (копинга). Кроме этого одной из задач стресс_ - менеджмента является оценка эффективности используемых антистрессовых технологий. С этой целью должны разрабатываться надежные диагностические процедуры, позволяющие осуществлять мониторинг изменений объективных и субъективных характеристик стресс - ситуаций до и после применения превентивных программ. Для этого должны быть определены валидные критерии оценки их эффективности: внешняя успешность деятельности, внутренняя удовлетворенность человека работой, улучшение или стабилизация его состояния и настроения, восполнение психологических ресурсов и др. Ниже представлены отдельные диагностические методики, которые могут быть использованы при решении различных задач стресс – менеджмента .
Понятие стрессаиспользуется для характеристики обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на чрезвычайные или экстремальные события, обстоятельства жизнедеятельности, стрессогенные факторы внешней среды. В обиходной речи под стрессом понимается состояние,противоположное покою и душевному равновесию, а при чрезмерном стрессе - горе, страдание и другие проявления дистресса. Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверхмобилизация адаптационных возможностей .
В современной научной литературе термин «стресс» используется в различных значениях. Во-первых, под стрессом понимается сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие, названное Г. Селье термином «стрессор». Позже «стрессор» или «стресс-фактор» стали использоваться как синонимы. Во-вторых, под стрессом понимаются субъективные реакции, отражающие внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), происходящие в самом человеке. В третью группу объединяются понятия стресса как неспецифических черт физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов. Следует признать, что
не все определения стресса в полной мере отражают его сущность. В одних представление о неспецифичности его некоторых черт подменяется представлением о чрезвычайности этого процесса в целом. В других определениях не учитывается факт наличия неспецифических черт адаптационных процессов как при негативных, так и при позитивных воздействиях на организм. В. А. Ганзен рассматривает состояние стресса как полидетерминированное, интегральное качество личности, как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата .
Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать . Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.
Необходимость управления стрессами
Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются . Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.
Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:
- управление напряжением на уровне всей структуры компании;
- отдельной личности.
Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.
На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.
Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.
Причины стресса в организации
Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:
- Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
- Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
- Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
- Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
- Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
- В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
- Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
- Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
- Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
- Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
- Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.
Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.
Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.
Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации
Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:
- Выявление источника напряжения.
- Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
- Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.
В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:
- значимость ситуации;
- риск;
- цейтнот.
Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.
Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:
- Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
- Описать , оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
- Разработка плана по снижению стресс-факторов.
- Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.
Задача вторая – работа с психическими состояниями
Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.
Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:
- Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
- Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
- Обучение включает переход из одного состояния в другое.
- Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.
Задача третья – самовосстановление
Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.
К основным средствам восстановления относят:
- Мышечная , гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
- Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
- Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
- Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
- Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.
Что может предпринять руководитель
Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:
- Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
- Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
- Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
- Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
- Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.
Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.
Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»
Что может предпринять сотрудник
Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.
- Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
- Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
- Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
- Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
- Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
- Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.
Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»
Итог
Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.
Стресс-менеджментКак самостоятельное научно-практическое
направление выделилось в начале 1990-х
годов.
Стресс-менеджмент– грамотное управление
своим состоянием и поведением во время
сильного физического или психологического
напряжения. Такое напряжение зачастую
значительно снижает эффективность работы
сотрудника, влияя на его эмоциональное,
физическое и интеллектуальное состояние.
Симптомы стресса
1. Физиологические симптомы,2. Эмоциональные симптомы,
3. Поведенческие симптомы,
4. Интеллектуальные симптомы.
Чем больше симптомов вы обнаружите в себе,
тем ближе вы к точке неконтролируемого
стресса
Стадии развития стресса
1. Реакция тревоги.2. Стадия сопротивления.
3. Стадия истощения.Структура эффективной деятельности,
выполняемой на фоне стрессаУровни компетентности и
соответствующие им профессиональные
качества и навыкиВзаимосвязь эффективности
выполняемой деятельности и уровни
испытываемого стресса
Профессиональный стресс
- многообразный феномен, выражающийся впсихических и физических реакциях на напряженные
ситуации в трудовой деятельности человека.
В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в
Международной классификации болезней (МКБ-10).
По мнению специалистов, к профессиональному
стрессу приводит перегрузка человека работой,
недостаточно четкое ограничение его полномочий и
должностных обязанностей, неадекватное поведение
коллег и даже долгая и выматывающая дорога на
службу и обратно, не говоря уже о недостаточной
оплате труда, однообразной деятельности или
отсутствии карьерных перспектив.
Причины стресса в организациях
1. Дефицитвремени и высокая ответственность вкупе
с боязнью совершить ошибку.
2. Неясные перспективы профессионального роста и
развития карьеры, кризисы ее завершения.
3. Социальная значимость, престиж профессии и
стремление к ее соответствию внутренним запросам
личности.
4. Напряженный психологический климат в
организации, рабочей группе.
5. Изменение характера информационных нагрузок как
следствие внедрения в компании IT-технологий.
6. Деперсонализация профессиональных контактов.
7. Проблема распределения времени.
Факторы, вызывающие производственный стресс
объективные – вредные характеристикипроизводственной среды, тяжелые условия
работы и чрезвычайные (форс-мажорные)
обстоятельства.
субъективные – делятся на межличностные
(коммуникационные) и внутриличностные
(профессиональные, стрессы личностного
характера и стрессы, связанные с плохим
соматическим здоровьем работников)
Управление стрессами на работе
может осуществляться различнымиспособами - три направления:
организационное,
медицинское,
психологическое.
3 основных стратегии стресс-менеджмента
3 основных стратегии стрессменеджментауход от стрессовых факторов – самый
быстрый и простой вариант, но в случае,
когда от проблемы невозможно или не
хочется уходить, он не применим.
изменение стрессовых факторов – в случае,
когда мы хотим и способны повлиять на
проблему и готовы затратить на процесс
изменения определенные ресурсы;
изменение отношения к стрессовым
факторам – требует наибольших
психологических усилий.
Концепция стресс-менеджмента
Концепция стрессменеджментапредполагает обучение сотрудников
компании:
- навыкам диагностики стрессовых ситуаций
- приемам смягчения негативных
воздействий с учетом собственных
«слабых мест»;
- способам максимально быстрой и
эффективной нейтрализации
закономерных, с точки зрения
физиологии, реакций человеческого
организма на изменения внешней среды.
ТРИ СЛОНА И ОДНА ЧЕРЕПАХА СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА
Повышение стрессоустойчивости
Подходы к повышению стрессоустойчивости-
«Тяжело в ученье – легко в бою»,
«Прививка против стресса».
Средства повышения стрессоустойчивости
-
Физическая нагрузка,
Температурные воздействия,
Задержки дыхания,
Голодание,
Болевые воздействия.
Управление стрессом
включает следующие меры:- признание (в том числе, и на высшем
управленческом уровне) того факта, что
на сотрудников оказывается воздействие,
которое может негативно сказаться на их
физическом и психическом здоровье, а
значит, и на делах предприятия;
- создание разветвленной системы мер,
направленных
на
ослабление
и
профилактику, как самого воздействия,
так и его возможных последствий.
Управление стрессом в профессиональной деятельности
стресс-менеджмент на уровнеорганизации
стресс-менеджмент на уровне
отдельных сотрудников
Технологии стресс-менеджмента: 15 методов борьбы со стрессом и депрессией
Технологии стрессменеджмента: 15 методовборьбы со стрессом и
депрессией
Индивидуальные способы борьбы со стрессами
- время от времени уезжать на рыбалку;- регулярно делать утреннюю гимнастику;
- разгружать себя эмоционально;
- находить новые увлечения;
- рационализировать рабочий день;
- планировать работу по своим возможностям;
- систематически изыскивать время для отдыха с
семьей;
- относиться ко всему философски;
- переключаться на другие виды деятельности;
……………
Таким образом, …
А) Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека наопасную или неопределенную, но при этом значимую для него
ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа
поведении или при невозможности его применить
Б) Стресс – это защитный механизм управления поведением человека
в целях поддержания его выживания.
В) Плюсы стресса для человека: выделяется дополнительная энергия
для решения проблемы; организм «подсказывает» что делать убежать, напасть или затаиться; тренируется нервная, иммунная и
сердечно-сосудистые системы.
Г) Минусы стресса для человека: энергии может быть слишком много;
организм «подсказывает» в основном примитивные реакции,
зачастую противоречащие сознательному выбору; при сильном
стрессе иммунная система истощается, нервная и сердечнососудистые системы перенапрягаются.
Д) Стресс «заставляет» человека действовать не в целях развития, а
в целях выживания. Поэтому пока человек не развил свое сознание
до уровня, близкого по силе к уровню его бессознательного,
технологии управления стрессом является необходимым условием
его эффективной деятельности, особенно в новых для него
областях.
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 2
Давно замечено, что современный человек слышал о множестве важных вещей, влияющих на качество его жизни, однако продолжает строить и организовывать свою жизнь по привычке, так и не научившись использовать свой богатейший запас знаний. Это замечание как нельзя лучше подходит к нашим знаниям о стресс-менеджменте. Практическим рекомендациям по разработке технологии управления стрессами в организациях посвящена данная статья.
Попробуем сначала разобраться, что стоит за понятием "стресс-менеджмент". Это понятие пришло к нам, как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого толкования его пока нет. Но большинство практиков понимает под этим термином что-то вроде "управление собой в момент стресса" или "методы преодоления последствий стресса". Во всяком случае, именно под рубрикой "Стресс-менеджмент" проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обучать способам релаксации и позитивного мышления.
На мой взгляд, вполне логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.
Примечание. Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.
Ганс Селье
Организационные меры управления стрессами
К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата.
Словарь управления персоналом. Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.
Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу "Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее", заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.
Создание благоприятного организационного климата - кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:
Организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;
Привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;
Использование проектных и командных форм организации труда.
Сейчас многие уповают на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Однако хочется предупредить любителей схематичного подхода: используя стандартные подходы и решения в области создания благоприятных взаимоотношений, можно натолкнуться на ряд неприятностей.
Пример. В качестве примера приведу одну финансовую организацию, которая для усиления корпоративного духа устраивала периодические грандиозные праздники для своих сотрудников. При этом система обратной связи, которая позволяла бы не только руководителям знать и понимать насущные потребности и интересы своего персонала, но и персоналу понимать реальные бизнес-задачи, стоящие перед организацией, не была налажена. В результате персонал превратился в подобие "маленького ребенка", потребляющего развлечения и заработную плату и не берущего на себя ответственность за происходящее в организации. Через год такого взаимодействия персонал из "маленького ребенка" превратился в "неуправляемого подростка". Участились случаи финансовых махинаций со стороны сотрудников, сплоченность, созданная на корпоративных праздниках, привела к тому, что персонал сплотился против организации. Обмениваясь способами мошенничества, создал систему "круговой поруки".
Этот крайний случай привожу для того, чтобы подчеркнуть мысль о невозможности создания благоприятного организационного климата, если использовать схематичные подходы, не соблюдать при этом двух важнейших принципов. На первом месте стоит уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник, работающий в организации, должен быть осведомлен о ее основных целях и задачах, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений. Вторым важнейшим принципом является необходимость разработки конкретных мер на основе проведения исследования потребностей, интересов и настроений сотрудников. Понимание уровня развития персонала позволит подобрать адекватные способы взаимодействия с ним на основе удовлетворения его ведущих потребностей. Методики исследования можно найти в специальных руководствах по изучению организационного климата. Благоприятный организационный климат служит не только профилактикой и смягчением стрессогенных факторов, но и обладает отличным релаксирующим (восстанавливающим) средством.
Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.
Однако практически организовать реализацию данного права достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка). Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.
Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обучение по антистрессовым программам.
Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и "повышение иммунитета" к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испытуемых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль "прививок против стресса", значительно снижают нервозность и повышают производительность труда. В ходе исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных сотрудников, для того чтобы они помогали своим коллегам справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.
Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ - укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования.
Индивидуальные меры управления стрессами
Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.
Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода - аутотренинга и медитации.
Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа "А", к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.
Кроме того, разработка антистрессовых программ требует решения еще, по крайней мере, двух проблем.
1. Каков должен быть состав обучающихся сотрудников? Учить всех или только руководителей? А может быть, нужно выделить сотрудников с наиболее стрессогенными факторами деятельности? Для ответа на эти и другие вопросы необходимо знание особенностей конкретной организации. Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить прекрасной профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации.
2. Вторая проблема не меньшей практической важности в создании антистрессовой программы - содержание программы и субъекты обучения. Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджмента, топ-менеджмента и руководителей HR-службы. Цели обучения не только позволят сбалансировать обучение стресс-менеджменту с общей программой обучения персонала, но позволят системно подойти и к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет не только увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче, но и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам.
В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, хочется обратить внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" - для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика"- кто избегает его; "стресс льва" - кого такие ситуации мобилизуют.
Информация для размышления
Возраст стресса
Психологи из Университета Южной Калифорнии пришли к выводу, что степень влияния стресса на принимаемые решения зависит от возраста человека. Несмотря на то что молодые люди более импульсивны и безрассудны, в условиях стресса они действуют лучше, чем старики.
В рамках эксперимента были проанализированы действия молодых (18 - 33 лет) и пожилых (65 - 89 лет) людей. Им предлагалось на небольшое время опустить руку в емкость с ледяной водой (таким образом, имитировался физический стресс), после чего проследовать на автомобильный тренажер. На тренажере они должны были имитировать действия водителя, перед автомобилем которого загорелся желтый сигнал светофора. Увидев желтый сигнал, водитель должен моментально сориентироваться и сообразить - что он должен делать: давить на тормоз, пытаться проскочить под красный свет и т.п.
В контрольной группе (в нее входили люди, которые не проходили процедуру окунания руки в ледяную купель) пожилые водители действовали заметно лучше, чем молодые. Однако в "стрессовой" группе пожилые шоферы управляли машинами кардинально хуже молодых. В частности, они в три раза чаще медлили с принятием решений и/или пытались изменить его: то есть, например, уже нажав на тормоз, они решали проскочить на красный свет и давили на газ.
Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Особенно это касается руководящих позиций. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь их распознавать заранее. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой - обязан побеждать их. Руководителям фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:
Бросить курить, чаще общаться с природой;
Время от времени уезжать на рыбалку;
Регулярно делать утреннюю гимнастику;
Разгружать себя эмоционально;
Находить новые увлечения;
Рационализировать рабочий день;
Планировать работу по своим возможностям;
Систематически изыскивать время для отдыха с семьей;
Относиться ко всему философски;
Переключаться на другие виды деятельности;
Общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;
Переменить привычную обстановку;
Сменить мебель, переставить ее;
На работу и с работы ходить пешком;
До начала работы составить план на текущий день и настроить себя;
Комбинировать работу в кабинете и на местах;
В течение дня несколько раз послушать музыку;
Чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;
Не затягивать рабочий день для себя и других;
Активно отдыхать в свободные дни;
Организовать систему самоконтроля;
Научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;
Находить интересных помощников;
Разгружать себя, делегируя полномочия.
Индивидуальные опросы мужчин - руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после "разноса":
- "Иду и делюсь с теми, кому я доверяю";
- "Ищу пути исправления ошибок";
- "Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!";
- "Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения";
- "Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть";
- "Успокаиваюсь только с коллегами";
- "Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю";
- "Прихожу и делаю 10 - 20 приседаний";
- "Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее";
- "У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине";
- "А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть";
- "Думаю: как бы я поступил на его месте?";
- "Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка";
- "Иду в баню с друзьями".
Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:
- "У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну";
- "А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться";
- "Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация";
- "Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне";
- "Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы";
- "Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос";
- "Мне помогает общение с детьми";
- "А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует";
- "Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы";
- "Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи".
Ответы участников опроса показывают глубокие индивидуальные различия людей по отношению к стрессу. Успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента.
Таким образом, стресс-менеджмент может выступать и как управленческая компетенция. Поэтому можно рекомендовать на многие руководящие позиции выбирать людей с определенным уровнем развития данной компетенции. В качестве характеристики ее уровней можно предложить, например, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Компетенция "стресс-менеджмент" и уровни ее проявления
Стресс-менеджмент (Stress Management) - в стрессовой ситуации сохраняет |
||
1 уровень |
Эффективно работает |
Способен поддерживать концентрацию |
2 уровень |
Приспосабливается |
Сохраняет самообладание, в ситуации |
3 уровень |
Адаптируется |
Эффективно противостоит длительным |
4 уровень |
Использует |
Развивает и применяет стратегии |
5 уровень |
Помогает другим |
Демонстрирует поведение, которое помогает |
Методами определения уровня развития данной компетенции могут служить проективные методики, тестирование, а также центры оценки.
Стресс-менеджмент в организации можно представить как систему взаимоувязанных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента.
Литература
1. Красовский Ю. Ситуационная напряженность управления. www.psycho.ru .
Дата публикации на сайте: 19.09.2008.
2. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2006.
3. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003.
Руководитель программы MBA-HR,
кафедры управления персоналом
Подписано в печать