Синтаксис как раздел языкознания
Две основные подсистемы русского языка: морфологическая и синтаксическая (как правило, в грамматику не включаются фонетика, лексикология и семантика). Синтаксис в иерархии языковых уровней занимает высшую ступень, поскольку связан с коммуникативной функцией языка.
Выделим два основных значения понятия «синтаксиса».
1.Синтаксис –одна из сфер грамматического строя языка, синтаксический строй языка . Другими словами, это высший, коммуникативный уровень языка , на котором единицы других уровней организуются с целью построения речи : фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или о его отношении к миру.
2.Синтаксис – это раздел языкознания, который описывает правила построения связной речи и предметом изучения которого являются синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи, синтаксические средства .
Очевидна связь синтаксиса с фонетикой в области интонации (без интонации нет предложения).
Многоаспектна связь синтаксиса с лексикой, которая определяет и семантику синтаксических единиц, и их структуру
Если морфология исследует отдельное слово и систему его форм, то синтаксис анализирует устройство и функционирование единиц более сложных, чем слово.
Основные синтаксические единицы языка.
Синтаксические единицы – это элементы синтаксического строя (синтаксической системы), определяющие его специфику и обладающие определёнными функциями и признаками .
Характерными сторонами единиц синтаксиса являются структура и функции . Поэтому при решении вопроса об основных единицах синтаксиса могут быть использованы разные основания для их классификации.
функциональный принцип, то выделяют две единицы : предложение и словосочетание . Следует подчеркнуть, что словосочетание и предложение, будучи синтаксическими единицами, имеют разное назначение, отличаются своими существенными признаками.
Предложение – это главная единица синтаксиса, оно оформляет высказывание и выполняет коммуникативную функцию , функцию общения, сообщения.
Словосочетание – это вспомогательная синтаксическая единица, строительный компонент предложения , оно выполняет номинативную функцию – называет предметы, признаки и т.п. Однако в синтаксическом строе номинативная функция тоже проявляется, но своеобразно: предложение называет , но не отдельные предметы, признаки, действия и т.д., а называет событие, положение дел, ситуацию.
Если за основу классификации берётся структурный критерий, то выделяют пять единиц , начиная с элементарной и заканчивая самой сложной, к тому же с учётом того, что каждая последующая единица «строится» на базе предыдущей:
1) Синтаксическая словоформа (синтаксема) – минимальная единица синтаксиса, которая является структурно-смысловым компонентом словосочетания и предложения .
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.
Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями
Основные единицы синтаксиса:
1.предложение -оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса.
2.словосочетание- – один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.
Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:
3.синтаксическая форма слов
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.
Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.
Сочинение и подчинение
В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение.
При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) книги, газеты, журналы.
По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:
- противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же"),
- соединительная связь ("не только - но и"),
- разделительная связь ("или","или...или","либо","то...то","то ли...то ли","не то...не то").
В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; ). Сочинение занимает здесь служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.
На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе
При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: читать книгу, совет друга.
Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.
Синтаксические связи – это формальная зависимость членов словосочетания. Синтаксические связи проявляются в формах слов. Различаются 3-ри типа синтаксической связи слов: 1) согласование,2) управление,3) примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома.
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине.
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:
· союзное подчинение
союзов .
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть
(Лермонтов).
· относительное подчинение
- подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
Настала минута, когда я понял всю цену этих слов
(Гончаров).
· косвенно-вопросительное подчинение
(вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
- подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было
(Короленко).
· последовательное подчинение (включение)
- подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко второй придаточной и т. д.
Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого
(Горький).
· взаимное подчинение
- обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором
(Гоголь).
· параллельное подчинение (соподчинение)
Предикативность - грамматическая (синтаксическая) категория, формирующая основную единицу синтаксиса - предложение, устанавливая соотнесённость сообщаемого с действительностью. Сообщаемое всегда предстаёт как реально осуществляющееся во времени (настоящем, прошедшем или будущем) или же мыслится в плане ирреальности (как возможное, желаемое, должное или требуемое).
Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам синтаксиса . Предикативность отличает предложение и от такой единицы языка, как слово:
*предложение Весна! с определённой интонацией отличается от слова весна тем, что в основе его лежит абстрактный образец предложения, способный относить информацию в план настоящего, прошедшего или будущего (Весна!; Была весна!; Будет весна!). В двусоставных предложениях носителем предикативности является сказуемое , в односоставных - главный член.
Будучи грамматической категорией предложения, предикативность переносится на любое высказывание.
Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.
Словосочетаниями не являются:
1.грамматическая основа
2.однородные члены предложения
3.служебная часть речи + существительное
4.фразеологизм
5.повторы слов.
Существует три типа связи между словами в словосочетании :
согласование, управление, примыкание.
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
1.Глагольные
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
2.Именные
Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
3.Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
4.Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
3.Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
По составу:
Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, седоволосый человек.
Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
Синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Предложение - это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.
Наукой, изучающей предложение, является синтаксис.
Типы предложений - предложение может выражать мысль-вопрос, мысль-побуждение и иметь эмоциональную окрашенность. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:
Повествовательное утвердительное - содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.
Повествовательное отрицательное - содержит отрицание: Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться?
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.
Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.
Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.
Односоставные предложения делятся на следующие типы:
Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!
Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.
Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.
Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!
Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.
Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным. Неполным предложением является предложение, в котором отсутствуют формально необходимые главные или второстепенные члены предложения, значение которых ясно из контекста или ситуации. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?
Типы неполных предложений:
Контекстуально-неполные - отсутствует член предложения, названный в предшествующем тексте: Правда правдой остается, а молва себе молвой.
Ситуативно-неполные - в которых не назван член, ясный по ситуации: Я надену это синее. Вам с лимоном или с вареньем?
Связь синтаксиса с лексикой является многосторонней. Именно лексика определяет как семантику синтаксических единиц, так и их структуру. В зависимости от лексического наполнения при одной и той же структурной схеме различаются структурно-семантические типы предложений. Ср.: Кричит (двусоставное неполное) и Светает(односоставное, безличное, полное). Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же главном слове нередко определяют их синтаксическую квалификацию (как члена предложения). Ср.: смотреть(как?) с удовольствием (обстоятельство) – смотреть(с кем?) с другом (дополнение). Синтаксически связанное значение получают так называемые предикатные слова (термин Н.Д. Арутюновой) – это слова, получившие новые значения именно на синтаксическом уровне, когда в предложении они стали выполнять не свойственную им функцию сказуемого: (о человеке) шляпа, слон, пень, тюфяк.
Предмет, задачи синтаксиса как раздела грамматики. Место синтаксиса в системе языка.
Тема 1. Общие вопросы синтаксиса
СИНТАКСИС
Исключения
Исключения могут быть выброшены двумя способами: либо оператором throw (в этом случае оно выбрасывается всегда). Либо при возникновении особой ситуации (например деления на ноль) - это случается не всегда (и по-идее должно не случаться)
Исключения ловятся блоками try-catch :
throw new Exception();
catch (Exception ex)
Блок finally выполняется независимо от того - было исключение или нет. (Это альтернатива деструкторам)
Можно написать несколько блоков catch подряд, в этом случае выбирается первый подходящий по типу. Поэтому следует писать обработчики специальных исключений сначала, а базовых исключений в конце.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text; namespace HelloWorld
{
class Program
{
static void Main(string args)
{
// выводим текст в консоль
System.Console.Write("Hello world again");
// ждем ввода строки от пользователя,
// после которого завершиться выполнение программы
String str = System.Console.ReadLine();
Литература:
1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
2. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: От Ломоносова до Потебни и Фортунатова. М.: Изд-во МГУ, 1958.
3. Ковтунова И.И. СРЯз: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.
4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок / Пер. с чешск. М., 1967.
Термин «синтаксис» восходит к греческому слову syntaxis – "построение, сорасположение, строй’ и употребляется в двух значениях:
1) синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц;
2) раздел грамматики, изучающий этот строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Таким образом, термин «синтаксис» используется для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.
Предмет изучения синтаксиса – функционирование словоформы в различных синтаксических позициях; строение, свойства и типы предложений, а также словосочетание как минимальное грамматически связанное объединение слов.
Задачи синтаксиса: 1) выделить все синтаксические единицы, определить их типы, средства и способы построения; 2) определить роль различных синтаксических единиц в речи; 3) исследовать взаимосвязь формы синтаксических единиц и их содержания.
В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим уровнем считается фонетика, высшим – синтаксис, так как именно он связан с коммуникативной функцией языка. На уровне синтаксиса единицы всех других уровней организуются с целью построения речи: фонетически оформленные (фонетический уровень) слова (лексический уровень) с их грамматическими характеристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или его отношении к миру.
Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (ср.: Это проблема. Это проблема? Это проблема! ) принципиально меняет смысл высказываний. Интонация и фразовое ударение, то есть интонационное выделение наиболее значимого компонента высказывания, являются важными средствами актуального членения предложения.
Связь синтаксиса с морфологией. Морфология и синтаксис – две составные части грамматики. Р.И. Аванесов отмечал: «Каждая часть речи выделилась благодаря тому, что она специализировалась для выражения того или иного члена предложения. Таким образом, части речи – это застывшие члены предложения». По словам В.В. Виноградова («Русский язык (грамматическое учение о слове)», 1947), «морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике». Как мы видим, в синтаксисе складывалась система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Знаменательные части речи, называющие предметы, признаки, количество и т.д. составляют семантику предложения, делают его информативным. Но в соединении слов друг с другом в предложении главную роль выполняют служебные части речи (предлоги, союзы, частицы):
Она всматривалась в лица, но никого не узнавала.
Предлог в служит для связи глагола и существительного с объектным значением;
но – сочинительный противительный союз указывает на смысловые отношения между однородными сказуемыми;
не – отрицательная частица, вносит значение, противоположное семантике глагола.
К синтаксическим единицам относятся словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.
В середине ХХ века синтаксис представал как учение об иерархии трех синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного. Развивая идеи А.А. Шахматова, академик В.В. Виноградов основной единицей синтаксической системы считал предложение, поскольку именно в нем проявляется одна из наиболее важных функций языка – коммуникативная. Словосочетания, вслед за словами, В.В. Виноградов относил к номинативным средствам языка, служащим для называния предметов, процессов, признаков. По мнению ученого, словосочетание – это строительный материал для простого предложения. В свою очередь, простое предложение является строительным материалом для сложного. В качестве отличительных признаков предложения В.В. Виноградовым были выделены предикативность (то есть отнесенность высказывания к действительности; выражается в категориях модальности, синтаксического времени и лица), интонация законченного сообщения.
Вопрос о статусе словосочетания в системе синтаксических единиц остается спорным. Так, представители формальной школы в грамматике (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский) центральной единицей синтаксиса считали словосочетание. По словам Ф.Ф. Фортунатова, «законченное словосочетание представляет собою полное предложение».
В конце 60-х гг. ХХ в. возник вопрос о существовании синтаксической единицы, меньшей, чем словосочетание. Основываясь на главенстве коммуникативной функции языка, Г.А. Золотова ставит под сомнение традиционную характеристику словосочетания как строительного материала для предложения и выделяет в качестве минимальной единицы синтаксиса синтаксическую форму слова, или синтаксему. В словоформах от радости и от скамейки совпадают морфологические формы (от + р.п.), тогда как синтаксические значения различны. Синтаксема от радости обозначает причину, а от скамейки – направление.
В середине ХХ в. начался поиск больших, чем сложное предложение, синтаксических единиц. После создания типологии сложного предложения встал вопрос о соединении предложений в тексте. Н.С. Поспелов в 50-е гг. ХХ в. предложил считать структурной единицей текста сложное синтаксическое целое (ССЦ; Л.А. Булаховский ввел термин «сверхфразовое единство»).
Сложное синтаксическое целое – это структурно-семантическое единство нескольких (двух и более) отдельных предложений, связанных между собой грамматически и тематически в составе текста.
Главные признаки ССЦ: 1) тематическое единство предложений в группе; 2) специальные способы связи данных предложений друг с другом:
§ единство видо-временных форм сказуемых;
§ употребление слов, включающих общий семантический компонент, а также повторов:
Пасмурный, дождливый день. Небо надолго заволокло тучами , и дождю конца не предвидится. На дворе слякоть, лужи, мокрые галки, а в комнатах сумерки и такой холод, что хоть печи топи (А. Чехов) – тема непогоды;
§ использование анафорических средств, то есть отсылок к компонентам предшествующего текста (это обычно личные, указательные и притяжательные местоимения, слова типа факт, событие ):
Младшая сестра Женя молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой (А.П. Чехов);
§ использование средств повторной номинации – различного обозначения одного и того же предмета, лица, признака (синонимы, метафорические и метонимические обозначения, наименования по отношению к другому лицу – брат, дядя, по возрасту, профессии; оценочные характеристики и т.д.). Например, в тексте повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ряд номинаций Пугачева строится следующим образом: Пугачёв – Емеля (Емелька) – самозванец – беглый казак – государь – мошенник – злодей.
§ неполнота предложений:
Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо закроешь (И. Шмелев);
§ параллелизм в построении предложений;
§ употребление вводных слов, сочинительных и подчинительных союзов, союзных слов в начале предложений:
И снова в жужжанье просквозила Машенька точно в перевернутом телескопе. И когда она совсем исчезла, Ганин прислонился к стене и почувствовал, что у него горят уши.
ССЦ формируют текст. Текст – это высшая коммуникативная единица, характеризующаяся смысловой замкнутостью и законченностью, главным признаком которой является связность.
Изучение синтаксиса текста началось в 70-80-е гг. ХХ в., однако вопрос о статусе текста в системе синтаксических единиц вызывает дискуссии. Так, в учебном пособии «Современный русский язык» под редакцией Е. Дибровой (Ч. 2.; М., 2008), в пособии «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (М., 2001) и других текст рассматривается как единица синтаксиса. В учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб., 2008) выделяются единицы трех синтаксических уровней: докоммуникативного, или номинативного (синтаксема, словосочетание), уровня предложения (простое предложение, сложное предложение) и уровня текста (сложное синтаксическое целое).
Таким образом, вопрос о составе и количестве синтаксических единиц в настоящее время не имеет однозначного решения. Словосочетание, предложение (простое и сложное), ССЦ и текст являются предметом изучения синтаксиса всех языков. Это синтаксические единицы разной значимости (из словосочетаний и словоформ строятся простые предложения, из которых в свою очередь строятся сложные; из сочетания простых и сложных предложений строятся ССЦ, а из ССЦ и предложений – текст), однако все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
ЕСЛИ ВАМ ПОМОГЛА МОЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА И У ВАС ЗАРОДИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ МЕНЯ ПОБЛАГОДАРИТЬ,
ВЫ МОЖЕТЕ ОТПРАВИТЬ 50 РУБЛЕЙ НА МОЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА (указан в контактах ) ИЛИ МОЮ СБЕРБ. КАРТУ (привязана к номеру).
ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ. ХОЧУ УЗНАТЬ КАК МНОГО БЛАГОДАРНЫХ ЛЮДЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ:)
17. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Простое предложение.
Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.
Основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение.
Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения.
В отличие от предложения словосочетание
служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое.
Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.
Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.
В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном - не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.
Предложение
— это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение.
В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого)
или одного из них
.
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос.
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!
(Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .
План:
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3
Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3
Словосочетание – единица синтаксиса 4
Словосочетание – единица синтаксиса 7
Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11
Список литературы 13
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.
Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.
Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.
Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.
Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка
Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.
Словосочетание – единица синтаксиса
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
грамматическая основа;
однородные члены предложения;
служебная часть речи + существительное;
фразеологизм.
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.
Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.
Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.
Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
2 . Именные
Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
4. Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.
Предложение – одна из основных единиц синтаксиса
Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Члены предложения
Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.
Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).
Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).
Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.
Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.
Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.
Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.
Односоставные предложения делятся на следующие типы:
Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!
Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.
Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.
Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!
Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.
Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?
Морфемика. Основные словообразовательные нормы
Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. Нормы литературного языка охватывают всю совокупность речевой деятельности и противостоят солекизмам - нарушениям грамматической, логической, семантической связности речи, а также речи нелитературной - диалектам, просторечию, различного рода социальным и профессиональным жаргонам, табуированным выражениям, засорению речи иностранными словами и оборотами, архаизмам и неоправданному речетворчеству в виде неологизмов.
По сфере действия нормы литературного языка подразделяются на общие (нормы языка) и частные (нормы речи). Общие нормы распространяются на любые высказывания, а частные - на произведения отдельных видов словесности, например, поэтических произведений, документов и т.д.
К общим нормам принадлежат:
орфоэпические нормы устной речи, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации), например, ударение в слове обеспечение на третьем слоге;
морфологические нормы построения слов, например, множественное число от слова офицер - офицеры с ударением на третьем слоге;
словообразовательные нормы, например, образование от существительного условие глагола обусловливать со звуком и соответственно буквой о в корне, а не обуславливать;
лексические нормы употребления слов и устойчивых словосочетаний в определенных значениях, например, слово знаковый означает "относящийся к знаку, имеющий функцию знака", а слово значимый означает "имеющий существенное значение", поэтому нельзя сказать "знаковая речь президента", но "значимая или значительная речь президента"; или: "Дай Бог нам преодолеть наши очень сложные социально-экономические и политические проблемы" - проблемы можно решить.
логико-синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, регулирующие правильную смысловую связь элементов высказываний. Например, если опущен обязательный элемент словосочетания, создается неопределенность смысла:
"Пожалуйста, тот, кто вносил, может высказаться. Кто вносил?... Кто хотел бы с иных позиций? Дайте, пожалуйста, возможность...";
собственно синтаксические нормы, регулирующие устойчивые формальные связи слов в словосочетаниях и предложениях; нарушение этих норм приводит к неразличению синтаксических значений и обеднению смысла фразы: "Начальник охраны завода доложил по вопросу о подготовке по заводу мероприятий по очистке территории";
орфографические нормы, регулирующие написания слов; нарушение орфографических норм затрудняет понимание письменной речи;
пунктуационные нормы, регулирующие членение предложений и обеспечивающие правильное понимание строения высказывания.
Общие нормы литературного языка изучаются в соответствующих разделах общего курса русского языка и в курсе стилистики.
К частным нормам принадлежат правила построения документов, публичных выступлений, научных сочинений, писем, художественных произведений и т.д.
Список литературы:
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса
Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.
Морфемика. Основные словообразовательные нормы
Агглютинация
Реферат >> Иностранный языкПонятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить... принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса . Знать основные единицы синтаксиса , синтаксические связи. Значение: расширение...
Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка
Дипломная работа >> ФилософияСубъектов. Символ, который является его основным центром измерения, определяется такими... проявленный полюс Абсолюта, равный единице . Превращение единицы в двойку символизирует разделение... распростерты как руки». Символический синтаксис такого рода чаще всего...
Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем
Реферат >> ФилософияШагом в области логического синтаксиса , теория пифагорейцев способствовала возникновению... как социально-этическую единицу , но как единицу космическую, которая... социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Можно, пожалуй, согласиться...
Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - Филологические науки, 1960, № 2.
Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1995.
Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2003.
Протченко И. Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 2005.
его основными устройствами, их назначением; ...