» » История Японии — кратко о главном. Япония в эпоху раннего нового времени Япония в эпоху нового времени

История Японии — кратко о главном. Япония в эпоху раннего нового времени Япония в эпоху нового времени
Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время Коллектив авторов

ЯПОНИЯ В XVII ВЕКЕ

ЯПОНИЯ В XVII ВЕКЕ

В конце XVI - начале XVII в. произошло объединение страны, эпоха «воюющих провинций» (1467–1590) (сэнгоку дзидай) завершилась, и в XVII в. в стране наступил долгожданный мир. После победы в 1590 г. над могущественным кланом Ходзё под властью Тоётоми Хидэёси (сменившего Ода Нобунага в роли «объединителя» страны) фактически оказалась вся Япония. Земли отныне либо принадлежали Хидэёси, либо передавались князьям, присягнувшим ему на верность.

Многие из основных характеристик последовавшей за правлением Хидэёси эпохи Токугава были заложены уже в ходе реформаторской деятельности Тоётоми Хидэёси. При нем в 1582–1598 гг. в масштабах всей страны был составлен земельный кадастр и унифицированы единицы измерения земельной площади. При этом урожайность любых сельскохозяйственных угодий выражалась в коку риса. Обмер земель привел к значительному росту официально зарегистрированного земельного фонда. Была осуществлена унификация и упорядочивание земельных отношений в деревне. В кадастровых записях наделы земли закреплялись за крестьянами, которые их обрабатывали. В результате составления земельных описей богатые крестьяне потеряли право на взимание с других крестьян ренты (кадзиси токубун), которая включалась в состав нэнгу (годового оброка), выплачивавшегося землевладельцу. На основе данных кадастра устанавливался объем военной службы, которую должны были нести воины-землевладельцы, и оценивалась доходность владений того или иного даймё.

При Хидэёси также были приняты меры, направленные на ужесточение сословных различий. В 1588 г. вышел указ, предписывавший изъятие оружия у крестьян и строго запрещавший впредь им владеть. По указу Хидэёси 1591 г. население страны делилось на три сословия - самураев, крестьян и горожан. Переход самураев или крестьян в сословие горожан запрещался, самураи не могли поменять своего господина. Позднее сословие горожан было разделено на два самостоятельных сословия торговцев и ремесленников; такая сословная структура (си-но-ко-сё) сохранялась на протяжении всего периода Токугава. Самураи составляли 5 % населения, крестьяне - около 80–90 %, торговцы и ремесленники - 8 %, около 2 % приходилось на долю париев - эта («неприкасаемые», наследственные корпорации, выполнявшие работу, считавшуюся нечистой: убой скота, выделка кож и т. п.) и хинин (букв, «нелюди», главным образом, преступники, которые могли быть прощены и восстановлены в прежнем статусе).

Самураи обладали эксклюзивным правом на ношение оружия и на обладание фамилиями (остальные японцы получили фамилии только в эпоху Мэйдзи, 1868–1911). За оскорбление, нанесенное представителем несамурайского сословия, воин имел право зарубить обидчика на месте. Заключение браков между членами разных сословий было строжайше запрещено (запрет можно было обойти при помощи процедуры усыновления/удочерения).

КОРЕЙСКИЙ ПОДХОД

Подчинив к 1591 г. всю Японию, Тоётоми Хидэёси строил планы установления мирового господства: захвата Кореи, Китая, а затем и Индии. Хидэёси потребовал от вана (правителя) Кореи оказать содействие Японии в покорении Китая. Но ван отказался поддержать японцев и пропустить их в Китай через свою территорию. В 1591 г. Хидэёси распорядился начать приготовления к вторжению в Корею.

23 мая 1592 г. японские войска (около 160 тысяч человек) высадились в порту Пусан. Уже на следующий день Пусан пал, а японцы начали продвижение к столице Кореи Сеулу. 12 июня Сеул был занят без боя, а 22 июля пал Пхеньян.

Однако вскоре развернулось партизанское движение. Одновременно весьма успешно начал действовать корейский флот, перерезавший морские коммуникации японцев. Кроме того, корейцы получили военную поддержку от Китая. 8 февраля японцы оставили Пхеньян, а 18 апреля - Сеул. Они вывели из Кореи большую часть войск, начались длительные переговоры с Китаем.

Жесткая позиция Хидэёси (он требовал отдать в жены японскому императору дочь китайского императора, передать Японии почти половину территории Кореи, и т. д.) и высокомерный тон сделали бы переговоры невозможными, если бы японские переговорщики не подделали письмо Хидэёси китайскому императору. В фальшивке Хидэёси почтительно испрашивал у императора пожалования ему титула «ван».

Благодаря фальшивке переговоры значительно продвинулись. Но когда Хидэёси понял, что ни одно его требование не выполнено, а ему самому пожалован лишь титул, означавший признание им китайского вассалитета, он пришел в ярость. Военная кампания возобновилась в августе 1597 г. Второй поход оказался еще менее успешным, японцы не дошли до Сеула, встретив серьезный отпор корейско-китайских войск как на суше, так и на море. После смерти Хидэёси в 1598 г. вновь начались мирные переговоры.

Японские войска в Корее действовали исключительно жестоко, перебив тысячи корейцев, в том числе мирных жителей. Мирный договор между Японией и Кореей был заключен в 1609 г., японцы получили право торговли с Кореей в порту Пусан. Вплоть до XIX в. Корея оставалась единственной страной, с которой у Японии наладились официальные дипломатические отношения. Правда, посольства в Эдо прибывали также из королевства Рюкю, расположенного на одноименных островах. Но фактически Рюкю в 1609 г. было присоединено к японскому княжеству Сацума и лишь для сохранения торговых отношений с Китаем продолжало называться королевством, признавая себя вассалом Китая.

Одной из самых острых проблем для «объединителей» Японии оставался вопрос легитимизации власти. Ни Ода Нобунага, ни Тоётоми Хидэёси не получили титула «сёгун»; формально его мог даровать только император. Оба «объединителя» использовали императорский двор для укрепления своих позиций, получив назначения на высокие должности. Нобунага в 1578 г. был назначен Правым министром. Хидэёси в 1585 г. занял высшую придворную должность кампаку (канцлер), а затем стал тайко (регент при императоре). Простолюдину по происхождению, Хидэёси пришлось также прибегнуть к процедуре усыновления древним аристократическим родом Фудзивара. Правда, преемственности власти должности не гарантировали.

Пытаясь решить эту проблему, Хидэёси назначил наследником своего сына Хидэёри (1593–1615), а до достижения им совершеннолетия управлять страной должен был совет из пяти крупнейших даймё - Токугава Иэясу (1542–1616), Маэда Тосииэ, Мори Тэрумото, Кобаякава Кагэкацу и Укита Хидэиэ. Однако после смерти Хидэёси, скончавшегося от болезни в 1598 г., даймё вступили в борьбу за власть. К 1600 г. в стране сложилось две коалиции: западная, признававшая законным преемником Хидэёри, и восточная с Токугава Иэясу во главе, признававшая гегемоном Иэясу. 21 октября 1600 г. в битве при Сэкигахара (совр. префектура Гифу) 70-тысячное войско во главе с Токугава Иэясу одержало победу над 80-тысячным войском западной коалиции. В 1603 г. указом императора Гоёдзэй (1586–1611) Иэясу был назначен сёгуном. В ходе зимней кампании 1614 г. и летней 1615 г. замок Хидэёри был захвачен и сожжен, а он сам и его мать совершили самоубийство.

Еще до решающей битвы Иэясу позаботился о генеалогическом обосновании своих претензий на власть, возведя свое происхождение к роду Гэндзи (Минамото) - старейшему и влиятельнейшему из военных кланов. Представитель этого рода, Минамото Ёритомо, основал первый в истории Японии Камакурский сёгунат (1192–1333). В 1605 г. Иэясу передал должность сёгуна своему третьему сыну Хидэтада (1579–1632), получил назначение на должность «кампаку» и почетный титул «огосё» (отрекшийся сёгун) и формально удалился от дел, хотя фактически сохранил все нити управления в своих руках. Иэясу позаботился о соблюдении впредь четкого порядка передачи власти: титул сёгуна должен был переходить к старшему сыну в его семье. Династия Токугава просуществовала с 1603 по 1867 г.

Начало правления Токугава ознаменовалось изменениями во внешней политике, связанными с резким ужесточением отношения к христианам. Во многом эта политика была вызвана опасениями усиления европейского влияния вследствие дальнейшей христианизации. Указы против христиан начали издаваться еще при Тоётоми Хидэёси, но большинство из них не исполнялось. В 1612 и 1614 гг. вновь были изданы указы о запрете христианской проповеди, второй из них предписывал миссионерам покинуть страну. Лишь немногие проповедники ослушались этого указа и остались в Японии.

ЯПОНСКОЕ ПЛАВАНИЕ НА «ВОСТОК»

Один из даймё-христиан Датэ Масамунэ организовал в 1613 г. посольство к папе римскому и «южным варварам» (как называли в Японии европейцев). Правительство бакуфу на тот момент еще не окончательно склонилось к политике изоляционизма. Поэтому оно прислало своих людей для участия в путешествии. Посольству также предстояло вести переговоры с испанцами о заключении торгового договора. Сам Датэ Масамунэ стремился установить прямые торговые связи с Новым Светом.

Идею организации посольства выдвинул живший в Японии монах-францисканец Луис Сотело. На средства Датэ был построен корабль «Датэ Мару». Посольство (в 180 человек, включая самураев, около 40 португальцев и испанцев, множество купцов и моряков) во главе с Хасэкура Цунэнага стало вторым японским посольством в Европу (первое, также организованное даймё-христианами, отплыло из Нагасаки в западном направлении на европейском корабле в 80-е годы XVI в.). Третье состоялось лишь спустя 200 лет.

Корабль «Датэ Мару» пересек Тихий океан и пришел в Акапулько. Хасэкура Цунэнага и его люди пересекли Мексику и отплыли в Европу на испанском корабле. По дороге посольство останавливалось на Кубе. В Европе Хасэкура Цунэнага побывал в Испании, Франции и Италии. Но переговоры не принесли успеха, так как европейцы были обеспокоены усиливающимися гонениями на христиан в Японии.

К моменту возвращения послов в Японию в 1620 г. ситуация в стране изменилась к худшему. Новый сёгун Токугава Хидэтада в большей степени склонялся к политике «изоляционизма», чем его отец. Возможно, запрет торговли с Испанией и разрыв дипломатических отношений в 1623–1624 гг. были вызваны и докладами участников посольства, описавших испанскую политику в Новом Свете.

Новая волна гонений на христиан привела к массовым казням в 1622 г. в Нагасаки и в 1623 г. в Эдо. В следующие годы гонения на христиан продолжались, многих подвергали пыткам, принуждая отречься от веры. Документально подтверждена казнь около 3 тысяч христиан в этот период.

Последним всплеском христианской активности стало Симабарское восстание 1637–1638 гг. (на полуострове Симабара, о. Кюсю). Ряды восставших составляли крестьяне и рыбаки, доведенные до отчаяния нуждой, непомерными налогами и неурожаем 1637 г., но большая их часть принадлежала к христианам и выступала под христианскими лозунгами. Считается, что количество восставших насчитывало до 37 тысяч человек. Напуганное успехами повстанцев бакуфу мобилизовало против них более чем стотысячную армию. Практически все повстанцы были уничтожены (опустевшие области принудительно заселили жителями разных районов страны), антихристианские меры еще более ужесточились, рядом указов 1633–1639 гг. страна была фактически закрыта.

Отныне японцам под страхом смертной казни запрещались заграничные путешествия, все миссионеры, а также португальские торговцы подлежали высылке. С 1641 г. лишь голландцы и китайцы получили право торговли с Японией, и только в порту Нагасаки. Иностранцы могли приплывать также в небольшие порты в княжестве Сацума и на острове Цусима (в основном, торговавшими с Рюкю и Кореей соответственно). Бакуфу продемонстрировало решимость последовательно выполнять указы о закрытии страны - когда в 1640 г. в Нагасаки прибыл португальский корабль с 61 посланником, просившими смягчить запрет для португальцев, все они были обезглавлены, а экипаж, состоявший из 13 китайцев, отпущен в Макао, дабы сообщить об их судьбе. Несмотря на «закрытость» страны, ее торговый и культурный обмен с другими странами не был полностью прекращен. Даже в XVIII в. часть отраслей ориентировалась на внешнюю торговлю (в том числе производство шелковых тканей в Киото) и ввозимое из-за моря сырье. Европейские знания (так называемые рангаку или «голландские науки») в области математики, картографии, оптики, медицины, ботаники проникали в Японию через контакты с голландцами в Нагасаки (хотя иностранцы жили обособленно на отдельном острове и в специальном квартале). Благодаря этому в 1671 г., например, была издана «Всеобъемлющая карта мириады народов» - карта с рисунками, изображающими жителей различных стран (в основном азиатских), и их этнографическим описанием.

Закрытие Японии способствовало наступлению стабильности в стране, что подстегнуло экономический рост. За период с 1600 по 1720 г. площадь посевных земель в стране увеличилась на 82 %. Благодаря технологическим и агрокультурным инновациям выросла и урожайность. Повышение урожайности, отмена внутренних таможенных пошлин способствовали развитию торговли и ремесел. Продолжился рост городов: Эдо (совр. Токио), небольшая деревушка, которую в 1590 г. Иэясу сделал своей ставкой, к концу XVII в. стал крупнейшим городом в мире с населением около 1 млн человек, население городов Осака и Киото сравнялось с населением Лондона и Парижа.

Хотя император и его двор не обладали никакой властью в стране, институт императорской власти был сохранен, и формально указ о своем назначении сёгуны получали от императоров. Сёгуны демонстрировали свое покровительство императорскому дому, оплачивая расходы на ремонт и сооружение дворцов и резиденций императора и его двора. Для установления родственных контактов между императорским родом и домом Токугава использовались брачные связи. В то же время сёгунат издавал распоряжения, предписывавшие аристократии заниматься лишь традиционными искусствами и церемониями, не покидать пределы дворцового комплекса и т. п. Представители аристократии не могли назначаться ни на военные, ни на гражданские должности в аппарате управления бакуфу.

Владения сёгунов располагались в 47 из 68 провинций и составляли примерно одну шестую часть всех возделываемых в стране земель, концентрируясь в основном в восточных районах Хонсю. Значительную часть доходов сёгунат получал также, контролируя крупнейшие города - Эдо, Осака, Сакаи, Киото, Фусими, Нара и Нагасаки. Кроме того, сёгунат обладал монополией на разработку серебряных и медных рудников.

Владения даймё - княжества (хан) - занимали три четверти всей территории архипелага. На протяжении эпохи Токугава одновременно существовало около 260 княжеств. Однако даймё занимали подчиненное положение по отношению к бакуфу. Такая система политического управления в историографии получила название «бакухан» (бакуфу+хан), она оформилась в период правления трех первых сёгунов династии Токугава, т. е. не ранее 30-40-х годов XVII столетия. Большая часть даймё выдвинулись на службе дому Токугава. Лишь в редких случаях положение даймё удалось сохранить представителям кланов, возникших до появления на исторической арене Ода Нобунага. Все даймё делились на три группы. Возглавляли иерархию симпан-даймё (родственные роду Токугава дома; их насчитывалось 23). Затем следовали фудай-даймё («наследственные даймё», союзники Токугава в битве при Сэкигахара, к концу XVIII в. их насчитывалось 145). Затем тодзама-даймё («внешние даймё», бывшие противники Иэясу, их насчитывалось 98). Большая часть владений фудай-даймё располагалась в районе Канто, неподалеку от Эдо. Владения тодзама-даймё концентрировались в основном западнее г. Осака или на окраинах архипелага. По своему экономическому потенциалу тодзама-даймё зачастую превосходили фудай-даймё, но политически были бесправны, так как не имели права занимать должности в аппарате сёгуната.

Японский шлем и меч. XVII в. Китайский музей, Генуя © Photo Scala, Florence

Значительную часть чиновников бакуфу составляли хатамото и гокэнин - непосредственные вассалы сёгунов. Хатамото насчитывалось около 5200 человек, часть из них были владельцами феодальных поместий, а часть получали содержание рисом, хатамото имели право на личную аудиенцию у сёгуна. Гокэнин (около 2 тысяч человек) в основном получали выплаты рисом и не имели права на личную аудиенцию у сёгуна. Сёгуны никогда не были единоличными правителями, решения принимались коллегиально. Хотя степень личного участия первых трех сёгунов династии Токугава в государственном управлении была велика, в дальнейшем она сокращалась.

Важными делами общегосударственного масштаба (контроль за императорским двором, контроль за даймё, внешняя политика, оборона, налогообложение и т. д.) и выработкой общего курса управления ведали Старшие государственные советники (родзю), число которых колебалось от четырех до шести. Родзю назначались из числа фудай-даймё высшего статуса (т. е. обладавших наибольшими доходами в рисовом эквиваленте). Младшие государственные советники (вакадосиёри, от трех до пяти человек), назначавшиеся из числа фудай-даймё более низкого ранга, ведали более частными аспектами управления - делами вассалов дома Токугава, назначениями на должности в административном аппарате, ранговыми продвижениями, военными делами и т. п. Важнейшими ведомствами, находившимися в подчинении у родзю, были Финансовое управление (кандзё бугё), Управление делами синтоистских и буддийских храмов (дзися бугё), Управление делами г. Эдо (Эдо-мати бугё). Претендент на ту или иную должность в аппарате сёгуната должен был обладать фиксированным годовым доходом, поскольку чиновники платили своим помощникам из собственных средств. В некоторых случаях бакуфу выплачивало дополнительные средства чиновникам, если их доходы не соответствовали полученной должности.

Моделью системы управления для княжеств служила система управления во владениях сёгунов Токугава. В начале правления каждого сёгуна (или при вступлении в права управления княжеством) даймё приносили клятву верности. Взамен они получали инвеституру на управление княжеством, скрепленную личной печатью сёгуна.

Даймё могли переводиться из одного княжества в другое, в наказание за серьезные провинности их владения могли быть конфискованы бакуфу. При первых пяти сёгунах около половины всех налогооблагаемых земель страны сменили своих владельцев. В дальнейшем наследственный принцип в княжествах становится ведущим, сёгунат вмешивался в редчайших случаях.

На деятельность даймё было наложено множество ограничений: без разрешения бакуфу они не могли ни ремонтировать, ни перестраивать свои замки (с 1615 г. даймё могли владеть только одной крепостью), ни вступать в брак; они были обязаны докладывать о подозрительных действиях своих соседей, им запрещалось укрывать преступников, замешанных в антиправительственной деятельности. В 1615 г. Иэясу составил «Кодекс для военных домов» («Букэ сёхатто»), в 13 статьях которого содержались рекомендации по управлению княжествами. Впоследствии в кодекс вносились изменения и дополнения. Со времен Иэясу кодекс зачитывали перед даймё во время церемонии инаугурации нового сёгуна. Действенным способом контроля над даймё была система заложничества (санкин котай), первоначально применявшаяся к тодзама-даймё, а с 1642 г. распространенная и на фудай-даймё. Один год князья со своими семьями должны были провести в столице Эдо, а на следующий год могли вернуться в свое княжество, оставив, однако, свою семью в Эдо.

Даймё имели право на издание законов, сбор налогов, чеканку монеты (монополия на чеканку монеты, имевшей хождение в масштабах всей страны, принадлежала сёгунату, но в рамках отдельных княжеств могли использоваться и собственные денежные знаки), осуществление судебных функций.

Если в эпоху «воюющих провинций» большинство воинов получали от своего господина поместье с правами управления и сбора налогов, в котором они и проживали, то к концу XVII в. такая система, получившая название система дзидзамураи (дзидзамураи или госи, сельские самураи), сохранилась лишь в 40 княжествах (около 17 % от общего числа княжеств). В большинстве же случаев самураи получали жалованье рисом и проживали в резиденции своего даймё, что делало их полностью зависимыми от рисового пайка и служило одним из факторов роста городов и развития внутреннего рынка.

С 1633 г. бакуфу периодически направляло инспекторов (дзюнкэнси) во владения даймё для проведения проверок. Даймё должны были также регулярно предоставлять отчетную документацию - переписи населения, отчеты о судебной деятельности и т. д. В 1644 г. было предписано предоставить бакуфу подробные карты княжеств с указанием урожайности земель. Даймё были обязаны помогать бакуфу в осуществлении многочисленных проектов по сооружению крепостей, резиденций, дворцов и т. д., предоставляя материальные и людские ресурсы. Резиденция сёгунов Токугава и правительства - замок в Эдо, реконструкция разрушенного Осакского замка, сооружение храмового комплекса Никко, где почитался основатель династии Токугава Иэясу, и многие другие проекты были осуществлены за счет княжеств. В зависимости от доходности княжествам предписывалось также содержание фиксированного числа военных сил.

Несмотря на небольшой размер, княжества обладали многочисленным административным аппаратом. Так, в княжествах Сакура и Овари насчитывалось порядка 150 должностей. Совокупный административный аппарат всех княжеств, возможно, достигал цифры в 350 тысяч чиновников. Уже к середине XVII в. важнейшие должности в большинстве княжеств замещались главами ограниченного числа родов. Обычно 80 % доходов княжества составляли поступления от земельного налога, ставка которого в среднем составляла около 30 % урожая, но в некоторых княжествах достигала и 70–80 %.

В 1632 г. сёгунат составил отдельные уставы для хатамото и гокэнин - «Сёси хатто», в 1655 г. были созданы уставы для буддийских священников, многочисленные регламентации регулировали также деятельность ремесленников и торговцев. Единого свода уголовных законов не существовало вплоть до 1742 г., когда был составлен «Кодекс из ста статей» («Осадамэгаки хяккадзё»). Однако законы не предавались широкой огласке, а напротив, хранились в качестве секретных внутренних инструкций, предназначенных для чиновников, в чьи обязанности входило вершить правосудие. В то же время конкретные указы и распоряжения широко обнародовались: вывешивались на доски объявлений, публично зачитывались.

Хотя княжества имели право издавать собственные законы, в основном они копировали законы бакуфу или следовали китайским образцам преимущественно времен династии Мин. В целом же господствовавшие среди самураев идеалы беспрекословного подчинения и преданности своему господину, а также культивировавшиеся в среде крестьянского и городского населения идеи о покорности властям и о необходимости следовать идеалам бережливости позволяли достичь высокой степени управляемости и были в этом отношении гораздо эффективнее уголовного законодательства.

К началу XVIII в. преимущественно в центральной Японии появились районы, специализировавшиеся на товарных культурах - хлопке (был завезен из Кореи в конце XVI в., в XVII в. одежда из хлопка получает распространение среди простолюдинов), табаке (завезен в Японию испанцами в конце XVI в.), индиго и др. Ни одно княжество не было полностью самодостаточным.

Большая часть городов возникала вокруг замков (призамковые города, дзёкамати), т. е. прежде всего они являлись политическими центрами, обычно с населением 10–30 тысяч человек. Но росли и крупные портовые города (Хаката, Сакаи, Нагасаки). Крупнейшим городом страны был ее административный центр - Эдо, ядро жителей которого составляли самураи. Киото сохранял значение культурной столицы, а также славился производством и окрашиванием шелковых тканей. Город Осака являлся крупнейшим центром оптовой торговли и главным рынком страны.

Городское управление также строилось по сословному принципу: делами торговцев и ремесленников, с одной стороны, и делами самураев - с другой, занимались разные органы административного управления делами. Возглавлявшие городскую администрацию магистраты (маши бугё) назначались бакуфу. В Эдо, Киото, Осака, ввиду важности этих городов, на должность мати бугё назначались даймё или прямые вассалы сёгуна.

Хисикава Моронобу. Красавица и юноша. Вторая половина XVII в. Национальный музей, Токио

Одним из важных последствий возникновения крупных городов стал расцвет городской культуры, получившей название «культура эпохи Гэнроку» (Гэнроку - девиз правления императора Хигасияма с 1688 по 1704 г., но понятие «культура Гэнроку» охватывает период с 1680 по 1709 г., время правления пятого сёгуна Цунаёси). В театральном искусстве это расцвет кукольного театра нингё дзёрури и театра кабуки, постановки которых были адресованы прежде всего горожанам. Успех кукольного театра и театра кабуки во многом связан с творчеством великого японского драматурга Тикамацу Мондзаэмон (1653–1725). В литературе это время появления таких знаковых фигур, как новеллист, торговец по происхождению Ихара Сайкаку (1642–1693), создавший галерею портретов горожан (купцов, повес и куртизанок, мелких служек), и выходец из семьи обедневшего самурая поэт Мацуо Басё (1644–1694), один из создателей ныне прославленного во всем мире жанра трехстишия-хайку. В живописи появились гравюры «укиё-э» (букв, «картины преходящего мира»). Главными темами гравюры служили изображения гейш и портреты актеров театра кабуки.

На период Токугава приходится расцвет книгопечатания в городах. Ранее центрами книгопечатания выступали буддийские монастыри, издававшие исключительно конфуцианскую классику, китайскую поэзию и буддийскую литературу. Во время компаний в Корее 1592–1598 гг. японцы познакомились с технологией подвижных печатных литер. Литеры и типографские станки были привезены в Японию, с 1601 г. типографским способом впервые начинают издаваться произведения японской литературы. Книгопечатание оказалось прибыльным делом, но вскоре с целью сократить расходы издатели вернулись к печати ксилографическим способом. К 1720 г. только в Киото насчитывалось около 200 издательств. Помимо китайской и буддийской классики, а также японской классической литературы, начинает издаваться популярная литература, написанная простым языком, т. е. записанная азбукой (яп. «кана») с минимальным использованием иероглифики - литература кана-дзоси. Она включала широкий жанровый спектр - романы, истории о сверхъестественном, этические наставления, прикладную литературу (путеводители, письмовники, наставления в искусстве чайной церемонии и икэбана).

Господствовавшие в стране политические идеалы не всегда соответствовали экономической и социальной действительности. Формально социальный статус торговцев и ремесленников считался ниже крестьян, но фактически некоторые торговцы были богаче князей, а ставки налогообложения в городах были значительно ниже, чем в деревне. Однако, хотя нормы эксплуатации крестьян отличались чрезвычайной жестокостью, общий уровень жизни за период Токугава вырос, как выросло и население страны - с 15–17 млн в 1600 г. до 31 млн 300 тысяч в 1721 г.

При этом увеличилась и территория, включившая в себя как острова Рюкю (формально остававшиеся под двойным вассалитетом Китая и Японии), так и территории на Севере. Даймё Мацумаэ, небольшого японского княжества на Юге Хоккайдо, признавшие себя вассалами Токугава в 1604 г., получили разрешение от сёгуна развивать торговлю мехами и морскими продуктами с «королевством Эдзо», населенным общинами айнов. (Айнов считали потомками «варваров» эмиси - автохтонного населения Японских островов, оттесненного на крайний Север. Их территория включала в себя большую часть Хоккайдо, Сахалина и Курил.) В 1669 г. на Хоккайдо началась борьба кланов айнов друг с другом, переросшая в восстание против Мацумаэ (по имени его лидера названное «восстание Сакусайну», 1669–1672). После подавления восстания войсками сёгуната положение айнов значительно ухудшилось, хотя формально сёгунату продолжал подчиняться лишь Юг острова.

Созданная в начале эпохи система управления доказала свою эффективность и стабильность, предоставила возможности для экономического развития, пусть и ограниченные. Политику страны на протяжении всего периода Токугава определяли высшие представители военного сословия, крупные землевладельцы, что было естественным в рамках аграрного общества, которым оставалась тогда Япония.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке Согласно нашей гипотезе, все «правление Грозного» - от 1547 до 1584 года - естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ Знаменитая опричнина кончается московским разгромом 1572 года. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. в [нх6а], т.1, с. 300–302. Как показывают документы,

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великая смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы Русско-Монгольско-Ордынской старой династии с новой западной династией Романовых Конец Русско-Монгольской Орды в XVII веке Скорее всего, весь период «Грозного» от 1547 до 1584 годов естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы Русско-Монгольско-Ордынской старой династии с новой западной династией Романовых. Конец Русско-Монгольской Орды в XVII веке Согласно нашей гипотезе, весь период «Грозного» от 1547 до 1584 годов естественным образом делится на

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Что означало слово «Сибирь» в XVII веке Подмена названия «Сибирь» после разгрома Пугачева Перемещение границ между Санкт-Петербургской романовской Россией и Тобольской Московской Тартарией в XVIII веке В наших книгах по хронологии мы неоднократно говорили о том, что

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

автора Коллектив авторов

АНГЛИЯ В XVII ВЕКЕ АНГЛИЯ В ПРАВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ СТЮАРТОВ Родоначальник новой династии Яков I Стюарт (1603–1625) объединил под своей властью Англию, Шотландию и Ирландию, положив начало триединому королевству - Великобритании. Однако уже вскоре наметились разногласия между

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ НАНТСКИЙ ЭДИКТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1598 г., заключив Вервенский мир с Испанией и завершив изданием Нантского эдикта эпоху длительных религиозных войн, французская монархия первого короля из династии Бурбонов Генриха IV (1589–1610) вступила в полосу

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ИТАЛИЯ В XVII ВЕКЕ В XVII в. экономическая и торговая роль итальянских государств в Европе продолжает снижаться, при сохранении существенного культурного и художественного влияния итальянцев в архитектуре, живописи, музыке; в науке и отчасти церковной

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ИРАН В XVII ВЕКЕ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В XVII ВЕКЕ Весь XVII век прошел в Индии под знаком расширения и видимого роста могущества Могольской державы. Но к концу века она оказалась на грани распада. При сыне Акбара, короновавшемся под именем Нур-ад-дин Мухаммад Джахангир-падишах Гази (1605–1627), и при внуке Шах

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КОРЕЯ В XVII ВЕКЕ Конец XVI в. стал одним из переломных моментов в истории Кореи. На протяжении нескольких веков страна практически не сталкивалась с серьезной внешней угрозой. Напор чжурчжэней на севере не был чрезмерным. Японские пираты разоряли берега Чосона (название

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

АНГЛИЯ В XVII ВЕКЕ Английская буржуазная революция XVII века / ред. Е.А. Косминский и Я.А. Левицкий. М., 1954.Архангельский С.И. Аграрное законодательство Английской революции. 1649–1660 гг. М.; Л., 1940.Архангельский С.И. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х гг. XVII в. М., 1960.Барг М.А.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ Люблинская А.Д. Франция в начале XVII в. (1610–1620). Л., 1959.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М.; Л., 1965.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630–1642 гг. Л., 1982.Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ИТАЛИЯ В XVII ВЕКЕ История Европы. М., 1993. Т. 3. Ч. 2, гл. 7.Рутенбург В.И. Истоки Рисорджименто. Италия в XVII–XVIII вв. Л., 1980.Callard С. Le prince et la republique, histoire, pouvoir et 8отё1ё dans la Florence des Medicis au XVIIе siecle. P., 2007.Montanelli /., Gervaso R. L’ltalia del seicento (1600–1700). Milano, 1969. (Storia

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Уставы цехов и гильдий регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сёгун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сёгуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками. В XIX в. феодальные отношения вступили в полосу разложения, завершились процесс первоначального накопления капитала, возникли крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений началось конституционное развитие Японии.

В 1870–1880 гг. развернулось движение "за свободу и народные права" (движение "Минкэн ундо"), в котором участвовали либеральные слои правящих классов и демократические круги японского общества. В конце 60-х гг. XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства"). После революции началось бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония стала сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохранились в ее экономике и в начале XX в.

Следствием "революции Мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция 1889 г. отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.

Конституция 1889 г. юридически утвердила статус Императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями: императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной. Император обладал правом объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил; в сфере гражданского управления определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц. Император обладал всей полнотой исполнительной власти. Он назначал министра- президента (премьер-министра) и по его представлению всех остальных министров.

Законодательная власть принадлежала Императору совместно с Парламентом. Законы, принятые Парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями Парламента Император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал Парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить Палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Кабинет министров нес ответственность только перед Императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен Конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение Парламентом бюджета, так как Конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.

Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из десяти человек: министра-президента, министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.

Японский Парламент состоял из двух палат: Палаты пэров и Палаты депутатов. В Палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные Императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах.

Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при Императоре. К их числу относились: Тайный совет, Генро (внеконституционный совещательный орган при Императоре); министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования Конституции.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии пошло по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях: Тайном совете и Генро. В 1895 г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно- морского командования. Тем самым военные получили дополнительную возможность давления на правительство и Парламент.

С 70-х гг. XIX в. Япония встала на путь агрессивных войн и колониальных захватов.

В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890 г. учреждаются единые по всей стране суды. Территория страны делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, семь аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Был установлен принцип несменяемости судей.

Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось: руководство предварительным расследованием; поддержание обвинения в суде; опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале XX в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

Министерство образования Украины

Реферат

на тему:

«Страны Азии, Африки и Латинской Америки»

подтема:

«Япония»

Подготовили

ученицы 10-1 класса

ХФМЛ№27:

Теплова А.

Проверила:

Хуснутдинова Татьяна

Леонидовна

Харьков

1. Последствия Первой мировой войны для Японии.

Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту страну в ее вотчину. Цели относительно Китая и Тихого океана были частично достигнуты. Что же касается дальневосточного региона России, то реализовать задуманное не удалось по причине неудачной интервенции в охваченную гражданской войной страну.

По древней японской традиции, колонну солдат, отправлявшихся на войну, возглавлял воин, несущий на плече исписанную иероглифами увеличенную до двух метров копию «самодзи» - круглой лопатки для раскладывания риса в тарелки. Такими «лопатами» японские генералы надеялись «черпать» богатые трофеи на полях битв Первой мировой войны. Однако их постигло глубокое разочарование - Вашингтонская мирная конференция 19211922 гг. провозгласила политику «открытых дверей» (равных возможностей для всех стран) в Китае. И хотя Японии было предоставлено право размещения на Тихом океане третьего по мощности (после США и Великой Британии) военно-морского флота водоизмещением в 315 тыс. тонн, она считала себя несправедливо обойденной западными государствами, прежде всего Соединенными Штатами.

Экономическая нестабильность в послевоенной Японии послужила причиной социальных волнений, наиболее крупными из которых были «рисовые бунты» 1918 г., когда около 10 млн человек протестовали против спекулятивных цен на рис - главный продукт питания японцев.

Как и в большинстве азиатских государств, армия в Японии принадлежала к элите общества, имела значительный авторитет и определенную автономию относительно парламента. Высшее армейское командование использовало акции недовольства с целью пробуждения «самурайского духа» и милитаристских настроений, распространяя среди японцев мнение, что послевоенные трудности вызваны несправедливым отношением к Японии ее бывших партнеров по антинемецкой коалиции.

Хирохито регент, а с 1926 г. император Японии после поездки в Европу (1921) в политической жизни страны видел себя в роли конституционного монарха по образцу Великой Британии, Бельгии, Голландии и Италии. Он предпочитал не вмешиваться в отношения армейской верхушки и парламента, балансируя между этими двумя силами.

Бремя послевоенных трудностей легло на плечи правительства премьер-министра Такаши Хары (1856-1921). Своей главной целью он видел лишение влияния олигархов, чрезмерно усилившихся в эпоху «реставрации Мейдзи», и укрепление роли политических партий в общественной жизни. Будучи непревзойденным мастером партийного строительства и знатоком бюрократического партийного механизма, Т. Хара сумел заручиться поддержкой влиятельных японских бизнесменов. Посредством умело выстроенных политических интриг, он создавал все условия для того, чтобы партии смогли стать преемниками власти бюрократии и старой политической элиты.

Невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, Т. Харе удалось стабилизировать экономику, демократизировать общество, обеспечить расцвет интеллектуальной и культурной жизни страны. Однако посягательство на власть бюрократии не сошло ему с рук - в ноябре 1921 г. Т. Хара был убит правым террористом.

2. Милитаризация страны.

После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.

Милитаристские настроения весьма удачно для их организаторов накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, еще в 1927 г. охватившего финансовую систему страны. К лишениям и нищете большинства населения, в особенности сельского, прибавился невиданный ранее крах банков, разрушивший нормальную деятельность всей экономики.

Период постепенного укрепления экономики сменился инфляцией, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию, разрушением товарного рынка, безработицей.

Экономический кризис существенным образом обострил политические противоречия в обществе. Японские военные, в особенности после подписания в 1930 г. Лондонского морского договора, дополнившего решения Вашингтонской конференции, спекулировали на тех временах, когда безопасность японских интересов и колониальных войск в заморских владениях была безоговорочной.

Теперь же, убеждали они сограждан, в условиях навязывания Японии «несправедливых» договоров следует наращивать военные силы для «восстановления справедливости» и дезориентировать западную дипломатию относительно действительных намерений Японии на международной арене.

В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона об общих выборах», согласно которому количество избирателей, составлявшее 3 млн, увеличилось до 12,5 млн человек, был принят «Закон об охране общественного порядка», предусматривавший до десяти лет тюремного заключения за «антимонархическую» и «антигосударственную» деятельность. Под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.

Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настрое-ний служила идея божественного происхождения Японии. Школьникам рассказывали, что их родина священная земля, которой искони управляют потомки мифического императора Дзимму. На школьной карте «Соседи Японии» столицу Токио опоясывали пять кругов, обозначающих этапы экспансии Японии. Первый круг охватывал собственно Японию, второй тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третий Северный Китай и часть российской Сибири, четвертый - остаток Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятый - западное побережье США и Канады, Австралию.

Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Хамагучи (19291931), направленная на выведение экономики из кризиса, не отличалась оригинальностью. Ее действия ограничивались призывами экономить, вести аскетический образ жизни и т. п. Неспособность правительства справиться с проблемами внутренней жизни страны и беспомощность премьера вызывали негодование общественности. Активизировавшиеся на этом фоне крайне правые партии с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политике завоевали симпатии в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, а также уголовных элементов.

Спекуляция социальными проблемами, обращение к самурайскому прошлому и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров организовала мятеж с целью установления в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, однако способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде всего связанного с производством оружия. Особым расположением они пользовались у руководителей дзайбацу - крупных трестов и концернов, контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяжелая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединения «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных завоеваний, не жалели средств на поддержку милитаристских националистических организаций и групп.

Претендующие на роль объединительного звена всех азиатов против Запада милитаристские силы Японии прилагали усилия для пропаганды идеи превосходства азиатской расы в заграничной части Азии. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай-Айя-Киотай», главными задачами которого стали пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгового влияния Японии, «освобождение» других азиатских народов под протекторатом Токио. Особое значение организация придавала идеологическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельный союз «Молодая Азия».

Милитаризация политического климата 30-х годов достигла кульминации в 1936 г. во время так называемого инцидента 26 марта. В этот день группа молодых офицеров осуществила попытку уничтожить правительственный кабинет и захватить власть в стране. Мятеж был подавлен, однако отныне в Японии существовал могущественный блок гражданской власти с высшим армейским командованием. Это были люди, пользовавшиеся поддержкой деловых кругов, средств массовой информации, чиновников. Они готовили нацию к экспансии в Азию и тотальной (всеобщей) войне против Запада, свидетельством чего послужил выход Японии из Лиги Наций и агрессивные акции на международной арене

3. Демократическое движение.

Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной

Часто можно встретить высказывания, что Япония необычная и не похожая на другие страны, но что её сделало такой? Развитие Японии определяется следующими основными факторами:

  1. островным положением страны, в результате чего Япония не подвергалась, вплоть до XIX века, иностранной агрессии и могла развивать свою уникальную культуру, одновременно обогащая её китайскими и корейскими культурными достижениями.
  2. длительностью правления сёгуната Токугавы и самоизоляцией от всего мира на протяжении долгого времени.
  3. кардинальными реформами в эпоху Мэйдзи.
  4. кардинальными реформами, которые были предприняты после Второй мировой войны и оккупационным режимом союзных войск, длившимся семь лет.

Быть сильной нацией — значит знать свою историю, свои истоки, славные деяния своих предков и гордиться этими деяниями. В Японии свято чтут традиции и гордятся тем, что они родились и живут на этой благословенной земле. Само название Нихон, так называют свою страну японцы, означает Страна восходящего солнца. История японского государства изложена в официальных древних источниках Нихон сёки. История зарождения государства основана на мифах.

Основополагающим является миф о том, что Япония создана богами, которые заселили её и дали своё потомство. И все японцы — это потомки богини Солнца Аматэрасу, а первый император Джимму (Дзимму), с которого начинается официальная череда японских императоров, является её прямым потомком и прямо с небес спустился на священном олене в Нару, первую столицу государства Ямато. И как символ солнца государственным флагом Японии является красный солнечный круг на белом фоне, который по японски звучит как нищёуки (солнечный флаг).

Как момент истории, корнями уходящий в древние времена, на земле Ямато раскинулись японские захоронения императоров — кофун. Происхождение этих курганов датируются III веком до н.э. — VI веком н.э. Форма захоронений необычна - это земляные насыпи, сделанные в форме скважины для ключа, заросшие травой и окруженные рвом с водой, в котором живут рыбки, лягушки и растет камыш. Захоронения могут занимать значительную часть площади, самое крупное превышает 400 квадратных метров. Кофун считается религиозной святыней и посещение курганов не только не приветствуется, но и запрещается. Поэтому эти реликвии мало изучены и к кофун относятся не как к историческим памятникам, а как к частным захоронениям. Самое большое количество и самые величественные курганы расположены в префектуре Нара.

Г оворят, что Управление императорского хозяйства Японии неспроста не пускают в кофун археологов. Археологи получили разрешение лишь на ограниченный доступ к двум могилам, раскопки полностью запрещены. Считают, что раскопки курганов и установление исторических фактов развеют миф о небесном происхождение японских императоров и установят истинных потомков. Но почему бы не допустить, что за запретом «разорения» курганов стоит не страх разоблачения, а уважение, в том числе и религиозное к праху предков и самим захоронениям. Учитывая, как свято японцы чтут все, что связано с богами и синтоистскими и буддийскими святынями это вполне объяснимо.

А если без мифов, то доподлинного происхождения японского государства и народа, населяющую Японию неизвестно. Есть несколько предположений, первое из них то, что японцы всегда жили на японских островах. По другой — они переселились из Азии, покорили и ассимилировали туземцев. Так же есть предположение, что японская раса появилась в результате смешения азиатских кочевников (маньчжуро-тунгусских племен) с местными племенами кумасо и эбису, а также корейцами, народами Индокитая и Меланезии. И на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и вызывает много споров. Написано много работ и проведено множество исследований как западными (до середины 20 века, в основном западными), так и японскими учеными.

Свою историю японцы хронологически упорядочивают по китайскому образцу, по нэнго, то есть по годам правления императоров. В период правления каждого из императоров издаётся девиз, по которому живет страна. Так современная Япония живет в период правления Хэйсэй с девизом — установление мира.

У каждого нэнго свое собственное название, поэтому смена императора обычно означала и смену нэнго и соответственно название. Лишь в некоторых случаях смена времени была связано с каким-либо стихийным бедствием или изменением в политике. Императоры в Японии сменялись часто, следовательно менялся нэнго и название, ориентироваться в них было достаточно сложно поэтому все нэнго были объединены в большие временные отрезки, называемые эрой (эпохой) каждая эпоха тоже имеет свое название и вся японская история укладывается в 13 таких эпох.

  • Первая эпоха -период палеолита, с временным промежутком 40 - 13 тысяч лет до нашей эры.
  • Эра Дзёмон приходится на период с 13 тысяч лет до н.э до 3 века до н.э. Эпоха Дзёмон звучит как эпоха веревочного орнамента и название своё получила от следов украшений на глиняных изделиях того времени.
  • Эпоха Яёй — III век до н.э. — III век нашей эры. Эпоха названа по населенному пункту, расположенному вблизи сегодняшнего Токио. В результате раскопок в Яёй были обнаружены керамические изделия отличные от эпохи Дзёмон, что свидетельствовало о приходе на острова Японии новой культуры, возможно континентальной.
  • Эпоха Ямато приходится на III век н.э. — 710 г. — эпоха названа по государственному образованию.
  • Эпоха Нара — 710-794гг. —
  • Эпоха Хэйан — 794-1185гг. Эпоха начинается с переноса столицы в Киото (ранее Хэйан-кё) и девизом эпохи был — мир, спокойствие.
  • Эпоха Камакура длилась с 1185г. по 1333г. и получила название в честь города, ставшего центром первого сёгуната в Японии.
  • Эпоха Мурамати приходится на период с 1333г. по 1600г. В 1336 году ставка сёгуна была перенесена в Киото на улицу Муромати, отсюда и получила эпоха своё название.
  • Эпоха Эдо началась в 1600г. и закончилась в 1868г. Эдо раннее название города Токио, в этом городе основался сёгунат Токугавы.
  • Эпоха Мэйдзи, период с 1868г. по 1912г., значение — просвещённое правление.
  • Эпоха Тайсё длилась с 1912г. по 1926г., девиз — великая справедливость.
  • Эпоха Сёва, с 1926г. по 1989г. — просвещённый мир.
  • Эпоха Хэйсэй длится с 1989г. по настоящее время, сегодняшняя Япония живет с девизом — установление мира.