» » Синтаксические нормы русского литературного языка. Справка. Управление при однородных членах предложения Словарь понятий и терминов

Синтаксические нормы русского литературного языка. Справка. Управление при однородных членах предложения Словарь понятий и терминов

Конструкции со словами,

близкими по значению, но требующими различных падежей:

    беспокоиться (о ком?) тревожиться (за кого?)

беспокоиться о детях – тревожиться за детей;

    воплощение (во что?) – претворение (в чем?)

воплощение в жизнь – претворение в практике;

    идентичный (чему?) – сходный (с чем?)

идентичный прежнему – сходный с прежним;

    обидеться (на что?) – обижен (чем?)

обиделся на эти слова – обижен этими словами

    обрадоваться (чему?) – обрадован (чем?)

обрадоваться возвращению – обрадован возвращением;

    обращать внимание (на что?) – уделять внимание (кому? чему?)

обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо;

    отзыв (о чем?) – рецензия (на что?)

отзыв о книге – рецензия на книгу;

    отличать (что от чего?) – различать (что и что?)

отличать день от ночи – различать день и ночь;

    превосходство (над чем?) – преимущество (перед чем?)

превосходство над старым – преимущество перед старым;

    различать (что и что?) – отличать (что от чего?)

различать дело и безделье – отличать плохое от хорошего;

    рассердиться (на что?) – рассержен (чем?)

рассердиться на шутку – рассержен новостью;

    уверенность (в чем?) – вера (во что?)

уверенность в успехе – вера в успех;

    удивляться (чему?) – удивлен (чем?)

удивляться трудолюбию – удивлен трудолюбием;

    уплатить (за что?) – оплатить (что?)

уплатить за проезд – оплатить проезд;

Проверим себя?

В каких предложениях допущена грамматическая ошибка в выборе падежа? Как бы вы исправили ее?

    В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание.

    К сожалению, в данный момент он был слишком рассержен на своего кредитора .

    Я уже не стыдился ни своего незнания, ни его превосходства передо мною .

    Не стоит беспокоиться за взрослых детей .

    Легко заметить преимущества новой модели автомобиля перед ста рой.

    Я был очень обижен на эти слова бывшего друга, но промолчал.

    Проверка деканата условий жизни студентов в общежитии института выявила ряд недостатков.

    Рецензия на прочитанную книгу заняла около страницы.

    Уделить должное внимание на каждого конкурсанта становится нереальным.

«Шпаргалка»

№ 1: в отзыве (о чем? ) о книге;

№ 2: рассержен (кем? ) своим кредитором,

№ 3: ни его превосходства (над кем? ) надо мною;

№ 5: беспокоиться (о ком? ) о взрослых детях;

№ 7: обижен (чем? ) этими словами;

№ 8: проверка (кем? ) деканатом;

№ 10: уделить внимание (кому? ) каждому конкурсанту.

Вариант № 3. Управление при однородных членах предложения

Можно ли осуществлять

«подбор и наблюдение над фактами»?

Я утверждаю: «Нет!»

Готова объяснить. Это грамматическая ошибка.

Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих однородных членах есть общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу (читать – что? конспектировать – что?).

В нашем примере управляющими являются слова «подбор» и «наблюдение». Дополнение, думаю, увидели сами («фактами» ). Но слово « подбор» требует вопроса чего?, а «наблюдение» – над чем? Поэтому, не нарушая норм литературного языка, можно сказать только так: подбор (чего?) фактов и наблюдение (над чем?) над ними.

Проверим себя?

В каких предложениях допущена грамматическая ошибка? Как бы вы исправили ее?

    Руководство фирмы координирует и руководит деятельностью смежных организаций.

    Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами.

    Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

    Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

«Шпаргалка»

Ошибка допущена в предложениях:

№ 1: Руководство фирмы координирует (что?) деятельность смежных организаций и руководит (чем?) ею.

№ 2: Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют (что?) внебюджетные фонды и распоряжаются (чем?) ими.

№ 4: Глава администрации распределяет (что?) и управляет (чем?) имуществом и финансами.

Вариант № 4. Выбор правильного падежа и предлога (предложно-падежной формы управляемого существительного)

      «Благодаря болезни я не смог

вовремя сдать экзамен…»

(из заявления студента)

Коварную шутку иногда играют с нами предлоги! Действительно ли студент, не сдавший вовремя экзамен, благодарен своей болезни за такой «подарок»? Вряд ли.

Скорее всего, употребляя предлог благодаря , он не подумал, что тот относится к производным предлогам, которые, несмотря на свою служебную роль, сохраняют смысловую связь с теми словами, от которых они образованы. Например, предлог благодаря сохраняет связь с глаголом благодарить , а потому его желательно употреблять только тогда, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат (то есть «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен; благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы и т.п.

Как и благодаря, слова ввиду, вследствие тоже относятся к группе причинных предлогов. Различие между ними заключается во временной отнесённости: ввиду вводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, которая еще только должна наступить: ввиду предстоящих праздников защита курсовых состоится в понедельник; ввиду ожидаемой грозы полеты отменяются.

Предлог вследствие , наоборот, вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины: вследствие болезни мною были пропущены занятия по иностранному языку.

Чрезвычайно «коварен» по своему характеру предлог за счёт , который также имеет причинное значение, но сохраняет оттенки, вытекающие из его буквального смысла:

Оттенки смысла предлога за счёт

Примеры

1. Выигрыш в одном отношении становится возможным в силу проигрыша в другом

Гостиную увеличили за счёт спальни : перенесли стену.

2. Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию какого-то резерва, источника

Мощность двигателя можно увеличить за счёт использования более качественного топлива.

3. Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию или, наоборот, исключению каких-либо элементов целого

Условия бытовых задач, как правило, существенно упрощаются за счёт отбрасывания второстепенных деталей, которые только кажутся важными.

Употребление этого предлога требует большой осторожности: небрежность в его использовании может привести к смысловым эффектам, противоречащим намерениям пишущего. Часто встречаются, например, фразы типа: Победа в матче была достигнута за счёт точных передач и метких ударов по воротам (можно подумать, что футболисты добились победы, уменьшив число точных передач и метких ударов по воротам); Повысить сопротивляемость организма инфекциям можно за счет закаливания (получается, что закаляться не надо) и т.п.

Добрый совет: универсальным для всех случаев обозначения причины является предлог по причине (чего?). Воспользуйтесь им, если вы

сомневаетесь в правильности выбора синонимичного предлога.

Вопрос для любознательных

Как бы вы сказали: «горевать о потерянном кошельке» или «горевать по потерянному кошельку»?

Как бы ни сказали, а кошелёк жаль! 

Согласна.

И все же мы должны прояснить ситуацию, потому что затруднения в выборе предложно-падежной формы существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать, горевать, плакать, тосковать и др.) случаются нередко. Это происходит потому, что при этих глаголах возможны два предлога – о и по, – требующие разных падежей.

Современное правило гласит: при предлоге о в таких конструкциях должен быть предложный падеж, а при предлоге по дательный . И только для личных местоимений – исключение: местоимения 1-го и 2-го лица мн.ч. употребляются с предлогом по не в дательном, а в предложном падеже (они, должно быть, скучают по нас ; мы тоскуем по вас ), хотя местоимения 3-го лица употребляются с тем же предлогом в дательном падеже (вы, конечно, уже соскучились по ним ?). А личные местоимения единственного числа допускают употребление в обоих падежах: скучаю по нему – скучаю по нём.

Запутались?

На помощь может прийти таблица (курсивом выделены сочетания, не допускающие вариантов):

О + П.п.

По + Д.п.

По + П.п.

Скучать о доме

Скучать по дому

Скучаю по тебе

Скучаю по нему

Скучаю по нём

Скучают по нас

Скучаю по вас

Итак, вернемся к «потерянному кошельку». Что же мы всё-таки делаем: горюем о кошельке или горюем по кошельку ? Оба варианта правильны. (Хотя в любом случае «птичку жалко»! )

А вот еще один вопрос «на засыпку».

Как записать, к примеру, в протоколе следующую фразу : Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано свыше тридцати человек или …свыше тридцатью человеками ?

Оказывается, неверно ни первое, ни второе, потому что сказуемое было поддержано требует Тв. п. (кем? ), а предлог свыше (более) – Р.п (чего?). «Примирить» их невозможно. Как быть?

Для решения проблемы используется следующий прием: после предлога вставляется союз чем. Как только он появляется, требование родительного падежа, исходящее от предлога свыше (более) , нейтрализуется: Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано более чем (свыше чем ) тридцатью человеками.

Резюмируем: в случаях, когда глагол и предлог требуют разных косвенных падежей управляемого слова, необходима замена предлога близким по смыслу словом или вставка союза, так чтобы требование косвенного падежа, исходящее от предлога, было нейтрализовано.

Итак, несомненно, правильный выбор падежа и предлога имеет важное значение для грамотного построения предложений. Но, к сожалению, в своей речи (как деловой, так и неделовой) мы бываем зачастую слишком небрежны, а потому допускаем и другие ошибки в употреблении предложно-падежной формы управляемого существительного.

Наиболее типичные:

    употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа (вместо правильного: разъяснение смысла указа )

    употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства (правильно: потребность в средствах )

    неправильный выбор предлога или неуместное его использование. Например: указал о том … (правильно: указал на то …).

Есть еще одна сложность, которую мы, несомненно, должны учитывать.

Некоторые глаголы (или отглагольные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами). Это связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками таких слов.

Например:

наблюдать

наблюдать что? (проводить наблюдения, смотреть): наблюдать солнечное затмение;

наблюдать за чем? (осуществлять надзор): наблюдать за поведением детей;

поражаться

поражаться чем? (восхищаться): поражаться величием и красотой сооружения;

поражаться чему? (удивляться): поражаться его отваге;

согласиться

согласиться на что? (дать согласие на что-нибудь; согласиться на предложение): противники согласились на ничью;

согласиться с чем? (выразить свою солидарность с чем-нибудь, примкнуть к чему-нибудь): согласиться с мнением рецензента;

в официальном стиле речи: согласиться о чём? (договориться о чем-нибудь): участники совещания согласились о следующем…

соревноваться

соревноваться за что? за право участия в конкурсе;

соревноваться на что? на первенство факультета;

соревноваться в чём? В беге, в плавании;

удовлетворить

удовлетворить что? (исполнять чьи-нибудь задания, желания, требования): библиотека аккуратно удовлетворяет запросы читателей – качество новых книг удовлетворяет запросы читателей.

удовлетворять чему? (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь): качество новых книг удовлетворяет запросам читателей;

удостоить

удостоить чего? (признав достойным, наградить чем-нибудь): удостоить правительственной награды;

удостоить чем? (сделать что-нибудь в знак внимания): удостоить ответом;

упрекать

упрекать в чём? (объект упрёка):упрекать в небрежности;

упрекать за что? (причина упрёка): упрекать за плохое поведение;


Задание 1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.

1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 2. Парламент по очереди заслушал отчеты всех министров. 3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6. Времена прошли те давным уже давно, а мы хорошо помним их. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге. 9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.

Задание 2.

1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают ) примерно треть жителей Латвии. 2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются ) трагично. 3. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось ) с жалобами в вышестоящие организации. 4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали ) одиннадцать выстрелов. 5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись ) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто ) и три (переименованы, переименовано ). 6. Для них несколько столичных фабрик (шьет, шьют ) костюмы. 7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали ) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала ) героев войны. 8.Выставка-просмотр эскизов монумента (открыт, открыта ) ежедневно, кроме понедельника.

Задание 3. Поставьте сказуемое в нужной форме.

1. В конкурсе участвовал... тридцать один студент. 2. Три скамейки стоял... у стены. 3. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. 4. Не то снег, не то град выпад... завтра. 5. Любопытство, а не жажда познания взял... верх. 6. Андрей с Митей встретил... горячо, по-приятельски. 7. Вошл... женщина с ребенком на руках. 8. Немало школьников участвовал... в спортивных соревнованиях. 9.Незаметно промелькнул… десять дней. 10. На экскурсию пошл… все десять студентов. 11.РТС закончил… сев. 12. Газета «Известия» опубликовал… коммюнике.

Задание 4. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших ) друга уехали учиться в другой город. 2. За три (последние, последних ) месяца в городе побывали многие артисты. 3. Поступили в продажу две (новые, новых ) модели автомобиля. 4. (Целые, целых ) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5. Три (наши, наших ) спортсмена вышли в финал соревнований.

Задание 5. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Задание 6. Вставьте вместо точек слова, данные в скобках, и соответствующие предлоги. Укажите, в каком падеже вы употребили эти слова.

Хранить твердую веру... - хранить твердую уверенность... (победа );

Быть участником... - участвовать... (велогонка );

Отчитываться... - сделать отчет... (проделанная работа );

Удивляюсь... - удивлен... (приезд брата );

Платить... - оплатить... (путевка в санаторий );

Рад... - доволен... (встреча со школьными товарищами );

Начать... - приступить... (расследование причин аварии );

Предостеречь... - предупредить... (опасность );

Дорожить... - ценить... (здоровье ).

Задание 7. Поставьте в нужном падеже слова, данные в скобках, в необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.

1. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет... (положение пореформенного крестьянства ). Некрасов с глубоким сочувствием описывает... (тяжелая судьба женщины-крестьянки ). 2. Арина Петровна попрекала сирот-племянниц... (каждый кусок хлеба ). Павла Владимировича упрекала она... (недостаточная почтительность ). 3. В разговоре собеседники коснулись... (самые разнообразные вопросы ). Они говорили... (самые разнообразные дела ). 4. Мать тревожилась... (судьба сына ). Она беспокоилась... (состояние его здоровья ). 5. Осуществление проекта упиралось... (отсутствие необходимых средств ). 6. Каждый научный вывод должен опираться...(строго проверенные факты ).

Задание 8. Выберите из слов, данных в скобках, нужный вариант.

1. Учительница... (уделяла много внимания, обращала много внимания ) работе с отстающими учениками. 2. Страшная жара... (тормозила, препятствовала ) нормальной работе геологической экспедиции. 3. Школа... (отличается, занимает первое место ) по охвату учащихся внеклассной работой. 4. Девушка очень бережно... (обращалась, относилась ) с книгами. 5.Банка была... (полна, переполнена ) воды. 6. Мой друг... (рассказал, поделился ) о своих впечатлениях от поездки в Москву.

Задание 9. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Задание 10. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 8. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

Задание 11. Подберите к данным словам близкие по значению. Составьте словосочетания с теми и другими, используя падежные формы.

Образец: уверенность в успехе, вера в успех.

Претворение, опираться, рецензия, превосходство, тормозить, предостеречь, идентичный.

Задание 12. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

Задание 13. Придумайте предложения (словосочетания) с данными словами.

Предполагать (что? ); управляющий (чем? ); тяготиться (чем? ); отдавать отчет (в чем? ); удостоен (чего? ); радоваться (чему? ); поражен (чем? ); вписаться (во что? ); курировать (кого - что? ); свойственный (кому - чему? ).

Задание 14. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжаются нарушения техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придётся работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 15. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение ). Новый руководитель быстро заслужил (уважение ). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества ). На схеме было обозначено изменение (направление ). 3. Подготовка (текст доклада ) поручено референтам. 4. Во время подготовки (экзамены ) студенты получают консультации. 5. Время доказало превосходство этого способа (другие ). 6.Победить команде помогло превосходство (техника ). 7. Все это делается на благо (дети, родина ).

Задание 16. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.

1. Дойдя до реки, … (усталость овладела нами; устроили привал ). 2. Плывя в лодке, ... (множество птиц виднелось по берегам реки; путешественники видели по берегам реки много птиц ). 3. Заметив со всех сторон лодки и людей, ... (стадо диких коз бросилось врассыпную; стадо диких коз охватил ужас ). 4. Собираясь в поход, ... (они тщательно продумали все детали путешествия; на рассвете был назначен сбор ). 5. Подъезжая к станции, ... (пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; в вагоне стало шумно ). 6. Набирая скорость, ... (поезд быстро приближался к горному перевалу; в окно было видно мелькание телеграфных столбов).

Задание 17. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

Задание 18. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос по причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.


33. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Чтобы хоть как-то потешить детей из приюта, мы решили устроить для них праздник.

35. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

36. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Не надейтесь на помощь, исправляйте свои косяки сами.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

37. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Отмечу также то, что участвовать на выборах – гражданский долг каждого.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

38. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Троим учительницам подарили по букету хризантем.

Б. Лексическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.



39. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Французское трио произвело захватывающее впечатление.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

40. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Хозяева были милосердливы ко мне.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

41. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Выбирая подарок, мне хочется надеяться, что понравится имениннику.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

42. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Мальчишка умен не по своим летам.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Синтаксическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

ВАРИАНТ 3

Укажите строку, в которой во всех словах ударение падает на третий слог.

А. Каталог, ходатайствовать, договор.

Б. Подключат, забрала, факсимиле.

В. Баловать, облегчить, украинец.

Г. В бутике, неумно, исчерпать.

Укажите, в каком из подчеркнутых слов ударение падает на второй слог.

А. Мне не завидно .

Б. Вода отключена на два часа.

В. Она сорвала ромашку.

Г. Публика избалована .

Укажите, в каком из подчеркнутых слов ударение падает на первый слог.

А. Забрать из яслей .

Б. Смуглый улыбающийся цыган .

В. Редко звонит .

Г. Он столяр .

Укажите, в каком случае не нарушены нормы словообразования.

А. Юбку можно немножко подкоротить.

Б. Это наилучшее средство от кашля.

В. Снабжение топливом нашего региона поплохело.

Г. Обождите, я разменяю деньги.

Укажите, в каком случае нарушены нормы образования названий жителей г. Тобольска.

А. Тобольцы.

Б. Тоболичи.

В. Тоболяки.

Г. Тоболяне.

Укажите, в каком случае нарушены нормы образования названий жителей от наименований указанных географических объектов.

А. Архангельск – архангелогородцы.

Б. Тында – тындинцы.

В. Курск – куряне.

Г. Омск – омцы.

Укажите слово, от которого невозможно образовать название лица женского пола по профессии (роду занятий).

А. Танцовщик. Б. Официант. В. Дирижер. Г. Летчик.

8. Укажите значение слова стагнация .

А. Порочащее кого-л. измышление; клевета.

Б. Отсутствие развития; застой.

В. Торжественная церемония официального вступления в должность высшего лица государства.

Г. Угнетенное, подавленное состояние, сопровождающееся полным упадком сил и безразличным отношением к окружающему.

Укажите, в каком случае представлены паронимы.

А. Легкомысленный – серьезный.

Б. Легковесный – тяжелый.

В. Веский – весомый.

Г. Легкий – несложный.

Укажите, в каком случае представлен плеоназм.

А. Планы на будущее.

Б. Спустить спусковой крючок.

В. Как бы узнать, как закончился вчерашний матч.

Г. Странная и необычная игра.

Укажите ряд слов, в одном из которых содержится орфографическая ошибка.

А. Темперамент, гипотеза, инсталляция, компромис, агентство.

Б. Феерия, бадминтон, допинг, оппонент, пропорция.

В. Постамент, рапорт, дольмены, киллер, талисман.

Г. Бенефис, кроссворд, оперировать, армрестлинг, фумигатор.

Укажите словосочетание, в котором допущена речевая ошибка (в употреблении паронимов).

А. Одеть на руку браслет.

Б. Гневный взгляд.

В. Подпись преподавателя.

Г. Представить к ордену.

Укажите предложение с речевой ошибкой.

А. Учеба в старших классах поддалась ему не легко.

Б. Вот и получается, что деньги в жизни не самое главное.

В. Неплохо было бы научиться выражать свои мысли в сжатой форме.

Г. Мы увидели, каково отношение творческой элиты к этическим нормам.

1.Строительство детских площадок играет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.

2.Чтобы оградить себя от ее преследований, нужно казаться веселым, а это более всего сбивает с толку.

3.Пообщались, отдохнули, контакты, опять же, завели нужные.

4.Эта территория снискала в последнее время какую только есть дурную славу по своей криминальности.

5.Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все имеет огромное значение.

6.Вам известно, как происходили тогда события?

7.Я не совершаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

8.Экскурсии полезны для расширения кругозора.

6. Допишите недостающие окончания:

1.В цирковом представлении участвовал серый кенгуру.

2.Южнее находится солнечный Сухуми.

3.У нее было чудесное сопрано, но она потеряла свой восхитительный голос, когда однажды пыталась взять самое верхнее соль.

4.Первыми обладателями учрежденного Гран-при стали легендарный конструктор Михаил Калашников и кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

5.К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась новой протеже модельера.

6.В VII веке на территории нынешнего Сомали образовались арабские султанаты.

7.В этом году наш участковый врач И.П. Фадеева была награждена медалью.

8.Растет число японских ресторанов, где подают вкуснейшее суши.

7.Формы именительного падежа множественного числа.

Год – годы и года, крейсер – крейсера, прожектор – прожекторы (прожектора), цех – цехи и цеха, трактор – трактора (тракторы), конструктор - конструкторы, лектор - лекторы.

8.Существительные в родительном падеже множественного числа.

Апельсины - апельсинов, армяне - армян, ботинки - ботинок, гектары - гектаров, граммы - граммов, киргизы - киргизов, грузины - грузин, килограммы - килограммов, мандарины - мандаринов, носки - носков, помидоры - помидоров, туфли - туфель, чулки - чулок, рельсы - рельсов.

9. Числительные словами:

1.Сумма вышла значительная, а именно достигла до четырехсот одиннадцати тысяч восьмисот сорока трех рублей одной восьмой копейки. 2.Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяет этот край.

3.Он всегда будет получать от нее по пятьсот рублей в год.

4.Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более пятисот восьмидесяти тысяч тонн зерна.

5.Более двух тысяч пятисот человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

6.Прибыл поезд с двумястами восьмьюдесятью семью экскурсантами.

7.Из пятисот девяноста шести вычесть триста восемьдесят семь.

8.К тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два.

9.В ходе боев было захвачено в плен до трехсот восьмидесяти солдат противника.

10.Для школьных мастерских куплено двадцать два тисков, тридцать три клещей, сорок четыре кусачек.

11.Прибыль поднялась до четырех миллионов трехсот тысяч рублей в год.

12.Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно 650 шестистам пятидесяти километрам.

13.К пятнадцатому мая в хозяйстве вспахано более тысячи семисот пятидесяти гектаров.

10. Ошибка«Нарушение двойного управления».Ошибка «Нанизывание падежей».

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. Глава администрации распределяет имущество и финансы и управляет ими.

2. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют внебюджетные фонды и распоряжаются ими.

3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала взаимоотношения властных структур и вносила в них новый порядок.

4. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

5. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. В диссертации анализируется теория и практика укрепления экономической базы предприятия в наше время.

Управление при однородных членах предложения

Задание 14. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа:

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций

Задание 15. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Нанизывание падежей

Задание 16. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.



1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами

Задание 17. В данных словосочетаниях замените выделенные слова близкими по значению. Прочитайте словосочетания с синонимами.

Обращать внимание на мелочи, обосновывать фактами, потерпеть поражение от соперника, различать друзей и врагов, уплатить за проезд, рассержен неудачей, удивляться стойкости, обижен бестактностью.

Выбор правильного падежа и предлога

Задание 18. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог

1. Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Происшедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубликованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигнутые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

Задание 19. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

Задание 20. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 21. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходство этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).