» » Теория эволюции для детей. Проблемы преподавания теории эволюции в школе. Почему люди разумны, а обезьяны - нет

Теория эволюции для детей. Проблемы преподавания теории эволюции в школе. Почему люди разумны, а обезьяны - нет

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.


Поражаясь красоте и многообразию окружающего мира, люди на протяжении столетий гадали: как он появился, каким образом сформировались планеты, как зародилась жизнь, почему земная жизнь основана на углероде и использует четыре типа звеньев в ДНК, и в конце концов каким образом из космической пыли возникла та самая, первая, живая клетка?

Безусловно, все эти вопросы волнуют и юные умы. Сейчас, пожалуй, нет ни одного первоклассника, который не интересовался бы темой возникновения мира и человека. Более того, даже дошколята задаются похожими вопросами. Естественно, издатели не могут оставить их интерес без внимания. И сегодня на рынке детской литературы выходит немало качественных детских книг на такие темы как: "Происхождение Земли", "Эволюция человека" и "Зарождение жизни".

Именно о них мы сегодня и поговорим.

"История жизни. Моя первая книга об эволюции"



Книга полностью соответствует своему названию, это действительно вводный курс в замечательный и столь завораживающий мир природы и эволюции. В ней с детским подходом приведена история о том, как развивалась жизнь на нашей планете. Описан период более 4 миллиардов лет, начало которого – это хаос, вулканический пепел и горячая лава, а итог – зарождение чего-то очень удивительного и всем нам столь нужного.

Поразительно легкий, логичный, трансформирующийся в самостоятельные мысли текст. Все разложено по полочкам, понятно что из чего вытекает и почему одно заменяется другим. Несмотря на то, что охвачен огромнейший кусок истории, после прочтения весь процесс неизбежно станет понятен.

Кроме содержания, хочу обратить ваше внимание на оформление книги. Это действительно детский вариант. Манера повествования, изложение, иллюстрации – все рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, книга будет интересна и более младшим читателям, которые смогут рассматривать красочные иллюстрации и впервые задумываться о том, как же возник окружающий их мир.

Возраст: 4+

Подробнее


"История жизни. От первичного бульона до наших дней"



Краткая история Вселенной. Только задумайтесь краткая-история-Вселенной! То есть история нашей планеты длинной чуть более 13.5 миллиардов лет, от момента Большого взрыва до наших дней.

Повествование в книге начинается с далекого Катархея, периода, длившегося около полумиллиарда лет и начавшегося около 4,5 миллиардов лет назад.

Именно тогда происходит формирование твердой земной поверхности, подобие того, что мы наблюдаем сегодня. Также в этот период формируется атмосфера и гидросфера.


Далее Архей – зарождение жизни; Эдиакарий – первые водоросли и животные; Кембрийский период – эра трилобитов; Ордовикский период – первые растения, медузы, губки и иглокожие; Силурийский период – выход на сушу, развитие коралловых видов; Девонский период – слой плодородной почвы, первые акулы и земноводные; Каменноугольный период – первые рептилии; Пермский период – рыбы и аммониты, ящерообразные; Триасовый период – первые динозавры, деление Пангеи и массовые вымирания земноводных; Юрский период – эпоха гигантов и первые млекопитающие; Меловой период – дальнейшее деление Гондваны, первые цветы, насекомые и птицы; Эоцен – деление Лавразии, адаптация к новому климату; Плейстоцен – резкое похолодание, ледниковый период, мамонты и саблезубые кошки; Голоцен – современный период, охватывающий период от 11700 лет назад и до наших дней.

Кроме периодики и этапов развития и формирования жизни на земле, из этой книги читатель узнает: почему древняя многоножка вырастала до метра длиной, с какой скоростью бегал тираннозавр, что общего между китом и оленем или вороной и динозавром, что такое нефть, кто такие австралопитеки, зачем растению цветы и плоды, и о других занимательных фактах, описанных в сносках "любопытная обезьянка"

Возраст: 5+

Подробнее


"От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира"



Оговорюсь сразу, что "От тираннозавра к петуху" не является книгой про "динозавриков". Это и их родителей, которые знают о доисторических животных чуть больше, чем просто их названия. Здесь рассмотрен процесс эволюции продолжительностью в несколько миллионов лет, и на примере нескольких видов животных разобран ее ход.

Будь то огромный тираннозавр (самый большой из тероподов), превратившийся каким-то волшебным образом в домашнюю птицу, меганевра с размахом крыльев 65 см и пожирающая всех и вся, но ставшая вполне безобидной (по крайней мере, для человека) стрекозой, или же дорудон (он же – современный кит), потерявший все свои зубы, но сохранивший плавники и внушительные размеры, спустя каких-то 100-150 миллионов лет!

Также хотелось бы отметить разделы из книги, посвященные сравнению "тех" и "этих", например, сравнительные рисунки археоптерикса и современного петуха (да-да, того самого, который ближайший родственник тираннозавра). Или вот еще – объясняющие почему и отчего лошадь лишилась своих пальцев, получив взамен не менее полезные копыта. Или как получилось, что страусы хоть и птицы, но не умеют летать… Мне кажется, очень познавательно, и не только для детей.

Возраст: 6+

Подробнее

"Во мгле времен. Динозавры и другие доисторические жители"



Автор книги – Сергей Юрьевич Афонькин, совместно с супругой Еленой Юрьевной издал несколько десятков книг и брошюр, в основном, о природе и человеке.

Что касается этой книги, то она включила в себя максимум необходимой информации. Здесь нет голых фактов и цифр. Зато есть последовательность и умение донести смысл до юных читателей.

Поражают воображение и иллюстрации Андреева. Здесь фантазия художника явно была ничем не ограничена. Ведь до сих пор никто точно не знает, как именно выглядели эти зубастые и крылатые ящеры.


Книга включает в себя несколько разделов. Первым встречает читателя феерическое вступление, после которого уже не можешь остановиться и, одурманенный услышанным, читаешь дальше, проглатывая информацию как... динозавр. Вместо заключения – геохронологическая шкала: от Архея до Кайнозоя. Которая, как это ни странно, не так часто встречается в подобных книгах. А ведь это – основа основ.

Возраст: 6+

Подробнее


"Происхождение жизни" и "Происхождение человека" (школьные путеводители)



Из этих книг юные читатели узнают о существующих гипотезах и предположениях, о теориях и фактах, связанных с появлением жизни на планете Земля, о далеких родственниках человека, которые много тысяч лет назад жили на ней.

Книги из серии "Узнай мир" помогут разобраться дошкольникам и младшим школьникам не только в вопросах происхождения жизни и человека, но и позволят лучше понять и представить, какими были первые формы жизни, как проживали свой недолгий век, и чем занимались...

Возраст: 6+

Подробнее и 

"Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила"



Что делают морские ракушки на вершине горы? Почему вымерли исполинские олени? Почему женщины становятся все красивее, а мужчины – нет? Почему некоторые животные хотят умереть? Как из рыбы стать четвероногим? Почему в школе мы пишем ископаемыми? Как найти амфирыбу, или рыбофибию? Наконец, при чем тут грязные носки?

Известный нидерландский популяризатор науки Ян Паул Схюттен не оставляет ни один из этих вопросов без ответа. Отвечая на них, он доступно рассказывает о сложнейших вещах. Например, о том, как появилась Вселенная, что такое Большой взрыв, как зародилась жизнь на Земле, и даже как будут выглядеть инопланетяне, когда мы их наконец обнаружим. А помогает ему остроумная и ироничная художница Флоор Ридер, чьи рисунки прекрасно дополняют эту захватывающую историю.

Возраст: 12+

Подробнее 

"Отпечатки жизни. 25 шагов эволюции и вся история планеты"



Автор множества бестселлеров, палеонтолог Дональд Протеро, превратил научное описание двадцати пяти знаменитых прекрасно сохранившихся окаменелостей в увлекательную . Двадцать пять окаменелостей, о которых идет речь в этой книге, демонстрируют жизнь во всем эволюционном великолепии, показывая, как один вид превращается в другой.

Мы увидим все многообразие вымерших растений и животных – от микроскопических до гигантских размеров. Мы прочтем о фантастических сухопутных и морских существах, которые не имеют аналогов в современной природе: первые трилобиты, гигантские акулы, огромные морские рептилии и пернатые динозавры, первые птицы, ходячие киты, гигантские безрогие носороги и австралопитек "Люси".

Возраст: 12+

Подробнее


"Достающее звено. Книга первая. Обезьяны и все-все-все" и "Достающее звено. Книга вторая. Люди"



Теория эволюции человека называется антропогенезом. Именно ей и посвящены книги биолога и популяризатора науки Станислава Дробышевского. По названиям томов – "Обезьяны и все-все-все" и "Люди" сразу становится понятно, кто в них главные герои.

Прелесть научпопа в том, что он написан для неопытных читателей. Автору этой книги очень быстро удается ввести неподготовленных в курс дела и во многом благодаря легкому и метафорическому языку постоянно поддерживать интерес к чтению. Особенно заумные места можно пропускать, тогда даже останется время, чтобы поспать.

Сергей Кумыш в статье на Posta Magazine по объему и увлекательности сравнил "Достающее звено" с "Властелином колец", отведя в книге Дробышевского не последнее место хоббитам, – весьма высокая оценка художественных достоинств книги.

Возраст: 12+
Подробнее 

"Вопрос жизни"



Автор книги – Ник Лейн – английский биохимик, научный сотрудник отделения генетики, эволюции и окружающей среды Университетского колледжа Лондона.

Миллиарды лет назад, в гадейский период, наша планета жила обычной для сравнительно недавно появившегося небесного тела жизнью. Это был относительно спокойный водный мир с редкими островами, а не огненный ад с постоянно извергающимися вулканами, как любят изображать художники.

И вдруг произошло нечто, что в корне изменило всю дальнейшую историю планеты. На ней появилась жизнь. Что это было: случайное совпадение миллиона различных факторов или неизбежный ход событий? Какой была первая клетка? Как она менялась, развивалась, усложнялась, и как, в результате, возникло все то разнообразие живых организмов, которое мы можем наблюдать вокруг себя: от человека и растения, до бактерий и вирусов? Какие тайны хранит наша ДНК? Почему появляются генетические заболевания? Одни ли мы во вселенной? Ник Лейн предлагает революционный и совершенно неожиданный взгляд на возникновение жизни.

Возраст: 14+

Подробнее



Фото обложки:

Очень часто в детско-родительских сообществах появляются вопросы, что делать с неуправляемыми и совершенно непослушными детьми. На них не действует вообще ничего.

Многие родители сталкиваются с подростковой неуправляемостью, с невозможностью повлиять на ребенка 13-17 лет. Он ничего не слушает.

Ну и наконец, есть совершенно неуправляемые (со стороны социума) взрослые. Их чаще всего относят к преступникам, но это тоже интересная проблема.

Все три проблемы с точки зрения психофизиологии связаны. Все это разные степени одного и того же. Просто трудные дети не всегда становятся трудными подростками, и еще реже превращаются в правонарушителей.

Большинство благополучно минует такой период в детстве или в пубертате, а во взрослом возрасте становятся разумными и благополучными гражданами. Однако не все. Иногда же встречаются люди, которые в детстве или даже в подростковом возрасте были вполне послушны, а потом превратились в неуправляемых. Это бывает редко, но все же бывает.

Что это такое?

В первую очередь – это слишком высокий порог фрустрации.

Родителям трудных детей лучше всего понять эту тему, чтобы не бороться с непослушанием разными дикими и вредными (то есть усугубляющими проблему) способами, вроде ремня. Тем более глупо наказывать подростков (лишая прогулок и отнимая гаджеты). Для обычного ребенка в трудный период это всего лишь обидно и создает разлад с родителем (и желание побольше от него скрывать и пораньше сбежать из дома). А для действительно трудного – это еще больше повышает порог фрустрации, закаляет, заводит и делает родителя – мишенью для борьбы.

Тема порога фрустрации для неспециалистов – трудная. Попытаюсь объяснить максимально упрощенно.

Дети рождаются разными, каждый со своей своеобразной нервной организацией. Еще более разными дети становятся, когда к нервной организации добавляется уникальный опыт развития.

Когда-то прекрасный ученый Лев Гумилев исследовал проблему пассионарности (а пассионарность во многих случаях это именно вот такая вот полная неуправляемость и неподчиняемость) и пришел к выводу, что пассионарность, возможно, зависит от особенных вспышек на Солнце. Среди социальных Гумилев выделил такой фактор как пересечение этносов, не столько разных генов, сколько кардинально разных культур.

Современные исследования склоняются к той же точке зрения. В появлении такой нервной организации участвуют и мутации, и генные особенности, и особая социальная среда, в которой есть разлом между нравственными смыслами.

Саму по себе пассионарность Гумилев считал очень важным и нужным для человечества явлением, однако отмечал, что будучи неправильно направлена и использована, она может превратиться в беду. Выраженный пассионарий не останавливается ни перед какими преградами, любая преграда только сильнее стимулирует его на активность и на устремление к цели. Даже если цель благая, такой человек может оказаться опасен (тем более что благо - относительно). А если цель - не общее благо? Страшно представить, на что способен такой монстр, одержимый идеей переделки мира по своему плану. Да и зачем представлять? Можно почитать историю.

Также Гумилев выделял как отдельный тип - субпассионариев (людей, энергия которых направлена на саморазрушение, самоуничтожение) и гармоничных (людей, которые живут нормально, спокойно и хорошо вписываются в социальные рамки). Все это довольно условно. Может быть гармоничный человек с чертами пассионария или, наоборот, субпассионария, причем иногда в разные периоды жизни.

С точки зрения психофизиологии, субпассионариев можно отнести к людям с очень низким порогом фрустрации, гармоничных людей – к тем, у кого порог фрустрации нормален, а вот пассионарии – это люди с очень высоким, иногда ненормально высоким порогом фрустрации.

Понятие фрустрации многие толкуют неверно, даже некоторые психологи.

Фрустрация – это не агрессия, которая возникает при столкновении потребности человека с препятствием. Нет. Агрессия – это всего лишь одна из форм реакции на фрустрацию, причем, Курт Левин считал фрустрацию, сопровождаемую агрессией, неполной. Потому что агрессия – это дополнительная энергия, которая выделяется в попытке все-таки преодолеть препятствие. Вы натолкнулись на преграду и в ярости попытались ее сломать. У вас неполная фрустрация, потому что вы все еще стараетесь продолжать движение к цели, пусть и таким деструктивным путем.

Настоящая фрустрация – это когда человек прекращает движение, столкнувшись с преградой, сдается, не может направить ту же самую энергию ни на что конструктивное. Он просто ее подавляет, гасит или направляет агрессию внутрь себя.

Обычный человек, сильная потребность которого столкнулась с преградой, сначала пытается эту преграду преодолеть, затем ищет обходные пути, и поняв, что преграда непреодолима, часть потребности фрустрирует (гасит), а часть пытается куда-то перенаправить (не фрустрирует). Это социально адекватное существо. В идеале малая часть должна гаситься, а большая перенаправляться. Это хорошо адаптированная и стрессоустойчивая личность.

Ярковыраженный пассионарий – это человек, потребность которого вообще не знает преград. Он никогда не откажется от своей цели. Он либо умрет, либо пробьет преграду головой (и да, большинство как раз умирают, конечно). В крайнем случае он придумает способ обойти эту стену, но не окольными путями и не станет долго выжидать, он ведь кипит страстью. Пассионарность - это сильная страстность (пассио = страсть).

Вы понимаете, что такое порог фрустрации? Это такой условный порог, который зависит от качеств психики и личности, дойдя до которого человек считает, что преграда слишком велика и тратить свою энергию дальше бессмысленно. Нормальный человек видит объективные «нельзя», «невозможно», «слишком дорого будет стоить» и отступает. Пассионарий начинает рваться вперед с удвоенной силой. Да, настоящего пассионария преграды только заводят. Если порог фрустрации человека очень и очень высок, нет такой преграды, которую он бы посчитал для себя непроходимой.

С точки зрения психофизиологии – это патология, поскольку такие люди довольно плохо адаптированы для жизни в среде и тем более социуме, они часто погибают. Однако, если не брать крайности, то есть не рассматривать запредельно высокий порог фрустрации, а рассматривать просто повышенный, то мы видим очень целеустремленного человека, возможно героя, а возможно и преступника, но личность довольно сильную (пока ее не сломали физически или не убили).

Слишком низкий порог фрустрации – такая же патология. Такой человек от любой трудности пасует, он готов любое внешнее правило принять как закон и не будет пытаться его обходить и, встретив на пути любое сопротивление, сразу уступит. Норма – всегда посередине, но своеобразие людей заключается в том, что некоторые нормальные люди имеют пониженный порог фрустрации, некоторые повышенный, и всем им нужно (и можно) учиться счастливо жить.

И вот теперь представьте себе маленького ребенка. Вашего трудного и совсем неуправляемого.

Он физиологически сделан иначе, чем его сверстники, с которыми вы его сравниваете. Что толку его пороть? Если это от беспомощности и злости, ладно (попейте лучше успокоительное), но если это сознательный метод воспитания, то вы - глупцы, а не родители.

Большинство неуправляемых детей, минуя кризис 3-летнего возраста (после 4-х лет примерно), становятся вполне управляемы. Но (!) Если родители уже не испортили с ними отношения, пока лупили их и мучили во время трехлетнего кризиса. За это время можно стать врагом ребенка, особенно если у вас настоящий пассионарий.

Чем отличается неуправляемый ребенок от послушного и тихого?

Послушный более чувствителен, эмоционально отзывчив, впечатлителен, тревожен, поэтому его порог фрустрации намного ниже. Мама всего лишь посмотрела печально, покачала головой, и его желание лезть вон на ту высокую полку улетучилось. Внешнее "нельзя" стало достаточной преградой, ведь его порог фрустрации очень низок, достаточно любой почти преграды, чтобы он отступил. Вы видите, что слишком послушный ребенок, это тоже не очень хорошо, верно? Любое внешнее "нет" сразу становится его внутренним законом, он внушаем, он полностью управляем. Все хорошо в меру.

А что такое очень непослушный ребенок? О, он вас вообще не слышит. Для него ваш ор - просто шум как звук моря. Его возбуждение от желания (нервное, физиологическое, психика у него так устроена) столь сильно, что вы можете хоть убиться, но он будет лезть туда, куда задумал. Если порог фрустрации очень высок, вы можете бить его смертным боем, он будет плакать, но все равно лезть. Никакие страдания его не остановят, потому что страх – ничто по сравнению с его потребностью. Еще раз повторяю, скорее всего (9 из 10) он перерастет этот период, станет адекватным, но пока он такой. Просто примите этот факт, для начала.

Вы напрасно считаете, что послушный ребенок более разумен и хорош, его потребность просто не имеет такой энергетической силы. Он не такой страстный. Его потребность слабее, она легко снимается запретом. А ваш ужасный ребенок имеет желания сильные и могучие. Он - тайфун. Вот такой вам достался.

Что делают родители, когда бьют и наказывают таких детей?

Они могут превращать их из возможных героев в возможных преступников. Да, не будем бояться громких слов, это примерно так и бывает. Не всегда, к счастью, но нередко.

Чем отличается герой от преступника? Первый хочет делать что-то на благо общества, второй – антисоциален и хочет грабить других. Второго можно считать психопатом, и из пассионариев, которых били в детстве, часто получаются психопаты. Сами представьте, их потребность имеет невероятную энергетическую мощь, справиться с ней они не могут, нет психических резервов. А со стороны общества (которое олицетворяют родители и учителя) все время поступают побои и наказания. Что остается детям? Во-первых, учиться врать и притворяться (для самозащиты), во-вторых, возненавидеть общество как главного врага, ища средства борьбы и мести. (Понимать это надо не ради оправдания преступников, а ради сокращения их числа).

Процент настоящих пассионариев очень мал. Великие герои и настоящие злодеи редки. Большинство неуправляемых детей позже нормализуют порог фрустрации, станут совершенно нормальными и законопослушными гражданами. Но не нужно в периоды их бунтов портить с ними отношения и настраивать их против себя и социума, усложняя себе жизнь, а им социальную адаптацию.

А что можно делать, я сейчас расскажу.

Я сейчас не могу сказать, что делать с детьми с настоящим расстройством поведения (которые и в 8-10 лет все разрушают, ведут себя агрессивно и не считаются с минимальными правилами) и как исправлять подростков-психопатов, это слишком сложная проблема (хотя интересная и много исследований и экспериментов сейчас ведутся). Но я могу сказать, что можно делать с маленькими детьми с повышенным порогом фрустрации, вот теми самыми, которые не хотят слушаться, очень упрямы, настаивают на своем, врут (потому что их наказывают) и нарушают все запреты.

Их энергию фрустрировать очень сложно или невозможно, им иногда проще сломать все кости, чем запретить чего-то хотеть и куда-то лезть. Но их энергию можно ПЕРЕНАПРАВИТЬ, предложив другую цель или несколько целей. И это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ. Понимаете? Запретить, остановить, запугать, доказать - практически невозможно. Перенаправить внимание можно. Это единственный вариант. И лучше занимать их внимание ДО ТОГО, как они сами выберут себе деструктивную цель, иначе отвлечь будет сложно. Заранее надо забивать их внимание. Останется пустошь, они заполнят ее сами и так, что вам не понравится это.

Родители должны очень хорошо понять, что главный враг таких детей СКУКА.

От скуки такие дети готовы не то что запреты родительские нарушать, а в окно выпрыгнуть и это не шутка. Поймите, психика у людей разная. А несформированная детская психика особенно причудлива. Тревожные дети намного лучше скуку переносят, а вот такие дети совсем не могут, скука убивает их и взрывает им мозг. Они испытывают настоящую муку, сильнейшую адскую муку, когда вы заставляете их просто сидеть или заниматься чем-то скучным, полезным, но неинтересным. Им нужны эмоции, они эмоциональные обжоры с рождения. Они подрастут и научатся саморегуляции, а пока им очень сложно жить в вашем нудном взрослом мире.

Который оказался так внимателен и умен, что сразу понял, что бич его сложного ребенка (от которого отказывались все няни, сады и даже мать согласилась отказаться) – скука. Он становится очень агрессивен от скуки (и там скорее всего генетическая особенность, потому что его отец – такой же), а в игре интересной - очень адекватен, сообразителен, отзывчив, нормальный ребенок.

Не ставьте никогда таких детей в угол, не наказывайте скукой и сидением на стульчике, не ведите себя как глупые монстры, они и так не выносят скуку, а вы еще больше мучаете их. Если же вы бьете таких детей, вы не только создаете у них образ врагов-взрослых, но и поднимаете, закаляете им болевой порог, и скоро они начинают любить драться, любить даже физические наказания, любить кровь и побои (наносить и получать, да). Это сложно представить, но это так. Для пассионариев это очень характерно: в эмоциональном накале они не чувствуют и не боятся боли. А если болевой порог с детства натренирован, так и тем более они потом обожают драки. Скука настолько непереносима для таких детей, что любая боль и опасность становится для них благом. А вы дополнительно еще и приучаете их к боли, делаете боль для них привычной или даже приятной. Зачем? Лучше пусть их болевой порог остается ниже, тогда перед болью сохраняется пиетет, барьер и они меньше будут рисковать здоровьем в своей жизни. Боль несет защитную функцию, не надо ее упразднять, это очень опасно.

Единственный способ обращаться с такими детьми – держать их постоянно в состоянии какой-то увлеченности, каких-то интересных задач. О да, это трудно, но это единственный способ. Как только они скучают, они начинают нарушать ваши запреты, делать все, что нельзя, рваться к опасностям и приключениям. Не думайте, что их цель – сводить вас с ума, но для них лучше это, чем просто сидеть в невыносимых четырех стенах в бесконечно растянутом времени. Время для такого ребенка растянуто так, что каждые пять минут превращаются в пять недель. Представьте себе, что вам нужно пять недель сидеть и смотреть в стену. Вы захотите разбить себе голову об эту стену, не так ли? Вот именно этого хочет и ваш ребенок.

Не сравнивайте своего ребенка с другим. Другой имеет другую психику, он выносит скуку лучше, он может в течение часа сосредоточенно рассматривать книжку или игрушку (слишком низкий порог фрустрации это тоже плохо, повторяю, до определенного возраста здоровые дети должны быть непоседливы), а ваш вот такой, ему невыносимо в обычных условиях, он нуждается в постоянном экшене, в постоянной игре, в постоянной смене событий, в постоянной нагрузке, психической и физической.

Ваша задача не только накормить его и уложить спать, но и обеспечить ему адекватный уровень нагрузки, впечатлений и стимулов. Если их будет слишком мало, он будет изнывать и беситься, выть и лезть на стенки. Он будет выносить вам мозг. Или крушить все вокруг.

Держитесь. Если вы с честью переживете этот кризисный период (обычно кризис длится год-два), вы получите адекватного, но энергичного сына или дочку, и вы еще скажете спасибо ему или ей, что они именно такие. Почти все особенности психики (здоровой) имеют свои недостатки и свои преимущества.

Про подростков трудных расскажу отдельно. Там есть нюансы (наркотики, алкоголь, секс, плохие компании и т.д.). А пока давайте трудных детишек обсудим. Есть у вас опыт подобный? Как и чем можно увлечь такого ребенка при минимальных затратах времени, сил и денег? Такого - это трудного, а не любого. Не печальте родителей трудных детей совсем уж банальными идеями.

Чери Филдс

Это было лето 2012 года. Я только что начала писать книгу о детях и креационизме, как вдруг один известный ‘ученый муж’ заявил в СМИ, что невозможно быть ученым, не верующим в эволюцию. Я не могла дождаться, чтобы ответить ему и точно знала, у кого взять интервью. Мой брат был инженером. Он с детства обучался дома. Мне нужно было просто позвонить ему и собрать необходимые доказательства.

Однако перед тем как набрать номер, мое сердце сжалось от страха: несколько лет назад мой брат выбрал приоритеты и стандартны этого мира, а не Бога.

Что если теперь он верит в эволюцию? В любом случае, я должна была спросить его. Как и следовало ожидать, он стал теистическим эволюционистом. Мой брат верил в Иисуса как своего Спасителя и в эволюцию, как часть Его творения. Он осторожно намекнул мне о том, что его взгляды поменялись не в колледже. Это случилось в подростковом возрасте, после того, как он прочел одну интересную статью в популярном научном журнале.

Благие намерения, но…

Мои родители начали учить нас дома в 1982 г., но в их арсенале было мало хороших источников. Мы использовали единственную программу, которую знали и были довольно счастливы.

Я помню, как нам рассказывали о приобретенных признаках Ламарка, в которые больше никто не верит, и о неточности истории о берёзовой пяденице, но это было всё, что родители могли рассказать нам об эволюции.

Позднее мы нашли новую программу, включающую множество потрясающих медицинских и научных фактов, но в ней совсем ничего не говорилось о Сотворении и эволюции.

Это было сделано умышленно. Идея заключалась в том, чтобы дети учили правду, только правду и ничего кроме правды, и чтобы, когда они услышат ложь, сразу могли её распознать. Звучало вполне разумно. Но слишком часто такой подход обращался катастрофой.

Многие молодые люди, выросшие в христианских семьях, где их учили только тем вещам, которые они должны были принимать как правду, впоследствии легко принимали на веру мирские вещи.

Мир хорошо знает, как упаковать свои идеи в привлекательную, практичную и яркую обёртку. Дети, не имеющие способов распознания и противостояния лжи, находятся в серьезной опасности.

Теперь я сама учу дома своих детей. Я знаю, что не смогу всегда защитить их от цунами безбожного мышления и мирских предположений. Как же мне подготовить их к этому натиску? Вот, что я думаю. В послании к Евреям 5:13–14 сказано: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла » .

Наша способность распознать правду похожа на способность нашей иммунной системы распознавать инородных захватчиков.

Так же как мы тренируем свои тела, я тренирую своих детей: я показываю им то, с чем они столкнутся, чтобы они знали, как нейтрализовать опасность. Этот метод медленно и тщательно помогает им наращивать духовные мышцы, которые необходимы для различения добра и зла.

Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты.

Конечно же, в 2-3 года мы не рассказываем нашим детям об особенностях строения пернатых динозавров, но мы изучаем другие программы, наполненные более тонкими идеями, которые начинаются в более позднем возрасте.

Мы говорим об этом. Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты. Если дети заранее знают принимаемые учёными предположения, менее вероятно, что они поверят им на слово.

Один из моих сыновей как раз сейчас начинает изучать историю мира. Мы пользуемся учебниками, по которым детей учат во всех школах. Когда в учебнике говорится, что люди жили более 10000 лет назад, я быстро рассказываю о методе датирования по углероду. В следующий раз, когда мы встречаем в учебнике такую огромную цифру, я спрашиваю сына, откуда ученые «знают», что это было так давно, и что говорит об этом Библия.

(Кстати, когда мы читаем о том, как люди могли «придумать» фермерство, металлургию, музыку и т.д., мне нравится обращаться к начальным главам книги Бытие. Нам не нужно гадать, как это делает мир, но мы доверяем простому описанию истории, которое сохранил для нас Бог!)

freeimages.com/samlevan

Недавно мы с детьми начали изучать землеведение. На двух страницах учебника по этому предмету была нарисована временная шкала жизни, начинающаяся с «первых клеток». Здесь мы остановились и опустились в историю намного глубже. Эволюционисты не хотят посвящать детей в такие тонкости. Мы поговорили о Спонтанной генерации, переименованной сегодня на абиогенез . Затем мы обсудили то, что появление каждого нового типа организма основано на последовательности их захоронения.

Двое моих старших детей сейчас изучают анатомию и биологию. Это хорошее время познакомить их с мутациями – единственным механизмом, с помощью которого эволюция «создает» новые признаки. И, конечно же, нельзя не упомянуть естественный отбор.

Ни один учебник для детей, которые мне приходилось видеть, не объясняет, почему его авторы верят в то, чему учат. Они просто делают окончательные выводы, словно это неоспоримые факты. То же самое можно сказать и о большинстве материалов для взрослых. В действительности, чтобы найти основание научных заявлений, зачастую мы вынуждены обращаться к научным статьях и работам, написанным специально для учёных - посвящённых людей, надёжно защищающих хрупкие секреты своих предположений.

Последняя тема, которую мы рассматриваем на наших занятиях, касается последствий эволюционного мышления для мировоззрения. Как любая другая философия, эволюционизм и креационизм должны ответить на основные вопросы о жизни:

  1. Кто я?
  2. Почему я здесь?
  3. Куда я иду?
  4. Что в действительности имеет смысл в жизни?

Библия изобилует ответами на эти вопросы. У эволюционистов они тоже есть, но обычно о них мало говорят, потому что эти ответы не очень-то и привлекательны. Посмотрите на них:

  1. Случайное скопление материи
  2. Нет никакой причины (или же только для того, чтобы передать вашу ДНК, что в любом случае не имеет смысла)
  3. В никуда
  4. Ничего

Трудно представить себе человека, который хотел бы выбрать пустоту натурализма, если только он не скован грехом и гордостью. Большинство детей из христианских семей не опустились до такого уровня – пока.

Гарантирует ли это, что мои дети всю жизнь будут крепко держаться Господа? Нет, но мне не страшно за них. Мое дело – молиться за них, жить в посвящении Иисусу и предложить им присоединиться к своему Отцу и ко мне в Его царстве.

Ни один человек не может изменить сердце. Это – работа Бога. Я хочу дать Святому Духу инструменты, с помощью которых Он будет менять моих детей.

«Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». (Матфея 18:14).

PS : Вы обнаружили, что ваши детей столкнулись в школе с темой эволюции? Здесь могут помочь те же принципы. Возьмите учебник и изучите несколько следующих глав. Сконцентрируйтесь на мышлении, лежащем в основе сделанных выводов. Учите своих детей большему, чем хотелось бы эволюционистам. И наконец, учите детей тому, как быть свидетелями в этом мире.

» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения по поводу основных проблем преподавания теории эволюции в школе.

У меня не было опыта преподавания биологии в средней школе, но, не зная процесса, имею дело с продуктом, в том числе со студентами-первокурсниками. По-моему, теорию эволюции в школе вообще не преподают. Вообще есть словосочетание «эволюционная биология» в современных школьных курсах? Я не знаю. Мы успешно привлекаем к работе школьников, но все они продукт биологических кружков и/или «специальных» школ, и по ним нельзя судить о школьном образовании в целом.

Теория эволюции должна быть основой всего курса биологии в школе, его стержнем с самого начала обучения предмету. Надо обратить внимание на удивительное разнообразие жизни и загадку его происхождения, постепенно разгадываемую с переменным успехом на протяжении сотен лет. А уже потом, с акцентом на эволюционные процессы, изучать строение клетки растений и животных, разнообразие тычинок и пестиков, жгутиков, лап, ушей, хвостов, прочих внутренних и внешних органов, ландшафтов, природных зон, поток и обмен веществ, жизненные циклы, размножение, механизмы изменчивости и наследственности. Эволюционные идеи должны быть основой изучения всей биологии. Тем более что основные загадки, принципы и механизмы эволюции можно объяснить просто и доступно, включая роль ДНК, причем так, чтобы это не осталось просто аббревиатурой, которую должен знать каждый приличный человек. Завершить курс школьной биологии можно эволюцией теории эволюции, происхождением жизни.

Важно также в самом начале объяснить ненавязчиво, что мы тоже продукт биологической эволюции: мы устроены по подобию братьев наших меньших, а не наоборот. Тогда будет легче объяснять и основные закономерности эволюции. Может, это лоббизм, но поведение животных и человека - это недооцененный, как мне кажется, в школьных курсах предмет для изучения и понимания эволюции. И, что важно, привлекательный для любого возраста.

Также важна практика, если не «живая» в каких-нибудь лабораториях (даже - это большое дело), то хотя бы компьютерная или через кино и прекрасные лекции для детей, доступные в специальных образовательных программах. И еще игра «Эволюция» - прекрасный образовательный продукт.

Конечно, может, все именно так и устроено, но мне кажется, что нет. Один знакомый мальчик к первому сентября вдруг вспомнил, что должен был за лето сделать практическую работу по биологии. Пошел, купил двух рыбок - одну большую, другую маленькую, посадил в банки и подписал: «Эту все лето кормил» и «Эту все лето не кормил». Получил пять.

Основных проблем в преподавании теории эволюции в школе две. Первая - это учебник Вертьянова, то есть попытка переиначить биологию под религию, что вредно и для биологии, и для религии. Этот учебник принят не во всех школах, но он достаточно широко распространен. Вторая проблема - общая «болезнь» всех школьных программ - это неполнота. Но с этим ничего не сделаешь, ведь школа есть школа.

То, что написано в Библии, то есть сотворение мира за 6 дней, никак не укладывается в современную не только биологию, но и геологию, дантологию и так далее. Но поскольку с физикой спорить трудно, спорят с биологией, и в основном по вопросу, произошел человек от обезьяны или нет, эта проблема остается со времен Дарвина. Естественно, ортодоксальная православная религия этого не приемлет, хотя ортодоксальная католическая религия приняла уже давно. Дело в том, что трудно увязать с религией то, что мы знаем об эволюции, - там творение, тут развитие. Поэтому не прекращаются нападки, попытки фальсифицировать биологические факты или хотя бы интерпретировать их с религиозных позиций.

Под теорию эволюции отводится недостаточное количество часов в школе, но на сегодняшний день мало часов отводится на биологию в целом. И это очень плохо.

Мария Медникова

доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

Я никогда не преподавала в средней школе. Но у меня есть опыт преподавания на протяжении нескольких лет первокурсникам, будущим психологам, в том числе опыт чтения лекций по эволюционной антропологии. Поэтому я могу судить о степени подготовки недавних абитуриентов преимущественно московских школ.

Во-первых, безусловно, существует колоссальный разрыв между школами. Некоторые из них очень хорошо известны, и о судьбе их выпускников не стоит беспокоиться. Но подавляющее большинство составляют другие учебные заведения. В системе ценностей нашего среднего образования биология не является главным предметом. В этом меньше всего стоит винить учителей, на которых лежат большие нагрузки, большая бумажная работа. Но результаты налицо.

Молодые люди восполняют пробелы в своих познаниях не из школьного курса, а из других источников, где на поверхности плавают довольно мутные образцы. Иногда слушать ответы студентов относительно деталей становления человечества на экзаменах было смешно, но все чаще это становилось печально. К числу самых экзотических и симпатичных версий я могу причислить происхождение человека от медведя или от инопланетян.

Часто можно слышать, что школьные и даже вузовские учебники отстают на десятилетия от современного состояния науки. Дескать, напишем хороший учебник и решим проблему. Боюсь, что это не решение, ведь в самых устарелых учебниках нет ни о медведях, ни о пришельцах, а есть о дарвинизме. Кроме того, любой учебник должен быть прочитан. А если люди ставят целью отказ от научного знания как такового, они этого просто делать не будут.

Я думаю, коренным образом улучшить преподавание биологии в школе станет возможным, когда мы изменим ситуацию за ее пределами. Когда неприличным станет для врача или телеведущего изрекать фразы типа «Неужели вы думаете, что человек действительно произошел от обезьяны?» или «Как широко известно, теория Дарвина давно опровергнута (вариант: устарела)…». Пока мы очень от этого далеки.

Что можно сделать в конкретной ситуации? Сегодня на школьного учителя, преподавателя вуза ложится особая ответственность. Говоря о , надо быть суперпрофессиональным, располагать новыми фактами, излагать не занудно и не формально. Роль личности в истории очень велика, и преподаватель теории эволюции должен быть харизматичным. По счастью, такие люди у нас в стране есть, и они присутствуют в медийном пространстве. По-настоящему мы нуждаемся в новой эпохе просвещения. Нельзя допустить, чтобы наша страна попала в неосредневековый тупик.

Александр Марков

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ

Я не имел дела с первокурсниками-биологами, но это и не выборка для оценки знаний по теории эволюции после школы - они готовятся к поступлению и специально занимаются дополнительно. Но я работаю с первокурсниками-экономистами. Чтобы не заморачиваться, я просто считаю, что их уровень знаний по эволюционной биологии равен нулю, что, в принципе, недалеко от реальности, и мы с ними всю программу проходим с начального уровня. То есть, по-моему, тем уровнем биологической грамотности, который прививается в средней школе, если не брать, конечно, специализированные классы специализированных школ, можно смело пренебречь, считать его нулевым.

Когда студентов тестируешь на первых занятиях, чтобы проверить базовый уровень, получается, как правило, очень большой разброс. От ребят с нулевым уровнем, которые вообще ничего не знают по биологии, до ребят с очень хорошим уровнем, какой бывает у старшеклассников, интересующихся биологией, читающих книжки, самостоятельно изучающих интересные им темы. Но преобладает, конечно, низкий уровень знаний. Детей, которые хорошо знают биологию, единицы.