» » Численность казачьих войск российской империи. Сколько казачьих войск было в дореволюционной россии. Происхождение слова "атаман"

Численность казачьих войск российской империи. Сколько казачьих войск было в дореволюционной россии. Происхождение слова "атаман"

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки

Кубанское казачество было образовано переселившимися на правый берег Кубани «верными Запорожцами». Земли эти были им пожалованы императрицей Екатериной II по ходатайству войскового судьи Антона Головатого при посредничестве князя Потёмкина. В результате нескольких походов все 40 куреней бывшего войска Запорожского переселились в кубанские степи и образовали там несколько поселений, при этом изменив название с запорожских казаков на кубанских. Поскольку казаки продолжали являться частью регулярной русской армии, то у них было и военное задание: создать оборонительную линию вдоль всех границ поселения, что они с успехом и выполнили.
По сути, кубанское казачество представляло собой военизированные сельскохозяйственные поселения, в которых все мужчины в мирное время занимались крестьянским или ремесленным трудом, а во время войны или по приказу императора формировали военные отряды, выступавшие в составе российских войск отдельными боевыми единицами. Во главе всего войска стоял наказной атаман, который выбирался из среды казачьей знати путем голосования. Он же имел и права губернатора этих земель по приказу российского царя.
Перед 1917 годом общая численность казачьего кубанского войска составляла более 300 000 сабель, что являлось огромной силой даже в начале ХХ века.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие. Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.
Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора. Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.
Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года. После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.
Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг. Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне. Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками. Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут. Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения – коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.
Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила – Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими. Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии – южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.
Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Хлыновские казаки

В 1181 году новгородцы-ушкуйники основали на реке Вятке укрепленный стан, городок Хлынов (от слова хлы́н - «ушку́йник, речной разбойник»), переименованный в конце XVIII века в Вятку и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году за Уральский хребет на берега реки Обь.

К концу XV века хлыновские казаки сделались страшными по всему Поволожью не только для татар и марийцев, но и для русских. По свержении татарского ига Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями - главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах приведены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск, Алексин и Кременск, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов.

Большая часть хлыновских казаков с своими женами и детьми ушла на своих судах:

Одни на Северную Двину (по разысканиям атамана станицы Северюковской В. И. Меньшенина, хлыновские казаки поселились по реке Юг в Подосиновском районе).

Другие вниз по Вятке и Волге, где укрылись в Жигулевских горах. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновцы могли получать хлеб и порох. В первой половине XVI столетия эта вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом расселилась по этой реке вплоть до Азова.

Третьи на Верхнюю Каму и Чусовую, на территорию современного Верхнекамского района. Впоследствии в Приуралье появились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков из числа бывших хлыновцев для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.

Мещерские казаки

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) – жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах. . Мещерские казаки того времени – это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Сам термин “мещера”, предположительно имеет параллель со словом “можар, мадъяр” – т. е. по-арабски “сражающийся человек”. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Северские казаки

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV-XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV-XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда, севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Волгское (волжское) войско

Появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они "воровали", задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда.

В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города (последние указаны в историческом очерке Волги).

В XVIII в. правительство начинает организовывать на Волге правильное казачье войско. В 1733 г. между Царицыном и Камышенкой поселены были 1057 семей донских казаков. В 1743 г. повелено было селить в Волгские казачьи городки выходцев и пленников салтан-ульских и кабардинских, принимающих крещение. В 1752 г. отдельные команды Волгских казаков, живших ниже Царицына, соединены были в Астраханский казачий полк, чем положено было начало Астраханскому казачьему войску, образованному в 1776 г. В 1770 г. 517 семейств Волгских казаков переведены были на Терек; из них образованы были казачьи полки Моздокский и Волгский, которые входили в состав казаков Кавказской линии, преобразованной в 1860 г. в Терское казачье войско.

Сибирское войско

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 г. (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского).

Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII - первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808 г., от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска.

В 1861 году войско подверглось существенной реорганизации. К нему причислили Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк, и установили комплект войска из 12 полковых округов, выставлявших на службу сотню в Лейб-гвардии Казачий полк, 12 конных полков, три пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одну конно-артиллерийскую бригаду из трех батарей (впоследствии батареи были обращены в регулярные, одна включена в состав Оренбургской артиллерийской бригады в 1865 г. и две в состав 2-й Туркестанской артиллерийской бригады в 1870 г.).

Яицкое войско

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

Астраханское войско

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 28 марта 1750 года на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году, в состав его были включены все казаки Астраханской и Саратовской губерний.

Казачье войско :

Азовское казачье войско- (в отличие от существовавшего с 1696 по 1775 гг. Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке. Создано российским правительством в 1832 году из бывших запорожских казаков Задунайской Сечи, перешедших из турецкого в русское подданство. Размещались между Бердянском и Мариуполем. В 1852-1864 годах войско частично было переселено на Кубань. В 1865 году войско было упразднено.

Состав:

К составу войска, вследствие его малочисленности, были причислены Петровский мещанский посад, Новоспасовское селение государственных крестьян и Стародубовская станица, образованная из переселенцев Черниговской губернии. Коренные казаки населили две станицы - Николаевскую и Покровскую. Часть запорожцев, недовольная Гладким, ушла обратно в Турцию. Главной службой азовских казаков стало крейсирование на военных баркасах у восточных берегов Черного моря с целью поимки турецкой контрабанды.

Астраханское казачье войско- В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник (войсковой круг) - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.

Состав: В составе первого полка под командой калмыцкого дербетского нойона (князя) Джомбо Тайши Тундутова астраханцы с 8 по 18 августа 1812 г. участвовали в стычках с французами, противодействуя их переправе через реку Буг. В сентябре 1812 г. преследовали противника от реки Стырь до Брест-Литовска. В кампании 1813 г. совершили поход на Варшаву и с 17 марта по 28 августа находились при осаде крепости Модлин.

Второй полк под командой калмыцкого торгутского нойона Серебджаба Тюменя 18 июля расстрелял Саксонский драгунский эскадрон, показав способность иррегулярной кавалерии успешно сражаться с тяжелой конницей противника. В течение 1813 г. полк Тюменя преследовал французов до Кракова; 4-7 октября участвовал в «Битве народов» при Лейпциге, а затем гнал противника до Рейна. Двигаясь в авангарде союзных войск, полк в 1814 г. вступил в Париж, и улицы французской столицы увидели не только калмыцких воинов, но и астраханских казаков. Все участники войны были награждены медалью «В память Отечественной войны 1812 г.».


Бугское казачье войско- казачье войско, располагавшееся по реке Южный Буг.

Состав: из казаков было сформировано четыре поселенческих уланских полка (Ольвиопольский, Бугский, Вознесенский и Одесский), сведенные в Бугскую уланскую дивизию. Многие из бывших казаков Бугского казачьего войска причислились впоследствии к Дунайскому, Азовскому и Кавказским казачьим войскам, где и слились с тамошним казачьим населением.

Волжское казачье войско- военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II.

Состав: Новое войско недолго просуществовало на своем месте. В 1770 году 517 семейств из его состава были переселены к Моздоку и помещены в пяти станицах по левому берегу Терека, между Моздоком и гребенским войском, для охраны края от кабардинцев. Они образовали Моздокский полк, во главе которого был поставлен вместо войскового атамана полковой командир. В 1777 году в состав полка были включены 200 семей калмыков, принявших православие, которые вскоре вернулись в буддизм, а в 1799 – русская милиция Моздокской крепости, существовавшая до тех пор отдельно под названием московской легионной казачьей команды.

В 1777 с продолжением линии крепостей на Кавказе на запад от Моздока к Азову, выслана была сюда остальная часть волжского войска поселенная в пяти станицах, от Екатерининской до Александроской крепости, на протяжении около 200 верст. Сохранив свое прежнее наименование, казаки составляли в строю волжский казачий полк пятисотенного состава. Постепенно казачьи станицы выдвигались вперед. Для подкрепления силы войска к нему уже в 1832 году были приписаны 4 гражданские селения по Куме с населением до 4050 лиц «обоего пола».

В 1832 году Моздокский и Волгский полки вошли в состав вновь образованного Кавказского линейного войска, в 1860 - Терского.

Оставшиеся на Волге казаки в 1802 году образовали две станицы: Александровскую (ныне Суводская Волгоградской области) и Краснолинскую (ныне Пичужинская Волгоградской области), вошедшие в состав Астраханского казачьего полка.

Дунайское войско- в 1775 году, по уничтожении Запорожской Сечи, часть запорожских казаков удалилась в Турцию и поселилась на берегу Дуная, между крепостью Рущуком и Силистрией, образовав новую Сечь.

Состав: К 1 января 1856 года в Дунайском казачьем войске на действительной службе состояло 2 811 человек (по спискам 2 858). В том же году войско было переименовано в Новороссийское, под каковым названием просуществовало недолго. В силу малоземелья, оно не могло получить дальнейшего развития путем прироста населения; служилый его состав был крайне малочислен, и, вместо 2 комплектных полков с очередными сменами, войско едва формировало полк, да и то при помощи постоянного отпуска из войскового капитала денег на боевое снаряжение. К тому же, по Парижскому трактату 1856 года, южная граница Российской Империи была изменена и часть земель Новороссийского войска отошла к Молдавскому княжеству; малоземелье увеличилось еще больше.

Войско Донское- самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Размещалось на отдельной территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской областей Российской Федерации.

Состав: Первый Донской округ с окружным центром в станице Константиновской,

2-й Донской с окружным центром в станице Нижне-Чирской,

Ростовский с окружным центром в городе Ростове-на-Дону,

Сальский с окружным центром в станице Великокняжеской,

Таганрогский с окружным центром в городе Таганроге,

Усть-Медведицкий округ с окружным центром в станице Усть-Медведицкой,

Хопёрский с окружным центром в станице Урюпинской,

Черкасский с окружным центром в городе Новочеркасске.

В 1918 году из частей Усть-Медведицкого, Донецкого и Хопёрского округов был образован Верхне-Донской]. Верхне-Донской округ решением Большого Круга Войска Донского планировалось создать в конце 1917 года (первоначальное название предполагалось - Третий Донской округ).

Кубанское казачье войско- часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб - город Екатеринодар (современный Краснодар). Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью». В результате завершения кавказской войны.

К началу царствования императора Николая II Кубанское войско, подразделялось на 7 отделов:

Екатеринодарский,

Таманский,

Кавказский,

Лабинский,

Майкопский,

Баталпашинский.

Состав: к 1860 году войско насчитывало 200 тысяч казаков и выставляло 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 4 батареи и 2 гвардейских эскадрона.

Составляли большую часть казачества в Ейском, Екатеринодарском и Темрюкском отделах Кубанской области.

Ейский казачий отдел ККВ

Кавказский казачий отдел ККВ

Таманский казачий отдел ККВ

Екатеринодарский казачий отдел ККВ

Майкопский казачий отдел ККВ

Лабинский казачий отдел ККВ

Баталпашинский казачий отдел ККВ

Черноморский казачий округ ККВ

Абхазский особый казачий отдел ККВ

Семиреченское войско- группа казаков, проживающая в Семиречье, на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. В прошлом были объединены в отдельное казачье войско.

Состав: было разбросано в четырех уездах этой области, в 28 станицах. К 1 января 1894 года его численность составила 32772 человек, в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 жен.) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, 15 христиан других конфессий, 68 евреев, 2339 магометан и 10 язычников.

По данным на начало 1914 года в составе Семиреченского казачьего войска было 19 станиц и 15 выселков, с населением 22473 войскового сословия (из них 60 офицеров и 5767 казаков готовых на службу, при 3080 лошадях).

Терское казачье войско- казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.

Терское казачье войско - третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знаменами.

Состав:

1) окружные казачьи общества, создаваемые (формируемые) путем объединения районных казачьих обществ и станичных казачьих обществ, не входящих в состав районных казачьих обществ;

2) районные казачьи общества создаваемые (формируемые) путем объединения городских, станичных и хуторских казачьих обществ;

3) станичные казачьи общества, входящие в состав окружных казачьих обществ, либо районных казачьих обществ, являющиеся первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских или городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Уссурийское казачье войско- этническая группа казаков в Уссурийском крае. Другие определения - этносословная группа, военное сословие-народность.

Состав: В 1916 году число уссурийских казаков составило 39 900 человек. Они владели 6740 км² земли. Уссурийские казаки выполняли пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовали в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны уссурийские казаки выставили кавалерийский полк и шесть сотен. Во время гражданской войны среди уссурийских казаков произошел раскол по месту переселения, часть казаков (выходцы с Дона) поддержала политику большевиков по ликвидации казачества как сословия и слияния его с крестьянством. Остальные выступили под командованием Атамана Калмыкова в основном на стороне белых. После гражданской войны войско прекратило своё существование.

Уральское казачье войско- (до 1775 года и после 1917 года - Яицкое казачье воойско ) - группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 - Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск (до 1775 года назывался Яицкий городок). Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане (до 8 %) и буддисты(ламаисты) (1,5 %) Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.

Состав: К началу 1825 года Уральское казачье Войско считало в своем населении до 28 226 душ обоего пола. По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла чуть более 123 тыс. человек. Во время Первой мировой войны войско выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 год свыше 13 тысяч человек). За доблесть и отвагу 5378 уральских казаков и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями.

Черноморское казачье войско- военное казацкое формирование в XVIII-XIX веках. Создано российским правительством в 1787 году из частей Войска верных запорожцев, основу которого составляли прежние запорожские казаки. Для войска отводилась территория между Южным Бугом и Днестром с центром в городе Слободзея.

Состав: В 1801 году грамотой императора Павла была создана войсковая канцелярия в состав которой входили атаман и два члена от войска, особые члены по назначению от правительства и правительственный прокурор; при том все войско делилось на 25 (по другим источникам 20) полков. Во времена Павла I во главе войска стоял атаман Котляревский, не любимый войском (в 1797 произошёл бунт). В 1799 году его сменил атаман Бурсак. Указом от 25 февраля 1802 года было опять восстановлено войсковое правительство, в составе атамана, двух непременных членов и 4-х асессоров; деление на полки было сохранено.

Забайкальское казачье войско- иррегулярное войско в XVII-XX веках в Российской империи, на территории Забайкалья. Войсковой штаб - в Чите.

Состав: В 1916 году казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Войско участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-05 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна. Некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 году Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в Советской России, было ликвидировано. После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 года (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е годы вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае

КАЗАЧЕСТВО (от тюркского казак, козак — удалец, вольный человек), социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в 14 веке.

С начала 15 века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. По мере создания на южных, юго-восточных и восточных границах Русского государства засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков (смотри Станичная и сторожевая служба). С 16 века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем Казачьего приказа (17 век). В 1-й половине 16 века на Украине образовалась Запорожская Сечь, во 2-й половине 16 века — общины терских казаков и служилое сибирское казачество, а на границе с Речью Посполитой — особая категория украинских казаков, состоявших на службе у польского правительства, так называемые реестровые казаки. В середине 17 века на территории Восточной Украины образовалось слободское казачество (смотри Слободские казаки). Казачество активно участвовало в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока (В. В. Атласов, И. Ю. Москвитин, И. И. Камчатой, И. А. Ребров, М. В. Стадухин и др.).

В 16-17 веках казачество пользовалось широкой автономией. Все важнейшие дела решались на войсковом круге. Во главе общин стояли выборные атаманы. Правительство постепенно ограничивало автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению казачества. В 17-18 веках казаки упорно отстаивали свою свободу и активно участвовали в восстаниях 17-18 века; из их среды вышли С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачёв. Часть донских казаков после разгрома Булавина восстания 1707-09 годов ушла на Кубань и затем в Османскую империю (смотри Некрасовцы). В начале 18 века казачьи общины были преобразованы в казачьи иррегулярные войска, а казаки стали военным сословием Российской империи. В 1723 ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством и называться наказными (назначенными). После подавления Пугачёва восстания 1773-75 была упразднена Запорожская Сечь. Во 2-й половине 18 — 19 веках был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые, полностью подчинённые правительству: Астраханское (1750), Оренбургское (1755), Черноморское (1787-1860), Сибирское (1808), Кавказское линейное (1832-60), Забайкальское (1851), Амурское (1858), Кубанское (1860), Терское (1860), Семиреченское (1867), Уссурийское (1889). Положение казачества как замкнутого сословия было закреплено при императоре Николае I. Казакам было запрещено вступать в брак с представителями неказачьего населения, был воспрещён выход из войскового сословия (разрешён в 1869). Казачество получило ряд привилегий: освобождение от подушной подати и земского сбора, право беспошлинной торговли в пределах войсковой территории, особые права на пользование казёнными землями и угодьями (ловля рыбы, добыча соли и т.п.). В основе экономического положения казачества лежала сложившаяся в 19 веке система казачьего землевладения (смотри Казачьи земли).

К началу 20 века в Российской империи существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское); общая численность казачества превышала 4,4 миллиона человек, в том числе около 480 тысяч человек служилого состава (1916). В 1917 году из красноярских и иркутских казаков было образовано Енисейское казачье войско. Все казачьи войска в военном и административном отношении были подчинены Военному министерству через Главное управление казачьих войск (с 1879), а с 1910 — через Казачий отдел Главного штаба. В ведении МВД находился Якутский казачий полк. Атаманом казачьих войск с 1827 являлся наследник престола. В Донском казачьем войске должность наказного атамана была самостоятельной, в других войсках наказным атаманом по должности являлся генерал-губернаторили командующий войсками ВО. При атамане существовал войсковой штаб, управлявший делами войска через атаманов отделов или округов. Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах.

Казаки с 18 лет были обязаны нести военную службу, продолжавшуюся 20 лет [по Уставу о воинской повинности от 17(29).4.1875 для Донского войска, распространённому позже на другие войска]: первые 3 года в приготовительном разряде, затем 12 лет в строевом , 5 лет в запасе, после чего казаки зачислялись на 10 лет в ополчение. В 1909 году срок службы сокращён до 18 лет за счёт сокращения приготовительного разряда до 1 года. На военную службу казак был обязан являться со своим обмундированием и снаряжением. Казачество участвовало во всех военных кампаниях России 18-20 века. Отличилось в войнах: Семилетней 1756-1763, Отечественной 1812, Кавказской 1817-64, Крымской 1853-56, русско-турецких. В конце 19 — начале 20 века казачество широко использовалось для обеспечения государственной безопасности и правопорядка. С эпохи императора Николая I государственная власть взяла курс на унификацию казачьих войск. В 1875 году при императоре Александре II казачьи полки включили в состав дивизий регулярной кавалерии. К концу 19 века значительно возросли требования к строевой подготовке казаков, качеству их вооружения и снаряжения, уровню мобилизационной готовности казачьих частей, что привело к росту затрат казаков на самоснаряжение (покупку строевого коня и мундира) и обеднению казачества. Исчезновение непосредственной военной угрозы вело к окрестьяниванию казачества — так называемому естественноисторическому расказачиванию.

После Февральской революции 1917 на территории войск были созданы выборные органы власти, начался процесс автономизации казачьих войск, что усиливало сословную обособленность и замкнутость казачества. В ходе Гражданской войны 1917-22 казачество раскололось на два непримиримых лагеря. Абсолютное большинство казачества оказалось в рядах белых армий и воевало под командованием А. П. Богаевского, А. И. Дутова, А. М. Каледина, П. Н. Краснова, К. К. Мамонтова, Г. М. Семёнова, А. Г. Шкуро. В рядах РККА казаки сражались под командованием С. М. Будённого, Б. М. Думенко, Н. Д. Каширина, Ф. К. Миронова. В качестве органа управления «красным» казачеством при ВЦИК был создан Казачий отдел. В некоторых войсках (Донское, Кубанское, Уральское, Оренбургское) появились собственные казачьи армии, государственная символика, законодательные акты, закреплявшие войсковую автономию. После поражения белых армий десятки тысяч казаков были вынуждены эмигрировать (смотри Казачьи союзы). Казачество являлось единственной организованной многочисленной социальной группой, представители которой были настроены в целом антибольшевистски, обладали боевым опытом и организацией, поэтому оно подверглось массовому террору, принудительным депортациям. В 1920 году постановлением ВЦИК законоположения РСФСР о земле распространены на казачьи земли, что явилось законодательным упразднением казачества.

20.4.1936 ЦИК СССР отменил существовавшие с 1922 для казачества ограничения в отношении службы в РККА, были созданы казачьи кавалерийские дивизии. В Великую Отечественную войну 1941-45 на фронтах сражались казачьи соединения — в апреле 1942 из казаков-добровольцев Дона и Кубани был сформирован 17-й (с 27 августа — 4-й гвардейский) казачий кавалерийский корпус, который 20.11.1942 разделён на 4-й гвардейский Кубанский казачий и 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийские корпуса (расформированы в 1947). С начала 1990-х годов началось возрождение казачества в России на основе Закона РСФСР от 26.4.1991 «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента Российской Федерации от 15.6.1992 о мерах по реализации этого закона в отношении казачества. В январе 1996 было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Лит.: Хорошхин М. П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПб., 1881; McNeal R. Н. Tsar and cossack, 1855-1914. L.; Oxf., 1987; История казачества азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1-3; Holquist Р. Making war, forging revolution. Russia’s continuum of crisis, 1914-1921. Camb.; L., 2002; Российское казачество / Отв. редактор Т. В. Таболина. М., 2003.

А. В. Ганин.

1. Казаки, род войск, специализация.

Происхождение слова "КАЗАК" и его значение.

По-монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж.

Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы.

ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Хан Батый

особые условия несения службы в мирное и военное время, русские усваивали навыки и сноровку ведения боя «действий в конном строю по-«казачьи», превращались в казаков и принимали их название.

Они расселены были в пограничных районах, где для службы требовалось зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали безопасное и непрерывное движение в стране.

Расселены национальными группами, имели право иметь скот, заниматься огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Расселены они были на землях исключительно плодородных, богатейших всеми природными дарами, за которые Русь в течение веков вела безуспешную борьбу с кочевниками.

Частная жизнь казака была связана с непрерывной службой по охране границ, на которых они были расселены: то была «дозорная служба — дальняя и ближняя».

Постоянной службой донских казаков для Москвы было сопровождение послов и охраны безопасного движения официальных путешественников, проезжавших по землям, занимаемым казаками.

Знамя Золотой Орды

2. Метрополит. Религиозное государство.

"Один Бог на небе, и один властелин на земле", — говорил Чингиз-Хан, который дал правосланому метрополиту наивысшую власть и влияние среди русского народа. Так православие стало основой национальной самоиндификации казачества, объединяющим началом для них служила религия и язык. В ставке хана с первых дней образования Орды — был построен православный храм.

История, культура и обряды российского казачества

С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена Митрополия Всея Руси.

В жизни русского народа начинает подниматься авторитет Митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти монгол значительными льготами; власть, его, по сравнению с княжеской, была обширной.

Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами.

Местное управление оставалось в руках русских князей, не нарушены были и церковные порядки, церковная иерархия имела перед княжеской властью преимущества, и имела ханские ярлыки, освобождавшие церковное имущество от дани.

Монета Золотой Орды

В 1261 году в Ставке хана Золотой Орды, была открыта епархия, во главе которой был поставлен епископ.

Митрополит Всея Руси пользовался под властью монгол известной свободой. Перенеся митрополию в Киев, Митрополит Кирилл ездил в Константинополь и присутствовал при открытии Епархии в Сарае.

Во-первых, власть Епископа объединяла народ, и связывала его с общей церковной организацией всей Руси, так как Епископ был подчинен митрополиту всея Руси. Кроме того, церковная организация пробуждала в народе сознание единства он являлся уже не безличной массой,

Под властью монгол церковная организация имела довольно сложную иерархию: кроме Митрополита и епископов, имелись: духовный судья, книжник, законоведец, наставник, настоятель, отшельник, выдатель метрик и благочинный. После открытия Епархии повсюду стали строиться храмы, монастыри, ставилось духовенство, налаживалась Церковная жизнь.

После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя — Менгу-Тимур. В военных походах и продолжавшихся войнах, во внутренней жизни казаков, принимавших участие в походах и сражениях, происходили изменения: за войсками стало прочно укрепляться название «казаки» и их военачальники, вместо темников, стали называться атаманами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "АТАМАН"

Происхождение звания АТАМАН (отец-командир, вместо темника) (10 000 человек = 1 дивизия 20 века, командир дивизии).

Исследования современных историков о происхождении слова атаман дают совершенно новое объяснение и производят его от монгольского слова, существовавшего в их военном обиходе — отец-командир.

В основе внутренней организации монгольских улусов существовал родовой-патриархальный строй. Власть в улусах преемственно переходила от отца к сыну или старшему в роде.

Темиики, как высшие военачальники, делившие участь с подвластными им войсками в походах и боях, назывались атаманы, т. е. отцы-командиры, слово понятное для войсковых соединений всех народов.

название атаман в казачьем, быту появилось со времени их зарождения под властью монгол и прочно укрепилось в их быту и сохранилось на все время их исторического существования.

Единица измерения, 5 букв

Предлагаем вашему вниманию слова по тематике Единицы измерения, которые состоят из 5 букв.

1 . акена

2 . анкер

Казачество определение

4 . бочка

5 . ведро

6 . вельт

7 . волос

8 . грамм

9 . джилл

10 . дихас

11 . капля

12 . карат

13 . короб

14 . кэтти

15 . линия

16 . ложка

17 . марка

18 . месяц

19 . оргия

20 . пехис

21 . пинта

22 . плетр

23 . посох

24 . пункт

25 . пясть

26 . сарос

27 . стопа

28 . стоун

29 . сутки

30 . тонна

31 . унция

32 . ферми

33 . чарка

34 . чюмич

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования Ростовской Области

Ростовский Технологический Техникум Легкой Промышленности

(ГОУ СПО РО «РТТЛП»)

Курсовая работа

по дисциплине: «История Донского края»

по теме: «Происхождение казачества »

Выполнила:

студентка гр. 2-ДЭБ-25

Гончарова А.А.

Проверил преподаватель:

Литвинова И.В.

Ростов-на-Дону 2011

Введение

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

1.2 Внешние общие характеристики казаков

1.3 Характер казаков

1.4 Происхождение казачества

1.5 Казаки в истории

1.6 Казачьи войска

Глава 2. Казачество в России сегодня

3. О казачестве в заключение

3.1 Казачество в искусстве

3.2 Заповеди казаков

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они появились?

Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.

Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.

Точное происхождение казаков неизвестно.

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

1.2 Внешние общие характеристики казаков

Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

1.3 Характер казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

1.4 Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения казачества:

1.Восточная гипотеза.

По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

2. Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба».

Казачество (Орлов, 2012)

Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

1.5 Казаки в истории

донской казачество воинский заповедь

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

История России

На главную

История казачеста в России

Казачество не разрывно связано с историей России. Ведь казаки в славных сражениях на веки прославили и себя, и Россию.

Рождение казачества

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы учавствовали в создании казачьих отрядов.
Это обстоятельство было выгодно и Москве, и Варшаве, так как во-первых те земли были очень плодородными и соответственно с них они получали продовольствие; во-вторых они обеспечивали им защиту границ от крымских татар, за спиной которых стояло едва ли не сильнейшее государство того времени – Османская империя. Обитатели низовьев Дона образовали Донское казачество, а жители Левого берега Днепра – Запорожское. Православная Московская Русь достаточно легко нашла общий язык с казаками, чего не скажешь о католической Речи Посполитой. Конечно, не только религиозные разногласия играли здесь основную роль, так как и Донские, и Запорожские казаки были потомками жителей Киевской Руси и конечно же помнили об этом, западный мир в лице Польши был чужд им.

казачество

В итоге запорожцы легко нашли общий язык с Москвой, помогли той захватить у Польши всю восточную её территорию во главе с Киевом и затем дали присягу верности Московскому царю.

Казаки на службе государевой

Казаки были народом очень вольным и легко могли не подчиниться приказу из столицы, а царскую власть это не устраивало, и ей нередко приходилось давить на казаков. Результатом чего стали восстания казаков под предводительством Разина, Булавина и Пугачёва. После восстания последнего в 18 в. за дело очень решительно взялась императрица Екатерина II. Результатом чего стало расформирование Запорожского казачества, самого вольного. Оно в свою очередь вошло в состав вновь созданного Кубанского казачьего войска. Казаки получали от государства землю, но были обязаны верно служить ему. В свою очередь, так как в то время шёл интенсивный процесс присоединения южных земель (берега Азовского и Чёрного морей, Крыма, Кавказа) на этой территории стали формироваться части регулярных армий, приезжать государственные служащие и гражданские люди, таким образом казаки не могли себя уже столь вольно чувствовать.
Стоит отметить, что казаки внесли огромный вклад в присоединении к России её южных и восточных земель, в обороне границ, да и просто в изучении новых земель, а так же, что в истории казачества было много тяжелых и кровопролитных войн.

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей.
Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

После «Октября» 1917

Во время гражданской войны казаки стали главной опорой белого движения. Но воевать против своих так же, как они воевали с другими народами, казаки не могли. Доблестно выгнав красных со своих родных земель, казаки действовали далее не так решительно. Часть их продолжала поход на Москву, часть вернулась домой, решив задачу выполненной, часть же подумывала и о создании независимого государства. Всё это в итоге печально для них кончилось. В основном, лучшие их представители либо погибли на войне, либо иммигрировали, часть осталась на родине, но они подверглись гонениям (переселениям, арестам и расстрелам). И только к середине 30-х годов правительство СССР приняло решение о восстановлении казачества, разрешило им служить в РККА, за что те и отплатили ему, доблестно сражаясь против фашистской Германии во Второй мировой войне.
Часть казаков-иммигрантов поддерживала или даже воевала за армию вермахта.
После развала СССР казаки были уже полностью реабилитированы и по сей день идёт процесс возрождения казачества. Создаются казачьи кадетские корпуса в старых традициях Российской империи.
История казачества по праву занимает важное и достойное место в Российской истории.

Джигитовка казаков. Видео снято в 24-м, 36-м и 66-м годах ХХ в. в европейских. Засняты показательные выступления казаков-иммигрантов участвовавших в I мировой и гражданской войнах, а так же их детей и внуков.

На главную

Какие казаки были поданными Османской империи

19.03.2018

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, потом — в Турцию, где встали под турецкие стяги. Обратно они вернулись уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном - это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия - Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам - от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами - смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции - на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами.

Казачество — что это такое?

На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи - носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

CACKLE Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! — Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

Подпишись на обновления

С начала XV века начинается торговое плавание между Устюгом и Холмогорами. На ярмарку приезжали немцы, поляки, греки, итальянцы, литовцы, персияне. Из Холмогор промышленники достигали Иртыша. Драгоценные металлы в слитках, изделиях и монетах. Сибирь. Работа Тычинской Анастасии. Казна также торговала воском, хлебом, ревенем. Соль продавалась в Швецию и Литву. Поташ покупали Голландия и Фламандия. В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город.

«Казачий мир» - В союзе с Литвой. Легенда Запорожского войска. Емельян Пугачев. Шашка. Искусство джигитовки. Казаки. История, ставшая легендой. В союзе с Русью. Булавин Кондратий Афанасьевич. Слава Богу, что мы казаки. Дон. Под властью Орды. Гумилев. Обер-офицер. Народ. Насеки. Казаки в войне. Право казаков. Степан Тимофеевич Разин. Прелестные письма. Главный враг донских казаков. Воровство. Холопы. Казачий генерал.

«Запорожская Сечь» - Условия для сближения Запорожья с Крымом. Подписание мирного договора. Корень зла. Значимый характер. Бессарабия. Существование Запорожья. Хозяйственные занятия. Запорожье. Запорожская Сечь. Запорожье и Петр I. Самостоятельное положение. Войсковая канцелярия. Внутреннее устройство Запорожской Сечи. Отношения между сечевиками и некрасовцами. Отношения с Россией. Гордиенко. Договор. Крестьяне. Экономический подъем.

«Присоединение Сибири» - В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей. 540 чел. волжских казаков. Ивана IV интересовало лишь одно - получить как можно большую дань. В 1572 г. он окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой. В июле 1581 г. было совершено нападение. В Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера. В каком году Едигер был убит. Игра. В Сибирь был направлен из Москвы посол и сборщик дани.

«История Запорожской Сечи» - Предпосылки освободительной войны. Первые сведения об украинских казаках. Дмитрий Иванович Вишневецкий. Войсковое и территориальное деление. Сечи. Богдан Хмельницкий. Оружие казаков. Ликвидация казацкого самоуправления. Герб Войска Запорожского. Генеральная старшина. Военный скарб. Организация государства. Движущие силы. Запорожская Сечь. Численность казачества. Украинские земли. Старшинский совет.

«Казачьи объединения» - Принципы казачьего демократического устройства. Казачье самоуправление. Станичное самоуправление. Казачий Круг. Историческая память. Казачья горизонталь. Характеристики дореволюционных обществ. Полковник. Феномен казачьего самоуправления. Сочетание горизонтального и вертикального управления. Классифицирующие признаки. Факторы. Коллективная память. Люди. Барон Таубе. Атаманское правление. Противоречия казачьей демократии.