Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада,- Деревья так сумрачно-странно- безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо. (К. Бальмонт)
По количеству грамматических основ двусоставные односоставные Ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Возле дома сад. Определенно- личные Пишу письмо. Напишешь письмо? Пишем письма. Пишите письма чаще! Неопределённо- личные В коридоре шумят. Обобщённо- личные Слезами горю не поможешь. Цыплят по осени считают. Безличные Вечереет. Градом побило посевы. В комнате прибрано. Нет времени. Назывные Раннее утро. Вот он.
Способы выражения главного члена I II III глагол ед., мн. ч. мн. ч. Местоимение, которое можно вставить в предложение Я ТЫ, МЫ, ВЫ ОНИ Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Входите весной в лес и радуетесь обновлению природы. После драки кулаками не машут.
Способы выражения главного члена Безличный глагол Личный глагол в безличном значении Инфинитив (неопределенная форма глагола) Краткое страдательное причастие Наречие Отрицательные конструкции (слова нет, не было и др.) Местоимение, которое можно вставить в предложение Нельзя вставить местоимение в именительном падеже! Дышится легко. Темнеет. Побродить бы по лесу! Как же быть? Друзей у нас не счесть. Всем приказано покинуть помещение. На улице от снега белым-бело. На берегу никого нет. Не было ни одного удачного ответа. Не стало страха.
1.Определи, является ли предложение односоставным. 2. Найди главный член предложения. Подлежащее назывное Сказуемое 3) Определи, чем выражено сказуемое. глаг. 1,2 л. Н., Б. вр повел. накл. глаг. 3 л. мн.ч. Н. (Б.) вр., мн.ч. П.вр Безл. гл., лич. гл. в безл. знач., н.ф. гл. (инф.),нет, наречие (катег. состоян.) опред.-личное неопред.-личн.безличное Обобщенно-личное («все, каждый»)
Безличные предложения /действие происходит само по себе/ Определённо-личные /глаголы 1лица,2 лица мн.и ед.ч. лицо мыслится определённо/ Неопределённо- личные предложения /глаголы 3лица,мн.ч.,действующее лицо намеренно устранено,представляется как неопределённое./ Обобщённо-личные предложения /лицо мыслится обобщённо/ Назывные предложения. 14
На морозном воздухе было трудно дышать. Мне не хотелось возвращаться. На востоке синело. За окном виднелось уже вспаханное поле. Дело словом не заменишь. Свод неба был тих и чист. От листьев пахло осенью. Мне нельзя ошибаться. Я не ошибся. Прошу повторить вопрос. С удовольствием перечитываем Ваш роман.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье — глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Анализ стихотворения «Безглагольность» Бальмонта
Писатели и поэты во все времена обращались к образу русской природы. Прежде всего, для того чтобы лучше выразить состояние души, в котором творит автор. Если он счастлив и спокоен, то природа изображается как нечто гармоничное, прекрасное, умиротворяющее. Но если поэт тоскует, если ему тяжело и больно, то и в окружающем мире он видит только печаль и горе. «Безглагольность» Константина Бальмонта — одно из таких произведений.
Само слово «безглагольность» обозначает отсутствие «глагола», действия. Русская природа изображается Бальмонтом как раз такой: бездеятельной, недвижимой, утомленной. Застыла она от горя, которое нельзя выразить ничем — ни словом, ни жестом. Мир вокруг лирического героя как будто устал, он не в силах пошевелиться, а может только остановиться, замереть в своей печали.
В этом автор видит отличительную черту и характера русского человека, который переживает горе молча, внутри, не стремясь говорить о нем или просто не в состоянии это делать. Все лишения и тяготы, всю несправедливость мира русский человек терпит, будучи лишенным голоса, чтобы высказаться. Насколько широка и многогранна его душа, настолько же скрытна и терпелива. Социальный подтекст стихотворения, таким образом, тоже чрезвычайно силен.
В первой строфе произведения природа изображается безбрежной и бесконечной, но абсолютно безмолвной и безгласной. Как будто само горе автора не имеет границ и не может быть выражено ничем. Пейзаж, безусловно, полон и нежности, и печали, но не светлой и возвышенной, а безвыходной и горькой. Как и душа самого поэта полна тоски.
Следующие четыре строфы раскрывают эту мысль. Неважно ни место, ни время дня. «И сердцу так больно, и сердце не радо» утром, на рассвете, над рекою. Но «сердцу так грустно, и сердце не радо» также и вечером, на закате, в деревенском саду. Ведь не окружающий мир делает человека несчастным. Наоборот, несчастный человек склонен видеть все вокруг темным и мрачным.
Эти переживания, безусловно, связаны с личной жизнью Бальмонта. Поэт пережил тяжелый разрыв с женой, предпринял попытку самоубийства, которая закончилась тем, что он оказался прикован к постели. Тяжело оставаться жизнерадостным человеком, переживая подобное.
В финале произведения поэт говорит о том, что боль, с которой приходится жить, незаслуженна. И даже простив обиды, он продолжает страдать, а сердце его застыло и плачет.
Презентация на тему: » Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате,» - Транскрипт:
2 Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада,- Деревья так сумрачно-странно- безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо. (К. Бальмонт)
3 Односоставные предложения – один грамматический член предложения Подлежащее Сказуемое В зависимости от наличия второстепенных членов предложения распространенные нераспространенные
4 Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное назывное
5 По количеству грамматических основ двусоставные односоставные Ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Возле дома сад. Определенно- личные Пишу письмо. Напишешь письмо? Пишем письма. Пишите письма чаще! Неопределённо- личные В коридоре шумят. Обобщённо- личные Слезами горю не поможешь. Цыплят по осени считают. Безличные Вечереет. Градом побило посевы. В комнате прибрано. Нет времени. Назывные Раннее утро. Вот он.
7 II I Способы выражения главного члена Глагол в форме лица Местоимение, которое можно вставить в предложение я ты мы вы Спешу на поезд. Позвонишь мне? Видимся редко. Садитесь!
8 Способы выражения главного члена III глагол лицо мн.ч. Н.вр. Б.вр.; мн.ч. П.вр. Местоимение, которое можно вставить ОНИ Газеты приносят утром. Посылку доставят на дом. К завтраку подавали горячие пирожки.
9 Способы выражения главного члена I II III глагол ед. мн. ч. мн. ч. Местоимение, которое можно вставить в предложение Я ТЫ, МЫ, ВЫ ОНИ Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Входите весной в лес и радуетесь обновлению природы. После драки кулаками не машут.
10 Способы выражения главного члена Безличный глагол Личный глагол в безличном значении Инфинитив (неопределенная форма глагола) Краткое страдательное причастие Наречие Отрицательные конструкции (слова нет, не было и др.) Местоимение, которое можно вставить в предложение Нельзя вставить местоимение в именительном падеже. Дышится легко. Темнеет. Побродить бы по лесу! Как же быть? Друзей у нас не счесть. Всем приказано покинуть помещение. На улице от снега белым-бело. На берегу никого нет. Не было ни одного удачного ответа. Не стало страха.
11 Способы выражения главного члена Местоимение, которое можно вставить в предложение Существительное, местоимение в И.п. количественно-именное сочетание, числительное Ночь. Вот станция. А вот и мы. Двенадцать часов. Двенадцать.
13 1.Определи, является ли предложение односоставным. 2. Найди главный член предложения. Подлежащее назывное Сказуемое 3) Определи, чем выражено сказуемое. глаг. 1,2 л. Н. Б. вр повел. накл. глаг. 3 л. мн.ч. Н. (Б.) вр. мн.ч. П.вр Безл. гл. лич. гл. в безл. знач. н.ф. гл. (инф.),нет, наречие (катег. состоян.) опред.-личное неопред.-личн.безличное Обобщенно-личное («все, каждый»)
14 Безличные предложения /действие происходит само по себе/ Определённо-личные /глаголы 1лица,2 лица мн.и ед.ч. лицо мыслится определённо/ Неопределённо- личные предложения /глаголы 3лица,мн.ч.,действующее лицо намеренно устранено,представляется как неопределённое./ Обобщённо-личные предложения /лицо мыслится обобщённо/ Назывные предложения. 14
15 На морозном воздухе было трудно дышать. Мне не хотелось возвращаться. На востоке синело. За окном виднелось уже вспаханное поле. Дело словом не заменишь. Свод неба был тих и чист. От листьев пахло осенью. Мне нельзя ошибаться. Я не ошибся. Прошу повторить вопрос. С удовольствием перечитываем Ваш роман.
16 Составьте и запишите односоставные предложения, относящиеся к разным типам односоставных предложений
52. Виды простых предложений
Вопросительные предложения выражают вопрос: Кто из нас не хотел бы стать личностью?
Побудительные предложения выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения могут выражать:
1) призыв: торопитесь творить добро;
2) просьбу: помните о тех, кто завоевал вам мир;
3) приглашение: давайте зайдем в дом;
5) разрешение: можете высказать свое мнение. По эмоциональной окраске предложения
Восклицательными называются предложения, в которых выражение основного содержания сопровождается сильным чувством говорящего: Какая чудесная картина!
Эмоциональную окраску может иметь каждое простое предложение. Могут быть повествовательно-восклицательные (Хорошую профессию выбрал!); вопросительно-восклицательные (Что ты думаешь?!); побудительно-восклицательные: (Пойдем в лес!).
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Осень близится неслышною стопой (А. Н. Апухтин). У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные . Полные простые предложения имеют все присущие ему члены: У каждого человека есть свои вкусы, свои привычки.
Простые предложения делятся на виды по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные – это предложения, сообщающие об окружающей действительности: Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают ее.
4) совет: Лучше одеться теплее;
делятся на восклицательные и невосклицательные .
По наличию (отсутствию) второстепенных членов простые предложения бывают распространенными и нераспространенными . Распространенные предложения имеют второстепенные члены: Язык – тонкий инструмент мысли и самое совершенное средство общения.
Неполными являются такие предложения, в которых необходимые члены отсутствуют, но ясны из контекста. Эти предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.
В контекстуальных неполных предложениях пропущенные члены были названы в предыдущих предложениях или подсказываются пояснительными словами: Здесь тропы разделились: одна пошла вверх по реке, другая – куда-то вправо.
В ситуативных неполных предложениях отсутствующий член ясен без обстановки речи, подсказывается интонацией или жестом: Мой дом там.
Учитель . Незнайка вам что-то принес, какие-то конвертики. Выберите себе один из них. (Класс заранее поделен на группы.)
Дети берут задания.
Одному ученику дается индивидуальное задание: «Расскажи все, что знаешь о простом предложении».
После того как ученики выполнили задания, учитель проверяет выполненное.
После ответов – коллективное повторение орфограммы «употребление ь на конце существительных после шипящих».
(Повторение происходит при помощи карточек «мгновенной проверки».)
2. Фонетический, морфемный, морфологический разборы выполняются на доске, затем проверяются всеми учениками.
4. Учитель . Назовите вид своих предложений по цели высказывания.
(1-, 2-, 4-, 6-е – повествовательные, 3-, 5-е – побудительные.)
7. – Прочитайте предложения со всеми знаками препинания.
8. – Назовите основы ваших предложений, чем они выражены?
Поговорим о 1-м предложении. Незнайка – герой . Какой знак препинания должен быть поставлен, почему?
12. – Что такое нераспространенные предложения?
14. – Являются ли текстом предложения, которые вы прочитали? Почему? (Нет, так как предложения не связаны между собой по смыслу.)
Работа над индивидуальным заданием с использованием схемы-таблицы «Петушок» (см. Приложение).
Ученик рассказывает все, что знает о простом предложении.
Учитель . Тема урока: «Синтаксический разбор простого предложения».
(Чтение учебника на стр. 85.)
У доски ученик записывает первое предложение из упр. 257 и выполняет синтаксический разбор предложения.
Публикация статьи произведена при поддержке базы отдыха в Плещеево. Посетив страничку базы отдыха, которая располагается по адресу http://www.plescheevo.ru, Вы можете легко и без хлопот снять на выходные коттедж для себя и своих друзей. Устали от отдыха за границей? Или просто возникло желание уехать из душного города на пару дней? База отдыха в Подмосковье недорого недорого обойдется, а отдых там оставит после себя только приятные воспоминания. На территории базы отдыха организовано место для рыбалки, а также специально для гостей есть возможность отпариться в русской бане.
Приложение
1. Незнайка всеми любимый 2 герой из сказки 3 Николая Носова.
Задание
3) Выполните морфологический разбор (под цифрой 3).
4) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2).
2. Незнайка н_сил 3 голубую 2 шляпу желтые брюки оранжевую руба_ку зеленый галстук.
3. Цветик 2 ст_новись на бочку и читай св_и 1 ст_хи.
3) Выполните фонетический разбор (под цифрой 1).
3) Выполните морфемный разбор (под цифрой 2). Вставьте пропущенные буквы.
4) Выполните морфологический разбор (под цифрой 3).
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + дополнение.
4) Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.
2) Выпишите словосочетания: сказуемое + обстоятельство, сказуемое + дополнение, определение + подлежащее.
3) Выполните морфемный разбор.
4) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.
Схема может быть выполнена в цвете, вопросы к членам предложения записаны полностью.
Карточка «мгновенной проверки» состоит из 9 клеточек, она есть у каждого ученика и заполняется под диктовку учителя. Ученик вписывает в каждую клеточку ту орфограмму, которую он считает верной. Учитель диктует слова, говоря номера клеточек, в которые вписываются слова.
Карточка «мгновенной проверки» может выглядеть так:
Современный русский литературный язык и языковые нормы: фонетические, морфологические, лексико-фразеологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические
^ Виды простых предложений по наличию главных членов
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .
Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин).
В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего: ^ Бесконечная дорога уплывает лентой вдаль (С. Есенин).
У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными .
Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член – подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем, например: Зима . Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин).
Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения.
Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.
В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.
Определенно-личными называются предложения со сказуемым – глаголом в форме первого или второго лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин). В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме третьего лица ед. ч. и в прошедшем времени: это лицо не является определенным, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.
Определенно-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям, поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.
В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое выражается формами третьего лица мн. ч. в настоящем и будущем времени и в форме мн. ч. в прошедшем времени: За рекой косили. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо. Им обычно является второе лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнешь.
Обобщенное значение может иметь и форма третьего лица мн. ч. ^ По одежке протягивают ножки (пословица).
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы, в неопределенной форме, а также наречия на -о(-е) . например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
^ Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.
По наличию (или отсутствию) второстепенных членов предложения простые предложения – двусоставные и односоставные – делятся на распространенные и нераспространенные.
Нераспространенные простые предложения в своем составе имеют только главные члены, например: ^ Катятся ядра, свищут пули. (А. Пушкин); Вечереет. Ночь.
Распространенные простые предложения в своем составе имеют второстепенные члены: Скучная картина! (А. Плещеев); Весело сияет месяц над селом (И. Никитин). Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены.
^ Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения налицо: с запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело.
Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу: Товарищ пошел в библиотеку, а я – в бассейн.
Разные способы передачи чужой речи. Цитирование.
^ Знаки препинания при передаче чужой речи.
Чужая речь – это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет. Передается чужая речь разными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.
^ Прямая речь
Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал: Женя помолчала и опять спросила: «Оля, а кто такой Тимур?» (А. Гайдар).
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица («Оля, а кто такой Тимур?» ) и слов автора, которые сопровождают чужую речь (Женя помолчала и опять спросила ). Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.
Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь: «Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос (Б. Полевой), когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах: «Гляди, плачет!» – раздалось за кустами (Б. Полевой), какова манера говорить у лица, речь которого передается: «Ему ж вредно ж волноваться, положите!» – скороговоркой, пересыпая свою речь бесконечными «ж», твердила сестра (Б. Полевой).
В сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли, – глаголы говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, решить, вспомнить . а также глаголы, обозначающие действия, которые сопутствуют говорению, мысли, чувству.
Прямая речь может состоять из одного слова, одного предложения, но может включать и несколько предложений.
Диалогом называется прямая речь, представляющая собой разговор двух или (полилог ) нескольких лиц. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами . Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать, если и без них понятно, кому принадлежит прямая речь.
Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес, служат предложения с косвенной речью . Косвенная речь передает только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.
Предложение с косвенной речью – это сложноподчиненной предложение. Главное предложение в нем соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом .
^ Замена прямой речи косвенной
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключенной в прямой речи. Если прямая речь – повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто ; если побудительное, союз чтобы . если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передает чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет . вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.
Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Витька робко намекнул, что неплохо бы эти бутылки припрятать, но Сережка вдруг вспомнил что-то, посуровел и сказал, что им обоим нужно немедленно идти в военный госпиталь (А. Фадеев).
^ Передача чужой речи простым предложением
Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чем был разговор. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола с прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов); Я был тут; зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича (М.Лермонтов).
Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передается самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке (А. Фадеев).
^ Цитаты, различные способы цитирования
Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитаты, как правило, сопровождаются указаниями на их источник.
Цитирование возможно при помощи косвенной речи . В. Г. Белинский писал, что «натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна.
Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них: По мнению Н. А. Добролюбова, Печорину «не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва». И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в «охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь» веру Лермонтова в достоинства жизни и человека (И. Андроников).
^ Основные случаи постановки знаков препинания в простом предложении.
Разделительные знаки препинания.
К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие .
Запятые между однородными членами.
Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые.
Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой.
Запятая между однородными членами ставится, если они соединены:
а) противительными союзами, в том числе да в значении но ;
б) составными разделительными союзами как. так и; не только. но и; не то. не то и др.; или. или; либо. либо ;
в) повторяющимся соединительным союзом и .
Запятая ставится между группами однородным членов, соединенных союзами попарно.
б) если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение;
в) перед словами вот, это .
Тире при пропуске связки не ставится, если:
а) сказуемое присоединяется союзами как, будто ;
б) перед сказуемым есть отрицательная частица не .
3. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
^ Выделительные знаки препинания.
Служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
1. Двоеточие ставится перед однородными членами, если к ним относится обобщающее слово.
2. Тире ставится после однородных членов, если за ними идет обобщающее слово.
3. Если однородные члены находятся внутри предложения, а им предшествует обобщающее слово, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире.
Знаки препинания при обращении.
1. Обращение на письме выделяется:
а) одной запятой, если находится в начале или в конце предложения;
б) двумя запятыми, если находится внутри предложения;
в) восклицательным знаком, если находится в начале предложения и
г) обращение в конце предложения не меняет знака конца предложения;
д) междометие О перед обращением запятой не выделяется;
е) после обращения, выделенного восклицательным знаком, следующее первой
Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми:
а) с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения;
б) с двух сторон, если находятся внутри предложения.
2. Вводные предложения выделяются следующими знаками:
а) запятыми с одной стороны, если находятся в начале или в конце
предложения, и с двух сторон, если находятся внутри предложения;
б) двумя тире, если находятся внутри предложения и выражают
дополнительные замечания, связанные непосредственно с содержанием предложения;
в) двойными скобками, если находятся внутри предложения и имеют
характер попутного замечания.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.
1. Любые обособленные определения в виде словосочетаний или отдельных
слов выделяются запятыми с одной или с двух сторон (внутри предложения), если:
а) относятся к личному местоимению;
Презентация на тему: » Синтаксис 8 класс Методическое пособие для учителей.» - Транскрипт:
1 Синтаксис 8 класс Методическое пособие для учителей.
2 Данное пособие предназначено для учащихся 8 класса национальных школ. Основная цель данного пособия – оказать практическую помощь учащимся в овладении знаний по разделу «Синтаксис». Теоретический материал представлен в виде схем, таблиц, пояснений к ним и вопросов. Даны тренировочные упражнения и тестовые задания. Рассмотрено на заседании МО Составитель: учитель русского Рецензент первой года языка и литературы Мизамбаева Г.К. категории Агибаева М.Н
5 Цели: Формирование умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных членов; Ознакомление учащихся с признаками обобщенно-личных предложений; Развитие синтаксического слуха, внимания, логического мышления. Развитие речи: Составление устного рассказа на лингвистическую тему. Конструирование предложений. Повторить: виды второстепенных членов; типы сказуемых; правила оформления диалога; знаки препинания в сложном предложении. Оборудование: таблица Типы простых предложений, памятки, карточки с индивидуальным заданием, учебник.
6 раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Синтаксис —
7 Простое предложение Простое предложение — это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа Двусоставное и односоставное
8 По цели высказывания По эмоциональной окраске По наличию главных членов По структуре 1 Повествователь- ные (содержат сообщение). С середины неба глядит месяц (Г.) 1 Восклицатель- ные (произносят- ся с особой инто- нацией восклица- ния.) Уж постоим мы головою за родину свою! (Лерм.) 1 Двусоставные (в предложении основа состоит из подлежащего и сказуемого). Река еще не замерзла 1 Распространенные (в своем составе имеют второстепенные члены.) Наступила ранняя осень. Нераспространен- ные (в своем составе имеют только главные члены). Катятся ядра, свищут пули. (П.) Простые предложения различаются
9 2Вопросительные (содержат вопрос). Знаете ли вы украинскую ночь?(Г.) 3 Побудительные(совет, просьбу, приказ, призыв).Отец пойдем!(Ч.) 2 Невосклицатель- ные (произносятся без особого воскли- цания.) Примечание.Восклицательным может быть каждое простое предложение. 2 Односоставные (в предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена-подлежащего или сказуемого). Зима. Скоро рассветет. 2 Полные (в предложении все члены налицо). С запада надвигалась туча. Неполные (в предложении пропущен какой- нибудь член- главный или второстепенный). Асхат пошел в библиотеку, а я — в спортзал. 3 Осложненные (ос- ложнение проис- ходит за счет одно- родных членов предложения, обособленных членов предложения, за счет слов и синтак- сических конструк- ций, не связанных с предложением).Он, должен быть, не знает дороги сюда
10 Односоставные предложения В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают: Односоставные предложения глагольные именные главный член – сказуемое главный член — подлежащее выражен глаголом или в сочетании с другими словами выражен существительным в именительном падеже
11 Тренировочные упражнения Спишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Скажите, каким главным членом (подлежащим или сказуемым) выражена основа предложения. Полная луна светила в холодном небе. Запахло самоварам и теплым хлебом. Рожь наливает. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть.
12 Занимательная грамматика. Где подлежащее? Век живи, век учись. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Языком не торопись, а делом не ленись. Назначь и выполняй дело в срок. Не гордись званием, а гордись знанием.
13 Напишите текст-описание по картине. Используйте в тексте односоставные и двусоставные предложения.
14 План разбора односоставного предложения 1. Определить тип односоставного предложения. 2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений. Образец разбора Красуйся, град Петров (Пушкин). Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения. В кухне зажгли огонь (Шолохов). Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени. Ласковым словом и камень растопишь (пословица). Предложение односоставное. По форме – определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср. Ласковым словом и камень растопит любой / всякий). Чудесно пахло рыбой (Куприн). Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род). Мягкий лунный свет (Застожный). Предложение односоставное (назывное). Главный член – подлежащее свет – выражен существительным в именительном падеже.
15 Тестовые задания 1 Найдите двусоставное предложение А) Это песня последней встречи. Б) Я взглянула на темный дом. В) Показалось, что много ступеней… Г) Читайте стихи Анны Ахматовой! 2 Найдите односоставное предложение с главным членом подлежащим А) Марина Цветаева – великая поэтесса. Б) А всему предпочла Нежный воздух садовый В) Стихи растут, как звезды и как розы… Г) Москва! Какой огромный… 3 Найдите односоставное предложение с главным членом – сказуемым А) Недвижный камыш. Не трепещет осока. Б) И сердце простило, но сердце застыло. В) Приди на рассвете на склон косогора… Г) Во всем утомленье, глухой, немое.
16 4. Определите тип простого предложения Мне холодно А) Двусоставное предложение В)Односоставное определенно — личное С) Односоставное безличное Д) Односоставное неопределенно — личное. 5. Определенно – личное предложение в А) Парк давно закрыли. В) Соловья баснями не кормят. С) Авось, увидимся когда – нибудь. Д) Цыплят по осени считают. Е) Думать о нем некогда. 6. Выделите назывное предложение А) Мы очень хотели учиться. В) Опять Егорушка лежал на тюке. С) Мне было десять лет. Д) Полоска света. Е) У меня нет времени.
17 ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны: желтый – на уроке было интересно, поучительно; зеленый – было интересно, но не все; синий – скучно, тоскливо