Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением . Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения
Выделяют следующие функции воображения:
- представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
- формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
- участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
- регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
- основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
- создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
- продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения.
Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в табл. 10.1.
Таблица 10.1.
Вид воображения | Его характеристики |
По степени активности и волевых усилий |
|
Активное воображение (преднамеренное) | Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.) |
Пассивное воображение (непреднамеренное) | При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя) |
По степени преобразования действительности |
|
Продуктивное (творческое) воображение | Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается |
Репродуктивное (воссоздающее) воображение | Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Представление это психический процесс внутреннего воспроизведения в памяти прошлых образов.
Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами — и и второсигнальными и . Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно логического отображения структуры этого класса.
Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.
Воображение это психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
В отличие от представлений, образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой .
Виды воображения
Функции воображения:
- Образное представление действительности.
- Регулирование эмоциональных состояний.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением и речью важную роль в деятельности человека играет воображение.
Воображение - это психический процесс мысленного создания нового в форме образа, представления, идеи, действия. Одновременно оно - явление психики. Также воображение - это представление отсутствующего объекта. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представить конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Виды воображения:
- произвольное (активное) - инициируется волевым усилием при необходимости, в ходе решения проблем;
- непроизвольное (пассивное) - инициируется непроизвольно и проявляется в снах, мечтах, фантазиях, грёзах;
- продуктивное - «производящее» что-то (роман «Мастер и Маргарита», фантастика);
- репродуктивное - «воспроизводящее», воссоздающее действительность, - то, что было известно (в искусстве - направления натурализм, реализм);
- антиципирующее - предвосхищающее будущие события, последствия действий;
- творческое - создающее новые образы и идеи, имеющие ценность для людей и воплощаемые в оригинальные продукты деятельности.
Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, фантазии. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанным, чаще всего с несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грёзы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Мечта - дума о приятном, желаемом будущем, его образ.
Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем.
Фантазии - картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности. У некоторых людей встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Образы воображения, в отличие от образов восприятия, чаще не соответствуют действительности.
2. Представление и воображение
Познавательная деятельность человека не прекращается с прекращением ощущений и восприятий. В жизни ему очень часто приходится оценивать то, чего непосредственно в зоне действия органов чувств нет.
Следовательно, начинается как бы 2-ой уровень познания окружающего мира, проявляется как бы 2-ой, более сложный уровень познавательных процессов.
Когда нет ни одного ощущения, не говоря о восприятии, а осознать, проанализировать объект необходимо – на помощь приходит представление.
Представление – психический познавательный процесс, субъективный образ прежде воспринимавшихся объективных предметов и явлений. Механизм представления – раздражитель (слово, сигнал, символ, мысль) вызывает старые нервные связи, которые и воссоздают прежние восприятия.
Представление – как бы переход от ощущений и восприятий к мысли, при этом по сравнению с восприятием оно имеет отличия:
1) обладает меньшей яркостью и отчетливостью;
2) характерно большей изменчивостью и подвижностью;
3) оно более обобщенное (главное выделяется, а остальное – как бы выпадает);
4) оно совершенно субъективно, т. к. основано на личном отношении к тому, что представляется.
Вместе с тем, по степени яркости представление может совпадать с восприятием, а может иметь лишь части от бывшего восприятия.
По отчетливости представление может быть детальным, если первоначальное впечатление было очень сильным; а может быть лишь контурным, схематичным, если оно основано на стихийно возникшем или очень давнем восприятии.
Наконец, в зависимости от степени участия сознания (высшей нервной деятельности) в создании представлений их разделяют на представления памяти – образцы предметов (явлений), которые воспринимались ранее, и представления воображения – образцы, которые в реальной жизни в таком виде прежде не воспринимались. В большинстве психологических источников этот вид представления рассматривается как самостоятельный психический познавательный процесс – воображение.
Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий, полученных в предыдущем опыте. .
Диапазон воображения чрезвычайно широк от самой фантастической сказки до почти будущей реальности. Воображение – это возможность создания как промежуточных, так в максимуме и конечных итогов деятельности.
К. Маркс писал: «… даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека». .
Воображение бывает пассивным – без предварительных намерений и планов (сновидение, грезы) и активным – результатом специального намерения (план, прогноз, развитие идеи и т. д.).
В свою очередь, произвольное воображение разделяют на воссоздающее – создание новых образов на основе известных компонентов или описаний (схемы, инструкции, проекты, чертежи), и творческое – создание новых образцов без конкретных составляющих, требующих отбора в соответствии с замыслом (создание машин, механизмов, произведений искусства).
Творческое воображение неразрывно связано с особым духовным состоянием человека в процессе деятельности – вдохновением.
Наконец, видом творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего является мечта.
Основные формы воображений :
1) агглютинация – соединение не соединяемого (ковер-самолет, изба на курьих ножках, человек-амфибия);
2) гиперболизация – чрезмерное изменение количества и качества: преувеличение – преуменьшение (человек-гора, мальчик с пальчик); заострение – смягчение (карикатура – дружеский шарж).
Таким образом, представление и воображение – важные психологические процессы, основа творческого отношения к труду.
Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.
Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.
И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель - это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.
Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.
Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.
Здесь мы впервые применили термин "представление", которое имеет следующее значение:
Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.
Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, - некоторые представления просто берутся из памяти.
Представления бывают единичные и общие.
Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, - единичное представление. Берёза вообще - общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.
Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму , они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:
ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.
Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления . Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.
Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход - воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов.
Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.
Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.