» » Московский авиационный институт - маи. Назначенный со скандалом ректор МАИ спустя полгода уволился по собственному желанию Рождественский ушел из маи на теплое место

Московский авиационный институт - маи. Назначенный со скандалом ректор МАИ спустя полгода уволился по собственному желанию Рождественский ушел из маи на теплое место

Как вы помните, недавно я «подсела» на тему разоблачений в столичном образовании. Правда до этого мои посты касались коррупции в Департаменте образования Москвы. Однако неравнодушные читатели решили подкидывать материалы далеко не всегда про Департамент и далеко не всегда про коррупцию. В общем, мне начали присылать темы для постов, касающиеся ЛЮБЫХ проблем в столичном образовании. Самые интересные материалы я буду публиковать.
Итак, тема сегодняшнего поста - как получить больничный и отбывать его на Кипре?

Этот цветущий загорелый мужчина на фоне белого корабля вовсе не Остап Бендер в Рио. Знакомьтесь: Микнис Виталиюс Йонович, или на русский лад Виталий Иванович, .

В конце апреля сего года проректор вдруг понял, что страшно устал от всех этих студентов-оболтусов. Так устал, что оставаться в Москве стало невтерпеж. А где-то в Средиземноморских широтах уже стояла ласкающая тело пляжная температура, пальмы маняще махали листьями, а песок обжигал пятки загорающих. Этот песок жёг пятки и душу не только отдыхающим на пляжах туристам, но и проректору Микнису, находящемуся в Москве.
Виталий Иванович от навязчивой мысли, что они с пляжем находятся совсем в разных регионах, так сильно распереживался, что заболел. Да так тяжело, что пришлось выходить на больничный. Хирург Кученков А.В. решил, что Виталий Иванович выглядит неважно, и подписал ему больничный лист с 29 апреля по 8 мая включительно.

Смотреть документ в полноразмерном варианте можно

Можно, конечно, было обойтись и без больничного, так как время аккурат совпало с майскими праздниками. Но рабочие дни между праздниками портили всю картину и мешали уехать подальше от Москвы. Подальше - это значит на Кипр, куда, заручившись поддержкой хирурга и липовым больничным, Микнис полетел рейсом НН 8751 авиакомпании ВИМ- Авия подлечить расшатавшиеся нервы. Здесь тебе и прогревание органов камнями, и промывание носа солёной водой прямо в волнах, и очищение сосудов бокалом вина. И такая терапия целую неделю. Хорошо, что эта гостеприимная республика вернула нам такого ценного кадра для нашего образования. В добром здравии и расположении духа Виталий Иванович прилетел рейсом ГЛ-604 авиакомпании Глобус в Москву 7 мая. Болезнь как рукой смахнуло, и больничный можно было закрывать…

Судя по фотографиям профиля Микниса в соцсетях, Виталий Иванович вообще очень любит путешествовать. В общем-то в этом пристрастии я не вижу ничего порочного. Однако надеюсь, что все остальные свои поездки он совершал во время законного отпуска, а не фиктивного больничного.


Пользуясь случаем, хочу привлечь внимание нового Министра образования Ольги Юрьевны Васильевой к размещенному мной материалу и пресечь появление подобных инцидентов, позорящих столичные вузы, на которые равняются все остальные учебные заведения России.

29 сентября в Московском авиационном институте — известном на всю страну МАИ произошла смена власти. В институт поступил приказ из Минобрнауки о назначении нового исполняющего обязанности ректора вуза. Им вместо спешно уволенного Анатолия Геращенко стал Александр Рождественский — бывший ректор расформированного Московского авиационного технологического института (МАТИ). Идея о слиянии двух вузов — авторитетного и известного на всю страну МАИ и признанного неэффективными МАТИ была оглашена министерством еще в марте. Было решено объединить два института в один. Предполагалось, что студенты от этого слияния только выиграют и смогут получать более широкий спектр профессий. Но то, что смена формата будет проходить так жестко, не ожидал никто.

МАИ заштормило нешуточно, ведь по сути, руководителем крупнейшего авиационного вуза страны в одночасье назначался человек, во-первых, не имеющий в своем послужном списке ни намека на профессиональное знание предмета (то есть авиакосмоса), во-вторых, так или иначе не сумевший уберечь вуз, которым управлял, от краха.

Всех, с кем удалось поговорить на эту тему, и чьи мнения звучали в кулуарах МАИ, поражал даже не сам факт смены власти в институте. Термин «оптимизация» давно и прочно ассоциируется с закамуфлированным разрушением какой бы то ни было отрасли, и ничего хорошего от реформ люди не ждут. Поражали «манеры» новой власти. Манеры, продемонстрированные этой властью, иллюзий относительно методов, которыми будет укрепляться и, видимо, «прирастать славой» МАИ у сотрудников и студентов вуза не оставляют.

А манеры такие. Уведомление об увольнении было вручено Геращенко без каких-либо предварительных переговоров, без ритуальных процедур, которые хоть и не меняют ситуацию, но все же смягчают удар. С главной страницы сайта института спешно удалили фамилию ректора, вписав на его место фамилию Рождественского. Табличка с именем Геращенко над ректорским кабинетом была сбита уже на следующий день после его насильственной отставки.

Процедура слияния двух вузов, а, по сути, смена руководства в одном, видимо, готовилась давно, но как спецоперация. По трудовому контракту, полномочия ректора Геращенко, а продлять ректорство он не собирался (предельный возраст нахождения в этой должности 65 лет), заканчивались 2 декабря. И даже если решения наверху уже были приняты, почему нельзя было потерпеть два месяца и сменить руководство вуза в более-менее приличествующей манере, понять невозможно. А ведь совсем недавно, в начале августа в МАИ из министерства пришло письмо, в котором сообщалось о начале процедуры выбора нового ректора. Все желающие могли подать в комиссию заявки. То есть в институте спокойно собирались выбирать нового руководителя из известных кандидатов. Однако 20 августа из «образовательного» ведомства пришло новое письмо, в котором грядущие выборы отменялись без объяснения причин.
Причина в лице г-на Рождественского появилась в вузе 29 сентября.

В первые два дня своей работы в МАИ Рождественский, по свидетельству сотрудников вуза, расторг контракты практически всех проректоров, изъял печать института и приостановил все банковские операции МАИ.

Практически в эти же дни на сайте Change.org появилась петиция, собирающая подписи против назначения Рождественского на пост ректора МАИ. На 6 октября было собрано больше семи тысяч подписей.

Вот некоторые, самые распространенные аргументы подписантов:

Орхан Яшин: «Считаю, что выбор ректора института должен происходить не по назначению, а путем честных и справедливых выборов. Так же считаю, что ректором авиационного института не должен и не может быть человек, который не имеет ни какого образования, касающегося авиационно-космической промышленности».

Юрий Черёмушкин: «Считаю, что как минимум до опровержения информации о плагиате в диссертации на ресурсе Диссернет рассматривать Рождественского на должность ректора МАИ крайне неэтично и оскорбительно по отношению к студентам и преподавательскому составу» .

Ольга Алешина: «Ректор должен быть избран на конкурсной основе — по его заслугам, а не по беспределу чиновников, которые усердно гробят лучшую в мире систему высшего образования».

Кстати о Диссернете. На сайте этого ресурса можно найти ссылку на работу Александра Рождественского, защищенную им в 2009 году. Диссертация называется «Формирование системы инвестирования социальной сферы региона: теория, методология и практика». По мнению экспертов, в работе активно использованы заимствования из работ четырех авторов — только на 40 страницах из 309 не было обнаружено плагиата.

Фактически, прислав на должность ректора известнейшего вуза страны специалиста без профильного образования и с репутационными издержками, министр образования Ливанов закрыл возможность диалога между чиновниками и учеными, прировняв последних не к интеллектуальной элите, а к обслуживающему персоналу.

Бывший ректор МАИ, академик РАН Юрий Рыжов, более тридцати лет проработавший в институте, так оценивает произошедшее: «Это не экстраординарная ситуация, это продолжение того, что сделали с Академией наук России. Все началось с назначения академика Владимира Фортова на пост президента РАН. Он очень честный и умный человек. Однако произошедшее после его назначения реформирование Академии не привело ни к чему хорошему. Над РАН назначили ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. — Н.Ч. ), которое распоряжается финансами академии. Но теперь они стали активно вмешиваться в решение вопросов, какому научному направлению давать деньги, а какому не давать.

В МАИ еще более подлая ситуация, потому что ректора Геращенко не просто освободили от занимаемой должности, а сделали это предельно бесстыже. Шел обычный ученый совет, проректоры читали рутинные доклады, а в конце действа в зал зашли чиновники и зачитали приказ о том, что Геращенко уволен из Московского авиационного института с выдачей ему трудовой книжки без права посещения МАИ. После они двинулись осматривать кабинеты. Это все очень смахивает на рейдерский захват, потому что назначение ректора должно проходить по процедуре, а не как спланированная операция.

У меня как у профессионала есть вопросы к Министерству образования по кандидатуре нового ректора. Когда он возглавлял Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ), вуз признали неэффективным. Получается, что ректора неэффективного института назначают ректором МАИ. У него лишь педагогическое и экономическое образование. Это нонсенс, что возглавлять МАИ будет человек, некомпетентный в этой отрасли образования. Такого за всю историю института не было» .

Первое публичное появление Александра Рождественского на экстренном Ученом совете, посвященном смене ректора, прошло при полном аншлаге. Зал был набит битком, у дверей втихаря пристроились студенты. Александр Рождественский держался уверенно. Во вступительном слове сказал, что «ситуация сложная и сложилась так как сложилась, для меня это назначение — вызов, и я его принял, рекомендую вам делать также». Он пообещал, что плата за общежитие для студентов повышаться не будет и что собственность МАИ распродаваться тоже не будет. А в ответ на вопрос из зала, намерен ли он выставлять свою кандидатуру на предстоящие по уставу вуза выборы ректора в декабре, сообщил новость, о которой никто в зале не подозревал: «В июне во все вузы был разослан типовой устав, разработанный Министерством образования. По новому уставу ректор будет назначаться».

Собственно этой фразой и.о. ректора Рождественский поставил коллектив института в известность, что выбора (и выборов) у коллектива нет.

«Если человек нормально учился в МАИ, то средняя зарплата наших выпускников – 55–60 тысяч рублей», – заявил газете ВЗГЛЯД ректор МАИ, в недавнем прошлом гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Он рассказал о том, как российское образование, и МАИ в частности, будет обеспечивать тот самый «технологический прорыв», добиться которого потребовал Путин.

В четверг в рамках прямой линии Владимир Путин заявил о необходимости прорыва для России. «Мы должны не только впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда нового технологического уклада, а быть во главе этого поезда», – сказал глава государства.

По словам Путина, если мы отстанем в своем технологическом развитии, если не будем уделять должного внимания «таким важнейшим вопросам, как здравоохранение и образование, мы можем безвозвратно отстать, и это поставит под вопрос наш суверенитет».

В нашей сфере образования одним из лучших учреждений, которое готовит кадры для технологического прорыва, считается Московский авиационный институт (МАИ), получивший девять лет назад статус национального исследовательского университета. Пожалуй, это единственный вуз, который готовит специалистов по всему «жизненному циклу» авиационной и ракетно-космической техники.

Судя по отчету международного рейтингового агентства Round University Ranking (RUR), в 2017 году МАИ продемонстрировал рекордный результат, поднявшись с 95-го на 54-е место благодаря резкому росту качества образования и исследований, международной активности и финансовой устойчивости. МАИ оказался в дюжине российских университетов, попавших в мировой топ-100.

По оценке портала Career.Ru, за прошлый год «маевцы», окончившие факультет «Системы управления, информатика и электроэнергетика», вошли в топ-10 наиболее востребованных работодателями выпускников по направлению IT.

С другой стороны, в феврале «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и проект «Типичный абитуриент» представили исследование о вузах, основанное, правда на «интернет-сливах». Из публикации следовало, что МАИ оказался в числе трех вузов с наибольшей долей отрицательных отзывов.

О том, насколько такие отзывы верны, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ректор университета, в недавнем прошлом гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.

ВЗГЛЯД: Михаил Асланович, подготовка будущих кадров – важная задача. Но были сообщения, что у вас недобор студентов и, таким образом, нашим оборонным предприятиям лет через пять грозит нехватка кадров.

Михаил Погосян: Это неправильные сообщения. Мы сегодня никаких проблем с набором не испытываем. На бюджетные места мы принимаем ежегодно более трех с половиной тысяч студентов. Примерно одну тысячу студентов принимаем на платное направление подготовки.

Собственно, по масштабам подготовки специалистов МАИ, так же как и МГТУ имени Баумана, являются, с моей точки зрения, наиболее комплексными и вузами, которые обучают специалистов для высокотехнологичных отраслей.

ВЗГЛЯД: На интернет-форумах студенты и абитуриенты (или люди, представляющиеся таковыми) пишут, что ваш вуз считается более слабым, чем та же «Бауманка». В какой степени вы готовы с этим согласиться? Может, у МГТУ больше финансирование?

М. П.: Есть отличия по финансированию. Может быть, с точки зрения некоторых показателей МАИ сегодня несколько отстает, но с точки зрения динамики изменения показателей мы однозначные лидеры.

Я с уважением отношусь к той работе, которую ведет МГТУ им. Баумана, но считаю такое прямое сравнение некорректным. Не хотелось бы вдаваться в дискуссию, но есть показатели, по которым МАИ опережает МГТУ. Нельзя проводить однозначное сравнение двух вузов, у каждого своя специфика. У нас есть своя линия, мы ее реализуем.

ВЗГЛЯД: В части интеграции в мировое образовательное пространство МАИ опережает? Насколько мы можем судить, привлекаются англоговорящие преподаватели и допускаются иностранные студенты на закрытые кафедры, обычно требующие спецдопуска. Что еще вы делаете в этом направлении?

М. П.: Например, совместные с Шанхайским университетом англоязычные программы магистерской подготовки – это точно, я думаю, не имеет аналогов в других российских вузах. За прошлый год у нас наблюдалась очень хорошая динамика: в полтора раза увеличилось количество иностранных студентов, которые поступают в МАИ. В 2017 году было принято более трехсот человек.

В целом заметно увеличилось количество студентов из КНР, которые обучаются в рамках программы «двойных дипломов».

Кроме того, у нас налажена тесная координация с европейскими вузами. Например, по таким направлениям, как композитные конструкции, сервис авиационной техники.

ВЗГЛЯД: Да, в отзывах о вузе, с одной стороны, отмечается высокое качество преподавания. Но, с другой стороны, некоторые студенты жалуются, что среди преподавателей есть хорошие специалисты, которые, однако, не могут донести свои знания до студентов. То есть их лекции скучные. Как вы планируете с этим бороться?

М. П.: Думаю, это субъективная оценка. Точно невозможно обеспечить одинаковый интерес по всем предметам подготовки, по всем преподавателям. У всех есть плюсы и минусы. Но заметим, что конкурс на целый ряд направлений подготовки в МАИ говорит о том, что есть устойчивый авторитет и интерес.

Я знаю другие точки зрения: что МАИ подготовил не только инженеров, но и людей, которые способны решать сложные нетривиальные задачи. Это невозможно сделать, если преподаватели эффективно не прививают эти знания и навыки.

ВЗГЛЯД: Если речь зашла о выпущенных специалистах, многие из которых действительно работают на важных направлениях, в том числе в «оборонке» – считаете ли вы справедливой оценку их труда? Попадались утверждения, что выпускники МАИ, например работающие в Комсомольске-на-Амуре или Петропавловске-Камчатском, могут получать 35 тыс. рублей, что явно мало и для Дальнего Востока…

М. П.: Такой зарплаты, 35 тысяч, для специалиста нет. Если человек нормально учился в МАИ, то средняя зарплата наших выпускников – 55–60 тысяч рублей. Есть соответствующие рейтинги, можно к ним обратиться. МАИ входит в пять–семь ведущих вузов России с точки зрения оплаты труда выпускников и с точки зрения востребованности специалистов. Так что упомянутые вами утверждения – это просто слухи.

ВЗГЛЯД: Президент на недавней встрече с ректорами вузов ставил вопрос ребром: что могут и должны сделать российские университеты для достижения технологического прорыва? Как МАИ будет участвовать в этом прорыве?

М. П.: Действительно, задача, которая сейчас стоит перед вузами, – это задача не только следования за промышленностью, а определение тех приоритетов, которые будут в значительной степени определять конкурентоспособность в будущем.

Поэтому в университетах должны готовить людей не под сегодняшние технологии и услуги, а под завтрашние. И МАИ ведет работу в этом направлении.Она касается как традиционных направлений инженерной базовой подготовки (таких как авиастроение, космические летательные аппараты, двигателестроение), и таких направлений, как информационные технологии.

Если говорить о том, как конкретно мы решаем эту задачу, то возьмем один из векторов: это существенное увеличение объемов работы в интересах индустрии, перспективных программ. В прошлом году мы вышли на объем научно-исследовательских работ на сумму больше 2 млрд рублей, в этом году планируем вплотную подойти к 3 млрд рублей. Это как раз достигнуто за счет того, что мы существенно расширяем спектр научных исследований.

На эту тему

Кроме этого, мы активно участвуем в реализации стратегии научно-технологического развития. Направление стратегии, связанное с комплексным развитием территорий, нами тоже активно развивается. Мы в этой работе принимаем непосредственное участие.

В рамках прорывов мы нацелены на подготовку людей, которые способны быть лидерами этих прорывов. Для этого мы сегодня реализуем целый ряд новых направлений их подготовки: такие, например, как управление жизненным циклом изделий (мы готовим тех, кто готов комплексно решать задачи). Второе из таких важных направлений – это школа управления, цель которой – подготовка кадрового резерва корпораций.

Мы также открываем новые направления подготовки – цифровое производство, управление разработкой программного обеспечения в области IT, композитные конструкции в области авиастроения, космической техники и целый ряд других направлений.

Таким образом, сферы, где применимы умения наших выпускников, – не только оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, космос, двигателестроение и другие традиционные направления. Специалисты будут востребованы и в сфере IT. Есть целые компании, основу команды которых составляют выпускники наших факультетов, связанные с подготовкой специалистов по информационным технологиям.

Если обратиться к истории, то МАИ всегда в большой степени готовил не просто специалистов, а успешных людей. Я считаю, что с точки зрения подготовки руководителей предприятий МАИ занимает лидирующие позиции по сравнению с другими вузами – наши специалисты очень хорошо себя проявляют в аэрокосмической индустрии, металлургии.

В целом можно сказать, что МАИ – не только инженерная школа, но и школа для людей, которые добиваются успеха в самых разных направлениях.

Михаил Мошкин

Лицензия №1961 от 18.02.2016 00:00, действительна бессрочно.

Аккредитация №1912 от 10.05.2016 00:00, действительна по 08.07.2019 00:00.

И.о. ректора: Шевцов Вячеслав Алексеевич, д.т.н., профессор Образование
1977 - МАИ, факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
1986 - аспирантура
1987 - защита кандидатской диссертации, к.т.н.
2004 - защита докторской диссертации на тему: «Обработка сигналов на фоне негауссовских помех в телекоммуникационных системах и сетях», д.т.н.
2007 - профессор

Карьера
1978-1980 - служба в СА, старший инженер-лейтенант
с 1981 в МАИ - инженер, аспирант, начальник учебной лаборатории, заместитель декана по НИР
1980-1990 - ВНИИ Государственной патентной экспертизы, внештатный эксперт
2001-2007 - декан факультета «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
2007-2016 - проректор по научной работе
2016 - и.о. ректора МАИ.

Публикации
Автор и соавтор более 50 научных работ, в том числе 15 свидетельств на изобретения, патент на новый способ сотовой связи, 3 монографии: «Обработка сигналов на фоне негауссовских помех в телекоммуникационных системах и сетях», «Оптимальная обработка сигналов большими системами», «Место определения абонентов в системах сотовой связи», «Общесистемные вопросы защиты информации».

Награды
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Знак «Почётный работник системы высшего образования»

Прочее
Академик-секретарь Международной академии наук информации, процессов и технологий
Заместитель председателя редколлегии журнала «Вестник МАИ»
Председатель диссертационного совета
Член экспертного совета ВАК
Почётный доктор Высшей технической школы г. Эсслинген (Германия)

проректор по внеучебной и воспитательной работе: Юров Николай Николаевич, к.т.н., доцент

проректор по международным отношениям и безопасности: Микнис Виталий Иванович

пpоpектоp по качеству и информатизации: Денискин Юрий Иванович, д.т.н., доцент Денискин Юрий Иванович родился 30 июля 1961 года в городе Владивостоке в семье служащих.

После окончания в 1978 году средней школы поступил и с отличием окончил в 1984 году Дальневосточный политехнический институт (ныне Дальневосточный государственный технический университет) по специальности «Судовые силовые установки».

С 1984 года начал работать в МАИ в должности преподавателя-стажера кафедры 905.

В 1985 году поступил в очную аспирантуру МАИ, в 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.01.01 «Прикладная геометрия и инженерная графика». В 2000 году окончил докторантуру МАИ и защитил докторскую диссертацию по специальности 05.01.01 .

Специалист в области геометрического моделирования объектов и процессов, информационных технологий, управления качеством и информационной поддержки жизненного цикла сложных наукоемких изделий.

С 2001 года — профессор кафедры 905, с 2007 года - проректор МАИ по качеству и информатизации.

Осуществляет руководство аспирантами и докторантами.

Организатор и главный редактор электронного журнала «Прикладная геометрия» МАИ. Заместитель председателя докторского специализированного совета по специальности 05.01.01 , член докторского специализированного совета при МАИ.

Преподаватель-профессионал в области качества, имеет диплом Системы сертификации ГОСТ Р (апрель 1999 г.). Сертифицированный специалист по принципам и методам всеобщего руководства качеством (TQM), сертификат Института обеспечения качества (IQA, England, январь 2001 года).

С 2001 года является профессором кафедры 104 по совместительству.

проректор по экономике и финансам: Горелов Борис Алексеевич

проректор по развитию комплекса института и социальным вопросам: Гаврилова Инна Семеновна, проректор по развитию комплекса института и социальным вопросам

проректор по научной работе: Шевцов Вячеслав Алексеевич, д.т.н., профессор Образование
1977 — МАИ, факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
1986 - аспирантура
1987 - защита кандидатской диссертации, к.т.н.
2004 - защита докторской диссертации на тему: «Обработка сигналов на фоне негауссовских помех в телекоммуникационных системах и сетях», д.т.н.
2007 - профессор

Карьера
1978-1980 - служба в СА, старший инженер-лейтенант
с 1981 в МАИ - инженер, аспирант, начальник учебной лаборатории, заместитель декана по НИР
1980–1990 - ВНИИ Государственной патентной экспертизы, внештатный эксперт
2001–2007 - декан факультета «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
2007 - проректор по научной работе
Подготовил 2 кандидатов наук.

Публикации
Автор и соавтор более 50 научных работ, в том числе 15 свидетельств на изобретения, патент на новый способ сотовой связи, 3 монографии: «Обработка сигналов на фоне негауссовских помех в телекоммуникационных системах и сетях», «Оптимальная обработка сигналов большими системами», «Место определения абонентов в системах сотовой связи», «Общесистемные вопросы защиты информации».

Награды
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Знак «Почётный работник системы высшего образования»

Прочее
Академик-секретарь Международной академии наук информации, процессов и технологий
Заместитель председателя редколлегии журнала «Вестник МАИ»
Председатель диссертационного совета
Член эксперного совета ВАК
Почётный доктор Высшей технической школы г. Эсслинген (Германия)

пpоpектоp по учебной pаботе: Куприков Михаил Юрьевич, д.т.н., профессор Куприков М. Ю. — специалист в области системного анализа больших и сложных технических систем, в части автоматизации формирования облика авиационных комплексов; автор 256 научных трудов, 127 из которых опубликованы включая монографию, 49 статей и 9 авторских свидетельств на изобретения.
Основные направления исследований: прикладное информационное обеспечение автоматизации жизненного цикла изделий, непрерывная поддержка жизненного цикла продукции (CALS), автоматизация проектно-конструкторских работ, влияние инфраструктурных ограничений на облик самолета, автоматизированное формирование облика самолета, твердотельное, гибридное и параметрическое моделирование изделий и процессов в машиностроении, кадровое обеспечение непрерывной поддержки жизненного цикла продукции. М. Ю. Куприкову принадлежат фундаментальные результаты в теории математического решения задач формирования геометрического облика больших и сложных технических систем при «жестких» ограничениях посредством трансформации этих задач в «обратные» задачи проектирования.

Куприковым М. Ю. (в составе коллектива авторов) разработана и внедрена система автоматизированного формирования облика самолетов вертикального взлета и посадки в ОАО «ОКБ А. С. Яковлева» , проектные результаты которой нашли отражение в облике перспективных авианесущих ударных групп. Новые результаты получены Куприковым М. Ю. в области разработки дальнемагистральных самолетов большой пассажировместимости, систем коллективного спасения пассажиров и экипажа самолетов. При его непосредственном участии решались задачи выявления влияния экологических (шум и эмиссия) и демографических требований на облик перспективных самолетов. Им разработано прикладное научно-методическое обеспечение подготовки кадрового сопровождения непрерывной поддержки жизненного цикла изделий для авиационной промышленности внедренное в МАИ, ХАИ, МАТИ, ВАТУ им. Н. Е. Жуковского, ТАНТК им Г. М. Бериева, АНТК им А. Н. Туполева, ОКБ «Камова», ОКБ «Сухого», РСК «МиГ», НПО «ПРОГРЕСТЕХ».

Куприков М. Ю. является главным редактором журнала «Прикладная геометрия, инженерная графика, компьютерный дизайн» (http://jggd.ru), членом редколлегий журнала «Качество жизни», председателем специализированного Совета Д 212.125.13 ВАК РФ (специальности 05.01.01 и 05.13.12), членом Совета Д 212.125.10 ВАК РФ (специальности 05.02.02 3), Ученым секретарем Совета ДC 212.005.02 ВАК РФ (специальности 05.07.02). Под руководством Куприкова М. Ю. защищено 5 кандидатских и 1 докторская диссертация.

В 1982 после окончания средней школы с Золотой медалью поступил по конкурсу в Московский авиационный институт. Закончил с «отличием» МАИ в 1988 г. по специальности самолетостроение (инженер-механик). В 1989-1992 прошел обучение в аспирантуре при МАИ и получил квалификацию инженер-исследователь. В 1993 защитил диссертацию на спецтему. Присвоение ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.07.02 «Проектирование и конструкция ЛА». В 1995–1998 прошел обучение в докторантуре МАИ, после окончания, которой в 2000 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.07.02 «Проектирование, конструкция и производство ЛА» на тему «Структурно-параметрический синтез облика самолета вертикального взлета и посадки».

Профессиональный опыт:
1985-1987 гг. - ст. техник ОСКБЭС МАИ (совместитель),
1988-1990 гг. - инженер, м.н.с. «Проблемной лаборатории» кафедры 101 МАИ «Проектирование самолетов»;
1988–1990 инженер ММЗ «СКОРОСТЬ» им. А. С. Яковлева (совместитель);
1994- ведущий конструктор АООТ ОКБ им. А. С. Яковлева;
1995- н/в - заместитель декана факультета «Авиационная техника» МАИ;
1992- н/в - ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры 101 «Проектирование самолетов»,
2006- н/в - ведущий специалист (совместитель) ОАО «ОКБ Сухого» ;
1998- н/в - заведующий кафедрой 904 «Инженерная графика» МАИ.

В 2000 году присвоено ученое звание профессора по кафедре «Инженерная графика».

Награды: медаль «В память 850-летия Москвы» в 1997 г., Нагрудный знак Министерства образования Российской Федерации «За развитие научно-исследовательской работы студентов» в 2000 г. (десять медалей Министерства образования РФ по итогам открытого Всероссийского конкурса на лучшую НИРС 1992-1993 гг. , 1995 г., 1997 г., 1998 г., 1999 г.,2000 г., 2003 г., 2004 г. и, 2005 г.), Золотая медаль Салона изобретений «Архимед 2003», памятная медаль ВВС «100 лет главному маршалу авиации А. Е. Голованову» 2004 г., Нагрудный знак «90 лет дальней авиации ВВС России» 2004 г., медаль министерства Обороны РФ «За трудовую доблесть» 2005 г.

Московский авиационный институт, МАИ - Ведет подготовку элитных инженерных специалистов. Является одним из востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Обучение студентов идет по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Так же вуз подготавливает специалистов для космодромов: «Байконур»; «Плесецк»; «Восточный».
МАИ представляет собой аналог технопарка, в котором наряду с учебными аудиториями сконцентрированы многочисленные научные лаборатории, научно-образовательные и ресурсные центры, конструкторские бюро, в том числе студенческие, опытно-экспериментальный завод, аэродром и объекты социальной инфраструктуры. Основан в 1930 году. Обучение ведется на 12 факультетах, в 9 институтах, на правах факультетов, и 5 филиалах. Численность обучающихся составляет около 22 000 человек. Ректор МАИ - Михаил Асланович Погосян.

Факультеты и филиалы

Факультеты:

«Авиационная техника»
«Двигатели летательных аппаратов»
«Системы управления, информатика и электроэнергетика»
«Радиоэлектроника летательных аппаратов»
«Аэрокосмический»
«Робототехнические и интеллектуальные системы»
«Информационные технологии и прикладная математика»
«Прикладная механика»
«Социальный инжиниринг»
«Иностранных языков»
«Радиовтуз МАИ»
«Факультет довузовской подготовки»

Институты:

Инженерно-экономический институт МАИ (ИНЖЭКИН МАИ)
Институт материаловедения и технологий материалов
Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
Институт информационных систем и технологий
Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
Военный институт МАИ
Институт военной подготовки
Институт повышения квалификации и переподготовки МАИ
Институт заочного обучения

Филиалы:

«Восход» (космодром «Байконур»)
«Взлёт» (Ахтубинск)
«Стрела» (Жуковский)
Ступинский филиал (Ступино)