Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад «Сказка» ОП «Примокшанский детский сад»
Экологические сказки для детей дошкольного возраста
Бурдаева Елена Александровна
Цель: воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.
Задачи:
развивать познавательный интерес к миру природы;
посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
Предисловие.
Кто дал Земле жизнь?
Кто дал Земле жизнь? Кому ей быть благодарной? Она получила в наследство не больше других: в основном очень маленькое количество кислорода. На этом не проживешь.
Не проживет планета. Не проживет звезда. Не проживет Солнце. А Земля живет. Дышит Земля кислородом!
И все это- из ничего. Буквально из ничего. Своим трудом. Своими заботами.
Вот она, наша Земля.
С большой буквы Земля.
Хотя часто ее пишут с маленькой буквы.
«Вода и воздух»
Жил-был океан, у него было очень-очень много воды и атмосфера-это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения- водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, та как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану- воздух. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей!
«Великий спор»
Поспорили как-то раз царица Атмосфера и царь Нептун о том, кто из них важнее. Царица Атмосфера говорит, что без воздуха жить на Земле невозможно. А Нептун говорит, что без воды жить нельзя. Так спорили они долго. Чтобы решить свой спор, они решили спросить у кого-нибудь.
Первыми они повстречали растения. Атмосфера спрашивает:
Скажите, что для вас важнее, воздух или вода? Растения им отвечали:
Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания.
Обрадовался Нептун:
Переглянулись царь Нептун и царица Атмосфера. И решили еще спросить у людей и животных. Но и здесь они услышали то же самое.
И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух и вода.
«Все живое нуждается в воде»
Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.
- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
- «Да ну заяц, я тебе не верю».
- «А давай проверим»?
- « И как же это мы будем проверять»?
- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
- « Ежик и ты мне подари цветы».
- «Да запросто на держи».
- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
- «Хорошо заяц. До свидания»!
Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.
- «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
« Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:
Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.
А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.
В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.
А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
«Рябинушка»
Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, и имя ее было неласковое, ее звали Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой, зато меньшенького сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в болото и погубила. Но не удалось ей погубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково «Рябинушкой».
В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября,- время созревания ягод. В этот день ветки с ягодами связывали в пучки, развешивали под крышами домов. Обычай связан с представлением о рябине, как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябина- символ и гарантия счастья и мира в семье, поэтому возле дома старались посадить рябину. Поэтому рябина-любимый персонаж русского фольклора.
«Подсолнечник»
Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом сокном своего дома. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша не старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?». Тогда папа улыбнулся и ответил:
«Машенька, это же подсолнечник, ему мало воды, он любит свет, а у тебя он в тени. Давай пересадим его, пока он маленький, чтобы подсолнечник лучше освещался солнцем».
Маша с папой аккуратно пересадили растение на солнечную сторону. Маша не могла нарадоваться. Она каждое утро прибегала к своему подсолнечнику и смотрела, не расцвел ли он, и однажды ранним утром Маша увидела «большую желтую шляпку», это был ее подсолнечник. Он повернул головку прямо к солнцу, которое помогло ему выжить и расцвести.
«Шиповник»
Однажды июньским ранним утром «дикая роза» проснулась, расправила свои листочки на стебельках, которые ей очень нравились. Их было много, и они так красиво оттеняли своей зеленью цветы, что роза тщательно следила за их чистотой. И когда шел дождь, наблюдала за тем, чтобы каждый листочек был тщательно вымыт, но особо дикая роза гордилась своими цветами. Но как ими можно было не гордиться! Они действительно походили на настоящие садовые розы. Белые цветы издавали такой аромат, что все ближайшие пчелы слетались, как только заслышат его. Наша дикая роза была более горделивой, чем все остальные растения. Такую же дикую розу, как и она, но с розовыми цветами считала менее привлекательной, чем сама. Да и называть себя велела всем только дикой розой, хотя все больше ее звали под другим именем- шиповник. Роза-царица цветов. Разве могла наша дикая роза променять этот титул на какое-то незвучащее- шиповник.
Итак, роза проснулась, умылась росой, припудрила пыльцой тычинки цветочков и стала ждать гостей.
Множество насекомых прилетали к розе полакомиться пыльцой. Роза угощала, а если ей кто-то не нравился, она прогоняла своими острыми, как у настоящей розы, шипами. Эти шипы служили ей орудием от травоядных животных. Если бы не они, ею бы уже давно поужинала какая-нибудь корова или мимо проходящая лошадь. Так шли дни за днем, пока однажды пчела не сказала дикой розе: «Здравствуй, белый шиповник». Роза так рассердилась, что всем насекомым запретила прилетать к ней в гости. Прошел день, два, красавице стало скучно, а все насекомые были в гостях у розового шиповника. Га третий день роза увидела пролетающую мимо красивую бабочку и позвала к себе.
Ах ты, глупенькая белая роза,- сказала бабочка,- разве ты не знаешь, что насекомые, которых ты прогнала, нужны тебе даже больше, чем ты им. Если они не опылят твои цветы, то у тебя не будет плодов.
Да, но они меня назвали шиповником,- негодующие воскликнула роза.
А ты и есть шиповник и ты должна этим гордиться. Что пользы от садовой розы? Она красива и пахнет, но она не полезна, а ты- шиповник, лекарственное растение. Сочетая в себе красоту садовой розы и полезность для людей в медицине, шиповник намного превосходит обыкновенную розу. Осенью, когда на твоих веточках созреют оранжевые или красные плоды, люди соберут их и засушат. А зимой, когда витаминов будет мало, станут заваривать себе чай и поминать шиповник добрым словом. Да и многие садовые розы являются твоими потомками. Например, такие, как чайные розы.
Ну, мне пора.- И бабочка улетела. А роза позвала к себе гостей.
«О том, как береза и ива остались верны родному дому»
Это было очень давно. В старом заповедном лесу жила маленькая березка. Звали ее Росянка. Почему? Просыпаясь рано утром, она умывалась ночной росой.
Рядом с ней росли другие деревья. Разные. Среди них- дуб и клен. Они гордились своими необыкновенно красивыми резными листьями и ни с кем в лесу не хотелись знаться. Уж очень они важничали. Над Росинкой и дуб, и клен частенько посмеивались, ее листья казались им очень простыми, незатейливыми.
Рядом с Росинкой жила и ива. Называли ее в лесу Пушинкой, потому что оборотная сторона ее листьев была мягка и тепла. С ней зазнайки- соседи не хотели дружить. А Росинке ива понравилась. И они подружились, летом вместе радовались солнышку и дождику. Осенью вместе устилали землю опавшими листьями, чтобы прикрыть от голода свои корни, вместе спали зимой, видели прекрасные сны о весне и лете.
Но вдруг все внезапно изменилось. Снежная королева решила, что северного полюса ей не достать и нужно расширить границы своих владений. И в лес пришла очень долгая зима с сильными морозами и холодными ветрами, а лето стало коротким. Деревья в лесу заволновались, забеспокоились и решили, что лучше уступить Снежной королеве и отправиться туда, где тепло. Посоветовавшись, они пришли к выводу все свои силы вложить в семена и улететь с ветром в теплые Страны.
Но тут раздались голоса Росинки и Пушинки. Они предлагали остаться, ведь здесь их родной дом. Оставить его на произвол судьбы? Особенно в такую трудную минуту? Но их никто не слушал. Все только говорили о том, как хорошо им будет на чужбине, в тепле.
Шли дни, Ветер перенес семена деревьев туда, где было тепло. Дошла очередь и до Росинки и Пушинки- они решительно отказались покинуть родную землю, как ветер их не уговаривал.
И остались они дома, только со временем стали совсем другими, потому что жестокая Снежная Королева решила погубить их и послала лютый мороз, который сковал землю. А ведь в ней- корни, которые кормят и поят дерево.
Но ни Росинка, ни Пушинка не испугались, а перенесли свои корни в верхний слой почвы. Что им это дало? За короткое лето они успели запастись водой и пищей на всю зиму.
Снежная королева и тут не успокоилась, она приказала ветру уничтожить их во что бы то ни стало. Но и теперь подруги не сдались: они лишь пригнули ветви к земле и спрятали их под снегом. При этом ветки их сделались маленькими-маленькими. С того времени Росинка и Пушинка стали называться карликовыми.
Но теперь Снежная королева не смогла спать спокойно: два маленьких деревца не хотели ей покориться! Решила она загубить их жаждой. Но подруги наши подумали-подумали и опять нашли выход- решили уменьшить свои листья, причем березка покрыла их восковым налетом, а Пушинка сделала их еще перистее, чтобы меньше пить воды.
Так и не смогла Снежная королева покорить березу и иву. Очень уж они любили родную землю и очень крепко дружили.
«Трава здоровья»
Шел мальчик Ваня по лесной полянке. Шел, напевая песенку, и не замечал, что топчет он совсем неприглядную глазу травку. Но вдруг он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, - подумал Ваня. –Как быть, обработать мне ранку?»
И вдруг услышал:
Помочь тебе могу я.
А Ваня гневно:
Кто ты такой? И как ты можешь мне помочь?
А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне все равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.
Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь,- отвечает Ваня.- Как тебя зовут?
Подорожник.
Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.
«Дуб»
Однажды в давние времена жил-был король. Он был очень знатен и богат. И была у него дочь, которую он любил больше всего на свете. Однажды заболела принцесса, она перестала пить, есть, с каждым днем становилась слабее. Опечалился король, созвал он всех своих придворных врачей и приказал им любыми способами вылечить дочь. Как не старались мудрецы, но у них ничего не получилось, принцесса продолжала болеть. Случайно мимо проезжал странник, заехал во дворец и узнал о королевской беде.
И сказал он королю: «Я смогу вылечить твою дочь. В твоем саду растет верное лекарство от недуга твоей дочери. Согласно гороскопу друидов, у каждого человека есть свое дерево, так сказать ангел-хранитель. Надо просто постоять под своим деревом и многие недуги отступят назад. Дерево твоей дочери- дуб, это дерево обладает исцеляющей силой за счет содержания фитонцидов».
Повел странник принцессу в сад и сказал: «Встань под дуб, обними его, прижавшись всем телом. Босыми ногами постой на земле, и тебе станет легче».
Через несколько дней принцесса ожила, порозовела, у нее появился аппетит, она стала поправляться. Щедрый король в благодарность предложил страннику руку своей дочери. С тех пор они живут в мире и согласии, счастье и здравии. А под окном растет могучий дуб, за которым бережно ухаживает принцесса и ее родня. Дуб стал другом семьи, он поливают его, окапывают вокруг ствола почву, да так, чтобы не повредить корни.
«Сова»
Пошел однажды Незнайка в лес. Загулялся- глядь, а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенек опустилась большая серая птица.
Кто ты?- испугался Незнайка.
Ты птица. Но почему ты тогда летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят.
Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днем, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь, я летаю вечером, в серых сумерках.
А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И еще, летаешь бесшумно- тебя никто не услышит.
Я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я одна такая. Так охотятся также кошки и некоторые другие ночные животные.
«Загадочный зверек»
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка- мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:
Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев
Я подумал и твердо сказал:
Вот и не угадал! Я еще ем ос и шмелей!
Ага! Ты птица- осоед!
Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок!
Гусениц и личинок любят дрозды.
А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.
Тогда ты, наверное, лесная мышь.
И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей!
Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
Покажись!- крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.
Покажусь. Только ты признай себя побежденным.
Рано! -ответил я.
Иногда я ем ящерицу. А изредка -рыбу.
Может, ты цапля?
Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
Похоже, ты куница.
Не говори мне про куницу. Куница- мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь!» Ветки качнулись, раздвинулись и увидел я белку!
Запомни!- сказала она. -Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух.
А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверек в лесу.
Людмила Федоткина
Цель этой познавательной сказки :дать детям знания о значении воды,воздуха ,солнца и почвы в жизни на Земле ;о взаимосвязях в живой и неживой природе.
Сказка оформлена в виде магнитного театра.
Давным-давно было на нашей планете три царства-государства :царство Воздуха ,правил в нем Ветер;
в царстве Воды властвовала царица Волна;
а царством Земли управляла царица Почва.
Жили они дружно,но однажды зашел между ними спор.
Я,-сказал Ветер ,-главней и сильней вас!Захочу-устрою на море шторм,а на Земле закручу бурю-ураган .
Ну уж нет!-возразила Царица Волна. -Я своей водой,если захочу,затоплю все вокруг. Ведь в моей власти и дожди,и моря-океаны,и реки, и озера!
Не спорьте!О чем спорить,если и так ясно,что я самая главная!-уверенно сказала царица Почва . -Без меня ничего живого не было бы.
Так спорили они,забыв обо всем на свете. Застыли в безмолвии реки,не дул ветерок,земля не родила щедрый урожай. Мрачно и тихо стало на планете. Спорили они долго,но к согласию прийти так и не смогли.
А помирило их Солнышко.
Вышло оно на небосклон,осветило ласковыми лучами все вокруг,согрело воздух и воду . В воде появилась рыба,водоросли;а часть воды испарилась и превратилась в облака. Ветер собрал облака в тучу. Дождь смочил землю ,выросли на земле трава и цветы ;появились бабочки,птицы,звери,люди.
Веселой и красивой стала наша планета. С тех пор в согласии живут Воздух ,Вода ,Почва и Солнце. Поняли они,что для жизни на Земле каждый из них важен !
Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста
«Воздух, вода, огонь»
Давным-давно жили на планете Земля три сестры. Самую старшую звали Воздух, среднюю – Вода, младшую величали Огонь. Были сёстры неразлучными и дружными. Но как – то раз возник между ними спор, кто из них важнее и нужнее человеку.
Говорит старшая сестра Воздух:
Я – первая, кто появился на планете Земля, вместе со мной стала зарождаться жизнь: растения, животные, птицы, насекомые, и, конечно же человек. Без воздуха не прожить больше трёх минут живому организму.
Возразила средняя сестра – Вода.
Я важнее всех на свете. Даже каждая травинка, самая маленькая птица, без меня не проживут долго. Чего уж говорить о рыбах и о животных, чей дом – вода. А человек каждое утро начинает с умывания лица и чистки зубов, готовит еду и напитки, стирает одежду, поливает растения, и все благодаря мне. Я - нужнее всего на планете!
Чтобы человеку приготовить пищу, и не замерзнуть в лютый мороз, нужен огонь – сказала младшая сестра. – Когда человек появился на планете Земля, воздух и вода были для него доступны, а меня он придумал уже сам. Значит я – главнее для человека.
Долго сёстры спорили о своей важности, но не пришли, ни к какому решению. Тогда и обратились сёстры к планете Земля:
Матушка планета Земля, рассуди, кто из нас важнее и нужнее?
Дала ответ планета Земля:
Дочери мои дорогие, три стихии - Воздух, Вода и Огонь не ссорьтесь, а лучше посмотрите, как человек обращается с каждой из вас. Та, которая увидит к себе бережное отношение, той и быть самой главной.
Стали сёстры думать о словах матушки планеты, и решили понаблюдать в городе за поведением человека. Первая вызвалась посмотреть старшая сестра – Воздух.
Человек будет беречь меня, куда уж ему без чистого воздуха.
Но вдруг увидела, как машины выпускали выхлопной газ, и раскашлялась. Вдалеке стояли большие заводы и фабрики, выдыхающие клубы черного, синего, зеленого дыма. Расплакалась старшая сестра:
Совсем меня не бережёт человек, не нужна видно я ему.
Средняя сестра – Вода, усмехнулась:
Я знаю точно, человек меня беречь обязан. Куда ему без меня?
Только сказала она последнее слово, как из того же завода, прямо в чистую речку стали выливаться химические отходы. На глазах у средней сестры начала гибнуть рыба, раки и другая речная живность. Человек же, выпивший такой воды – болел.
Рассердилась Вода:
Как же так можно: сами отравляют воду, а потом её же пьют!!!
Совсем отчаялась средняя сестра. И только младшая еще надеялась на первенство. Но когда увидела, как в лесу не потушили костер, и пламя объяло все живое вокруг, взмолилась:
Матушка, планета Земля, не хочу быть в жизни человека, я же создана, что бы приносить пользу, а не вред.
Совсем поникли сестры Воздух, Вода и Огонь, уже они не помнят про свои разногласия.
Может мы совсем не нужны человеку? Может лучше, чтобы нас совсем не было в его жизни?
Постойте! Не спешите!- окликнула их планета Земля. Вы увидели лишь самые плохие поступки человека, но есть и другие люди. На планете много детей, и они ценят ваше участие в их жизни. Например, провожают зиму и встречают весну в праздник «Масленица». Дети готовят из разноцветной ткани куклу, сжигая ее на улице. Все поют, танцуют, радуются, кушают блины, которые без огня не приготовить. Летом, когда очень жарко, малыши празднуют «День Нептуна». Они радостно поливают друг друга из леек, брызгалок, прославляя воду. С помощью воздуха ребятишки надувают мыльные пузыри, воспитатель помогает им организовать игры с воздушным змеем и вертячками.
В детском саду воспитатели учат детей беречь природу. Даже самые маленькие ребятишки знают, что вода утоляет жажду не только человеку и животным, но она очень нужна растениям. Чтобы быть здоровыми детьми нужно больше гулять на свежем воздухе. А со спичками нельзя играть, а то случится беда!
Посмотрели сестры друг на друга, утерли слёзы, и решили:
Если есть на планете Земля детишки, то им одинаково нужны воздух, вода и огонь.
С тех пор стали дружно жить три сестрицы Воздух, Вода и Огонь.
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Ход занятия
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД : Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
(ответы детей)
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)
- Воздух повсюду.
- Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
- Легче воды.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
НАБЛЮДЕНИЕ 6.
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)
НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
- Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
- Воздух невидим, прозрачен.
- Воздух может двигаться.
- Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
- Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
- Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.
Литература:
- «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
- Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
- «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
Глотай слюну. Но, не долго их песня длилась, наелись они до пуза. И что домой идти? Скучно! Попросили они Третьего, еще сказку рассказать. И тут Третий сказал, расскажу а вы мне горшок с рыбой дайте. Переглянулись Горшечник и Рыбак, да делать не чего. Скучно... большой горшок сделали, посадили в него огонь и в летающее пустое дерево поместили и полетели к другим людям и скинули с воздуха такой большой горшок, что он упал на город где жили столько людей, что если посчитать сколько пальцев на руках и...
https://www..html
Поздно. – Ну, хорошо, – сказал папа и прилег рядом со мной на кровать. – Про что бы ты хотел услышать сказку сегодня? – спросил папа. – Про меня, конечно. – Про тебя и... – папа осмотрел мою комнату и улыбнулся. – И... играть и другую роль. Я попробовал представить, где у бутылки голова и чем они могут думать. Получилось плохо. Ну да ладно, ведь это сказка . – Мальчишка написал записку, положил в бутылку и бросил далеко в море, надеясь, что она донесет его крик до людей. Но бутылка, ...
https://www..html
Воздух - дыхание серого камня,
Жизнь - шевеление мутности массы.
Пепел, смешавшись с водой, гасит пламя,
Кто-то, в кювет летит с трассы.
Воздух в движении - ветер,
Он - порождение бурь.
Трудно, унылым на свете,
И - в бурю брови не хмурь...
https://www.сайт/poetry/1141686
Веточки. Молодая неопытная гусеница, ещё не научившаяся как следует держаться, могла неожиданно обнаружить себя порхающей в воздухе на коротком пути к матушке-земле. Не многие оставшиеся в живых после удара из последних сил карабкались обратно... точно такие, как он видел во время своего падения, выпростались по сторонам во всём своём великолепии, легко взмахнули в воздухе и понесли блестящую бабочку с листа на листок на фоне голубого неба. Аври вздрогнул и сердце его забилось. Он посмотрел...
https://www..html
Сказано в главной, древней и большой книге волшебств: «Старец – это тот, кто обрел мудрость!» А дети… Они очень любят слушать сказки , Потому что есть у них Фантазия и ум думать обо всем, А не только о том, что видят все. И если... быть одному… Подумал волшебник: «Может быть, вместо камня создам я растение – Допустим, красивый цветок? Я полью его водой, Поставлю на воздух , на солнце, Я буду ухаживать за ним – Цветок будет радоваться, И вместе нам будет хорошо, Ведь очень тоскливо быть одному…» ...