I. Актуальность исследования.
В связи с объявлением 2012 года годом Российской истории особую значимость приобретает исследование роли Православия и русской Православной церкви в победу русского оружия в наиболее сложные и драматичные периоды российской истории.
Целью нашего исследования - изучение духовно-нравственного подвига православного русского воинства, совершенного в разные исторические периоды, когда решалась судьба существования самой русской государственности, народа, его культуры и веры, как основной духовной составляющей жизни человека.
Задачи исследования - представить в хронологической последовательности деяния Русской православной церкви по единению духовно-нравственных сил русского народа в противодействии силам, пытающимся изменить сам ход нашей истории, стереть название самой большой и непокорной страны с политических карт, уничтожить величайшую в мире культуру и её носителя - Великий русский народ.
Методы исследования. Ограниченные сроки и прогнозируемый вследствие этого объем исследования позволили применить следующие методы:
Анализ нормативно-правовых документов по теме исследования;
Использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;
Анализ и систематизация материала;
Представление материала по теме конференции «Новомученники Российские» в форме электронной презентации, текстового сопровождения и сообщения по теме исследования.
II . Роль православного русского духовенства в победе русского оружия на Куликовом поле.
История Древней Руси 14 века - это история тяжкой и кровавой борьбы за осознание себя целостным самостоятельным государством.
День 8 сентября 1380 года станет началом освобождения Руси от монгольского ига. Великий русский историк Василий Осипович Ключевский так оценивает значение битвы: «Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Успех русского оружия разрушил прежнее убеждение в непобедимости Золотой Орды, увеличил число сторонников объединительного процесса и сообщил московскому князю значение национального вождя Северной Руси».
Исторические документы донесли до нас описание событий, предшествующих битве. Накануне сражения, 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов - братьев Пересвета и Ослябю. Призвание монахов-ратников имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Напутствуя воинов-иноков, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами как добрые воины за веру Христову и за все православное христианство. Перед началом битвы состоялся суд (поединок) инока Пересвета с опытнейшим монгольским воином Челубем, посвященным в высший бон секты воинов - ”бон(г)-пон". По сказанию, он был непобедим: он выдержал 300 боев, и во всех враг был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою.
После одерженной победы князь Дмитрий вещал Сергию Радонежскому: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересветъ, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» С тех пор инок Пересвет причислен к лику святых, и служат по нему и всем убиенным на поле Куликовом поминальную Великую Панихиду из года в год, покуда стоит Россия!
(Святые воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские). (ikonodel.ru/ikonograf/ikonografia/peresvet_i_oslyabya.htm)
III . Подвиг народа и православного русского духовенства в Отечественной войне 1812 года.
В десятой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть строки:
«Гроза двенадцатого года настала,
кто нам тут помог - остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?».
Частичным ответом на вопрос писателя о роли православной веры и её служителей может стать анализ документальных сведений об участии русского духовенства в Отечественной войне 1812 года.
В ответ на царский манифест во всех новообразованных полках русской регулярной армии и полках народного ополчения начинают служение полковые священники. Согласно данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. 14 полковых священников получили во время войны ранения и контузии. Священник Черниговского драгунского полка Забуженков погиб в Бородинском сражении.
Священник 19-го Егерского полка - Василий Васильковский - участник Витебского и Малоярославецкого сражений. Он стал первым георгиевским кавалером, получив в награду орден Святого Георгия 4-го класса. Умер во Франции в 1813 году, во время заграничного похода.
В жертву на алтарь Отечества приносились и материальные ценности Русской православной церкви. В архиве Священного Синода хранятся рапорты архиереев 32 епархий о пожертвованиях на нужды народного ополчения, согласно которым было собрано 2405076 руб. 60 коп. ассигнациями, 20761 руб. 89 коп. серебром.
Что касается русского солдата, то он, с Божьей помощью и ведомый мудрыми военноначальниками, не только освободил Россию от неприятеля, но в который раз стал освободителем Европы, снискав этим уважение и память потомков!
(Ю.А. Кобяков «Русская Православная Церковь в войне 1812 года». topwar.ru)
(Вячеслав Котков «Военное Духовенство России».
IV . Единение церкви и государства в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Сложными и противоречивыми были отношения Советского государства и Русской православной церкви в предвоенные годы.
Невозможно отрицать гонения и репрессии по отношению к русскому духовенству и разрушение храмов, проведение массовых антицерковных акций и конфискацияю церковного имущества в интересах государства.
В то же время нельзя отрицать и тот факт, что население Советского Союза в большинстве своем оставалось религиозным! С началом войны общая угроза заставила забыть взаимные обиды и консолидировать силы народа для отпора врагу. Обращения патриаршего местоблюстителя Сергия к верующим и И.В. Сталина к гражданам Советского союза имеют общий духовный посыл - единение всех сил для победы над врагом. Эта закономерная, объяснимая двойственность духовно-нравственного выбора простого человека отражена в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанном в самые горькие дни осени 1941 года.
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Помимо этих трепетных молений были и иные церковные деяния, приближающие общую для атеистов и верующих Великую победу.
Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Наоборот, фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сектантскими, языческими и оккультными организациями. Поэтому, защищая территорию нашей Родины, мы защищаем и право на сохранение нашей традиционной веры. "Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство", - писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.
Начинаются сборы средств в помощь фронту среди верующих на подарки воинам, на содержание раненых, осиротевших детей.
По инициативе Церкви проводится сбор средств для создания танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем - на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от РПЦ в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб.
Активную роль РПЦ в противостоянии захватчикам высоко оценило руководство партии и государства. В телеграмме Местоблюстителю митрополиту Сергию от 25 февраля 1943 г. И.В.Сталин писал: "Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии".
Патриотическая деятельность РПЦ и её руководства в первые годы войны сыграла важную, если не решающую роль в крутом изменении властью своего отношения к Церкви в лучшую сторону.
По всей стране начинают открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей; рукополагаются священнослужители, возобновляется духовное образование - в Москве открывается Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращаются священнослужители).
Православная Церковь начинает постепенно оживать. Об этом говорят и следующие факты: с 1941 по 1951 гг. в РПЦ число зарегистрированных приходов выросло почти в 5 раз и составило примерно 14,5 тыс., количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих).
Так в годину тяжёлых для страны испытаний Церковь своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть не только в своей лояльности к ней, но и в преданности своей стране и народу, верности своему призванию - быть духовным пастырем православного народа.
«Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»
(http://voinstvo.com/528.html)
(С.Г. Крюков. «РПЦ в годы Великой Отечественной войны» svoim.info)
VI . Испытание духовной прочности: современная Россия в противоборстве с религиозным фанатизмом и международным терроризмом.
Развал Советского Союза стал ещё одной судьбоносной вехой на пути народов России.
Кровавые братоубийственные Чеченские военные кампании стали ещё одним тяжким испытанием на веру и верность - верность русского солдата воинской присяге и православной вере - неизменной спутнице русского христолюбивого воинства на протяжении веков.
11 декабря 1994 на основании указа президента РФ Бориса Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики» подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни. Началась новая череда Кавказских войн, начатых ещё Царской Россией.
Одним из солдатов этой войны стал воин-пограничник Евгений Родионов. При выполнении воинского долга он попал в плен к чеченским боевикам-сепаратистам, где в течение ста дней подвергался унижениям и пыткам. В ответ на предложение главаря бандитов сохранить жизнь ценой отречения от православной веры Евгений отказался принять Ислам и снять православный крест. Сила духа русского солдата оказалась сильнее силы религиозного фанатизма его мучителей.
В ярости бандиты обезглавили воина-мученика, до конца выполнившего свой воинский и духовно-нравственный долг перед Богом и Родиной.
Возможно, подвиг Евгения Родионова во многом способствовал решению Президента страны и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о возрождении в Армии института военных священников!
Скачать презентацию "За Веру Царя и Отечество"
http://www.blagovest-moskva.ru/item13598.html
Сказать, что меня удивила новая книга протоиерея Николая Агафонова «
Ратные подвиги православного духовенства » - это не сказать ничего. Что рисует воображение, когда слышишь «полковой священник»? Герой из давно забытого прошлого… наверняка на войне он сидел в палатке, служил молебны и панихиды, проповедовал, причащал. В случае чего особо отважные батюшки, возможно, и раненых могли с поля боя вынести… Оказывается - ничего подобного! Ни в какой палатке в глубоком тылу они не сидели. Они шли туда, где разгорался самый жестокий бой, где пролегала граница между жизнью и смертью. Исповедовали и причащали умирающих, укрепляли боевой дух сражавшихся… Но это еще не все!
Что мы вообще знаем о воинах из духовенства? Ага, Пересвета и Ослябю знаем, монахов, которых сам преподобный Сергий отправил сражаться на Куликово поле. Кое-кто наверняка кое-что слышал о героической обороне Псково-Печерского монастыря от войска Стефана Батория и о том, как защищались иноки Троице-Сергиевой лавры от «ляхов». Этими историями открывается и книга прот. Николая. Но полубылинные герои Пересвет и Ослябя лично мне всегда представлялись исключением из правил. Вы можете вообразить себе священника или монаха, который бьет по врагу из гранатомета или ведет полк в атаку? Я - с трудом. А, оказывается, таких примеров история знает множество! Священник Трофим Куцинский во время взятия турецкой крепости Измаил, например, повел полк в атаку вместо смертельно раненого офицера. Во время Крымской войны иеромонах Иоанникий (Савинов) заставил отступавших во время тяжелого рукопашного боя моряков снова ринуться в бой с французами, в ходе сражения он сам получил смертельное ранение.
Священники участвовали в боях не только на суше, но и на море. Оказывается, по традиции, которая установилась еще во времена Петра I, перед боем судовой священник облачался в пасхальное красное облачение, чтобы напомнить морякам перед сражением, что смерти нет, ведь Христос воскрес. Иеромонах Никодим, служивший во время Русско-японской войны на броненосце «Победа», организовал заводку пластыря на пробоину, когда корабль попал на мину, а после крушения броненосца два дня подряд нырял на глубину, пока не достал Антиминс и сундучок со Святыми Дарами. Помните песню «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»? Так вот, и на этом знаменитом крейсере был священник-герой, который во время боя стоял на самом видном и самом опасном месте, держа над собой икону св. Александра Невского. За боевые подвиги священники получали особые военные награды - наперсные кресты на георгиевской ленте и даже почетные ордена св. Георгия. Но что ждало этих героев после революции? Да, многие из них были расстреляны.
Ладно, батюшку на минном поле мы уже кое-как представляем. А теперь вообразите, что с автоматом против фашистов бежит сам патриарх, да еще и в звании майора! Думаете, шутка? Ничего подобного! Будущий патриарх Пимен воевал в Великую отечественную войну, причем был он тогда не мирянином, а уже иеромонахом. Удивительно, что батюшки участвовали даже в партизанском движении: были связными, проводили разведку, помогали партизанам с продуктами, проводили агитацию по борьбе с фашистами… Отец Борис Кирик, будучи фельдшером по образованию, даже организовал подпольный (в прямом смысле этого слова - он вырыл огромный потайной подвал под своим домом) госпиталь для партизан. И даже в советское время герои-священники получали государственные награды.
Последняя часть книги посвящена совсем недавней войне - Чеченской. Отец Анатолий Чистоусов, бывший офицер ВВС, остался единственным священником в Грозном, после того, как начались боевые действия. Заметим, в мирном Ставрополе у него остались жена и двое детей… но батюшка отказался от эвакуации, выбрав не семью, а паству. В феврале 1996 года после долгих и мучительных пыток он был расстрелян боевиками. В прифронтовой зоне, недалеко от федеральной трассы, служил еще один самоотверженный священник - протоиерей Петр Сухоносов. Будучи в преклонном возрасте, он отказался покидать свое место служения, сказав, что «капитан должен покидать свое судно последним». 70-летнего отца Петра боевики схватили в алтаре храма. После нескольких месяцев жестоких пыток в плену, он был убит. Место его погребения до сих пор неизвестно.
Сложно сказать, к какому жанру отнести эту книгу: энциклопедия? Патерик? Поминальная книга? Историческое исследование? Это огромный труд, охватывающий больше половины тысячелетия (с XIV по XX века), который, безусловно, заслуживает высокой оценки и, мне кажется, должен быть прочитан каждым.
Posted on Dec. 12th, 2013 at 05:52 pm |
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
на тему
«Ратные подвиги священнослужителей в
Великой Отечественной войне»
Цели:
Познакомить студентов с деятельностью священников в военное лихолетье;
Показать на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.
Воспитание патриотизма.
Место проведение: духовная библиотека колледжа
Подготовила и провела: Морякина О.А.
Жердевка, 2015
Сценарий внеклассного мероприятия на тему
«Священники и Великая Отечественная война»
С чего начинается память – с берез?
С речного лесочка?
С дождя на дороге?
А если с убийства!
А если со слез!
А если с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.
К. Симонов
"Вера и верность ваша возвещается в Отечестве »
Введение.
Православная церковь с самого начала возникновения российской государственности находилась в самой тесной связи с властью, основанной на близости задач и целей. Русское православное духовенство во время войны с иноземными захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг. Многие из священнослужителей своей кровью запечатлели на поле брани любовь и верность Отечеству.
Так было и в годы Великой Отечественной войны, на поле боя священник служил молебен и со святым Крестом и святой водою обходил окопы и благословлял защитников. Бессмертная слава и вечная память пастырям-героям, которые тянулись к истине и служили ей, свято исполняя величайшую заповедь закона Божия: "Положить души свои задруги своя". Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы».
Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях
Русская Православная Церковь, столетиями созидавшая единое государство, лишенная всего своего достояния после прихода к власти большевиков, но посчитавшая долгом в годы тяжких испытаний взойти на общерусскую Голгофу.
В советское время вопрос о роли Православной Церкви в достижении Великой Победы замалчивался. Вопрос о реальных потерях, понесенных Русской Церковью в Великой Отечественной войне, по понятным причинам до недавнего времени не мог стать предметом серьезного анализа. Попытки поднять эту тему появились лишь в самые последние годы. Сейчас начинается освоение материалов на церковно-военную тему даже из таких крупных собраний, как Государственный архив Российской Федерации, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга и Федеральный архив в Берлине.
Митрополит Сергией 22 июня 1941 г. в послании к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывал православных русских людей «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может», дабы «развеять в прах фашистскую вражескую силу».
В январе 1942 г. в посланий к пастве, на оккупированных территориях, Патриарший призывал: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена».
Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих. И немцы отвечали на патриотизм батюшек нещадной жестокостью.
Историческая справка: К 1939 г. структура Русской Православной Церкви была разгромлена вследствие жесточайшего террора. Из 78 тыс. храмов и часовен, действовавших в России к этому времени осталось от 121 (по оценке Васильевой О.Ю.) до 350-400 (по расчетам Шкаровского М.В.). Большинство представителей духовенства были репрессированы. Слишком много горя и крови принесла советская власть Церкви.Помогая вооруженным силам, Московская Патриархия вынуждала советские власти хотя бы в малой степени признать ее полновесное присутствие в жизни общества. 5 января 1943 г. Патриарший Местоблюститель предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви, использовав сборы на оборону страны. Он послал И. Сталину телеграмму, испрашивая его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы все деньги, пожертвованные на нужды войны. 5 февраля председатель СНК дал свое письменное согласие.
Сбор средств священниками для Победы.
Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы страны стихийно начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое. К лету 1945 г. общая сумма только денежных взносов на эти цели, составила более 300 млн. руб. - без учета драгоценностей, одежды и продовольствия. Средства для победы над фашистами собирались даже на оккупированной территории, что было сопряжено с настоящим героизмом. Так, псковский священник Федор Пузанов под боком у фашистских властей умудрился собрать около 500 тыс. руб. пожертвований и передать их на «большую землю». Особо значимым церковным деянием стала постройка на средства православных верующих колонны из 40 танков Т-34 «Димитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский».
Историческая справка о танковой колоне «Дмитрий Донской»
30 декабря 1942 г. глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью.
Свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство 40 танков. Около 2 млн. рублей внесли верующие Москвы и Московской области. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. рублей. Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви И. В. Ивлева: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная» . Вот так собирались те миллионы. Сергий - Патриарх Московской и всея Руси: «Очень рад, что маленькое начало сделано. Мы ни на минуту не сомневаемся и не сомневались, что все простые люди, любящие нашу Родину, конечно, не поколеблются жизнь свою отдать, чтобы исполнить свой воинский долг. Так в борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной Армии.
Цена руин и святотатства
Истинный масштаб ущерба, нанесенного Русской Православной Церкви германскими оккупантами, с точностью оценен быть не может. 2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была создана Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК). В состав Комиссии был введен и представитель от Русской Православной Церкви - митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). Сотрудниками Комиссии были разработаны примерная схема и перечень преступлений в отношении культурных и религиозных учреждений. В Инструкции по учету и охране памятников искусства отмечалось, что в актах об ущербе должны фиксироваться случаи грабежа, увоза художественных и религиозных памятников, порчи иконостасов, церковной утвари, икон и др. К актам должны были прилагаться свидетельские показания, инвентарные описи, фотографии. Был разработан специальный ценник на церковную утварь и оборудование, утвержденный митрополитом Николаем 9 августа 1943 г. Данные, фигурировали на Нюрнбергском процессе в качестве документальных свидетельств обвинения. В приложениях к стенограмме заседания Международного Военного Трибунала от 21 февраля 1946 г. фигурируют документы под №№ СССР-35 и СССР-246. В них приведен общий размер «ущерба по религиозным культам», который, составил 6 миллиардов 24 миллиона рублей. В РСФСР пострадали 588 церквей и 23 часовни, в Белоруссии - 206 церквей и 3 часовни, в Латвии - 104 церкви и 5 часовен, в Молдавии - 66 церквей и 2 часовни, в Эстонии - 31 церковь и 10 часовен, в Литве - 15 церквей и 8 часовен и в Карело-Финской ССР - 6 церквей.
Историческая справка : Гигантский ущерб нанесли немецкие обстрелы знаменитому Софийскому собору (XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря - уникальный памятник русского зодчества XII в. - получил множество больших пробоин, благодаря чему в стенах появились сквозные трещины. Сильно пострадали от немецких авиабомб и снарядов и другие древние монастыри Новгорода: Антониев, Хутынский, Зверин и др. Обращена в развалины знаменитая церковь Спаса-Нередицы XII в. Разрушены и сильно повреждены здания, входящие в ансамбль Новгородского Кремля, в том числе церковь Св. Андрея Стратилата XIV-XV вв., Покровская церковь XIV в., звонница Софийского собора XVI в. и др. В окрестностях Новгорода от прицельного артиллерийского огня разрушены собор Кириллова монастыря (XII в.), церкви Николы на Липне (XIII в.), Благовещения на Городище (XIII в.), Спаса на Ковалеве (XIV в.), Успения на Волотовом поле (XIV в.), Михаила Архангела в Сковородинском монастыре (XIV в.), Св. Андрея на Ситке (XIV в.).
Ратные подвиги православных священников
Священники разделяли во время войны судьбы прихожан. Священнослужители – участники Великой Отечественной Войны, вот имена некоторых из них:
Пример служения Богу и ближнему
Бородин Александр Иванович
О жизни иеросхимонаха Питирима (Бородина)
Александр родился в 1914году в семье крестьянина села Шмаровка Мордовского района Тамбовской области.
Отроческие годы будущее, юный Александр, встретился со старицей Августой, которая сказала, что начнется война, и он будет воевать, но никого не убьет и сам вернется живым, а потом станет священником.
Спустя несколько лет Бородин вновь посетил Киев, имея намерения принять монашество, но к его великому огорчению старцы благословили его вернуться домой, где Бог указал ему другой путь: сочетаться браком с благочестивой девушкой Агриппиной и у них родилось семеро детей.
Война.
Когда началась война, Александр Иванович Бородин вместе с односельчанами ушел на фронт. Он восстанавливал разбитые фашистами дороги.
Однополчане очень его уважали. В части, где он служил, был убит кладовщик продовольственного склада. Когда встал вопрос, кто станет кладовщиком однополчане, зная присущую Александру мудрость, указали на него. К середине войны, он с 4-мя классами образования, заведовал центральным складом. Начальник продовольственной службы желал этого места для своего человека и пытался от него избавиться. Однажды отправил его ночью под обстрелом с маловажным донесением в штаб дивизии.
Александр Ильич позже вспоминал: « Я, когда ехал, все, какие знал, молитвы пел вслух. Кругом огонь, а я еду на лошади и молюсь». Когда в штабе распечатали и прочли донесение, командир был глубоко возмущен тем, насколько пустячным был пакет, доставленный с таким риском.
Молитва, которую воин Александр никогда не оставлял, и исполнение заповедей Божиих о милосердии и любви к ближним делали своё дело. Пример:
Однажды во время налета вражеской авиации все поспешили в бомбоубежище. Вдруг он увидел маленькую девочку, которая с плачем металась по улице в поисках матери. Он подбежал к малышке, упал с ней на землю, молясь о спасении, и ни одна бомба не разорвалась рядом. Когда ее мать выбежала из укрытия, то увидела свою дочку в руках солдата, живой и здоровой.
Крепкая вера и молитва незримой стеной ограждали его от смертельной опасности. А дома и жена Агриппина, и дети молились за отца.
В конце войны, когда наши войска вступили в Берлин, по инициативе А.Бородина была организованна выдача горячей пищи, голодающему местному населению – женщинам, детям и старикам. А дело было так. Александр Иванович, движимый состраданием к людям пошел к своему командиру доложил, что у них на продовольственном складе скопилось много трофейных продуктов, и попросил разрешения раздавать их. Разрешение было получено, и он выстаивал долгие часы, выдавал продукты голодным людям.
Александр Бородин был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
В родное село вернулся только в октябре 1945года, т.к. надо было сдать склад.
С октября 1945 по сентябрь 1946года работал в колхозе, затем стал псаломщиком. В феврале 1950 года рукополагается во диакона. 15февраля 1951года епископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) рукополагается в сан иерея. Он становится штатным священником Михайло – Архангельской церкви в селе Мордово, а в январе 1954года назначается настоятелем храма. Приняв настоятельство, отец Александр оставался на этом посту до самой смерти. (20 лет был настоятелем этого храм).
Архимандрит Макарий (Реморов)
(1907-1998)
Архимандрит Макарий родился 23 марта старого стиля 1907 года в селе Сядемка, Земеченского уезда, Тамбовской губернии.
В крещении он получил имя Игорь. Его отец иерей Николай Реморов происходил из древнего священнического рода. Игорь Реморов начал учиться еще в Тамбовском духовном училище, а после революции продолжил свое обучение в светской школе. Он окончил девятилетку. В 1927 году Игорь Николаевич женился на Валентине Михайловне Мстиславской, отец которой был благочинным, служил в одном из мордовских сел и за активную миссионерскую деятельность награжден медалью.
В июле 1941 года он был мобилизован и отправлен на фронт. Первоначально воевал под Москвой, а затем инженерно-саперный батальон, где служил отец Игорь был переброшен в Ленинград. До 1944 года его часть обеспечивала «дорогу жизни» через Ладогу. Священник Игорь Реморов закончил войну в Восточной Пруссии в Кёнигсберге. Он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года отец Игорь вернулся в Бийск, где продолжал работать бухгалтером. В 1956 году митрополит Новосибирский и Барнаульский Нестор благословил отца Игоря продолжить священническое служение. До 1973 года отец Игорь служил в селах Большой Улуй и Ново-Березовка, Красноярского края. В 1970 году он овдовел.
Затем протоиерей Игорь Реморов служил в поселке Колывань Новосибирской области. В 1980 году он был пострижен в монашество архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном в честь преподобного Макария Великого...
Протоиерей Косьма Раин.
На рассвете 9 октября 1943 года в приходскую церковь белорусского села Хойно ворвались фашисты.
Священнику Косьме Раине приказали разоблачиться, его повели в полицейский участок, обыскали. Документы и часы офицер отдал переводчику. "Вам они больше не понадобятся", - сказал он. И два солдата-чеха повели батюшку на расстрел.
Протоиерей Косьма Раина был потомственным священником. Его отец плавал на военных российских кораблях и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре.
Немецкая оккупация застала его с большой семьёй (у него было семеро детей) в Пинском районе Брестской области. На оккупированных территориях при содействии немецких властей создавались автокефальные церкви, независимые от Москвы.
Оккупационные власти требовали молиться "об освобождении страны российской и победоносном германском воинстве". Но отец Косьма каждый раз читал молитву о русском воинстве. А когда на него доносили, говорил, что забылся, прочитал по инерции. Не большевикам служил он, а пастве своей, народу православному. Народ этот день и ночь шёл на восток по лесным и полевым дорогам - беженцы, раненые, окруженцы... Матушка давала им хлеб, варёную картошку, одежду, обувь, лекарства. Раненые причащались, многие просили молитв за павших товарищей, за себя и близких. Народ уходил в партизаны. После пасхального богослужения отец Косьма объявлял сбор подарков для детей, раненых и партизан. А через несколько дней, обливаясь слезами, отпевал расстрелянных и сожжённых жителей деревни Невель. Потом ехал в глухую деревеньку Семиховичи - на базу партизан, - и в небольшой церквушке, которую, смалодушничав (Бог ему Cудия), бросил молодой священник, причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал умерших и погибших.
9 октября 1943 года два солдата-чеха повели на расстрел протоиерея Косьму Раину. Возле церкви он пал на колени и стал усердно молиться. Сколько прошло времени, не помнит, но когда поднялся с колен, возле себя никого не увидел. Перекрестившись, батюшка с молитвой двинулся в сторону кустарника, а потом опрометью кинулся в лес.
Пришёл в партизанский лагерь, где встретился с сыновьями. Вместе отвоёвывали они у немцев свою матушку, которую вместе с другими партизанскими жёнами и детьми хотели, было отправить в концлагерь. За праздничным столом семье приходского священника удалось собраться лишь в 1946 году. Последние годы жизни отец Косьма провёл в посёлке Ольгино под Питером, вместе с матушкой и дочерью Ангелиной, работавшей здесь участковым врачом. Погребён он здесь, в Серафимовской церкви, у алтаря.
Священник Николай Пыжевич
, помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами и даже распространял листовки. Донесли. В сентябре 1943 года в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже почти скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, что дом его, где остались жена и пятеро дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. "Я здесь, - закричал он, - меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте...". Офицер ударом сапога бросил его на землю и расстрелял в упор, а тело священника солдаты бросили в уже пылающий дом. Через какое-то время полностью было уничтожено всё село, жителей его сожгли в храме.
Протоиерей Александр Романушко
Летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу обратились родственники погибшего... полицая. Никто, мол, не соглашается отпевать покойника, не пришлёте ли своего партизанского священника? В отряде служил тогда
протоиерей Александр Романушко
. В сопровождении двух партизан-автоматчиков он явился на кладбище. Там уже стояли вооружённые полицаи. Облачился, немного помолчал. И вдруг сказал:
- Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных стариков и детей. Вместо вечной памяти мы все, - он высоко поднял голову и возвысил голос, - произносим: "анафема"!
Собравшиеся оцепенели. А священник, подойдя к полицаям, продолжил:
- К вам, заблудшим, обращаюсь: пока не поздно, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников...
К партизанам отец Александр привёл почти целый отряд и был награждён медалью "Партизану Отечественной войны" I-й степени.
Протоиерей Василий Копычко, настоятель Одрижской Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области. С начала войны до ее победного завершения отец Василий не ослабевал в духовном укреплении своих пасомых, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, размножал и передавал сводки Совинформбюро, партизанские листовки. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал им оружие.
В конце 1943 г. гестапо узнало о его активной связи с партизанами. Карательный отряд особого назначения получил приказ о публичной казни отца Василия и его семьи. В ту же ночь отец Василий был перевезен в партизанскую зону, а на рассвете к его дому прибыли каратели и подожгли храм и церковно-приходской дом. Вот как описывает деятельность отца Василия и свою первую встречу с ним комбриг Пинской партизанской бригады И. Шубитыдзе: «...Мы называли его своим агитатором и однажды пригласили в партизанский лагерь. Он охотно приехал в сопровождении партизан. Копычко долго присматривался к нашей жизни, к нашим порядкам, обошел с десяток землянок и за ужином, который приготовили специально для него в штабе, разговорился: "Вот и верь этим немцам! Обманщики, безбожники, бандиты! Вижу, что вы все православные, дай вам Бог здоровья! Я так и говорил своим прихожанам..." С этого времени Копычко стал нашим связным. Он держал свое слово, помогал не только молитвами, но материально: собирал продукты для раненых, присылал временами и оружие. За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» 1 степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией» и другими.
Партизаны через своих связных распространяли в церквах листовки: воззвания патриарха Сергия с призывом о молитвах за победу советского воинства.
Иван Иванович Рожанович. Отец Иоанн.
Дом настоятеля церкви, протоиерея Ивана Ивановича Рожановича , которому к началу войны было около 70 лет, стал местом встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн был добрым и ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был принят в члены антифашистского комитета. С личным участием отца Иоанна предпринимались рискованные шаги «челночной дипломатии» между бургомистром г. Высоцка Тхоржевским, комендантом полиции полковником Фоминым и партизанским командованием. И эта смертельно опасная игра принесла свои плоды: были освобождены пятнадцать партизанских заложников села Велюни, на сторону партизан перешли вооруженный отряд казаков из войск РОА г. Высоцка и части полицейского гарнизона во главе с полковником Фоминым. В январе 1943 г., в период наступления одной из карательных экспедиций, когда весь партизанский край был уже объят пламенем, возникла реальная угроза полного уничтожения и села Сварцевичи. В партизанском штабе обсуждались разные варианты предстоящего боя. Но все же решено было пойти на военную хитрость: послать навстречу с карателями церковную делегацию с «жалобой» на партизан и просьбой о «защите», благо отец Иоанн в этом деле опыт имел. Цель делегации - убедить фашистов, что в Сварцевичах собраны крупные силы партизан, вооруженных автоматами, пулеметами и орудиями, а дороги вокруг заминированы. Во время разговора с эсэсовским полковником отец Иоанн так сумел убедить его в силе партизан, что офицер приказал своему отряду отступать.
Федор Иванович Дмитрюк.
Перед войной священник Федор Иванович Дмитрюк (впоследствии - архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан) служил в Александро-Невском соборе г. Пружаны Брестской области. В период оккупации отец Федор и вся его семья участвовали в работе патриотического подполья г. Пружаны и имели прямую связь с белорусскими партизанами, действующими в данной местности. После разгрома фашистами пружанского подполья большая часть его участников погибли в застенках гестапо. Отец Федор спасся чудом, но его жена, старшая дочь, зять и другие ближайшие родственники были расстреляны, а младшая дочь тяжело ранена.
священник Григорий Чаус.
Настоятель церкви священник Григорий Чаус вместе с верующими проводил большую работу по сбору денег и ценностей на строительство танков и самолетов для Красной Армии. Эти деньги передавались через партизан в Москву. Для партизанского госпиталя отец Григорий каждое воскресенье собирал продукты питания и полотно для перевязок.
Протоиерей Вячеслав Новроцкий.
Свое пастырское служение благочинный протоиерей Вячеслав Новроцкий исполнял в райцентре Морочно Ровенской области. Когда в начале 1943 г. был разгромлен немецко-фашистский гарнизон и освобожден г. Морочно, отец Вячеслав встретил партизан пасхальным перезвоном. В честь освобождения состоялся торжественный митинг, и на трибуне рядом с генералами и командирами партизанских отрядов стояли благочинный отец Вячеслав и партизанский связной отец Михаил Гребенко. В предоставленном ему слове отец Вячеслав от имени духовенства Русской Православной церкви обратился со словами благодарности к партизанам, заверив, что «мы, верующие люди, будем всегда помогать и молиться за павших ваших товарищей и за вас».
Протоиерей Николай Петрович Гордеев
Протоиерей Николай Петрович Гордеев, активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами. Протоиерей Владимир Михайлович Томашевич «в годы Великой Отечественной войны вдохновлял паству на труд и подвиг во имя скорой нашей Победы над ненавистными захватчиками, собирал ценные сведения о вражеских войсках и передавал их в штаб партизанского отряда».
Иерей Иоанн Лойко принародно благословил сыновей Владимира, Георгия и Александра идти к партизанам. "Моё оружие на врази крест святой, поруганный супостатами, и слово Божие, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Батьковщине". В феврале 1943 г. Хоростово было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. Он был сожжен фашистами 15 февраля вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную Литургию. Из объятой пламенем церкви каратели слышали всенародное пение молитв. После войны на месте того страшного пожарища установили обелиск, где поначалу было и имя священника, но потом оно исчезло.
Иван Цуб.
Прихожанин этой же церкви Иван Цуб на требование фашистского офицера показать, куда ушли партизаны, завел карателей в трясину непроходимого болота. Из них спасся только один переводчик, полуживым попавший в руки народных мстителей. Он и поведал о подвиге Ивана Цуба. Тело героя было погребено по православному чину с воинскими почестями рядом с церковью, прихожанином которой он был всю жизнь.
Игумен Павел
Псково-Печерский монастырь тайно оказывал помощь советским военнопленным. Хотя наместник монастыря игумен Павел участвовал в подготовке антисоветских документов, подписывал официальные приветствия фашистским властям, он в это же время поддерживал тайную связь с партизанами. Через жительницу Пскова, горячую ревнительницу монастыря А.И. Рубцову, игумен переправлял им целые возы продовольствия. Рубцова была арестована гестапо в 1943 г. и расстреляна. На допросах она держалась с удивительной стойкостью и не выдала наместника. Согласно другим свидетельствам (жителей Печор.), игумен Павел прятал в помещении монастыря рацию, по которой передавались через линию фронта сведения о фашистах, собранные иеромонахами в приходах. 24 августа 1941 г. игумен Павел получил благодарственную записку: «Больные, раненые военнопленные и персонал госпиталя лагерного пункта 134 в городе Пскове выносят глубокую благодарность за присланные продукты - муку, хлеб, яйца и другие пожертвования».
Многие пастыри, невзирая на опасность для собственной жизни, находили возможность помогать советским партизанам, избегать вывоза в Германию молодежи, спасали от неминуемой гибели еврейские семьи. До сих пор местные жители с благодарностью вспоминают священников И. Чубинскоro (с. Варовичи на Киевщине), И. Шмыголя (с. Станислав Херсонскойобласти), Ф. Самуйлика, Е. Гейроха, М. Рыбчинского(Ровенская область), протоиереев К. Омельяновского, С. Ожеговского, М. Герасимова (г. Херсон) и десятки других, спасших жизнь их родным и знакомым. Киевский протоиерей А. Глаголев вместе с женой Татьяной и прорабом А. Горбовским спасли от уничтожения несколько еврейских семей.
Протоиерей Василий Брага. (Одесса)
Одесский протоиерей Василий Брага, сотрудничая с советской внешней разведкой, передал много ценных сведений. В своих проповедях он призывал молиться за Родину, победу. Партизанам батюшка помогал продуктами, материально. За это он был награжден медалью«Партизану Отечественной войны».
В.И.Турбин. (Орел)
В г. Орле весь период немецкой оккупации успешно действовал подпольный госпиталь, одним из руководителей которого был врач В.И.Турбин , в 1930-е гг. тайно принявший монашество. Благодаря его личному мужеству и самоотверженности медперсонала в этом госпитале удалось спасти несколько оказавшихся в плену бойцов Красной армии. После излечения их переправили через линию фронта.
В Орле было создано объединенное попечительство церквей, возглавляемое Н.Ф. Локшиным. Оно оказывало бесплатную помощь больным и престарелым людям, ежемесячно отчисляя деньги из заработка священнослужителей на нужды бедных.
Широкой известностью и уважением среди прихожан Богоявленской церкви пользовался член попечительства доктор И.М. Варушкин, бесплатно лечивший их.
Священник Иоанн Карбованец
Священник Иоанн Карбованец и настоятельницы Домбасского монастыря близ г. Мукачево, рискуя жизнью, спасли обреченных на неминуемую голодную смерть 180 детей, вывезенных немецкими захватчиками в августе 1943 г. из орловского детского дома. Весной 1942 г. гестапо выявило немало случаев, когда лица еврейской национальности обращались в православные церкви с просьбой произвести обряд крещения над своими детьми и выдать им об этом свидетельство. Церковь принимала их, надеясь уберечь от гибели. Несмотря на это, все выяв ленные фашистами евреи, в том числе и дети, были расстреляны.
Иоанн Крашановский.
Протоиерей Благовещенской церкви г. Симферополя Иоанн Крашановский, бывший старший морской священник, не скомпрометировал себя изменой и пользовался горячей любовью и глубоким уважением верующих. Когда Красная Армия выдворила немецких захватчиков из пределов Крыма, протоиерей Иоанн с разрешения генерала Ветрова созвал всех верующих г. Симферополя в полуразрушенный немцами собор, совершил благодарственный молебен. За молебном о даровании победы присутствовали воинские части. Иоанн Крашановский получил благодарность командования за патриотическую деятельность и материальную помощь раненым бойцам .
Владимир Соколов.
Священник Владимир Соколов в начале 1942 г. был назначен в с. Мандуш Бахчисарайского района. Это село не раз переходило из рук в руки. Священник Соколов, имевший дом и 16 ульев, все время поддерживал с партизанами связь. Когда спускались в село советские парашютисты, он получал от них газеты и распространял их, с опасностью для себя ходил слушать передачу радиоцентра через тайный приемник. Наконец, немцы сожгли дом и ульи неугодного им священника и издали приказ о расстреле всего мужского населения села. К счастью, Соколову с сыном удалось спастись и пробраться в Симферополь. Здесь священник Соколов познакомился со Смирновым, сын и внук которого организовали партизанский отряд, в количестве 200 человек и ушли в лес. Соколов со Смирновым снова слушали радиопередачи из Москвы и распространяли полученные сведения. Священник Соколов жестоко пострадал от немцев: две его дочери - 17 и 20 лет были угнаны в немецкую каторгу.
Павел Андреевич Говоров.
В Курской области священник села Глебова Павел Андреевич Говоров скрывал у себя бежавших из фашистского плена летчиков и помог им перейти к своим, а протоиерей Семыкин не только помогал пленным красноармейцам, но и после прихода советских войск мобилизовал местное население для дежурства и ухода за ранеными в полевом госпитале.
ВЫВОД:
Многие клирики Русской православной церкви в годы войны получили государственные награды. Но среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными. В их забвении немалую роль сыграло время волюнтаризма и застоя. Надеемся, что совместными трудами историков, краеведов, журналистов со временем удастся восстановить имена всех служителей Церкви и мирян - тех, кто в тяжелейшие военные годы трудился для Победы. Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках.
За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами, среди них священники Николай Иванович Пыжевич, Александр Новик, Павел Щерба, Павел Сосновский, Назоревский и многие другие.
Немцы применяли репрессии в отношении священнослужителей-патриотов. Одного из них немцы заставляли читать проповеди, прославляющие оккупантов. Но вместо этого он рассказывал народу о Дмитрии Донском, Александре Невском, Сергии Радонежском, о том, как они отстояли Русь. За это священник был расстрелян
Лучшие представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности
Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!
Делать выводы каждому из нас, а мы прочтем стих неизвестного солдата, найденный в кармане гимнастерки убитого солдата…вечная ему слава и память!
Стих солдата,
нашли в кармане гимнастерки убитого солдата
Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Матушка София
«
Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит»
Трудолюбивый скромный человек. Монахиня София закончила свою земную жизнь в 2008 году, но ее еще долго будут помнить не только в Раифском монастыре, но и в небольшой уютном городе Зеленодольске...
Екатерина Михайловна Ошарина занималась озеленением города .
Замечательный мастер, слава и гордость декоративного садоводства Зеленодольска. Дипломированный агроном, выпускница Алма-Атинского сельхозинститута, она обладала душой художника и золотыми руками…
Екатерина Михайловна была мастером, человеком целеустремленным, волевым, с широким кругозором. Увлеченность, эрудиция, общительный характер помогли ей снискать искреннее уважение цветоводов и любовь многочисленных учеников.
Размышляя о ее жизни, вспоминаю мудрое латинское изречение: «Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит». Вот Екатерина Михайловна воистину судьба вела. Человек щедрой души, с детства влюбленная в красоту природы, она всегда окружала свой дом, город цветами; общалась с товарищами по увлечению.
Екатерина Михайловна - участница ВОВ и награждена многими правительственными наградами.
Последние годы своей жизни она отдала Православию и стала монахиней Софьей.
Матушка София: о себе и о войне
С самого начала возрождения обители ее умелые руки создают ту чудную красоту, что поражает каждого, кто входит в Раифский монастырь. От Москвы до Берлина прошла матушка София, сражаясь за родную землю...
Страшно ли было на войне?
- Когда началась Великая Отечественная, я четыре курса Алма-Атинского института закончила. Нас с первого курса уже к войне готовили: кого на медсестру, кого на радиста... Я в радисты попала. Перед отправкой на фронт мы еще месяц учились на стрелков-радистов. Но у меня всего 12 вылетов было... В начале 1942 года наша часть попала в боевые условия, под Москвой.
Работали больше по ночам, по 6-8 часов. В эфире - тысячи радиостанций, и среди всего этого надо найти голос своей. Ошибешься - и все... Немцы пеленговали и старались уничтожить радистов. Поэтому станции чаще в лесу останавливались. И их надо было охранять. Стоишь, лес шумит вокруг... Как посторонний шум - кричишь: «Стой, кто идет!». А никого нет, никто не отвечает, и только ждешь: вот сейчас, сейчас - раз ножом сзади! Что, не страшно? Еще как!
И только про себя все время: «Господи, спаси. Господи, помоги. Господи, сохрани»... Крестики на груди носили. А церквей за всю войну нигде, кроме как в Орле, не встречали. В деревнях они все сожженные были.
Орел никогда не забуду: большой храм на горе. Внизу вокзал, весь разбитый, вокруг все в руинах, а церковь уцелела. Помню и батюшку: небольшого роста, с необыкновенными, какими-то лучистыми глазами... Мы постояли, помолились, как могли, - за месяцы военного бытия уж все позабыли. А больше нигде церквей не встречали.
А что было, когда через Днепр переправлялись! В Могилеве, после переправы, кругом трупы - идти было невозможно, их тысячи лежат... вот, вот, здесь! Кто-то еще жив, хватает тебя снизу, с земли - «сестричка, помоги!» А ты с радиостанцией, надо быстрее вперед, связь налаживать. А они там так и остались, без помощи... В нашем подразделении из 25 человек выжили только двое. Вспоминать тяжело.
Как жили? В палатках, землянках. Только одна часть уйдет, после нее - сплошные вши. Помыться чаще всего негде было. В Гжатске нас окружили, неделю не могли выйти. Кругом немцы, есть, было, нечего. Снимали и варили ремни. С трудом нас оттуда вытащили.
Помню Кёнигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом - крепость. Сколько наших солдат погибло!.. Взяли Кёнигсберг с Божией помощью. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали с хоругвями, вынесли икону Казанской Божией Матери... А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет»! И только монахи запели - стихло все. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: оружие отказало. Вот какая сила у молитвы!
из архива газеты «Раифский Вестник»
Дмитрий КАТАРГИН
Архимандрит Кирилл (Павлов)
И
ван Дмитриевич Павлов
родился 8 сентября 1919 в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области, в верующей крестьянской семье. С двенадцати лет он «жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Был призван в Красную Армию. Однако в жизни Ивана Дмитриевича произошел перелом.
Из его воспоминаний: «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!..»
Со своей военной частью будущий отец Кирилл Павлов дошел с боями до Австрии. Сержант Иван Павлов был награжден орденом Славы и медалями. В 1946 году он был демобилизован в Венгрии и приехал в Москву – служить Богу.
В 1953 г., заканчивая Московскую Духовную Семинарию (МДС тогда сначала открылась в Новодевичьем монастыре), старец Кирилл Павлов принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Так начался многолетний молитвенный монашеский подвиг архимандрита Кирилла. Вначале он был пономарем, а в 1970 году был назначен казначеем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и братским духовником.
Архимандрит Кирилл духовно окормлял (был духовником) святейших патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II.
Протоиерей Николай (Агафонов) — выдающийся православный писатель, священник Русской Православной Церкви, миссионер, проповедник. Настоятель Храма Святых Жен Мироносиц в Самаре. Член Союза Писателей России.
Родился батюшка в 1955 году в крохотном селе Усьва Пермского края. Потом семья переехала на Волгу, где и прошло его детство. Школу закончил в Тольятти, затем последовала служба в армии. В 1976 году зачислен в Московскую духовную семинарию. Через год рукоположен во диакона, в 1979 году — во пресвитера. Служит батюшка в небольших сельских церквях, затем назначен в Волгоград. В 1992 году оканчивает Ленинградскую Духовную Академию. По указу Священного Синода священника Николая Агафонова назначают на ответственную должность ректора вновь созданной Саратовской Духовной семинарии. В 1997 году переезжает в Волгоград, где занимает пост настоятеля церкви в честь великомученицы Параскевы, а также становится во главе Волгоградской епархии. Под его непосредственным руководством были построены две миссионерские церкви на плаву. За это патриарх Алексий II удостоит отца Николая Орденом Святителя Иннокентия III степени.
В 2002 году выходят в свет два первых рассказа протоиерея Николая Агафонова. Так начался его литературный путь. Сегодня им написаны такие известные сборники рассказов, как «Непридуманные истории», «Свет золотой луны», «Преодоление земного притяжения», «Очень важный поступок», «Неприкаянное юродство простых историй» и др. Он автор замечательного исторического романа «Жены-мироносицы», посвященного великому и скромному подвигу тихих, незаметных женщин, следовавших за Христом. Они для каждого из нас образец достойного служения Богу и людям. В предисловии к книге сам автор пишет о том, что трудно переоценить подвиг жен-мироносиц. Они всегда были примером для христиан. А также для русских женщин, которые в лихие годы начала XX века, когда убивали священников, сжигали храмы, сохранили веру и многие святыни уберегли от поруганий. Возможно, именно благодаря таким скромным русским женщинам и не угасла вера в нашей стране. Также батюшкой написан выдающийся роман « ». Автору удалось создать живой образ великого просветителя, уникального поэта, писателя VIII века — преподобного Иоанна Дамаскина. Действие романа разворачивается на фоне жестокой войны между христианами и мусульманами.
Священник Николай Агафонов пишет и для детей. Так очень нравится маленьким читателям его рассказ «Щенок Засоня». Он учит доброте и искреннему сочувствию. Ведь даже взрослому непросто отдать то, что ему очень дорого. А какого-то маленькому мальчику, у которого исполнилась самая важная мечта — ему подарили щенка. И вдруг его надо отдать?
За своё творчество протоиерей Николай Агафонов награжден премией Хрустальная роза Виктора Розова в 2005 году, премией Святого благоверного князя Александра Невского в 2007 году, Патриаршей литературной премией в 2014 году.
Сотни священников в Великую Отечественную войну героически защищали Родину
Сотни священников в Великую Отечественную войну героически защищали Родину
В России не принято говорить о вкладе священнослужителей в Победу. Часть церковных деятелей считает предателями тех попов, что молились за Победу Красной Армии и за успех своих гонителей - коммунистов. Вместо рассказа о реальных подвигах духовенства нам втюхивают фильм «Поп». Официально прототипом главного героя назван Алексей ИОНОВ - священник-власовец, драпанувший с немцами. Ему нагло приписывают героические поступки тех батюшек, кто разделил со своим народом всю жуть войны и был верен Родине. О них наш рассказ.
Подвиг попов в Великой Отечественной войне рыночным умом не понять. Судите сами. Они защищали Родину, которая, казалось бы, предала их и безжалостно уничтожала вплоть до войны.
Только в 1937 году были арестованы 136 900 православных священников и церковнослужителей, из них расстреляны 85 300. В 1938 году арестованы 28 300 клириков, расстреляны - 21 500. В 1939 году из 1500 арестованных расстреляли 900. За 1940 - 1941 годы арестованы 9100 клириков, расстреляны - 3000.
И вот чудом выживших, отбывших срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, лишенных своих приходов в августе 1941-го Родина призывает в строй. Но может ли священнослужитель, пусть и лишенный прихода, взять в руки оружие и идти убивать?
Священная война
Обиженным священникам нужно было лишь затаиться, когда военкоматы атаковали рвавшиеся на фронт добровольцы. Или сдаться в плен. Что иные и делали. А потом, как прототип героя фильма «Поп», священник-власовец Алексей Ионов , эвакуироваться с семьей в Германию, затем перебраться в США, влиться в ряды РПЦЗ и сегодня с помощью кинематографа прослыть в России праведником, якобы отправленным в ГУЛАГ. Но как ни окал старательно актер Сергей Маковецкий , изображая сельского батюшку, фильм в прокате с треском провалился.
Настоящие русские священнослужители не потрафляли врагу и не лицемерили, прикрываясь ветхозаветной заповедью «Не убий», а руководствовались другой заповедью Христа : «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». И молились за своих гонителей-коммунистов, как и Иисус молился за распинавших его иудеев и «умывших руки» римлян: «Не ведают, чего творят».
Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг, - в первый же день войны писал в своем воззвании глава РПЦ митрополит Сергий (Страгородский ), ныне критикуемый за содействие «красным бесам». - А если молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу.
Попы, дьяконы, певчие, псаломщики, как некогда и герои Куликовской битвы монахи-богатыри Пересвет и Ослябя , встали на защиту русского народа, отлично понимая, почему для немцев все мы были русские, вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Никто не вел отдельного учета этому пополнению Красной Армии и его подвигам. Протоиерей Николай Агафонов , автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие сотни отбывших срок священнослужителей в армии стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами». Более сотни были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны». А сколько героев-солдат и боевых офицеров, в тяжелую минуту дав такое слово Богу, после войны стали священниками или монахами. И гордо 9 Мая прикалывали к рясам ордена и медали.
Разведчики и партизаны
В октябре 1943 года впервые в истории Советского Союза сразу 12 священнослужителям вручили высокие государственные награды. К этому времени за содействие партизанскому движению только в Полесской епархии на территориях нынешней Западной Украины и землях, отошедших к Польше, фашисты зверски пытали и расстреляли каждого второго православного священника. Особая жестокость гитлеровцев к русскому духовенству была устрашающей контрмерой.
Получив летом 1942 года благословление митрополита Сергия на любую помощь партизанам, батюшки не только становились связными и разведчиками, но и уходили в отряды или отправляли служить в них своих сыновей и дочерей. Организовывали взаимодействие с городским подпольем, доставляли участникам операций фальшивые документы и одежду, вывозили раненых в госпитали или в дома надежных людей, привозили еду и медикаменты.
Священник Василий Копычко умудрялся исполнять почти все перечисленные функции. И был прозван партизанами Политинформатор за регулярную доставку сводок Совинформбюро и доведение их сути прихожанам на проповеди. За что фашисты сожгли и церковь, и его дом. Семью спасли прихожане. Удостоен ордена Отечественной войны II степени, а также медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией».
Потомственный священник Косьма Раина пришел в партизанский лагерь к своим сыновьям за подмогой. Их мать вместе с другими женами партизан и детьми немцы угоняли в концлагерь. Не колеблясь, отец Косьма взял оружие и вместе с отрядом пошел отбивать женщин и детей. Семья выжила и собралась вместе в 1946 году, когда сыновья вернулись с воинской службы.
Герой двух мировых войн - крестьянин Федор Пузанов грамоту знал плохо, но псалмы хорошо. За храбрость в Первой мировой был награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью II степени, аналогом ее станет советская медаль «За отвагу». В конце 1920-х стал диаконом и был арестован. По логике немцев, такие, как он, «царевы воины» должны были горячо молиться за победу германского оружия. И Псковская миссия, где после расстрела священников сначала красными, потом фашистами такие молебны уже служили, направила отца Федора возносить многолетия вождям рейха в храм села Хохловы Горки на Псковщине.
Но батюшка добро и зло не путал, вошел в доверие к немцам и стал партизанским разведчиком. За фашистов не молился, ссылаясь на необразованность и формальное знание канонической службы. Словом, косил под недотепу, а сам поставлял партизанам ценные сведения. И хитростью спас более 300 сельчан, собранных фашистами в колонну для угона в Германию. Догнав ее за селом, отец Федор «предупредил» немцев, будто впереди партизаны, и «согласился» покараулить земляков, пока мотоциклетный конвой проверит обстановку. А сам увел людей в партизанский отряд. Награжден медалью «Партизан Великой Отечественной войны». Но проявленного своеволия местные иерархи и власть ему не забыли. Вскоре после Победы освободили от обязанностей благочинного.
Обратил полицаев
Подвиг протоиерея Александра Романушко , по сути, и отражен в фильме «Поп». Разница в том, что отец Александр с лета 1942 года служил не в храме, а партизанским священником в Пинском соединении под командованием легендарного Василия Коржа . Его партизаны провели в тылу врага 1119 дней, уничтожили более 26 тыс. фашистов, разгромили 60 немецких гарнизонов и 5 железнодорожных станций, пустили под откос 468 эшелонов, разрушили 519 км телефонно-телеграфных линий. Отец Александр участвовал во многих боевых и разведывательных операциях.
Летом 1943 года к Коржу пришли местные жители, родители убитого полицая, с просьбой «командировать батюшку» на отпевание. Генерал оставил решение за попом. Отец Александр приехал на кладбище, где его ждали вооруженные полицаи десятков сел в сопровождении двух автоматчиков, облачился, покадил и вдруг сказал: «Братья и сестры, я понимаю горе матери и отца убиенного. Но не наших молитв и «Со святыми упокой» заслужил во гробе лежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Предадим же его анафеме!»
Полицаи оторопели, а поп продолжал:
К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ.
Часть полицаев прямо с кладбища ушла вместе с батюшкой, а оставшиеся не посмели по ним стрелять. За этот подвиг отца Александра наградили медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени.
Голгофа в Бабьем Яру
Предки магистра богословия архимандрита Александра Вишнякова три века были церковниками. Один из них служил священником еще в войске Ивана Грозного в походе на Казань. За подвиг в Первой мировой войне отец Александр в порядке исключения был награжден солдатским Георгиевским крестом. Когда был убит командир роты и солдаты начали отступать, полковой священник поднял над головой свой наперсный крест и повел людей в атаку.
В Гражданскую чуть было не примкнул к Деникину . Но не было на то Божьей воли - слег с сыпным тифом. Потом начались тюрьмы, ссылки, лагеря. Освободившись в 1940 году, он получил приход в Киеве, куда немцы вошли уже 19 сентября 1941 года. А с ними униаты и автокефалисты-самостийники, а также бандеровцы и прочие националисты, для которых отец Александр был «клятый москаль», крестивший евреев. С риском для жизни на каждой службе священник читал послание митрополита Сергия к русскому народу. Об этом донесли фашистам, и он попал в гестапо. Спасли образованность, блестящий немецкий язык и биография многократно репрессированного. Немцы Вишнякова отпустили в надежде использовать.
29 сентября 1941 года, когда начались расстрелы в Бабьем Яру, к отцу Александру прибежал за помощью сосед - мадьярский еврей, семью которого батюшка окрестил еще до войны. И умолял спасти жену и троих детей, немцы увели их на расстрел. Надев на рясу Георгиевский крест, батюшка пошел в Бабий Яр. Показал офицерам удостоверение о крещении семьи и добился разрешения ее отыскать. Но одного ребенка до ночи не нашел.
А наутро в церкви зазвучала его антинацистская проповедь. Этого гестаповцы не простили. Больше месяца его пытали, тщетно выбивая имена крещеных евреев и согласие на сотрудничество. И 9 ноября в колонне военнопленных красноармейцев, подпольщиков, попов и евреев повели на расстрел. Отвели метров на 30 от колонны, расстреляли на его глазах протоиерея Павла (Остренского ) и схимонахиню Есфирь , а затем заставили донага раздеться, привязали колючей проволокой руки и ноги к двум скрещенным бревнам, облили бензином и подожгли. Полицаи не заметили, что поп, раздеваясь, положил в рот свой нательный крестик.
Священник горел, не размыкая губ. Его молчание потрясло даже гестаповцев.
Богоматерь полк спасла
Будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков ) в августе 1941 года был призван в армию в Узбекистане, где отбывал ссылку. В составе 702-го стрелкового полка воевал на Южном и Степном фронтах. Командовал ротой, дослужился до майора. Все знали, что он бывший поп. В 1943 году полк попал в окружение, и солдаты просили, мол, «помолись за нас, батюшка». Сергей Извеков достал маленькую иконку Божьей Матери, помолился и предложил штабистам направление прорыва. Полк спасся.
Но молва о том, что путь указала Извекову сама Богородица, завершилась для него приговором к двум годам тюрьмы. Однако он каким-то чудом ее избежал, попав в больницу с туберкулезом позвоночника. В архиве Минобороны найден документ, гласящий, что Извеков «28 июня 1943 года пропал без вести, исключен (из списка части. - Е. К. ) приказом ГУК НВС №01464 от 17 июня 1946 года».
Нашли его в Благовещенском монастыре Мурома по запросам службы, начислявшей пенсии красноармейцам, амнистированным в связи с Победой над Германией. После легализации прошел все ступени церковной иерархии, и 30 мая 1971 года был избран главой РПЦ.
Почему Гитлер открывал церкви
Всесоюзная перепись населения, проведенная в январе 1937 года, показала, что вопреки атеистической пропаганде и массовому закрытию церквей две трети сельского населения и одна треть горожан считают себя верующими.
Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, - писал Гитлеру член Архиерейского Синода Русской Православной церкви за границей митрополит Анастасий 12 июня 1938 года, - постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности.
К лету 1941 года в СССР действовало 3732 храма, включая католические, униатские, протестантские и прочие. Из них 3350, то есть почти все, приходилось на территории Западной Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики.
Поверив Анастасию, Гитлер сделал ставку на открытие храмов для завоевания доверия русских верующих и прошедших через репрессии священнослужителей.
Но жестоко просчитался.