» » Burns биография. Роберт бёрнс: биография, коротко о жизни и творчестве: бёрнса. Переводы Бёрнса в России

Burns биография. Роберт бёрнс: биография, коротко о жизни и творчестве: бёрнса. Переводы Бёрнса в России
Роберт Бернс (1759-1796)

Самый известный из шотландских поэтов, Роберт Бёрнс воспевал свою родину, собирал фольклор и писал вдохновенные стихи — чаще всего не на английском (хотя прекрасно владел литературным языком), а на особом диалекте — «равнинном шотландском». В Великобритании про него есть поговорка: «Когда Шотландия забудет Бёрнса, то мир забудет Шотландию». А день рождения поэта, 25 января, шотландцы до сих пор считают национальным праздником и отмечают его под музыку волынок и Бёрнсовские чтения.

Творчество Бёрнса было известно и в России. Первые переводы появились еще в начале XIX века: известно, что томик Бёрнса стоял и в библиотеке Пушкина. Кто только не брался за «русского Бёрнса» — Белинский, Жуковский, Лермонтов, Бальмонт … Но родным для нас он стал благодаря советскому поэту Самуилу Маршаку, который перевел почти половину наследия великого шотландца. И хотя порой его переводы далеки от оригинала, «маршаковский» Бёрнс звучит именно так, как этого, наверное, хотел бы сам великий шотландец — легко и певуче.




Роберт Бернс родился в 1759 году в небогатой семье фермера. Прожил короткую, но яркую жизнь: его не стало в возрасте 37 лет. Еще будучи школьником, мальчик увлекался поэзией. Правда, в отличие от сверстников, витающих мыслями в фантазийных мирах, Роберт отличался сугубо практичным подходом. В его стихах, даже ранних, отражены переживания, мысли, чувства, испытанные лично, как и картинки природы, наблюдения за окружающими.

Правда, заниматься сочинительством мальчику доводилось только в свободное время. Ему приходилось тяжело физически трудиться в хозяйстве, которое отец взял в аренду. Голод, работа в любые погодные условия и другие лишения были постоянным спутниками детства Бернса.

Переехать в город вместе с братом Роберту удастся только в возрасте 25 лет. Отец умер, попытки самостоятельно заняться сельским хозяйством терпят провал. Кстати, уже год спустя свет увидит первая книга стихов Бернса. Первый блин совсем не оказался комом: вскоре начинающий писатель стал известен в своем отечестве.

Поэт переезжает в столице - Эдинбург туда, становится вхож в богемные круги, но сочинительства не бросает. Вскоре из-под его пера выходят самые известные произведения. Немалая заслуга в издании книг принадлежит Джеймсу Джонсону, с которым писатель очень сдружился. Как и сам автор, Джонсон был популяризатором шотландского фольклора, и всячески поддерживал внимание к родному языку.
За полем ржи кустарник рос.
И почки нераскрытых роз
Клонились, влажные от слез,
Росистым ранним утром.

Но дважды утренняя мгла
Сошла, и роза расцвела.
И так роса была светла
На ней душистым утром.

И коноплянка на заре
Сидела в лиственном шатре
И вся была, как в серебре,
В росе холодной утром.

Придет счастливая пора,
И защебечет детвора
В тени зеленого шатра
Горячим летним утром.

Мой друг, и твой придет черед
Платить за множество забот
Тем, кто покой твой бережет
Весенним ранним утром.

Ты, нераскрывшийся цветок,
Расправишь каждый лепесток
И тех, чей вечер недалек,
Согреешь летним утром!
Почему еще при жизни Бернс стал так популярен? Просто он понятен и близок большинству соотечественников. Разумеется, и до него поэты описывали в своих стихах обывательские зарисовки. Но только Бернс преподносил их «изнутри»: не с точки зрения наблюдателя, а непосредственного участника действия. Еще раз повторимся: ни о чем, чего автор не знал, он не писал. Поэтому пейзажи родной Шотландии в стихах увидены им лично, любовь к девушке прочувствована до глубины души, мысли работающих на поле крестьян присутствовали когда-то и в его голове, а вкус национальных блюд автор знает не понаслышке.
Бернс изъяснялся просто, ясно и «в точку». В его стихах удивительным образом переплелись лирика, «заземленность», нотки озорства, а порой и сатира.
И хотя поэт вел совсем не идеальный образ жизни, имел внебрачных детей, увлекался алкоголем и практически разорился, спустя два века его так же любят, если не сказать больше - боготворят. Иначе как объяснить тот факт, что в каждом доме уважающего себя шотландца стоит томик Бернса, отдельные его строки превратились в лозунги, а некоторые фразы «переквалифицировались» в слова песен, поговорки и пословицы?
Говорят, что человек живет столько, сколько о нем помнят. Судя по всему, Роберту Бернсу удалось обрести настоящее бессмертие, ибо память о нем передается у шотландцев из поколения в поколение, а сам он считается символом нации. Поэтому, если у вас есть друзья и знакомые из Шотландии, непременно поздравьте их с грядущим праздником. Это очень важно для них и приятно.

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=18119

Переводы Маршака были настолько мелодичны, что вдохновили многих советских композиторов-песенников — и так Роберт Бёрнс стал автором песен для многих советских кинолент. Вспоминаем эти песни и киноленты.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЕТЯ» (1975)

Бразильская народная песня «Любовь и бедность»
Исполняет донна Роза д’Альвадорец (Александр Калягин)
Композитор Владислав Казенин


В исполнении Калягина эта песня звучит пародийно-страстно. Но само стихотворение, которое Роберт Бёрнс написал в 1793 году, за два года до смерти, звучит горько: поэт всю жизнь боролся с бедностью:

Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.

Зачем разлучница-судьба -
Всегда любви помеха?
И почему любовь — раба
Достатка и успеха?

"Служебный роман" (1977)
Песня «Моей душе покоя нет»
Исполняют Людмила Калугина (Алиса Фрейндлих) и Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков)


Эта песня звучит в фильме трижды, в исполнении главных героев — Людмилы Прокофьевны и Новосельцева. В самом начале мы слышим сначала ее голос, а потом его. Весь фильм герои ищут того самого «кого-то» — а в финале, найдя, поют уже вдвоем.

Моей душе покоя нет,
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет -
И все из-за кого-то.

Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.

О вы хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый.

Но нет со мной кого-то.
Мне грустно отчего-то.
Клянусь, я все бы отдала
На свете для кого-то!

"О бедном гусаре замолвите словр" (1980)
Песня «Зима пронеслась…»
Исполняют Настенька (Ирина Мазуркевич) и девушки


Кадр из художественного фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Печальное стихотворение, написанное Бёрнсом в 1788 году, в этом фильме превращается из трагического в трагикомическое — его распевают «модистки» из заведения мадам Жозефины, зарабатывающие на жизнь не столько шитьем, сколько падением в объятия очередного гусара.

Зима пронеслась, и весна началась,
И птицы, на дереве каждом звеня,
Поют о весне, но невесело мне
С тех пор, как любовь разлюбила меня.

Шиповник расцвел для проснувшихся пчел.
Поют коноплянки в честь вешнего дня.
Их в гнездышке двое, сердца их в покое.
Моя же любовь разлюбила меня.

Школьный вальс (1978)

Песня «Любовь, как роза красная…»
Исполняет Ольга Ярошевская


По сюжету фильма двое десятиклассников — Гоша (Сергей Насибов) и Зося (Елена Цыплакова) — влюблены и собираются пожениться после окончания школы. Но выпускной вальс Гоша танцует с Диной (Евгения Симонова). На ней он и женится, предав свою первую любовь Зосю, которая ждет ребенка.

И пусть сам Бёрнс в 1794 году, в конце жизни, писал что будет любить, пока не высохнут моря, на самом деле он тоже не без греха. Служанка его матери родила поэту первого ребенка как раз тогда, когда у него начался роман с будущей женой — Джин Армор. Отец Джин не хотел выдавать дочь замуж за Бёрнса, и только когда к поэту начала приходить известность, они смогли заключить официальный брак. Что, впрочем, не помешало ему и впоследствии влюбляться в других женщин.

Любовь, как роза красная
Цветет в моем саду,
Любовь моя, как песенка
С которой в путь иду.

Сильнее красоты твоей
Моя любовь одна,
Она со мной пока моря
Не высохнут до дна.

Роберт Бёрнс (Robert Burns, 25 января 1759 – 21 июля 1796) – шотландский поэт, фольклорист и автор многочисленных произведений, написанных на «равнинном шотландском» языке. В день его рождения – 25 января – в Шотландии принято готовить торжественный ужин с несколькими блюдами, которые непременно должны следовать в том порядке, в каком они были упомянуты поэтом в стихотворении. Все мероприятие сопровождается традиционными мелодиями на волынке и чтением самых известных четверостиший Бёрнса.

Детство

Роберт Бёрнс родился 25 января в селе Аллоуэй, находившемся неподалеку от города Эр графства Эйршир, в крестьянской семье. Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием сына занимался лишь отец. Однако назвать детство Роберта счастливым нельзя. Для того чтобы прокормить семью (у Роберта был младший брат Гильберт), отцу пришлось взять в аренду хозяйство Маунт-Олифант, где он начал трудиться не покладая рук.

А поскольку Гилберт на тот момент был еще слишком мал, Роберту вскоре пришлось присоединиться к отцу. Позже поэт признается своим друзьям и коллегам, что это было самое тяжелое детство из всех, о которых он слышал и видел. Мальчик трудился днями и ночами, выращивая зерно, фрукты и овощи. В светлое время суток он находился в поле, а с наступлением ночи, передохнув лишь пару часов на закате, принимался чистить конюшни и хлева, где отец держал скот для продажи и работы. Адская работа, конечно же, оставила неизгладимый след в сердце мальчика и впоследствии не раз отразилась в его произведениях.

Юность и начало поэтической карьеры

Будучи юношей, Роберт впервые начинает писать стихи. Несмотря на все лишения и невзгоды, они выходят довольно-таки светлыми и даже наивными, однако юное дарование стесняется кому-либо показывать их, ведь он обычный крестьянский мальчик без образования.

В 1784 году Роберт переживает свою первую потерю. Умирает его отец, оставляя все хозяйство своим двум сыновьям. Однако спустя несколько месяцев оба юноши понимают, что сделать что-либо самостоятельно они не в силах, поскольку практически не обучены ведению подобного хозяйства, не считая самой грязной, черной работы по уборке. Поэтому они продают Маунт-Олифант и перебираются в городок под названием Моссгил.

Там их пути разделяются. Роберт вступает в масонскую ложу, что впоследствии отразится на его творчестве, а брат Гилберт женится на одной девушке и становится хозяином одного из трактиров, который быстро приобретает популярность, благодаря открытости, гостеприимству и добродушию его хозяина.

Именно здесь, в Моссгиле, выходят первые произведения Роберта Бёрнса: «Джон Ячменное Зерно», «Святая ярмарка», «Веселые нищие» и «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». Именно благодаря им, о молодом таланте узнают на всей территории Шотландии.

Переезд и выход в высший свет

В 1787 году Роберт по настоянию одного из лучших друзей переезжает в Эдинбург, где его начинают знакомить с персонами из высшего света. Несмотря на тот факт, что в других городах молодой и талантливый парень обладал достаточной популярностью, здесь, в Эдинбурге, о нём знали единицы, что не могло не расстраивать поэта. Он начинает знакомиться с влиятельными людьми, первым из которых становится Джеймс Джонсон. Очень скоро Роберту становится известно, что его новый лучший друг всю свою жизнь занимается коллекционированием легенд, стихотворений и любого фольклора Шотландии. Увидев в мужчине родственную душу, Бёрнс предлагает ему объединиться и создать что-то наподобие шотландского цикла. Так на свет появляется их совместное творение «Шотландский музыкальный музей», где друзья стараются собрать наиболее известные мотивы и стихотворения нескольких эпох.

Благодаря всё тому же Джонсу, о Роберте Бёрнсе узнают и в Эдинбурге, а его стихотворения и циклы повестей расходятся сотнями копий. Это позволяет поэту собрать небольшой гонорар, который он страстно хочет вложить в аренду одного из поместий, как это в прошлом сделал его отец. Но, к сожалению, наивного Бёрнса обводят вокруг пальца, и после неудачной сделки он теряет заработанные деньги, оставшись без гроша. После этого он долгое время работает сборщиком акцизов, временами голодает и несколько раз чудом спасается от долговой тюрьмы.

За всю свою жизнь Роберту Бёрнсу удается написать и издать множество произведений, которые приносят ему известность. Среди них особой популярностью пользуются «Ода, посвященная памяти миссис Освальд» (1789), «Тэм о’Шентер» (1790), «Честная бедность» (1795) и многие другие.

Личная жизнь

Несмотря на то, что поэт половину жизни пробыл в приличном высшем свете, его манеры были далеки от идеала. В частности, это касалось личной жизни. Роберт Бёрнс был достаточно распутным и свободолюбивым человеком, который умел и любил пользоваться моментами славы. Так, он заводил множество служебных романов, три из которых закончились появлением незаконнорожденных детей. Однако Бёрнс о них никогда не задумывался и даже переставал общаться с их матерями сразу после рождения детей. Таков был характер гения.

В 1787 году Роберт Бёрнс встречает девушку Джин Армор – первую любовь, которой был увлечен еще будучи подростком. После непродолжительного романа они женятся, и в браке рождается пять детей.

Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и пели на протяжении двух веков в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами. Его слова вошли в поговорки и пословицы. Его песни вернулись в народ. Так писали критики о шотландском поэте Роберте Бернсе.

Жизнь и творчество Роберта Бернса

Он родился 25 января 1759 года в Западной Шотландии. Его отец был садовником. После долгих лет службы в дворянских имениях он арендовал участок земли, выстроил дом и к 40 годам женился на 25-летней сироте, скромной и работящей Агнесс Броун. Всю жизнь сожалея о своей необразованности, Уильям вместе с другими фермерами нанял в соседней деревне учителя Мэрдока, который два с половиной года обучал его детей грамоте. Задумчивый не по годам шестилетний Роберт Бернс был первым в правописании и поражал всех своей исключительной памятью.

Через год семья сменила место жительства, переехав на другую ферму. Бернсы жили замкнуто, почти все время отдавали работе, а по вечерам отец занимался с детьми грамматикой и арифметикой. Способному Роберту этих уроков было недостаточно, и Уильям снова отдал сына в обучение к Мэрдоку. За несколько недель Роберт освоил грамматику, стал изучать французский язык. Однако через пару месяцев юноше пришлось вернуться на ферму – без него там не справлялись.

Во время уборки хлеба 14-летний Бернс влюбился в работавшую с ним девочку – Нелли Килпатрик, сочинил для нее свою первую песню. «Так для меня начались любовь и поэзия» - писал он впоследствии. В 15 лет отец отправил Роберта в землемерную школу, находившуюся в одном из рыбачьих поселков. Там юноша увидел другую прехорошенькую девушку. Для нее были написаны новые страстные стихи. Через год учебу пришлось оставить. Семья переехала на новую ферму, которую снова надо было поднимать.

Целую неделю Роберт пахал землю, а по воскресеньям он убегал от домашней скуки, ходил на уроки танцев и в таверну, посетители которой любили Бернса за его стихи о жизни фермеров. В 22 года он вошел в масонскую ложу, в уставе которой его привлекли пункты о равенстве и взаимопомощи всем братьям независимо от происхождения. В тот же год Бернс прочел шотландские стихи Фергюссона и понял, что его родной язык, который англичане считали простонародным диалектом, ничем не хуже любого литературного языка.

В 1784 году после смерти главы семьи Бернсы снова переезжают. Здесь 25-летний Роберт влюбился в служанку Бетти, которая родила ему дочь. Жениться Бернс не собирался, но заявил, что воспитывать девочку будет сам. Позже он познакомился с дочерью богатого подрядчика Джин Арвар. Молодые люди тайно, по старинному обычаю подписали контракт, в котором признавали себя мужем и женой. Когда родители узнали о том, что Джин беременна, они заставили ее уехать из города.

Гордый Роберт счел это предательством со стороны девушки, и долгое время отказывался видеться с ней. Когда она родила двойню, он забрал сына к себе. Слабую девочку Арморы оставили в своей семье. Позже она умерла. В это время песни Роберта заинтересовали одного помещика. При его содействии в июле 1786 года вышел первый сборник Бернса с поэмами «Две собаки» и «Субботний вечер поселянина». За неделю 27-летний поэт-фермер стал знаменитым.

Он посетил Эдинбург, где поразил светское общество своей воспитанностью и образованностью. Столичный издатель Критч предложил ему выпустить второй сборник, обещал приличное вознаграждение, но выплатил только часть. В 39 лет, после долгих мучений, Роберт обвенчался с любимой Джин и поселился с ней на ферме Элисленд. Он решил вступить на стезю добродетели, но однажды влюбился в племянницу трактирщика Анну. Позже признался жене, что Анна родила от него девочку и умерла при родах. Джин забрала малышку и вырастила ее как родную.

Земля не приносила Бернсу дохода, и он выхлопотал место акцизного чиновника. Служебные обязанности он совмещал с поэзией. На протяжении многих лет Бернс собирал старинные шотландские песни. 21 июля 1796 года Бернса не стало. Уже после похорон Джин родила пятого сына. Благодаря влиятельным поклонникам поэта его жена и дети впоследствии ни в чем не нуждались.

  • Некий доктор Керри, человек строгих правил, создал жизнеописание Бернса, по-своему истолковав многие факты, изобразив поэта повесой и пьяницей. Только более поздние исследователи внесли ясность в биографию шотландского барда.

Роберт Бернс. Биография и обзор творчества

(1759-1796)

Роберт Бернс родился в семье шотландского крестьянина-бедняка Вильяма Бернса в деревушке Аллоуэй 25 января 1759 года.

Отец Бернса смолоду жил в батраках и только после смерти своего отца (деда порта) он смог взять в аренду небольшой участок земли, на котором построил глинобитную мазанку.

Мать порта, Агнес Браун, обладала чудесным голосом. По вечерам, за пряжей, она пела народные шотландские песни, старинные баллады, которые на всю жизнь сохранились в памяти ее первенца— Роберта. Богатое воображение мальчика находило себе пищу и в бесконечных рассказах старой женщины Бетти Давидсон, нашедшей прибежище на склоне лет на ферме Бернсов. «Она хранила в памяти,— вспоминал порт,— едва ли не самую обширную, на мой взгляд, коллекцию сказок и песен. Сказки эти пробудили в моей душе дремавшие семена поррии».

Отказывая себе в самом необходимом, Вильям решился послать сыновей хотя бы в начальную, приходскую школу. В списках аллоурйской приходской школы, сохранившихся до наших дней, значится имя только одного из братьев Бернсов: пока один из них занимался в школе, другой помогал отцу пахать и боронить. У семьи не было средств посылать обоих братьев учиться одновременно. По вечерам отец стремился пополнить знания детей, читая им вслух книги. Он подолгу беседовал с сыновьями о чести и достоинстве, говорил им о долге патриота; впоследствии Бернс с большой любовью вспоминал своего отца в одном из юношеских стихотворений.

Был честный фермер мой отец.

Он не имел достатка,

Но от наследников своих

Он требовал порядка.

Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в карманах,

Страшнее — чести изменить,

Чем быть в отрепьях рваных

Через некоторое время отец, сложившись со своими соседями, пригласил для детей гораздо более квалифицированного учителя, чем старенький священник, обучавший их в приходской школе. Это был бедный студент Мердок (ставший впоследствии видным ученым). Вскоре Роберт сделался любимым учеником Мердока. Под его руководством он изучил английскую грамматику, французский язык, латынь, познакомился с английской литературой — с творчеством Чосера, Шекспира, Филдинга, Попа, Грея, Стерна, Голдсмита, Смол-летта,.Дефо, Свифта. Кроме того, Мердок познакомил Бернса с английскими народными балладами и песнями, с шотландскими поэтами XVIII века — Рамзеем и Томсоном. Бернс научился превосходно писать по-английски — его стихи и проза на этом языке вызывали одобрение самых строгих знатоков и ценителей.

Отроческие годы Бернса омрачены нуждой и преждевременной кончиной отца. В одном из писем Бернс так вспоминал об этой печальной поре: «Тяжелая жизнь подорвала силы отца и работать он уже не мог. Срок нашей аренды истекал через два года и, чтобы продержаться, мы стали отказывать себе во всем. Жили мы чрезвычайно бедно. Для своих лет я был неплохим пахарем (Бернсу тогда было 14—15 лет.— Б. К.), но мне было нелегко. До сих пор во мне вскипает возмущение, когда вспоминаю наглые угрозы мерзавца управляющего, доводившего всех нас до слез».

Эти мысли впоследствии Бернс выразил в автобиографическом стихотворении «Был честный фермер мой отец». Благодаря большому художественному обобщению в этом произведении единичная судьба семьи поэта выступает как типическое для всей массы шотландских фермеров явление:

Надежды нет, просвета нет,

А есть нужда, забота.

Ну что ж, покуда ты живешь,

Без устали работай.

Косить, пахать и боронить Я научился с детства.

И это все, что мой отец

Оставил мне в наследство.

(«Был честный фермер мой отец»)

К семнадцати годам Бернс накопил солидный багаж знаний. Он непрерывно совершенствовался в искусстве слагать стихи, изучал произведения французских, немецких, итальянских, древнегреческих и древнеримских писателей, штудировал философов Шефтсбери, Юма, Гоббса, Дидро, Руссо.

В ранней юности Бернс ничем не отличался от большинства своих сверстников — это был здоровый, крепкий крестьянский парень, балагур и насмешник, любил потанцевать вечером в веселой компании молодежи; утром и днем Роберт до упаду работал в поле, как и все молодые люди его деревни.

Непосредственным толчком к усиленным занятиям поэзией послужила первая юношеская любовь к пятнадцатилетней девушке Нэнси, с которой Роберт вместе вязал снопы во время уборки урожая. В одном из дневников Бернса читаем: «...несомненно, существует непосредственная связь между любовью, музыкой и стихами... Могу сказать о себе, что я никогда не имел ни мысли, ни склонности стать портом, пока не влюбился. А тогда рифма и мелодия стали непосредственным голосом моего сердца».

Между тем семейство Бернсов преследовали кредиторы. Только смерть спасла главу ее — Вильяма Бернса — от долговой тюрьмы. Роберт со своей матерью и братом Гильбертом переселились подальше от печальных для них мест. Они обосновались на ферме в Моссгиле, которую Бернсу помог взять в аренду адвокат Гамильтон — один из поклонников его таланта.

В юности Бернс не думал о профессиональном занятии литературой.

Первые годы своего творчества Бернс шел испытанной дорогой своих предшественников — безвестных бродячих певцов и портов. Образ одного такого поэта Бернс выводит в кантате «Веселые нищие». Он меньше всего думал тогда об издании своих песен. Он создавал нежные любовные стихи, мог экспромтом сочинить эпитафию или эпиграмму. Его звонкие песни и злые шутки в рукописном виде широко были распространены в народе. Уже в Моссгиле Бернс поражал всех необыкновенной простотой стихотворной формы, лег-костыб, яркостью стиха, склонностью к смелому, бойкому, соленому народному словцу, шутке, присказке, юмору. Он, казалось, открыл непостижимое искусство делать поэзию из самых обыденных, будничных ситуаций, из самых «грубых», «непоэтических» слов, которые решительно отвергались классицистическими поэтиками Буало и Попа как «низменные», «плебейские». Подобно смелому новатору Бомарше, Бернс заставил свою музу заговорить языком крестьян, горожан, ремесленников.

В таком, например, четверостишии:

Когда в саду среди кустов

Жужжала сонная пчела,—

В тени, в загоне для коров

Беседа медленная шла.

(«Когда кончался сенокос»)

слова «в загоне для коров» считались непозволительной вольностью, от которой в ужасе отстранялись люди, воспитанные на неоклассической доктрине.

Эта демократизация литературного языка была жизненно необходимой проблемой в ту эпоху, без нее не могло бы появиться великое реалистическое искусство XIX века.

Летом 1785 года Бернс встретил девушку, с которой ему было суждено прожить жизнь. Это была Джин Армор — дочь зажиточного и законопослушного человека. Отец Джин и слышать не хотел о ее браке с бедняком, стяжавшим к тому же славу смутьяна и безбожника. Роберт и Джин встречались тайком. Некоторые из этих встреч Бернс потом воссоздал в волнующих строках своей лирики.

Скоро молодые люди дали друг другу клятву в вечной верности и вступили в тайный брак. Однако отец Джин, узнав об этом, решительно воспротивился союзу своей дочери с Бернсом. Он потребовал, чтобы нотариус уничтожил документ о вступлении в брак Роберта и Джин и принудил свою дочь «покаяться в грехах» перед священником. Датем, угрожая ей родительским проклятием, отослал к родственникам, в другой город.

Бернс решил навсегда уехать из родной Шотландии в колонию, на Ямайку, или поступить в солдаты.

Перед тем как навсегда покинуть милый его сердцу край, Бернс, вняв настойчивым просьбам и советам своих образованных друзей из Эйра, предпринял издание сборника «Стихотворения на шотландском диалекте». В 1786 году в городке Килмарнок сборник увидел свет. Весь тираж (600 экз.) быстро разошелся. Этот маленький томик стал событием дня не только в провинции, но и в столице Шотландии — Эдинбурге, где были поражены талантом гениального пахаря. Читали книгу всюду. Современник Бернса пишет: «батраки и работницы с ферм охотно отдавали с трудом накопленные деньги, отказывались от самого необходимого, чтобы только достать этот томик стихов», «рабочие ткацкой фабрики в Килмарноке, купив книжку в складчину, разделили ее по листкам и учили стихи наизусть, обмениваясь прочитанными страницами».

Своей могучей, подлинно народной поэзией Бернс создал новую читательскую аудиторию. Это в значительной степени определило дальнейшую судьбу не только шотландской, но и также английской литературы. Романтики, пришедшие на литературную арену в середине 90-х годов, опирались на тот круг читателей из низов общества, который создала поэзия Бернса.

Почитатели поэзии Бернса начали усиленно приглашать его в Эдинбург, чтобы издать там сборник еще раз. Богатые меценаты обещали ему свое покровительство.

В ту эпоху литературная жизнь Англии сосредоточивалась в Лондоне и Эдинбурге. Там выходили журналы и газеты, определявшие моду, формировавшие вкусы, там были лучшие театры, литературные салоны и т. д. Провинция лишь покорно и робко принимала мнения и законы, которые диктовали Эдинбург и Лондон.

Эдинбургским вельможам и издателям было приятно, что Лондон — столица империи — обратил внимание на такое необыкновенное явление, как поэт-пахарь. Национальной гордости эдинбуржцев льстило, что в народной толще Шотландии мог родиться такой огромный талант. Главный литературный орган страны «Эдинбургское обозрение» поместил благожелательную рецензию, за этим последовало несколько рецензий в лондонских журналах. Великосветские и литературные салоны наперебой зазывали Бернса; его глубокий ум, остроумие, умение держаться просто, но с большим достоинством произвели впечатление. То было время шумного, но кратковременного успеха, который выпал на его долю один-единственный раз. Вальтер Скотт, которому в то время было всего пятнадцать лет, встретил Бернса в одном из литературных салонов Эдинбурга. Впоследствии он описал эту, глубоко памятную для него встречу: «В нем ощущалась большая скромность, простота, непринужденность — и это особенно удивило меня, оттого что я много слышал о его необыкновенном таланте... Во всем его облике чувствовались ум и сила, и только глаза выдавали поэтическую натуру и темперамент. Большие и темные, они горели (я говорю «горели» в самом буквальном смысле слова), когда он толковал о чем-нибудь с силой и увлечением. Никогда в жизни я не видел таких глаз, хотя и встречался с самыми выдающимися людьми моего времени. Его речь была полна свободы и уверенности, без малейшего самодовольства или самонадеянности, и, расходясь с кем-нибудь, он, не колеблясь, высказывал свои убеждения твердо, но вместе с тем сдержанно и скромно» *.

Кратковременный успех Бернса у Эдинбургского большого света объясняется особенностями момента. Образованное и высокопоставленное общество Эдинбурга — герцоги, лорды, адвокаты, врачи, крупные землевладельцы жили под впечатлением предромантического искусства: сборника Перси, «Песен Оссиана» Макферсона, поэзии Чат-тертона, картин Фюзели, Флаксмана, «готического» романа и т. д. На Бернса его знатные покровители смотрели как на приятный аттракцион сезона, живое приложение к книге старинных баллад Перси. Эдинбургское образованное барство играло в симпатии к мужичку, которого представляло себе вначале симпатичным и «смиренным» поселянином, как будто бы сошедшим со страниц Грея или Томсона. Богатые меценаты содействовали второму изданию стихов Бернса. Издатель Крич выпустил второе издание сборника в апреле 1787 года. Книгу тут же переиздали в Лондоне и других городах Британии. Бернс, единственный раз в своей жизни, получил приличный гонорар, половину которого тут же поспешил отослать матери и брату в Моссгил. Теперь стала, наконец, возможной и его свадьба с Джин Армор, ибо ее отец дал свое согласие на союз дочери с прославленным поэтом. В то же время Бернс нашел на эдинбургском кладбище заброшенную и совершенно забытую могилу своего предшественника — молодого шотландского поэта Фергюссона, скончавшегося в возрасте 24 лет в больнице от «гнилой горячки» (как тогда называли тиф) и похороненного на казенный счет. На свои средства Бернс поставил мраморную плиту над могилой юноши. Впоследствии была высечена строгая стихотворная эпитафия, сочиненная Бернсом:

Ни урны, ни торжественного слова,

Ни статуи в его ограде нет.

Лишь голый камень говорит сурово:

Шотландия! Под камнем — твой порт!

(«На могилу Фергюссона»)

Судьба Фергюссона еще долго занимала Бернса. В ней он провидел свою собственную судьбу; черствость, равнодушие, жестокость общества, безжалостно осудившего порта на гибель от нищеты и голода, казались Бернсу глубоко знаменательными. Он понимал, что официальное общество не ценит и не нуждается в подлинно значительном искусстве, что оно падко на сенсацию и равнодушно ко всему прекрасному, ибо пошлость отравляет жизнь представителей имущих классов с пеленок, поэтому оно даже враждебно к творцам красоты. В стихотворении «К портрету Роберта Фергюссона, шотландского порта» Бернс писал:

Проклятье тем, кто наслаждаясь песней,

Дал с голоду порту умереть.

О старший брат мой по судьбе суровой,

Намного старший по служенью музам,

Я горько плачу, вспомнив твой удел.

Предчувствия Бернса оправдались. Вскоре сановный и литературный Эдинбург заметно охладел к нему: вчитавшись в его стихи, особенно в те из них, которые ходили по рукам в рукописном виде, ознакомившись с его откровенно демократическими и революционными взглядами, руководители литературной и политической жизни государства почувствовали в крестьянском порте враждебную силу. Классовый инстинкт подсказывал власть имущим, что поэзия Бернса — не легкое и приятное развлечение, а сокрушительный ураган. Попытки «приручить» гордого певца не дали никаких результатов. Бернс как будто и не отказывался писать хвалебные оды на английском языке в честь знатных особ. Эти оды тотчас же перепечатывали газеты Лондона и Дублина. Однако оды рти получались очень слабыми, безжизненными. Бернс впоследствии стыдился вспоминать о них.

После нескольких попыток писать в духе придворных портов Бернс навсегда отказался от «выгодных» заказов меценатов. Он, напротив того, обратился к идеям равенства, свободы, братства, провозглашенных французской революцией. Его произведения приобрели невиданную до того силу и глубину.

После выхода в свет второго издания Бернс продал право на все свои произведения за 100 гиней Эдинбургскому издателю и в 1788 году купил ферму близ городка Дамфриса. Почти одновременно, желая иметь постоянный доход, Бернс в 1789 году с помощью друзей получил место акцизного чиновника в Дамфрисе, избравшем порта своим почетным гражданином еще в пору блестящего успеха Бернса. До 1791 года Бернс трудился и на ферме и в акцизе, и только тяжелая болезнь и неминуемое разорение, грозившее Бернсу, как и всякому другому фермеру в ту пору активного наступления капитала на мелкие фермы, заставили порта продать с аукциона свое имущество и окончательно переехать в Дамфрис, оставив себе только службу в акцизе.

С 1791 года Бернс активно и безвозмездно сотрудничает с двумя издателями сборников народных песен «Шотландский музыкальный музей» (изд. С. Джонсон) и «Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий» (изд. Дж. Томсон).

Революционные события во Франции отразились и на внутренней жизни Британии. Весной 1794 года наступила полоса политической реакции. Премьер В. Питт открыто опирается на полицейский террор, реакционную прессу, церковь и национальную рознь. По стране прокатилась волна репрессий. Попали в тюрьму, на каторгу и даже на виселицу многие члены Союза демократов в Лондоне. Дошла очередь и до Эдинбурга. Руководители шотландского демократического союза «Друзья народа» были сосланы на каторгу в Австралию.

Роберт Бернс не был в числе благонадежных. Властям было известно его стихотворение «Дерево свободы», четыре мортиры, посланные Бернсом революционной Франции, были конфискованы, начальство его предупредило официальной бумагой, в которой Бернсу предлагалось «служить, а не думать». На обороте этого документа Бернс написал горькие строки:

К политике будь слеп и глух,

Коль ходишь ты в заплатах.

Запомни: зрение и слух —

Удел одних богатых!

Нередко Бернс поражал слушателей своими блестящими экспромтами. Однажды в таможне, услышав раздраженные реплики пассажиров в адрес акцизных, Бернс нацарапал на стекле:

Вам, остроумцам, праздным и капризным,

Довольно издеваться над акцизным.

Чем лучше ваш премьер или священник,

С живых и мертвых требующий денег

И на приход глядящий с укоризной?

Кто он такой? Духовный ваш акцизный!

(«В защиту акцизного»)

Через некоторое время на Бернса поступил донос, в котором говорилось, что «чиновник на королевской службе не смеет сочинять столь богомерзкие и возмутительные стихи» и не имеет права «дерзко и непочтительно отзываться о титулованных и даже коронованных особах, министрах его величества и смиренных служителях церкви...».

Лояльность Бернса приехал проверять сам генеральный инспектор главного акцизного управления, который не принял суровых мер только благодаря заступничеству друзей Бернса.

Тяжелое материальное положение, болезнь, непосильный труд подорвали силы Бернса. Но и тяжело больной, порт не выпускал пера из рук. В последние годы жизни Бернс создал свои самые светлые, самые жизнерадостные песни и баллады, самые беспощадные эпиграммы.

Проводить порта в последний путь собралась процессия, огромная по тем временам. Его похоронили с воинскими почестями, как национального героя.

Истоки поэзии Бернса — народные, его лирика — это непосредственное развитие народной песни. В своих стихах он отразил жизнь народа, его горести и радости, труд земледельца и его независимый характер. Но при всей неразрывной связи поэзии Бернса с народными песнями и преданиями нельзя отрицать, что лучшие произведения его предшественников — английских портов-сентименталистов — оказали влияние на формирование таланта Бернса. Он с уважением относился к творчеству Грея, Рамзея, называл своим предтечей Фергюссона. Это не мешало ему видеть слабые стороны поэзии сентименталистов. Достигнув творческой зрелости, Бернс отверг вялую манеру письма своих предшественников и даже пародировал излюбленные ими кладбищенские стихотворения.

В «Элегии на смерть моей овцы, которую звали Мейли» Бернс комически сокрушается и воспевает добродетели овцы в не менее трогательной и возвышенной манере, чем рто делали в своих элегиях прославленные барды сентиментального направления. Такими пародиями Бернс как бы взрывает изнутри излюбленный портами 50— 60-х годов жанр элегий, всячески подчеркивая, что приверженность к какому-либо одному жанру неимоверно обедняет возможности порзии.

Поэзия Бернса была огромным шагом вперед в истории английской литературы. Провозглашение ценности каждой человеческой личности, невзирая на сословную принадлежность, независимость взглядов и демократические идеи завоевали ему любовь широкой народной аудитории.

Для читателей первого сборника Бернса был откровением грустный лирический рассказ порта о судьбе старого крестьянина и его клячи. Крестьянин в этом стихотворении представал как человек щедрой и большой души («Новогодний привет старого фермера его старой лошади»). Внимание к чувствам простолюдина — новое явление в английской поэзии.

В совершенно необычном свете, совсем ином, чем у Драйдена, Попа, Рамзея, Грея и Томсона, предстала перед читателями и природа в стихах Бернса. Бернс освободил поэзию от мотивов мистики, изгнал из нее религию и культ смерти, природа в его лирике — немеркнущая бескрайняя красота.

За полем ржи кустарник рос,

И почки нераскрытых роз

Клонились, влажные от слез.

Росистым ранним утром.

Но дважды утренняя мгла

Сошла, и роза расцвела.

И так роса была светла

На ней душистым утром.

И коноплянка на заре

Сидела в лиственном шатре

И вся была, как в серебре,

В росе холодным утром.

Придет счастливая пора

И защебечет детвора

В тени зеленого шатра

Горячим летним утром.

(«За полем ржи»)

И люди, живущие на ее лоне, тоже прекрасны.

Бернс сумел найти возвышенное, истинное благородство и честь под соломенной крышей деревенской хижины, среди батраков, работающих в поле. Возвышенные чувства и благородные движения человеческой души Бернс часто сравнивает с грозными и величественными явлениями природы. О своем герое, крестьянском парне, который идет в бой за свободу отчизны, автор говорит:

Легче солнце двинуть вспять,

Славный парень,

Статный парень,

Чем тебя поколебать,

Славный горский парень,

(«Лучший парень»)

Природа в стихах Бернса представлена в вечном движении и обновлении, она не знает неестественного покоя, который отличает лирику природы у классицистов и сентименталистов. Бернс, любуясь великолепием природы, показывает в ней движение стихий, отсутствие постоянства и неизменности!

Пророчат осени приход

И выстрел в отдаленье,

И птицы взлет среди болот,

И вереска цветенье...

Но всюду злой тиран проник:

В немых лесных просторах

Ты слышишь гром, и жалкий крик,

И смятых перьев шорох...

А ведь такой кругом покой.

Стрижей кружится стая.

И нива никнет за рекой

Зелено-золотая.

(«Конец лета»)

Многие произведения Бернса возникли при переработке старинных народных песен и преданий. Бернс использовал сюжет, мелодию, ритм, размер старинных стихов.

Под его пером забытые сюжеты приобретали злободневную остроту, они наполнялись новым содержанием, облекались в стихи необыкновенной красоты и силы. Так, например, родилась баллада «Джон-Ячменное зерно» (1782), в которой в иносказательной форме выражена мысль о бессмертии народа.

Трех королей разгневал он,

И было решено,

Что навсегда погибнет Джон Ячменное зерно.

Велели выкопать сохой Могилу короли,

Чтоб славный Джон, боец лихой,

Не вышел из земли.

Травой покрылся горный склон,

В ручьях воды полно,

А из земли выходит Джон Ячменное зерно.

Все так же буен и упрям,

С пригорка в летний зной

Грозит он копьями врагам

Качая головой...

(«Джон-Ячменное зерно»)

В последнее десятилетие своей жизни Бернс упорно собирал, записывал и обрабатывал произведения устного шотландского народного творчества. Заслуги Бернса как собирателя фольклора, поистине неоценимы — благодаря его трудам и заботам удалось сохранить множество старинных песен и баллад в их первоначальном виде. Бернсу пришлось выдерживать многочисленные сражения с издателями, стремившимися пригладить «грубое» и «непристойное» в какой-нибудь старинной сказке или балладе, стилизовать ее под салонную поэзию XVIII века.

Вместе с тем постоянная работа над фольклором наложила определенный отпечаток на оригинальное творчество порта. В композиции и стиле его произведений преобладают элементы народной поэзии — он любит повторы, рефрены, зачины и т. п., которые характерны и для народной песни, сказа, баллады (см., например, «Дерево Свободы», «Честная бедность» и др.). Синкретичность, смешение различных жанров, свободное сочетание строк с различным размером и ритмом, смешение двухдольных и трехдольных размеров, смешение строк различной метрической длины — все это взято Бернсом из произведений фольклора, но творчески переработано и приобрело новую силу, красоту и значение.

Песням и балладам Бернса присущи элементы драматической поэзии. Он любит диалоги и монологи, умело применяет неличнопрямую речь. В годы творческой зрелости Бернс мечтал создать национальный шотландский театр, национальную драматургию. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться. Манера сочинять стихи, которой пользовался Бернс, напоминает нам о поэтической практике народных поэтов и певцов. Он никогда не мог сочинить и нескольких рифмованных строк без того, чтобы сначала не найти для них мелодию какой-либо народной песни. Овладев мелодией, Бернс начинал затем подбирать рифмованные строки. О народнопесенной основе творческого метода Бернса хорошо сказал Гёте: «Возьмите Бернса. Что сделало его великим? Не то ли, что старые песни его предков были живы в устах народа, что ему пели их еще тогда, когда он был в колыбели, что мальчиком он вырастал среди них, что он сроднился с высоким совершенством этих образцов и нашел в них ту живую основу, опираясь на которую мог пойти дальше? И далее. Не потому ли он велик, что его собственные песни " тотчас же находили восприимчивые уши среди народа, что они звучали навстречу ему из уст женщин, убирающих в поле хлеб, что ими встречали и приветствовали его веселые товарищи в кабачке?» ".

Бернс ввел в литературу Шотландии, а затем и Англии нового героя, неизвестного до него. Начиная с Бернса в большой английской литературе появляется новая традиция — изображать людей труда как лучших представителей нации, носителей ее «ума и чести». Утверждение человеческого достоинства труженика сочетается у Бернса с осуждением лордов и буржуа. Даже в любовной лирике заметно критическое отношение порта к представителям имущих классов, к их высокомерию, их лицемерной морали.

Уже в раннем творчестве поэта звучит тема великой гордости «честного простолюдина». Эта тема становится лейтмотивом в поздней лирике Бернса.

Так, например, в стихотворении «К Тибби» лирический герой с негодованием отвергает «благосклонное внимание» богатой наследницы.

О, Тибби, ты была горда,

И важный свой поклон

Тем не дарила никогда,

Кто в бедности рожден.

Вчера же, встретившись со мной,

Ты чуть кивнула головой,

Но мне на чорта нужен твой

Презрительный поклон!

Ты думала наверняка

Пленить мгновенно бедняка,

Прельщая звоном кошелька...

На что мне этот звон?

Пускай меня гнетет нужда,

Но я сгорел бы от стыда,

Когда тобой, что так горда,

Я был бы побежден.

(«К Тибби»)

Подлинную любовь, дружбу, сердечность и искреннее участие порт чаще всего находит в среде бедняков. Бернс противопоставляет спесивой гордячке Тибби и ей подобным образы крестьянских парней и девушек, чья любовь не отравлена «низким расчетом» и «позорным благоразумием».

Он, например, с восхищением говорит о верной любви угольщика и его подруги. Напрасно знатный лррд (помещик) сулит девушке богатство, беззаботную жизнь, она с презрением отвергает его:

— Хоть горы золота мне дай

И жемчуга отборного,

Но не уйду я — так и знай!

От угольщика черного...

У нас любовь — любви цена.

А дом наш — мир просторный.

И платит верностью сполна

Мне угольщик мой черный!

(«Подруга угольщика»)

Даже в самом, казалось бы, отвлеченно-лирическом стихотворении, где описываются сугубо личные чувства и переживания порта, он всегда вспоминает о зловещей власти богатства, о жестокой нищете и страданиях тружеников. В стихотворении «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом» мы встречаем, например, такие строки:

Ах, милый, ты не одинок;

И нас обманывает рок,

И рушится сквозь потолок

На нас нужда.

Мы счастья ждем, а на порог

Валит беда...

Стихотворение «Горной маргаритке, которую я примял своим плугом» кончается следующим образом:

И ты, виновник этих строк,

Держись — конец твой "недалек,

Тебя настигнет грозный рок—.

Нужда, недуг,—

Как на весенний стебелек

Наехал плуг.

Но Бернс-реалист чужд идеализации крестьянской жизни. Показывая высокие моральные качества и положительные черты характера крестьянской молодежи, порт вместе с тем правдиво рисует отрицательные стороны фермерского быта, жестокую власть священ пика, патриархального уклада, наличие стяжательских черт в психологии крестьянина. Бернс безоговорочно осуждает тех, кто продает себя «золотому тельцу». Стяжательство и корысть приносят лишь страдания человеку.

Глубокое горе чувствуется, например, в жалобе девушки, которую родители выдают замуж за нелюбимого богача.

Как слепы и суровы Старик отец и мать,

Что дочь свою готовы Богатому продать.

И дочь, гонимая отцом,

Изнурена борьбой Должна покинуть отчий дом И стать женой — рабой.

Так сокол над голубкой Без устали кружит,

Своей добычи хрупкой Злодей не пощадит.

(«Песня»)

Любовь, купленная ценою золота, не приносит счастья. Поцелуй без любви — тяжкое моральное преступление.

За шиллинги, пенни загублена Дженни,

Обвенчана Дженни с глухим стариком...

(«Что делать девчонке?»)

Но все же большинство героев и героинь Бернса — отважные, смелые, верные в любви и дружбе люди. Его героини часто «идут на штурм собственной судьбы», мужественно борются за счастье. Бесстрашно вступает в борьбу с гнетом патриархального уклада жизни молодая девушка — она избирает себе мужа по сердцу, идет против воли суровых родителей.

С таким молодцом мне не надо

Бояться судьбы перемен.

Я буду и бедности рада,—

Лишь был бы со мною Тэм Глен...

Мне мать говорила сердито:

— Мужских опасайся измен,

Повесе скорей откажи ты! —

Но разве изменит Тэм Глен?

(«Тэм Глен»)

Огромной популярностью в народе пользовалась сатира Бернса, написанная им на церковного старосту и члена церковного совета Вильяма Фишера, ханжу и лицемера. Он заставил Бернса сесть на «покаянную скамью» в местной церкви и покаяться в грехах. Друг Бернса, адвокат Эйкин, сумел однажды посрамить ловкого и коварного ханжу, ликвидировать судебный иск церковного совета с привлечением к ответственности другого друга Бернса — свободомыслящего адвоката Гамильтона. Иск был предъявлен только за то, что адвокат разрешил копать картошку в субботний день у себя на огороде.

К удовольствию своих друзей, Бернс после посрамления Фишера сочинил «Молитву святоши Вилли», а затем «Эпитафию на могилу Вилли». В этих произведениях Бернс в блестящей поэтической форме дал глубокую критику ортодоксальной шотландской пресвитерианской церкви, отличавшейся своей жестокостью к беднякам. Бернс создал образ пуританского Тартюфа, угнетавшего и преследовавшего честных и свободомыслящих людей в своем приходе.

Поэт приводит откровенный разговор Вилли с богом: Вилли просит бога простить ему его прегрешения — он отнюдь не так свят, как желает показать прихожанам:

Вчера я вышел на дорогу

И встретил Мэгги — недотрогу.

Клянусь всевидящему богу,

Обет приму,

Что на нее я больше ногу

Не подниму!

Еще я должен повиниться,

Что в постный день я у девицы,

У этой Лиззи смуглолицей,

Гостил тайком...

(«Молитва святоши Вилли»)

С необычайной четкостью и яркостью выразил Бернс свое враждебное отношение не только к королю, лордам, но и ко всем богатеям вообще в своем знаменитом стихотворении «Честная бедность», которое современники поэта называли «Марсельезой англичан». Только в трудовых классах общества видит Бернс источник прогресса, будущность нации:

Пускай бедны мы с вами,

Богатство —

Штамп на золотом,

А золотой —

Мы сами!

Судите не по платью.

Кто честным кормится

трудом,—

Таких зову я знатью!

(«Честная бедность»)

Еще Филдинг писал в предисловии к одной из книг «Тома Джонса»: «...условность и деланные чувства до такой степени наполняют людей высшего круга, что своего лица у них нет вовсе, ...великосветская жизнь — самая серая и тусклая и не содержит в себе ничего веселого и любопытного... люди только и знают, что суетное тщеславие да рабскую подражательность. Наряды и карты, еда и питье, поклоны и приседания составляют все содержание их жизни».

Вот этот шут — природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

(«Честная бедность»)

Бернс первым в английской литературе XVIII века заглянул в будущее, «когда кругом все люди станут братья», и бесстрашно провозгласил лозунг революционного французского конвента:

Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

(«Честная бедность»)

Французская революция 1789 года, которую Бернс сразу принял, воспета им в прекрасном и мужественном стихотворении «Дерево свободы». Рассказывая о дереве, посаженном на руинах Бастилии, Бернс пишет:

Из года в год чудесный плод

На дереве растет, брат.

Кто съел его, тот сознает,

Что человек —не скот, брат.

Его вкусить холопу дай —

Он станет благородным

И свой разделит каравай С товарищем голодным...

(«Дерево свободы»)

Порт с глубокой грустью говорит о том, что его родина все еще в плену полуфеодальных законов и обычаев:

Мы выбиваемся из сил

На борозде бесплодной...

(«Дерево свободы»)

Он осуждает не только политический, но и экономический и социальный гнет. Лордов и буржуа он называет в «Дереве свободы» «потомственными ворами», всячески подчеркивая, что эксплуататорские классы незаконно присваивают себе труд бедняков.

Свои революционные настроения Бернс ярко выразил в стихах:

Зачем терпеть в расцвете сил

Ярмо порабощенья?

К оружью, братья! Наступил Великий час отмщенья.

Твердят: безгрешны короли,

А руки их кровавы.

Мы сами троны возвели,

Тряхнуть их — наше право!

Девизом каждый патриот Смерть иль свободу изберет.

(«Зачем терпеть»)

Своей поэзией Роберт Бернс продолжил и дал могучее развитие той едва обозначенной в творчестве сентименталистов теме «незаметных радостей» «поселян», радостей, которыми утешались персонажи Грея, Рамзея и Томсона посреди моря тех вопиющих социальных бедствий, которые выпали на их долю в эпоху аграрно-промышленного переворота. Но реалист Бернс в отличие от указанных писателей и не думает искать утешения в религии или ронять слезы умиления, наблюдая трогательную картину любви безграмотного мужичка к его семейству, мир и покой, царящие у его вечернего очага. Его лирический герой преисполнен достоинства и благородства, он ценит свой труд и свой отдых.

Нет лучшей радости на свете,

Чем свой очаг, жена и дети,

Малюток резвых болтовня

В свободный вечер у огня.

А кружка пенсовая с пивом

Любого сделает счастливым...

Крестьянский парень вспашет поле —

И отдохнет себе на воле.

Девчонка рада, если в срок За прялкой выполнит урок.

(«Две собаки»)

Но нередко фермер-бедняк опускается еще ниже по социальной лестнице, становится неимущим пролетарием, нищим, у которого только и есть за душой, что его крепкие руки. Об этой категории «отверженных» передовые писатели Англии XVIII века говорят только с болью и состраданием. Грй (автор «Оперы нищего»), например, полагал, что за счет этого сословия пополняются ряды преступников, Филдинг в своем «Ковент-Гарденском журнале» призывал общество обратить особое внимание на страдания бедняцких окраин Лондона, где многие «умирают с голоду, а еще больше таких, которые влачат горестное существование в нищете; остальные же пытаются просить милостыню или воровать на улице, а назавтра попадают в тюрьмы или на виселицу...». Свифт пишет исполненное мрачного юмора «Скромное предложение» об изготовлении пищи из тел ирландских детей. Бернс же в силу близости к народу сумел показать в своих произведениях богатый мир, в котором живут полной жизнью те люди, кого официальное общество и литература всего XVIII века считали отверженными, париями, утратившими в силу нищеты и лишений человеческий облик.

Исходя из творческого наследия сентименталистов 50—70-х годов, просветительского романа и драмы, впитав многочисленные ручейки так называемой массовой демократической и революционной поэзии периода французской революции, Бернс совершил великий творческий подвиг: он неизмеримо расширил (даже по сравнению с гениальными Свифтом и Филдингом) сферу и предмет английского искусства, сферу эстетического восприятия, произведя подлинное открытие мира тружеников, создав яркие, своеобразные характеры и изобразив могучие страсти людей из народа — не только «честных фермеров», но и бесприютных нищих, бесправных батраков, тех самых «нагих несчастливцев», о которых с горечью упоминает устами короля Лира еще Шекспир.

Появление кантаты Бернса, «Веселые нищие» имело огромное значение для шотландской и английской литературы. Эта кантата ознаменовала собой крутой поворот от литературы и мировоззрения XVIII века к литературе и мировоззрению XIX века.

Нигде в другом произведении Бернс не высказывает такого презрения и ненависти к богачам.

К черту тех, кого законы

От народа берегут.

Тюрьмы — трусам оборона,

Церкви — ханжеству приют.

(«Веселые нищие»)

В кантате описывается пирушка, которую устроила в ненастный Зимний день компания бродяг, воров и других деклассированных элементов; эти бродяги, отверженные и нередко преследуемые законом, оказывается, не только не утратили человеческого облика и человеческого достоинства, но и неизмеримо превосходят своими душевными качествами тех, кто имеет претензию считать себя цветом нации, т. е. дворян, буржуа и всех собственников.

В настоящее время хранителем чистоты наследия Бернса является рабочий класс Англии, Америки и других стран английского языка. Критики и писатели, сотрудничающие в органах британской и американской компартий — газетах «Дейли Уоркер» и «Уоркер» — нередко выступают с резкой отповедью тем, кто стремится принизить, извратить, опошлить поэзию Бернса.

БЁРНС, РОБЕРТ (Burns, Robert) (1759–1796), шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Сатирические антицерковные поэмы «Два пастуха» (1784), «Молитва святоши Вилли» (1785), сборник «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте» (1786), патриотический гимн «Брюс — шотландцам», кантата «Веселые нищие», гражданская и любовная лирика (стихотворения «Дерево свободы», «Джон Ячменное зерно» и др.), застольные песни. Собрал и подготовил к изданию произведения шотландского поэтического и музыкального фольклора, с которым тесно связана его поэзия.

Родился 25 января 1759 в Аллоуэе (графство Эр) в семье огородника и фермера-арендатора Уильяма Бёрнса и его жены — Агнессы. Первый из семи детей. Получил прекрасное образование благодаря отцу. С детства читал
Библию, английских Августианских поэтов (Поуп, Эдисон, Свифт и Стил) и
Шекспира. Начал писать стихи, когда учился в школе и работал на ферме.
Роберт и его брат Гилберт два года ходили в школу. В 1765 отец взял в аренду ферму Маунт Олифант, и Роберт с 12 лет батрачил как взрослый работник, недоедал и перенапрягал сердце. Он читал все, что подворачивалось под руку, – от грошовых брошюрок до Шекспира и Мильтона. В школе он слышал только английскую речь, но от матери и старой прислуги и из тех же брошюрок приобщился к языку шотландских баллад, песен и сказок.

В 1777 отец перебрался на ферму Лохли близ Тарболтона, и для Роберта началась новая жизнь. В Тарболтоне он нашел себе компанию по душе и скоро стал в ней верховодом. В 1780 Бёрнс и его друзья организовали веселый «Клуб холостяков», а в 1781 он вступил в масонскую ложу. 13 февраля 1784 отец умер, и на оставшиеся после него деньги Роберт и Гилберт перевезли семью на ферму Моссгил близ Мохлина. Еще раньше, в 1783, Роберт начал записывать в тетрадь свои юношеские стихи и изрядно высокопарную прозу. Связь со служанкой Бетти Пейтон привела к появлению на свет его дочери 22 мая 1785.
Местные клирики воспользовались случаем и наложили на Бёрнса епитимью за блудодейство, однако это не мешало мирянам смеяться, читая ходившие в списках Святую ярмарку и Молитву святоши Вилли.

В начале 1784 Бёрнс открыл для себя поэзию Р.Фергюссона и понял, что шотландский язык отнюдь не варварский и отмирающий диалект и способен передать любой поэтический оттенок – от соленой сатиры до лирических восторгов. Он развил традиции Фергюссона, особенно в жанре афористической эпиграммы. К 1785 Бёрнс уже приобрел некоторую известность как автор ярких дружеских посланий, драматических монологов и сатир.

В 1785 Бёрнс полюбил Джин Армор (1765–1854), дочь мохлинского подрядчика Дж.Армора. Бёрнс выдал ей письменное «обязательство» – документ, по шотландскому праву удостоверявший фактический, хоть и незаконный брак.
Однако репутация у Бёрнса была настолько плохая, что Армор порвал
«обязательство» в апреле 1786 и отказался взять поэта в зятья. Еще до этого унижения Бёрнс решил эмигрировать на Ямайку. Неверно, будто он издал свои стихотворения, чтобы выручить деньги на дорогу, – мысль об этом издании пришла к нему позже. Напечатанные в Кильмарноке Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте (Poems, Chiefly in the Scottish
Dialect) поступили в продажу 1 августа 1786. Половина тиража в 600 экземпляров разошлась по подписке, остальное было продано за несколько недель. После этого Бёрнс был принят в аристократическом литературном кругу
Эдинбурга. Собрал, обработал и записал около двухсот песен для шотландского музыкального общества. Сам стал писать песни. Слава пришла к Бёрнсу едва ли не в одночасье. Знатные господа распахнули перед ним двери своих особняков.
Армор отказался от иска, от Бетти Пейтон откупились 20 фунтами. 3 сентября
1786 Джин родила двойню.

Местная знать советовала Бёрнсу забыть об эмиграции, поехать в
Эдинбург и объявить общенациональную подписку. Он прибыл в столицу 29 ноября и при содействии Дж.Каннингема и других заключил 14 декабря договор с издателем У.Кричем. В зимний сезон Бёрнс был нарасхват в светском обществе. Ему покровительствовали «Каледонские охотники», члены влиятельного клуба для избранных; на собрании Великой масонской ложи
Шотландии его провозгласили «Бардом Каледонии». Эдинбургское издание
Стихотворений (вышло 21 апреля 1787) собрало около трех тысяч подписчиков и принесло Бёрнсу примерно 500 фунтов, включая сто гиней, за которые он, послушавшись дурного совета, уступил Кричу авторские права. Около половины вырученных денег ушло на помощь Гилберту и его семье в Моссгиле.

Перед отъездом из Эдинбурга в мае Бёрнс познакомился с Дж.Джонсоном, полуграмотным гравером и фанатичным любителем шотландской музыки, который незадолго до того издал первый выпуск «Шотландского музыкального музеума»
(«The Scots Musical Museum»). С осени 1787 до конца жизни Бёрнс фактически был редактором этого издания: собирал тексты и мелодии, дополнял сохранившиеся отрывки строфами собственного сочинения, утраченные или непристойные тексты заменял своими. Он так преуспел в этом, что без документированных свидетельств зачастую невозможно установить, где народные тексты, а где тексты Бёрнса. Для «Музеума», а после 1792 для более изысканных, но и менее ярких «Избранных самобытных шотландских мелодий»
(«Select Collection of Original Scottish Airs», 1793–1805) Дж.Томсона он написал более трехсот текстов, каждый на свой мотив.
Бёрнс триумфатором возвратился в Мохлин 8 июля 1787. Полгода славы не вскружили ему голову, однако изменили отношение к нему в деревне. Арморы радушно приняли его, и он возобновил отношения с Джин. Но эдинбургская служанка Пегги Камерон, родившая ребенка от Бёрнса, подала на него в суд, и он снова отправился в Эдинбург.

Там он 4 декабря познакомился с образованной замужней дамой Агнес Крэг
М’Лехуз. Через три дня он вывихнул колено и, прикованный к постели, затеял с «Клариндой», как она себя называла, любовную переписку. Вывих имел и более существенные последствия. Пользовавший Бёрнса врач был знаком с
Комиссаром по акцизу в Шотландии Р.Грэмом. Узнав о желании поэта служить в акцизе, он обратился к Грэму, тот разрешил Бёрнсу пройти надлежащее обучение. Поэт прошел его весной 1788 в Мохлине и Тарболтоне и 14 июля получил диплом. Перспектива альтернативного источника заработка придала ему смелости подписать 18 марта контракт на аренду фермы Эллисленд.

Узнав, что Джин опять забеременела, родители выгнали ее из дома. Бёрнс вернулся в Мохлин 23 февраля 1788 и, судя по всему, сразу признал ее своей женой, хотя оглашение состоялось только в мае, а церковный суд утвердил их брак лишь 5 августа. 3 марта Джин родила двух девочек, которые вскоре умерли. 11 июня Бёрнс приступил к работе на ферме. К лету 1789 стало ясно, что в близком будущем Эллисленд дохода не принесет, и в октябре Бёрнс по протекции получил должность акцизного в своем сельском районе. Он прекрасно ее исполнял; в июле 1790 его перевели в Дамфрис. В 1791 Бёрнс отказался от аренды Эллисленда, переехал в Дамфрис и зажил на жалование акцизного.

Творческая работа Бёрнса на протяжении трех лет в Эллисленде сводилась в основном к текстам для джонсоновского «Музеума», за одним серьезным исключением – повести в стихах Тэм О’Шентер (Tam O’Shanter). В 1789 Бёрнс познакомился с собирателем древностей Фр.Гроузом, который составлял двухтомную антологию Шотландская старина (The Antiquities of Scotland).
Поэт предложил ему дать в антологии гравюру с изображением аллоуэйской церкви, и тот согласился – с условием, что Бёрнс напишет к гравюре легенду о ведьмовстве в Шотландии. Так возникла одна из лучших баллад в истории литературы.

Между тем разгорались страсти вокруг Великой французской революции, которую Бёрнс принял с энтузиазмом. Пошли расследования относительно лояльности государственных служащих. К декабрю 1792 на Бёрнса накопилось столько доносов, что в Дамфрис прибыл Главный акцизный Уильям Корбет, дабы лично проводить дознание. Стараниями Корбета и Грэма все кончилось тем, что
Бёрнса обязали не болтать лишнего. Его по-прежнему намеревались продвигать по службе, но в 1795 он начал терять здоровье: ревматизм сказался на ослабленном еще в отрочестве сердце. Умер Бёрнс 21 июля 1796.

Бёрнса превозносят как романтического поэта – в обиходном и литературном смысле этого определения. Однако миропонимание Бёрнса опиралось на практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. С романтизмом он в сущности не имел ничего общего. Напротив, его творчество знаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке – поэзии лирической, земной, сатирической, подчас озорной, традиции которой были заложены Р.Хенрисоном (ок. 1430 – ок. 1500) и У.Данбаром (ок. 1460 – ок.
1530), забыты в эпоху Реформации и возрождены в 18 в. А.Рамзеем и
Р.Фергюсоном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Райт-Ковалева Р. Роберт Бёрнс. М., 1965

2. Бёрнс Р. Стихотворения. Поэмы; Шотландские баллады. М., 1976

3. Бёрнс Р. Стихотворения – The Poetical Works. М., 1982