Национальные исследовательские университеты (НИУ), согласно существующей концепции,должны принять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Исследовательский университет - высшее учебное заведение, эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.
НИУ должны являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
Основной задачей государственной НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
В целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, научного и кадрового обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы первые НИУ были созданы Указом Президента России от 7 октября 2008 г. "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов". Президент принял предложение Правительства о реализации пилотного проекта по созданию Национального исследовательского ядерного университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и Национального исследовательского технологического университета на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов".
СПИСОК
победителей конкурсного отбора программ развития университетов,
в отношении которых устанавливается категория
"национальный исследовательский университет"
N п/п |
Наименование государственного образовательного учреждения |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
|
Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева |
|
Московский авиационный институт (государственный технический университет) |
|
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана |
|
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
|
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского |
|
Новосибирский государственный университет |
|
Пермский государственный технический университет |
|
Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева |
|
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет) |
|
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики |
|
Томский политехнический университет |
СПИСОК
победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет"
N п/п |
Наименование государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
Белгородский государственный университет |
|
Иркутский государственный технический университет |
|
Казанский государственный технологический университет |
|
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева |
|
Московский государственный институт электронной техники |
|
Московский государственный строительный университет (МГСУ) |
|
Московский энергетический институт (технический университет) |
|
Пермский государственный университет |
|
Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
|
Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкина |
|
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет |
|
Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского |
|
Томский государственный университет |
|
Учреждение Российской Академии наук Санкт-Петербургский академический университет - Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН |
|
Южно-Уральский государственный университет |
Использована информация Министерства образования и науки Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «МИЭТ» – ведущий технический вуз России в области высоких технологий. Современные лаборатории, свежий взгляд на образовательный процесс и уникальная интеграция образования, науки и промышленности делают МИЭТ лидером по подготовке специалистов в области микро- и наноэлектроники, телекоммуникаций и информационных технологий. Сегодня МИЭТ входит в 3-ку сильнейших вузов России в рейтинге изобретательской активности, в 5-ку лидеров среди технических вузов Москвы согласно Национальному рейтингу университетов и в 20-ку лучших российских вузов по версии британского агентства Times Higher Education.
В 2010 году МИЭТ присвоен статус «Национальный исследовательский университет».
Преимущества обучения в МИЭТ:
- 19 перспективных направлений подготовки, ориентированных на профессии будущего.
- Сеть совместных учебно-научных центров с крупнейшими международными компаниями - Synopsys, Cadence, Mentor Graphics, PTC, Cisco - которая позволяет МИЭТ получать доступ к самым современным технологиям, а также даёт возможность организовать учебный процесс на высоком мировом уровне.
- Программы обмена студентами, аспирантами и преподавателями, программы «Двойных дипломов» с ведущими вузами Европы и США.
- Предприятия на базе вуза, где на коммерческой основе используются результаты уникальных исследований молодых учёных, аспирантов и студентов МИЭТ.
- Прекрасная инфраструктура для творческого и спортивного развития (спорткомплекс со стадионом, бассейном, теннисными кортами и крытыми спортивными залами; Дом культуры со зрительным залом на 650 человек и комнатами для занятий танцевальных, хоровых, театральных и других коллективов).
- Военная кафедра и Военный учебный центр (ВУЦ).
- Общежитие (для иногородних студентов технических направлений подготовки предоставляется общежитие.
За прошедшие годы университетом подготовлено более 35 тысяч специалистов, более 1400 докторов и кандидатов наук. Выпускники МИЭТа составляют сегодня основной кадровый и научный потенциал отечественных предприятий электроники.
Выпускники работают в ведущих российских и зарубежных компаниях рынка электроники и IT, в государственных структурах и на малых инновационных предприятиях. Компании, в которых работают выпускники: Microsoft, Intel, Synopsys, Columbus IT, National Instruments, Motorola, Samsung, Hewlett-Packard, Sitronics, АО «НИИМЭ», ОАО «Газпром нефть», «Сбербанк», «Лаборатория Касперского», IBS, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, SCG, Axel Springer, McKinsey & Company и многих других.
Подробнее Свернуть http://www.miet.ru
ВШЭ создавалась как экономический вуз, поэтому первые факультеты Вышки готовили, в основном, экономистов , менеджеров и социологов . Но современное социально-экономическое образование базируется на междисциплинарности. Не только образовательные, но и исследовательские открытия и прорывы происходят на пересечении различных дисциплин и наук. На взаимодействии экономических , инженерных и гуманитарных школ основаны модели таких всемирно известных университетов, как MIT и Caltech. По этому же пути пошла Вышка.
Юристы и философы появились в университете достаточно давно. Чуть позже ВШЭ открыла историческое направление подготовки. Студенты-историки получают широкое гуманитарное образование, которое позволяет им работать не только сугубо по специальности, но и в аналитических организациях, изучающих общественное развитие. В 2014 году в ВШЭ начинают преподавать еще и историю искусств . А востоковедов из Вышки (университет готовит китаистов, японистов, арабистов и корееведов) можно одновременно считать и историками, и культурологами, и философами, и политологами.
После присоединения к ВШЭ Московского института электроники и математики в Вышку стали поступать будущие специалисты по электронной технике, телекоммуникациям, компьютерной безопасности и космическим технологиям . При участии компании «Яндекс» в университете открыт факультет компьютерных наук. Его студенты изучают программную инженерию , анализ данных и проблемы искусственного интеллекта , а также решают принципиально новые исследовательские задачи - в области big data и информационного поиска .
На стыке математики и гуманитарной науки создано направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика ». Вместе с тем в университете преподают и классическую филологию . Знания компьютерных технологий пригодятся будущим журналистам - в Вышке их обучат всем тонкостям производства и функционирования цифровых медиа. А весь учебный процесс у графических, интерьерных, веб- и других дизайнеров Вышки «завязан» на проектной деятельности под руководством «звезд» российской дизайнерской индустрии.
Своего рода пространственным «дизайном» занимается Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ. Пока что это единственный научно-исследовательский и образовательный центр в России, который готовит специалистов в области пространственного развития городов и регионов , а также проводит фундаментальные и прикладные городские исследования.
В 2019 году ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтинга QS . В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.
Вышка вошла в топ-100 по социологии и математике Шанхайского рейтинга , стала лидером среди российских университетов по экономике, политическим наукам и менеджменту, а также входит в топ-75 лучших университетов мира по социологии, где является единственным российским представителем.
Успеха может достичь любой, вне зависимости от наличия высшего образования. Но оно может стать неплохим стартом для карьеры. Да и список специальностей, требующих для трудоустройства диплом, весьма велик. Бесшабашные студенческие годы для многих становятся лучшими воспоминаниями за всю жизнь. Чтобы это веселое время не прошло зря, а при устройстве на работу не пришлось услышать: «А теперь забудьте все, чему вас учили!» выбирать ВУЗ следует тщательно. Предлагаем вашему вниманию рейтинг ТОП-10 Самых лучших ВУЗов России 2016 года. Он составлен на основе рейтинга агентства «Эксперт РА». 10-е Место УрФУ - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Это самый крупный вуз Урала, обучающий более 50 000 студентов. Это один из самых лучших Вузов России 2016 года. В его состав входят 17 институтов и других подразделений, предлагающих подготовку по большому числу специальностей. Он сотрудничает с крупными предприятиями, проводя на их базе практики для студентов. Этот университет имеет свою обсерваторию, ботанический сад и множество лабораторий. В нем постоянно проводится научная работа в различных направлениях: физика, энергетика, связь, философия, биология и т. д. По востребованности выпускников среди работодателей по версии агентства Эксперт РА в 2016 году он занимает четвертое место. 9-е Место НГУ - Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Развитие этого учебного заведения неразрывно связано с Новосибирским научным центром, а главной его целью является подготовка хороших специалистов. В университете созданы все условия для обучения людей с ограниченными возможностями, вдобавок он предлагает огромное количество материалов всем желающим в глобальной сети. Большая часть его преподавателей – члены Российской академии наук, а студенты с самого начала обучения занимаются в настоящих лабораториях. Девизом НГУ служит фраза: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать!» 8-е Место ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет Люди, обученные здесь, сыграли решающую роль в освоение Азиатской части России. ТПУ долгое время был единственным техническим вузом за Уралом. Сам Менделеев активно участвовал в его создании. Этот университет сегодня не почивает на лаврах прошлого, а продолжает готовить квалифицированных специалистов различных направлений. Более 90 % выпускников этого университета находят работу по профилю в первый год после его окончания. 7-е Место МГИМО - Московский государственный институт международных отношений Изначально МГИМО создавался для обучения дипломатов, но сегодня он предлагает 16 направлений подготовки: экономика, политология, журналистика, торговое дело и т. д. В нем обучается много иностранных граждан. Он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса как вуз с преподаванием самого большого количества иностранных языков, изучение, двух из которых обязательно для любого студента. Известен он и высокой стоимостью платного образования. Годовое обучение на некоторых специальностях стоит более 500 000 рублей. 6-е Место НИУ ВШЭ - Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Он не может похвастаться богатой историей, но уже успел подготовить более 20 000 человек и стать одним из самых востребованных в России. В основном здесь преподают социально-экономические и гуманитарные науки, но есть и специальности, связные с математикой, механикой и информатикой. Широкой общественности он известен акцией «Университет, открытый городу», которая заключается в чтении общедоступных лекций в парке Горького. Качество получаемого здесь образования отмечается многими международными рейтингами. Конкурс для самых популярных специальностей в нем составляет более 7 человек на место. 5-е Место СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет Это старейший вуз в стране и конечно, один из лучших институтов России 2016 года, его история насчитывает более 290 лет. Работая здесь в качестве главы кафедры общей химии, Менделеев создал периодическую таблицу элементов. Этому университету присвоен статус, позволяющий выдавать дипломы собственного образца и иметь собственные образовательные стандарты. Он занимает места среди многих мировых рейтингов, как вуз с качественным образованием. От других университетов его отличает наличие ресурсных центров, оборудование которых доступно всем студентам и представителям других учебных заведений. Он активно сотрудничает с мировыми образовательными учреждениями, являясь единственным участником Коимбрской группы от России. 4-е Место МГТУ им. Н.Э. Баумана - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана «Бауманка», как его обычно называют, готовит студентов по многим образовательным программам. В основном они технические, но есть среди них и гуманитарные. Качество получаемого здесь образования ценится по всему миру. МГТУ активно сотрудничает с более чем 70 образовательными учреждениями, проводя совместные научные исследования, семинары и конференции. Его диплом можно использовать в 11 европейских странах. Помимо Москвы он имеет филиалы, расположенные в Калуге и Дмитрове. Там студенты имеют возможность проходить практику на заводах фирм Samsung и Volkswagen. Все это позволяет называть его одним из самых лучших университетов России в 2016 году. 3-е Место НИЯУ МИФИ - Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" «Мифи» интересен наличием на территории учебного ядерного реактора и недавним открытием кафедры теологии. Это событие заставило многих говорить о возможном падении качества образования, но опасения не оправдались. «МИФИ» по-прежнему занимает высокие позиции в международных и российских рейтингах, продолжая традиции передачи качественного обучения, заложенные в 1942 году Московским механическим институтом боеприпасов. Этот университет выкладывает большое количество учебных материалов и даже организовал собственную «Сетевую школу». Среди российских вузов он занимает 6 место по востребованности выпускников среди работодателей. Такое учебное заведение, безусловно, достойно находиться в рейтинге с самыми лучшими российскими университетами 2016 года. 2-е Место МФТИ - Московский физико-технический институт Физтех выделяется на фоне остальных вузов необычной системой образования, при которой студенты проходят тщательный отбор и активно участвуют в научной работе. Победители некоторых конкурсов и олимпиад получают льготы при поступлении в него. Основными направлениями подготовки Физтеха является экономика, физика и компьютерные технологии. В 2009 году ему присвоен статус «Национальный исследовательский институт». О Физтехе ходят легенды, часто не соответствующие действительности. Это касается утверждений о том, что 65% занятий здесь заканчиваются после захода солнца, а количество отчисляемых студентов в нем выше, чем в других университетах. 1-е Место МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова МГУ им. М.В. Ломоносова – самый лучший университет России 2016 года. Этот ВУЗ имеет право выдавать дипломы собственного образца и пользоваться своими учебными стандартами, как обладатель особого статуса. Его ректора назначает президент РФ. Агентство «Эксперт РА» в 2014 году присвоило МГУ уникальный для русских вузов статус «исключительно высокий» уровень подготовки выпускников. Выделяется он и подходом к обучению, здесь сохранился специалитет. В нем обучается более 35 000 человек, а помимо России он имеет филиалы в пяти странах СНГ. Именно его агентство «Эксперт РА» считает лучшим институтом в России на 2016 год по сочетанию всех показателей. Если вы хотите ознакомиться с полным рейтингом самых лучших университетов России 2016 года то рекомендую вам посетить сайт агенства «Эксперт РА» по ссылке, которая есть в описании к данному видео. (http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/) Если Вам понравилось видео ставьте «Лайк», а если нет «Дизлайк» и напишите комментарий – это очень важно для развития нашего канала. И не забудьте подписаться на наш канал, если вы еще не подписаны! На этом все! Пока!
Политику высшего образования в России демонстрирует и в значительной мере определяет появление ряда университетов с новым статусом. В 2006 году были отобраны первые 17 инновационных университетов, в 2007 – сорок, которым было разрешено реализовывать собственные инновационные образовательные программы. Затем особый статус уникальных научно-образовательных комплексов получили ведущие классические университеты – Московский государственный университет им. М.Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), создано семь федеральных университетов (ФУ), двадцать девять университетов получили статус национального исследовательского университета (НИУ). Вузы, которые сегодня уже являются лидерами и должны достичь еще больших успехов (схема) в 2010 году объединились в Ассоциацию ведущих университетов страны, которая, как и другие лучшие вузы должна сыграть решающую роль в повышении качества и модернизации образования в России, возрождении аспирантуры и развитии науки, предотвратить «утечку мозгов».
Основными целями создания федеральных и национальных университетов, согласно мнению экспертов и информации, сопровождающей конкурсную документацию, являются – вывод российского образования и науки на мировой уровень, развитие системы высшего профессионального образования, укрепление связей учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой, создание и реализация инновационных услуг и разработок.
К целям федерального университета относятся: формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах; обеспечение программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами; интегрированное кадровое и научное обеспечение масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня (Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов), подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров.
Национальные исследовательские университеты (НИУ) – это новая категория высших образовательных учреждений России, которая была установлена в отношении двадцати девяти ведущих отечественных университетов с целью создания на их основе передовых научно-образовательных центров мирового класса, обеспечивающих потребности национальной экономики в высококвалифицированных кадрах и способствующих развитию российской науки и технологий.
В 2008 году Указом Президента Российской Федерации статус национальных исследовательских университетов был присужден и . В 2009 и 2010 году в число национальных исследовательских университетов на конкурсной основе вошли еще , представляющих разные регионы страны.
Концепция формирования сети НИУ оформила идею о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы за счет приоритетной поддержки наиболее сильных университетов, способных стать флагманами науки и образования как на национальной, так и на международной арене.
Включаясь в глобальную конкуренцию, Россия вслед за другими странами формирует модель исследовательских университетов, которые сосредотачивают свои усилия на опережающем развитии науки, генерации и внедрении инноваций и подготовке высококвалифицированных специалистов. На сайте Минобрнауки РФ дается следующее определение основной задачи формируемых исследовательских университетов: «Национальный исследовательский университет (НИУ) – реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики» .
Идея интеграции науки и образования особенно актуальна для России, поскольку в советский период академическая наука была в значительной степени оторвана от вузовской, и университеты лишь отчасти участвовали в процессе создания инноваций, сосредотачивая свои главные усилия на подготовке кадров. Начиная с 90-х годов связи вузов с реальным сектором экономики еще более ослабли, и российские университеты оказались неспособными играть существенную роль в научно-технологическом прогрессе, в отличие от зарубежных исследовательских университетов, которые к тому моменту стали опорными элементами новой экономики, основанной на знаниях.
Список национальных исследовательских университетов на сайте НФПК
Список федеральных университетов на сайте НФПК
Список победителей конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 21 декабря 2011 г.