» » Том сойер любимое произведение всех времен. Сочинение на тему: Том Сойер. Произведение: Приключения Тома Сойера. Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

Том сойер любимое произведение всех времен. Сочинение на тему: Том Сойер. Произведение: Приключения Тома Сойера. Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

«Приключения Тома Сойера» - одно из самых популярных произведений американского писателя Марка Твена. Впервые повесть была опубликована в 1876 году. Уже в 1877-м ее издали в Российской Империи. Известны как минимум девять переводов на русский, наиболее удачным часто называют вариант Корнея Чуковского.

Изначально Твен полагал, что создает «Приключения Тома Сойера» для взрослых людей. Друзья писателя, услышавшие первые главы, сразу стали его убеждать в том, что книга – для детей. Сейчас подобные разговоры вообще кажутся бессмысленными, ведь повесть Твена одинаково нравится и взрослым, и юным читателям. Она не устаревает, потому что в ней нет ничего фальшивого, лживого, неестественного, зато есть великолепный юмор и обаятельные главные герои. В предисловии к повести Твен отметил, что большая часть описанных в книге приключений взяты из жизни, причем одно-два он пережил сам. Гекльберри Финн «списан с натуры». То же самое касается и Тома Сойера. Правда, в этом образе нашли воплощение черты не одного мальчика, а сразу трех, с которыми был знаком Марк Твен.

Основные персонажи повести

Главный герой повести – мальчишка по имени Томас Сойер. Он живет в небольшом американском городке под названием Санкт-Петербург, расположенном в штате Миссури. После смерти матери Тома его взяла на воспитание ее сестра Полли. Том Сойер – озорной, но при этом смелый и смышленый ребенок. Лучшие его черты – готовность пожертвовать собой ради друзей, чувство справедливости. Да, он ворует сахар у тети Полли, хитростью заставляет мальчишек красить за него забор, прогуливает школу и не совсем честным путем получает красивую Библию в подарок. Зато Том бесстрашно терпит порку вместо Бекки, в которую он влюблен, и защищает в суде невиновного Меффа Поттера.

На первый взгляд кажется, что Том – обычный мальчик. В действительности он сильно отличается от других мальчишек Санкт-Петербурга. Том – лидер по натуре. В начале повести рассказывается, что когда ребятишки играли в войнушку, разделившись на две армии, то Том выступал в роли полководца одной из них. Сам он не сражался, раздавая приказы через адъютантов. Более того – армия под предводительством Сойера выиграла битву. Но главное – никто кроме Тома не способен превращать скучнейшие минуты в истинные праздники. Вспомнить хотя бы сцену в церкви, когда все прихожане заскучали от проповеди священника. Развеселить их сумел Том Сойер, выпустив жука-кусаку из коробки. Сражение насекомого с забежавшим в церковь пуделем привнесло в церковную службу, по выражению самого Тома, «немножечко разнообразия».

Гекльберри Финн – сын пьяницы и друг Тома Сойера. Гек одевается «в обноски с плеча взрослых людей», не признает «никаких обязательных правил», ночует на ступеньках чужого крыльца или в пустых бочках, курит трубку и умеет изобретательно ругаться. Все матери в Санкт-Петербурге ненавидят его и запрещают своим детям с ним общаться. При этом ребятишки души в нем не чают и хотят ему подражать. Несмотря на то, что Гек фактически вырос на улице, он смог не пасть на самое дно, не ожесточиться, остаться хорошим человеком. Мальчику недостает образования. Зато у Гекльберри есть практическая смекалка. Кроме того, ребенок от природы сообразителен.

Бекки Тэтчер – дочка судьи, в которую влюблен Том Сойер. В начале книги она описывается как «прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках». Характер Бекки прописан не так хорошо, как характеры Тома и Гека, но кое-что о ней сказать можно: она не отличается храбростью, дальновидностью, умением правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Показательно поведение Бекки в пещере. Пока Том пытается найти выход из сложившейся ситуации, Бекки по большей части плачет и говорит о близкой смерти. Она сразу же съедает свою долю пирога. Ей даже в голову не приходит, что надо оставить хотя бы немного на будущее, ведь неизвестно, когда в следующий раз удастся поесть. Получается, Бекки оказалась абсолютно не готова к экстремальной ситуации. Вероятно, если бы она заблудилась в пещерах одна, то не сумела бы оттуда выбраться. Впрочем, виновата в этом скорее не сама Бекки, а данное ей воспитание.

Тетя Полли – сестра умершей матери Тома Сойера, которая взяла мальчишку на воспитание. Несмотря на то, что он много озорничает и часто ее не слушает, тетя все равно очень сильно любит его. Том, чувствуя это, отвечает ей взаимностью. Тетя Полли наивна в некоторых вопросах – она искренне верит Тому, когда тот рассказывает якобы вещий сон. Кроме того, тетя страстно увлекается «всякими патентованными снадобьями и новоизобретенными лечебными методами», собирая «все шарлатанские журналы и все шарлатанские снадобья». Причем тестирует это на других людях, так как сама не болеет. Тетя Полли – добрая и мягкосердечная женщина. Часто она дает Тому увильнуть от побоев, потому что жалеет озорника. При этом тетя признается: когда ей все-таки удается выпороть Тома, потом ее «старое сердце прямо разрывается на части». Иногда и она проявляет необыкновенную твердость. В частности, тетя Полли находит в себе силы заставить Тома Сойера в выходные заняться покраской забора.

Индеец Джо – главный враг Тома Сойера, опасный преступник, убивший молодого доктора Робинсона и сваливший вину на Меффа Поттера. Он злопамятен, жесток, готов подставить невиновного человека, чтобы самому выйти сухим из воды, умеет убедительно врать.

Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

В книге мир детей противопоставлен миру взрослых. Мир детей – это свобода, веселье, приключения. Что касается мира взрослых, то он в произведении показан скучным, тоскливым, с множеством правил поведения. Именно к нему относятся кажущиеся бесконечными школьные уроки, на которых учитель мистер Доббинс особо не пытается заинтересовать учеников; однообразные проповеди священника.

Том Сойер - один из самых ярких детских образов, когда-либо созданных Марком Твеном. В Томе Сойере Марк Твен воплотил типический образ. В мальчике имеется всё характерное для его возраста, среды, времени, страны. Это живой образ мальчугана. Отчаянный озорник, изобретательный, неугомонный, постоянный предводитель мальчишеских игр, Том Сойер отнюдь не вундеркинд, не гений, поражающий своей исключительной талантливостью и одарённостью. Даже имя своему герою Твен стремился дать такое, которое звучало бы, как всякое иное мальчишеское имя. Но именно обобщающая полнота, с которой здесь сведены воедино все типические особенности нормального, здорового детства, и придаёт герою романа черты ярко выраженного индивидуального своеобразия. Он не только "тип", но и "характер", весь сотканный из противоречий и всё-таки внутренне целостный.

Мы ясно видим Тома и радуемся каждой встрече с ним. Он понятен нам и тогда, когда проказничает, и тогда, когда, обливаясь слезами, глядит на молящуюся за него тётю Полли. В его сердце живут радость и обида, горечь и веселье, недовольство школой, запретами, нравоучениями и вместе с тем озорство здорового ребёнка, наделённого буйной фантазией. У Твена нет однолинейного определения героя. В повести происходят парадоксальные вещи: тётя Полли знает, что Том не "хороший", но у неё не поднимается рука наказать мальчика, "плохой" Том не может поступить подло с Бекки, а "хороший" Альфред намеренно подстраивает подлость.

Герои "Приключений Тома Сойера" - мальчики-подростки, ещё не вступившие в жизнь. Без особой охоты они ходят в школу, много шалят и тайно мечтают, сбежав от опеки взрослых, отдаться своим - отдельным и независимым от взрослых людей - интересам. Таков Том Сойер. Самое существенное в облике Тома - это страстная, неукротимая жажда жить вольно, чтобы все знакомые мальчики изнывали от зависти, а взрослые остолбенели бы от удивления, - жить так, чтобы "мёртвая рука обычая" не могла сковать своим леденящим холодом и не сделала бы из него "хорошего мальчика", то есть ходячего манекена. Бессознательно и сознательно - дети упорно и настойчиво борются с мертвящей скукой пуританства в быту, в семье, в школе. Они инстинктивно восстают против косной силы буржуазной морали. Социальный быт отходит здесь на второй план. Он связан в повести с образами взрослых людей - родители, учителя, священник - и в глазах мальчиков представляет собой скопище досадных ограничений в их вольной мальчишеской деятельности, которых следует избегать. Том ускользает от нотаций тёти Полли, томится в церкви на долгой воскресной службе, получает трёпку от учителя в школе и старается скорее забыть обо всём и отдаться собственным радостям и печалям. Конфликт между естественными началами жизни и убогой мещанской моралью в "Томе Сойере" приобретает конкретное психологическое содержание. Он оборачивается конфликтом между живым, здоровым мальчиком-сорванцом и противостоящим ему миром взрослых, скучных людей. Повествование строится на всепроникающей антитезе "взрослого" и "детского", представляющей психологическую модификацию характерной антитезы "естественного" и "искусственного".

Природа в повести не есть нечто внешнее, привнесённое писателем в жизнь героев. Это органический фон их мальчишеской жизни. Широким фоном для всех событий в книге является могучая река с её свободными просторами, пещера с её красотой и страхами, лес с его романтикой "разбойничьей" жизни. Том и его друзья, решив "стать пиратами", похищают соседский плот и проводят несколько дней на Джексоновом острове: "Было прохладное серое утро. В глубоком безмолвии леса таилось восхитительное чувство покоя и мира. Ни один листок не шевелился; ни один звук не нарушал раздумий великой природы". Здесь мы видим гармонию природы и непорочной детской души. Том Сойер с "разбитым сердцем" уходит в лес и, разыграв там сцену из Робин Гуда, возвращается исцелённый.

То, что ценится в Сент-Питерсберге взрослыми, вызывает пренебрежение у детей, ибо мир взрослых наполнен условностями, их мнения определяются расчётом, тщеславием, страхом перед общественным мнением, детское же сознание свободно от них.

Самым радикальным средством убеждения и воспитания с точки зрения взрослых является палка. Оплеухи, затрещины, колотушки сыплются на Тома Сойера на протяжении всей повести. Дома его щёлкает напёрстком тётушка Полли, а в школе по его спине гуляет учительская розга. Ежедневная порка составляет обязательный элемент его существования, и он так привык к этой педагогической процедуре, что почти перестал её замечать. Однако система насилия над ребёнком осуществляется и в других формах. Наряду с физическими методами принуждения существуют и духовные. Одна из величайших условностей жизни взрослых людей - религия. Как по-мальчишески беспощадно с ней разделывается Том Сойер! Его детский ум свободен от трепетного уважения обрядности, религиозных атрибутов, общепризнанных канонов. Церковная служба наводит на него лишь одуряющую скуку. Проделка с пуделем, который поднял невообразимую возню в церкви во время воскресной службы, - превосходный контраст к чопорной церковной обрядности. В церковь во время проповеди забежал пудель. А у Тома был жук. Пудель "начал клевать носом; мало-помалу голова его поникла на грудь, и нижняя челюсть коснулась врага, который и вцепился в неё. Пудель отчаянно взвизгнул, мотнул головой, жук отлетел в сторону на два шага и опять упал на спину. Те, что сидели поблизости, тряслись от беззвучного смеха, многие лица скрылись за веерами и носовыми платками; а Том был безмерно счастлив" . Потом пудель "позабыл о жуке и преспокойно уселся на него! Раздался безумный визг, пудель помчался по проходу и, не переставая визжать, заметался по церкви; чем больше он метался, тем сильнее росла его боль; наконец собака превратилась в какую-то обросшую шерстью комету… К этому времени все в церкви сидели с пунцовыми лицами, задыхаясь от подавленного смеха. Даже проповедь немного застопорилась" . Ребяческая проделка даёт Твену возможность показать, что хождение в церковь лишь дань "общепринятому" , а проповеди - убийственная скука. В церкви нет подлинного благочестия, певчие вечно хихикают, и никто не в состоянии слушать скучную проповедь. Вдова Дуглас всё время "молится - чтоб ей пусто было!" и вызывает у Гека раздражение. Мальчики обменивают билетики, полученные за зазубривание стихов из библии, на рыболовные крючки. В результате Тома, который не может назвать ни одного из 12 апостолов, но сумел выменять нужное количество билетиков, награждают библией за примерные познания по части евангелия. Так, для Тома "церковь - дрянь по сравнению с цирком" . Эта фраза естественна в устах двенадцатилетнего мальчугана. Но она же характеризует и отношение к церкви рядового американца XIX века.

Твен подвергает критике и мертвящую систему школьного обучения: зубрёжку, отупляющую рутину, розги, побои. Школа не калечит душу Тома только потому, что мальчик живёт другими захватывающими интересами. Школа для Тома - "тюрьма и кандалы" , а время от воскресенья до воскресенья - "неделя мучений" . В остроиронических сценах, изображающих различные столкновения взрослых и детей, Твен показывает, что насилие над личностью ребёнка является ведущим принципом официальной педагогики. Именно против этого насилия и бунтует детвора. "Задёрганные и замученные мальчики из приличных семей" втайне завидуют бесприютному бродяге Геку Финну, который один во всём городе волен делать всё, что он хочет, не считаясь ни с какими запретами и ограничениями. Озорник и бунтарь, Том Сойер пользуется расположением Твена именно потому, что, инстинктивно отметая от себя всё, способное заглушить свойственное ему живое чувство жизни, остаётся внутренне свободным. Проповеди священника, назидания учителей воскресной школы, розги педагогов, и напёрсток тётушки Полли не затрагивает его внутреннего мира, и он сохраняет всю живую естественность своих чувств.

Том ненавидит школьные и всякие другие условности: его всегда заставляют делать то, чего он не хочет, потому что "так надо". Недаром на первой странице романа тётя Полли высматривает озорного Тома "между грядками томатов и высокой сорной травы" . Буйная трава, растущая вопреки садовым условиям, - это символ натуры Тома Сойера, образ непокорного мальчугана-сорванца, инстинктивно восставшего против уродств застойной мещанской жизни.

Но, отвергая одни - бытовые - условности окружающей жизни, Том подчиняется другим - книжным. Для него, как для Дон-Кихота, незыблемым законом является всё, что он вычитал из книг. Чтобы быть отшельником, нужно "спать на жёстком камне, носить грубую власяницу, посыпать голову пеплом, стоять под дождём" . Простодушный Гек удивляется: к чему всё это? "- Не знаю. Только все отшельники так делают; должно быть, так надо. Вот и ты, Гек, стал бы делать то же самое, если бы ты был отшельником" . "- Ну, уж нет, ошибаешься, ни за что!" "- А как же иначе? Без этого нельзя" .

Сознание Тома и Гека полно суеверий и предрассудков. Для автора это неисчерпаемый источник комического; всем этим он характеризует среду, взрастившую Тома и Гека, низкий культурный уровень американского простого люда. Грамотный Том Сойер и безграмотный Гек Финн стоят почти на одном и том же уровне развития. Но их природная сметливость, наблюдательность и ум помогают им собственными силами выкарабкиваться из вязкой тины косности.

Примет, поверий, суеверий в повести множество; в детском быту они играют ещё большую роль, чем в мире взрослых: они делают игру таинственно-"жуткой". Но, оказывается, самым увлекательным и заманчивым является преодоление того "страшного", чем полна суеверная фантазия Тома и Гека. Что может больше пленить сердца отважных мальчиков, как не ночное приключение, когда, преодолевая страх, нужно в полночь идти к заброшенному месту, отыскать тень от ветки старого сгнившего дерева и открыть спрятанный там клад, который охраняют мертвецы и приведения. Или: немало отваги нужно, чтобы отправиться ночью на кладбище с дохлой кошкой на верёвке и знать, что мертвецы слушают разговоры живых. В самой дохлой кошке, конечно, нет ничего таинственного и загадочного, но зато она может служить средством лечения бородавок. Разговор Тома с Геком на кладбище не оставляет сомнений, что у мальчиков собственный взгляд на то, каковы отношения живых людей с теми, что умерли и лежат под землёй. "Тихий ветер стонал в ветвях, и Том опасался, что это души покойников жалуются, что их потревожили…

Как ты думаешь, Гекки, понравится мёртвым, что мы к ним пришли?

Кто их знает, не знаю! А жутко здесь… Правда?

Наступило продолжительное молчание: оба задумались над тем, как отнесутся покойники к их посещению. Затем Том шепнул:

Слушай-ка, Гекки, как тебе кажется, старикашка Уильямс слышит, что мы говорим?

Конечно, слышит.

Снова молчание.

Лучше мне было сказать "мистер Уильямс". Но ведь я его не хотел оскорбить. Так все звали его - старикашкой.

Надо быть осмотрительнее, когда говоришь о покойнике, Том…"

Мастерское построение сцены на кладбище хорошо раскрывает цель писателя: показать, что реальная жизнь бывает порою страшнее любых суеверных выдумок. Мальчики упорно сопоставляют свой небольшой житейский опыт с "узаконенными" поверьями и приметами. Бродячая собака выла в полночь около дома Джонни Миллера, и даже козодой сел на перила у крыльца их дома и запел, - а никто в доме Миллеров не умер. Ещё один эпизод: "Маленькая зелёная гусеница поползла по мокрому от росы листу. Время от времени она приподнимала две трети своего тела, как будто оглядываясь, а затем ползла дальше. - Снимает мерку, совсем как портной,- сказал Том… И когда, простояв несколько времени в мучительном раздумье, с туловищем, поднятым кверху, гусеница решила поползти по ноге и пустилась путешествовать по всему его телу, его сердце наполнилось радостью, ибо это значило, что у него будет новый костюм…" . В душах детей рождается желание всё понять, проверить и осознать. Любознательность сильнее страха и религиозных предрассудков.

В борьбе с суеверными страхами и реальными житейскими злоключениями формируется решительный характер Тома Сойера. Он встаёт на защиту невиновного в убийстве Меффа Поттера. Однако сделать это его заставляет не только чувство справедливости, но и тщеславие. Необузданная фантазия, энергия, жажда приключений толкают его ко всему, что кажется опасным, требует смелости, отваги, дерзости.

В повести Твен-юморист прекрасно использовал способность детского сознания копировать окружающее. История любви Тома и Бекки - лёгкая лирическая пародия на взаимоотношения двух взрослых влюблённых: Том старается покорить сердце незнакомки; он тоскует под её окном, и служанка выливает на него ушат помоев; Том добивается поцелуя и "обручения", но нечаянно возбуждает ревность Беки; Том - мужчина и рыцарь - охраняет Бекки в пещере и избавляет её от возможной мучительной смерти. Он всё время ждёт её возле школы. Вот, наконец, "у ворот мелькнуло ещё одно платье, и у Тома ёкнуло сердце. Миг - и он уже был во дворе, неистовствуя, как индеец: он кричал, хохотал, гонялся за мальчишками - словом, совершал всевозможные геройские подвиги, всё время при этом поглядывая в сторону Бекки. Он носился вокруг неё с боевыми криками, сорвал с кого-то кепку и забросил её на крышу, врезался в толпу мальчишек, расшвырял их в разные стороны, растянулся на земле перед самым носом у Бекки и чуть не сбил её с ног. Она отвернулась, вздёрнула нос и сказала: - Пф! Некоторые воображают, что они интереснее всех… щёки у Тома вспыхнули. Он поднялся с земли, понурый, раздавленный и медленно побрёл прочь" . Смешное и трогательное переплетаются в образе этого мальчика. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Любовь Тома не только поэтична, но в высшей степени интересна. Его роман с Бекки - это увлекательная игра в любовь. Играть в любовь весело, и не случайно именно это слово приходит в голову Тому, когда он знакомит Бекки с правилами новой для неё увлекательной игры. Некоторые сцены повести носят откровенно пародийный характер. Так, эпизод, в котором Беки впервые представ перед Томом, бросает к его негам цветок, представляет пародию на одну из самых шаблонных ситуаций заурядного любовного романа. В книге Твена эта сцена кажется живой и очаровательной благодаря множеству юмористических деталей. Например, сообщая читателю о том, что Том берёт драгоценный дар любви не рукой, а пальцами ноги и вследствие плохого знания анатомии хранит его не около сердца, а около желудка. Эти юмористические подробности необычайно оживляют изображаемую Твеном картину и сообщают ей иронический смысл.

С Томом связана одна из чарующих особенностей романа - атмосфера игры. Безудержная фантазия Тома Сойера - это поэтическая сила, которая сохраняет целостным его собственный душевный мир, защищая его от тлетворного влияния косного быта, та сила, которая влечёт Гека к Тому и делает их закадычными друзьями. Изображая поведение играющих детей, Твен стирает грани между воображаемым и реальным. Играющий ребёнок в воображаемом мире живёт полноценной жизнью. Фантазия о кладе приводит их к сокровищам индейца Джо, жажда необыкновенного приключения - к романтическому и трагическому пребыванию Тома и Бекки в пещере; игра в разбойники - к реальным бандитам и убийцам. Том убеждён, что рядом с неинтересной, тусклой жизнью существует замечательный и яркий мир, попасть в который легко и просто. Он играет даже тогда, когда просто живёт.

Воспроизводя "диалектику" детской души, Твен показывает, что каждый предмет поворачивается к ребёнку своей игровой, занимательной стороной. Ни одному взрослому человеку не придёт в голову, что с удалением зуба могут быть связаны какие-либо переживания, кроме самых неприятных. Между тем в вырванном зубе Тома таятся неисчерпаемые возможности интереснейшего времяпрепровождения. "Когда Том после завтрака отправился в школу, все товарищи, с которыми он встречался на улице, завидовали ему, так как пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, позволяла ему плевать совершенно новым, замечательным образом" .

Сливаясь со своим героем, Марк Твен смотрит на мир его глазами, что открывает путь для проникновения в душу ребёнка. Чередование событий в повести даётся как последовательная смена жизненных впечатлений Тома. Нередко они предстают перед глазами читателя не в своём непосредственном, а в отражённом виде - такими, какими их видит герой. В построении своего произведения Твен как бы воспроизводит логику "раскованного" детского сознания, в котором одно впечатление вытесняет другое. Том, как истинный ребёнок, не может думать одновременно о разных вещах.

Как видно из выше сказанного, Том во всём и всегда искренен и непосредственен. Это и делает его образ обаятельным. Но в то же время образ Тома Сойера довольно сложен: в нём сочетаются противоречивые черты - детское себялюбие и порывы великодушия; романтическая мечтательность и трезвый практицизм; отвага и способность поддаваться непреодолимому страху; высокоразвитое чувство товарищества и яростное детское честолюбие - нигде и никому он не смог бы уступить место вожака, "героя", первого выдумщика. Твен понимал, что судьба его героя будет зависеть от того, сможет ли он впоследствии вполне подчиниться "моральным принципам" общества, в котором живёт. Писатель полагал, что историю Тома Сойера можно продолжить в двух вариантах: в одном из них Том достигает высоких почестей, а в другом - попадает на виселицу.

Весь анализ, как мы пытались показать, указывает на то, что внимание художника сосредоточено на защите права ребёнка иметь детство, на специфике детской психологии. Утверждая поэзию и красоту чистого, свежего, неразвращённого сознания, Твен в своей повести показывает мир таким, каким его видит ребёнок, - чистым, бесхитростным, наивным, с ослепительными красками и прозрачностью колорита. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Повесть полна разоблачительных наблюдений и суждений автора. Они явились результатом реалистического метода Твена. Только неистребимый оптимизм детства в состоянии был победить духовную скудость обывательского существования. В повести ясно ощутимы элементы нового в творческом методе Твена-реалиста. Становятся богаче, сложнее и разнообразнее приёмы индивидуализации характеристик героев, вместо сухой описательности даются художественные картины, убеждающие читателя своей образностью и живостью, появляется уменье показать жизненные конфликты не только во внешних столкновениях, но и в передаче духовного состояния героев. Также в повесть органически вплетаются картины природы. В "Приключениях Тома Сойера" реализм и романтизм представлены в сложном сплаве, что во многом и определяет художественное своеобразие книги.

Сочинение на тему: Том Сойер. Произведение: Приключения Тома Сойера


Том Сойер - энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли - в общем то, добрая, но при этом строгая и чопорная женщина, которая считает, что ее христианский долг - наказывать ребенка для его же блага: "...Ибо сказано в Писании, что кто жалеет розг - тот портит ребенка". Кроме Тома, тетя Полли воспитывает Сводного брата Тома Сидди, паиньку и ябеду, и кузину Тома Мэри, добрую и терпеливую девушку. Том и Сидди испытывают взаимную неприязнь из-за различий в характерах и взглядах на жизнь и ее правила, вследствие которых Сидди любит наябедничать тете на Тома.

В романе описываются разнообразные приключения Тома и его друзей на протяжении нескольких месяцев. В ходе этих приключений он успевает стать свидетелем убийства и разоблачить убийцу, обручиться с девочкой-одноклассницей, убежать из дома и пожить на необитаемом острове, присутствовать на собственных похоронах, заблудиться в пещере и благополучно выбраться из неё, а также найти драгоценный клад.

Том олицетворяет собой беспечность и замечательный мир детства середины XIX века. Его лучшие друзья - Джо Гарпер и Гекльберри Финн. Когда-то был влюблен в Эмми Лоренс, но позже её место в сердце Тома заняла Ребекка Тэтчер (Бекки).

Характер Тома как нельзя лучше раскрыт в первой главе, в которой Том, в наказание за то, что накануне вместо посещения школы ходил купаться в реке, осужден тетей Полли на побелку длинного забора в субботу - выходной день, на который у остальных мальчиков намечены веселые игры. С тоской подумав о том, как остальные ребята будут издеваться над тем, что он вынужден работать, Том стал изобретать план того, как избавиться от обязанности хоть ненадолго. Он рассчитал, что за "сокровища" из недр его кармана, вроде дохлой крысы на веревочке (чтобы удобно было ее крутить) или ничего не открывающего ключа он может купить лишь малую толику свободы. Печально размышляя, Том заметил приближающегося Бена, задираний которого Том никак не желал терпеть. Единственный способ для Тома сохранить свою честь был притвориться, что он работает по собственному желанию. Когда Бен попытался дразнить Тома, тот в высшей степени удивленно поинтересовался, что именно Бен считает работой и заявил, что чуть ли не упрашивал тетю доверить ему такое ответственное задание. Хитрость привела к тому, что Бен, а за ним и другие мальчишки, стали просить о возможности побелить, и Том с удивлением вывел некую формулу из области человеческой психики: если дело, какое бы трудное, не оплачивается, то оно интересно, потому что оно - хобби. Стоит же предложить за это дело плату - как оно становится работой и теряет свою заманчивость.

Главный герой повести «Приключения Тома Сойера» — предприимчивый и смышленый мальчик по имени Том. Он живет в доме своей тетушки Полли, которая взяла его к себе на воспитание после смерти сестры. Тетя старается воспитывать Тома в строгости, не баловать мальчика. Однажды Том напроказничал больше обычного, и тетя Полли в воспитательных целях заставила его красить забор в выходной день.

Тому совсем не хотелось провести всю субботу возле длинного и высокого забора. И он придумал замечательное решение проблемы – стал красить забор с таким видом, как будто интереснее этого дела нет ничего на свете. Проходящие мимо соседские мальчики заражались энтузиазмом Тома и упрашивали его дать им покрасить забор. А Том, поупрямившись для виду, давал такое разрешение, но при этом еще и взимал плату у мальчишек за покраску, в виде стеклянных шариков, старых ключей, хлопушек и прочих вещей. Вскоре забор был покрыт тремя слоями известки, а Том Сойер стал обладателем множества мальчишеских «сокровищ». При этом он понял одну важную вещь – чтобы человек чего-то захотел, надо сделать это труднодоступным.

Неугомонный характер главного героя просто притягивал к нему различные приключения. Однажды Том и его друг, беспризорник Гекльберри Финн пошли ночью на кладбище и там стали свидетелями убийства. Причем впоследствии обвиняемым стал непричастный к убийству человек. Том с другом всячески его поддерживали и подкармливали в заключении, но тайну раскрывать боялись из-за боязни расправы со стороны настоящего убийцы, индейца Джо.

В другой раз Том, Гек и еще один мальчик решили стать пиратами. Они сбежали из дому и поселились на большом речном острове, где купались, ловили рыбу и играли в пиратов и индейцев. Все было замечательно, но тут ребята узнали, что их сочли утонувшими. Тому Сойеру и тут пришла в голову озорная мысль явиться на свое собственное отпевание. Что ребята и сделали, вызвав шок и удивление среди родственников и всех местных жителей.

И хотя Том очень любил проказничать и озорничать, ему свойственны были и такие чувства, как великодушие и способность к сопереживанию. Однажды в школе славной девочке, Бэкки Тэтчер грозило наказание, за то, что она нечаянно порвала книгу учителя. Том, не задумываясь, взял всю вину на себя и молча вытерпел жесткое наказание.

Наступили летние каникулы, которые проходили очень однообразно, за исключением тех дней, когда Том болел корью. Оживление возникло в городе, когда начался суд на Мэфом Поттером, которого весь город считал виновником убийства на кладбище. Том и Гек знали правду, но они боялись индейца Джо. Однако в день суда Том рассказал всем правду и с Мэфа Поттера сняли обвинения, но индеец Джо сумел сбежать из зала суда.

Со временем события, связанные с убийством и индейцем Джо начали забываться. Но однажды Том со своим неразлучным другом решили искать клад. Они копали в разных местах, пока не добрались до одного заброшенного дома. И здесь они чуть не столкнулись с индейцем Джо, который, оказывается, никуда не убежал, а жил в городе, изображая немого испанца. Том и Гекльберри случайно стали свидетелями, как индеец и его сообщник действительно обнаружили в заброшенном доме настоящий клад с золотом. Но они унесли его из этого дома, чтобы спрятать в тайнике. Теперь у ребят появилось неистребимое желание узнать, где спрятан клад. Они сумели обнаружить, в какой гостинице жил индеец Джо под видом испанца и договорились следить за ним, чтобы узнать, где тот прячет клад.

Но следить пришлось одному Гекльберри Финну, потому что Тома пригласила на пикник Бэкки Тэтчер. Этот пикник решили устроить в трех милях от города у входа в местную достопримечательность – пещеры. Пока Том развлекался на пикнике, его друг во время слежки за индейцем Джо сумел спасти от смерти вдову судьи Дуглас, которой хотел отомстить индеец. Индейцу опять удалось бежать, и след сундука с золотом вновь затерялся.

А в это время Том и Бэкки, гуляя по пещере, умудрились заблудиться в ее извилистых ходах. Весь город отправился на их поиски, которые продолжались трое суток. Том и Бэкки сами тоже пытались найти выход. Во время поисков Том наткнулся на индейца Джо, который теперь прятался в пещере. Но индеец, испугавшись, убежал от него. Ребятам удалось найти выход самим в пяти милях от главного входа в пещеру. Их с радостью встречал весь город. Отец Бэкки приказал поставить на входе в пещеру надежную дверь, чтобы больше никто не смог заблудиться. А в результате, индеец Джо оказался в ловушке и умер от голода.

Том и Гекльберри не оставили попыток найти клад. Том сумел вспомнить, что когда он встретил в пещерах индейца Джо, он видел одну из примет, которые называл индеец, выбирая место для тайника. Мальчики вдвоем отправились в пещеры, используя вход, о котором никто не знал. После долгих и трудных поисков они нашли место, где было спрятано золото.

В результате, Том Сойер и Гекльберри Финн стали богаче любого из жителей города. Гека вдова Дуглас взяла к себе на воспитание. А отец Бэкки Тэтчер был очень благодарен Тому, за то, что тот вывел его дочь из пещер.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Приключения Тома Сойера» состоит в том, что успеха добиваются люди с активной жизненной позицией, способные проявлять инициативу и смекалку. Неважно, что в детстве такие люди частенько шалят и проказничают. Важно, чтобы в душе они были при этом великодушными и порядочными людьми. Повесть учит быть упорным и никогда не сдаваться в трудных жизненных ситуациях.

В повести мне понравилась тетушка Полли. Она, хоть и строго воспитывала Тома Сойера, но делала это исключительно для его же блага, чтобы не избаловать мальчика. А в душе тетя Полли очень любила своего непоседливого племянника, энергичность которого принесла неожиданное богатство и признание всех жителей города.

Какие пословицы подходят к повести «Приключения Тома Сойера»?

Под лежачий камень вода не течет.
Иной за что ни возьмется, все удается.
Добрая дружба милее богатства.

Произведение знаменитого американского публициста и писателя Марка Твена о приключениях двух мальчишек до сих пор остаётся самым любимым и читаемым во всём мире. И не только любимым произведением для мальчишек, но и для взрослых, которые вспоминают своё озорное детство. Это история молодой Америки, романтизм которой трогает мальчишек всего мира до сих пор.

История написания «Приключений Тома Сойера»

Первое произведение из серии приключений американских мальчишек было опубликовано в 1876 году, автору в то время было чуть более 30 лет. Очевидно, это и сыграло свою роль в яркости образов книги. Америка конца XIX века ещё не избавилась от рабовладения, половина континента являлось «индейской территорией», а мальчишки оставались мальчишками. По многим свидетельствам, Марк Твен описал в Томе себя, себя не только реального, но и все свои мечты о приключениях. Чувства и эмоции описаны реальные, которые волновали мальчишку того времени, и которые продолжают волновать мальчишек и сегодня.

Главные действующие лица - два друга, Том, которого воспитывает родная одинокая тётка, и Гек, городской беспризорник. Неразлучные в своих фантазиях и приключениях оба мальчишки являются типичными образами, но главные героем остаётся Том Сойер. У него есть младший брат, более рациональный и послушный, есть школьные товарищи, мальчишеская влюблённость - Бэкки. И как у всякого мальчишки, главные события в жизни связаны с жаждой приключений и первой любовью. Неистребимая жажда постоянно вовлекает Тома с Геком в опасные приключения, часть из которых, конечно, выдумана автором, часть - является реальными событиями. В такие, как побег из дома или поход ночью на кладбище, легко верится. И эти приключения, перемежающиеся описанием обычных мальчишеских будней, обычными шалостями, радостями и досадами, обретают реальность благодаря гению автора. Впечатляет описание жизни американцев в то время. То, что утрачено в современном мире, демократизм и дух свободы.

Хроника молодой Америки (сюжет и главная идея)

Городок на берегу Миссисипи, в котором жители смешались в единое общество, невзирая на имущественные, расовые и даже возрастные различия. Негр Джим, в рабстве тёти Полли, метис Индеец Джо, судья Тэчер и его дочь Бэкки, беспризорник Гек и шалопай Том, доктор Робенсон и гробовщик Поттер. Жизнь Тома описывается с таким юмором и с такой естественностью, что читатель забывает, в какой стране это происходит, как будто вспоминает произошедшее с самим собой.

Мальчишка Том Сойер вместе с младшим братом, который явно положительнее его, воспитывается старой тёткой после смерти матери. Он учиться в школе, играет на улице, дерётся, дружит и влюбляется в прекрасную сверстницу Бэкки. Однажды встретив своего старого приятеля Гекельберри Фина на улицы, с которым они провели глубокую полемику о способах сведения бородавок. Гек рассказал свежий метод сведения при помощи дохлой кошки, но необходимо посетить кладбище ночью. С этого и начались все значимые приключения этих двух сорванцов. Происходящие до этого конфликты с тётей, предпринимательские идеи с получением бонусной библии в воскресной школе, побелка забора в виде наказание за непослушание, которое Том с успехов трансформировал в личный успех, отходят на второй план. Всё, кроме любви к Бэкки.

Став свидетелем драки и убийства, двое мальчиков долго сомневаются в необходимости вынести всё увиденное на суд взрослых. Только искренняя жалость к старому пьянице Поттеру и чувство вселенской справедливости заставляют Тома выступить на суде. Тем самым он спас жизнь обвиняемому и поставил свою жизнь в смертельную опасность. Месть Индейца Джо вполне реальная угроза для мальчишки даже под защитой закона. Тем временем роман Тома и Бэкки дал трещину, и это надолго отвлекло его от всего остального. Он страдал. Окончательно было решено сбежать из дома от несчастной любви и стать пиратом. Хорошо, что есть такой приятель, как Гек, который согласен поддержать любую авантюру. К ним присоединился и школьный товарищ - Джо.

Приключение это закончилось так, как и должны были. Сердце Тома и рациональность Гека заставили вернуться в городок с острова на реке, после того, когда они поняли, что их ищут всем городом. Мальчишки вернулись как раз на собственные похороны. Радость взрослых была так велика, что мальчишкам даже не устроили взбучку. Несколько дней приключений скрасили жизнь мальчишек воспоминаниями самого автора. После этого Том болел, а Бэкки уезжала надолго и далеко.

Перед началом учебного года судья Тэчер устроил роскошную вечеринку для ребятишек в честь дня рождения вернувшейся дочери. Путешествие на теплоходе по реке, пикник и посещение пещер, об этом могли бы мечтать и современные дети. Здесь начинается новое приключение Тома. Помирившись с Бэкки, они вдвоём убегают от компании во время пикника и прячутся в пещере. Они заблудились в переходах и гротах, факел, освещавший им путь, сгорел, а провизии с собой не было. Том вёл себя мужественно, в этом сказалось вся его предприимчивость и ответственность подрастающего мужчины. Совершенно случайно они наткнулись на Индейца Джо, прячущего награбленные деньги. После скитаний по пещере Том находит выход. Дети вернулись домой к радости родителей.

Тайна, увиденная в пещере, не даёт покоя, Том рассказывает всё Геку, и они решают проверить клад Индейца. Мальчуганы отправляются в пещеру. После того, как Том и Бэкки благополучно выбрались из лабиринта, городским Советом было принято решение закрыть вход в пещеру. Это стало роковым для метиса, он умер в пещере от голода и жажды. Том и Гек вынесли целое богатство. Поскольку клад не принадлежал никому конкретно, владельцами его стали два мальчишки. Гек получил покровительство вдовы Дуглас, попав под её опеку. Том так же теперь богат. Но Гек смог вынести «светскую» жизнь не более трёх недель, а Том, встретивший его на берегу у хижины-бочки откровенно заявил, что никакое богатство не сможет удержать его от карьеры «благородного разбойника». Романтизм двух друзей ещё не был задавлен «золотым тельцом» и условностями общества.

Главные герои и их характеры

Все главные герои повести, это мысли и чувства автора, его воспоминания о детстве, его ощущение той самой американской мечты и общечеловеческих ценностей. Когда Гек посетовал, что не может жить в праздности, Том ему неуверенно ответил: «Да ведь все так живут, Гек». В этих мальчишках Марк Твен выписывает своё отношение к человеческим ценностям, к ценности свободы и понимания между людьми. Гек, который больше видел плохого, делится с Томом: «Просто делается стыдно за всех людей», когда говорит о неискренности отношений в высшем обществе. На романтическом фоне повести о детстве, написанной с добрым юмором, писателем чётко вырисовываются все лучшие качества маленького человека, и надежда, что эти качества сохранятся на всю жизнь.

Мальчишка, воспитывающийся без матери и отца. Что случилось с его родителями, автор не открывает. По повести создаётся впечатление, что все свои лучшие качества Том получил на улице и в школе. Попытки тёти Поли привить ему элементарные стереотипы поведения не могут увенчаться успехом. Том - идеальный мальчишка и сорванец в глазах мальчишек всего мира. С одной стороны это гипербола, но с другой стороны, имея реальный прототипов, Том действительно несёт в себе всё лучшее, что может нести в себе подрастающий мужчина. Он смел, с обострённым чувством справедливости. Во многих эпизодах именно эти качества он проявляет при сложных жизненных ситуациях. Ещё одна черта, которая не может ни затронуть чувства американца. Это сметка и предприимчивость. Остаётся лишь вспомнить историю с побелкой забора, которая является ещё и далеко идущим проектом. Обременённый различными мальчишескими предрассудками, Том выглядит совершенно обычным мальчиком, что и подкупает читателя. Каждый видит в нём маленькое отражение себя.

Беспризорник при живом отце. Пьяница появляется в повести только в разговорах, но это уже как-то характеризует условия жизни этого мальчугана. Неизменный друг Тома и верный товарищ по всем приключениям. И если Том романтик и лидер в этой компании, то Гек - трезвый ум и жизненный опыт, который также необходим в этом тандеме. У внимательного читателя складывается мнение, что Гек прописан автором, как вторая сторона медали подрастающего человека, гражданина Америки. Личность разделена на два типа - Том и Гек, которые неразрывны. В последующих повестях характер Гек раскроется более полно, и часто, в душе читателя эти два образа смешиваются и всегда получают симпатию.

Бэкки, тётя Полли, негр Джим и метис Индеец Джо

Это все люди, на общении с которыми проявляется всё самое лучшее в характере главного героя. Нежная любовь в девочке сверстнице и настоящая забота о ней в минуты опасности. Уважительное, хотя иногда ироничное, отношение к тётушке, которая тратит все свои силы, чтоб вырастить Тома настоящим добропорядочным гражданином. Негр-раб, который является показателем тогдашней Америки и отношения к рабовладению всей прогрессивной общественности, ведь Том дружит и с ним, оправданно считая его равным. Отношение к Индейцу Джо у автора, а значит и Тома, далеко не однозначное. Романтика индейского мира в то время ещё не была так идеализирована. Но внутренняя жалость к погибшему от голода в пещере метису характеризует не только мальчишку. Реалии Дикого Запада просматриваются в этом образе, хитрый и жестокий метис мстит своей жизнью всем белым. Он пытается выжить в этом мире, и общество разрешает ему это. Того глубокого осуждения, которое казалось бы должно было быть для вора и убийцы, мы не видим.

Продолжение эпопеи приключений

В дальнейшем Марк Твен написал ещё несколько повестей о Томе и друге его Геке. Автор взрослел вместе со своими героями, менялась и Америка. И уже в последующих повестях не было той романтичной бесшабашности, но появлялось всё больше горькой правды жизни. Но даже в этих реалиях и Том, и Гек, и Бэкки сохраняли в себе свои лучшие качества, полученные ими в детстве на берегах Миссисипи в маленьком городке с далёким именем русской столицы - Санкт-Петербург. С этими героями не хочется расставаться, и они так и остаются идеалами в сердцах мальчишек той эпохи.