» » Смотреть страницы где упоминается термин саймон, герберт. Теория административного поведения Саймона. Теор Глассиер Герберт саймон нобелевская премия

Смотреть страницы где упоминается термин саймон, герберт. Теория административного поведения Саймона. Теор Глассиер Герберт саймон нобелевская премия

Саймон был пионером в деле создания информационной психологии и вел активную работу в таких областях, как математическая экономика и теория организации.

САЙМОН (Simon) Герберт

(1916-2001) - американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском ун-те (бакалавр искусств, 1936, д-р философии, 1943), в дальнейшем защитил докт. дис. по праву в Монреальском ун-те Мак-Гилла (1970). Профессиональную деятельность начал в качестве научного ассистента в Чикагском ун-те (1936-1938). С 1939 по 1942 г. -начальник учебного отдела Калифорнийского ун-та. Далее преподавал в Илли-нойском технологическом ин-те (ассистент профессора политических наук, 1942- 1945; ассоциативный профессор, 1945- 1947; профессор, 1947-1949). Одновременно с этим с 1945 по 1965 г. - профессор администрирования и психологии ун-та Карнеги в Питтсбурге.С 1965 г. - профессор компьютерных наук и психологии. С 1949 по 1960 г. - декан фак-та индустриального управления, с 1957 по 1977 г. - декан Высшей школы индустриального администрирования. Поч. д-р ряда ун-тов США и Европы. Имеет награду АРА За научный вклад (1969). Удостоен Нобелевской премии по экономике (1978). Имеет награду Дж. Медисо-на Американской ассоциации политических наук (1984). Начал свою карьеру с экономики и политических наук. После завершения образования обратился к проблеме принятия государственных решений (Беркли, Калифорнийский ун-т, 1939-1942). Проводил новаторские разработки по применению количественных методов в социологии, экономике и управлении. В этот период написал докт. дис. о принятии организационных решений, которая позднее была опубликована в качестве монографии (Administration behavior , N.Y., 1947). Развитие кибернетики в 1940-х гг. шло параллельно интересам С. в области принятия решений, и он приступил к разработке кибернетических моделей выработки административных решений. В 1952 г. С. - консультант корпорации РАНД, где началось его сотрудничество с Алленом Ньюеллом. Ознакомившись с появившимися в это время электронными компьютерами, С. пришел к мысли, что они могут быть использованы для воспроизведения человеческого мышления. В 1955 г. совместно с А. Ньюеллом он приступил к работе над программами, которые впоследствии оказали огромное влияние на развитие когнитивной психологии. На основе компьютерной метафоры деятельности мозга был создан ряд машинных моделей мышления. Вместе с А.Ньюэллом и Дж.Шоу, используя результаты психологических исследований О. Зельца, С. разработал компьютерные программы Логик-теоретик и Универсальный решатель проблем, основанные на допущении, что эвристическая деятельность человека протекает так же, как и процесс вычислений, или выполнение программ. В своих моделях С. постулирует наличие одного центрального процессора (счетчика), имеющего доступ к внешнему миру, кратковременной и долговременной памяти. Эти модели были апробированы на материале доказательства геометрических теорем, решения криптоарифметических задач и игры в шахматы. Однако программа С. была гораздо менее успешна применительно к проблемам реальной жизни. Тем не менее свою актуальность она продолжает сохранять применительно к тем аспектам этого подхода: определению проблемного пространства, целенаправленному решению проблем и методам решения проблем вне контекста. Основные труды С: Administrative behavior. 1947, 1976; Public administration/ (совм. с Smithburg D.W., Thompson V.A.), N.Y., 1950; Models: their uses and limitation (совм. с A.Newell) // (Ed.), 1956; Models of men: social and rational. N.Y.,1957; The Shape of automation for men and management. N.Y., 1965; The sciences of the artifica, 1969; Human problem solving, 1972 (совм. с A.Newell); Models of thought, New Haven, 1979; и др. В рус. пер.: Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965; Механизмы, вызывающие стремление к единообразию в группах, в соавт. / Математические методы в социальных науках, М., 1973; Менеджмент в организации, в соавт., М., 1995. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков,

Саймон Герберт (р. 1916) - американский экономист, автор концепции ограниченной рациональности  

Саймон Герберт А. и др. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. -М. Экономика, 1995  


ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ. Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин запрограммированные, заимствованный из языка компьютерной технологии, для описания решений в высокой мере структурированных. ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.  

Обычно менеджеры, занимающие в иерархии фирмы более высокое положение, принимают решения с более крупными ценностными составляющими, нижестоящие по рангу менеджеры принимают решения , имеющие большие фактические основания и непосредственное практическое значение. Те, кто находится ближе к руководству, принимают решения о том, что организация собирается делать, те, кто занимает более низкие должности, выбирают конкретные пути для более эффективного выполнения задач организации . Американский экономист и социолог Герберт Саймон считает, что в основе этих двух классов решений лежат разные критерии выбор целей должен быть утвержден и декларирован выбор средств может стать действенным эмпирическим путем. Таким образом, управ-  

Очень важно для менеджеров не только выполнять, но и разрабатывать решения и выбирать наилучшие из них в условиях неопределенной ситуации, непредсказуемого развития событий, отсутствия информации и т. д. По классификации, предложенной Гербертом Саймоном, выделяют две группы решений - программные и непрограммные. Программные решения - это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация , а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила и процедуры.  

Герберт Саймон (р. 1916 г., США) - за анализ систем принятия решений в экономических организациях.  

Продолжая рассмотрение субъективных критериев принятия решения , следует остановиться на концепции ограниченной рациональности , предложенной в 1956 г. лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном. Суть этой концепции в том, что, принимая решение , люди из-за ограниченности личностных факторов стремятся к упрощению, во-первых, реальной ситуации, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий, во-вторых, проблемы выбора , устанавливая уровни притязаний или устремлений по всем возможным последствиям, к которым может привести та или иная альтернатива. И наконец, люди выбирают первую альтернативу, которая наиболее удовлетворяет всем уровням притязаний, не рассматривая другие, которые могли бы привести к более эффективному результату. Иначе говоря, в процессе принятия решения человек выбирает не самый лучший вариант, а тот, который удовлетворяет потребностям в том смысле и объеме, как их понимает лицо, принимающее решение.  

Эта школа настаивает на необходимости проникновения в процессы обработки информации, мыслительные процессы стратега. Ее основоположником принято считать Герберта Саймона, опубликовавшего в 1947 г. книгу Поведение руководителя, а в 1960 г. -  

Известный американский экономист Герберт А. Саймон, анализируя , отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем. Поэтому он предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс , влияющий на процесс принятия управленческих решений . Любая экономическая система , как и человек, ведет себя как система последовательной обработки информации , способная в каждый момент времени заниматься лишь чем-то одним. В процессе управления необходимо привлечь внимание к одному или двум ключевым вопросам, другие проблемы, какими бы неотложными они ни были, должны ждать своей очереди для включения в повестку дня... Бесполезно вести речь о рациональности выбора в общественных делах, не считаясь с тем, какие процедуры имеются в наличии для рационального ранжирования проблем в повестке дня, и без учета косвенных последствий действий, предпринятых для достижения конкретных целей или решения конкретных проблем. Далее Г. Саймон отмечает, что по поводу фирм можно утверждать следующее, что число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной фирмы, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наиболее очевидные из них. Набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации. Исходя из этого можно сказать, что конкретный перечень показателей,  

Ранние исследования нобелевского лауреата Герберта Саймона говорят о том, что область специализации менеджера сильно влияет на его отношение к изменениям внешней среды. Менеджеры по маркетингу, продажам, по продукту или региону в первую очередь воспринимают изменения объема продаж и соответственно, невзирая на затраты, пытаются поднять уровень товарооборота. Производственные менеджеры склонны к рационализму, их скорее заботит окупаемость и прибыльность, нежели доля на рынке. Финансовые менеджеры строго фокусируют свое внимание на финансовых потоках и наличии чистых активов.  

Такой подход к пониманию организации, получивший название метод принятия решений , был предложен в 1940-1950-х гг. нобелевским лауреатом Гербертом Саймоном и его коллегами, среди которых был Джеймс Марш из Технологического института Карнеги (ныне Университет Карнеги-Мел он). Изучая параллели между принятием решений человеком и организацией, Саймон приобрел известность своими заявлениями, что организация не может быть вполне рациональной потому, что ее члены обладают ограниченными возможностями в обработке информации . Утверждая, что люди а) в  

Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления//Тпез 3,1993, № 3- С.34-  

Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., др. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. - М. , Экономика, 1995.  

Саймон Герберт (Simon Herbert) (род. 1916) США Университет Карнеги-Мел-лон (Питтсбург, США) За новаторские исследования процесса принятия внутрифирменных решений.  

САЙМОН ГЕРБЕРТ (Simon, Herbert) - член Национальной академии наук США, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1978 г., профессор компьютерных наук и психологии Университета Карнеги-Меллона. Более 30 лет С. изучает вопросы принятия решений , разрешения управленческих проблем и искусственного интеллекта . В своих книгах "Административное поведение", "Новая наука принятия управленческих решений " , "Принятие управленческих решений . Роль интуиции и эмоции" он рассматривает такие фундаментальные понятия менеджмента , как иерархия власти и целеобразование, принятие решений в тесной связи с практикой управления, рациональность в принятии решений (объективная, субъективная и ограниченная рациональность ,), последовательный поиск , несовершенное знание, и многие другие.  

Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А. МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ  

Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения , руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Исследователь Герберт Саймон указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет удовлетворяющим, а не максимизирующим. Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных14.  

Герберт Саймон в 1947 г. опубликовал работу Административное поведение, где он развил идеи Барнарда. Подлинная теория организации и администрирования может развиваться при анализе того мира, в котором люди ведут себя преднамеренно рационально, но в действительности обладают способностью лишь в ограниченной степени. Саймон отмечает, что построение организации должно опираться на знание тех изучаемых общественными науками вопросов, которые связаны с более широко понимаемыми целями организации . Индивиды определяют для себя подцели и стремятся к их достижению, возможно, в ущерб реализации глобальных целей. Категорический вывод о влиянии организационной структуры фирмы на результаты хозяйственной деятельности сформулировал Альфред Чандлер (1962, Стратегия и структура).  

Герберт Саймон, лауреат Нобе- занимавшейся изучением проблем  

Сложнейшей методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Американцы Т. Питере и Р. Уотермен отмечают Внутренняя слабость аналитического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное 1. Информационные технологии значительно расширили возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. Вместе с тем они же выявили и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многообразной информации. Известный американский экономист Герберт А. Саймон (Simon), анализируя процессы принятия управленческих решений , отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем. Поэтому он предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс,  

Первопроходцами, преодолевшими барьеры между разными науками, стали Джеймс Мид (исследовал взаимодействие между экономикой и политикой), Герберт Саймон (рассмотрел связь экономики и психологии), Гэрри Беккер (один из основателей экономики образования, экономики медицинского обслуживания , экономики преступления и наказания), Рональд Коуз (изучил взаимопроникновение правовой и экономической наук), Дуглас Норт (проанализировал проблемы на грани истории и экономики)1.  

Simon, Herbert А. (род. 1916) (Герберт Алексан-дер Саймон) Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1978 г. за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях и, в частности, в фирмах (firm).  

Школа социальных систем. Основоположниками данной школы считаются Честер Барнард, Герберт Саймоне, Карнеги. С этой школой связаны также такие известные в научном мире имена, как Игорь Ансофф , Ричард Сайерт, Джеймс Марч. Теоретики школы рассматривают организацию как систему, как единое целое. Системный подход - основа их метода управления организацией.  

Признанным основоположником поведенческой экономической ории считается, нобелевский лауреат, американский экономист, юфессор психологии и информатики Герберт Саймон.  

Саймон (Simon) Герберт Александер. Родился в 1916 г. в Милуоки (штат Висконсин, США). В 1936 г. окончил Чикагский университет (бакалавр), спустя семь лет там же получил степень доктора. Исследователь в муниципалитете Чикаго (1936-1938), директор исследовательской группы Калифорнийского университета (Беркли). Преподавал в Иллинойском технологическом институте и Университете Карнеги- Меллона (с 1949). Лауреат Нобелевской премии по экономике (1978). Основные исследования посвящены теории принятия решений в организациях, теории управления и эвристическому программированию.  

В литературе выделяется также школа социальных систем, представителями которой являются Честер Барнард, Герберт Саймон и др. Барнард в книге Функциируководителя обосновал необходимость применения к управлению комплексного подхода, учитывающего философские, экономические, социальные, психологические, естественнонаучные (физические) аспекты. Он дал определение формальной организации и ее элементов, выделил объективные и субъективные аспекты руководителей. Особое значение получила его теория восприятия, по-новому объясняющая взаимоотношения менеджеров и работников.  

Профессор Центра Карнеги-Меллон и лауреат Нобелевской премии Герберт Саймон (Herbert Simon) поставил вопрос об оптимизации предположения в традиционной теории выбора. Он полагал, что если поиск достаточно дорог, то надо удовлетвориться полученным выбором скорее, чем будет найден оптимальный набор. Можно остановить процесс выбора при первом же найденном удовлетворительном результате . Например, можно вложить деньги в банк под 5%, так как нет времени искать фонды, принимающие вклады под более высокий процент. Работа Саймона, несомненно, реалистична, но в некотором смысле противоречива, так как в мире, где все уже известно и доступно, не может существовать дорогого поиска. Это подчеркивает главную проблему, стоящую перед исследователями теории принятия решений , - из простого описания мира можно извлекать только уже известные истины. Но если это так, то бухгалтеры не нужны.  

На стратегическом уровне планирования особенно важно учитывать внешние условия деятельности организации . Именно поэтому концепция стратегического планирования является более сложной, чем концепция долгосрочного планирования . Кроме того, она связана не столько с продолжительным временным горизонтом, сколько с масштабом преобразований. При этом общее условие развития организации - постоянное приспособление стратегии к новым возможностям и угрозам через принятие решений . Есть несколько подходов к стратегическому выбору . Первый основан на харизме руководителя, который должен ощущать то, к чему организации следует стремиться в будущем. Второй основан на методах сознательного формирования будущего желаемого образа организации, часто на основе использования экспертных методов , а также экономико-математического моделирования . Третий подход исходит из концепции последовательного приращения результатов (усилий) с учетом внешней среды . Опыт сведетельствует о том, что выбор наилучшего направления развития зависит как от обстоятельств, так и способности руководителя правильно осмысливать многочисленные события, тенденции и противоречивые факторы при формулировании целей и поиске путей их достижения. А в подтверждение этого приведем мнение лауреата премии памяти Нобеля (1978 г.) Герберта Саймона, который опроверг представление о фирме как о всеведующем, рационально действующем с целью максимизации прибыли , гомогенном объекте. Вместо этого он показал, что способность к рациональному действию менеджеров ограничена как принципиальной невозможностью увидеть перспективу во всей ее сложности и разноообразии (гетерогенности), так и разницей в их личных устремлениях и социальных перспективах. Он обращал внимание на ограниченность памяти человека, его неспособность к многовариантным расчетам, считая эти качества непреодолимым препятствием для абсолютно рационального поведения . Г. Саймон показал, что фирмы ставят перед собой в качестве цели не максимизацию прибыли , а нахождение приемлемых решений возникающих перед ними сложных проблем. Такая ситуация часто заставляет менеджера выбирать между конфликтными целями. В итоге возникла концепция, получившая название теории ограниченной, или связанной, рациональности.  

Второй важнейший элемент для нашего понимания человеческого поведения - это расшифровка информации, поступающей из внешнего мира Этот вопрос играет незначительную роль, или вообще не играет роли, в стандартных экономических исследованиях, хотя Лукас (1986) признает выводы из моделей рационального ожидания не имеют смысла без обучения со стороны игроков, а также вне условий устойчивого равновесия и конкуренции (эти условия указаны Уинтером), что делает выбор и альтернативы хорошо понятными для игроков. На первый взгляд посыпки об устойчивом равновесии и знании альтернатив весьма привлекательны, потому что наша жизнь состоит из привычных действий, в процессе которых проблема выбора возникает по отношению к обычным, повторяющимся и достаточно ясным вопросам, так что 90 процентов наших ежедневных действий не требует особых размышлений. Но на самом деле именно существование "встроенного" набора институгов позволяет нам избежать обдумывания проблем и столкновения с ситуациями, когда приходится делать выбор. Мы легко принимаем решения , поскольку наше взаимодействие с окружающим миром институционализировано таким образом, чтобы снизить неопределенность. Но как только мы переходим от выбора, касающегося личных и устойчиво повторяющихся вопросов, к выбору, выходящему за рамки личного опыта и относящегося к неповторяющемуся взаимодействию с миром, неопределенность результатов возрастает. Чем сложнее и уникальнее стоящие перед нами вопросы, тем выше неопределенность. У нас просто нет теорий, которые позволили бы надежно предсказать последствия наших решений, а информация, которую мы получаем в таких ситуациях, часто не позволяет обновить и тем самым улучшить наши модели поведения. Об этом очень хорошо написал Герберт Саймон  

Профессора появились на сцене в связи с обсуждением исследований Хо-торна. Работы Дж. Е. Мейо, Ф. Дж. Рётлисбергера, Герберта А. Саймона, Рен-сиса Ликерта, Фреда Фидлера, Пола Лоренса, Джея Лорша и других свидетельствуют о том, что в течение последних 60 лет доминирующее влияние на развитие менеджмента оказывали исключительно академические круги. -  

В этом разделе мы рассмотрим три важные темы. В гл. 3 будет показано то значение, которое первые инженеры придавали приложению научных методов к изучению трудовых процессов. Особая значимость приписывалась авторитету науки в стремлении сделать менеджмент "респектабельным". Мы увидим также, каким образом , по мере того как эта научная дисциплина становилась зрелой, на нее непрерывно возрастал спрос. В гл. 4 продолжается дискуссия о роли науки в принятии решений представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решений скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей согласны между собой в том, что принятие решений занимает немалую часть времени менеджеров, даже если они расходятся во мнении о том, единственная ли это для них функция. Практически многие полагают, что единственный "родовой" вид деятельности в профессии менеджера - принятие решений . Герберт А. Саймон называл принятие решений "сутью управленческой деятельности".  

Вебер познакомил нас с важной ролью рационализма, а Герберт Саймон применил это понятие для исследования поведения администраторов. Саймонов анализ рациональности принятия решений поначалу кажется странным. В то время, когда знания до того расширились, что с трудом можно овладеть лишь малой их частью даже в глубоко специализированной области, появился Саймон, который сразу выделился во многих областях. Он занимался политологией в Чикагском университете, где защитил докторскую диссертацию в 1943 г. работал в Международной ассоциации городских менеджеров и в Бюро общественной администрации при Калифорнийском университете, а также преподавал в Илли-нойсском технологическом институте, прежде чем перешел в Университет Кар-неги-Меллона в 1949 г. В настоящее время он работает в Университете Ричарда Кинга Меллона в качестве профессора по вычислительной технике и психологии.  

Развитие теории Барнарда. Герберт А. Саймон определил власть просто как "возможность принимать решения , которые направляют действия другого человека" . Но в отличие от Фоллетт Саймон был твердо убежден в том, что власть порождает иерархические отношения между двумя или несколькими людьми один из них - руководитель, другой - подчиненный. Единственное отличие, признаваемое Саймоном, состоит в способе, которым он объяснял власть в чисто бихевиористских понятиях. Власть имеет место только тогда, когда наблюдается определенное поведение, не зависящее от "бумажной теории организации ". Старший по положению ведет себя так выдает команду и ожидает, что подчиненный воспримет эту команду должным образом. Подчиненный ведет себя следующим образом выполняет команду и поступает в соответствии с поведенческой альтернативой, которую "выбрал для него босс".  

САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916–2001), американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией , до психологии и искусственного интеллекта. Родился Саймон 15 июня 1916 в Милуоки (шт. Висконсин) в семье инженера-электрика. С 1933 по 1936 учился в Чикагском университете, специализировался по политологии, однако изучал также экономику, логику, физику и биофизику; в числе его непосредственных учителей были Р.Карнап и Г.Лассуэлл. В последующие несколько лет занимался исследованием деятельности муниципальных властей, в 1939–1942 руководил исследовательской группой в Калифорнийском университете в Беркли. В 1943 получил в Чикагском университете докторскую степень по политологии. По завершении исследовательского гранта в Беркли вернулся в Приозерье, где работал в Иллинойсском технологическом институте и регулярно участвовал в семинарах «инкубатора» нобелевских лауреатов – Комиссии Коулса по экономическим исследованиям, которая базировалась в то время в Чикагском университете.

В 1947 вышла из печати первая из ставших классическими книг Саймона – Административное поведение (Administrative Behavior , 4-е изд. 1997). Помимо исследования принципов функционирования организаций в ней были намечены контуры концепции «ограниченной рациональности» (bounded rationality), которая через три десятилетия и принесла Саймону Нобелевскую премию. Идея «ограниченной рациональности» принадлежит не экономической, а социально-психологической и даже антропологической области и заключается в том, что при поиске и принятии решения человек во многих, а в определенных условиях и в большинстве случаев не стремится к наилучшему решению, а ограничивается первым же, пусть и не оптимальным удовлетворительным решением.

В конце 1940 – начале 1950-х годов Саймон участвовал в создании Управления по экономическому сотрудничеству, координировавшего план Маршалла (в дальнейшем это управление трансформируется в международную Организацию экономического сотрудничества и развития), а также занимался экономическим обоснованием развития атомной энергетики и исследованиями в области метематической экономики.

В 1949 Саймон стал профессором Технологического института Карнеги в Питтсбурге, где участвовал в создании Школы промышленного управления. В институте Карнеги (с 1967 – университет Карнеги – Меллона) прошла вся его дальнейшая научная жизнь; вместе с А.Ньюэллом ученый сыграл большую роль в превращении этого поначалу малоизвестного учебного заведения в престижный университет и один из ведущих американских и мировых центров компьютерной науки, непосредственно участвовав в создании в нем Школы информатики и отделения психологии.

Сохраняя приверженность к внесению точных методов в социальные науки, Саймон на рубеже 1940–1950-х годов пришел к выводу о целесообразности исследования процессов поиска и принятия решений путем их компьютерного моделирования. В 1952 познакомился в корпорации РЭНД с А.Ньюэллом. Вначале они, основываясь на идеях А.Тьюринга и К.Шеннона, заинтересовались созданием программы для игры в шахматы, а несколько позже задались целью смоделировать способность человека к доказательству логико-метематических теорем. Эта задача, к которой подключился системный программист из РЭНДа Дж. («Клифф») Шоу, быстро получила решение. Модель «Логик-теоретик» была создана в декабре 1955 (Ньюэлл к тому времени перебрался в Питтсбург, оставаясь при этом сотрудником РЭНД), летом 1956 она была реализована в виде компьютерной программы, а 11 сентября 1956 о модели было сообщено на симпозиуме по теории информации в Массачусетском технологическом институте. В дальнейшем Саймон и Ньюэлл с участием Шоу разработали ряд других программ, моделирующих такие типы человеческой деятельности, считавшиеся заведомо интеллектуальными. Возвращались они и к созданию шахматной программы, но основным продуктом стал «Универсальный решатель задач» (General Problem Solver), в котором были воплощена общая модель решения проблем. В 1972, когда искусственный интеллект был признанной дисциплиной, результаты этого периода были обобщены в книге Ньюэлла и Саймона Решение проблем человеком (Human Problem Solving ).

Работы Саймона и Ньюэлла 1950-х годов оказали исключительно важное воздействие на развитие информатики и вычислительной техники. Ими была задана так назывемая парадигма символьной обработки информации (symbolic information processing), в основе которой лежит гипотеза о том, что человеческое мышление наиболее адекватно моделируется как в основном последовательное и алгоритмизуемое оперирование с некоторыми символами, каким-то образом отображающими действительность. Мышление человека обеспечивается действием одной из разновидностей того, что Саймон и Ньюэлл назвали материальной символьной системой (physical symbol system), на некотором уровне рассмотрения принципиально тождественной для человека и ЭВМ (этот тезис называется компьютерной метафорой, или концепцией бестелесного интеллекта).

Когда в 1970-х годах в искусственном интеллекте произошло осознание того, что в реальных мыслительных процессах важнейшую роль, наряду с общими принципами мышления, играют также конкретные знания, в качестве одного из источников этих знаний стала рассматриваться семантическая структура естественного языка. Таким образом, Саймон, в огромном творческом наследии которого практически не было собственно лингвистических работ, на несколько десятилетий определил продуктивное взаимодействие между лингвистами и представителями компьютерной науки.

В конце 1950-х годов Саймон продолжал заниматься экономикой и теорией менеджмента, опубликовав книги Организации (Organizations , 1958, совместно с Дж.Марчем) и Новая наука об управленческих решениях (The New Science of Management Decision , 1960), однако начиная с 1960-х годов и особенно в 1970-х годах все более значительное место в его исследованиях стали занимать проблемы искусственного интеллекта, когнитивной психологии, а впоследствии также логики , методологии и психологии науки. Начало этому сдвигу, который сам Саймон рассматривал как совершенно логичное развитие своего интереса к процессам принятия решений и личный вклад в их научное изучение, положила книга Модели человека (Models of Man , 1957). В 1969 вышло первое издание книги Саймона Науки об искусственном (The Sciences of the Artificial , 3-е изд. 1996, рус. пер. 1972), в которой были подробно рассмотрены гносеологические функции компьютерного моделирования как исследовательского метода; эта книга поныне остается одним из основных методологических трудов по «компьютерным наукам».

В 1979 Саймон опубликовал первый, а в 1989 – второй том Моделей мышления (Models of Thought ). В начале 1980-х годов в рамках своей концепции наук об искусственном обосновал статус новой научной дисциплины – когнитивной науки, возникшей как теоретическая составляющая искусственного интеллекта и одновременно междисциплинарный синтез наук о человеческом мышлении. Междисциплинарному исследованию научных открытий были посвящены книги Модели открытия (Models of Discovery , 1977) и написанная в соавторстве Научные открытия: компьютерные исследования креативных процессов (Scientific Discoveries: Computational Explorations of Cognitive Processes , 1987). В 1982 были собраны и изданы работы по «ограниченной рациональности» (Models of Bounded Rationality , в 2-х томах), в 1997 вышел третий том.

Павел Паршин

Герберт Саймон издал книгу: Модели человека / Models of Men: Social and Rational, где подробно обосновал свою концепцию ограниченной рациональности / bounded rationality.

Дело в том, что до выхода книги такие многие учёные считали, что человек - существо рациональное и в различных ситуациях всегда стремится получить максимум.

По мнению Герберта Саймона, более точное описание выглядит так: существует некоторый уровень устремлений / aspirational level, который конкретный человек считает для себя удовлетворительным, и к которому стремится. Или: человек принимает удовлетворительное, то есть относительно хорошее - вместо наилучшего - решение.

Чтобы действительно найти оптимальное решение в сложной ситуации, нужно проанализировать много вариантов, от чего, как правило, люди отказываются…

«… он обосновывает идею так называемой «ограниченной рациональности». В чём же состоит подобное «ограниченное» видение рациональности?

Во-первых, Г. Саймон признаёт, что ограничены сами мыслительные возможности конструирующего модель человека, и поэтому они далеко не всегда адекватны уровню неопределённости ситуаций и сложности проблем, возникающих в менеджменте, а также потребности глубокого анализа и оперативной оценки всех имеющихся альтернатив.

Во-вторых, организации, как центры принятия решений, нечасто обладают всей нужной и качественно проработанной информацией для принятия эффективных решений.

В-третьих, нет ясности в отношении тех целей и средств, ценностей и критериев, с помощью которых можно было бы оценить содержание и дизайн решения. Ведь организация состоит из людей, которые могут иметь различные интерпретации общих целей и обладать разными ценностными ориентирами.

И наконец, в-четвёртых, принятие решений в реальной политике подвергается давлению социальной среды и поэтому не совсем походит на спокойную игру в шахматы в тихом месте. Часто под давлением различных социальных факторов происходят переформулировка и пересмотр содержания решения, причём даже после нахождения и утверждения его итогового варианта.

В силу этих аргументов Г. Саймон предлагает вместо понятия «оптимального» (то есть наиболее эффективного и рационально обоснованного) решения ввести в оборот понятие «удовлетворительного» (satisficing), иначе говоря, предпочтительного по некоторым критериям решения».

Интересы: искусственный интеллект, когнитивные науки.

Образование: бакалавр, Чикагский университет, 1936; доктор, Чикагский университет, 1943.

Профессиональная деятельность: Университет Ричарда Кинга Мел-лона, профессор компьютерных наук и психологии, факультет психологии Университета Карнеги-Меллон; почетный доктор наук Йельского университета, 1963, Технологического института Кейса, 1963, Университета Маркетта, 1981, Колумбийского университета, 1983, Колледжа Густава Адольфа, 1984; почетный доктор права Чикагского университета, 1964, Университета Макгилла, 1970, Мичиганского университета, 1978, Университета Питтсбурга, 1979;член Национальной академии наук, 1967; почетный доктор Университета Ланда, 1968; награда "За научный вклад" АРА, 1969; доктор экономических наук Университета Эразма, Нидерланды, 1973; награда Туринга, Ассоциации компьютерной техники, 1975; почетный член Американской экономической ассоциации, 1976; Нобелевская премия в области экономических наук, 1978; доктор, Университет Поля Валери, 1984; награда Джеймса Медисона Американской ассоциации политических наук, 1984.

Основные публикации

1947 Administrative Behavior. Macmillan. (3rd edn. Free Press. 1976.)

1956 Rational choice and the structure of the environment. Psychological Review, 63,129-138.

1958 Element of a theory of human problem solving. Psychological Review, 65, 151-166 (with A. Newell and J. C. Shaw).

1961 Computer stimulation of human thinking. Science, 134, 2011-2017 (with A. Newell).

1962 A theory of the serial position effect. British Journal of Psychology, 53, 307-320 (with E.A. Feigenbaum).

1963 Human acquisition of concepts for sequential patterns. Psychological Review, 70,534-546 (with К. Kotovosky).

1967 Motivational and emotional controls of cognition. Psychological Review, 74, 29-39.

1969 Information-processing analysis of perceptual processes in problem solving. Psychological Review, 76, 473-483 (with M. Barenfeld).

1972 Human Problem Solving. Prentice Hall (with A. Newell).

1973 Perception in chess. Cognitive Psychology, 4, 55-81 (with W.G. Chase).

1979 Models of Thought. Yale University Press.

1981 The Sciences of the Artificial (2nd edn). MIT Press.

1984 Protocol Analysis. MIT Press (withA.Ericsson).

Anderson J. R. (1985) Cognitive Psychology aha its Implications. Freeman.

Nisbett R. E. and Wilson T. D. (1977) Telling more than we know: Verbal reports on mental processes.Psychological Review , 84,231-259.

Posner M. I. (ed.) (1989) Foundations of Cognitive Science. Bradford.

Sheehy N. P. and Chapman A. J. (eds) (1995) Cognitive Science , vol. 2. Edward Elgar.

Герберт Саймон начал свое образование и карьеру с экономики и политических наук. В процессе обучения он занимался исследованием организации досуга в Милуоки, а по завершении образования обратился к проблеме принятия государственных решений - сначала в качестве помощника Кларенса E. Ридли (1936-9) в Международной ассоциации городской администрации, а затем в качестве директора административных исследований (193 9-42) в Бюро общественной администрации Калифорнийского университета в Беркли. В этот период Саймон написал свою докторскую диссертацию о принятии организационных решений, которая была опубликована позднее под заглавием Administrative Behavior (1947). С 1942 по 1949 он являлся сотрудником факультета Иллинойского технологического института и возглавлял отделение политических и социальных наук. Развитие кибернетики во время Второй мировой войны шло параллельно интересам Саймона в области процессов принятия решений, и он приступил к созданию моделей выработки административных решений. В 1949 он поступил в аспирантуру Технологического института Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллон) и занялся эмпирическими исследованиями в области принятия организационных решений, не оставляя и научной работы. Он стал консультантом в исследовательской лаборатории корпорации РАНД (около 1952), что привело к важному сотрудничеству с Алленом Ньюеллом.

Исследования в области принятия организационных решений подвели Саймона к другой теме - решению задач; познакомившись с электронными компьютерами, он пришел к мысли, что они могут быть использованы для воспроизведения человеческого мышления. Воспользовавшись компьютерами и протоколами сеансов мышления вслух, которые являлись основньми исследовательскими средствами, он вместе с Алленом Ньюеллом приступил в 1955 к работе над программой, которая стала в какой-то мере революцией в когнитивной психологии. Сначала им удалось продемонстрировать, что компьютеры могут быть запрограммированы таким образом, чтобы решать проблемы с помощью эвристического поиска. Затем последовала программа, которая объясняла многие явления вербального научения с помощью методов серийных антиципации и парных ассоциаций.

Во время изучения процессов решения задач людьми Ньюелл и Саймон разработали несколько концепций, оказавших глубокое влияние не только на когнитивистику, но и на другие науки. Они высказали предположение, что процесс решения задачи включает в себя отбор операторов (средств), которые могут быть применимы к данному состоянию конкретной проблемы, чтобы перевести ее в конечное состояние (цели). Анализ "средства- цели" осуществляется внутри проблемного пространства, включая в себя потенциальные состояния знаний и операторов, трансформирующих одно состояние знания в другое. Анализ "средства-цели" предъявляет высокие требования к управляемой обработке данных: конечное состояние и существенные промежуточные состояния должны рассматриваться совместно. Воплощение теории Ньюелла и Саймона в компьютерной программе стало образцовой моделью для многочисленных последующих попыток формально конкретизировать информационные процессы, определяющие мышление. Их компьютерная программа мыслит рационально, однако не прибегая к дедуктивной логике.

В 1960-х Саймон работал с Баренфельдом, Гилмартином и Чейсом над проблемой места знания в реализации таких навыков, как игра в шахматы и актуализация профессиональных знаний с помощью ключевых понятий. В другом исследовании, проведенном с Хейесом, Саймон изучал, каким образом люди понимают вербальные инструкции. Затем его исследования сфокусировались на воспроизводстве и объяснении процессов научного открытия и анализе процессов усвоения знаний по физике, математике и другим школьным предметам. Таким образом, шаг за шагом стараясь расширить диапазон когнитивных процессов, которые могли быть объяснены в рамках информационной парадигмы, Саймон начал использовать все более широкий набор когнитивных заданий, с которыми люди сталкиваются в школе и в процессе профессиональной деятельности.

Исследования Саймона и Ньюелла выявили относительное сходство, наблюдаемое в стратегиях решения задач. Они предположили, что это объясняется тем, что система обработки информации у людей не настолько сложна и изощренна, как это часто считается; люди обладают несколькими базовыми эвристиками для решения широкого круга проблем. Например, Чейс и Саймон продемонстрировали, что для того, чтобы описать все положения, возникающие на доске при игре в шахматы, достаточно 50000 визуальных конфигураций. Таким образом, способность определять конкретную конфигурацию может быть использована в качестве веского основания для планирования последовательности ходов. Профессиональные шахматисты учатся распознавать типичные конфигурации как единые блоки восприятия. Размышляя над определенной позицией, профессионал вспомнит шесть-семь конфигураций, каждая из которых содержит от трех до пяти фигур. В сфере информационной рабочей памяти находится одновременно шесть-семь пунктов, и интеллектуальная способность шахматиста может быть объяснена в терминах памяти благодаря перцепционному научению.

Однако, при всей своей внушительности, программа Саймона применялась в основном к искусственным проблемам типа ребусов и гораздо менее успешно - к проблемам "реальной жизни". Тем не менее три аспекта этого подхода продолжают сохранять свою актуальность, а именно: определение проблемного пространства, целенаправленное решение проблем и методы решения проблем вне контекста.