» » Подчинительные союзы и союзные слова в спп. Сочинительные и подчинительные союзы Виды союзов в русском языке подчинительные

Подчинительные союзы и союзные слова в спп. Сочинительные и подчинительные союзы Виды союзов в русском языке подчинительные
Вопрос о дифференциации сочинительных и подчинительных союзов на синтаксической основе Ширяев объясняет следующим образом: «Оппозиция сочинительные/подчинительные союзы тесно связана с оппозицией сочинительные/подчинительные отношения в сложном предложении, где союзы и союзные слова - важнейший формальный выразитель связи. Подчинительными названы такие союзы и союзные слова, при которых менять местами предикативные конструкции, оставляя союз на месте, нельзя, не изменив при этом смысл сложного предложения в целом или вообще не разрушив его: Я увидел, что пошел дождь.» На этом основании считается, что союз входит в одну из предикативных конструкций, маркируя ее как придаточную по отношению к главной. Таким образом можно констатировать, что теоретически безупречных основ дифференциации сочинительных/подчинительных союзов и соответственно сочинительных/подчинительных связей нет. И дело обычно сводится к тому, что сочинительные и подчинительные союзы задаются традиционным списком. Круг сочинительных союзов не остается неизменным, их количество увеличивается, а значения союзов становятся разнообразнее. Расширение состава сочинительных союзов происходит за счет вовлечения в их среду «смешанных, гибридных слов, сочетающих, совмещающих, как указывает академик В. В. Виноградов, формы и функции союзов со значением других грамматических категорий. Когда в грамматиках перечисляются сочинительные союзы, and обычно ставится на первое место как наиболее типичный. В большинстве случаев and действительно сочиняет части сложного предложения, например: His ambition, he confined to me, was to become «a dead shot», and the marvel of it is that he did not succed. The setting sun was flaming upon it, a summer shower was falling, and it was spanned by two magnificent rainbows. «В настоящее время один из самых древних во всех языках союзов, союз „и“ участвует в выражении столь многих и столь разных отношений, что подводить их под одну рубрику на основании только наличия этого поистине универсального союза значило бы непозволительно упрощать дело». Опираясь на материалы тщательно проведенного исследования интонации, автор диссертации О. В. Ка-минская находит возможным разделить сложные предложения с and в английском и «и» в русском языке на две основные группы: а) предложения, состоящие из частей с однородными высказываниями, б) предложения, состоящие из частей с неоднородными высказываниями. Сложные предложения с союзом for Примеры случаев связи частей сложного предложения союзом for является едва ли не самым убедительным доказательством тщетности всех попыток разделить союзы только на сочинительные и подчинительные. Так, по подсчетам В. С. Пилинг, из 46 учебников для колледжей, изданных за период между 1892 и 1949 гг., 33 учебника называют союз for сочинительным, 6 - подчинительным, а 7 вообще избегают упоминать о нем. Сама В. С. Пилинг после долгих сомнений останавливается на мнении, что союз for - сочинительный, не в пример because, так как он может быть употреблен только в начале второй части сложного предложения. В наиболее распространенных случаях так оно и есть: там, где вторая часть сложного предложения выражает причину, союз for можно заменить союзом because и только затем перенести вторую часть на место первой. Например: I paused, for was thinking of something else now. Можно изменить в I paused because I was thinking of something else now, а затем, по-видимому, и в Because I was thinking of something else now, I paused. Такие предложения в языке встречаются. Сравните: Because Mrs. Howdershell wished to talk about New York and my work there, I was squeezed in between her and Rella. Однако нельзя было бы сказать For I was thinking of somenthing else now; I paused. Таким образом, часть предложения с for действительно обнаруживает один признак сочиненности: она не может открывать все предложение. И всё-таки, союз for нельзя считать сочинительным, ибо нельзя считать сочинительными отношения причинности, в осуществлении которых он участвует в данном случае. Часть сложного предложения с for явно обслуживает другую, первую часть. Это видно хотя бы из того, что вторая часть, выражая причину, всегда отвечает на вопрос why ? Стало быть, части сложного предложения здесь неравноправны и сочиненными считаться не могут. Профессор В. В. Виноградов считает, что в современном английском языке можно выделить следующие группы сочинительных союзов: 1. Соединительные. 2. Разделительные. 3. Противительные. 4. Следственно-результативные. 5. Причинные. Все перечисленные группы союзов выступают в пределах сложносочиненного предложения, выражая определенные отношения между соединяемыми предложениями. Соединительные союзы Это наиболее многочисленная группа союзов, к разряду которых в английском языке относятся следующие: and; not only… but; not only … but also; as well … as; neither … nor; both … and; nor; союз neither, с относящимся к нему отрицанием; союз nor, с относящимся к нему отрицанием; сочетание союза and и союза so; сочетание союза and и союза yet. Например: They spoke little, AND much of what they said was in the Welsh tonger. There was NEITHER fire NOR candle was lit; she diedin the dark. That same evening, the gentlemen in the white waistcoat most positively and decidedly affirmed, NOT ONLY that Oliver would be hung, BUT that he would be drawn and quatered into the bargain. Разделительные союзы К разряду разделительных союзов в современном английском языке следует относить союзы or either … or. Некоторые грамматисты в разряд разделительных союзов включают и союзы neither … nor; not only … but also; neither; nor. Но как было показано в разделе «Соединительные союзы», эти союзы выражают идею соединения и никакого разделительного значения не имеют. Например: You ought to make him OR he won`t come back. Противительные союзы и союзные слова Противительные союзы и союзные слова представляют наиболее многочисленную группу из разряда сочинительных союзов и союзных слов. К противительным в современном английском языке союзам следует относить союзы: but, whereas, while, or (противительно-следственный), союзные слова и союзные наречия: yet, still, nevertheless, only,else, however, otherwise. Например: Sorry to bother you with all this, BUT I had to say it. His eyes snapped vindictively, WHILE his ears joyed in the sniffles she emitted. Следственно-результативные союзы Причинно-следственные отношения широко представлены в языке. Конкретное их выражение воплощено в определенных языковых формах, в определенных союзах и союзных словах: for, so, thus, therefore. Например: She had walked some distance, FOR her shoes were worn to pieces; but where she came from or where she was going to, nobody knows. Причинные союзы английского языка Причина и следствие, как известно, находятся в тесной взаимосвязи. Следствие проявляется как порождение другого явления, действия, которое является причиной. При определенных условиях сменяющие друг друга явления, действия могут рассматриваться как находящиеся в причинно-следственной, причинно-результативной связи друг с другом, где первое явление, действие есть причина, а второе - следствие. При таком следовании действий, явлений в языке это отражается при помощи соединения предложений союзом so, т.е. этот союз вводит предложение, содержащее следствие, вытекающее из предшествующего высказывания. Например: The more the case presented itself to the board, in the step appeared, SO they came to the conclusion that the only way of providing for Oliver effectually was to send him to sea without delay. Сложные предложения с подчинительными союзами Я. Г. Биренбаум пишет, что английские союзы, союзные и относительные слова в составе придаточного предложения соответствуют... В большинстве известных нам грамматик этот союз while относится к подчинительным, а сложные предложения, части которых соединены с его помощью, - к сложноподчиненным. Действительно, в ряде случаев подчиненный характер части предложения, введенной союзом while, не вызывает сомнений, например: While he was in gaol, Dickens, Macready, and Habbot Browne came across him by chance. Alva, unable to pursue while Louis threatened his rear bought the surrender of Moks on good terms. While these, and many other encomiums, werw bring passed on the accomplished Nancy, that young lady made the best of her way to the police-office. Часть предложения, введенная здесь союзом, выражает действие, в течение которого совершается действие другой части - без союза; таким образом, часть с союзом играет подчиненную, обслуживающую роль по отношению к главной части. Отнесение предложений этого типа к сложноподчиненным доказывается в первую очередь тем, что придаточная часть в данном случае отвечает на вопрос when или during what time? и может стоять перед другой частью, после нее, быть вставленной в ее середину. Разделить сложноподчиненное предложение такого типа на две части и сделать их самостоятельными простыми предложениями в правильной неэмоциональной речи нельзя. Нередко союз while соединяет части предложения, ни одна из которых не обслуживает другую, точнее, - такие части, которые в равной степени обслуживают друг друга. Отношения между частями такого сложного предложения носят ярко выраженный характер сопоставления или даже противопоставления. Например: In the North the nobility had dropped into the background, while the burgher class, merging with small landowners, ruled unchallenged. Now the child loved kippers with an affection that amounted almost to passion, while she loathedkidneys worse than powder. Сложные предложения с союзом when Наиболее распространенная функция союза when - присоединение части сложного предложения, выражающей время совершения действия, выраженного в главной части. Например: Later, whem the Carthaginians began to die from an epidemic, the Romans reconquered the rest of Sicily. When I was at St. Ives, in Huntingdowshire, an open country, I sat with the farmers and smoked a pipe by way of preparation for evening service. Предложения этого типа - типично сложноподчиненные. Однако в английском языке можно наблюдать и такие предложения с when, где части предложения равноправны и, как это имело место в случае с while, сопоставляются или противопоставляются. Например: Curious that Fleur should have dark eyes, when his own were grey. They do not think so, and their bent is to glean hurriediy and form conclusions as hasty, when their business should be sift at each step, and question. Нет никаких оснований считать, что в данном случае мы имеем сложноподчиненные предложения с придаточными временными, как это было в предыдущем случае; на этот раз перед нами сложносочиненное предложение. Сложное предложение с when может быть и сложноподчиненным с придаточным, имеющим уступительный оттенок, например: He sent her to the academy over at Birdstail for two years when it took nearly every pound of wool to pay the expenses.When he admitted them to his presence, he did not suffer them to sit, and treated them with the most contemptuous reserve and haughtiness. Сложные предложения с союзом if Союз if всегда считался основным средством выражения отношений условия. Именно в этой функции он наиболее распространен, например: If he could reach a table in the restaurant unsuspected success would be his. If she were really innocent, he knew she would have jumped to her feet in her defiant way. If it’s good enough for an ordinary seaman… Однако тщательное изучение отношений, осуществляемых при участии if (участвует, но никоим образом не играет здесь главенствующую роль), показывает, что эти отношения могут быть весьма разнообразными. Так, предложение с if может быть сложноподчиненным, между частями которого имеет место одновременно временные и условные оттенки отношений: «You’re over young to smoke». «I find it soothing», he said with much bravity, «if I get overworked or worried». Союз if может вводить придаточную дополнительную часть: ask if it is locked. Еще более интересным представляется, что if может участвовать в предложении, которое можно было бы назвать сложносочиненным (сопоставительные отношения), если бы if не стояло в начале первой части, что совершенно невозможно при сочинении. Данный тип связи называется двойственным. Например: It Shakespeare could sing with myriad lips, Browning could stammer through a trousand mouths. If God is omnipresent by a calm necessity, Satan is everywhere by an infinite activity. Сложные предложения с союзом though Основная функция союза though - осуществление уступительных отношений между частями сложноподчиненного предложения. Например: And the, one day, without warning, the gulf between them was bridged for a moment, and thereafter, though the gulf remained, it was ever narrower. Nor can this language ever be said to have died, though if constantiy modifies itself. Однако эта функция - не единственная. Иногда союз though присоединяет часть сложного предложения, не выражающую никакой уступки. Отношения в данном случае правильнее всего было бы охарактеризовать как противительные, аналогичные отношениям с союзом but, например: There was no liquor, though the guests did one by one disappear to the room of the rich young ruler, who was also in uniform. We never felt any special need for a university degree, though we had acquired a species of intrinsic intelligence in knocking around the world that we could use in emergencies. Союз though ближе всего стоит здесь к русскому однако, впрочем, тем не менее и пр. Например: «Алкогольных напитков к столу подано не было, однако (впрочем) гости по одному исчезали в комнате богатого молодого члена руководства…» (подразумевается, что в этой комнате желающие могли украдкой выпить). Или «Мы никогда не ощущали какой бы то ни было необходимости в ученом звании, тем не менее мы получили некоторое чувство…» и т.д. Таким образом, и союз though не всегда подчиняет части сложного предложения. Сложные предложения с союзом so that Если союз so … that всегда соединяет части сложноподчиненного предложения, то о союзе so that этого сказать нельзя. В ряде случаев это действительно так: so that может присоединять части, выражающие цель совершения действия, выраженного в другой, подчиняющей части. Особенно характерно это для сложных предложений, где вторая часть содержит модальный глагол, например: I rang up Llewellyn, asked him to see the case with me, so that I could get it into the ward. Meanwhile I felt like a sacrificial victim awaiting the priestly knife.Had my hosts spared me only so that I might serve as an offering to some pagan god? Однако уже в этом случае невозможно такое положение, когда даже при наличии модального глагола во второй части она будет восприниматься как следственная, а не целевая часть: A pair of knee duck trousers and an old sweater made him a presentable wheel costume, so that he could go with Ruth or afternoon rides. Now, this back-room was immediately behind the bar, so that any person connected with the house… could not only look down upon any guests in the back room.., but could ascertain… the sudject of conversation. «Из парусиновых штанов до колен и старого свитера вышел приличный велосипедный костюм, в результате чего он мог (теперь) выезжать с Рут на велосипедные прогулки». «Кроме того, эта задняя комната находилась непосредственно за прилавком, в результате чего (так что) любой из домашних мог не только следить за посетителями, находившимися в задней комнате, но и услышать, о чем они разговаривают».

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют однородные члены простого предложения и части сложносочиненного предложения. Формальной особенностью сочинительного союза является то, что, располагаясь между соединяемыми компонентами, он не входит в синтаксическую структуру ни одного из них. Тогда как подчинительный союз принадлежит придаточной части, вместе с которой может занимать разные позиции по отношению к главному предложению: Когда отряд вошел в город, солнце садилось Солнце садилось, когда отряд вошел в город Солнце, когда отряд вошел в город, садилось.

Сочинительные союзы соединяют компоненты как функционально равноправные: при сочинении нельзя выделить ни главной, ни зависимой части. При этом однородность, выражаемая сочинительным союзом, неодинакова. Она может относиться к синтаксическому уровню – союз соединяет одинаковые члены предложения: заведу кошку и попугая; может быть лексико-семантической – союз соединяет разные формы при их общей или однотипной референтной направленности: говорю с поэтами и о поэтах (В. 3. Санников); а также коммуникативной – союз соединяет функционально разные члены предложения: Дождь идет, и сильный; Она вернется, но нескоро – прилагательное и наречие, присоединенные сочинитльным союзом к предложению, прочитываются тоже как предложение).

Сочинительные союзы делятся на: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) противительные, в которых особо выделяют градационные, 4) присоединительные и 5) пояснительные.

Соединительные союзы и, ни... ни, да (в значении и ), как... так и. Эти союзы выражают соединение, не осложненное дополнительными смыслами, часто они используются для обозначения перечисления: И сделалась моя Матрена ни пава, ни ворона (Крылов); И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (Пушкин). Самым отвлеченным из соединительных союзов является союз и, который, по словам А. М. Пешковского, выражает «чистую идею соединения». Союз и используется не только для выражения перечисления и соединения. С опорой на наречия, частицы, модальные слова (и тогда, и поэтому, и следовательно, и значит, и все-таки, и все же, и тем не менее), а также смысл объединяемых частей он может передавать временные, причинно-следственные, уступительные, условные, противительные и присоединительные значения.

Разделительные союзы или, либо, то... то, не то... не то, или... или, либо... либо, то ли... то ли, а то, а не то выражают два основных синтаксических отношения:

1) значение взаимоисключения: То ли она – телеграмма – попала в сугроб и теперь лежит глубоко под снегом, то ли она упала на тропку и ее утянул какой-либо прохожий... (Гайдар),

2) значение очередности: То дождь, то град, то снег, как белый пух, То солнце, блеск, лазурь и водопады... (Бунин); Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя (Пушкин).

Противительные союзы а, но, однако, да (в значении но ) являются многозначными, контекст может модифицировать их содержание; основное значение союза а сопоставительное: Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев), союзов но, однако, да – противительное: Она подходит – и в слезах На воды шумные взглянула. Ударила, рыдая, в грудь, В волнах решилась утонуть – Однако в воды не прыгнула И дале продолжала путь (Пушкин).

Градационные союзы (их еще называют двойными сопоставительными союзами) не только... но и, не только... а и, не только не... но, не столько...сколько, даже не то что и др. выражают сопоставление или противопоставление по степени значимости: Он не только красив, но и талантлив.

Присоединительные союзы да и, да и то, (и) причем, (и) притом, тоже, также выражают добавочную информацию к сказанному: Воды было много, и притом она была не испорчена.

Пояснительные союзы а именно, то есть, или, как-то выражают пояснение и уточнение: Пили по-обыкновенному, то есть очень много (Пушкин); Весь день Анна провела дома, то есть у Облонских... (Л. Толстой);

Домашние животные, а именно кошки, действуют на человека успокаивающе; Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет (Гоголь).

Примечание. В некоторых работах пояснительные союзы отграничиваются от сочинительных и признаются лексемами, формирующими особый тип синтаксических отношений, промежуточный между сочинительными и подчинительными отношениями.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы присоединяют придаточные части к главным частям сложноподчиненного предложения. Некоторые подчинительные союзы используются и при построении простого предложения. Так, союз как может ставиться перед именной частью составного сказуемого: Дом как проходной двор или входить в обстоятельство образа действия: Как дым рассеялись мечты (Лермонтов), союз чтобы может присоединять обстоятельство цели, выраженное инфинитивом: Собрались, чтобы обсудить план действий. Ср.: Собрались обсудить план действий.

Подчинительные союзы принято делить на семантические и асемантические. К последним относят союзы, присоединяющие придаточные изъяснительные предложения: что, как, чтобы, будто. Их обычно сравнивают с грамматическими падежами, так как при помощи изъяснительных союзов нередко замещаются такие синтаксические места, в которых может быть и грамматический падеж (Слышно шум ветра, Слышно, что как будто шумит ветер; Снится весна. Снится будто весна; Вспомнил о случившемся. Вспомнил, что случилось). Подобно грамматическим падежам изъяснительные союзы выражают синтаксические отношения, предопределенные (заданные) семантикой того слова (или словоформы), к которому относится придаточное предложение. Изъяснительный союз не формирует синтаксического смысла сложного предложения, а только его выражает.

Однако было бы неверно думать, что в содержательном отношении изъяснительные союзы – это пустые слова. Изъяснительные союзы различаются между собой модальными компонентами значения. Союз чтобы выражает желательную модальность (скажи, чтобы пришел), будто – неуверенность (вижу, будто кто-то стоит), что и как связаны с реальной модальностью.

Семантические подчинительные союзы имеют собственные значения. Они определяют синтаксические отношения в структуре сложного предложения.

Семантические союзы делятся на группы по значению:

1) временные союзы когда, перед тем как, после того как, едва... как, как только, едва лишь,

2) причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, тем более что, из-за того что, благодаря тому что, в силу того что, в связи с тем что, вследствие того что, в результате того что;

3) условные если, если... то, в случае если, в том случае если, при условии что, ежели и др.;

4) уступительные несмотря на то что, хотя, невзирая на то что, вопреки тому что, при всем том что, независимо от того что;

5) следствия так что, в результате чего;

6) цели чтобы, для того чтобы, ради того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы;

7) сравнительные: как, как будто, будто, словно, так же как, подобно тому как, вроде того как, как если бы;

8) сопоставительные союзы, совпадающие с подчинительными союзами по формальному признаку, а по значению не противопоставленные сочинительным союзам если... то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем... тем. Например, Отцы друг к другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как (= а) молодые соседки только об нем и говорили (Пушкин).

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Одним из важных элементов речи в повседневной жизни являются союзы. В русском языке без них очень сложно общаться: ведь, они – связующие элементы в любом тексте. С ними речь становиться более красивой и разнообразной.

Давайте разберёмся, что понимается в нашем языке под этим термином. Какие слова можно отнести к ним, каковы их функции.

Рассмотрим, какие бывают типы и разряды этой части речи, узнаем основные особенности. Составим план разбора этих слов в качестве определенной категории речи и сделаем разбор на конкретном примере.

Определение и функционал

Русский язык богат разными видами слов-помощников. Одной из таких базовых категорий речи являются союзы.

Суть этого термина заключается в следующем: ими можно назвать слова, соединяющие различные повторяющиеся элементы в отрывке, его отрезки, несколько различных предложений.

Это своеобразные слова-связки.

Важно знать: слова этой категории не изменяются и не должны быть элементами (членами) предложения!

Виды союзов

Классификация таких терминов происходит, как правило, по 3 направлениям. Рассмотрим по отдельности каждое.

По синтаксическим признакам

Эти слова соединяют фрагменты сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. Разберем по отдельности каждый тип.

Сочинительные

Их еще называют сложносочинительные. Эти слова можно употреблять только при связывании равноправных фрагментов сложного предложения.

Выделяют группы сочинительных слов, некоторые из них приведены в таблице.

Подчинительные

Они употребляются следующим образом — один фрагмент сложного предложения находится в подчинении иного. Эти отрезки считаются придаточными.

Выделяют следующие группы таких слов.

Иногда элементы 7 подвида легко можно спутать с изъяснительными и другими разрядами этой служебной категории речи. Чтобы не происходило путаницы, следует задавать уточняющие вопросы.

По морфологическим признакам

Они делятся так же просто, как и предыдущий тип на:

  • простые (в одно слово) – а, и, но и др.;
  • составные (несколько слов) – не только, но и; и другие.

Причем вторые тоже делятся на 2 категории: двойные и повторяющиеся. Чаще всего второй вид является подтипом первого.

К двойным можно приписать: если…да, когда…то…; а к повторяющимся – то…то, ни…ни…

По словообразованию

По тому, как они образованы, их можно поделить на:

  • непроизводные – произошли независимо от иных категорий;
  • производные – образовались из слов других категорий.

Выделяют такие виды последней разновидности слов:

  • сочетание нескольких слов этой категории 1-ого типа;
  • указ. слово гл. член предложения + простой союз;
  • слово этой категории + обобщающее звено;
  • историческое образование.

Алгоритм разбора союза как части речи

Как находить и определять характер союзов в любом тексте написано либо в справочнике, либо в учебнике или сборнике.

Пример разбора по указанному плану

Мы готовили сценку, чтобы хорошо выступить на областном конкурсе театрального искусства. Для того, чтобы было разнообразие, мы включили в концертную программу танцевальные, литературные, игровые и музыкальные номера. Надеюсь, что мы выступим хорошо.

Для наглядности, искомые термины выделены.

  • Чтобы
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, производный.
  • Для того, чтобы
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, составной, производный.
  1. Союз – связывает однор. члены СПП;
  2. Сочинительный, простой, непроизводный.
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, непроизводный.

Заключение

Мы узнали, на какие виды подразделяются союзы, чем отличаются сочинительные от подчинительных, на какие подвиды они делятся. Итогом послужит таблица, характеризующая данную часть речи.

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Русский язык

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

Назначение союзов

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:


Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:


2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем - с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).

  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).

  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать ? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких - союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.