Данная памятка позволит ученику грамотно осуществить характеристику предложения. Кроме того, в памятке даны примеры. Удобно для учителя: распечатать и разрезать. Вот готов раздаточный материал!
Просмотр содержимого документа
«Памятка "Характеристика предложения"»
Характеристика предложения.
простое, сложное предложение). | Ребята играли В поле шла жатва , листья на деревьях пожелтели . (Сложное предложение). |
2. По цели высказывания (повествовательное , вопросительное, побудительное предложение). | |
3. По интонации (восклицательное, невосклицательное предложение). | |
нераспространенное , распространенное предложение). | Весна пришла . (Нераспространенное). Пришла долгожданная весна . (Распростр.). |
5. По осложненности ( или ничем не осложнено ). | Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено). Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. |
Характеристика предложения.
1. По числу грамматических основ (простое, сложное предложение). | Ребята играли в мяч. (Простое предложение). В поле шла жатва , листья на деревьях пожелтели . (Сложное предложение). |
2. По цели высказывания (повествовательное , вопросительное, побудительное предложение). | На дворе прекрасная погода. (Повеств.) Почему вы не гуляете? (Вопросительное). Идите скорее. (Побудительное). |
3. По интонации (восклицательное, невосклицательное предложение). | Мне подарили щенка! (Восклицательное). Мне подарили щенка. (Невосклицательное). |
4. По наличию второстепенных членов (нераспространенное , распространенное предложение). | Весна пришла . (Нераспространенное). Пришла долгожданная весна . (Распростр.). |
5. По осложненности (осложнено однородными членами или ничем не осложнено ). | Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено). Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. (Осложнено однородными членами). |
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Урок русского языка
9 класс
Тема: Общая характеристика сложного предложения.
Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения
Задачи:
обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;
развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;
развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;
развивать речь учащихся
ХОД УРОКА
Орг. момент
Определение темы и целей урока
Сравните эти предложения, чем они различаются?
1. По твоим делам о тебе судят.
2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.
Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)
Целевая установка
Вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.
Работа по теме урока
1. Сравнительный анализ записных предложений.
Выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?
(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)
Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?
Сформулируйте понятие СП.
Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?
(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)
Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)
(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)
2. Обобщение
Характеристики СП
ФОРМАЛЬНАЯ
СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ
ИНТОНАЦИОННАЯ
Практикум
1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:
* Хаджи-Мурат задумался
* Хаджи-Мурат так задумался
* Пётр чувствовал
* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем
* Медведь так полюбил Никиту
2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:
Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)
Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.
Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?
3. Упражнение 82 пис.
Понятие о союзных и бессоюзных СП.
Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)
5 . Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)
6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:
На небе уже сияла луна…
Олег понял…
Если лето дождливо…
Рефлексия
Каковы признаки СП?
На какие две группы делятся СП? По какому признаку?
Итоги урока
Домашнее задание
п.4 упр. 85 пис
* Хаджи-Мурат задумался
* Хаджи-Мурат так задумался
* Пётр чувствовал
* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем.
* Медведь так полюбил Никиту
Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.
Осень наступила, и птицы улетели в теплые края.
Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.
Сухой треск ракетницы, и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.
Солнце зарыла огромная чёрная туча…
На небе уже сияла луна…
Олег понял…
Если лето дождливо…
Знакомство с основными средствами связи предложений в СП
Средства связи :
а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):
· сочинительные союзы (ССП);
· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);
· интонация (БСП).
б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):
· местоименная замена;
· синонимическая замена;
· лексические повторы;
· использование однокоренных слов;
· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);
· структурная неполнота последующих частей;
· указательные слова (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;
· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);
· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);
· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;
· интонация незавершенности первой или нескольких частей: первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;
· наличие вводных слов.
Пример анализа средств связи в СП :
Княжна Марьяпридумывала те слова, которые она скажет ему при встрече.
Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.
Дополнительные средства связи :
· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,
· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),
· интонация незавершенности первой части,
· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);
· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в),скажет (сов.в., буд. в.).
Цель: Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:
I. Структурный аспект.
II. Семантический аспект.
III. Коммуникативный аспект.
IV. Функциональный аспект.
I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения
1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.
Открытый урок русского языка 11 класс
Урок______ Дата____________
Тема: Типы сложных предложений
Цель : углубление знаний о сложном предложении и его видах.
Задачи : - повторить теорию о СП и его видах; - формировать навык постановки знаков препинания в СП;Развивать умение синтаксического анализа предложения;
Совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма);
Овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.
Ход урока.
Организационный момент .
Актуализация изученного материала.
Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные )
Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)
Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (№85)
(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.
Анализ языкового явления.
Прочитайте предложения на карточках, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала.
Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции.
Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома.
К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть.
Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.
Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?
Изучение нового материала , формирование умений и навыков.
Запись схемы:
Виды сложного предложения
Союзные бессоюзное с разными видами связи
сложносочиненное сложноподчиненное
Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.) )
Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами ) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.
Какое предложение называется СПП?
БСП? (части связаны только интонационно)
Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.
Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.
Практикум
работа с учебником
Рефлексия
Что вы узнали сегодня о СП?
Что было легко, а что показалось трудным?
Итоги урока
Домашнее задание
Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.
Где вам пригодятся полученные знания о СП и пунктуации в нем?
(При написании ЕГЭ: есть задания теоретического характера в части А, В, а также при написании сочинения, мы используем очень часто СП.)
Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами отработали ранее первых три. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.
Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор) Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса)
Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста)
Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются два ученических сочинения на текст 53. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.
Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.
Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.
Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.
Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.
Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.
Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.
Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.
Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.
Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?
Ключевые понятия
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Предложения различают по: цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,
полноте или неполноте грамматического состава предложения,
наличию или отсутствию обособленных членов предложения,
количеству грамматических основ.
По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом): Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург?
Грамматические средства оформления вопросительных предложений:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.
Они могут выражать:
1) приказ, просьбу, мольбу: « Молчать! Поезжай, Петр!» - командовал студент;
2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;
4) призыв, приглашение к совместному действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание: Дать бы ему сажи голландской с ромом.
Грамматические средства оформления побудительных предложений
1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );
4) междометия.
По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.
Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное: Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное: О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .
Грамматические средства оформления восклицательных предложений
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию): Прощай, письмо любви, прощай! Постой, голубушка моя! 2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства! ; Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! ; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну вот вам и потеха!
Интонационное богатство русской речи (см. тема №4).
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением, а также порядком слов. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов не только делает нашу речь более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.
В русском предложении порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным . Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом. Встречается как прямой, так и обратный порядок слов.
Прямой порядок слов в предложении
Таблица 36
Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической, обратный - чаще встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.
Расположение слов в предложении определяется целесообразностью и коммуникативными задачами, главная из которых - быть понятым.
С этим связано так называемое актуальное членение высказывания , которое предполагает:
1. движение от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое заключено в начальной части предложения, второе - в его конце.
2. Другое условие правильного построения предложения - зависимые слова должны стоять перед главным или непосредственно после него. При большом количестве второстепенных членов они должны располагаться так, чтобы исключить неправильное понимание, как, например в предложении: Они продают одежду для врачей отечественного и импортного производства; Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Намеренный отход от привычного порядка членов предложения осуществляется с целью выделения отдельных слов или частей предложения и называется инверсией:
Тучки небесные , вечные странники!
Степью лазурною , цепью жемчужною
Мчитесь вы , будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную .
В этом четверостишии Лермонтова четыре случая инверсии: в трёх случаях согласованное одиночное определение стоит после главного слова, в четвёртом - сказуемое предшествует подлежащему. С перестановкой слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении - в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Помочь мне может только судьба.Кончились
мои неприятности.
Всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия, неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла фразы или двусмысленности, например: Лучшая доярка Иванова на 28-й день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока
. - слова «на 28-й день после отела
» следовало поставить после слова «Маруська
»).
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.
Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.
Единицы синтаксиса
Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.
Зачем нужен синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.
Члены предложения
Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .
Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .
Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.
если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.
Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.
Характеристика предложения
Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать
- по цели высказывания;
- по интонации;
- по количеству грамматических основ и так далее.
Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
По интонации: восклицательное или невосклицательное.
Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.
По количеству грамматических основ: простое или сложное.
По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.
Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.
По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.
Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.
Осложнённое предложение
Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.
Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».
Если предложение сложное
Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.
В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.
Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:
шерстяная юбка - прилагательное;
юбка из шерсти - существительное;
юбка отглаженная - причастие;
привычка побеждать - инфинитив…
Пример синтаксического разбора предложения
Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .
Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.
Теперь подчеркиваем второстепенные члены :
Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.
Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.
Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.
Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.
По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.
Что мы узнали?
Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 638.