» » Культура умерла. да здравствует культура! Выступление Михаила Казиника на заседании Совета Федерации в рамках проекта «Время эксперта». Полное видео Выступление на совете федерации михаила

Культура умерла. да здравствует культура! Выступление Михаила Казиника на заседании Совета Федерации в рамках проекта «Время эксперта». Полное видео Выступление на совете федерации михаила

Москва, 28 февраля 2018 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров выступил на 430-м заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ в рамках Правительственного часа по вопросу «Об актуальных вопросах развития сферы связи и информационных технологий в условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации». Приводим текст его выступления.

«Уважаемые коллеги!

Что такое уже утвержденная программа “Цифровая экономика”, на достижение каких целей она направлена? Самое главное — она направлена на создание благоприятной правовой среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных. Вся цифровая экономика про то, как мы собираем, обрабатываем и передаем данные. Это обеспечение нашей киберустойчивости. Все мы понимаем важность этого в нашей геополитической обстановке. И, конечно же, это развитие человеческого капитала. По сути, все аспекты, так или иначе, связаны с человеком, с нашими ведущими специалистами, которые эти технологии создают и разрабатывают.

Программой предусмотрена разработка и внедрение целого ряда цифровых национальных платформ, чтобы поддерживать научно-исследовательскую деятельность, подключать к интернету неподключенные или подключенные на недостаточно высокой скорости учреждения образования и здравоохранения. Реализация программы потребует тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки.

Главная цель — создание десяти национальных компаний-лидеров — наших национальных чемпионов, которые принесут пользу цифровизации экономики России и займут достойное место на глобальном рынке. Сфокусироваться нужно именно на этом.

Подробнее остановлюсь на том, что уже сделано в сфере связи и информационных технологий. Это те традиционные вопросы, которые мы обсуждаем с вами в рамках правительственных часов и в ходе рабочих встреч, в рамках работы в регионах.

Наш самый главный задел с точки зрения цифровой экономики — созданы и работают заметные игроки рынка. Это “Яндекс” и “Мейл.ру”, производитель морских тренажеров и электронных навигационных систем “Транзас”, площадка электронных объявлений “Авито”, социальная сеть “ВКонтакте”, компания по производству цифровых решений в области безопасности “Лаборатория Касперского” и многие другие. Это сделано, в том числе, благодаря нашему академическому фундаментальному образовательному наследию и осмысленной политике в области новых технологий.

Грамотное регулирование отрасли связи привело к тому, что в России — один из самых низких в мире уровень цен на связь и интернет. При том, что территория нашей страны требует огромных инвестиций, с чем не сталкивается ни одно государство в мире. Технология связи четвертого поколения LTE доступна на территории, где проживает 70% наших граждан. За отчетные пять лет количество пользователей в стране выросло с 46% до 75%. Около 70 млн наших сограждан постоянно носят с собой те или иные мобильные устройства и в режиме онлайн используют их для организации своей ежедневной работы. И это является двигателем цифровизации целого ряда отраслей.

Мы всегда уделяли большое внимание проекту по устранению цифрового неравенства. Это вопрос всегда был актуален для Российской Федерации. Хочу доложить, что за отчетные период нам удалось проложить около 46 тысяч км волоконно-оптических линий, которые пришли в 5,6 тысяч населенных пунктов. И эта работа продолжается полным ходом. Это населенные пункты, куда связь без соответствующих поправок в федеральный закон “О связи” просто бы не пришла. А сегодня там полноценно развивается среда для дальнейшего построения той самой цифровой экономики. Напомню и про такие ключевые проекты, которые удалось реализовать на Дальнем Востоке: это подводные линии связи по дну Охотского моря Сахалин — Магадан — Камчатка, проект на территории Якутии, где особо остро стояла проблема подключения населенных пунктов. В 2017 году настоящим событием стало подключение Норильска — город с населением 180 тысяч человек, где создается почти 2% ВВП, все эти годы не имел наземной линии связи. Это был настоящий праздник, весь город вышел на улицы и отмечал то, что теперь нет цифрового неравенства, и появился скоростной недорогой доступ в интернет по сравнению со спутниковой связью, которая была до этого.

Мы продолжим реализацию проекта по подключению малых населенных пунктов. К счастью, нам удалось отрегулировать вопрос с финансовым блоком Правительства, и больше не идет изъятие целевых средств фонда универсальной услуги связи. Все эти средства идут сегодня на решение задачи, которая предусмотрена федеральным законом. Полным ходом развернута работа по подключению учреждений здравоохранения к скоростным каналам связи. Напомню, что такую задачу Правительству поставил Президент нашей страны в своем ежегодном послании 1 декабря 2016 года. В этом году мы эту работу завершим.

В 2017 году мы подключили более трех тысяч медицинских учреждений. Около десяти тысяч будут подключены в 2018 году. Эта работа проходит на местах. Нужно помнить, что в населенных пунктах, куда приходит скоростная связь, проживают люди и присутствуют другие организации, а не только больница, в которую придет возможность применения телемедицины и самых современных медицинских информационных технологий. Интернет придет в дома, в органы местного самоуправления, в школу, в библиотеку, учреждения культуры и так далее.

Активно развиваются электронные госуслуги. 65 млн наших граждан зарегистрированы на Едином портале госуслуг. Возрастает доверие к самой цифровой среде, к электронному способу взаимодействия гражданина и бизнеса с государством. В качестве яркого проекта хотел бы упомянуть об электронном открепительном удостоверении в контексте предстоящего голосования на выборах Президента страны 18 марта 2018 года. Теперь открепительное удостоверение можно получить с помощью портала госуслуг. Около миллиона граждан воспользовались услугой выбора участка для голосования. Это говорит о том, что цифровая трансформация приходит даже в такие консервативные политически ответственные темы, как организация выборов.

Что нужно сделать сейчас, чтобы цифровая трансформация действительно создала условия для ускорения экономического роста в России? Нам предстоит устранить оставшиеся барьеры с точки зрения законодательства. Это совместная наша работа.

В первоочередных мероприятиях, которые утверждены в рамках программы “Цифровая экономика”, раздел по совершенствованию нормативной базы уже включает подготовку потенциальных поправок к примерно 50 законам. Они сгруппированы в десять тематических разделов.

Нам предстоит усиливать работу по импортозамещению, по подготовке кадров. Здесь есть серьезная озабоченность, что количество ИТ-специалистов, не только тех, кто программирует и пишет программный код, а в целом, кто внедряет современные цифровые технологии в работу отраслей и предприятий, недооценена. В том смысле, что мы готовим мало таких специалистов, и нам нужно увеличивать контрольные цифры приема в вузах, уделить внимание вопросам профессиональной подготовки, в том числе и пересмотру школьной программы образования.

Конкуренция в российской экономике, на глобальном рынке — это, в каком-то смысле, спорт высоких достижений. Если предприятие становится конкурентоспособнее на 1-2%, это способно изменить расклад на устоявшихся традиционных рынках. И такая конкуренция на эти единицы процентов становится возможной именно благодаря использованию цифровых технологий. Потому что традиционные подходы в какой-то мере уже исчерпаны.

Программа “Цифровая экономика” — это не программа про то, как потратить средства налогоплательщиков и увеличить бюджетные расходы. Она во многом про создание условий и, в том числе, про привлечение частных инвестиций. Один из важных вопросов, который также находится на рассмотрении, — вопрос государственно-частного партнерства, привлечение механизма концессий к использованию и развитию информационных систем.

Также не нужно забывать, что цифровая экономика не только про связь, программирование, про информатизацию. Она застрагивает широкий спектр отраслей: образование, здравоохранение, торговлю, финансы. Ни одна отрасль не сможет остаться в стороне. В этом контексте я хотел бы коснуться и текущей ситуации в развитии почтовой связи, потому что цифровизация экономики меняет традиционную роль национальных почтовых операторов в жизни страны. Если раньше “Почта России” воспринималась, прежде всего, как структура, которая доставляет бумажные письма, то сегодня это товаропроводящая сеть. За последние пять лет количество ежедневно обрабатываемых международных посылок изменилось драматическим образом. Ранее обрабатывалось около 80 тысяч международных посылок в день, сегодня это более миллиона посылок. И это число будет возрастать. Реалистичным будет оценивать его и в два миллиона посылок в день, в три. Доля электронной коммерции будет возрастать по отношению к нашему традиционному товарообороту, в том числе в традиционных розничных сетях. Но мы должны использовать эти возможности не только для того, чтобы принимать посылки из-за рубежа, а чтобы дать адекватный экспортный поток и создавать условия с точки зрения налогообложения, таможенного регулирования, иных форм стимулирования экспорта и поддержки малого бизнеса, чтобы эти возможности задействовать.

Технологические изменения происходят очень быстро. Пример про изменение количества пользователей интернета я уже приводил. Нужно это осознать и создать условия для того, чтобы наши предприятия, наша экономика, в том числе качество жизни граждан выиграли от тех новых вызовов, которые нам бросает технологическая революция.

Мы считаем, что с точки зрения сотрудничества с законодателями, с профильными комитетами, предстоит очень интересная работа. И, конечно же, мы благодарны той политической поддержке, которая сегодня есть у программы “Цифровая экономика” на уровне Президента нашей страны, на уровне Председателя Правительства, которые непосредственно вовлечены в ежедневную, ежемесячную повестку по реализации этой программы».

Михаил Казиник, искусствовед и просветитель, всю жизнь посвятил служению искусству. Он просто и доступно рассказывает о музыке, литературе, живописи. Он легко переводит далёкую от жизни теорию во что-то простое, насущное и интересное.

О воспитании

Школы нужно менять во всем мире. Дети не хотят идти в школу, родители кричат: «Там небезопасно!».

В детях надо развивать другое мышление, веру в свои силы. Не заставлять ребёнка заниматься музыкой, а помочь открыть творческий потенциал.

О XXI веке

Если в XXI веке не наступит очередная спасительная эпоха Ренессанса, то абсолютно верно, что на это место придёт эпоха мракобесия.

О гениях

Человечество питается и развивается только творениями духа, оставленными великими композиторами, писателями, поэтами. Это и есть цивилизация, есть подлинный мир. Сегодня весь мир сошёл с ума со своей идеей равенства возможностей, полов, интеллекта.

Если все люди гениальны, тогда в чём твой потенциал? Гением никогда не станет человек, у которого нет другого мышления, нет лёгкости генерирования идей, способности отказаться от идеи, как только она скомпрометирована.

О Чайковском, Рахманинове и школьных оценках

По какой балльной системе оценивать гениальные произведения Чехова, Тургенева?

Когда Чайковский преподавал в консерватории, он был таким добрым, что всем ставил пятёрки - неудачливым, слабым и сильным ученикам. Так как он был меланхоликом, он сразу начинал плакать, если надо было ставить плохую оценку.

Однажды к нему подошёл высокий молодой человек и протянул с волнением ноты, представившись Рахманиновым. Чайковский начал играть по нотам и вдруг заплакал. Все растерялись. Оказалось, он расстроился из-за того, что если выше пятёрки ставить никому нельзя, то этот гениальный мальчик такой же, как и все остальные?

После этого случая Чайковский ввёл новую систему оценки. Он нарисовал пятёрку, слева поставил плюс, справа, сверху, снизу и получилась девятибалльная система оценки. Он остался очень доволен!

О гастрономическом подходе к искусству

Классика - текст цивилизации. Если есть тайна гениев, создавших выдающиеся творения, тогда должна существовать и тайна гениев восприятия. Отсюда понятно, что не всем дано понять гениальность.

Сколько в среднем проводит человек в музее около картины? 4–5 секунд. Художник вложил столько труда в эту картину, чтобы люди проходили мимо… мимо… даже не поняв замысла?

Вся живопись не столько изображает, сколько выражает. Вот, к примеру, можно услышать такой разговор возле картины с яблоком, нарисованным голландским художником в стиле реализма: «Я бы его съел (ровно гастрономический подход к изобразительному искусству), а вот фламандские яблоки уже другие, эти я есть не буду!».

Картины художников нужно смотреть подолгу, смотреть в деталях, и тогда перед вами откроется совершенно иной мир!

О любви

Любовь - величайшая в мире энергия. Вся великая музыка, написанная когда-либо человеком - это любовь, вся великая поэзия тоже любовь. Ведь и Бог создавал людей с любовью!

Михаил Семёнович Казиник - Научный руководитель Евразийского центра перспективного социокультурного проектирования Московского образовательно-культурного кластера, член Комитета по международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС, искусствовед и просветитель, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки, музыкальный эксперт Нобелевского концерта, гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы, почётный член Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии, Почётный Доктор RISEBA (Рижская Международная Высшая Школа Экономики), профессор открытой кафедры МЭИ, обладатель Ордена «Служение искусству» за вклад в укрепление международного гуманитарного сотрудничества.

Управляющий совет Московского образовательно-культурного кластера

Из выступления в Совете Федерации, Михаил Казиник : «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером 1 написала бы "Культура", то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов.
Один процент добавленный на культуру, это то же самое, что пятнадцать процентов на здравоохранение, это то же самое, что двадцать пять на образование. Мы давно уже в этом убедились.

Почему? Сейчас попробую доказать»


Ещё публикации на Бесогон.TV

28 комментариев

Вот, посмотрел на ОТР интервью М.Казинника в программе "Культурный обмен". Добрый дядька. Большой профессионал. Уважаю профессионалов.

Какой удивительный и живой человек! И как веет мертвым холодком от скучающих, утомлённых пиджаков, сидящих выше.

Никита Сергеевич все правильно описал про состояние пожарных. г.Батайск РО такие же заралаты, и сокращение рядового состава. Это надо донести до Путина, иначе это больше никто не решит.

Юрий на комментарий от 29 апреля 2018, 16:17
"Тарелковерчением" назвал измышления Казиника писатель, литературовед, публицист, переводчик профессор Евгений Викторович Жаринов в ТВ-программе "Наблюдатель".
Найдите, Юрий, это видео в Ютубе, задав в поисковике "Михаил Казиник в программе Наблюдатель", видео датировано 01.02.2016.
Ютуб канал принадлежит самому Казинику и называется "Михаил Казиник".
Солнечный врун этот дядька Казиник! Ему говорят "это Ваше личное мнение", а он в бутылку лезет, претендуя на гениальность своих измышлений. "Никто ничего не понимает", только он один. Все неправы - лишь он прав. Удивительное упрямство... Или может быть не удивительное, а вполне объяснимое? Лихорадит дядю Мишу... денег наверно хочется.

Лане, Германия на комментарий от 25 апреля 2018, 21:35
Лана, буду краток. Еще раз перечитал ваши возмущенные комментарии и пересмотрел выступление Михаила Семёновича. Я ему не друг и не родственник, я его вообще первый раз вижу и у меня это выступление не вызвало никаких отрицательных эмоций, а даже наоборот. Почитав ваши комментарии, сложилось стойкое ощущение личной неприязни, с вашей стороны, к этому человеку. В таком случае о какой-то, более или менее, объективной оценке деятельности Михаила Казиника и речи быть не может.

Ну, совершенно не хочется углубляться в то что лежит на поверхности и известно не только Лане, а и "миру и граду", и многогранно освещалось в мировой сокровищницей филосовской мысли - бытие определяет сознание в той же мере в коей сознание определяет бытие. Изменения как в человеке (на генетическом уровне), так и в конкретном сообществе (национальном, профессиональном, гражданском и дальше так) накапливаются и определяют статус, состояние и потенциал данного человека, сообщества. Развитие цивилизации могло бы пойти каким угодно путём, если бы 2000 лет тому назад абраамоизбранный табор не запустил в широкий ментальный оборот задолго до того уже известный (Платон,Сенека и др.) тезис о жертвенной любви к ближнему, милости, и прочие, именованные в Эладе как эйдосы-идио (идеи, духи, боги) - отсюда собственно и этимология слова идиот - "от бога", "идейный", "блаженный" в русском варианте. Человечество искало себя и своё место в ойкумене, и, в сложившихся исторических обстоятельствах рабовладельческого строя Римской Империи, иудейская интерпретация искомой лучшими умами человечества истин реализовалось в истину в Спасителе, завоевала сердца и умы не только униженных и оскорблённых, но и вошла троянским конём в устоявшиеся государственно-правовые отношения Рима и дальше.
Начав с иудейской ереси для внутри-иудейского использования, христианство, благодаря Савлу ("ни эллина, ни иудея") овладело идейным пространством и переформатировало его. С тех самых пор, захватив сознание и сердца иных (и вместе с этим), иудейство, посредством ростовщичества, держало народы, от простолюдинов до их царей, за самое что ни на есть... "бытие". Кульминацией многовековых стараний стала организация свободного от "торквемад" (змея пожирающая собственный хвост) "нового света" - жидомасонского государства в качестве инструмента реализации учения сионизма. А вот кнопкой запустившей процессы реализаци написанного не только в Шулхан Арух, но и в "Катехизисе еврея СССР", да и в самой библии стало учреждение ФРС. И пошло, и поехало... "Дайте мне возможность выпускать деньги в этой стране - и мне совершенно всё равно кто и какие в ней выпускает законы" (Ротшильд. За буквальность цитаты не ручаюсь). Или кто ещё не знает кому принадлежат в России-матушке СМИ и кто рулит ея активами, и финансами? Политически взбрыкивая, Россия экономически закабалена и то, что народу рассказывает телевизор - всего лишь, морока и анестезия, дабы не озверело.. скажем так, "паства", от осознания собственной обреченности.
Так, что, скажите на милость, теперича стенать о том-де, "грабят!". Да, грабят и доят, и таки так и будет, пока каждый не перестанет быть идиотом, принимающим за истину речения какого нибудь бывшего замполита, цитирующего Евангелие при всяком случае или же муллы, вся мудрость коего заключена в кое-каком (да, хоть и безупречном!) знании арабского - "читает Коран, совершил хадж" и т.п. А то что он пройдоха запойный, неспособный ни на профессию, ни на науку, или даже полный... "дятел" (а то и...бездуховный вовсе) - это неважно, он служитель культа! "Много грехов на голенищах архиерейских сапог" - мне ближе образ героя фильма "Остров" П.Лунгина (если уж говорить о кино и религии).
Представляю как напряглись иные, де "к чему это он "гонит"? Таковых отсылаю к книге Андрея Курпатова "Чертоги разума. Убей в себе идиота".
Значица так, тезисно:
Лицедейство не люблю, к лицедеям равнодушен (В.Тихонова к таковым не отношу, ибо он прежде всего Человеком был... и остался в сердцах наших), но Марка Захарова (ни одного его!) уважаю за его творчество. Готов хоть завтра завести в свой гарем даже парочку молодых красивых жидовок, цыганок и даже - Вы не поверите! - армянок.
И, право, покончим с этим - "сидящим" на сайте совершенно неважна наша вкусовщина - есть вопросы жизненно важные для страны: качество народа во всех смыслах этого слова, пути повышения этого качества, препятствия на этих путях и способы их преодоления.

Сергею В. на комментарий сегодня, 28-04-2018, 15:04
Уважаемый Сергей В.! Ведь это - речь в Совете Федерации! Главный его посыл: "Дайте денег!" Загляните в Ютуб - там просто интервенция какая-то деятельного Казиника! Казиник - тут, Казиник - там... И лекции свои а-ля-мюнхаузен читает, и сказочки сказывает... Такое впечатление, что у него дома семеро детей и всех ему надо прокормить, и поэтому пускается дедушка Казиник просто во все тяжкие.
Ничего не стесняется, ничем не смущается. Несёт напропалую околесицу. И про Крылова рассказывает так, как если бы позавчера с ним рядом в одной гостиной сидел... И про Пушкина гутарит. В общем: "И тут Остапа понесло"...
Даже не знаю - на кого этот Казиник больше похож: на Хлестакова или на Остапа Ибрагимыча Бендера. Жил скрипач в Швейцарии. Жил скучно, небогато... И тут - осенило его! Можно же не просто скрипкой деньги зарабатывать. И вот - мы видим результат.

Пьесогону на комментарий сегодня 28-04-2018, 15:37
Вы законы Шулхана Аруха не читали? Забавнейшая штучка! Оказывается, израэлитам просто даже нельзя заниматься обычным физическим трудом. Грех это. Земледелием нельзя заниматься, например. На заводах их тоже не увидишь за станком. Они все рвутся в интеллектуальную сферу. И вот тут - как раз корень проблемы. Пролезет один - обязан просунуть других. Вот так оно и получается - затаптывают других, пролезая сами. Говорите, музыку любите израэлитскую? А кто, кроме Мендельсона и Гершвина, Вам нравится? Ведь нету почти детей израилевых среди композиторов. Исполнители - есть, а композиторов очень мало.

Многие из представителей этого этноса, которые по способностям своим даже и на заводе были бы бесполезны, в России ух как могут развернуться! Особенно если учесть уровень коррупции...
У меня приятель в США живёт, давно, интеллигент-москвич. Иногда созваниваемся. У него его сосед-еврей садовником-почасовиком подрабатывает. Дочка у садовника врачом хотела стать - не осилила, ведь коррупции в США почти нет, а умом не удалось. Совершенно нормальные евреи, без наглости и амбиций. У меня в Германии тоже одна знакомая есть, на какую-то часть корни из Израэля. Но совершенно нормальный человек.
И вспоминаю мою юность в СССРе. Куда ни пойди в сфере искусства - нигде не пройдёшь, чтобы не уткнуться в "них".
Говорите, талантливые они все? Аха-аха... То-то у нас кроме КВНа - игры коллективной и даже народной - юмора и сатиры вообще нет качественной! И, кстати, заметили(?) - после КВНа в "профессионалы на ТВ" пролезают только именно "они", то есть "избранные". Причём российское ТВ в плане юмора - страшно низкого уровня, просто похабное какое-то... Один только Слепаков с его песенками чего стоит! А в поп-музыке? Сплошной отстой! Кучка выскочек оккупировала сцену и никого из талантливых и молодых просто не пропускает!
Не знаю как в кино дело сейчас обстоит... Вот взглянула передачу про судьбу Ирины Алфёровой...
Марк Захаров в своё время лихо так оттирал всех актрис, пропихивая свою дочь...
Да и если подумать - что в нашем кинематографе есть великого? Да кроме Михалкова и Тарковского и показать-то нечего.
Наши гайдаевские комедии прекрасны. Для нас. На бытовом уровне. Но на вселенский уровень ведь не тянут! "Девятую роту" Бондарчука в переводе на немецкий посмотрела в Германии. Сильный сюжет и снято недурно.
Живопись? Она вообще закончилась в 1917 году. Василий Кандинский в Германии жил и творил. Малевич известен в основном своими квадратами и дизайн-концепциями. Марк Шагал, у которого отец был грузчиком на витебском пивном заводе, съехал из страны, да и вообще талант его весьма сомнителен. Зато при Романовых сколько талантов было открыто! Перечислить всех даже трудно - так много. Создавали ж как-то эти немцы Романовы условия для талантов.
А в 2004 году ездила в Карлсруе в Германии на интернациональную выставку модерновой живописи и графики. От России был только один художник, над которым хихикали. И я тоже ужаснулась.
В музыке при Романовых композиторов-неевреев ведь масса была. И какое качество, какой класс, какая глубина и ширина! Да и немцы-австрийцы в Германии в те времена тоже на высочайшем уровне были.
А что сегодня в России? Филя Киркоров с его плагиатом? Пугачёвы Алла и Гала? Я не заходила в российское ТВ-пространство десять лет. И когда в 2008 году в связи с осетинскими событиями вернулась, - была в шоке. Те же хиты, те же мотивчики, те же лица, те же вкусы и нравы. Если обозначить парой слов - вульгарно и примитивно. И так до сих пор. А кто заполонил все ниши в поп-музыке, в юморе-сатире, в киноискусстве?
В общем... гоните этих сказителей-сказинников. Выметайте поскорее.

1. Ничего личного и более того, поблагодарив (процитирую себя любимого, уж простите) "за эстетическое удовольствие от просмотра и прослушивания", не собирался уходить в мелкотемье - не моё-с. Нам подавай погорячее, пополитиченее что ли, и ассоциации с "краснобаем и баламутом" Бронштейном (роль коего в изнасиловании страны в 1917 году неоспоримо доказана) свидетельствуют именно об этом. Однако, увы, народ просится на "разбор полёта".
2. Не считаю для себя уместным и возможным по данному поводу клясться в верности идеалам интернационализма и гуманизма (хотя бы потому как сам, будучи гражданином России, нерусский) - вместе с тем, преобладание иудейского элемента в культурной жизни России говорит не только о безусловной талантливости многих её представителй, но и о солидаризированном фронте в деле освоения бюджетных ассигнований. Ранее примеры общеизвестных всей России фактов "пхэслофутого гэшефта" мною уже приводились. Кто осмелится оспаривать заслуженность награды режиссёру наших любимых фильмов Марку Захарову, любимым артистам с прожидью там или абраамоизбранностью тут?! Никто! И пусть это будет уж совсем нескромно с моей стороны, но и классической музыкой наслаждаюсь с благодарностью к исполнителям (струнные, клавишные, духовые, оркестр...) не страдая иными "боковыми" вопросами.
3. "Действительно, о какой культуре может идти речь" пишет Сергей. Не вдаваясь в этимологию слова "культура" и не желая отнимать внимание "сидельцев" (простите моё бескультурье, а заодно, возможные грамматические ляпы - мне 50% скидка по вышеназванной причине), осмелюсь напомнить, например, о "культуре Солдата" в одном из выпусков Бесогон (тока не надо подозревать меня в "сотворении себе Маэстро" - всего лишь солидарен с ним в этом конкретном случае!).
3. Я вас умАляю! Будучи человеком культурным, Сергей, не станете же Вы в самом деле обвинять Шекспира, Низами, Аристотеля, Хаямыча и прочих титанов мысли и духовных сподвижников прошлого в бескультурье на том лишь основании, что те не читали Чехова в оригинале, не восхищаются "Чёрным квадратом" и не слышали выступление М.Казиника в СФ РФ!?
За сим, простите - недосуг...

Здравствуйте. Почитал некоторых комментирующих. Действительно, о какой культуре может идти речь, если у отдельных граждан отсутствует элементарное уважение к человеку и его мнению, убеждениям, опыту. Для начала, уважаемые, задайтесь вопросом, на досуге: кто есть Казиник, и кто против него Вы, с вашей объективностью, лояльностью и детальным "разбором полетов". С уважением.

Лана молодчина, и пЬесогон в корень зрит.

Юрию на его комментарий от 22 апреля 2018, 19:10
Видите ли, Юрий...
Для начала хочу представиться: по образованию я - представитель искусства, то есть у меня диплом и профессия по специальности искусства.
Есть люди, которые говорят: "Надоела классика! Скучно!"
Но как профессионал, могу всех заверить: классика - это круто, классика - это глубоко, классика - это океан смысла и деталей.

Что касается этого неврастеничного Михаила Казиника, который каким-то образом прорвался аж в Совет Федерации, - это врун. Ну просто - врун, и всё.
Не нуждается классик Пушкин в "особом" казиниковском прочтении. Не нуждается Крылов в казиниковских росказнях. И вообще, никто не нуждается в кривых зеркалах. В классике самой по себе такие всё ещё нераскрытые непрочувствованные бездны, что придумывать ещё что-то вдобавок - абсолютная тупость.
Странно, что кто-то позволил этому пожилому человеку с синдромом Мюнхаузена прорваться в Совет Федерации.
Не всякое враньё есть искусство. И в данном случае враньё не принесёт пользы.
И уж тем более это враньё не поможет сделать людей культурнее.

И отдельный вопрос. О классике вообще.
В России есть очень много фильмов-экранизаций классиков.
Мне кажется, многие из этих фильмов должны быть обновлены. Классика хороша кроме всего прочего ещё и тем, что всегда великолепно "ложиться" на любое время. Именно поэтому необходимо переснять классику в наше время, по-другому. Это - задание Никите Сергеевичу...
С ужасом посмотрела новую постановку Шахназарова "Анны Карениной". Такая Анна как это представляет себе актриса Боярская - это не то. Это очень-очень плохо. Это не Лев Толстой. Ещё большее удивление вызвал выданный Боярской "сертификат" фестиваля... Это как если бы стекляшке выдали "паспорт бриллианта". Шахназаров хвастался, что в фильме все интерьеры, все детали - точно как в книге... Ну и?
Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
("Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин)

Напоминает фильм "Тот самый Мюнхгаузен". Михаил Казиник напоминает, конечно же, барона М. Добрый мечтатель и сказочник. Но ведь это замечательно. Где еще, как не в культуре, области искусства мы можем встретить таких искренних, добрых мечтателей? Но эти мечты - путь к нашему спасению. Мы должны пробовать их воплощать и верить в эти чудеса. И тогда они, поверьте, сбываются. Что касается комментирующих тут людей. Процитирую одного из героев Булгакова "...обыкновенные люди в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их". Вот как вы осмеливаетесь здесь, в комментариях писать про человека, которого не знаете, такие вещи? Про его жажду денег, корыстные интересы? Откуда такие выводы. Из выступления Михаила Казиника я делаю вывод только такой - это редкой породы сейчас человек, который поклоняется светлым высоким идеалам, верит в силу искусства, просвещения, болеет душой за человечество, причем делает это искренне, открыто, с чистым сердцем, пытаясь так, выложившись на все 100 %, повернуть и нас к свету. А общество у нас больное, да - в существование таких людей просто не верят, пытаются смешать их с грязью. За что вы так? Хочется спросить.

Казиник прекрасный скрипач и музыкант. И превосходный детский педагог. И рассказывает интересно.

Он туда не денег для себя пришел просить, Лана. И его зачем-то пригласили, Ольга (будто бы иностранные граждане не могут выступать в СФ), будто бы уехавшие не имеют прав и вообще не люди. Вопросы Казиник поднимает важные и в чём-то он явно прав, но делает он это в своей педагогической манере артистично, и там это, на мой взгляд, лишнее - не помут. Вот и здесь некоторые не поняли.
И конечно упоминания о "моих полсотне фильмов" выдают в нём торгаша, а это разбивает всю магию и делает восприятие данного персонажа этаким играющим словами мошенником и клоуном. Если бы за плечами Казиника не было бы всей его музыкальной деятельности, так бы и подумал. Но я думаю, что у нас слишком мало таких талантливых музыкантов и педагогов и очень теряем, что их слишком мало и что они загнаны в ситуацию, что нужно выбивать деньги на то и на сё.

Я очень далёк от культуры, но с Михаилом Семёновичем абсолютно согласен. Считаю, что бескультурье порождает массу проблем в нашем обществе. Поэтому на культуру, однозначно, нужно тратить больше. На какую культуру - это уже второй вопрос.
Лана из Германии, по большей части согласен с вашими комментариями на просторах Бесогона, но здесь не только не согласен, но и оскорблен. Сомневаюсь, что в Совет Федерации может выступить, как вы говорите, "солнечный кретин". К этому выступления можно относиться по разному, но зачем обижать уважаемого человека в преклонном возрасте?

Лане, Германия, 21 апреля, 01:26.
Дык... Так, а то ж!
Чисто "пи-ит как Троцкий". Тот тоже, получив паспорт из рук того самого Вудро Вильсона, приплыл на пароходе с тремя сотнями "спартанцев" иные из коих и... русским то не владели(!), соблазнять массы.
Но по сути то прав мужчина с прожидью - многия беды от бескультурья.

пЬесогону на комментарий от 19 апреля 2018, 17:23
Взглянула на речь Казиника второй раз. Постаралась включить объективность, и по-возможности лояльность. Так как всё-таки это видео предложил нашему вниманию не "кто-нибудь", а сам маэстро Михалков.
Но именно при втором просмотре, когда эмоции, которые так лихо выжимает дядька Казиник из зрителя, несколько отошли на второй план, - вдруг ещё более чётко проявилась прошмындовская сущность сказителя.
Действительно, уважаемый Пьесогон, "излагает, цепляет, держит и ведёт дядька Казиник так, что Петросян и рядом не валялся. И реально - аж "рука не поднимается на детальный "разбор полёта".
Но... надо!!!
Итак. Самое явное.
Где видео с дельфинами, если их снимали со всех возможных видеозаписывающих аппаратов, и даже (о фантастика!) с дронов? Ну допустим, когда запустили дроны - дельфины сбежали. Но где видео до того? Если бы такое видео существовало - не возможно себе представить, что оно бы в считанные часы не обошло бы весь Ютуб.
Про "а ларчик ПРОСТО открывался" и "ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ" - полная чушь. А дядька Казиник явно страдает манией величия, воображая себя по гениальности равным Эйштейну. Бред абсолютный!
Про "у самого СИНЕГО моря" - тоже безграмотно. Давным-давно во всех литературных анализах этой сказки Пушкина было всем детям разъяснено, что море сначала синее, потом цвет меняется. Не открытие. И при чём тут Казиник? Опять мания величия и претензии на гениальность... Бред!
Про "дядю Онегина" и его "смерть сразу же после болезни" - ну полный бред. Даже слушать стыдно. Стыдно за рассказчика.
Про "музыку древних цивилизаций" - почему имена авторов не были объявлены? И при чём тут "древние цивилизации"? Даже если музыка взята из временного отрезка "позднего ренессанса", то всё равно это не далёкая цивилизация. Дядька Казиник явно мухлюет...
А уж гениальные раскладки сказки про яичко - это ж надо как выкрутил! Оказывается, 1% на искусство (золотое яичко) не всякий съесть может, некоторым это не по зубам, поэтому им лучше оставаться с их простой яичницей.
Ну и то правда! Уж лучше 1% на здравоохранение плюс простая яичница, чем такие раскрашенные "под золото" фальшивые яйца Казиника.
И да, дорогой Пьесогон, опасность изчезновения 1% бюджета вместо "на искусство" в карманах Казиников, Серебренниковых, Гельманов и Райкиных очень велика...
Лично меня интересует открытие новых национальных талантов, которые почему-то при немцах Романовых открывались и расцветали. А при СССРе и Горбачёве-Ельцине почему-то уезжали во Францию-Италию или просто не рождались. И что бы это значило? И шо таки так?

Советский и российский скрипач, лектор-искусствовед Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта».

Его рассказ был посвящен месту культуры в жизни людей, воспитанию талантливой молодежи и бережному сохранению их духовных начал.

Известный искусствовед призвал законодателей уделять пристальное внимание вопросам культурного развития нации.

Основные тезисы из выступления Казиника:

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, - это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура - это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», - говорят филологи. «Правильно», - говорят академики. «Правильно», - говорят профессора. «Правильно», - говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», - это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой - Брежнев, по второй - Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день - это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина - это борьба двух звуков? Поп - «о», а «Балда» - «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково - «поп», «поп».

Михаил Казиник: «Культура – альфа и омега цивилизации. Это единственное, что являет собой человечество в подлинной гармонии и смысле. Ответы на многие вопросы – в моей «детской» книге «Буравчик в стране Света»

Стандарт убедительной речи

Сегодня стандартом вдохновляющего убедительного выступления являются выступления в формате TED. Девиз TED: обучение через развлечение. Это означает донесение идей в увлекательной и доходчивой манере.

Если человек обладает даром изложения идей в легкой и захватывающей форме, это повышает его способность оказывать влияние.

Взорвавшее интернет выступление Михаила Казиника в Совете Федерации является, на мой взгляд, образцом впечатляющей, бесподобной речи.

Любое выступление этого спикера – событие, открытие, позитивный «взрыв мозга». И не случайно, что Михаил Казиник был участником TED-конференции, выступая на тему с образным названием «Школа умерла. Да здравствует школа!»

Какими же чертами обладают выступления в стиле TED и как это отражается в речи Михаила Казиника? Можно ли назвать его речь не только впечатляющей, но и действенной? Какое влияние она оказала на судьбу российской культуры?

Эмоциональность как способ донесения главной идеи, основного послания

Стандарт TED-выступлений предполагает способность оратора передать аудитории страстную увлеченность темой и верность своей идее. Люди чувствуют источник вдохновения в самом ораторе, который и живет, и болеет тем, о чем говорит. Его речь не монотонна и нау­кообразна, а полна эмоций, ярких образов и акцентов.

Мой наставник по искусству публичных выступлений, президент Гильдии спикеров Голливуда Клаус Хилгерс, говорил об этом так: «На аудиторию действует то, что ты являешься собой и получаешь удовольствие от того, что делаешь».

В сильном выступлении, которое оказывает мощное эмоциональное воздействие, красной нитью всегда ясно прослеживается основная идея, то, что Станиславский назвал сверхзадачей. Это главная цель выступления, то, ради чего оратор хочет внедрить идею в разум и сердца людей.

Речь должна быть не только впечатляющей, но и действенной. Нельзя просто произносить текст. Цель любого выступления – изменить мировоззрение людей, поменять их точку зрения на более совершенную. Самое страшное, что может произойти во время публичного выступления, – люди какими пришли, такими и ушли, ничего не изменилось.

Профессиональный спикер во время подготовки выступления всегда задается вопросами, от которых зависит, насколько точно он сможет сформулировать цель: «Зачем аудитории все это слушать? Что ценного они узнают? Что должны сделать мои слушатели после выступления? К чему я хочу их привести?»

Основная идея – это четко сформулированный месседж, который соотносится с целью выступления. Это тот «сухой остаток», смысловой концепт, фраза, которая должна остаться в сознании людей, даже если они забудут все, что вы сказали. Люди не смогут запомнить наизусть все, что сказано, но запомнят яркие примеры и отдельные идеи.

Выступление искусствоведа Михаила Казиника перед Советом Федерации – прекрасный образец речи, выстроенной по эмоциональному драматургическому принципу. В его речи, как в хорошей пьесе, есть и зачин, и завязка, и кульминация, и развязка. Он обучает, развлекая, рассказывая истории и приводя примеры, вызывающие культурный шок.

Вот как Михаил Казиник озвучивает главную идею своего выступления в самом начале речи: «Я послушал, какие важные и серьезные проблемы вам приходится решать, и сейчас я хочу перевести разговор несколько в другой мир, в другое русло. Для кого-то это покажется странным, а для кого-то это естество, смысл. Я сейчас скажу одну фразу, после которой я начну доказывать, что я прав. Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов. Один процент на культуру – то же самое, что 15% на здравоохранение и 25% на образование. Почему? Сейчас попробую доказать».

Он доносит эту идею очень образно, с большим количеством живых примеров из литературы и повторяет ее в разных вариациях несколько раз на протяжении всего выступления.

Повторение основной идеи несколько раз в течение выступления для того, чтобы она запомнилась и оказала воздействие, я называю принципом Штирлица. Помните фразу из фильма «Семнадцать мгновений весны»: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец сообщения»?

Вот как Михаил Казиник использует этот принцип повторения основной идеи.

В середине речи он снова делает акцент на главном послании, концепт которого можно было сформулировать так: «Культура должна стоять на первом месте в бюджете страны».

Вот отрывок из его речи: «Что такое культура? Поклонение свету. Кто такой Ур? Это бог света. А культ – это поклонение. Второе, латинское значение слова «культура» – возделывание. Когда светит солнце, оно возделывает, дает рост вперед. Культура всегда на первом месте, поскольку это возделывание души. Планета кланяется свету, а не тьме. Там, где культура на втором месте, на первое придется выкладывать деньги на здравоохранение. Люди без культуры – болеют. Даже онкология – это результат отсутствия света. Это тьма. Я знаю людей, которые живут благодаря моим фильмам о культуре. Каждый фильм – это попытка открыть человеческую душу, рассказать тайну».

В ходе своего выступления оратор подкрепляет основную мысль сильными аргументами. Что относится к сильным аргументам? Прояснение понятий, истории из жизни (как было, как стало, что случилось и почему), статистика, демонстрации (во время выступления Казиник играет на скрипке, иллюстрируя свою мысль). Все это привлекает внимание к теме и держит интерес публики на протяжении всего времени, отведенного оратору.

В конце выступления он снова повторяет основную идею, подытоживая речь: «Помните, раньше писали: скрипка играла, они плакали? Почему сегодня никто не плачет после концерта в филармонии? А что-то пропало. И однажды я понял, что пропало. Мне нужен не час, а целая конференция по культуре, чтобы вы не одобрили второе место по культуре в бюджете страны. Чтобы вы одобрили только первое место. Возделывание души – это главное. Без этого все пропало. Все, что мы делаем, – это эквивалент культуре. Дайте деньги не туда – они потратят это не туда. Любая страна ценна тем, что она внесла в мировую копилку цивилизации, а не тем, сколько колбасы она съела».

И Станиславский бы поверил!

Какие еще приемы позволяют Михаилу Казинику оказывать невероятно сильное эмоциональное воздействие на слушателей?

Чтобы это понять, давайте обратимся к системе Станиславского. Принципы этой системы справедливы не только для актеров, но и для спикеров. Давайте рассмотрим два важных понятия из этой системы: сценическое действие и вера в предлагаемые обстоятельства.

Действия по Станиславскому – это умственная борьба с препятствиями. Это ответ на вопрос: почему они этого не делают? Например, культура должна быть главной в бюджете страны. Почему это не так? Все дело в невежестве? Будем бороться с невежеством. Способ борьбы: сами задаем неудобные вопросы и сами на них отвечаем.

Вот как это делает Михаил Казиник. Он задается вопросом: «Почему раньше скрипка играла и все плакали, а сейчас нет?» И сам же отвечает: «Потому что что-то ушло… Люди без культуры болеют, даже онкология – результат отсутствия света». На протяжении всего выступ­ления он обращается к аудитории с вопросами, которые заставляют задуматься и меняют точку зрения на известные, но недостаточно понятые важные вещи.

Принцип «веры в предлагаемые обстоятельства» проявляется в том, что Михаил Казиник как оратор не боится выглядеть комично, так как верит в то, что говорит. Он рассказывает о своей истории и о том, что трогает эмоционально его лично. Речь этого оратора полна метафор, которые делают выступление очень живым и драматичным: «возделывание души», «планета кланяется свету, а не тьме» и т.п.

Мастер яркого сторителлинга и новизны подачи

Давайте более подробно остановимся на таких отличительных особенностях выступлений в стиле TED, как:
1 умение оратора иллюстрировать свое выступление историями и примерами;
2 умение научить новому и сделать речь незабываемой, подать содержание так, чтобы его было трудно забыть.

Это соответствует лучшим традициям древнегреческого подхода к публичным выступлениям: со времен Древней Греции ораторское искусство не изменилось. Основоположник деловой коммуникации Аристотель считал, что убеждение должно включать в себя три вещи: этос, логос и пафос.

Этос – это внутренний склад человека, его характерные особенности как оратора, его индивидуальная манера поведения. И это то, что влияет на уровень доверия аудитории.

Логос – стройная подача материала, обращение к разуму с помощью данных и статистики. Логос должен сочетаться с тем, что Аристотель назвал пафосом. Пафос – это обращение к эмоциям, сердцу, душе. Иначе говоря, любую идею должно подкреп­лять примерами или историями. На одну идею – один-два примера или одна история.

Особый этос Михаила Казиника, его трогательная и максимально искренняя, почти детская манера общения не могла не вызвать симпатии даже у такой сдержанной аудитории, как члены Совета Федерации.

Будучи гениальным искусствоведом, обладателем уникальных литературных и исторических знаний, Казиник великолепно использует сторителлинг. Он искусно рассказывает истории и приводит «убойные» литературные примеры, мастерски сочетает «аргументы и факты» и делает это в своей неповторимой манере.

Вот, например, он разбирает басню Крылова «Ларчик».

Казалось бы, зачем? Какое отношение это имеет к дополнительному выделению денег на культуру – основной цели, которую преследует оратор? Честно говоря, мне, как человеку с филологическим образованием, было стыдно за то, что я, как и большинство людей, настолько неверно понимала смысл известного литературного произведения. Оказывается, что «ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ (ударение не на слове «просто», а на слове «открывался»), то есть не было никакого секрета открывания ларчика, который так и не нашел даже мастер, а была простая человеческая глупость, которая приводит к тому, что люди склонны преувеличивать проблемы и усложнять все вместо того, чтобы сначала предположить, что крышка ларчика и не была закрыта. Аналогия с жизненными ситуациями очень простая. У многих из нас было так: не работает, например, телевизор. Мы вызываем мастера, и оказывается, что в пульте просто батарейки сели. Мораль проста: не усложняй, проверь простые, очевидные вещи.

Эти «вкусные» разборы литературных произведений Михаил Казиник делает, чтобы показать, насколько деградировало общество и образование в культурном отношении, насколько поверхностно даже сами учителя владеют материалом и потому не способны ни увлечь детей учебой, ни привить любовь к науке, литературе, искусству, а значит, и к самой жизни.

Ведь культура и образование призваны подготовить человека к жизни, сделать его способным улучшать мир, привить нравственные ценности… И великие произведения литературы и искусства дают такие правильные ориентиры.

Как раз на примере разбора сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» Михаил Казиник показывает, как это произведение, если его правильно понять, может научить терпимости и любви к ближнему, каким бы он ни был.

Вот как это обосновывает наш гениальный оратор: «Спросите любого учителя, и он вам скажет, что это сказка о жадной старухе. Мои хорошие, это глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время, чтобы обсуждать очередную жадную старуху?»

В этом месте оратор выдерживает небольшую паузу, которая придает вес словам. Спикеры знают, что пауза порой может сказать даже больше, чем слова. Уместная пауза – это мощный прием воздействия на аудиторию.

И дальше Михаил Казиник говорит: «Это сказка о любви. О безусловной любви старика. Легко любить умную, щедрую женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху. Как начинается сказка? Жили были старик со старухой? Нет. Жил старик со своею старухой. Потому что еще пока СВОЯ. Потом: жили у синего моря (акцент на слове «синее»). Море перестает быть синим, как и старуха перестает быть своей. О чем я сейчас говорю? О культуре. О другой школе. О других педагогах, которые такое вытворят, что дети все свободное время будут книжки читать, а не лазить по порнографическим картинкам. Школа делает вид, что она из XIX века. Нет, мы живем в другом мире. Сегодня не учителя информаторы, а интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму.

Если детям сказать, что скрипка самый веселый инструмент – они не поверят, потому что симфония, филармония – сразу мрак появляется. Но скрипка родилась как атрибут шутов (играет на скрипке диалог двух кошек – маленькой и большой). Если так показать, то ребенок даже не заметит, что играют на скрипке.

Школа должна быть мотивирована радостью. Лучшие годы жизни детей с 10 до 16 лет – что мы с ними вытворяем? После этого они выходят с такой речью, с такой риторикой, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница не рассказала детям правду, что сказка о попе и его работнике Балде – это борьба двух звуков, «о» и «а»? После этого дети бы с удовольствием играли в литературные игры. А кто знает, что сказка о курочке Рябе – это притча о шансе? Каждый человек в жизни получает шанс: не простое яйцо – а золотое. И он должен понять, что из него яичницу не жарят».

Шедевральные, бесподобные примеры – что тут скажешь!

Конец – делу венец?

Мастерство оратора в особой степени проявляется в начале и в конце выступления.

Вначале нужно уметь «растопить лед в аудитории» и мгновенно захватить внимание слушателей. Завершающий же этап выступления стратегически наиболее значим. Ведь последние слова продолжают влиять на слушателей, даже когда оратор уже закончил выступление.

Завершение – это самый удачный момент для кульминации, и поэтому выступление необходимо заканчивать на высокой эмоциональной ноте. Как в музыке, последний аккорд речи должен звучать мощным акцентом, создавать побудительный мотив, вызывать эмоциональный всплеск.

В конце своего выступления Михаил Казиник рассказал невероятно трогательную историю о том, как его скрипичная музыка помогла установить контакт с дельфиньей цивилизацией. Он был приглашен на мероприятие, которое проводилось в море на корабле, в месте зарождения цивилизации дельфинов, чтобы сыграть для них скрипичную музыку. Несколько сотен дельфинов приплыли на звук скрипки и слушали.

Затем для полноты впечатления Михаил Казиник сыграл эту музыку на скрипке для членов Совета Федерации. Лично я рыдала.

Почему эта история стала кульминационной? Потому что таким образом оратор продемонстрировал, на каком высочайшем уровне находится восприятие культуры у дельфинов и насколько оно деградировало у людей.

Закончил он свою речь обращением к членам Совета Федерации: «Мои дорогие, посмотрите мои фильмы. Я знаю, что у кого-то есть проблемы с нервной системой, со здоровьем и вообще тяжело нести такую ответственность, как вы. Пожалуйста, переходите в другой мир. Вы поможете себе, своему здоровью. Я обнимаю вас музыкой».

Ошибки великого оратора и его триумф

Что же в итоге? Достигло ли это выдающееся выступление своей цели – поменять точку зрения членов Совета Федерации на место культуры в бюджете страны?

Вот принятый бюджет на 2018 год по статьям «образование», «здравоохранение» и «культура»: образование – 549,3 миллиарда рублей, здравоохранение – 363,2 миллиарда руб­лей, культура – 93 миллиарда рублей.

Итак, выступление Михаила Казиника произвело на слушателей сильное эмоциональное впечатление, вызвало бурные аплодисменты, но не побудило поставить культуру на первое место в бюджете. Почему?

На мой взгляд, причин несколько.

1 Аудитория в лице Совета Федерации не мучилась изначально вопросом «быть или не быть», надо или не надо выделять больше денег на культуру. Эту блестящую речь слушали люди, которые не принимают самостоятельных решений. Иначе говоря, у этой аудитории НЕ БЫЛО ЦЕЛИ что-то изменить в этой области.

2 Из выступления не было ясно, как выделение большего количества денег на культуру поможет повысить культурный уровень общества, чтобы оно по-другому читало литературные произведения, слушало музыку, воспринимало культурные ценности. Непонятно, на что конкретно должны быть выделены деньги и почему это будет эффективно; что произойдет, если вложить больше денег в культуру, и каким образом это должно произойти.

Выступление Михаила Казиника можно назвать просветительским (не понимали важность темы – осознали), но нельзя назвать продающим (поняли ценность вложения денег и вложили).

И тем не менее важность для общества этого выступления, на мой взгляд, трудно переоценить. Как говорится, тверди о своем замысле, и рано или поздно он дойдет до большинства.

Сам Михаил Казиник в одном из интервью сказал об этом так: «Мне важен не сиюминутный эффект, но знание, что даже одна встреча может перепрограммировать человека, заставить его пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности. Цель очевидна – попытаться здесь, как и во всех других местах, взорвать атмосферу нешколы, необучения, необразования, абсолютного движения в никуда. Конечно, в обозримом будущем это вряд ли получится, но я убежден: за моей школой будущее. О ней надо только почаще говорить».